РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ КАК ОДНОГО ИЗ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации и рефлексии ... 9
1.1 Понятие и виды адаптации 9
1.2 Адаптация студентов к обучению в вузе 15
1.3 Понятие и виды рефлексии 20
2 Экспериментальное исследование и развитие рефлексивности, как
одного из условий, способствующих адаптации студентов- первокурсников 26
2.1 Организация, методы и результаты экспериментального
исследования 26
2.2 Программа тренинга, направленного на развитие рефлексивности и
адаптации студентов-первокурсников 38
2.3 Результаты повторной диагностики. Анализ эффективности
тренинговой работы 49
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложение А. Диагностические методики для обследования студентов-первокурсников 64
Приложение Б. Результаты диагностики студентов-первокурсников.. 73
1 Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации и рефлексии ... 9
1.1 Понятие и виды адаптации 9
1.2 Адаптация студентов к обучению в вузе 15
1.3 Понятие и виды рефлексии 20
2 Экспериментальное исследование и развитие рефлексивности, как
одного из условий, способствующих адаптации студентов- первокурсников 26
2.1 Организация, методы и результаты экспериментального
исследования 26
2.2 Программа тренинга, направленного на развитие рефлексивности и
адаптации студентов-первокурсников 38
2.3 Результаты повторной диагностики. Анализ эффективности
тренинговой работы 49
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложение А. Диагностические методики для обследования студентов-первокурсников 64
Приложение Б. Результаты диагностики студентов-первокурсников.. 73
Актуальность исследования. Быстро меняющийся темп жизни задает все новые, более сложные требования к человеку. Молодому поколению становится все труднее найти свое место в обществе. Когда происходит разрушение устоявшихся и вполне привычных систем, в жизни человека возникают кризисные моменты. Одной из данных систем является система «семья - школа - друзья». Когда выпускник оканчивает школу и поступает в вуз, при этом еще уезжает далеко от дома, происходит крушение первичных стереотипов не только мировосприятия, но и поведения, мышления, деятельности как таковой. Оказавшись в кризисной ситуации, вчерашний школьник начинает ощущать одиночество, вызванное новой для него вузовской средой, испытывать страхи перед неизвестностью, теряется перед большим объемом знаний, подлежащих усвоению.
К сожалению, не каждый студент-первокурсник быстро и без психологических травм может адаптироваться к новой социальной ситуации, новому статусу, а это, безусловно, отражается не только на самочувствии студентов, на их поведении, поступках, личностном становлении в целом, но и на качестве усвоения ими знаний, взаимоотношениях с педагогами, сверстниками и родителями.
Студенту как субъекту учебной деятельности, необходимо уметь рефлексировать свои действия, действия которые уже произошли и те, которые произойдут в будущем. Ведь умение рефлексировать включено в число общеучебных умений, обязательных для овладения студентами высшей школы.
Несмотря на давнее обсуждение категории рефлексии в психологической, философской и педагогической литературе, наблюдается недостаток научно-практических знаний о методиках и методах развития рефлексии у студентов- первокурсников высшего учебного заведения. Рефлексия направлена на вспоминание, выявление и осознание основных компонентов деятельности. Если студент не будет понимать способы своего учения, механизмов познания и смысла своей деятельности, он не сможет усвоить те знания, которые он получил. Рефлексия помогает студентам четко и ясно изложить получаемые результаты, запланировать цели дальнейшей работы, откорректировать свой образовательный путь. В этом случае она не только итог, а начальный этап для новой образовательной деятельности, а так же для постановки новых целей.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах рефлексивности и адаптации и возможностей развития рефлексивности как условия, способствующего успешной адаптации студентов-первокурсников.
Объект исследования: адаптация и рефлексия как психологические феномены.
Предмет исследования: развитие рефлексивности как одного из условий, способствующих успешной адаптации студентов-первокурсников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие у студентов- первокурсников рефлексивности в рамках психологического тренинга будет способствовать их успешной адаптации к обучению в вузе.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, рассмотрев теоретическую сущность понятий «адаптация» и «рефлексия»; охарактеризовать виды адаптации и рефлексии; рассмотреть процесс адаптации студентов к обучению в вузе.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения адаптации и рефлексивности у студентов-первокурсников; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать и реализовать тренинговую программу, направленную на развитие рефлексивности и адаптации студентов-первокурсников.
