Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения проблемы адаптации и рефлексии ... 9
1.1 Понятие и виды адаптации 9
1.2 Адаптация студентов к обучению в вузе 15
1.3 Понятие и виды рефлексии 20
2 Экспериментальное исследование и развитие рефлексивности, как
одного из условий, способствующих адаптации студентов- первокурсников 26
2.1 Организация, методы и результаты экспериментального
исследования 26
2.2 Программа тренинга, направленного на развитие рефлексивности и
адаптации студентов-первокурсников 38
2.3 Результаты повторной диагностики. Анализ эффективности
тренинговой работы 49
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложение А. Диагностические методики для обследования студентов-первокурсников 64
Приложение Б. Результаты диагностики студентов-первокурсников.. 73
Актуальность исследования. Быстро меняющийся темп жизни задает все новые, более сложные требования к человеку. Молодому поколению становится все труднее найти свое место в обществе. Когда происходит разрушение устоявшихся и вполне привычных систем, в жизни человека возникают кризисные моменты. Одной из данных систем является система «семья - школа - друзья». Когда выпускник оканчивает школу и поступает в вуз, при этом еще уезжает далеко от дома, происходит крушение первичных стереотипов не только мировосприятия, но и поведения, мышления, деятельности как таковой. Оказавшись в кризисной ситуации, вчерашний школьник начинает ощущать одиночество, вызванное новой для него вузовской средой, испытывать страхи перед неизвестностью, теряется перед большим объемом знаний, подлежащих усвоению.
К сожалению, не каждый студент-первокурсник быстро и без психологических травм может адаптироваться к новой социальной ситуации, новому статусу, а это, безусловно, отражается не только на самочувствии студентов, на их поведении, поступках, личностном становлении в целом, но и на качестве усвоения ими знаний, взаимоотношениях с педагогами, сверстниками и родителями.
Студенту как субъекту учебной деятельности, необходимо уметь рефлексировать свои действия, действия которые уже произошли и те, которые произойдут в будущем. Ведь умение рефлексировать включено в число общеучебных умений, обязательных для овладения студентами высшей школы.
Несмотря на давнее обсуждение категории рефлексии в психологической, философской и педагогической литературе, наблюдается недостаток научно-практических знаний о методиках и методах развития рефлексии у студентов- первокурсников высшего учебного заведения. Рефлексия направлена на вспоминание, выявление и осознание основных компонентов деятельности. Если студент не будет понимать способы своего учения, механизмов познания и смысла своей деятельности, он не сможет усвоить те знания, которые он получил. Рефлексия помогает студентам четко и ясно изложить получаемые результаты, запланировать цели дальнейшей работы, откорректировать свой образовательный путь. В этом случае она не только итог, а начальный этап для новой образовательной деятельности, а так же для постановки новых целей.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах рефлексивности и адаптации и возможностей развития рефлексивности как условия, способствующего успешной адаптации студентов-первокурсников.
Объект исследования: адаптация и рефлексия как психологические феномены.
Предмет исследования: развитие рефлексивности как одного из условий, способствующих успешной адаптации студентов-первокурсников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие у студентов- первокурсников рефлексивности в рамках психологического тренинга будет способствовать их успешной адаптации к обучению в вузе.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, рассмотрев теоретическую сущность понятий «адаптация» и «рефлексия»; охарактеризовать виды адаптации и рефлексии; рассмотреть процесс адаптации студентов к обучению в вузе.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения адаптации и рефлексивности у студентов-первокурсников; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Разработать и реализовать тренинговую программу, направленную на развитие рефлексивности и адаптации студентов-первокурсников.
4. Провести повторную диагностику и проанализировать полученные результаты.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) методы сбора эмпирических данных: констатирующий эксперимент, анкетирование, тестирование.
3) методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
В экспериментальной работе нами использовались следующие методики:
1) методика «Адаптированность студентов в вузе» (авт. Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова);
2) методика диагностики социально-психологической адаптации (авт. К. Роджерс, Р. Даймонд);
3) методика диагностики уровня рефлексивности (авт. А.В. Карпов);
4) опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (авт. Д.А. Леонтьев, Е.М. Лаптева, Е.Н. Осин, А.Ж. Салихова).
