Введение 3
1 Теоретические основы повышения качества услуг пассажирских перевозок 7
1.1 Понятие и сущность качества услуг перевозок пассажиров 7
1.2 Показатели оценки качества обслуживания пассажиров 13
1.3 Управление качеством услуги транспортного обслуживания пассажиров 16
Заключение 23
Список использованных источников 25
Успешные преобразования общественной системы, углубление рыночных отношений, становление и развитие многоукладной экономики - проблемы, имеющие судьбоносное значение для нашей страны. Определяющая роль в их решении принадлежит сфере услуг, от состояния и эффективности функционирования которой зависит успешное продвижение страны по пути экономического и социального прогресса. Это в полной мере относится и к сфере оказания услуг по перевозке пассажиров автотранспортом. Именно поэтому становится все более необходимым и практически значимым неуклонное совершенствование управления качеством подобного рода услуг как основы повышения их эффективности и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. Для современной России значение транспорта огромно, поскольку именно транспорт объединяет различные регионы страны в единое государство. В этой связи транспорт является одним из ведущих государство образующих факторов [1].
Пассажирские перевозки имеют особое социально-экономическое значение в жизни общества и его граждан, а также являются одним из важнейших видов транспортной деятельности.
Проблему транспорта можно разбить на 2 уровня:
- муниципальный;
- региональный.
Муниципальный уровень испытывает проблему перегруженности дорог транспортом, низкого качества обслуживания пассажиров, неблагоприятного воздействия на экологию.
На региональном уровне добавляются проблемы дорожного транспортного сообщения и изношенности транспортных средств [2].
Пассажирские перевозки осуществляются различными видами транспорта (железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным и воздушным), которые не равноценны по стоимости, скорости, регулярности и комфорту.
Первое место по пассажирообороту занимает автомобильный транспорт, его доля составляет 46,8%, на железнодорожный транспорт приходится 38,5% пассажирообороте всех видов транспорта, на воздушный 14,5%.
На рынке транспортных услуг пассажирские перевозки разделяют на следующие виды:
Внутригородские перевозки — являются наиболее значительными по количеству перевезенных пассажиров. В крупных городах внутригородские перевозки совершаются автобусами, троллейбусами, трамваями, личными автомобилями и маршрутными такси.
Пригородные перевозки — занимают второе место по массовости после внутригородских. Рынок этого вида транспортных услуг представлен железнодорожным, автобусным, а также личным автотранспортом.
Местные перевозки — выполняются в основном железнодорожным транспортом и автобусами.
Дальние перевозки - выполняются в основном железнодорожным и воздушным транспортом, а также небольшой долей автобусных и водных сообщений.
Главными приоритетами при выборе пассажирами вида транспорта являются: доступная цена, безопасность транспорта и время поездки. В результате оценки качества работы междугородных и пригородных поездов пассажирами этих видов транспорта, наблюдается неудовлетворенность качеством работы, а также плохая информированность о дополнительных услугах, предоставляемых пассажирам [3-4].
Необходимым условием эффективного управления пассажирским комплексом является проведение маркетинговых исследований рынка пассажирских перевозок на всех видах транспорта, с целью повышения качества обслуживания пассажиров и снижения издержек на основе конкуренции на рынке транспортных услуг населению, при этом целесообразно осуществлять количественную оценку качества пассажирских перевозок в совокупности со стоимостной оценкой.
Обеспечение населения транспортными услугами является важной социальной задачей. Чтобы повысить качество с точки зрения линейных сооружений, необходимо оптимизировать их работу, согласно предъявляемых к ним требований, а также с учетом пожеланий самих пассажиров, так как они являются прямыми пользователями транспортной услуги.В последнее десятилетие наблюдается негативная тенденция снижения пассажиропотока на всех видах пассажирского транспорта, к этому привело общее снижение транспортной подвижности населения, повышение тарифов, усилившаяся конкуренция между различными видами транспорта, а также снижение спроса на пассажирские перевозки [6].
Таким образом, сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры в современных условиях является неотъемлемым фактором развития региональной экономики. В свою очередь, решение вопросов стабилизации и повышения качества транспортного обслуживания населения (в частности, в контексте пригородных и междугородных перевозок) связано с уровнем развития транспортной инфраструктуры.
С учетом того, что современные требования к объектам транспортной инфраструктуры включают повышенные требования по обеспечению безопасности пассажиров, а также качеству сервиса, включая обеспечение доступности услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья, целью дипломного проекта является повышение эффективности работы и качества услуг пассажирских перевозок (на примере ЗАО «Автоэкспресс»). Задачами дипломного проекта являются: исследование деятельности ЗАО «Автоэкспресс» по обслуживанию пассажиров, анализ показателей работы предприятия, определение требований к повышению качества обслуживания и разработка мероприятий по повышению эффективности работы и качества услуг пассажирских перевозок.
