ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
|
Введение 8
1 Теоретические основы изучения ценностных ориентаций 11
1.1 Понятие ценностных ориентаций 11
1.2 Ценности в структуре жизненного мира подростка 16
1.3 Пути и средства формирования ценностных ориентаций у подростков 22
2 Особенности формирования ценностных ориентаций у подростков-
сирот в приемной семье 30
2.1 Сравнительный анализ ценностных ориентаций ценностных ориентаций у подростков-сирот и подростков из кровных семей 30
2.2 Методы формирования ценностных ориентаций у подростков-сирот в
приемной семье 41
2.3 Методические рекомендации по формированию ценностных
ориентаций у подростков-сирот в приемной семье 47
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложение 55
1 Теоретические основы изучения ценностных ориентаций 11
1.1 Понятие ценностных ориентаций 11
1.2 Ценности в структуре жизненного мира подростка 16
1.3 Пути и средства формирования ценностных ориентаций у подростков 22
2 Особенности формирования ценностных ориентаций у подростков-
сирот в приемной семье 30
2.1 Сравнительный анализ ценностных ориентаций ценностных ориентаций у подростков-сирот и подростков из кровных семей 30
2.2 Методы формирования ценностных ориентаций у подростков-сирот в
приемной семье 41
2.3 Методические рекомендации по формированию ценностных
ориентаций у подростков-сирот в приемной семье 47
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложение 55
Система ценностей, сложившихся в современном обществе, отражает его гуманистический потенциал, перспективы и приоритеты развития. Социокультурные процессы последних двух десятилетий оказали существенное влияние на формирование адекватных современным условиям личностных мотивов, установок, взглядов, норм, ценностных ориентаций личности. Как справедливо отмечает Н.Д. Никандров, трудности с воспитанием современной молодежи социально обусловлены, и основной вопрос связан с тем, каким мы хотим видеть россиянина в наших специфических условиях переходного периода и в ближайшей перспективе.
Вследствие трансформации традиционных институтов воспитания, в первую очередь семьи и школы, актуализировались различные асоциальные явления в подростковой среде, выросло количество социальных сирот, детей, нуждающихся в социальной реабилитации.
Современное общество диктует новые ценности и требования, установки и условия жизни человека в семье и социуме. Семья является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность и ценность личности. В семье реализуются потребности ребенка в любви, внимании и уважении, признании и общении, активности, складывается мотивация его поведения и происходит первичная социализация, формирование ценностных ориентаций. К сожалению, в наше время не у всех детей есть свои семьи и родители.
Немало детей в развитом современном обществе не имеют понятия о семье, так как остаются без попечения родителей, без семейного тепла и внимания, так как они воспитываются в условиях государственных учреждений и нуждаются в семейном устройстве. На сегодняшний день перспективным решением проблем социального сиротства и безнадзорности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их жизнеустройство и передача на воспитание в замещающие семьи. Передача детей в приёмные семьи обеспечивает условия для социализации детей-сирот, однако проблема ценностных ориентаций детей-сирот, воспитывающихся в приёмных семьях, является недостаточно изученной.
Исходя из этого, целью нашего исследования является изучение в теоретическом и экспериментальном плане формирования ценностных ориентаций у подростков-сирот в условиях приёмной семьи.
Объект исследования: ценностные ориентации подростков-сирот, воспитывающихся в приемных семьях.
Предмет исследования: особенности формирования ценностных ориентаций у подростков-сирот, воспитывающихся в приемных семьях.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) определить содержание понятия «ценностные ориентации»;
2) выявить специфику проявления ценностей и ценностных ориентаций в жизни подростков;
3) рассмотреть пути и средства формирования ценностных ориентаций у подростков-сирот, воспитывающихся в приемных семьях;
4) проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы и разработать рекомендации.
Теоретико-методологическая база: в ходе нашего исследования, мы руководствовались работами следующих авторов: Д.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Ф.Е. Василюк, Л.П. Буева, С.Л. Рубинштейн, А.С. Белкин, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Д.И. Фельдштейн и др.
Методы исследования:
1) изучение научной литературы;
2) эмпирические методы: модифицированная методика Т.В. Дембо -С.Я. Рубинштейна личностно-ролевой рефлексии, выявления возрастной динамики влияния воздействий на формирование самооценки тест Фланагана на выявление уровня интеллекта и общей осведомленности. Методика «Самоактуализационный тест САТ», Морфологический тест жизненных ценностей Л.В. Карпушиной, Ценностные ориентации М. Рокича;
3) методы количественного и качественного анализа.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось среди подростков 14-15 лет в количестве 11 человек в приемных семьях г. Лесосибирска, Красноярского края, а также школьников МБОУ СОШ №1 г. Лесосибирска.
