Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования тарифов на услуги по передаче
электрической энергии 5
1.1 Особенности формирование тарифов в электросетях 5
1.2 Регулирование деятельности сетевых организаций по Красноярскому
краю 15
1.3 Проблема перехода крупных компаний на прямые договоры с
ПАО «ФСК ЕЭС» и понятие «последней мили» 20
2 Анализ последствий ухода АО «РУСАЛ Красноярск» на прямой договор
с ПАО «ФСК ЕЭС» 24
2.1 Характеристика объекта исследования ПАО «МРСК Сибири» -
«Красноярскэнерго» 24
2.2 Расчет средней необходимой валовой выручки за электрическую
энергию в регионе 28
2.3 Анализ последствий ухода объемов АО «РУСАЛ Красноярск» из
баланса ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» 40
Заключение 46
Список использованных источников 48
Приложение
В настоящее время электроэнергетика является одной из ведущих отраслей российской экономики, это единственная отрасль, продукцию которой потребляют все отрасли, в том числе и жилищно-бытовой сектор экономики. Именно электроэнергетика обеспечивает электрификацию народного хозяйства за счет рационального производства и распределения электроэнергии. Частью энергетического комплекса России являются и межрегиональные распределительные сетевые компании.
В разных сферах деятельности существуют определенные проблемы, энергетика не исключение. В результате реформы в сфере энергетики произошло распределение электрических сетей между федеральной и региональными компаниями: магистральные электросети (с напряжением от 110 кВ) попали в распоряжение Федеральной сетевой компании (ФСК ЕЭС), а распределительные сети отошли соответствующим Межрегиональным распределительным сетевым компаниям (МРСК) [17].
В итоге рядовые потребители стали платить за энергию и ПАО «ФСК ЕЭС», и ПАО «МРСК Сибири», но в этой схеме было небольшое упущение: ряд крупных потребителей переходили на прямые договоры с ПАО «ФСК ЕЭС», что снижает их собственные затраты на электроэнергию, но приводит к увеличению тарифной нагрузки на прочих потребителей. Для ликвидации сложившегося дисбаланса и были введены так называемые договоры «последней мили» в электроэнергетике в качестве временной меры - до утверждения новой политики тарифообразования в рамках реформирования Единой энергосистемы России. В 2014 году «последняя миля» была отменена, а проблемы перехода крупных потребителей на прямые договорные отношения остались нерешенными.
Таким образом, выбранная тема будет актуальной до тех пор, пока идеальная система не будет построена.
Целью данной работы является изучение проблемы выпадающих доходов от перехода крупных потребителей на прямые договорные отношения на примере ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго».
Задачи исследования, необходимые для достижения поставленной цели, следующие:
- изучить особенности тарифного регулирования;
- исследовать регулирование деятельности сетевых организаций;
- разобраться в проблеме перехода крупных компаний на прямые договоры;
- изучить объект исследования ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»;
- рассчитать среднюю необходимую валовую выручку за
электрическую энергию в регионе;
- проанализировать последствия ухода объемов
АО «РУСАЛ Красноярск» из баланса ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго»;
- рассчитать выпадающие доходы после ухода АО «РУСАЛ Красноярск»;
- рассчитать выпадающие доходы по договорам «последней мили» филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» на 2017 год и разработать мероприятия по их компенсации;
- разработать мероприятие по снижению риска перехода крупных потребителей на прямые договорные отношения с ПАО «ФСК ЕЭС»
Предметом исследования являются отношения, складывающиеся между всеми участниками процесса. На конкретном примере ухода АО «РУСАЛ Красноярск» на прямой договор с ПАО «ФСК ЕЭС».
Объектом исследования являются договора по переходу компаний на прямые отношения с ПАО «ФСК ЕЭС» и их влияние на доходы ПАО «МРСК Сибири».
Таким образом, проблемы выпадающих доходов от перехода крупных предприятий на прямые договорные отношения оказывают сильное влияние на доходность ПАО «МРСК Сибири». Данная проблема и на сегодняшний день продолжает оставаться актуальной.
Все это время промышленные предприятия пытаются уйти от этой системы, затевая долгие судебные тяжбы с ПАО «МРСК Сибири». Предприятия предъявляют иски против сетевых компаний, чтобы получить обратно, большие суммы денег выплаченные ранее. Но в данном вопросе суды чаще становятся на сторону сетевых компаний. ПАО «МРСК Сибири» же, в свою очередь, пытаются отсудить пропавшие доходы у региональных властей, которые, по их мнению, неправильно устанавливали тарифы, не учитывая сложившиеся обстоятельства.
