ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ В ЦЕНТРЕ ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КГБУ СО «ЦЕНТР СЕМЬИ «ЛЕСОСИБИРСКИЙ»)
|
Введение 5
1 Теоретические представления о психолого - педагогическом
сопровождении детей в период нахождения в центре временного пребывания 9
1.1 Психолого - педагогическое сопровождение и его составляющие.
Особенности сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания 9
1.2 Психолого - педагогические методы и приемы, обеспечивающие
благоприятное сопровождение детей в период нахождения в центре временного пребывания 18
2 Экспериментальное исследование психолого - педагогического
сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания (на примере КГБУ СО «Центр семьи «Лесосибирский») 23
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики 23
2.2 Программа занятий в рамках психолого - педагогического сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания. Результаты повторной диагностики 38
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А 57
1 Теоретические представления о психолого - педагогическом
сопровождении детей в период нахождения в центре временного пребывания 9
1.1 Психолого - педагогическое сопровождение и его составляющие.
Особенности сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания 9
1.2 Психолого - педагогические методы и приемы, обеспечивающие
благоприятное сопровождение детей в период нахождения в центре временного пребывания 18
2 Экспериментальное исследование психолого - педагогического
сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания (на примере КГБУ СО «Центр семьи «Лесосибирский») 23
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики 23
2.2 Программа занятий в рамках психолого - педагогического сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания. Результаты повторной диагностики 38
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение А 57
На современном этапе развития общества различные статистические данные показывают важность заботы о детской безопасности. Так, в течение последних трех лет в России в среднем 65 тысяч семей находятся в социально опасном положении, и в них около 60% детского населения, также сохраняется в течение этого времени большой процент родителей или законных представителей несовершеннолетних, которые не должным образом исполняют обязанности по их воспитанию. Ребёнок, пребывая в сложной жизненной ситуации, не имеет достаточных ресурсов (внешних и внутренних) для того, чтобы без помощи справиться с трудностями, возникающими на его жизненном пути. Безнадзорные дети из асоциальных семей, лишенные средств к существованию и поддержки взрослых, нередко вовлекаются в нерегламентированные и криминальные сферы деятельности, связанные с риском для здоровья, негативно влияющие на их психологическое и социальное развитие; они становятся участниками асоциальных форм занятости.
В связи с этим актуальной задачей является восстановление семейных и социальных связей ребенка, его жизнеустройство и благополучие, в решение которой особая роль принадлежит центру временного пребывания, где необходимо обеспечить качественное психолого - педагогическое сопровождение, ориентированное на создание условий для развития и самореализации каждого ребенка с учётом его потенциальных психофизиологических способностей и возможностей. Значимым вопросом в настоящее время поиск методов, средств и прием психолого - педагогического сопровождения детей в условиях центра временного пребывания.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования: изучение особенностей психолого - педагогического сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания (на примере КГБУ СО «Центр семьи «Лесосибирский»).
Объект исследования: психолого - педагогическое сопровождение, как психологический феномен.
Предмет исследования: психолого - педагогическое сопровождение детей в период нахождения в центре временного пребывания.
Гипотеза: мы предполагаем, что психолого - педагогическое сопровождение детей в период нахождения в центре временного пребывания будет эффективным через реализацию системы психокоррекционных занятий, направленных на формирование у них навыков саморегуляции и гармонизации личностных качеств.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «психолого - педагогическое сопровождение», проанализировать особенности сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания.
2. Провести экспериментальное исследование с целью изучения психологического статуса детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания.
3. Реализовать программу психолого - педагогического сопровождения детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания.
4. Провести повторное диагностическое обследование, проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов, раскрывающие особенности психолого¬педагогического сопровождения детей в условиях центра временного пребывания (Александровской Э.М., Битяновой М.Р., Егоровой М.О., Казаковой Е.И., Шипициной Л.М. и др.)
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение психолого - педагогического опыта;
2) эмпирические методы: тестирование по «Шкале оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Спилберга Ч.Д., Ханина Ю.Л.), «Личностный опросник» (шкала нейротизма) (Айзенка Г.) и «Характерологический опросник подросткового возраста» (Шмишека Г., адаптированный вариант Вильдавской Л.З.);
3) методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Экспериментальное исследование проводилось на базе КГБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Лесосибирский» в сентябре 2015 - апреле 2016 гг. Выборка на момент исследования представлена подростками в возрасте 11-13 лет в количестве 10 человек, находящимися центре временного пребывания.
Этапы исследования:
1 этап (январь 2015 г. - октябрь 2015 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы психолого - педагогического сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики с целью изучения психологического статуса детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания.
