Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Работа №20639

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
754
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 8
1 Теоретические основы изучения ценностных ориентаций 11
1.1 Понятие ценностных ориентаций 11
1.2 Ценности в структуре жизненного мира подростка 16
1.3 Пути и средства формирования ценностных ориентаций у подростков 22
2 Особенности формирования ценностных ориентаций у подростков-
сирот в приемной семье 30
2.1 Сравнительный анализ ценностных ориентаций ценностных ориентаций у подростков-сирот и подростков из кровных семей 30
2.2 Методы формирования ценностных ориентаций у подростков-сирот в
приемной семье 41
2.3 Методические рекомендации по формированию ценностных
ориентаций у подростков-сирот в приемной семье 47
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложение 55


Система ценностей, сложившихся в современном обществе, отражает его гуманистический потенциал, перспективы и приоритеты развития. Социокультурные процессы последних двух десятилетий оказали существенное влияние на формирование адекватных современным условиям личностных мотивов, установок, взглядов, норм, ценностных ориентаций личности. Как справедливо отмечает Н.Д. Никандров, трудности с воспитанием современной молодежи социально обусловлены, и основной вопрос связан с тем, каким мы хотим видеть россиянина в наших специфических условиях переходного периода и в ближайшей перспективе.
Вследствие трансформации традиционных институтов воспитания, в первую очередь семьи и школы, актуализировались различные асоциальные явления в подростковой среде, выросло количество социальных сирот, детей, нуждающихся в социальной реабилитации.
Современное общество диктует новые ценности и требования, установки и условия жизни человека в семье и социуме. Семья является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность и ценность личности. В семье реализуются потребности ребенка в любви, внимании и уважении, признании и общении, активности, складывается мотивация его поведения и происходит первичная социализация, формирование ценностных ориентаций. К сожалению, в наше время не у всех детей есть свои семьи и родители.
Немало детей в развитом современном обществе не имеют понятия о семье, так как остаются без попечения родителей, без семейного тепла и внимания, так как они воспитываются в условиях государственных учреждений и нуждаются в семейном устройстве. На сегодняшний день перспективным решением проблем социального сиротства и безнадзорности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их жизнеустройство и передача на воспитание в замещающие семьи. Передача детей в приёмные семьи обеспечивает условия для социализации детей-сирот, однако проблема ценностных ориентаций детей-сирот, воспитывающихся в приёмных семьях, является недостаточно изученной.
Исходя из этого, целью нашего исследования является изучение в теоретическом и экспериментальном плане формирования ценностных ориентаций у подростков-сирот в условиях приёмной семьи.
Объект исследования: ценностные ориентации подростков-сирот, воспитывающихся в приемных семьях.
Предмет исследования: особенности формирования ценностных ориентаций у подростков-сирот, воспитывающихся в приемных семьях.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) определить содержание понятия «ценностные ориентации»;
2) выявить специфику проявления ценностей и ценностных ориентаций в жизни подростков;
3) рассмотреть пути и средства формирования ценностных ориентаций у подростков-сирот, воспитывающихся в приемных семьях;
4) проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы и разработать рекомендации.
Теоретико-методологическая база: в ходе нашего исследования, мы руководствовались работами следующих авторов: Д.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Ф.Е. Василюк, Л.П. Буева, С.Л. Рубинштейн, А.С. Белкин, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Д.И. Фельдштейн и др.
Методы исследования:
1) изучение научной литературы;
2) эмпирические методы: модифицированная методика Т.В. Дембо -С.Я. Рубинштейна личностно-ролевой рефлексии, выявления возрастной динамики влияния воздействий на формирование самооценки тест Фланагана на выявление уровня интеллекта и общей осведомленности. Методика «Самоактуализационный тест САТ», Морфологический тест жизненных ценностей Л.В. Карпушиной, Ценностные ориентации М. Рокича;
3) методы количественного и качественного анализа.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось среди подростков 14-15 лет в количестве 11 человек в приемных семьях г. Лесосибирска, Красноярского края, а также школьников МБОУ СОШ №1 г. Лесосибирска.