Теоретическими и методологическими основаниями выпускной квалификационной работы послужили исследования авторов по проблеме адаптации студентов к условиям вуза (Балл Г.А., Жаренкова А.А., Лагерев В.В., Леонова Е.Н., Реан А.А., Чучелина Е.В. и др.); исследования в области изучения проблемы рефлексии и развития рефлексивности у студентов- первокурсников (Абульханова-Славская К.А., Бодалев А.А., Донцов А.И., Дружинин В.Н., Зинченко В.П., Обозов Н.Н, Теплов Б.М. и др.).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в г. Лесосибирске Красноярского края. В нашей экспериментальной работе приняли участие студенты-первокурсники факультета педагогики и психологии Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета. Выборка исследования составила 15 респондентов.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2015 г. - январь 2016 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта,
Второй этап (январь - февраль 2016 г.) - подбор диагностического инструментария для исследования адаптации и рефлексии у студентов- первокурсников; проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Третий этап (март - май 2016 г.) - разработка и реализация программы тренинга; повторное диагностическое обследование участников формирующего эксперимента; анализ результатов повторной диагностики; определение эффективности тренинговой работы; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость исследования заключается в подборе и апробации диагностического инструментария для исследования адаптации и рефлексивности у студентов-первокурсников . Получены экспериментальные данные об уровне развития адаптации и рефлексивности у студентов- первокурсников факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Составлена и апробирована тренинговая программа, направленная на развитие рефлексивности и адаптации студентов-первокурсников.
Данное исследование выполнено по заказу деканата факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. Имеется акт о внедрении результатов исследования в практику работы образовательного учреждения.
Результаты исследования представлены на внутривузовской научно-практической конференции «Современное педагогическое образование: теоретический и прикладной аспекты» (г. Лесосибирск, ЛПИ - филиал СФУ, 20-24 апреля 2016 г.).
Структура выпускной квалификационной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 источников) и приложений. В работе содержится 7 таблиц и 19 рисунков. Объем работы составляет 63 страницы.
Проанализировав литературу по теме выпускной квалификационной работы, мы пришли к выводу, что понятие «адаптация» может быть отнесено к общенаучным понятиям, т.к. изучением данного феномена занимаются разные области науки и практики. В психологической науке под адаптацией чаще всего понимают приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.
Мы выяснили, что понятие адаптация применяется к условиям обучения в высшем учебном заведении, и хотели бы обратить внимание на точку зрения А.А. Смирнова согласно которой, адаптация студентов - это процесс усвоения норм студенческой жизни, включение в систему межличностных отношений, освоение статуса студента и его ролей. Результатом процесса адаптации является адаптированность. Большинство авторов считают что понятия «адаптация» и «адаптированность» являются синонимами.
Благодаря проведенному анализу литературы, мы можем отметить, что у адаптированных студентов существуют некоторые особенности в поведении и деятельности. Во-первых, это удовлетворительное физическое и психологическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуациях в вузе. Во-вторых, принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям. И наконец, способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться изменяющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и внеучебных планов и целей.
Проведенный анализ литературы показывает необходимость различать рефлексию как процесс познания себя и рефлексивность как качество личности. Рефлексия и рефлексивность не являются синонимами. Рефлексивность - это качество личности, которое определяет рефлексию как процесс. Хотелось бы заметить, что в рефлексии следует выделять личностную рефлексию, которая направлена на познание себя в своих сущностных качествах как субъекта социального поведения и деятельностную, которая направлена на отражение своей психической деятельности, реализующей цели предметной и практической, теоретической деятельности. Безусловно, эти две формы взаимосвязаны в реальной жизнедеятельности человека.
Нами было проведено исследование адаптации и рефлексивности студентов 1 курса факультета педагогики и психологии ЛПИ - филиала СФУ. В результате констатирующего эксперимента нами было выявлено, что низкими показателями по шкале адаптированности к учебной группе обладают 17% студентов, что свидетельствует о наличии трудностей в общении с однокурсниками. Для 67% первокурсников характерен средний уровень адаптированности к учебной деятельности. Такие студенты не всегда успешно и в необходимые сроки выполняют учебные задания. Для 20% первокурсников характерен низкий уровень развития рефлексивности, это свидетельствует о том, что такие студенты с трудом анализируют происходящие ситуации. У 20% студентов выявлены низкие показатели системной рефлексии. Они не способны и не желают посмотреть на себя со стороны. У 13% первокурсников выявлены низкие показатели по шкале «Интроспекция», они не соотносят свое поведение с сложившейся ситуацией, очень часто не чувствуют ответственности за совершенные действия. У 47% испытуемых диагностированы низкие показатели по шкале «Квазирефлексия», это свидетельствует о том, что данные студенты не склонны к фантазированию.
