Введение 3
1 Психолого-педагогические основы, проблемы внимания старших
дошкольников 5
1.1. Особенности развития внимая детей 5-6 лет 5
1.2. Изучение актуального уровня старших дошкольников 9
Выводы к главе 1 20
2 Игра как ведущая деятельность дошкольника 21
2.1 Пути использования сюжетно-ролевой игры в развитии внимания
старшего дошкольника 21
2.2 Игры с правилами как инструмент формирования элементов внимания
старших дошкольников 29
Вывод к главе 2 31
3 Экспериментальное исследование возможностей игры как средства
развития внимания дошкольников 32
3.1 Исследования по сформированности внимания детей 5-6 лет 34
3.2. Анализ полученных результатов 40
Вывод к главе 3 43
Заключение 44
Библиография 48
Приложения 53
Воспитание внимания играет важную роль в деле подготовки ребёнка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.
Актуальность обусловлена тем, что современные стратегические цели образования, ФГОС ДО делается акцент на формирование внимания у детей дошкольного возраста, осуществление образовательной деятельности прежде всего в форме игры. Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, поэтому проблема изучения внимания у детей старшего дошкольного возраста так актуальна. Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.
Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно - необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера.
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов.
В отличие от таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: многие авторы, разрабатывая вопросы теории внимания, исследуют его роль в деятельности человека (Л.С. Выготский [12], С.Л. Рубинштейн [60]), другие - изучают внимание со стороны его физиологических механизмов (Т.Рибо[58], И.П. Павлов[48], А.Н. Леонтьев [37]). Наконец, в очень большом числе работ проблема внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте, т. е. в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н.Ф. Добрынин [20-22], П.Я. Гальперин [14;15], Н.В. Дубровинская [26], С.Л. Кабыльницкая [14; 15] и ДР-)
Между тем, некоторые из исследователей (И.Л. Баскакова[5], Г.В. Петухова[49]) считают, что произвольное внимание необходимо формировать, начиная с дошкольного возраста. Главным условием развития произвольного внимания детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.
О развивающем значении игры говорится в исследованиях А.П. Усовой[65], Р.И. Жуковской[27], Д.В. Менджерицкой[41], Д.Б. Эльконина[70-72] Л.В. Артемовой[3], Н.Я. Михайленко[42-44] и др. Однако, в этих работах, на наш взгляд, развитию внимания и в частности произвольного внимания дошкольника отводится недостаточное место. В этой связи существует противоречие между необходимостью формирования произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности и не разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного образования.
Цель исследования: выявить возможности игровой деятельности в развитии внимания дошкольника.
Объект исследования: процесс развития внимания дошкольников 5-6 лет. Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития внимания.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что развитие внимания старших дошкольников 5-6 лет будет эффективным в том случае, если будет происходить в играх с правилами, которые смогут повысить целенаправленность, концентрацию, объем и переключение внимания дошкольника.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические и практические источники по теме
исследования.
2. На основе изученных материалов вывести определения понятий «внимание».
3. Дать основные характеристики внимания дошкольников 5-6 лет.
4. Рассмотреть динамику развития внимания дошкольника.
5. Выявить возможности игровой деятельности в развитии внимания дошкольника.
6. Внедрить в ДОУ коррекционно-развивающую программу, включающую в себя игры и игровые упражнения с правилами, направленные на формирование элементов внимания дошкольника.
В работе были использованы такие методы исследования, как: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; изучение передового педагогического опыта; психолого-педагогический эксперимент; наблюдение, опрос - анкетирование, методы математической статистики.
Теоретическое значение исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы особенности внимания дошкольника, выявлены возможности игровой деятельности в ее развитии.
Практическая значимость исследования заключается в разработке сюжетно-ролевых игр, способствующих развитию внимания дошкольника. Базой исследования стала старшая группа ДОУ №1 «Сибирячок», с.Богучаны, Красноярского края. Эксперимент проводился с апреля по декабрь 2015 года.
На основании изученной психолого-педагогической и методической литературы и проведенного экспериментального исследования мы можем сделать следующие выводы:
В психологии на сегодняшний день сохраняется понятие внимания как определенной стороны или характеристики всякой деятельности субъекта или, что является только другим выражением того же самого, отрицается внимание как самостоятельная форма психической деятельности.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом,концентрацией и переключаемостью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию. Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.
Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 5-6 лет впервые начинают управлять своим вниманием,сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т.е. возникает так называемое произвольное внимание.
Возрастными особенностями развития внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.
Развитие внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя. [9]
Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности как игры по правилам, конструирование и т. п., и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Одним из основных средств развития внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания. Особую роль в формировании внимания играют игры с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.
Разработанная нами коррекционно-развивающая программа с использованием игр и игровых упражнений способствовала улучшению таких характеристик как объем, концентрация, переключаемость внимания, повысила самостоятельность и активность детей, тем самым увеличила уровень развития целенаправленности дошкольников. Это говорит об эффективности проведенного нами эксперимента.
Наша гипотеза о том, что развитие внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в играх с правилами, подтвердилась. Мы доказали, что игра может являться средством развития внимания детей дошкольного возраста.
1 .Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста [Текст] / Елена Бармашова// Школьный психолог. - 2005. - № 5. - С. 8-14.
2. Без А. Большая книга тренировки внимания. -М.: Аст, 2013.
3. Безруких М.М. Возрастная физиология [Текст]: Физиология развития ребенка: /М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Ф.А.Фарбер. - учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -416с.