Практическое значение исследования: получены эмпирические данные о ценностных ориентациях и способах их формирования у подростков, воспитывающихся в приёмных семьях, которые можно использовать в процессе организации воспитательной, развивающей и коррекционной работе с детьми- сиротами.
Структура дипломной работы:
Работа состоит из введения, двух глав (каждая из которых включает в себя по три параграфа), заключения, приложения и списка использованных источников. Объем работы 57 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив научную литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что ценностные ориентации - система интересов и устремлений личности, иерархии индивидуальных предпочтений и образцов, целевой и мотивационной программы, а также уровень притязаний и престижных предпочтений. С помощью системы ценностных ориентаций человек выражает свое отношение к действительности, разграничивая значимость явлений, предметов и их свойств на положительно и отрицательно значимые.
Ценностные ориентации в психологии рассматриваются в качестве сложного социально-психологического феномена, который даёт характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определяет общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придаёт смысл и направленность его поведению и деятельности.
Нарушения жизненного мира и ценностных ориентаций и их коррекция является одной из многочисленных проблем, стоящих перед современным обществом. У современных подростков-сирот формируется специфическая система ценностей, которая противостоит одобряемым и общепризнанным нормам. Часто неустойчивость ценностных ориентаций может приводить к правонарушениям. В связи с этим выявлять нарушения ценностно-мотивационной сферы нужно как можно раньше, чтобы провести с ребенком более продуктивную работу.
В практической части опытно-экспериментального исследования проведен ряд тренингов с подростками-сиротами на базе Лесосибирского филиала краевого Центра развития семейных форм воспитания (в соответствии разработанной нами программы). В ходе исследования было замечено, что у подростков-сирот из приёмных семей улучшилась ценностно-мотивационная сфера, они приобрели навыки, которые будут полезны при дальнейшей жизни, в том числе семейной. Подростки из приёмных семей учились планировать свою деятельность, организовывать продуктивное совместное взаимодействие, развивали полезные для себя коммуникативные навыки. Они получили представление о ценностях и научились разделять более позитивные, менее позитивные и негативные ценности. У подростков сформировалось чувство ответственности, улучшилась манера поведения в обществе, появилась мотивация для совершения общественно полезной деятельности. На основе опыта проведения данных занятий мы разработали методические рекомендации для приёмных родителей:
• Для начала необходимо определиться и согласовать ценности, которые они собираются формировать у подростков.
• Учитывать прежний опыт ребенка, нейтрализовать отрицательный и использовать позитивный.
• Учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
• Учитывать разнообразные методы и приемы.
• Создавать воспитывающие ситуации, ситуации успеха.
• Взаимодействовать со школой и другими образовательными организациями, которые посещает ребенок.
• Объяснять ребенку о ценностях, как к ним относиться и как их формировать.
• Ставить ребенка в ситуацию выбора.
• Использовать при формировании ценностей, средства кино, телевидение, музыку, природу и т.д.
При формировании ценностных ориентаций у подростков-сирот в приемной семье мы можем использовать арсенал методов по формированию сознания личности, методы организации деятельности и поведения и методы педагогического стимулирования с учетом воспитательных возможностей родителей, условий, в которых протекает воспитание, возрастных и индивидуальных особенностей детей-сирот. Таким образом, цель исследования реализована, задачи выполнены.



1. Арон, И.С. Особенности ценностно-мотивационного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению детей, оставшихся без попечения родителей. //Вестник Брянского государственного университета.- 2013. - С. 43-50.
2. Белякова, С.Г. Ценностные ориентации учащихся в современных социокультурных условиях общеобразовательной школы. // Педагогическое образование и наука. - 2013. - №3. - С. 40-44.
3. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания [Электронный ресурс]: электрон. данные. Режим доступа: http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1195049739&archive=1195938639&start_from=&ucat=&(свободный доступ). - Дата доступа: 12.02.2017.
4. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Василькова Ю.В. - Москва: Академия, 2013. -160 с.
5. Гибадуллин, Н.В. Проблемы формирования семейных ценностей у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 6. - 2014. - С. 68-73.
6. Гомеляк, Ю.Н. Ценностные ориентации подростков, лишенных родительского попечения, как предикатор риска социальной дезадаптации // Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. - 2013. - № 4. - С. 13-15.
7. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого- педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - Москва: Академия. - 2012.
8. Загвязинский, В.И. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований / В.И. Загвязинский и др. - Москва: Академия. - 2013.
9. Захарова, Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи как условие успешности воспитания приемного ребенка. // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2008. - С. 74-79.
10. Золотухина-Аболина, Е.В. Теоретическая и прикладная этика в системе современной культуры. - Москва: Директ-Медиа. - 2016.
11. Ибе Л.А., Черная Е.В. Исследование особенностей развития ценностно-нормативных основ личности у воспитанников детского дома. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 4(39). Часть II. - Новосибирск: СибАК. - 2014.
12. Ипполитова, Е.А. Психологическое сопровождение становления семейных перспектив воспитанников детских домов в юношеском возрасте. // Психология Обучения. - 2012. - №4. - С. 16-20.
13. Ляхова, М.А. Особенности ценностных компонентов жизненных стратегий студентов вуза, воспитывавшихся вне родительской семьи. // Вестник КемГУ 2012. - № 4. - С. 28-31.
14. Ляхова, М.А. Ценностные ориентации личности, воспитывавшейся вне родительской семьи. // Вестник КемГУ. - 2011. - № 3. - С. 39-42.
15. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - Москва: Юрайт, 2013.
16. Матвеева, С. П. Роль приемной семьи в развитии ценностных ориентаций у детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / С. П. Матвеева, О. В. Самитова // Наука и образование: современные тренды : коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2013. — С. 123-131.
17. Мурзина, К. Е. Формирование ценностных ориентаций у старшеклассников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - С. 38-41.
18. Орлова, Н.Н. Опыт формирования ценностных ориентаций детей-сирот в учреждениях интернатного типа. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Портал «Киберленинка». - режим доступа:https://cyberleninka.ru/(свободный доступ).
19. Палиева, Н.А. Формирование ценностных ориентаций у детей-сирот в условиях детского дома. // Вестник Университета Российской академии образования. - 2007. - №2.
20. Полярина, А.В. Ценностные ориентации как аспект представлений о качестве жизни у подростков в условиях интернатного воспитания // Человек и образование. - 2010. - №2. - С. 23-25
21. Пяткина, Г.Н. Педагогическое сопровождение социализации детей - сирот в приемной семье: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Пяткина Галина Николаевна; [Место защиты: Том. гос. пед. ун-т]. - Томск, 2011.¬181 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/299
22. Руженков, В.А. Ценностные ориентации подростков, лишенных родительского попечения, как предиктор риска социальной дезадаптации // Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. - 2013. - № 4.
23. Сабирова, К.М. К проблеме формирования ценностных ориентаций детей- сирот в условиях детского дома / Сабирова К.М. Техтелева Н.В. // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2014. - №3. - С. 14-17.
24. Самитова, О.В. // Наука и образование: современные тренды : коллективная монография / гл. ред. О. Н. Широков. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - Выпуск II. - 2016. -С. 146 -155.
25. Савин, Н.В. Педагогика. http://www.twirpx.com/file/301011/
26. Сельцова, И.А. Сравнительный анализ ценностных ориентаций детей-сирот и детей из полных семей. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Портал «Киберленинка». - режим доступа:https://cyberleninka.ru/(свободный доступ).
27. Слесарева, О.А. Восприятие мира ребенком, воспитывающимся в детском доме. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Портал «Киберленинка». - режим доступа:https://cyberleninka.ru/(свободный доступ).
28. Суетина Н.М. Ценность и ценностные ориентации: концептуализация различных подходов. //Вестник Адыгейского государственного университета.Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция,политология, культурология.- 2008. - С. 28-34.
29. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л.: Издательство Ленинградского университета //http://gigabaza.ru/doc/1956.html.
30. Ушакова, Н.Н. Ценностные ориентации современных подростков. // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - №1.
31. Чернушкина, Н.В. Роль формирования ценностей в личностном и профессиональном самоопределении обучающихся из числа детей-сирот. Территория науки. - 2015. - № 1
32. Ядов, В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности
//Методические проблемы социальной психологии.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/35.php


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