Введение 4
1 Исследование теоретических и методологических основ мотивации
персонала 7
1.1 Социально-экономическая сущность системы мотивации
персонала 7
1.2 Классификация моделей мотивации персонала 16
1.3 Анализ системы мотивации работников отрасли экономики 28
2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия
ОАО «Красноярскнефтепродукт» 42
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ОАО «Красноярскнефтепродукт» 42
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
ОАО «Красноярскнефтепродукт» 50
2.3 Анализ системы мотивации центрального филиала предприятия
ОАО «Красноярскнефтепродукт» 61
3 Расчет экономической эффективности мероприятий совершенствования
системы мотивации 69
3.1 Внедрение автоматических карт учета выполненной работы и
горизонтальной ротации работников предприятия 69
3.2 Расчет затрат для реализации мероприятий совершенствования системы
мотивации персонала 78
3.3 Оценка экономической эффективности мероприятия совершенствования
системы мотивации персонала Центрального филиала ОАО «Красноярскнефтепродукт» 83
Заключение 89
Список использованных источников 92
В рыночной экономики для поддержания конкурентоспособности компании важным критерием является эффективность системы мотивации персонала.
Мотивация для сотрудника является двигателем и побудителем к определенной деятельности, с помощью внутриличностных факторов, для достижения личных целей и как следствие к эффективной работе. У каждого человека эти побудители разные, кто-то ценит материальные вознаграждение, другим важен статус в компании и занимаемая должность. От того на сколько руководство уделяет внимание ценностям сотрудников, зависит их удовлетворенность трудом.
Управление предприятием, это в первую очередь, управление людьми. Люди для организации, как мотор для машины, без которого она не будет двигаться. Именно человеческий труд приводит в движение все имеющиеся ресурсы компании.
Для того чтобы управлять человеческими ресурсами, руководству необходимо понимать, к чему стремится человек, когда выполняет ту или иную работу и что конкретно побуждает его к действию.
Желание выполнять свою работу один из ключевых факторов успеха функционирования предприятия.
Поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут более эффективно управлять персоналом, повышая тем самым производительность труда и конкурентоспособность предприятия.
Управление мотивацией - это одна из основных управленческих систем всего предприятия. Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает индивида и коллектив в целом к достижению личных целей и целей компании.
Актуальность данной темы, определяется тем, что эффективность выполнения работы любой компании напрямую зависит от того, насколько её сотрудники заинтересованы в эффективном выполнении работы. И чем больше возможностей для достижения своих личных целей они получают, работая на интересы компании, тем результативней будет отдача. Поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогу более эффективно управлять персоналом.
В настоящее время, без сомнения, можно сказать, что самым важным ресурсом любой организации являются её сотрудники. Численность сотрудников компании ОАО «Красноярскнефтепродукт» сотставляет 1 500 человек.
ОАО «Красноярскнефтепродукт» - это крупнейшая товаропроводящая сеть нефтебаз и АЗС, охватывающая 14 городских и 37 муниципальных районов Красноярского края, состоящая из 14 действующих распределительных нефтебаз и розничной сети - 137 автозаправочных станций. Это комплекс современных технологических сооружений для приема, переработки, хранения и отпуска нефтепродуктов.
Основной целью дипломной работы является совершенствование системы мотивации Центрального филиала ОАО «Красноярскнефтепродукт».
Для реализации цели в дипломном проекте были рассмотрены следующие задачи:
- изучить теоретические и методологические основы мотивации персонала;
- дать социально-экономическую характеристику исследуемого предприятия
- проанализировать действующую систему мотивации персонала центрального филиала ОАО «Красноярскнефтепродукт»;
- выявить недостатки действующий системы мотивации персонала центрального филиала ОАО «Красноярскнефтепродукт»;
- разработать мероприятия по повышению эффективности системы мотивации персонала исследуемого предприятия ОАО «Красноярскнефтепродукт»;
- дать оценку экономической эффективности мероприятий совершенствования системы мотивации персонала Центрального филиала ОАО «Красноярскнефтепродукт».
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование системы мотивации Центрального филиала ОАО «Красноярскнефтепродукт». С помощью изучения теоретических и методологических основ мотивации персонала, анализа действующей системы мотивации персонала данного предприятия, выявлены недостатки действующей системы мотивации.