Исходя из полученных диагностических результатов, мы пришли к выводу о необходимости организации тренинговой работы с первокурсниками. Нами была разработана и реализована программа тренинга, направленная на развитие рефлексивности как одного из условий успешной адаптации первокурсников.
После проведения тренинга было проведено повторное диагностическое обследование студентов 1 курса и выполнен сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики.
Сравнивая результаты первичной и повторной диагностики студентов, мы выяснили, что после проведенной тренинговой работы для 67% испытуемых характерен средний уровень адаптации к учебной группе, при первичной диагностике средний показатель был выявлен у 60% респондентов. Низкие показатели по данной шкале после проведения тренинга не выявлены. После тренинга число первокурсников с высоким уровнем адаптации к учебной деятельности составило 60%, при первичной диагностике было выявлено 33% респондентов с высокими показателями. После проведения тренинга 13% испытуемых обладают высоким уровнем адаптированности, при первичном обследовании высокий показатель по данной шкале имели только 6% студентов. После реализации тренинга на 8% увеличилось число студентов с высоким уровнем принятия других. Выявлена положительная динамика показателей по шкале «Эмоциональная комфортность», на 5% увеличилось число студентов с высоким уровнем по этой шкале. Не изменились показатели по шкалам «Самопринятие»; «Стремление к доминированию», «Интернальность».
На 7% увеличилось число студентов со средним уровнем рефлексивности. Первокурсники стали более критически осмысливать текущую деятельность, соотносить собственные действия с предметной ситуацией. У 40% испытуемых повысился уровень системной рефлексии; они в большей степени и чаще стали «смотреть на себя со стороны» в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, на основании сравнительного анализа данных первичной и повторной диагностики первокурсников мы можем сделать вывод, что проведенная нами тренинговая работа является эффективной. В ходе экспериментальной работы подтвердилась выдвинутая нами гипотеза. Развитие у первокурсников рефлексивности в рамках психологического тренинга способствует их успешной адаптации к обучению в вузе.
1. Авдиенко, Г. Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза / Г. Ю. Авдиенко // Вестник психотерапии. - 2013. - № 24. - С. 8-17.
2. Алексеев, Н. Г. Направления изучения рефлексии / Н. Г. Алексеев, И. Н. Семенов // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. - Новосибирск : НГУ, 1987. - С. 3-13.
3. Андреева, Д. А. О понятии адаптация / Д. А. Андреева // Человек и общество. - 1973. - С. 62 - 69
4. Антипов, Г. А. Проблема периодизации историко-философского процесса с позиций представления о рефлексии / Г. А. Антипов, О. А. Донских // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. - Новосибирск : НГУ, 1987. - С.14- 21.
5. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 92- 100.
6. Бизяева, А. А. Психология думающего учителя. Педагогическая рефлексия / А. А. Бизяева. - Псков, 2014. - 208 с.
7. Бодалев, А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А. А. Бодалев . - Санкт-Петербург : ЛГУ, 1970. - 135 с.
8. Боронина, Л. Н. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции / Л. Н. Боронина, Ю. Р. Вишневский, Я. В. Дидковская // Университетское управление. - 2011. - №4. - С. 65- 69.
9. Васильева, С. В. Адаптация студентов к вузам с различными условиями обучения / С. В. Васильева // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: психология и педагогика в общественной практике: сбор. науч. трудов /. - Санкт-Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 23-43.
10. Варламова, Е. П. Рефлексивная диагностика в системе образования / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 1997. - № 5. - С. 28-44.
11. Горбатова, Е. А. Теория и практика психологического тренинга / Е. А. Горбатова. - Санкт- Петербург : Речь, 2013. - 320 с.
12. Гусева, В. Н. Но сами мы должны уметь анализировать свою работу! /
B. Н. Гусева // Первое сентября. - 2012. - №38. - С. 2-10.
13. Гуткина, Н. И. О психологической сущности рефлексивных механизмов / Н. И. Гуткина // Психология личности: теория и эксперимент. - Москва : Сфера, 2012. - 108 с.
14. Гуткина, Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук / Гуткина Нина Иосифовна. - Москва, 1983. - 27 с.
