ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования общеучебных умений младших школьников 8
1.1 Понятие и сущность общеучебных умений
1.2 Особенности формирования общеучебных умений младших 13
школьников на основе их психофизического развития
Глава 2. Обучение речевым жанрам как средство формирования общеучебных умений младших школьников
2.1 Анализ учебников по русскому языку на предмет использования 22
упражнений по речевым жанрам
2.2 Методы и приёмы формирования общеучебных умений в процессе 34
обучения речевым жанрам 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования определяется тем, что с внедрением Федеральных образовательных стандартов начального общего образования произошли кардинальные изменения в представлении о целях, задачах и результатах образовательной деятельности. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пришло понимание обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, формирования у них готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Младший школьный возраст – это время для овладения самостоятельных форм работы, время развития интеллектуальной, познавательной активности школьников, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией. Это фундамент всего образования, что повышает ответственность учителей за формирование знаний, умений, навыков, и такого качества как творческая активность, в младшем школьном возрасте. От того, как проходит этот этап обучения, во многом будет зависеть и успешность перехода младших школьников к качественно новой учебной мотивации, направленной не только на получение новых сведений, новых разнообразных знаний, но и на поиски общих закономерностей, а главное, на освоение самостоятельных способов добывания этих знаний.
Формирование познавательных умений всегда являлось прямой задачей школьного обучения. Сегодня, в ситуации введения новых стандартов, формирование человека универсальных учебных действий познавательного характера является одним из требуемых результатов обучения подлежит проверке.
Если проанализировать вопросы и задания для школьников по определенному предмету, то можно выделить характерный для данного предмета тип заданий, который предполагает осуществление определенных последовательных мыслительных или практических операций, в результате выполнения которых у учеников человека формируется определенный способ действия в конкретной ситуации. То есть,если учащиеся понимают учебный материал и справляются с предлагаемыми заданиями, то у них формируются
те действия, формирование которых предполагалось составителями учебных программ и учебных текстов.
В свою очередь при том сформированные общеучебные умения и навыки даже способствуют пониманию даже учебного материала школьниками. даже Облегчить понимание обучающимися даже учебного материала возможно, даже обеспечив выполнение последовательных даже действий, которые и даже являются основой определенного даже универсального учебного действия.
Таким при том образом, общеучебные умения и навыки однако должны формироваться у школьников за счет качественного освоения учебных тогда дисциплин на каждом тогда этапе школьного обучения. тогда Впоследствии, сформированные общеучебные умения навыки должны обеспечивать более качественное каждая освоение учебного материала каждая в следующем году, каждая когда
материал будет увеличиваться количественно и усложняться.
Изучением проблемы выявления организации классификации общеучебных умений и даже навыков, а даже разработкой методики даже их формирования занимались такие исследователи, Ю. К. Бабанский, Н. Ф. Талызина, П. П. Гальперин, А. А. Бобров, С. Г. Воровщиков, А. К. Громцева, Е. В. Ковалева, Н. А. Лошкарева, В. Ф. Паламарчук, Д. В. Татьянченко, А. В. Усова, Т. И.
Шамова и др.
Объектом тогда данного исследования является тогда общеучебные умения младших школьников.
Предмет - формирование общеучебных умений младших школьников при изучении речевых жанров.
Цель исследования - описание методов и приѐмов формирования человека общеучебных умений младших школьников при изучении речевых жанров.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- подбор при изучение литературы по выбранной теме;
- раскрытие понятия и сущности общеучебных умений;
- рассмотрение особенностей формирования общеучебных умений младших школьников на основе их психофизического развития;
- даже анализ учебников по даже русскому языку на даже предмет использования упражнений по речевым жанрам;
- изучение и анализ методов и приѐмов формирования общеучебных умений и навыков в процессе обучения речевым жанрам.
Для решения каждая поставленных задач были каждая применены методы
общенаучного познания и анализа.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что данное человека исследование может быть в дальнейшем использовано как методический материал для преподавателей русского языка в младшей школе.
Работа состоит из введения, двух глав параграфами, заключения списка использованной литератур
Целью современного образования может быть просто приобретение сведений. Как указывает С.Г. Воровщиков, бесконечно разнообразны, так что, не в точности, как сложится в будущем жизнь ученика, немыслимо выделить именно то, что действительно пригодится в жизни.