ОАО «Красноярскнефтепродукт» - это крупнейшая товаропроводящая сеть нефтебаз и АЗС Красноярского края, состоящая из 14 действующих распределительных нефтебаз и розничной сети - 137 автозаправочных станций.
По результатам финансово-хозяйственной деятельности выявлено уменьшение общей суммы прибыли в 2015 году обусловленное уменьшением выручки от продаж на 1 085 807 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом. Рентабельность продаж за 2015 год снизилась в 3 раза и составила 0,83 %, общая стоимость имущества выросла по отношению к 2014 году, на 2,36%, что свидетельствует о расширении деятельности предприятия. Коэффициент текущей ликвидности в 2015 году принимает значении 1,07 (при нормальном значении 1,5-2,5). Коэффициент быстрой ликвидности в отчетном году равен 0,52 (при нормальном значении 0,7-1). Коэффициент абсолютной ликвидности в 2015 году принимает значение 0,03 (при нормальном значении 0,2-0,5). Предприятие имеет высокие финансовые трудности в покрытии текущих обязательств.
Основные проблемы мотивации персонала ОАО
«Красноярскнефтепродукта» связанны с низкими показателями прохождения обучения по повышению квалификации персонала и низкой материальной мотивацией сотрудников. Было проведено анкетирование сотрудников, в котором определились типы мотивации персонала и в ходе анализа предложены методы для устранения недостатков существующей системы.
По горизонтальной ротации персонала, предложена система повышения квалификации персонала в разных направлениях рабочей деятельности, что позволит получать удовлетворение от проделанной работы и в перспективе продвинуться по карьерной лестнице. В целях повышения эффективности использования трудовых ресурсов предлагается ввести ставку психолога.
Для решения проблемы связанной с материальной мотивацией сотрудников было предложено внедрение в Центральный филиал карты учета выполненной работы. Суть данного мероприятия заключается в накоплении баллов за качественно выполненную работу, за соблюдение дисциплины на рабочем месте, активное участие в жизни организации и вследствие получение вознаграждений за имеющиеся на карте баллы. Для реализации данного мероприятия необходимо создать группу узких специалистов обладающими знаниями IT-технологий.
Для повышения эффективности результатов труда и выявления потерь рабочего времени была проведена фотография рабочего дня сотрудников семи отделов. В результате произошло сокращение персонала на 6 человек и снижение затрат на 2 497 687,14 рублей. Реализация мероприятий компании потребует дополнительных капитальных вложений в сумме 595 900 рублей для приобретения оборудования и 1 663 738 рублей на заработную плату новых сотрудников.
По результатам расчета экономической эффективности, можно сделать вывод, что при внедрении рассмотренных мероприятий финансовая выгода Центрального филиала составит 743 176,06 руб. в год.
Вследствие реализации этих мероприятий повысится трудовая мотивация сотрудников, увеличится производительность труда, а в связи с ростом высококвалифицированных сотрудников, возрастет и показатель конкурентоспособности компании.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Анпилов, С. М. Методы менеджмента качества / С. М. Анпилов // Основы управления и права. - 2013. - №2. - С. 6-7.
2. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров : учеб. пособие для вузов / Н. И.Архипова, О. Л. Седова. - Москва : РГГУ, 2015. - 147с.
3. Библиотека для менеджера [Электронный ресурс] : Библиотека обучающей и информационной литературы - Режим доступа: http://www.nnre.ru/delovaja literatura/menedzhment konspekt lekcii/p9.php
4. Боронова, Г. Х., Психология труда [Электронный ресурс]: учебник / Г. Х. Боронова // Инст. экон. и права Ивана Кушнира - 2010. - Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika/t005/13.htm# 1
5. Бухгалтерский баланс ОАО «Красноярскнефтепродукт»
[Электронный ресурс] : Нормативные документы ОАО
«Красноярскнефтепродукт» за 2015 год форма №1. - Режим доступа: http: //www.knp. krsn.ru/upload/iblock/0d9/forma 1 _na_30.09.2015.pdf
6. Видеонаблюдение IP: техн. информация: Электронная проходная PERCo-KT02.3 // Интернет-магазин «Мир видео наблюдения» [сайт]. - Екатеринбург, 2014. - Режим доступа http: //mirvideo24 .ru/product/perco-kt023
7. Воронина, Л. П. Производительность труда в производстве / Л. П. Воронина // Вопросы управления. - 2013. - №4. - С. 11-12.