Вопрос качества в условиях рыночной экономики играет решающую роль. Необходимость обеспечения высокого качества транспортного обслуживания пассажиров непосредственно установлена Уставом автомобильного транспорта РФ, определившим полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в автомобильных перевозках, в качестве главной задачи пассажирских автотранспортных предприятий (ПАТП). Перевозки пассажиров должны осуществляться с обеспечением безопасности, предоставлением необходимых удобств и при высокой культуре обслуживания пассажиров.
Для предоставления качественных услуг по перевозке пассажиров необходимо обеспечивать планирование, организацию, стимулирование, регулирование и контроль качества пассажирских перевозок, которые должны охватывать работу транспортных средств всех форм собственности.
Обеспечение надлежащего качества транспортного обслуживания пассажиров (КТОП) является первоочередной задачей каждого перевозчиков пассажирского автомобильного транспорта. Обязательность предоставления потребителям услуг надлежащего качества установлена Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О защите прав потребителей», Законами РФ «О сертификации продукции и услуг», «О стандартизации» и рядом подзаконных нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов [31].
Общие требования к показателям качества обслуживания пассажиров: отражение реальных интересов пассажиров и общества; измеримость; зависимость от состояния и уровня организации перевозок (чувствительность); независимость отдельных показателей друг от друга (иначе среди них есть избыточные).
Целью дипломного проекта было повышение качества услуг пассажирских перевозок.
В дипломном проекте была проведена оценка качества услуг предприятия на основе анкетирования. Результаты анкетирования дают представления о качестве предоставляемых услуг в целом на автовокзале. 16% оценивают качество обслуживания как отличное, 42% оценивают качество обслуживания как хорошее, 24% пассажиров дали удовлетворительную оценку качества предоставляемых услуг, 18% не дали никакой оценки. В целом можно говорить о том, что качество представляемых услуг на Красноярском автовокзале отвечает потребностям пассажиров.
В целях повышения качества обслуживания пассажиров были разработаны такие мероприятия, как оснащение здания автовокзала средствами повышения мобильности для инвалидов (пандусы), организована маркировка знаками областей для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение качества возможно только при надлежащем учете в тарифе на оказание услуг (тариф на обслуживание пассажиров) необходимых затрат на стабильную работу линейных сооружений. В дипломном проекте была рассчитана оптимальная стоимость обслуживания одного пассажира с учетом необходимых затрат на обеспечение качества.
Внедрение мероприятий дипломного проекта повысило интегрированный уровень качества обслуживания на 0,09. На этапе обслуживания пассажиров в здании автовокзала показатель времени увеличился на 0,027 и так же увеличился показатель комфортности на 0,024, что говорит об эффективности мероприятий повышения качества обслуживания пассажиров.
1 Алексеева, И. М. Статистика автомобильного транспорта: Учебник/ И.М. Алексеева, О.И. Ганченко, Е.В. Петрова. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. - 125 с.
2 Альбеков А. У., Грибов Е. М. Закономерности развития транспортно-складской логистики на региональном уровне. Ростов-на-Дону: РГЭА, 2015 - 412 с.
3 Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник/ Под ред. проф. В.Я. Позднякова. - М.: ИНФРА - М, 2016. - 487 с.
4 Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятий: учебник для студентов вузов / Л.С. Васильева, Е.М. Штейн, М.В. Петровская; ред. Е.М. Штейн.-М.: Экзамен, 2013. 458с.
5 Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации /А.Ф. Ионова, Н.Н. Селезнёва:-М.: Бухгалтерский учёт, 2013. -121с.
6 Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. 5-е издание, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. -162с.
7 Антикризисное управление : Учеб.пособие / [под ред. Э. М. Короткова]. - М. : ИНФРА-М, 2014 - 240с.
8 Асаул, А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник для вузов / А.Н. Асаул. - СПб.: Питер, 2015. - 28 с.
9 Афанасьева Н.В. Логистические системы и российские реформы. - СПб.: Изд- во СПб УЭФ, 2015. 147 с.
10 Бадаева О. Н., Предводителева М.Д. Эра услуг требуются профессионалы / Бизнес-образование. - 2014. - № 2.
11 Бачурин, А.А. Анализ производственно - хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: учеб.пособие для вузов / А.А. Бачурин; под ред. З.И. Аксеновой. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 320 с.
12 Бобровников Г. Н. и др. Качество продукции и научно-технический прогресс. М.: Издательство стандартов, 2017. — 80с.
13 Борисевич, В. И. Планирование национальной экономики, отраслей и регионов, предприятий / В. И. Борисевич, А. И. Ильин, О. Н. Ерофеева. - Мн. :Совр. шк., 2018. - 576с.