В связи с этим сегодня важнейшей задачей системы образования является не укомплектование корзины знаний обучающихся раз и навсегда, формирование общеучебных умений, обеспечивающих умение учиться, обновлять имеющиеся знания и добывать новые, способствующие саморазвитию самосовершенствованию личности на протяжении жизни. В условиях общеобразовательного учреждения эту работу нужно системно и целенаправленно осуществлять, начиная с начальной школы.
Процесс формирования общеучебных умений — это особая технология обучения, включающая совокупность психолого-педагогических установок учителя, содержание, методы, средства, организационные формы, направленные на достижение диагностично поставленных целей обучения.
В возрасте от 6 до 10 лет основной ведущей является учебная деятельность, осуществление которой формирует у младших школьников главные психические новообразования. Процесс формирования и развития общеучебных умений навыков связан с процессом становления развития учебной деятельности. Важным этапом процесса её организации, является постановка учебной задачи, когда дети обнаруживают, что имеющихся у них знаний способов действия недостаточно для решения новой задачи. В этот момент, учитель дает ученикам никаких определений, образцов, организует поиск от одной учебной задачи до другой. Работа начинается с первых в школе.
Характер учебно-познавательных задач многообразен, но структура учебно-познавательной деятельности целом общая для всех и включает следующие элементы:
осознание принятие школьником учебно-познавательной задачи;
- построения плана её решения;
- практическое разрешение задачи;
- контроль за решением задачи;
- оценка результата в соответствии с эталоном;
- постановка задач дальнейшего совершенствованиярпитоприобретения знаний, умений, навыков.
Выпадение любого из этих компонентов делает учебно¬познавательную деятельность неполноценной; без этого невозможно сформировать и учебные умения. Учебные умения, входящие в структуру учебной деятельности, входят в состав различных групп общеучебных умений.
Изучая речевые жанры в начальной школе дети получают представление о:
- устной и письменной речи;
- письме, поздравлении, объявлении;
- составлении дневниковых записей;
- загадке, рассказе, скороговорке;
- информации о, этюде.
Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам презентации и публичных выступлений.
Таким образом, у детей формируются следующие общеучебные умения:
- учебно-организационные;
- учебно-интеллектуальные;
- учебно-информационные;
- учебно-коммуникативные умения.
Подводя итог данной работе нужно отметить, что проблемы, построения высказывания, формирования индивидуального стиля, выражения мыслей философию. На наш взгляд, обучение жанрам речи в начальной школе играет большую роль в дальнейшем умении детей правильно выражать и доносить до слушателей свои мысли.
1. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш. А. Амонашвили.зг- Москва, 1984. - 297 с.
2. Асмолова, А. Г. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли /
A. Г. Асмолова. - Москва: Академиа, 2010. - 159 с.
3. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров. Собрание сочинений / М. М. Бахтин. - Москва: Русские словари, 1996. - Т.5. - С. - 206 с.
4. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. Москва, 2000. - 298 с.
5. Блохина, Е. А. Подходы к решению задачи формирования универсальных учебных действий младших школьников / Е. А. Блохина // Начальная школа плюс До После. - 2010.- № 3.т- С. 20-25.
6. Божович, Л. И. Личность ее формирование детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва, 1968. - 464 с.
7. Бондарко, А. В. Принципы функциональной грамматики вопросы аспектологии / А. В. Бондарко. - Москва: Наука, 1983. - 208 с.
8. Величко, Л. И. Работа над текстами на уроках русского языка / Л. И. Величко. - Москва: Просвещение, 1983. - 128 с.
9. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия начальной школе. действия мысли / подстред. А. Г. Асмолова.
- Москва: Академия, 2010. -159 с.
10. Виноградов, В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды /
B. В. Виноградов. - Москва: Наука, 1980. -360 с.
11. Выготский, Л. С. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский.аерпин- Москва, 1983. - Т. 3. - 369 с.
12. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 520 с.
13. Гуревич, К. М. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы / К. М. Гуревич, Е. И. Горбачева. - Москва, 2012. - 80 с
14. Детская риторика рассказах и рисунках, 1 класс, Часть 1 / Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В., Никольская Р. И., Сорокина Г. И., 2006. - 265 c.
15. Дзуцев, Э. С. Обучение связной русской речи учащихся 1-4 классов осетинской школы / Э. С.Дзуцев. - Орджоникидзе: Ир, 1984.а- 104 с.
16. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. - Москва, 1997. - 520 с.
17. Журнал «Начальная школа» - №1,9 - 2005г.; - №6 2009г.; - №1 - 2010г.