2 этап (октябрь 2015 г. - апрель 2016 г.) - апробация программы психолого - педагогического сопровождения детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания.
3 этап (апрель 2016 г. - июнь 2016 г.) - проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности психолого - педагогического сопровождения детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные в ходе исследования данные о психолого - педагогическом сопровождении детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания, которые можно использовать социальным педагогам, психологам в практической деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, приложение. В работе содержится 6 таблиц и 1 рисунок. Общий объем работы составляет 69 страниц.
В связи с этим актуальной задачей является восстановление семейных и социальных связей ребенка, его жизнеустройство и благополучие, в решение которой особая роль принадлежит центру временного пребывания, где необходимо обеспечить качественное психолого - педагогическое сопровождение, ориентированное на создание условий для развития и самореализации каждого ребенка с учётом его потенциальных психофизиологических способностей и возможностей. Значимым вопросом в настоящее время поиск методов, средств и прием психолого - педагогического сопровождения детей в условиях центра временного пребывания.
В связи с актуальностью проблемы цель нашего исследования: изучение особенностей психолого - педагогического сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания (на примере КГБУ СО «Центр семьи «Лесосибирский»).
Объект исследования: психолого - педагогическое сопровождение, как психологический феномен.
Предмет исследования: психолого - педагогическое сопровождение детей в период нахождения в центре временного пребывания.
Гипотеза: мы предполагаем, что психолого - педагогическое сопровождение детей в период нахождения в центре временного пребывания будет эффективным через реализацию системы психокоррекционных занятий, направленных на формирование у них навыков саморегуляции и гармонизации личностных качеств.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «психолого - педагогическое сопровождение», проанализировать особенности сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания.
2. Провести экспериментальное исследование с целью изучения психологического статуса детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания.
3. Реализовать программу психолого - педагогического сопровождения детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания.
4. Провести повторное диагностическое обследование, проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов, раскрывающие особенности психолого¬педагогического сопровождения детей в условиях центра временного пребывания (Александровской Э.М., Битяновой М.Р., Егоровой М.О., Казаковой Е.И., Шипициной Л.М. и др.)
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение психолого - педагогического опыта;
2) эмпирические методы: тестирование по «Шкале оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Спилберга Ч.Д., Ханина Ю.Л.), «Личностный опросник» (шкала нейротизма) (Айзенка Г.) и «Характерологический опросник подросткового возраста» (Шмишека Г., адаптированный вариант Вильдавской Л.З.);
3) методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Экспериментальное исследование проводилось на базе КГБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Лесосибирский» в сентябре 2015 - апреле 2016 гг. Выборка на момент исследования представлена подростками в возрасте 11-13 лет в количестве 10 человек, находящимися центре временного пребывания.
Этапы исследования:
1 этап (январь 2015 г. - октябрь 2015 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы психолого - педагогического сопровождения детей в период нахождения в центре временного пребывания, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики с целью изучения психологического статуса детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания.
2 этап (октябрь 2015 г. - апрель 2016 г.) - апробация программы психолого - педагогического сопровождения детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания.
3 этап (апрель 2016 г. - июнь 2016 г.) - проведение повторной диагностики, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности психолого - педагогического сопровождения детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные в ходе исследования данные о психолого - педагогическом сопровождении детей подросткового возраста в период нахождения в центре временного пребывания, которые можно использовать социальным педагогам, психологам в практической деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, приложение. В работе содержится 6 таблиц и 1 рисунок. Общий объем работы составляет 69 страниц.
Теоретический анализ работ позволил определить психолого - педагогическое сопровождение как систему деятельности, направленную на создание условий в развитии психологический свойств и качеств ребенка в кризисных ситуациях или в случае профилактики при существующих рисках в психологическом развитии личности. Данный процесс поэтапный и последовательный, который должен учитывать особенности психологического развития ребенка, условия ближайшего окружения и среды жизнедеятельности и реализовываться на основе принципа свободы и ответственности в выборе решений в тех или иных ситуациях. Психолого - педагогическое сопровождение реализуется через применение активных групповых методов, индивидуальную работу как детьми, так с взрослыми (родителями, родственниками, педагогами). Поэтому программы психолого - педагогического сопровождения должны составляться таким образом, что ими можно было бы варьировать, и пробуждать потенциал самостоятельности у ребенка подросткового возраста на принципах уважения личности.