4. Провести повторную диагностику и проанализировать полученные результаты.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент, анкетирование, тестирование.
3) методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
В экспериментальной работе нами использовались следующие методики:
1) методика «Адаптированность студентов в вузе» (авт. Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова);
2) методика диагностики социально-психологической адаптации (авт. К. Роджерс, Р. Даймонд);
3) методика диагностики уровня рефлексивности (авт. А.В. Карпов);
4) опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (авт. Д.А. Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова).
Теоретическими и методологическими основаниями выпускной квалификационной работы послужили исследования авторов по проблеме адаптации студентов к условиям вуза (Балл Г.А., Жаренкова А.А., Лагерев В.В., Леонова Е.Н., Реан А.А., Чучелина Е.В. и др.); исследования в области изучения проблемы рефлексии и развития рефлексивности у студентов- первокурсников (Абульханова-Славская К.А., Бодалев А.А., Донцов А.И., Дружинин В.Н., Зинченко В.П., Обозов Н.Н, Теплов Б.М. и др.).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в г. Лесосибирске Красноярского края. В нашей экспериментальной работе приняли участие студенты-первокурсники факультета педагогики и психологии Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета. Выборка исследования составила 15 респондентов.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2015 г. - январь 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта,
Второй этап (январь - февраль 2016 г.) - подбор диагностического инструментария для исследования адаптации и рефлексии у студентов- первокурсников; проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Третий этап (март - май 2016 г.) - разработка и реализация программы тренинга; повторное диагностическое обследование участников формирующего эксперимента; анализ результатов повторной диагностики; определение эффективности тренинговой работы; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в подборе и апробации диагностического инструментария для исследования адаптации и рефлексивности у студентов-первокурсников . Получены экспериментальные данные об уровне развития адаптации и рефлексивности у студентов- первокурсников факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Составлена и апробирована тренинговая программа, направленная на развитие рефлексивности и адаптации студентов-первокурсников.
Данное исследование выполнено по заказу деканата факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Имеется акт о внедрении результатов исследования в практику работы образовательного учреждения.
Результаты исследования представлены на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, ЛПИ - филиал СФУ, 20-24 апреля 2016 г.).
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 источников) и приложений. В работе содержится 7 таблиц и 19 рисунков. Объем работы составляет 63 страницы.
К сожалению, не каждый студент-первокурсник быстро и без психологических травм может адаптироваться к новой социальной ситуации, новому статусу, а это, безусловно, отражается не только на самочувствии студентов, на их поведении, поступках, личностном становлении в целом, но и на качестве усвоения ими знаний, взаимоотношениях с педагогами, сверстниками и родителями.
Студенту как субъекту учебной деятельности, необходимо уметь рефлексировать свои действия, действия которые уже произошли и те, которые произойдут в будущем. Ведь умение рефлексировать включено в число общеучебных умений, обязательных для овладения студентами высшей школы.
Несмотря на давнее обсуждение категории рефлексии в психологической, философской и педагогической литературе, наблюдается недостаток научно-практических знаний о методиках и методах развития рефлексии у студентов- первокурсников высшего учебного заведения. Рефлексия направлена на вспоминание, выявление и осознание основных компонентов деятельности. Если студент не будет понимать способы своего учения, механизмов познания и смысла своей деятельности, он не сможет усвоить те знания, которые он получил. Рефлексия помогает студентам четко и ясно изложить получаемые результаты, запланировать цели дальнейшей работы, откорректировать свой образовательный путь. В этом случае она не только итог, а начальный этап для новой образовательной деятельности, а так же для постановки новых целей.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах рефлексивности и адаптации и возможностей развития рефлексивности как условия, способствующего успешной адаптации студентов-первокурсников.
Объект исследования: адаптация и рефлексия как психологические феномены.