15. Евстифеева, Е. А. Психологические экспликации рефлексивности в практике профессионального образования / Е. А. Евстифеева, А. А. Тягунов, С. И. Филиппченкова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2012. - № 2. - С. 32-38.
16. Зак, А. З. Проблемы психологического изучения рефлексии / А. З. Зак // Исследование речи-мысли и рефлексии. Психология. - 1979. - №10. -C. 5-19.
17. Каминская, Е. А. Адаптация студентов в вузе при трёхступенчатой системе образования / Е. А. Каминская // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 6. - С. 34- 40.
18. Карпов, А. В. Психология рефлексии / А. В. Карпов, И. М. Скитяева. - Москва : Инст-т психологии РАН, 2012. - 324 с.
19. Кашлев, С. С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов / С. С. Кашлев. - Минусинск : Высшая школа, 2012. - 95 с.
20. Кокорина, О. Р. Педагогическое содействие адаптации студентов педагогического колледжа к условиям профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Кокорина Ольга Рафаиловна. - Южно- Сахалинск, 2012. - 16 с.
21. Лагерев, В. В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом ВУЗе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками / В. В. Лагерев. - Москва : Гелиос, 2014. - 339 с.
22. Левагина, О. Б. Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект / О. Б. Левагина // Молодой ученый. - 2013. - № 7. - С. 394- 397.
23. Леонтьев, Д. А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин // Журнал Высшей школы экономики. Психология. - 2014. - Т. 11. - № 4. - С. 110- 135.
24. Маргиева, Д. А. Социально-педагогическая адаптация студентов младших курсов к учебно-воспитательному процессу в вузе : автореф. дис. . канд. пед. наук / Маргиева Диана Асламбековна. - Владикавказ, 2010. - 24 с.
25. Орехова, Е. Ю. Педагогические условия активизации, процесса адаптации студентов младших курсов к вузу (на примере студентов коренных малочисленных народов севера, ханты и манси): автореф. дис. . канд. пед. наук / Орехова Елена Юрьевна. - Рязань, 2006. - 28 с.
26. Пономарев, Я. А. Рефлексия в развитии творческого мышления / Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Психологический журнал. - Москва, 1988. - Т. 9. - № 4. - С.23- 43.
27. Реан, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - Санкт- Петербург : Питер, 2013. - 390 с.
28. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва : Педагогика, 1973. - 400 с.
29. Соловьев, В. Н. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: автореф. дис. д-ра пед. наук / Соловьев Вениамин Николаевич. - Ижевск, 2013. - 38 с.
30. Семенов, И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности / И. Н. Семенов. - Москва : Московский психолого-социальный институт: «МОДЭК», 2012. - 245 с.
31. Семенов, И. Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 35- 42.
32. Степанов, С. Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. - 2013. - № 3. - С. 31- 40.
33. Степанов, С. Ю. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества / С. Ю. Степанов, Г. Ф. Похмелкина, Т. Ю. Колошина // Вопросы психологии. - 2010. - № 5. - С. 42- 61.
34. Сычева, А. В. Социально-педагогическая адаптация первокурсников к обучению в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Сычева Алла Васильевна. - Тамбов, 2009. - 19 с.
35. Чучелина, Е. В. Психологические факторы социально-психологической адаптации студенческой молодежи в условиях вуза: автореф. дис. канд. психол. наук / Чучелина Елена Владимировна. - Самара, 2012. - 24 с.
36. Щедровицкий Г. П. Идея рефлексии в самых общих чертах / Г. П. Щедровицкий // Модели рефлексии. - Новосибирск : НГПУ, 1995. - 329 с.
37. Юркина, М. С. Исследование особенностей адаптированности местных и иногородних студентов первого курса к ВУЗу / М. С. Юркина // Психологические науки: теория и практика. - Москва : МГУ, 2012. - С. 68-71.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
38. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Электронный ресурс] / С. Ю. Головин. - Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/
39. Леонова, Е. Н. Педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников вуза [Электронный ресурс] : автореф. дис. . канд. пед. наук / Леонова Елена Николаевна. - Хабаровск: ДГГУ, 2010. - 22 с. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01.
40. Ольшевская, Э. Н. Адаптация студентов к обучению в вузе [Электронный ресурс] / Э. Н. Ольшевская // Психология. - 2011. - С. 23-29. - Режим доступа: http://www.mgei.org/ideolog2_2.html.