18. Китаев Н. Н. Критерии оценки ученических сочинений / Н. Н. Китаев. - Москва: АПН РСФСР, 1961. - 177ас.
19. Крутецкий, В. А. Психология обучения воспитания школьников / В. А. Крутецкий. - Москва, 1976. - 303 с.
20. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А . А. Леонтьев. - Москва, 1969. -г337 с.
21. Лосева, Л. М. Как строится текст / Л. М. Лосева. - Москва: Просвещение, 1980. - 296 с.
22. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации мышлении на обучении / А. М. Матюшкин. - Москва, 1972. - 208 с.
23. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов. - Москва, 1977. - 240 с.
24. Осмоловская, И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе / И. М. Осмоловская. - Москва, 1998. - 155с.
25. Саломатина, Л. С. азвитие речи младших школьников в ходе изучения факультативного интегрированного курса «Комплексный анализ текста» (4 класс) // Образование современной школе. - 2005. - № 4. -згС. 14-20.
26. Саломатина, Л. С. Особенности организации проектной деятельности изучении русского языка в современной начальной школе // Начальная школа плюс ДО ПОСЛЕ. - 2009. - № 10. - С. 45-49.
27. Саломатина, Л. С. Идеи К. Д. Ушинского о нравственном и эстетическом воспитании младших школьников модернизация образования в современной школе: к 180-летию со дня рождения К. Д. Ушинского // Образование в современной школе. - Москва, 2014. - № 11. - С. 34-39.
28. Саломатина, Л. С. Сочинение-поздравление на тему «Здравствуй, Весна!» // Начальная школа ДО и ПОСЛЕ. - 2007. -т№ 2.т- С. 37-41
29. Саломатина, Л. С. Сочинение по пословице «Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра» // Начальная школа: Развитие речи: Сценарии уроков. 1-4 классы. - Москва: здательство «Первое сентября», 2004. - С. 102-107.
30. Соловейчик, М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка.// Начальная школа.а- 1986. -№ 7.
31. Соловейчик, М. С. Русский язык: Каетайнам нашего языка: учебник для 1 класса общеобразоват. учреждений / Н. С. Кузьменко, М. С. Соловейчик. - Ссмоленск: Ассоциация XXI век, 2008. - 136 с.
32. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебника для
2 класса, еадж общеобразоват. учреждений, акдонв 2 ч. акоднО/ / Н. С. Кузьменко, М. С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007, - 144 с.
33. Соловейчик, М. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для
3 класса общеобразоват. Учреждений / Н. С. Кузьменко, М. С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. - 144 с.
34. Соловейчик, М. С. Русский язык: нам нашего языка: учебник для
4 класса общеобразоват. учреждений, в 2 аякджч. / Н. С. Кузьменко, М. С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. - 160 с.
35. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальной школе / Н. С. Кузьменко, М. С. Соловейчик. - Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994. -383 с.
36. Соловейчик, М. С. Программа «Русский язык» для четырехлетней начальной школы / Н. С. Кузьменко, М. С. Соловейчик. - Москва: Просвещение, 2011. - 386 .
37. Усова, А. В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений гтадо в процессе изучения предметов естественного цикла. Учебное пособие /гА. В. Усоваг- Челябинск, ЧГПУ, 2002. - 319 с.
38. Узорова, О. В. Сборник контрольных диктантов изложений по русскому языку. 1-4тсклассы / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. - Москва: АСТ, Астрель, 2013. - 234 с.
39. Рамзаева, Т. Г. Методика обучения русскому языку начальных классах: Учеб. пособие для еадж студентов пед. по спец. № 2121 «Педагогика гтаоди методика нач. обучения» / М. Р. Львов , Т. Г. Рамзаева. - Москва: Просвещение, 1979. - 431 с.
40. Тураева , З. Я. Лингвистика текста (Текст: Структура семантика) / З.Я. Тураева. - Москва: Просвещение, 1986. - 126 с .
41. Юртаев, С. В. Потенциал речевой деятельности школьников перехода второй ступени обучения / С. В. Юртаев // Начальная школа. - 2006.етас- № 6.стеа- С. 90-96. тасекчиф
42. Инфоурок [Электронный ресурс] URL:
https://infourok.ru/material.html?mid=33386(Дата обращения 0.06.2017).
43. Социальная сеть работников образования [Элетронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/user/573713/page/analiz-umk-garmoniya(Дата обращения 10.06.2017).