Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Работа №20593

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3522
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолога - педагогические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Сущность понятия логического мышления детей старшего дошкольного
возраста 8
1.2 Особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного
возраста 13
1.3 Роль дидактической игры в развитии логического мышления детей
старшего дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 32
Глава 2 Изучение и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 33
2.1 Диагностика развития логического мышления детей старшего дошкольного
возраста 33
2.2 Опытно - экспериментальная работа по развитию логических операций
мышления у детей старшего дошкольного возраста 36
2.3 Анализ результатов опытно экспериментальной работы исследования развития
логического мышления детей старшего дошкольного возраста 43
Вывод по главе 2 54
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение 63


На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления - это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее.
Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников является актуальной в настоящее время. В современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.
Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. [49]
Кроме того, игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
Особенности формирования мышления дошкольников изучали многие психологи: Л. С. Выготский, Жан Пиаже, А. Н. Леонтьев, А. А. Венгер.
Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предметов, явлений к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними.
В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и затем к логическому. Решающим условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения задач.
Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.
Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Современные требования ФГОС ДО к результатам освоения программы предоставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях.
Для эффективности работы по развитию логического мышления создаются условия по развитию логического мышления дошкольников, используются разнообразные методы обучения; практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские. В целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку использование разнообразных дидактических игр, что будет способствовать повышению развитию логического мышления и умственных способностей ребенка. Играя, ребенок лучше усваивает программный материал, правильно выполняет сложные задания. Важно не только научить ребенка чему- либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свое мнение, свое решение, делать умозаключения.
Поэтому проблемой исследования стал вопрос: каким образом дидактические игры влияют на развитие мыслительных операций у старших дошкольников.
Соответственно были выделены:
Объект — процесс развития логического мышления у старших дошкольников;
Предмет исследования - дидактические игры как средство развития логического мышления у старших дошкольников.
Цель - определение условий эффективного использования дидактических игр в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Была выдвинута следующая гипотеза: Вся непосредственная образовательная деятельность будет способствовать развитию логического мышления у старших дошкольников при соблюдение следующих условий:
- если развивающая предметно - пространственная среда группы обогащена разнообразными играми и пособиями на развитие логики, мышления, внимания.
- если непосредственная образовательная деятельность будут включать дидактические игры и практические задания, отобранные адекватно возрасту, в которых содержатся мыслительные задачи;
- если дидактические игры будут использоваться не только в образовательной деятельности, но и в свободной деятельности детей.
Задачи исследования:
1. На основе изучения психолога - педагогических источников определить сущность понятия логического мышления у старших дошкольников.
2. Конкретизировать возрастные особенности развития логического мышления у старших дошкольников.
3. Выявить возможности развития логического мышления по средствам использования дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования необходимо использовать следующие методы:
- теоретический анализ методических, психолого-педагогических и научных литературных источников по проблеме исследования;
- эмпирические (диагностические задания);
- методы математической обработки результатов исследования;
- интерпретационные (качественные анализ, установление связи между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом).
Базой исследования явилось МБ ДОУ д/с № 10 г. Дивногорска. В исследовании приняло участие 24 ребенка подготовительной группы в возрасте 5-6 лет.
В данной работе синтезирован и обобщен фактический материал по проблеме развития логического мышления по средствам дидактических игр детей старшего дошкольного возраста. В этом мы видим теоретическую значимость работы. Представляется, что полученные результаты эмпирического исследования, касающиеся апробации комплекса игр по развитию логических приемов мышления старших дошкольников в условиях ДОУ, определяют практическую значимость работы и могут быть использованы в практической работе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой, поэтому, если опираться в обучении детей на их природу, на их возрастные возможности, если хотим двигаться от простого к сложному, мы должны использовать игру - как удивительный феномен детства.
Проблема развития логического мышления через дидактическую игру актуальна и сегодня. Обществу требуется личность, которая бы легко осваивала современное производство, внедряла новые технологии, работала на современных компьютерах. Поэтому в первые годы жизни человека необходимо заниматься развитием его мышления, чтобы не упустить благоприятное для этого время.