Предмет исследования: развитие рефлексивности как одного из условий, способствующих успешной адаптации студентов-первокурсников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие у студентов- первокурсников рефлексивности в рамках психологического тренинга будет способствовать их успешной адаптации к обучению в вузе.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, рассмотрев теоретическую сущность понятий «адаптация» и «рефлексия»; охарактеризовать виды адаптации и рефлексии; рассмотреть процесс адаптации студентов к обучению в вузе.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения адаптации и рефлексивности у студентов-первокурсников; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать и реализовать тренинговую программу, направленную на развитие рефлексивности и адаптации студентов-первокурсников.
4. Провести повторную диагностику и проанализировать полученные результаты.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент, анкетирование, тестирование.
3) методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
В экспериментальной работе нами использовались следующие методики:
1) методика «Адаптированность студентов в вузе» (авт. Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова);
2) методика диагностики социально-психологической адаптации (авт. К. Роджерс, Р. Даймонд);
3) методика диагностики уровня рефлексивности (авт. А.В. Карпов);
4) опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (авт. Д.А. Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова).
Теоретическими и методологическими основаниями выпускной квалификационной работы послужили исследования авторов по проблеме адаптации студентов к условиям вуза (Балл Г.А., Жаренкова А.А., Лагерев В.В., Леонова Е.Н., Реан А.А., Чучелина Е.В. и др.); исследования в области изучения проблемы рефлексии и развития рефлексивности у студентов- первокурсников (Абульханова-Славская К.А., Бодалев А.А., Донцов А.И., Дружинин В.Н., Зинченко В.П., Обозов Н.Н, Теплов Б.М. и др.).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в г. Лесосибирске Красноярского края. В нашей экспериментальной работе приняли участие студенты-первокурсники факультета педагогики и психологии Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета. Выборка исследования составила 15 респондентов.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2015 г. - январь 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта,
Второй этап (январь - февраль 2016 г.) - подбор диагностического инструментария для исследования адаптации и рефлексии у студентов- первокурсников; проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Третий этап (март - май 2016 г.) - разработка и реализация программы тренинга; повторное диагностическое обследование участников формирующего эксперимента; анализ результатов повторной диагностики; определение эффективности тренинговой работы; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в подборе и апробации диагностического инструментария для исследования адаптации и рефлексивности у студентов-первокурсников . Получены экспериментальные данные об уровне развития адаптации и рефлексивности у студентов- первокурсников факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Составлена и апробирована тренинговая программа, направленная на развитие рефлексивности и адаптации студентов-первокурсников.
Данное исследование выполнено по заказу деканата факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Имеется акт о внедрении результатов исследования в практику работы образовательного учреждения.
Результаты исследования представлены на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, ЛПИ - филиал СФУ, 20-24 апреля 2016 г.).
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 источников) и приложений. В работе содержится 7 таблиц и 19 рисунков. Объем работы составляет 63 страницы.
Проанализировав литературу по теме выпускной квалификационной работы, мы пришли к выводу, что понятие «адаптация» может быть отнесено к общенаучным понятиям, т.к. изучением данного феномена занимаются разные области науки и практики. В психологической науке под адаптацией чаще всего понимают приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.
Мы выяснили, что понятие адаптация применяется к условиям обучения в высшем учебном заведении, и хотели бы обратить внимание на точку зрения А.А. Смирнова согласно которой, адаптация студентов - это процесс усвоения норм студенческой жизни, включение в систему межличностных отношений, освоение статуса студента и его ролей. Результатом процесса адаптации является адаптированность. Большинство авторов считают что понятия «адаптация» и «адаптированность» являются синонимами.
Благодаря проведенному анализу литературы, мы можем отметить, что у адаптированных студентов существуют некоторые особенности в поведении и деятельности. Во-первых, это удовлетворительное физическое и психологическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуациях в вузе. Во-вторых, принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям. И наконец, способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться изменяющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и внеучебных планов и целей.
