Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка программы по популяризации донорства в системе образования

Работа №20614

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы126
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
669
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Проблема донорства крови в России: история, современное состояние и
теоретические подходы к ее решению 11
1.1. Основные исторические вехи развития донорства в России 14
1.2. Пропаганда донорства крови как одно из основных направлений
привлечения к добровольческой деятельности молодежи 22
1.3. Формы пропаганды донорства крови среди молодежи 26
2. Программа по популяризации донорства в системе образования как
эффективный инструмент мотивации студентов вузов 31
2.1. Характеристика мотивационной сферы личности. Влияние мотивационной сферы на становление личности студентов 32
2.2 Исследование особенностей мотивации донорства студентов вузов (на
примере Сибирского федерального университета) 44
2.3 Разработка программы по популяризации донорства в системе
образования 63
Заключение 73
Список использованных источников 74
Приложение А (рекомендуемое) 81
Приложение Б (рекомендуемое) 104
Приложение В (рекомендуемое) 105
Приложение Г (рекомендуемое) 119
Приложение Д (рекомендуемое) 122


Служба крови является одной из важнейших составляющих здравоохранения и полностью обеспечивает потребности лечебных учреждений в крови и её компонентах, как в повседневной жизни, так и при чрезвычайных ситуациях. На сегодняшний день трудно представить медицину без переливания крови. Совсем недавно переливание требовалось только в том случае, когда человеку необходимо было возместить большую потерю, но на сегодня переливание крови стало неотъемлемой составляющей оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи в стационарах субъектов Российской Федерации и помогает справиться со многими серьезными заболеваниями.
Проблема донорства крови — одна из важнейших для здравоохранения во всем мире, практически в каждом государстве существует необходимость увеличения числа доноров крови. Без достаточного запаса крови в больницах невозможна высококачественная медицинская помощь. Каждый третий житель Земли хоть раз в жизни нуждается в донорской крови. Ежегодно переливание крови нужно более полутора миллионам россиян. Около двух миллионов россиян четыре миллиона раз в год приходят на донорские пункты и сдают кровь и плазму для того, чтобы помочь своим больным согражданам.
В нашей стране уровень донорской активности невысок. Так, если на тысячу жителей США насчитывается около 60 доноров, стран Евросоюза — 40, то в России — всего 13—14. В то же время каждый третий россиянин хотя бы раз в жизни нуждается в донорской крови или ее компонентах .
Поэтому сегодня основным вопросом современной трансфузиологии является противостояние двух тенденций - возрастающей потребности в препаратах и компонентах крови и постоянного сокращения донорского
контингента. Развитие Службы крови и достижение в этой области высоких результатов невозможно без постоянного пополнения донорских кадров.
Для решения данной проблемы необходимо развитие новой действенной системы пропаганды донорского движения как акта гуманизма среди населения, которая будет способствовать увеличению донорского контингента. Наиболее перспективной группой с точки зрения формирования стабильной донорской популяции является молодежь.
На современном этапе молодежь, студенчество, как представители активной, здоровой части нашего общества, являются основным движущим звеном в развитии донорства крови. Участие в донорстве формирует в сознании молодых людей нацеленность на здоровый образ жизни, что является важной составляющей жизни граждан в здоровом, гуманном и полноценном обществе.
Поэтому привлечение и сохранение молодых донорских кадров - одно из важнейших направлений программы развития массового добровольного донорства крови и ее компонентов в России. В ближайшем будущем здоровые молодые люди должны составить основную часть регулярных ответственных доноров.
Но для того, чтобы привлечь эту аудиторию обратить её внимание на проблему донорства, необходима разработка и внедрение новых современных организационных подходов, привлекательных для данного контингента, основанных на анализе мотивационных, поведенческих факторов, характерных для исследуемой возрастной группы, в том числе:
- совершенствование нормативно-правовой базы донорства крови;
- формирование благоприятных социальных, правовых, экономических и медицинских условий для реализации донорских функций;
- просвещение молодежи по вопросам донорства с применением современных рекламных технологий;
- совершенствование системы морального стимулирования безвозмездного донорства.
Всё вышеизложенное является весомой социальной проблемой и определило цель исследования.
Цель исследования: на основе изучения факторов мотивации донорства студентов вузов, разработать программу по популяризации донорства в системе образования.
Достижение названной цели возможно при успешном решении следующих задач:
1. Выявить факторы, побуждающие и сдерживающие донорскую активность студентов.
2. Определить мероприятия, повышающие эффективность пропаганды донорства в молодежной среде.
