Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ В ЦЕНТРЕ ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КГБУ СО «ЦЕНТР СЕМЬИ «ЛЕСОСИБИРСКИЙ»)

Работа №20572

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
743
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические представления о психолого - педагогическом
сопровождении детей в период нахождения в центре временного пребывания 9
1.1 Психолого - педагогическое сопровождение и его составляющие.
Особенности сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания 9
1.2 Психолого - педагогические методы и приемы, обеспечивающие
благоприятное сопровождение детей в период нахождения в центре временного пребывания 18
2 Экспериментальное исследование психолого - педагогического
сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания (на примере КГБУ СО «Центр семьи «Лесосибирский») 23
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики 23
2.2 Программа занятий в рамках психолого - педагогического сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания. Результаты повторной диагностики 38
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А 57


На современном этапе развития общества различные статистические данные показывают важность заботы о детской безопасности. Так, в течение последних трех лет в России в среднем 65 тысяч семей находятся в социально опасном положении, и в них около 60% детского населения, также сохраняется в течение этого времени большой процент родителей или законных представителей несовершеннолетних, которые не должным образом исполняют обязанности по их воспитанию. Ребёнок, пребывая в сложной жизненной ситуации, не имеет достаточных ресурсов (внешних и внутренних) для того, чтобы без помощи справиться с трудностями, возникающими на его жизненном пути. Безнадзорные дети из асоциальных семей, лишенные средств к существованию и поддержки взрослых, нередко вовлекаются в нерегламентированные и криминальные сферы деятельности, связанные с риском для здоровья, негативно влияющие на их психологическое и социальное развитие; они становятся участниками асоциальных форм занятости.
В связи с этим актуальной задачей является восстановление семейных и социальных связей ребенка, его жизнеустройство и благополучие, в решение которой особая роль принадлежит центру временного пребывания, где необходимо обеспечить качественное психолого - педагогическое сопровождение, ориентированное на создание условий для развития и самореализации каждого ребенка с учётом его потенциальных психофизиологических способностей и возможностей. Значимым вопросом в настоящее время поиск методов, средств и прием психолого - педагогического сопровождения детей в условиях центра временного пребывания.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования: изучение особенностей психолого - педагогического сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания (на примере КГБУ СО «Центр семьи «Лесосибирский»).
Объект исследования: психолого - педагогическое сопровождение, как психологический феномен.
Предмет исследования: психолого - педагогическое сопровождение детей в период нахождения в центре временного пребывания.
Гипотеза: мы предполагаем, что психолого - педагогическое сопровождение детей в период нахождения в центре временного пребывания будет эффективным через реализацию системы психокоррекционных занятий, направленных на формирование у них навыков саморегуляции и гармонизации личностных качеств.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «психолого - педагогическое сопровождение», проанализировать особенности сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания.
2. Провести экспериментальное исследование с целью изучения психологического статуса детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания.
3. Реализовать программу психолого - педагогического сопровождения детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания.
4. Провести повторное диагностическое обследование, проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов, раскрывающие особенности психолого¬педагогического сопровождения детей в условиях центра временного пребывания (Александровской Э.М., Битяновой М.Р., Егоровой М.О., Казаковой Е.И., Шипициной Л.М. и др.)
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение психолого - педагогического опыта;
2) эмпирические методы: тестирование по «Шкале оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Спилберга Ч.Д., Ханина Ю.Л.), «Личностный опросник» (шкала нейротизма) (Айзенка Г.) и «Характерологический опросник подросткового возраста» (Шмишека Г., адаптированный вариант Вильдавской Л.З.);
3) методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Экспериментальное исследование проводилось на базе КГБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Лесосибирский» в сентябре 2015 - апреле 2016 гг. Выборка на момент исследования представлена подростками в возрасте 11-13 лет в количестве 10 человек, находящимися центре временного пребывания.
Этапы исследования:
1 этап (январь 2015 г. - октябрь 2015 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы психолого - педагогического сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики с целью изучения психологического статуса детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания.
2 этап (октябрь 2015 г. - апрель 2016 г.) - апробация программы психолого - педагогического сопровождения детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания.