Практическое значение исследования: получены эмпирические данные о ценностных ориентациях и способах их формирования у подростков, воспитывающихся в приёмных семьях, которые можно использовать в процессе организации воспитательной, развивающей и коррекционной работе с детьми- сиротами.
Структура дипломной работы:
Работа состоит из введения, двух глав (каждая из которых включает в себя по три параграфа), заключения, приложения и списка использованных источников. Объем работы 57 страниц.
Вследствие трансформации традиционных институтов воспитания, в первую очередь семьи и школы, актуализировались различные асоциальные явления в подростковой среде, выросло количество социальных сирот, детей, нуждающихся в социальной реабилитации.
Современное общество диктует новые ценности и требования, установки и условия жизни человека в семье и социуме. Семья является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность и ценность личности. В семье реализуются потребности ребенка в любви, внимании и уважении, признании и общении, активности, складывается мотивация его поведения и происходит первичная социализация, формирование ценностных ориентаций. К сожалению, в наше время не у всех детей есть свои семьи и родители.
Немало детей в развитом современном обществе не имеют понятия о семье, так как остаются без попечения родителей, без семейного тепла и внимания, так как они воспитываются в условиях государственных учреждений и нуждаются в семейном устройстве. На сегодняшний день перспективным решением проблем социального сиротства и безнадзорности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их жизнеустройство и передача на воспитание в замещающие семьи. Передача детей в приёмные семьи обеспечивает условия для социализации детей-сирот, однако проблема ценностных ориентаций детей-сирот, воспитывающихся в приёмных семьях, является недостаточно изученной.
Исходя из этого, целью нашего исследования является изучение в теоретическом и экспериментальном плане формирования ценностных ориентаций у подростков-сирот в условиях приёмной семьи.
Объект исследования: ценностные ориентации подростков-сирот, воспитывающихся в приемных семьях.
Предмет исследования: особенности формирования ценностных ориентаций у подростков-сирот, воспитывающихся в приемных семьях.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи:
1) определить содержание понятия «ценностные ориентации»;
2) выявить специфику проявления ценностей и ценностных ориентаций в жизни подростков;
3) рассмотреть пути и средства формирования ценностных ориентаций у подростков-сирот, воспитывающихся в приемных семьях;
4) проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы и разработать рекомендации.
Теоретико-методологическая база: в ходе нашего исследования, мы руководствовались работами следующих авторов: Д.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Ф.Е. Василюк, Л.П. Буева, С.Л. Рубинштейн, А.С. Белкин, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Д.И. Фельдштейн и др.
Методы исследования:
1) изучение научной литературы;
2) эмпирические методы: модифицированная методика Т.В. Дембо -С.Я. Рубинштейна личностно-ролевой рефлексии, выявления возрастной динамики влияния воздействий на формирование самооценки тест Фланагана на выявление уровня интеллекта и общей осведомленности. Методика «Самоактуализационный тест САТ», Морфологический тест жизненных ценностей Л.В. Карпушиной, Ценностные ориентации М. Рокича;
3) методы количественного и качественного анализа.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось среди подростков 14-15 лет в количестве 11 человек в приемных семьях г. Лесосибирска, Красноярского края, а также школьников МБОУ СОШ №1 г. Лесосибирска.
Практическое значение исследования: получены эмпирические данные о ценностных ориентациях и способах их формирования у подростков, воспитывающихся в приёмных семьях, которые можно использовать в процессе организации воспитательной, развивающей и коррекционной работе с детьми- сиротами.
Структура дипломной работы:
Работа состоит из введения, двух глав (каждая из которых включает в себя по три параграфа), заключения, приложения и списка использованных источников. Объем работы 57 страниц.
Изучив научную литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что ценностные ориентации - система интересов и устремлений личности, иерархии индивидуальных предпочтений и образцов, целевой и мотивационной программы, а также уровень притязаний и престижных предпочтений. С помощью системы ценностных ориентаций человек выражает свое отношение к действительности, разграничивая значимость явлений, предметов и их свойств на положительно и отрицательно значимые.
Ценностные ориентации в психологии рассматриваются в качестве сложного социально-психологического феномена, который даёт характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определяет общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придаёт смысл и направленность его поведению и деятельности.
Нарушения жизненного мира и ценностных ориентаций и их коррекция является одной из многочисленных проблем, стоящих перед современным обществом. У современных подростков-сирот формируется специфическая система ценностей, которая противостоит одобряемым и общепризнанным нормам. Часто неустойчивость ценностных ориентаций может приводить к правонарушениям. В связи с этим выявлять нарушения ценностно-мотивационной сферы нужно как можно раньше, чтобы провести с ребенком более продуктивную работу.