В процессе изучения научной литературы выделены виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое. Каждый из видов мышления формируется на основе предыдущего и не исчезает, а совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Также определили особенности логического мышления в дошкольном возрасте и средства развития логического мышления у детей этого возраста.
Роль дидактической игры в развитии ребенка, осознавали еще в глубокой древности. И в настоящее время этой проблеме уделяется должное внимание. Дидактическая игра является одним из дидактических средств, способствующих развитию математических представлений детей, развитию логических операций мышления у старших дошкольников.
Мыслительные операции, определенные современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходима углубленная работа по развитию логических структур мышления в процессе проведения дидактических игр для более успешного их формирования.
В процессе изучения научной литературы были выявлены и раскрыты особенности развития логических операций мышления у старших дошкольников, охарактеризованы основные средства и методы их развития. На данный момент существует огромное количество разнообразных средств и методов логических операций мышления дошкольников. На основе этого сделан вывод о том, что развитию логических операций мышления у детей способствует применение педагогом на занятиях обучающих математических игр.
Дидактическая игра имеет большое значение во всестороннем развитии воспитанников, она является нужной и неотъемлемой частью образовательного процесса в дошкольном учреждении.
В экспериментальной работе рассмотрели дидактическую игру как одну из форм развития логических операций мышления у старших дошкольников и сделали вывод о том, что применяемые нами способы формирования логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста являются эффективными.
Анализ результатов экспериментальной работы подтвердил выдвинутую нами гипотезу и позволил сформулировать следующие выводы:
Развитие логических операций мышления у старших дошкольников осуществляется более успешно, если:
использовать в своей работе с детьми различные виды дидактических игр, соблюдать последовательность в обучении дошкольников способам действий;
в процессе использования дидактической игры предоставлять детям самостоятельность, побуждать их к творческой активности;
знакомить родителей с методами и приемами обучения детей дидактической игре в условиях семьи.
Контрольный эксперимент показал, что использование дидактических игр на занятиях, в самостоятельной и совместной с детьми деятельности благоприятно повлияло на умственное развитие детей. Игровая форма обучения оказала большое влияние па развитие жизненной активности, организаторских, коммуникативных и других не менее важных качеств личности, а самое главное повысили уровень развития логического мышления.
Необходимо, чтобы дидактические игры применялись в работе с детьми систематически и целенаправленно. А формирование мыслительных операций должно продолжаться под руководством педагога. Если будут выполняться эти условия, то дидактическая игра будет эффективно влиять не только на развитие логического мышления детей, но и мышление в целом.
Таким образом, в процессе работы было доказано, что дидактическая игра является одним из наиболее эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников. Именно через дидактическую игру эффективно развиваются логические операции мышления у старших дошкольников. Поэтому, начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте - в школе.



1. Абдулова А.Х. Формирование основ логического мышления через математические игры. Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 22-23.
2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М.: Московский психолого-социальный ин-т,2001
3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высш. уч. завед. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2004. - 400 с.
4. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. Владос, 2013 г.-296с
5. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М:1998. -С.287
6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - М.: ТЦ "Учитель", 2007.
7. Выгодский, Л.С. Избранные психологические исследования. М.:1956. - С.257.
8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: 2004
9. Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов высших учебных заведений. Омега - Л, 2013 - 415с
10. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозайка-Синтез, 2015. - 128 с.
11. Гусев Д.А. Удивительная логика. - М.: Энас -Книга, 2010 - 240с.
12. Гусева М.А. Дидактические игры на развитие навыков сотруднечииства у старших дошкольников. «Методист ДОУ» Выпуск 11/2013
13. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. 2-е изд. -М.: ТЦ Сфера, 2015. -176с. - (Истоки).
14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /
В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина: Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. -244 с.
15. Ефимова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный. - 2001 - 2002.
16. Журова, Виноградова, Салмина: Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования. 5-6 лет. ФГТ. Вентана- Граф, 2014 г.
17. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. / Теплое М.Б. Избранные труды в 2-х т. Т.1., М., Просвещение, 2008. - 278с.
18. Запорожец А.В., Д.Б. Эльконин. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /под ред. А. В. Запорожца. Д. Б. Эльконина. - М. - 1964.