3. Разработать информационно - методический пакет модельных документов и инструментов для повышения эффективности реализации программы по популяризации донорства в системе образования.
4. Разработать программу по популяризации донорства в системе образования.
Практическая значимость диссертации:
Изучение особенностей мотивации донорства студентов I-II курсов Сибирского федерального университета выявило целый ряд причин, побуждающих и сдерживающих донорскую активность студентов.
Разработка программы по популяризации донорства в системе образования.
Гипотеза:
Внедрение в практику научно обоснованной программы по популяризации донорства в системе образования, направленной на создание эффективной системы организации и развития донорства в молодежной среде, будет способствовать:
- повышению уровня информированности в вопросах донорства и мотивации у студентов;
- увеличению количества студентов, вовлеченных в различных мероприятиях программы;
- увеличению количества студентов, участвующих в регулярном донорстве крови.
Участники Программы будут обеспечены готовыми решениями и инструментами для организации и проведения работы с потенциальными и действующими донорами.
Организаторы донорского движения повысят компетентность, скорректируют свою работу в соответствии с задачами Службы крови города Красноярска, станут инициаторами и организаторами проведения мероприятий программы.
Данная работа может использоваться при разработке методических материалов для организаторов донорского движения в вузах и сопутствующих ей научных публикаций.
Внедрение результатов исследования
Материалы исследования частично внедрены в практическую деятельность КГКУЗ «Красноярский краевой центр крови №1» и Красноярского ресурсного центра по донорству.
Положения, выносимые на защиту
Мотивация донорства у студентов I-II курсов имеет ряд особенностей, что существенно влияет на их донорскую активность.
Внедрение в практику научно обоснованной программы по популяризации донорства в системе образования, направленной на создание эффективной системы организации и развития донорства в молодежной среде, будет способствовать:
- повышению уровня информированности в вопросах донорства и мотивации у студентов;
- увеличению количества студентов, вовлеченных в различных мероприятиях программы;
- увеличению количества студентов, участвующих в регулярном донорстве крови.
Участники Программы будут обеспечены готовыми решениями и инструментами для организации и проведения работы с потенциальными и действующими донорами.
Организаторы донорского движения повысят компетентность, скорректируют свою работу в соответствии с задачами Службы крови города Красноярска, станут инициаторами и организаторами проведения мероприятий программы.
Апробация. По теме исследования опубликована 1 научная статья «Оценка осведомленности молодежи в вопросах добровольного безвозмездного донорства крови», основные положения диссертации были освещены в докладе III Всероссийской научно-практической конференции «Формирование человеческого капитала ресурсами системы образования» (21-22.04.2016г.).
Также материал, накопленный при изучении темы данного исследования, использовался при подготовке к круглому столу «Донорство крови в регионах России. Красноярский край» с участием членов Координационного центра по донорству крови при Общественной палате Российской Федерации в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию Службы крови Красноярского края (07¬08.07.2016г.).
Общая характеристика работы.
проанализировано современное состояние проблемы. Рассмотрены особенности пропаганды донорства крови среди молодежи.
Во второй главе представлены характеристика мотивационной сферы личности, аналитический обзор литературы, посвященный научным исследованиям структуры и динамики мотивационной сферы личности современного студента, а также особенностей мотивации донорства у студентов в возрастной группе в интервале 18-19 лет.
Описаны результаты исследования особенностей мотивации донорства у студентов вузов, проведенного в период в 2017 по 2018 г.г. в Сибирском федеральном университете. Представлены направления исследования, методы сбора, анализа и обработки информации, источники ее получения и объем проведенных исследований.
Представлена программа по популяризации донорства в системе образования как эффективный инструмент формирования положительной мотивации студентов.
Объектом исследования является донорство как социальное явление в студенческой среде.
Предметом исследования является программа по популяризации донорства в системе образования.
В процессе реализации программы будут достигнуты следующие результаты:
- на практике применены модельные решения по участию молодежи в развитии донорского движения с использованием необходимых инструментов;
- реализован комплекс мероприятий, направленных на повышение мотивации донорства в молодежной среде и пополнение банка крови Красноярска;
- повысится уровень информированности доноров и организаторов донорского движения в вопросах донорства крови, здорового образа жизни, сохранения и укрепления своего здоровья.
Стоит отметить недостаточное раскрытие в литературных источниках вопросов, связанных с влиянием различных факторов на формирование мотивации к донорству среди молодежи, отсутствие комплексного подхода к изучению донорства с учетом особенностей данной возрастной группы, необходимость в разработке мероприятий, направленных на укрепление здоровья молодых доноров, совершенствование работы по пропаганде донорства.