Проведенный анализ литературы показывает необходимость различать рефлексию как процесс познания себя и рефлексивность как качество личности. Рефлексия и рефлексивность не являются синонимами. Рефлексивность - это качество личности, которое определяет рефлексию как процесс. Хотелось бы заметить, что в рефлексии следует выделять личностную рефлексию, которая направлена на познание себя в своих сущностных качествах как субъекта социального поведения и деятельностную, которая направлена на отражение своей психической деятельности, реализующей цели предметной и практической, теоретической деятельности. Безусловно, эти две формы взаимосвязаны в реальной жизнедеятельности человека.
Нами было проведено исследование адаптации и рефлексивности студентов 1 курса факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. В результате констатирующего эксперимента нами было выявлено, что низкими показателями по шкале адаптированности к учебной группе обладают 17% студентов, что свидетельствует о наличии трудностей в общении с однокурсниками. Для 67% первокурсников характерен средний уровень адаптированности к учебной деятельности. Такие студенты не всегда успешно и в необходимые сроки выполняют учебные задания. Для 20% первокурсников характерен низкий уровень развития рефлексивности, это свидетельствует о том, что такие студенты с трудом анализируют происходящие ситуации. У 20% студентов выявлены низкие показатели системной рефлексии. Они не способны и не желают посмотреть на себя со стороны. У 13% первокурсников выявлены низкие показатели по шкале «Интроспекция», они не соотносят свое поведение с сложившейся ситуацией, очень часто не чувствуют ответственности за совершенные действия. У 47% испытуемых диагностированы низкие показатели по шкале «Квазирефлексия», это свидетельствует о том, что данные студенты не склонны к фантазированию.
Исходя из полученных диагностических результатов, мы пришли к выводу о необходимости организации тренинговой работы с первокурсниками. Нами была разработана и реализована программа тренинга, направленная на развитие рефлексивности как одного из условий успешной адаптации первокурсников.
После проведения тренинга было проведено повторное диагностическое обследование студентов 1 курса и выполнен сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики.
Сравнивая результаты первичной и повторной диагностики студентов, мы выяснили, что после проведенной тренинговой работы для 67% испытуемых характерен средний уровень адаптации к учебной группе, при первичной диагностике средний показатель был выявлен у 60% респондентов. Низкие показатели по данной шкале после проведения тренинга не выявлены. После тренинга число первокурсников с высоким уровнем адаптации к учебной деятельности составило 60%, при первичной диагностике было выявлено 33% респондентов с высокими показателями. После проведения тренинга 13% испытуемых обладают высоким уровнем адаптированности, при первичном обследовании высокий показатель по данной шкале имели только 6% студентов. После реализации тренинга на 8% увеличилось число студентов с высоким уровнем принятия других. Выявлена положительная динамика показателей по шкале «Эмоциональная комфортность», на 5% увеличилось число студентов с высоким уровнем по этой шкале. Не изменились показатели по шкалам «Самопринятие»; «Стремление к доминированию», «Интернальность».
На 7% увеличилось число студентов со средним уровнем рефлексивности. Первокурсники стали более критически осмысливать текущую деятельность, соотносить собственные действия с предметной ситуацией. У 40% испытуемых повысился уровень системной рефлексии; они в большей степени и чаще стали «смотреть на себя со стороны» в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, на основании сравнительного анализа данных первичной и повторной диагностики первокурсников мы можем сделать вывод, что проведенная нами тренинговая работа является эффективной. В ходе экспериментальной работы подтвердилась выдвинутая нами гипотеза. Развитие у первокурсников рефлексивности в рамках психологического тренинга способствует их успешной адаптации к обучению в вузе.
Мы выяснили, что понятие адаптация применяется к условиям обучения в высшем учебном заведении, и хотели бы обратить внимание на точку зрения А.А. Смирнова согласно которой, адаптация студентов - это процесс усвоения норм студенческой жизни, включение в систему межличностных отношений, освоение статуса студента и его ролей. Результатом процесса адаптации является адаптированность. Большинство авторов считают что понятия «адаптация» и «адаптированность» являются синонимами.
Благодаря проведенному анализу литературы, мы можем отметить, что у адаптированных студентов существуют некоторые особенности в поведении и деятельности. Во-первых, это удовлетворительное физическое и психологическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуациях в вузе. Во-вторых, принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям. И наконец, способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться изменяющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и внеучебных планов и целей.