В практической части опытно-экспериментального исследования проведен ряд тренингов с подростками-сиротами на базе Лесосибирского филиала краевого Центра развития семейных форм воспитания (в соответствии разработанной нами программы). В ходе исследования было замечено, что у подростков-сирот из приёмных семей улучшилась ценностно-мотивационная сфера, они приобрели навыки, которые будут полезны при дальнейшей жизни, в том числе семейной. Подростки из приёмных семей учились планировать свою деятельность, организовывать продуктивное совместное взаимодействие, развивали полезные для себя коммуникативные навыки. Они получили представление о ценностях и научились разделять более позитивные, менее позитивные и негативные ценности. У подростков сформировалось чувство ответственности, улучшилась манера поведения в обществе, появилась мотивация для совершения общественно полезной деятельности. На основе опыта проведения данных занятий мы разработали методические рекомендации для приёмных родителей:
• Для начала необходимо определиться и согласовать ценности, которые они собираются формировать у подростков.
• Учитывать прежний опыт ребенка, нейтрализовать отрицательный и использовать позитивный.
• Учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
• Учитывать разнообразные методы и приемы.
• Создавать воспитывающие ситуации, ситуации успеха.
• Взаимодействовать со школой и другими образовательными организациями, которые посещает ребенок.
• Объяснять ребенку о ценностях, как к ним относиться и как их формировать.
• Ставить ребенка в ситуацию выбора.
• Использовать при формировании ценностей, средства кино, телевидение, музыку, природу и т.д.
При формировании ценностных ориентаций у подростков-сирот в приемной семье мы можем использовать арсенал методов по формированию сознания личности, методы организации деятельности и поведения и методы педагогического стимулирования с учетом воспитательных возможностей родителей, условий, в которых протекает воспитание, возрастных и индивидуальных особенностей детей-сирот. Таким образом, цель исследования реализована, задачи выполнены.
Ценностные ориентации в психологии рассматриваются в качестве сложного социально-психологического феномена, который даёт характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определяет общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придаёт смысл и направленность его поведению и деятельности.
Нарушения жизненного мира и ценностных ориентаций и их коррекция является одной из многочисленных проблем, стоящих перед современным обществом. У современных подростков-сирот формируется специфическая система ценностей, которая противостоит одобряемым и общепризнанным нормам. Часто неустойчивость ценностных ориентаций может приводить к правонарушениям. В связи с этим выявлять нарушения ценностно-мотивационной сферы нужно как можно раньше, чтобы провести с ребенком более продуктивную работу.
В практической части опытно-экспериментального исследования проведен ряд тренингов с подростками-сиротами на базе Лесосибирского филиала краевого Центра развития семейных форм воспитания (в соответствии разработанной нами программы). В ходе исследования было замечено, что у подростков-сирот из приёмных семей улучшилась ценностно-мотивационная сфера, они приобрели навыки, которые будут полезны при дальнейшей жизни, в том числе семейной. Подростки из приёмных семей учились планировать свою деятельность, организовывать продуктивное совместное взаимодействие, развивали полезные для себя коммуникативные навыки. Они получили представление о ценностях и научились разделять более позитивные, менее позитивные и негативные ценности. У подростков сформировалось чувство ответственности, улучшилась манера поведения в обществе, появилась мотивация для совершения общественно полезной деятельности. На основе опыта проведения данных занятий мы разработали методические рекомендации для приёмных родителей:
• Для начала необходимо определиться и согласовать ценности, которые они собираются формировать у подростков.
• Учитывать прежний опыт ребенка, нейтрализовать отрицательный и использовать позитивный.
• Учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
• Учитывать разнообразные методы и приемы.
• Создавать воспитывающие ситуации, ситуации успеха.
• Взаимодействовать со школой и другими образовательными организациями, которые посещает ребенок.
• Объяснять ребенку о ценностях, как к ним относиться и как их формировать.
• Ставить ребенка в ситуацию выбора.
• Использовать при формировании ценностей, средства кино, телевидение, музыку, природу и т.д.
При формировании ценностных ориентаций у подростков-сирот в приемной семье мы можем использовать арсенал методов по формированию сознания личности, методы организации деятельности и поведения и методы педагогического стимулирования с учетом воспитательных возможностей родителей, условий, в которых протекает воспитание, возрастных и индивидуальных особенностей детей-сирот. Таким образом, цель исследования реализована, задачи выполнены.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ ИЗ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Особенности переживания одиночества приемными родителями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2022 - Организация внеучебной деятельности детского дома по присвоению детьми-сиротами социальных ценностей.
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2002 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ- СИРОТ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ- СИРОТ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2018 - СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА
ДЕТЕЙ-СИРОТ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016