14 Бульдович С. В., Хмель В. Н., Калита О. В., Стасюк Н. В. От высокого качества продукции к высокому качеству жизни // Стандарты и качество. - 2013. - №.3 - С.72-74.
15 Бычков, В.П. Экономика автотранспортного предприятия: учебник для вузов / В.П. Бычков. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 384 с. - (Высшее образование).
16 Вавилов А. П. Управление качеством продукции: вопросы теории и практики. М.: Мысль, 2015. - 188 с.
17 Валевич, Р. П. Управление качеством товаров и услуг : учеб.пособие для вузов / Р. П. Валевич, О. Б. Пароля. - Мн. : БГЭУ, 2018. - 301с.
18 Васильев Г. А. Поведение потребителей: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2015.
19 Войтоловский В. Н., Окрепилов В. В. Управление качеством и сертификация в промышленном производстве: Учеб. пособие/ В. Н. Войтоловский, В. Н. Окрепилов. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2016. - 165с.
20 Галенко, В. П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики : учеб.пособие для вузов / В. П. Галенко, Г. П. Самарина, О. А. Страхова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2017. - 288с.
21 Герасименко, Г. П. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ: практикум : учеб.пособие / Г. П. Герасименко, Э. А. Маркарьян, Е. П. Шумилин. - 2-е изд., пер. и доп. - М. ; Ростов н/Д : МарТ : Март, 2018. - 160с.
22 Глауберман А. О. Как преуспеть в сфере услуг с помощью бережливых технологий // Методы менеджмента качества. 2016. - №8
23 Глудкин О. П., Горбунов Н. М., Гуров А. И., Зорин Ю. В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов. — М.: Радио и связь, 2014. -599 с.
24 Глушков Г. Иреков В., Ильдеменов С. Конкурентоспособность или банкротство // Экономика и жизнь. 2016. - № 26.
25 Голиков Е.А., Пурлик В.М. Основы логистики и бизнес-логистики: Монография. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2013. - 161 с.
26 Головачев, А. С. Экономика предприятия : учеб.пособие для вузов: в 2 ч. Ч. 2 / А. С. Головачев. - Мн. :Вышэйш. шк., 2014. - 464с.
27 Головачев, А. С. Экономика предприятия : учеб .пособие : в 2 ч. Ч. 1 / А. С. Головачев. - М. :Вышэйш. шк., 2015. - 447с.
28 Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: В 2т. 2-е издание, перераб. -М.: Издательство МНИИПУ, 2014. Т.1. - 768с.
29 Горбунов А. В. Об особенностях применения процессного подхода // Методы менеджмента качества. 2016. - №.11 - С. 16-18.
30 Горев, А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: учеб.пособ. для студ. высш. учеб. заведений/ М.: - Изд. центр «Академия», 2014 г. - 288 с.
31 ГОСТ 30596-97 «Услуги транспортные. Термины и определения». (Соответствуют нормам ISO 8402 и ISO 9004-2); ГОСТ 51004-96 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества».
32 ГОСТ ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Госстандарт РФ, 2001.
33 ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Госстандарт РФ, 2001.
34 Громов Н. Н., Персианов В. А. Управление на транспорте: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 2013. - 336с.
35 Грузинцева Н. А., Сташева М. А., Гусев Б. Н. Проектирование производственной конкурентоспособности потребительской продукции // Методы менеджмента качества. 2014. - №.10 - С. 16-19.
36 Гудков В. А., Вельможин А. В., Миротин JI.B. Теория транспортных процессов и систем: Учебник для вузов — М.: Транспорт, 2015. 167с.
37 Ефимов В. В. Средства и методы управления качеством: Учебное пособие / В. В. Ефимов. М.: КНОРУС, 2014. - 232 с.
38 Закон Красноярского края № 11-5424 от 09.12.2010 «О
транспортном обслуживании населения в Красноярском крае» (с изм. от 30.06.2011).
39 Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 «О транспортном налоге» (с изм. от 10.11.2011).
40 Ильенков С. Д., Ильенкова Н. Д., Мхитарян В. С. и др. Управление качеством: Учебник для вузов // Под ред. Ильенковой С. Д. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014. -199с.
41 Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте. Утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24.06.2003 № 153.
42 Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью / Под ред. проф. С.Г. Светунькова // по материалам сайта http://www.marketing.spb.ru.
43 Информационные системы в экономике : учебник для вузов / К. В. Балдин, В. Б. Уткин. - М. : Дашков и К, 2013. - 395с.
44 Исикава Каору. Японские методы управления качеством. Сокр. пер. с яп./ Исикава Каору. М.: Экономика, 2014. - 215 с.
45 Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : Учебник для вузов / В. В. Ковалев, О. Н. Волкова. - М. : Проспект, 2018.