Все вышеизложенные проблемы обусловили актуальность и целесообразность проведения данного исследования.
Базой исследования явились институты Сибирского федерального университета - ИаиД, ИСИ, ГИ, ИЭУиП. Объектом данного исследования явились студенты младших курсов в возрасте от 18 до 19 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для разработки программы по популяризации донорства в студенческой среде изучена проблема донорства крови в России. Проанализированы основные исторические вехи развития донорства и современное состояние проблемы. Рассмотрены особенности пропаганды донорства крови среди молодежи.
Проведено исследование особенностей мотивации студентов, по результатам которого выявлены факторы, побуждающие и сдерживающие донорскую активность студентов
На основе выявленных факторов разработана программа по популяризации донорства в системе образования, направленная на создание и развитие системы информирования и мотивации доноров и организаторов донорского движения в студенческой среде на территории города Красноярска.
Разработан информационно - методический пакет модельных документов и инструментов для повышения эффективности реализации программы по популяризации донорства в системе образования.
Разработаны рекомендации для реализации программы по популяризации донорства в системе образования на территории Красноярского края.



1. Аверьянов, Е. Г. Результаты социологического опроса доноров на Саратовской областной станции переливания крови / Е. Г. Аверьянов // Трансфузиология. - 2007. - № 3 - 4. - С. 31 - 35.-27.
2. Ананина, К.В. Использование современных средств интернет // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2010. № 6 (10). С. 7.
3. Баткаева, Р., Малинина, Д. Отношение студентов медицинского вуза к проблеме донорства крови в России [Электронный ресурс] / Р. Баткаева, Д. Малинина; научный руководитель к.ф.н., доцент Е.В. Ермолаева // Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2017. Том 7. № 1 - С. 124-125. - Режим доступа: https://medconfer.Com/files/archive/2017-01/2017-01-35-A-11601.pdf.1.
4. Виды и методы мотивации в организации. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа:https://studfiles.net/preview/5877745/page:3/.
5. Волкова, Е.Л. Особенности мотивационной сферы руководителей [Текст] / Е. Л. Волкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - выпуск №54. -C. 324-328.8.
6. Гаврилова, Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. М., «Педагогика», 1981. Стр.123.
7. Гольдинберг, Б. М. Социальная значимость ориентации молодежи на донорство / Б. М. Гольдинберг, Н. М. Афанасьева, В. Г. Козлов // Ценностные ориентации белорусской молодежи на рубеже XXI века. - Могилев. - 1998. - С. 195 - 196. -24
8. Гиппенрейтер, Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруентнойэмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4. Стр.61.
9. Гольдинберг, Б. М. Экономическая эффективность донорства крови для общества / Б. М. Гольдинберг, Д. Л. Радамович // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2003. - №1. - С. 36 - 40. -25
10. Гольдинберг, Б. М. Донорство крови и ее компонентов на современном этапе: валеологический, социально-гигиенический и экономический аспекты: дис. ... канд. Мед.наук: 14.00.29 / Б. М. Гольдинберг. - Минск, 2004. - 137 л. -26.
11. Диагностика мотивов аффилиации (Мехрабиан А.)[Электронный ресурс] // Портал «Гуру в мире тестов».- Режим
дocтyпa:http://guшtestov.ru/test/334.-18.
12. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (Юсупов ИМ.)[Электронный ресурс] // Портал «Гуру в мире тестов».- Режим доступа: http://gurutestov.ru/test/309.-20.
13. Дронов, Е.В., Гильмутдинов Р.Г., Захарова И.В., Бегун Д.Н. Характеристика основных проблем развития донорства в России // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 7-4. -С. 825-829.
14. Евменова, Т.П. Педагогический механизм формирования познавательного интереса и мотивации учения у обучающихся в вузе [Текст] / Т. И. Евменова. - СПб. : Изд-во «Нестор», 2003. - 167 с.14.
15. Жибурт, Е.Б., Клюева Е.А., Спирина Е.В. Социология и мотивация доноров ивановской области. Часть 1. Общая характеристика [Текст] / Е.Б. Жибурт, Е.А. Клюева, Е.В. Спирина // Вестник службы крови России. - 2010. -№3. - С. 5-7.
16. Жибурт, Е.Б, Вечерко А.В., Рейзман П.В. Изменения закона федерации «О донорстве крови и ее компонентов» [Текст] / Е.Б. Жибурт, А.В. Вечерко, П.В. Рейзман // Трансфузиология. - 2004. - №3.-С.7-33.
