Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа педагога начальных классов по организации учебного сотрудничества

Работа №20575

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
541
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 10
1.1 Понятие и сущность учебного сотрудничества младших школьников» 10
1.2 Особенности организации учебного сотрудничества младших
школьников 15
1.3 Педагогические условия организации учебного сотрудничества младших
школьников 21
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1 Диагностика учебного сотрудничества младших школьников....29
2.2 Реализация условий учебного сотрудничества младших школьников 43
2.3. Анализ работы по организации учебного сотрудничества младших
школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50


Начальная школа важная и значимая ступень в системе школьного образования, так как впервые ведущей деятельностью ребёнка становится учебная деятельность.
Сейчас уже все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников компетенций, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к сформированности результатов в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, - ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Соответственно во ФГОС НОО на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание: на ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
Для того, чтобы сформировать у школьников умение учиться, педагогу необходимо помочь им во взаимодействии, обеспечить условия для зарождения инициативности самого ребенка - организовать учебное сотрудничество.
В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился системно-деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества на уроке, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач [12:26].
В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И поскольку такое взаимодействие может развиться, и 5
сформироваться в процессе обучения начиная с самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте) под руководством учителя формируется умение учебного сотрудничества.
Исследования последних лет (И. А. Зимней, В. В. Давыдова, Г. А. Цукерман и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребёнка в деятельности прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Важнейшим средством достижения этой цели обучения на уроках в начальной школе, по нашему мнению, является организация учебного сотрудничества младших школьников на уроке.
Цель нашего исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке условий эффективности организации учебного сотрудничества младших школьников на уроках в начальной школе.
Объект исследования: учебное сотрудничество младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия организации учебного сотрудничества младших школьников.
Задачи исследования:
1.Раскрыть сущность понятия «учебное сотрудничество» в психолого-педагогическом аспекте.
2.Охарактеризовать особенности организации учебного сотрудничества младших школьников.
3. Выявить педагогические условия организации учебного сотрудничества младших школьников.
4. Провести диагностику сформированности умений учебного сотрудничества младших школьников.
5. Реализовать систему работы учителя по организации учебного сотрудничества младших школьников.
6. Провести повторную диагностику сформированности умений учебного сотрудничества младших школьников.
Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; составление библиографии, реферирование.
Методологической основой данного исследования послужили работы И. А. Зимней, Г. А. Цукерман, А. А. Ивина, Я. Л. Коломинского, изучавших проблемы учебного сотрудничества.
Практическая значимость: материалы выпускной квалификационной работы могут использоваться студентами, проходящими педагогическую практику в школе, а также учителями начальных классов.
База исследования: МАОУ «СОШ №1» им. И.П. Кытманова, г.Ениейска, 3 «А» класс, выборка исследования составила - 22 ученика.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав (первая и вторая главы содержат по три параграфа), заключения и списка использованных источников, который содержит 33 наименования, трех приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
Мы раскрыли сущность понятия «учебное сотрудничество» и обобщив различные точки зрения, в контексте нашего исследования определили учебное сотрудничество нами как особая форма учебного взаимодействия детей друг с другом и учителем, для которого характерна личностная инициатива детей, возникновение учебного диалога, взаимный обмен информацией, позитивная реакция на «непохожесть» участников взаимодействия.
Мы охарактеризовали особенности организации учебного сотрудничества младших школьников и выявили следующие:
1. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для организации учебного сотрудничества, так как именно на этом возрастном этапе доминирует роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов.
2. Учебное сотрудничество детей младшего школьного возраста организуется непосредственно в процессе учебной деятельности.
3. На уроках учителем создаются ситуации, требующие от младших школьников непосредственного взаимодействия между учащимися, в ходе которого обучающиеся осуществляют совместный поиск решений.
4. В младшем школьном возрасте изменяется формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов; учащиеся становятся способными устанавливать связь между целью и её мотивом; усваивать социальные нормы; более адекватно оценивать свои возможности, что обеспечивает осознанное вхождение учащегося в учебное сотрудничество.
Мы обосновали педагогические условия учебного сотрудничества младших школьников, такие как: обогащение содержания образования; использование методов учебного сотрудничества и специальных заданий, способствующих организации учебного сотрудничества; формирование у младших школьников потребности к сотрудничеству друг с другом. Данные педагогические условия, по нашему мнению, необходимо обеспечить для организации эффективного учебного сотрудничества младших школьников.
Опытно-экспериментальная работа нашего исследования заключалась в диагностике сформированности умений учебного сотрудничества учащихся 3 «А» класса МАОУ «СОШ №1» им. И.П. Кытманова г. Енисейска.
Проведенная нами диагностика заключалась в проведении трех диагностических мероприятий: тест, методика «Ковёр», наблюдение. Полученные нами результаты показали, что в данном классе у 12 учеников (55% класса) наблюдается низкий уровень сформированности учебного сотрудничества, у 8 учеников - средний уровень (36% класса) и, лишь у 2 учеников - высокий уровень сформированности учебного сотрудничества (9%).
В течение учебного года мы реализовали определенные нами выше педагогические условия при организации систематической работы в процессе обучения и в марте мы провели повторную диагностику, чтобы пронаблюдать эффективность проделанной нами работы. В качестве повторных диагностических мероприятий мы использовали тест, методику «Рукавички», наблюдение. Результаты были таковы, что большая доля учеников класса - 16 человек (73% класса) имеет высокий уровень сформированности умений учебного сотрудничества, у 4 учеников наблюдается средний уровень (18% класса) и 2 учеников - низкий уровень сформированности учебного сотрудничества (9% класса). Исходя из полученных результатов, мы можем говорить о том, что организованная нами работа была эффективной.
Таким образом, задачи исследования, которые мы для себя обозначили, были решены, поставленная цель достигнута.



1. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О.М.Арефьева // Начальная школа плюс До и После. - 2015. - №2. - С.28.
2. Библер, B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) / В.С. Библер // Вопросы философии.- 1998.- №6.- С.34.
3. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. - М., 1997. - 575 с.
4. Борытко, Н. М. Теория обучения: учебник для студентов педагогических вузов. - Волгоград, 2006. - 72 с.
5. Брагунц, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.А. Брагунц // Начальная школа. - 2015. - №6. - С.53-55.
6. Буренкова, Н.В. Коммуникативные универсальные учебные действия на уроках русского языка / Н.В.Буренкова // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №3. - С.33.
7. Вишнякова, А. В. Образовательная среда как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся. - Оренбург, 2002. - 172 c.
8. Волчек, М.Г. Обучение педагогов организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО / М.Г.Волчек // Начальная школа плюс До и После. - 2016. - №2. - С.16.
9. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.И. Цукерман // Вопросы психологии. - 2010.- № 3-4. - С.23.
10. Дилова, Н.Г. Требованиия к учителю по организации сотрудничества учащихся начальных классов в учебном процессе / Дилова Н.Г. // Актуальные проблемы современной науки. - 2013. - №4. - С.55-57.
11. Дьяченко, В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе / В.К. Дьяченко // Начальная школа. - 2011. -№1, С.17-24.
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004 - 384 с.
13. Иванова, И.В. Учебное сотрудничество как средство формирования у учащихся оценки результата деятельности / И.В. Иванова // Начальная школа плюс До и После. - 2015. - №2. - С.20.
14. Иванова, С.П. Современное образование и психологическая культура педагога.- Псков, 1999. - 563 с.
15. Ивин, А.А. Искусство правильно мыслить. - М.: Просвещение, 2010. - 224 с.
16. Ипполитова, Н. Анализ понятия "педагогические условия": сущность, классификация [Электронный ресурс]: Журнал общего и профессионального образования / Н. Ипполитова, Н.Стерхова. - Электрон.журнал. Режим доступа: http://genproedu.com/paper/2012- 01/full_008-014.pdf
17. Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О.В. Клубович // Начальная школа плюс До и После. - 2014 - №10. - С.23.
18. Константинов, Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. -М.: Просвещение, 2001. - 477 с.
19. Корепанова, О.В. Работа в группах как фактор эффективного обучения / О.В. Корепанова // Начальная школа плюс До и После. - 2016 - №1. - С.14.
20. Котов, В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. - Рязань, 2006. - 100с.
21. Латышина, Д.И. История педагогики и образования. - М.: Гардарики, 2007. - 562 с.
22. Лисина, М.А. Формирование личности ребенка в общении. - М.: «МОДЭК», 1997. - 383 с.
23. Огородников, И.Т. Дидактика и методика проведения урока / И.Т. Огородников // Педагогика. - 2012. - №5. - С.43.
24. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А Реан, Коломинский Я. Л. - С-Пб., 1999. - 416 с.
25. Рябцева, С.Л. Диалог за партой. - М.: Просвещение, 1989. - 60 с.
26. Сковыро, Е.Д. Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе / Е.Д. Сковыро // Начальная школа плюс До и После. - 2011 - №10. - С.19.
27. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач.обучения» / М.С.Соловейчик, П.С.Жедек и др. - М.: Просвещение, 1993. - 383 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://минобрнауки.рф/gокументы/922
29. Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? - М.: «Знание»,1985. - 80 с.
30. Цукерман, Г.А. Обучение учебному сотрудничеству / Елизарова Н.А. // Вопросы психологии.- 1993.- №2. - С.45.
31. Шакина, Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества / Г.В.Шакина // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №5. - С.6.
32. Шибаева, А.С. Учебное сотрудничество как фактор развития индивидуальности школьника / А.С. Шибаева. // Мир науки, культуры, образования. 2009. - №17(19). - С. 207-210.
33. Шпакин, Д.А. Педагогические условия как фактор внедрения новых образовательных стандартов в России / Д.А. Шпакин // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №1. - С.3-5.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