3 этап (апрель 2016 г. - июнь 2016 г.) - проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности психолого - педагогического сопровождения детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные в ходе исследования данные о психолого - педагогическом сопровождении детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания, которые можно использовать социальным педагогам, психологам в практической деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, приложение. В работе содержится 6 таблиц и 1 рисунок. Общий объем работы составляет 69 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ работ позволил определить психолого - педагогическое сопровождение как систему деятельности, направленную на создание условий в развитии психологический свойств и качеств ребенка в кризисных ситуациях или в случае профилактики при существующих рисках в психологическом развитии личности. Данный процесс поэтапный и последовательный, который должен учитывать особенности психологического развития ребенка, условия ближайшего окружения и среды жизнедеятельности и реализовываться на основе принципа свободы и ответственности в выборе решений в тех или иных ситуациях. Психолого - педагогическое сопровождение реализуется через применение активных групповых методов, индивидуальную работу как детьми, так с взрослыми (родителями, родственниками, педагогами). Поэтому программы психолого - педагогического сопровождения должны составляться таким образом, что ими можно было бы варьировать, и пробуждать потенциал самостоятельности у ребенка подросткового возраста на принципах уважения личности.
Проанализировав теоретические аспекты организации психолого - педагогического сопровождения, мы выяснили, что важно осуществлять выбор методов и приемов, направленных на активизацию внутренних ресурсов каждого ребенка, и позволяющих обеспечивать успешное развитие личности детей в условиях центра временного пребывания детей посредством специализированной помощи педагога - психолога. Одним из эффективных методов психокоррекции в рамках психолого - педагогического сопровождения является сказкотерапия, которая способствует осознанию ребенком своего реального «Я», стабилизации его самооценки, отреагированию внутренних конфликтов и развитию потенциальных возможностей.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей психолого - педагогического сопровождения в условиях центра временного пребывания на базе КГБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Лесосибирский», среди детей подросткового возраста. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Спилберга
Ч.Д., Ханина Ю.Л.), «Личностный опросник» (шкала нейротизма) (Айзенка Г.), «Характерологический опросник подросткового возраста» (Шмишека Г., адаптированный вариант Вильдавской Л.З.).
Анализ диагностики психологического статуса подростков, проживающих в условиях центра временного пребывания, было установлено наличие у детей эмоциональной неустойчивости в кризисных ситуациях (у 50% высокий уровень реактивной и личностной тревожности, у 30% высокий уровень нейротизма) и дисгармоничное развитие личностных качеств (у 80% подростков установлены различные типы акцентуаций), отмечается преобладание признаков неустойчивого типа акцентуации. Для проведения психологической коррекции нами была разработана система занятий, учитывающая психологический статус подростков. Цель занятий - формирование у подростков устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих на доступном уровне стабильность саморегуляции и эмоциональную адекватность в контактах с людьми. В 8 занятиях использованы психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение подростков, сказкотерапевтические методы (чтение и анализ сказок, театрализация и т.д.), арт-терапевтические и телесно-ориентированные практики. По окончании опытно - экспериментальной работы проведена повторная диагностика, которая выявила положительную динамику, у подростков произошёл ряд позитивных тенденций в эмоциональном и личностном развитии: снизился уровень реактивной тревожности в среднем у 25%, появились значимые тенденции снижения показателей акцентуаций характера и можем предположить, что при создании определенных психолого - педагогических условий развития
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что психолого - педагогическое сопровождение детей (в частности подросткового возраста) должно осуществляться поэтапно и сочетать единство диагностики и коррекционной и развивающей работы. Целенаправленно реализованная система занятий с подростками поможет им успешно адаптироваться в новых условиях и научиться выстраивать адекватные социальные взаимоотношения.



1. Базарова C. B. Основы профессиональной деятельности педагога- психолога образования / C. B. Базарова, А. В. Ефременко. - Курск: Изд - во ООО «Учитель», 2014. - 100 с.
2. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии. - Москва: Редакционно-издательский центр Консорциума Социальное здоровье России,2009. - 224 с.
3. Белова, В. А. Формы и методы социализации несовершеннолетних / В. А. Белова, А. В. Тарасова. - Москва: ООО «МИРОС», 2011. - 145 с.
4. Битянова, М. Р. Управление деятельностью психолога в образовательном учреждении / М. Р. Битянова // Библиотека журнала «Директор школы».- 2010. -№ 8. - С.175 - 177.
5. Гаджиева, У. Б. Помощь специализированных учреждений в коррекции поведения подростков / У. Б. Гаджиева // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. 2012 г. - Москва: Буки-Веди, 2012.
- С. 100-102.
6. Григорова, Ю. А. Социальное сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с нарушениями развития / Ю. А. Григорова, Е. Ф. Щукина // Системная интеграция в здравоохранении. - 2010. - № 1. - С. 73-82.
7. Егорова, М. О. Организация психолого-педагогического сопровождения детей из семей группы риска по социальному сиротству / М. О. Егорова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. - 2011. - № 1.
- С. 195-202.
8. Зволейко, Е. В. Сопровождение как основная стратегия деятельности специального психолога и педагога / Е. В. Зволейко // Гуманитарный вектор. -2010. - № 2 (22). - С. 60-65.
9. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Развивающая сказкотерапия / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург: Речь, 2011. - 168 с.
10. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. - Санкт - Петербург: Питер, 2011. - 352 с.
11. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. - Москва: Владос, 2010. - 288 с.
12. Кодермятов, Р. Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса / Р. Э. Кодермятов, Н. А. Тумакова, А. Э. Сенцов, Е. В. Павловская // Молодой ученый. - 2015. - № 11. - С. 738-740.
13. Козловская, Г. Ю. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра на разных возрастных этапах. Материалы международной научно¬практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» / Г. Ю. Козловская. - Москва: ООО «Перспектива», 2011. - 713 с.
14. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). - Москва: ООО «Перспектива», 2010. - 22 с.
15. Крылова, Т. А. Социально - педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска / Т. А. Крылова, М. Л. Струкова. - Москва: НИИ школьных технологий, 2009. - 184 с.
16. Осипова, И. И. Профессиональное сопровождение семьи / И. И. Осипова // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2011. - № 1. - С. 86-98.
17. Панченко, О. Л. Социальная адаптация несовершеннолетнего правонарушителя: факторы успешности / О. Л. Панченко // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2012. - № 2. - С. 55-68.
18. Психолого - педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / под ред. В. В. Рубцова и др. - Москва: МГППУ, 2010. - 78 с.
19. Психолого - педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции / под ред. С. В. Тарасова. - Санкт - Петербург: ЛОИРО.- 2012. - 122с.
20. Свинарева, О. В. Интерпретация понятия «педагогическое сопровождение» в современной науке / О. В. Свинарева // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XL междунар. науч.- практ. конф. № 12(37). - Новосибирск: СибАК, 2014.
21. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность / сост. И. В. Возняк и др. - Волгоград: Учитель: ИП Грин Л. Е., 2014. - 124 с.
22. Терехова, Г. В. Обеспечение вариативности психолого-педагогического сопровождения субъектов ТРИЗ-образования / Г. В. Терехова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 5 (май). - С. 81-85.
23. Тюляева, Т. И. Портфолио ученика или папка личных достижений / Т. И. Тюляева. -Москва: Генезис,2010 - 34 с.
24. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 N 124-ФЗ. - Москва: ООО «ИМИРА», 2010. -15 с.
25. Хухлаева, О. В. Школьная психологическая служба / О. В. Хухлаева. - Москва: Генезис, 2008 - 174 с.
26. Чекунова, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы / Е. А. Чекунова // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 6. - С. 64 - 66.
27. Эйдемиллер, Э. Г. Саморазрушающее поведение у подростков: пути исследования, проблемы и разработка методов психотерапии /
28. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников [Электронный ресурс] / Э. М. Александровская. - Режим доступа: www.dissercat.com
29. Асмолов, А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов. - Режим доступа: www.ulspu.ru/
30. Битянова, М. Р. Психология в школе: содержание и организация работы [Электронный ресурс] / М. Р. Битянова. - Режим доступа: psychlib.ru /mgppu/bit/bit-001-.htm
31. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике [Электронный ресурс] / Е. И. Казакова // Психолого - педагогическое медико - социальное сопровождение развития ребенка. - Режим доступа: lektsii.com/2-96329.html
32. Киселева, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Электронный ресурс] / М. В. Киселева. - Режим доступа:www.koob.ru/ kiseleva_m/art_therapy
33. Кондрашкин, А. В. Социальная ситуация развития современного подростка в контексте модели социально-психологической помощи в восстановительном подходе [Электронный ресурс] / А. В. Кондрашкин, Т. О. Кириллова. - Режим доступа:http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/ 57076.shtml
34. Психолого - педагогические аспекты изучения причин нарушения поведения у подростков [Электронный ресурс] / О. Н. Афанасьев. - Режим доступа: mggu-sh.ru/sites/default/files/deviatio2010.pdf
35. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково - молодежной среде [Электронный ресурс] / Н. А. Сирота, Е. А. Чистова,
З. И. Суховерхова, О. Ю. Васильченко. - Режим доступа: cyberleninka.ru
36. Сказкотерапия [Электронный ресурс] // - Режим доступа:
http://www.skazkatera.kiev.ua/
37. Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия [Электронный ресурс] / Д. Ю.Соколов. - Режим доступа: http://www.nngasu.ru/bibl/avtoreferat/kolcova.pdf
38. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ с изм. от 02.04.2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.consultant.ru
39. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Электронный ресурс] / Д. И. Фельдштейн. - Режим доступа: cyberleninka.ru
40. Шипицына, Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка [Электронный ресурс] / Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова, М. А. Жданова. - Режим доступа: https://www. herzen.spb.ru/uploads/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