8. Грановеттер М. К., Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда / М. К. Грановеттер // Экономическая социология. - 2011. - №2. - С. 23-25.
9. Двухфакторная теория мотивации [Электронный ресурс ]: Теория Ф. Герцберга // Лаборатория психотехники Шапиро Москва, Дело - 2009. - Режим доступа: http: //www.psi-test.ru/pub/shapiro/2-4 .html
10. Журлов, А.Н. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия : учебник / А.Н.Журлов, М.Р.Ковбасюк. - Киев, 2010. - 132 с.
11. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент : учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. - Москва : Экономистъ, 2011. - 416 с.
12. Иваненко Л. В., Основы экономики управления и права / Л. В. Иваненко // Правовое руководство. - 2013. - № 5. - С. 34-35
13. Иванников В. А., Формирование побуждения к действию / В. А. Иванников // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С. 8-10
14. Ивасенко, А. Теория менеджмента. Организационное поведение: учебник / А. Ивасенко, Я. Никонова, В. Цевелев - Москва: Litres, 2015. - 769 с.;
15. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы: учебник/ Е. П. Ильин. - Санкт- Петербург : Питер, 2011. - 512 с.
16. ИнфоМенеджмент [Электронный ресурс ]: науч. журнал - Москва,
2009. - Режим доступа:
http://infomanagement.ru/lekciya/Pervonachalnie teorii motivacii
17. Кибанова, А. Я. Управление персоналом организации / А. Я. Кибанов. - Москва : ИНФРА-М, 2003. - 483 с.
18. Кузнецов, Б. Т. Макроэкономика: учебное пособие / Б. Т. Кузнецов - Москва : Юнити-Дана, 2012. - 463 с.
19. Лапыгин, Ю. Н. Стратегический менеджмент: учеб.пособие / Ю.Н. Лапыгин. - Москва : ИНФРА-М, 2009. - 236 с.
20. Локальное программное обеспечение системы: техн. информация:
СКУД PERCO S 20 / Интернет-магазин «Система безопасности» [сайт]. - Красноярск, 2013. - Режим доступа: http://www.sec-group.ru/kontrol-
dostupa/turnikety-i-ograzhdenija/ustanovka-tumiketa/
21. Клочков, А.К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов / А. К. Клочкова - Москва: Ексмо, 2010. - 160с.
22. Магура М. Как повысить отдачу от обучения персонала / М. Магура // Управление персоналом. - 2006. - № 11.-С 23 -25
23. Милашенко В. М., Развитие системы мотивации персонала предприятия в условиях кризиса / В. М. Милашенко // Управление кадрами. -
2010. - №28. - С 33-34
24. Меликьян, Г.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения/ Г. Г. Меликьян, Р. П. Колосова Р.П. - Москва: МФВ. - 2002. - 214 с.
25. Друкер, П. Ф. Энциклопедия менеджмента [Электронный ресурс]: Менеджмент для всех. - Москва, 2011. - Режим доступа: http://mgt-edu.ru/1- 61.php
26. Галинина, М. К. Менеджмент: учебный курс / М. К. Галина , В. Кантор. - Москва, Litres, 2015. - 1369 с.
27. Мескон, М. И. Основы менеджмента: учебник / М. И. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури . - Москва: Дело, 2007. - 704 с.
28. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / А. Я. Кибанова [ и др.]. - Москва: Инфра-М, 2009. - 524 с.
29. Мотивация персонала: учеб. пособие / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко, С. Н. Апенько, А. И. Мерко. - Москва: Альфа-Пресс, 2010. - 640 с.
30. Одегов, Ю. Г. Экономика труда: учебник / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко - Москва: ВолтерсКлувер, 2011. - 800 с.