19. Запорожец А.В. Психология действия. - М. - Воронеж, 2000. - 232 с.
20. Зубарева Л.В. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения. Издательство: Учитель, 2013 г. - 99с.
21. Исаева О.С. Методика организации дидактических игр. Дошкольная педагогика. Петербургский научно - практический журнал. ООО «Издательство «Детство пресс», № 8(83)/ октябрь/ 2012
22. Ишмуратова Е.М. Развитие познавательных функций у детей раннего возраста в различных видах продуктивной деятельности / Е.М. Ишмуратова; Ишмуратова Е.М. // Логопед в детском саду. - 2008. - № 6. - С. 30-37.
23. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. — М.: Наука, 1976. — 720 с.
24. Козлова С.А., Т.А. Куликова Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001.-416 с.
25. Крот К. Раз, два, три, четыре, пять. -М. -2012.
26. Кулганов В.А. Проблема готовности детей к школе. Дошкольная педагогика. Петербургский научно - практический журнал. ООО «Издательство «Детство пресс», № 5(110)/ май/ 2015
27. Максимова Е.А., Рахматулина О, Травкина О, Черных А. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. -М.: Обруч, 2011.-192с.
28. Малеева, З.П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушением зрения / З.П. Малеева; З.П. Малеева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2009. - № 1. - С. 27-33.
29. Методические советы к программе «Детство». - СПб.: М54 «Детство - ПРЕСС», 2002.-304 с.
30. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико- математическое развитие дошкольников: от прошлого к настоящему. Дошкольная педагогика. Петербургский научно - практический журнал. ООО «Издательство «Детство пресс», № 8(73)/ октябрь/ 2011
31. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М., 1990.-94 с.
32. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1999. - 456 с.
33. Немов Р.С. Психология, кн. 2. - М., 2000. - 640 с.
34. Никифорова О.К. Учимся думать, играя: задания и упражнения по развитию логического мышления для детей 4-5 лет/ авт. Сост. О.К. Никифорова. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2014. -79с.
35. Нисканен Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. /Под. редакцией. - М., 2002. - 208 с.
36. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Изд. 2-е. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2004. - 94 с.
37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 460 с.
38. Патракова Л.А. Общие дидактические принципы. Дошкольная педагогика. Петербургский научно - практический журнал. ООО «Издательство «Детство пресс», № 2(107)/ февраль/ 2015
39. Петрова В.И. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Творческие задания и упражнения // Дошкольное воспитание. - 1992. - №1 - с. 52-56
40. Поддьяков Н. К. Мышление дошкольника. - М.: ГНОМиД, 1997. - 245 с.
41. Подласый И.П. Педагогика. М., 2000. - 250 с.
42. Психологический словарь, .3-е изд., Феникс. 2004.-С.268.
43. Сарычева Л.А., Уфимцева Л.П. Диагностическая и коррекционно - развивающая работа с детьми 6 -7 лет группы по отклонениям развития: учебное пособие: в 2 ч./ Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им В.П.Астафьева. - Красноярск, 2015. - 4.1.-276с.
44. Семенова В.П. Многофункциональное дидактическое пособие «В мире звуков и слов». Дошкольная педагогика. Петербургский научно - практический журнал. ООО «Издательство «Детство пресс», № 1(116)/ январь /2016
45. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.
46. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление. Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 22- 23.
47. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
48. Столяр А.А. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет. /Под редакцией Столяра А.А., - М., 1991. - 80 с.
49. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет. 2001. - 160с.
50. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. 2000.-256с.
51. Турбина О.И. Развитие логического мышления в процессе формирования элементарных математических представлений. Журнал «Воспитатель ДОУ» №1/2016(103)
52. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку. Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1994. - 144 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015 - 96с. (Правовая библиотека образования).
54. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФА-М.-2009. - С.280.
55. Федунова Е.Ф. Логическое мышление как составная часть интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дошкольная педагогика. Петербургский научно - практический журнал. ООО «Издательство «Детство пресс», № 3(108)/ март/ 2015
56. Шалаева Г. Большая книга логических игр. - М.: ACT, Слово, 2013
57. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 128 с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