Проанализировав теоретические аспекты организации психолого - педагогического сопровождения, мы выяснили, что важно осуществлять выбор методов и приемов, направленных на активизацию внутренних ресурсов каждого ребенка, и позволяющих обеспечивать успешное развитие личности детей в условиях центра временного пребывания детей посредством специализированной помощи педагога - психолога. Одним из эффективных методов психокоррекции в рамках психолого - педагогического сопровождения является сказкотерапия, которая способствует осознанию ребенком своего реального «Я», стабилизации его самооценки, отреагированию внутренних конфликтов и развитию потенциальных возможностей.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей психолого - педагогического сопровождения в условиях центра временного пребывания на базе КГБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Лесосибирский», среди детей подросткового возраста. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Спилберга
Ч.Д., Ханина Ю.Л.), «Личностный опросник» (шкала нейротизма) (Айзенка Г.), «Характерологический опросник подросткового возраста» (Шмишека Г., адаптированный вариант Вильдавской Л.З.).
Анализ диагностики психологического статуса подростков, проживающих в условиях центра временного пребывания, было установлено наличие у детей эмоциональной неустойчивости в кризисных ситуациях (у 50% высокий уровень реактивной и личностной тревожности, у 30% высокий уровень нейротизма) и дисгармоничное развитие личностных качеств (у 80% подростков установлены различные типы акцентуаций), отмечается преобладание признаков неустойчивого типа акцентуации. Для проведения психологической коррекции нами была разработана система занятий, учитывающая психологический статус подростков. Цель занятий - формирование у подростков устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих на доступном уровне стабильность саморегуляции и эмоциональную адекватность в контактах с людьми. В 8 занятиях использованы психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение подростков, сказкотерапевтические методы (чтение и анализ сказок, театрализация и т.д.), арт-терапевтические и телесно-ориентированные практики. По окончании опытно - экспериментальной работы проведена повторная диагностика, которая выявила положительную динамику, у подростков произошёл ряд позитивных тенденций в эмоциональном и личностном развитии: снизился уровень реактивной тревожности в среднем у 25%, появились значимые тенденции снижения показателей акцентуаций характера и можем предположить, что при создании определенных психолого - педагогических условий развития
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что психолого - педагогическое сопровождение детей (в частности подросткового возраста) должно осуществляться поэтапно и сочетать единство диагностики и коррекционной и развивающей работы. Целенаправленно реализованная система занятий с подростками поможет им успешно адаптироваться в новых условиях и научиться выстраивать адекватные социальные взаимоотношения.
Проанализировав теоретические аспекты организации психолого - педагогического сопровождения, мы выяснили, что важно осуществлять выбор методов и приемов, направленных на активизацию внутренних ресурсов каждого ребенка, и позволяющих обеспечивать успешное развитие личности детей в условиях центра временного пребывания детей посредством специализированной помощи педагога - психолога. Одним из эффективных методов психокоррекции в рамках психолого - педагогического сопровождения является сказкотерапия, которая способствует осознанию ребенком своего реального «Я», стабилизации его самооценки, отреагированию внутренних конфликтов и развитию потенциальных возможностей.
Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей психолого - педагогического сопровождения в условиях центра временного пребывания на базе КГБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Лесосибирский», среди детей подросткового возраста. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Спилберга
Ч.Д., Ханина Ю.Л.), «Личностный опросник» (шкала нейротизма) (Айзенка Г.), «Характерологический опросник подросткового возраста» (Шмишека Г., адаптированный вариант Вильдавской Л.З.).
Анализ диагностики психологического статуса подростков, проживающих в условиях центра временного пребывания, было установлено наличие у детей эмоциональной неустойчивости в кризисных ситуациях (у 50% высокий уровень реактивной и личностной тревожности, у 30% высокий уровень нейротизма) и дисгармоничное развитие личностных качеств (у 80% подростков установлены различные типы акцентуаций), отмечается преобладание признаков неустойчивого типа акцентуации. Для проведения психологической коррекции нами была разработана система занятий, учитывающая психологический статус подростков. Цель занятий - формирование у подростков устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих на доступном уровне стабильность саморегуляции и эмоциональную адекватность в контактах с людьми. В 8 занятиях использованы психогимнастические упражнения, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и раскрепощение подростков, сказкотерапевтические методы (чтение и анализ сказок, театрализация и т.д.), арт-терапевтические и телесно-ориентированные практики. По окончании опытно - экспериментальной работы проведена повторная диагностика, которая выявила положительную динамику, у подростков произошёл ряд позитивных тенденций в эмоциональном и личностном развитии: снизился уровень реактивной тревожности в среднем у 25%, появились значимые тенденции снижения показателей акцентуаций характера и можем предположить, что при создании определенных психолого - педагогических условий развития
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, что психолого - педагогическое сопровождение детей (в частности подросткового возраста) должно осуществляться поэтапно и сочетать единство диагностики и коррекционной и развивающей работы. Целенаправленно реализованная система занятий с подростками поможет им успешно адаптироваться в новых условиях и научиться выстраивать адекватные социальные взаимоотношения.