31. Озерникова Т., Мотивационное значение заработной платы / Т. Озерникова // Служба кадров. - 2002. - №3. С. 24 - 29
32. Официальный сайт компании ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]: ПАО «Газпром». - Режим доступа: http: //www.gazprom.ru
33. Отчет о финансовых результатах ОАО «Красноярскнефтепродукт» за 2015 год форма №2 [Электронный ресурс]: ОАО «Красноярскнефтепродукт». - Режим доступа: http://www.knp.krsn.ru/upload/iblock/a1f/forma 2 za 2015.pdf
34. Отчет о движении денежных средств ОАО
«Красноярскнефтепродукт» за 2015 год форма №4 [Электронный ресурс]: ОАО «Красноярскнефтепродукт». - Режим доступа:
http: //www.knp. krsn.ru/upload/iblock/132/forma_4_za_2015.pdf
35. Официальный сайт компании ОАО «Красноярскнефтепродукт» [Электронный ресурс]: ОАО «Красноярскнефтепродукт». - Режим доступа: http://www.knp.krsn.ru
36. Официальный сайт ТВК: Новости Красноярского края [Электронный ресурс]: ТВК. - Режим доступа: http: //tvk6 .ru/publications/news/11605
37. Официальный сайт Центрального филиала компании ОАО «Красноярскнефтепродукт» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: //fcknp .ru/about
38. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] : - Режим доступа: http://www.gks.ru
39. Пояснения к годовой бухгалтерской отчетности ПАО «Газпром» за 2014 год [Электронный ресурс]: ПАО «Газпром». - Режим доступа: http://www.gazprom-neft.ru/annual-reports/2014/GPN SR 2014 rus web.pdf
40. Пояснительная записка ОАО «Красноярскнефтепродукт» к годовому отчету за 2015 год [Электронный ресурс]: ОАО «Красноярскнефтепродукт». - Режим доступа: http: //www. knp. krsn.ru/upload/iblockdoc26645001
41. Пояснения к годовой бухгалтерской отчетности ПАО «Лукойл» за 2014 год [Электронный ресурс]: ПАО «Лукойл». - Режим доступа: http://www.lukoil.ru/materials/doc/AGSM 2015/LUKOIL_AR_rus_2014.pdf
42. Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / С. М. Пястолов. - Москва: Академия, 2012. - 384 с.
43. Ричи Ш., Управление мотивацией: учеб. пособие / Ш. Ричи. - Москва: Юнити-Дана, 2004. - 400 с.
44. Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах/ Н. В. Самоуткина. - Москва: Вершина, 2006. - 224 с.
45. Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие для студ. экон. спец. вузов. / И. В. Сергеев - Москва : Финансы и статистика, 2013. - 573 с.
46. Теория иерархии потребностей [Электронный ресурс]: Теория А.
Маслоу // Консалтинговая Компания «Профессиональные системы управления». - Москва, 2011 - Режим доступа:
http://www.pmsh.ru/articles/motiv.php?id S=80
47. Теория приобретенных потребностей [Электронный ресурс]: Теория Д. МакКлелланда // Лаборатория психотехники Шапиро - Москва, Дело - 2009. - Режим доступа: http: //www.psi-test.ru/pub/shapiro/2-3. html ;
48. Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия / В.В. Травин, В.
A. Дятлов. - Москва : Дело, 2003. - 110 с.
49. Факторы роста и методы измерения производительности труда [Электронный ресурс] // Студопедия. - Режим доступа: http://www.studopedia.su72 24289 faktori-rosta-i-metodi-izmereniya- proizvoditelnosti-truda.html
50. Финансовое состояние предприятия [Электронный ресурс] // Студопедия. - Режим доступа: http://www.studopedia.su/11 106820 analiz- finansovgo-sostoyaniya-ponyatie-zadachi-i-informatsionnaya-baza.html
51. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала / С. А. Шапиро. - Москва.: ГроссМедиа, 2005. - 224с.
52. Шапиро, С.А Основы трудовой мотивации: Учеб. пособие / С.А. Шапиро. - Москва: Проспект, 2013. - 283 с.
53. Якимов, В.Н. Стимулирование и мотивация труда в организации /
B. Н. Якимов // ЗПУ. - 2012. - № 4. - С. 61-67.