Проведенный анализ литературы показывает необходимость различать рефлексию как процесс познания себя и рефлексивность как качество личности. Рефлексия и рефлексивность не являются синонимами. Рефлексивность - это качество личности, которое определяет рефлексию как процесс. Хотелось бы заметить, что в рефлексии следует выделять личностную рефлексию, которая направлена на познание себя в своих сущностных качествах как субъекта социального поведения и деятельностную, которая направлена на отражение своей психической деятельности, реализующей цели предметной и практической, теоретической деятельности. Безусловно, эти две формы взаимосвязаны в реальной жизнедеятельности человека.
Нами было проведено исследование адаптации и рефлексивности студентов 1 курса факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. В результате констатирующего эксперимента нами было выявлено, что низкими показателями по шкале адаптированности к учебной группе обладают 17% студентов, что свидетельствует о наличии трудностей в общении с однокурсниками. Для 67% первокурсников характерен средний уровень адаптированности к учебной деятельности. Такие студенты не всегда успешно и в необходимые сроки выполняют учебные задания. Для 20% первокурсников характерен низкий уровень развития рефлексивности, это свидетельствует о том, что такие студенты с трудом анализируют происходящие ситуации. У 20% студентов выявлены низкие показатели системной рефлексии. Они не способны и не желают посмотреть на себя со стороны. У 13% первокурсников выявлены низкие показатели по шкале «Интроспекция», они не соотносят свое поведение с сложившейся ситуацией, очень часто не чувствуют ответственности за совершенные действия. У 47% испытуемых диагностированы низкие показатели по шкале «Квазирефлексия», это свидетельствует о том, что данные студенты не склонны к фантазированию.
Исходя из полученных диагностических результатов, мы пришли к выводу о необходимости организации тренинговой работы с первокурсниками. Нами была разработана и реализована программа тренинга, направленная на развитие рефлексивности как одного из условий успешной адаптации первокурсников.
После проведения тренинга было проведено повторное диагностическое обследование студентов 1 курса и выполнен сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики.
Сравнивая результаты первичной и повторной диагностики студентов, мы выяснили, что после проведенной тренинговой работы для 67% испытуемых характерен средний уровень адаптации к учебной группе, при первичной диагностике средний показатель был выявлен у 60% респондентов. Низкие показатели по данной шкале после проведения тренинга не выявлены. После тренинга число первокурсников с высоким уровнем адаптации к учебной деятельности составило 60%, при первичной диагностике было выявлено 33% респондентов с высокими показателями. После проведения тренинга 13% испытуемых обладают высоким уровнем адаптированности, при первичном обследовании высокий показатель по данной шкале имели только 6% студентов. После реализации тренинга на 8% увеличилось число студентов с высоким уровнем принятия других. Выявлена положительная динамика показателей по шкале «Эмоциональная комфортность», на 5% увеличилось число студентов с высоким уровнем по этой шкале. Не изменились показатели по шкалам «Самопринятие»; «Стремление к доминированию», «Интернальность».
На 7% увеличилось число студентов со средним уровнем рефлексивности. Первокурсники стали более критически осмысливать текущую деятельность, соотносить собственные действия с предметной ситуацией. У 40% испытуемых повысился уровень системной рефлексии; они в большей степени и чаще стали «смотреть на себя со стороны» в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, на основании сравнительного анализа данных первичной и повторной диагностики первокурсников мы можем сделать вывод, что проведенная нами тренинговая работа является эффективной. В ходе экспериментальной работы подтвердилась выдвинутая нами гипотеза. Развитие у первокурсников рефлексивности в рамках психологического тренинга способствует их успешной адаптации к обучению в вузе.
Подобные работы
- Социальная адаптация студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ТЕХНИЧЕСКОМ
ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Особенности психологической адаптации детей мигрантов в русскоязычной школе
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2024 - Групповое психологическое консультирование с элементами сказкотерапии как средство развития смысложизненной сферы у студентов первокурсников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-
СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Профессиональная адаптация начинающих учителей гимназии в условиях модернизации образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Авторефераты (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2017