17. Жибурт, Е.Б, Вечерко А.В., Рейзман П.В. Бесплатность донорства: проблемы терминологии и практика [Текст] / Е.Б. Жибурт, А.В. Вечерко, П.В. Рейзман // Трансфузиология. - 2004. - №3.-С.56-62.
18. Жибурт, Е.Б., Алексеева В.Е., Рейзман П.В. О деятельности службы крови [Текст] / Е.Б. Жибурт Е.Б., В.Е. Алексеев, П.В. Рейзман// Здравоохранение. -2005. -№5. -С.25-28.
19. Законы России [Электронный pecypc]//URL:
http://www.lawrussia.ru/bigtexts/law_3791/index.htm(Дата обращения 03.04. 18).
20. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 512 с. - (Серия «Мастера психологии»).
21. Ковалевич, В.Т., Шайдурова, О.В., Гончаревич, Н.А. Социально-психологические основы управления: конспект лекций [Электронный ресурс]/
22. В.Т.Ковалевич, О.В.Шайдурова, Н.А. Гончаревич. - Красноярск.: СФУ 2008 г.- 106 с.- Режим дocтyпa:http://files.lib.sfu- kras.ru/ebibl/umkd/umk/kovalevich/u-lectures.pdf.5.
23. Кочемасов, В. В. Новые подходы к комплектованию доноров крови / В. В. Кочемасов, А. Р. Мартиросов // Актуальные проблемы гематологии и трансфузиологии: сборник научных трудов к 80-летию гематологической и трансфузиологической служб Республики Беларусь, Минск, 24 - 25 мая, 2012 г. - Минск: ГУ «Республиканский научно-практический центр трансфузиологии и медицинских биотехнологий», 2012. - С. 32 - 33.-23.
24. Консультант плюс [Электронный
pecypc]//URL: http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_132904/^araобращения: 16.02.2016).
25. Крымова, Э.И. Особенности интернет-коммуникации (на примере официальных сайтов городов кемеровской области) // В мире научных открытий. 2010. № 1-2. С. 120-124.
26. Кривов, Ю.И., Торгунаков А.П., Рудаев В.И., Красильников Г.П., Володин В.В. Переливание крови, ее компонентов и препаратов: учебное пособие. Под ред. А.П. Торгунакова. - Кемерово: КемГМА, 2007. - 100 с.
27. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. Левит С.Я. - СПб.: 1998Т. 1. 447 с.
28. Ларина, Е. А. Исследование структуры и динамики мотивационной сферы личности студентов [Текст] / Е. А. Ларина // Известия Самарскогонаучного центра Российской академии наук. - Самара, 2009. - том 11, 4 (5). - С.1218-1226.9.
29. Льготы донорам крови http://lgoty-expert.ru/socialnye-lgoty/lgoty- donoram-krovi/[Электронный ресурс] // Портал «Виды социальных льгот».- Режимдоступа: http: //pandia.ru/text/79/011/6572.php .-28.
30. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст]/Д.Макклелланд; пер. с англ.;научн. Ред. Проф. Е. П. Ильина.- СПб.:ООО «Питер Пресс», 2007. - 212 с. 6.
31. Метод анкетирования [Электронный ресурс] // Википедия:
свободная энциклопедия.- Режим дocтyпa:https://ru.wikipedia.org/wiki/11.
32. Методика «Q-сортировка» В. Стефансона[Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //www. miu.by/kaf_new/mpp/067.pdf. -19.
33. Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (Мильман В.Э.)[Электронный ресурс] // Портал «Файлы для студентов».- Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5247832/.17.
34. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (Реан А. А. и Якунин В. А., модификация Бадмаевой Н.Ц.) [Электронный ресурс] // Портал «Гуру в мире тестов».- Режим лосту i ia:http://gurutestov.ru/test/12.-13
35. Михалева, К.Ю. Система моды.М.:РОССПЭН,2010 С. 137.
36. Мотивация достижения Т.Элерса[Электронный ресурс] // Портал
базы данных «Психодиагностики».- Режим
доступа: https://psyera.rU/6695/metodika-motivacii-k-uspehu-t-elers/.-15.
37. Мотивация избегания неудач Т.Элерса[Электронный ресурс] //
Портал «Психология счастливой жизни».- Режим
доступа: http://psycabi.net/testy/272-metodika-diagnostiki-lichnosti-na- motivatsiyu-k-izbeganiyu-neudach-t-elersa-oprosnik-t-elersa-dlya-izucheniya- motivatsii-izbeganiya-neudach.16.