4. Белых В.А. Будь внимательным. 3-4 года - М.: Феникс, 2016.
5. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. — М., 2000.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2001. Венгер Л.А. Игра как вид денятельности.- М., 2010.
7. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2001. - 453с.
8. Воспитание детей в игре [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада./Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд. Перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.
9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/Сост.
И.В.Дубровина. - М.: Академия, 2003. - 313с.
Ю.Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста[Текст]: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
11. Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 5 лет. Издание: ВК «Дакота», 2008.
12. Внимание, память, мышление, мелкая моторика. Часть 2. Для детей 6 лет. Издание: ВК «Дакота», 2009.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Издательство «Союз»,
2006. М.Выготский Л.С. Собрание сочинений.-М.: Педагогика, 2012.
15. Выготский Л.С. Мышление и речь.-М.: Лабиринт, 2005.
16. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.Вимание.- М.: Экзамен, 2016.
17. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.Внимание. Память-М.: Росмэн-пресс,2014.
18. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.Внимание. Память. 5-6 лет. -М.: Росмэн-пресс,2012.
19. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.Внимание. Память. Логика. Учебное пособие . -М.: Росмэн-пресс,2005.
20. Громова О.Е., Соломатина Т.Н., Савинова Н.Б. Стихи о временах года и игры. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128с.
21 .Диагностика в детском саду[Текст] / Под ред. Е.А.Ничипорюк, Г.Д.Посевиной. - Ростов н/д: Феникс, 2004- 282с.
22. Дормашев Ю.Б. Психология внимания: [Текст] Учебник МПСИ/Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. - М.:Флинта, 2002. - 316 с.
Дубровина И.В. Практическая психология.-Питер, 2004.
23. Дубровина И.В. Психология [Текст]: Учебник для студ. сред.пед. учеб, заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
24. Жукова Н.С. Преодоление нарушений внимания у дошкольников / Н.С Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: издательство Литут, 2003. - 320 с.
25.Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] /А.В. Запорожец, Т.А Маркова. - М.: Просвещение, 1978. - 317 с.
26. Кононова И.М., Сергеева К.Д. Дидактические игры [Текст]/И.М. Кононова, К.Д. Сергеева //Игра дошкольника /Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989. -С.127-132.
27. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.-416с.
28. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования[Текст] /Г.Г. Кравцов. - Красноярск: изд-во Красноярского университета, 1994. - 142 с.
29. Лебедева С.А. Игра и её развитие у детей. - Шуя изд.-во. «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ» - 2007. - 44 с.
30. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] /А.Н. Леонтьев// Избр. психолог, произведения: В 2-х т. - М., 1983. - Т.1. - С. 303- 323.
31 .Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1977 - 475с.
32. Материал и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. - М.: Линка-Пресс, 2004- 64с.
33. Мамаева В. В. Внимание. Издание: Азбука-классика, 2010.
34. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников [Текст] /М. Маханева//Дошкольное воспитание. -1999. - №11. -С.6-14.
35. Методические рекомендации к «Программе обучения и воспитания в детском саду» [Текст]/ под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 400с.
36. Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Я. Михайленко,Н.А. Короткова. - М., 1994. - 109 с.
37. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] /В.С. Мухина. - 7-е изд., стер. - М.: «Академия», 2002. - 452 с.
38.Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. -М., 1980.-272с.
39. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Г.И.Васильевой. - М.: Просвещение, 1987. - 192с.
40. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] /Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб:Питер, 2000. -268 с.
41. Психология развития. Словарь / под.ред. А.В.Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред. - сост. Л.А.Карпенко. Под общ.ред. А.В.Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176с.
42. Куликова Е.Н. Веселое лото. Тренировка внимания, развитие речи. 2013г.
43. Путляева Л. Воспитание внимания [Текст] / Л. Путляева// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 58-60.
44. Пылаева Н. Школа внимания, или «Дирижер мозговых ансамблей» [Текст] / Наталья Пылаева, Татьяна Ахутина// Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2005. - № 3. - С. 14-16. - Ил.: фот., рис.
45. Ревякина Л.А. Развиваем воображение детей // Ребенок в детском саду. - 2008. - №7 - 24-30 с.
46. Рибо Т. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2004
47. Руководство играми детей в дошкольном учреждении [Текст]: Из опыта работы. /Под.ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. - 112 с.
48. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической работы психолога. - М.: Аркти, 2000. - 208с.
49. Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст] /Е. Смирнова //Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. - С. 70-73.
50. Трифанова Е.В. Проблеса самодеятельной игры в контексте основных идей Запорожца А.//Культурно-историческая психология.- 2006.-№1.
51. Трошин О.В. Логопсихология / О.В. Трошин, Е.В. Жулина - М.: ТЦ СФЕРА, 2005. - 256 с.
52. Узорова О., Нефедова Е.Болыпая книга для развития мышления и внимания-М.: ACT, 2014
53. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учеб.пособие для уч-ся СПУЗ /Г.А. Урунтаева. - М.: «Академия», 1996. - 336с.
54. Шашина В.П. Методика игрового общения [Текст] / В. П. Шашина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
55.Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей [Текст] /Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 1976. - № 5. -С. 41-46.
56.Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] /Д.Б. Эльконин. - М.: Академия,2007.
57.Якобсон С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников [Текст] /С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 2000. - № 6(нояб.-дек.).-С. 19-25.
Электронный pecypchttp ://www. coolreferat. сот/