Недостающие деньги нужно откуда-то брать. Сделать это можно будет через увеличение тарифов для своих потребителей, в данном случае - компаний мелкого бизнеса, крупного бизнеса и населения. Конечно же, это приведет к значительному росту счетов за электроэнергию, для последних, так как в некоторых регионах на крупных потребителей приходится до 40-60% всего объема продаваемой энергии. В данной ситуации ничего не теряет только ПАО «ФСК ЕЭС», потому что она берет с ПАО «МРСК Сибири» минимальную арендную плату, передавая в ведение региональной компании лишь небольшой участок сети.
Регулирование тарифов выполняется органами государственной власти. Данные тарифы должны обеспечивать, чтобы необходимая валовая выручка была в полном объеме.
Если компания понесла затраты, они должны быть компенсированы, через тариф регулируемый Региональной энергетической компанией Красноярского края.
1 Беляев, Л.С. Проблемы электроэнергетического рынка / Л.С. Белев.- Новосибирск, 2013.
2 Беседина, В. Н. Ценообразование : учеб. пособие / В. Н. Беседина, Е.Е. Волкова. — М. : Экономистъ, 2016. - 141 с.
3 Борисова, Л. М. Экономика энергетики, учебное пособие/ Л. М. Борисова, Е. А. Гершанович - Издательство ТПУ Томск, 2016. - 135 с.
4 Быстрицкий, Г.Ф. Общая энергетика / Г.Ф. Быстрицкий. - Москва, 2016. - 59 с.
5 Важенина, Л.В. Экономика и управление производством на предприятиях электроэнергетики / Л.В. Важенина.- Тюмень, 2014.
6 Васильев, М. Ю. Модели стратегического взаимодействия сетевых и генерирующих компаний на рынке передачи электроэнергии / М. Ю. Васильев, А.Ю. Филатов // Исследование российской экономики. 2015. - №10. - С. 25-39
7 Вдовин, И. В. Установление договорных тарифов на электроэнергию / И. В. Вдовин // Вестник Омского университета. Экономика. - Омск, 2015. - №4. - С. 132-138.
8 Виноградов, А. В. Проблема, задачи и решения по осуществлению контроля состояния электросетевого оборудования / А.В. Виноградов, С.Г. Кашеваров, Н.Ю. Павленко // Инновационная наука. - Уфа, 2015. - №7¬1. - С. 16-20.
9 Гейдт, А. В. Итоги реформирования и пути развития российского электросетевого комплекса / А. В. Гейдт // Экономика, социология, право. - Москва, 2016. - №2. - С. 4-7.
10 Гибадуллин, И. А. Основные направления развития электроэнергетики / И. А. Гибадуллин // Интернет-журнал Науковедение. -
2015. - №2. - С. 1-10.
11 Гительман, Л. Д. Экономика и бизнес в электроэнергетике. Междисциплинарный учебник / Л. Д. Гительман, Б. Е. Ратников. - Москва: Экономика, 2014. - 432 с.
12 Гительман, Л. Д. Эффективная энергокомпания: Экономика. Менеджмент. Реформирование. / Л.Д. Гительман, Б.Е. Ратников. - Москва: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2015. - 230 с.
13 Годовой отчет ОАО «МРСК Сибири» по результатам работы за
2010 год.
14 Годовой отчет ОАО «МРСК Сибири» по результатам работы за
2011 год.
15 Годовой отчет ОАО «МРСК Сибири» по результатам работы за
2012 год.
16 Годовой отчет ОАО «МРСК Сибири» по результатам работы за
2013 год.
17 Годовой отчет ОАО «МРСК Сибири» по результатам работы за
2014 год.
18 Годовой отчет ОАО «МРСК Сибири» по результатам работы за
2015 год.
19 Годовой отчет ОАО «МРСК Сибири» по результатам работы за
2016 год.
20 Годовой отчет ОАО «МРСК Сибири» по результатам работы за
2017 год.
21 Земцов, А. А. Модернизация расчета инвестиционных составляющих тарифа субъектов естественных монополий / А. А. Земцов, Е. А. Чернявская // Проблемы учета и финансов. - Томск, 2017. - №3. - С. 41-45.