38. Моор, Ю. В., Хальзов, К. В., Иванчей, О.С. Изучение структуры донорского контингента и мотивации к регулярному безвозмездному донорству у доноров новосибирского центра крови [Электронный ресурс] / Ю. В. Моор, К. В. Хальзов, О.С.Иванчей // Сибирский медицинский журнал.
- г. Томск, 2017. - Том 32. - № 2. - С. 81-84. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-struktury-donorskogo-kontingenta-i-motivatsii-k-regulyarnomu-bezvozmezdnomu-donorstvu-u-donorov-novosibirskogo-tsentra-krovi. 2.
39. Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ)
(СоповВ.Ф., КарпушинаЛ.В.) [Электронный ресурс] // Портал «Психология счастливой жизни».- Режим дocтyпa:http://psycabi.net/testy/453-
morfologicheskij-test-zhiznennykh-tsennostej-mtzhts-v-f-sopov-l-v-karpushina- diagnostika-zhiznennykh-tsennostej-lichnosti.-21.
40. Никандров, В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии: практикум по психодиагностике [Текст] / В. В. Никандров. — СПб.: Речь, 2002.-72 с.10.
41. Новейший словарь иностранных слов и выражений. — Мн.: Современный литератор, 2007. — 976 с.
42. Ольшанский, Д.В. Психология масс. - Спб.: Питер, 2002. 368с.
43. Плиш, В. И. Заготовка крови от доноров резерва в выездных условиях / В. И. Плиш, Л. Е. Иванова, А. В. Плиш // Актуальные проблемы гематологии и трансфузиологии: сборник научных трудов к 80-летию гематологической и трансфузиологической служб Республики Беларусь, Минск, 24 - 25 мая, 2012 г. - Минск: ГУ «Республиканский научно-практический центр трансфузиологии и медицинских биотехнологий», 2012.- С. 41 - 43.-22.
44. Пропаганда донорства (данные Красноярского краевого центра крови № 1) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kkck.ru/informaciya_dlya_donorov/Propaganda_donation/.3.
45. Поршнев, Б. Ф. (1979) Социальная психология и история. 2%е изд., доп. И испр. М. : Наука.232 с.
46. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
47. Реан, А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение/ А.А. Реан.-СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК,2004.-416с.
48. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь. Т. 1. С. 455.
49. Роджерс, К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопр. Психол. 2001, №2. Стр.48.
50. Савчук, П.О., Надарейшвили Г.Г., Белокопытова Н.В., Метелев А.П., Арсеньева Т.Н., Хромов В.В., Якунчикова М.С. Методические рекомендации по организации работы добровольцев в сфере охраны здоровья. - Москва, 2018.
51. Сарджвеладзе, Н. И. О балансе проекции и интроекции в процессе
эмпатического взаимодействия. //Бессознательное: природа, функции,
методы исследования. Т.3 «Познание. Общение. Личность». Тбилиси: «Мецниереба», 1978. Стр.485.
52. Словарь «Академик» [Электронный pecypc]//URL:
http://dic.academic.ru/(Дата обращения 28.05.16).
53. Служба крови [Электронный pecypc]//URL: http://yadonor.ru/(Дата обращения 14.03.16).
54. Соловьева, В.А. Мотивационная сфера личности в системе
социальных отношений [Текст] / В. А. Соловьева // «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова», спецвыпуск. -
Кострома: Костромской гос.университет. - 2007. - Том 13. - С.32-39.7
55. Станция переливания крови Департамента здравоохранения города
56. Терешкина, В.Н. Концептуализация феномена «мода» в социологии / В.Н. Терешкина // Вестник СпбГУ. - Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2011. - Вып.1. - С. 67 - 74.
57. Трифонова, Н.Ю., Гришина О.В. Медико-социальные аспекты организации донорства в России / Российский медицинский журнал. — 2008. — № 5. — С. 3-4.
58. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный pecypc]//URL:
http://docs.cntd.ru/document/9013035(Дата обращения 03.04. 18).
59. Этапы проведения опроса (анкетирования) [Электронный ресурс] // Маркетопедия: энциклопедия.- Режим доступа: https:// marketopedia.ru/12
60. Wikipedia. The free encyclopedia. History - My Space
[Электронныйресурс ]//URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Myspace#History
(Датаобращения 17.03.16).
61. Консультант плюс [Электронный
pecypc]//URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132904/^aTaобращения: 16.02.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