46 Козинов, Г.Л. Организация перевозок и управление автомобильным транспортом: учеб.пособие. Красноярск СибГТУ 2017 г. - 60 с.
47 Комплексный анализ хозяйственной деятельности. Учебник. / А.Д.Шеремет.-М.: ИНФРА-М, 2016, - 416с.
48 Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : электронный учебник для вузов. - М. :КноРус, 2014. - CD-R.
49 Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и науч. редакцией проф. В. И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2014.
50 Крицкий А. М. Система качества предприятия транспорта в сервис-ориентированной логистике // Строительство-2008: Материалы Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: Рост, гос. строит, ун-т. - 2014. - С. 55-56.
51 Кузнецов, И. Н. Управление продажами : учеб.-практ. пособие / И. Н. Кузнецов. - М. : Дашков и К, 2013. - 492с.
52 Лукичева, Л. И. Управленческие решения : учебник для вузов / Л. И. Лукичева, Д. Н. Егорычев ; под ред. Ю. П. Анискина. - 4-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2012. - 383с. - (Высш. шк. менеджмента).
53 Масуев, М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта: учебник для вузов / М.А. Масуев. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 244 с.
54 Межотраслевые нормативы численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий. Утверждены Постановлением Министерства труда и социальных вопросов СССР от 14.11.1991 № 76.
55 Менеджмент предприятия: учебное пособие / И.А. Голянд, Е.Г. Баженова: КГТУ. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2016.- 136с.
56 Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Введены в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р.
57 Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение : электронный учебник / Н. В. Миляков. - М. :КноРус, 2014. - CD-R.
58 Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть вторая (с изм. от 07.12.2011, а также изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012).
59 Нормативы численности рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта. Утверждены приказом Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 16 января 1987 г. № 19/2-8.
60 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1). Введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. № 454-ст.
61 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст.
62 Пассажирские автомобильные перевозки: учебник для вузов / В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Вельможин, С.А. Ширяев; под ред. В.А. Гудкова.- М.: Горячая линия - Телеком, 2014. - 448 с.
63 Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984.)
64 Прохоров Ю.К. Управление качеством: Учебное пособие.- СПб:СПбГУИТМО,2017.-144с.
65 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2017. - 512. - (Высшее образование).
66 Сборник нормативов численности руководителей, специалистов, служащих и рабочих автотранспортных предприятий (в 2-х томах). М. : Центроргтрудавтотранс, 2014.
67 Спирин И. В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И. В. Спирин. - 5-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 400 с.
68 Справочник директора предприятия / под ред. М. Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2016
69 Туревский, И.С. Экономика и управление автотранспортным предприятием: Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2015.
70 Управление организацией в высокотехнологичных отраслях: учебно
- методический комплекс / Т.Ю. Иванова; Ульяновский гос. ун-т. - Ульяновск. УлГУ, 2016.-83с.
71 Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие/ Н.Н. Селезнёва, А.Ф. Ионова. -2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юнити - Дана, 2016. 639с.
72 Экономика автомобильного транспорта: учеб.пособие для вузов /
A. Г. Будрин, Е.В. Будрина, М.Г. Григорян и др.; под ред. Г.А. Кононовой. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 320 с.
73 Экономика автомобильного транспорта: учебное пособие для студентов вузов / А.Г. Будрин, ред. Г.А. Кононова, 3-е изд., стереотип.-М.: Академия, 2014.-319с.
74 Экономика автомобильного транспорта: Учебное пособие. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов Н/Д: Издательский центр «МарТ», 2016. - 496 с. (Серия экономика и управление»).
75 Экономика и управление предприятием: учебник для студентов / Ю.А. Селезнёва, Т.С. Зуева, А.А. Корниенко.-М.: Высшая школа, 2015.-624с.
76 Экономика качества: Основные принципы и их применение: пер. с анг. / ред. Дж. Каипланелла.-М.: Стандарты и качество, 2015.-230с.
77 Экономика предприятий автомобильного транспорта: учебное пособие / Б.Ю. Сербиновский, Н.Н. Фролов, Н.В. Напхоненко, Л.И. Колоскова. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2016. - 496 с. (Серия «Экономика и управление»)
78 Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах) : Учеб.пособие для вузов / В. К. Скляренко [и др.] ; Под ред. В. К. Скляренко,
B. М. Прудникова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 256с. - (100 лет РЭА им. Г. В. Плеханова).
79 Экономика предприятия : учебник для вузов / под ред. В. Я. Горфинкеля. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2014. - 767с. - (Золотой фонд российских учебников).
80 Экономика предприятия. Автомобильный транспорт: Методические указания по решению задач для студентов укруп. группы направления по подготовке специальности 080000 - «Экономика и управление» / Ю.А.
Хегай; КГТУ.-Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2015.-68с.