22 Коваленко, С. А. Как усовершенствовать методику расчета тарифов на услуги по передаче и распределению электрической энергии / С. А. Коваленко, К. И. Сафонова // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - Владивосток, 2015. - №4. - С. 81¬92.
23 Комаров, И.И. Анализ механизмов конкурентного ценообразования на оптовом рынке электроэнергии и мощности / И.И. Комаров, А.Н. Рогалев, О.В. Злывко. - Санкт-Петербург, 2015. - 79 с.
24 Кондратьев, М. В. Тенденция развития мировой электроэнергетики / М. В. Кондратьев - Москва, 2016. - 68 с.
25 Коршунова, Л. А. Формирование тарифов на передачу и распределение электрической энергии в России / Л. А. Коршунова, Н. Г. Кузьмина, Е. В. Кузьмина // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - Томск, 2017. - №4. - С. 124-133.
26 Лебедев, Ю. Ю. Методы тарифного регулирования в сфере электроэнергетических естественных монополий / Ю. Ю. Лебедев// Инженерный вестник Дона. - Ростов-на-Дону, 2016. - №12. - С. 130-139.
27 Летягина, Е.Н. Энергетическая отрасль в условиях инновационного развития экономики / Е.Н.Летягина.- Москва: Креативная экономика, 2015. - 79 с.
28 Методические указания по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемуюдеятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг утвержденные приказом ФСК России от 26.10.2015 №254-э/1.
29 Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утвержденную приказом ФСТ России от 06.08.2014 №20-э/2.
30 Методические указания по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии от 24 ноября 2016 г. №302-э/5.
31 Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки утвержденные приказом ФСТ России от 17.02.2012 №98-э.
32 Методические указания по расчету уровня надежности и качества оставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций утвержденные Министерством энергетики Российской Федерации приказом от 29.06.2015 №296.
33 Мироненко, О. В. Совершенствование механизма тарифообразования на услуги по передаче электрической энергии региональных сетевых компаний/ О. В. Мироненко // Научный вестник Костромского государственного технологического университета. - Кострома,
2016. - №1. -С. 1- 29.
34 Осика, Л.К. Промышленные потребители на рынке электроэнергии: учебное пособие / Л.К. Осика, И.Г. Макаренко. - Москва: ЭНАС, 2016. - 29 с.
35 Официальный сайт ПАО «МРСК Сибири - Красноярскэнерго» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mrsk-sib.ru;
36 Официальный сайт ПАО «Русал Красноярск» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusal.ru.
37 Официальный сайт ОАО «АТС» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atsenergo.ru/
38 Официальный сайт Федеральной службы по тарифам Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fstrf.ru/
39 Петюков, С. Э. Состояние электроэнергетической отрасли, проблемы ее развития и пути решения / С. Э. Петюков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №9. - С. 187-192.
40 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1180 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
41 Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (ред. от 04.09.2015 г.) «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности».
42 Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
43 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.1996 № 793 «О Федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)».
44 Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 №340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности»;
45 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 №24 « Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».
46 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2013 №953 «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и принятии тарифных решений».
47 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
48 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)».
49 Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации утвержденный приказом ФСТ России от 12.04.2012 №53-э/1 .
50 Порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации утвержденный приказом ФСТ России от 12.04.2012 №53-э/1.
51 Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2011 г. № 97 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов».
52 Постановлению Правительства Красноярского края от 08.12.2008 № 216-п «Об утверждении положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края» в редакции от 14.07.2014 № 284-п.
53 Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2011 г. № 97 «Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов».
54 Приказ Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки»;
55 Приказ Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20- э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» (с изменениями и дополнениями).
56 Приказ Федеральной службы по тарифам от 26 октября 2010 года № 254-э/1 «Об утверждении Методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг».
57 Приказ РЭК Красноярского края от 23.04.2012 г. №19 «Об утверждении порядка деятельности правления Региональной энергетической комиссии Красноярского края».
58 Приказ ФСТ России от 04.06.2012 №372-д «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по досудебному рассмотрению споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях».
59 Приказ ФСТ России от 30.03.2012 №228-э «Об утверждении методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала».
60 Региональная энергетическая комиссия красноярского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krasrec.ru/ .
61 Руденко, А.А. Анализ конкурентоспособности генерирующих компаний электроэнергетической отрасли / А.А. Руденко.-Вектор науки ТГУ, 2016. - 35 с.