Введение 3
1 Теоретические подходы к управлению НМА на предприятии 7
1.1 Понятие и сущность НМА, а также методы его оценки 7
1.2 Гудвилл в составе НМА предприятия 20
1.3 Мировой опыт в отношении Гудвилл 41
2 Характеристика предприятия ПАО «Роснефть» 67
2.1 Краткая производственная и экономическая характеристика предприятия
Заключение 82
Список использованных источников 85
На современном этапе развития экономической деятельности все более важное место занимают информационные технологи, торговые марки, которые отвечают за узнаваемость организации среди потребителей и партнеров, так же ведение современного бизнеса невозможно без новых технологий, где существует сильная связь с понятиями ноу-хау и патент. Все это составляет такое понятие как нематериальный актив. Данное понятие можно охарактеризовать как не имеющие материального выражения и относящиеся к внеобротным активам элементы, которые могут приносить прибыль организации. Но стоит отметить, что часто в отечественной научной литературе занижают важность такого элемента нематериальных активов как гудвилл.
Понятие гудвилл или деловая репутация изменялся с течением времени раньше он был связан больше с психологической категорией, то есть положительным или отрицательным восприятием организации среди различных групп. В современном мире отчасти сохраняется такое восприятие, но также гудвилл теперь имеет более материальную форму, такую как дополнительная прибыль и формирование конкурентных преимуществ организации за счет репутации на рынке.
В западной практике уже долгое время ведется работа по изучению и использованию показателя гудвилл. Российские крупные организации хоть и отстают в этом вопросе, но уже ведут работу по уменьшению разрыва в изучении понятия гудвилл. Ведь Российские организации начали задумываться о собственной репутации на рынке и выгодах в виде дополнительной прибыли, которую она может принести.
Экономические результаты деятельности любой отрасли зависят от того, насколько эффективно функционируют входящие в нее организации, деятельность которых напрямую зависит от существующих условий. Особенностью современного этапа развития хозяйства является ориентация на всемерное повышение эффективности деятельности. При этом для эффективного функционирования необходим анализ основных показателей деятельности предприятия и разработка на его основе мероприятий по повышению эффективности деятельности.
Таким образом подтверждается важность в оценке показателя деловой репутации и исследованию возможностей его повышения особенно для Российской нефтегазовой отрасли.
Россия является страной обеспеченной минеральными ресурсами, особенно топливно-энергетическими, такими как нефть и газ. В настоящее время это основа для формирования бюджета и обеспечения функционирования многих других отраслей экономики. Стоимость национальной валюты во многом зависит от мировых цен на нефть. Добываемые в РФ углеродные энергоресурсы позволяют полностью удовлетворить внутренний спрос в топливе, обеспечивают энергетическую безопасность страны, а также вносят существенный вклад в мировое энергосырьевое хозяйство. Из этого следует, что российская экономика находится в высокой зависимости от количества добытых полезных ископаемых, таких как нефть и газ. Нефтяная отрасль является основополагающим элементом в формировании топливно-энергетического комплекса Российской Федерации. Ее уровень и развитие зависят от спроса на углеводородное сырье.
Нефтегазовый комплекс имеет особое значение в национальной экономике Российской Федерации. Развитие нефтегазовой отрасли при потенциальном наличии значительных ресурсов сдерживается существующими проблемами комплекса. В связи с этим, решение проблем и дальнейшее развитие комплекса является чрезвычайно важной задачей как для непосредственно участвующих в нем хозяйствующих субъектов, но и для российской экономики в целом.
Международная политическая ситуация пошатнула репутацию России, а соответственно и Российских компаний среди иностранных партнеров. Важная составляющая деятельности любой организации — это инвестиции, а негативная деловая репутация отрицательно сказывается на потоке инвестиций, так как потенциальные инвесторы опасаются направлять финансовые средства в российскую экономику.
ПАО «НК «Роснефть» является лидером нефтегазовой отрасли России. Важной составляющей деятельности организации является поддержание деловых отношений с иностранными партнёрами и инвесторами, но также и поддержание положительного имиджа внутри России, поэтому организация ведет активную работу по формированию такого показателя как гудвилл
Актуальность данной работы заключается в том, что в последнее время возрастает роль нематериальных активов в деятельности компаний. В некоторых Западных компаниях их доля в стоимости превышает даже стоимость материальных активов. Данная тенденция ставит перед компанией новые задачи, связанны с выстраиванием эффективной системы управления нематериальными активами. Важнейшим и в то же время наиболее неоценённым в настоящий момент фактором, влияющим на стоимость компании, является деловая репутация. Ее значение для развития компании постоянно возрастает. Деловая репутация напрямую способна повлиять на осуществление финансовой деятельности организации, так как в зависимости от качества деловой репутации, становятся более лояльными такие группы как инвесторы, поставщики, потребители. А эффективное взаимодействие с данными группами влияет на изменение многих финансовых показателей.
Цель заключается в том, чтобы определить, какую доходность в общем бизнесе компании генерирует деловая репутация, а также насколько эффективно осуществляется инновационный процесс формирования и управления деловой репутацией компании с точки зрения максимизации стоимости. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- дать краткую характеристику предприятию ПАО «НК «Роснефть», а также изучить основные направления его деятельности;
- изучить структуру нематериальных активов, а также методы их оценки;
- рассмотреть гудвилл в составе нематериальных активов;
- исследовать методы расчета гудвилл;
- предложить мероприятия по повышению показателя гудвилл;
- оценить предложенные мероприятия с точки зрения экономической эффективности.
Объектом исследования являются мероприятия по оценке деловой репутации ПАО «НК «Роснефть»
Информационная база исследования включает статистические данные о состоянии нефтегазовой отрасли в России, а также справочные и аналитические материалы сайта компании «Роснефть». В ходе работы использовались учебники и методические материалы.
Цели и задачи определили логику и структуру работы, которая состоит из содержания, введения, основной части и заключения.
Основная часть состоит из:
- 1 главы, где исследуются теоретические аспекты НМА и методы его оценки, а также гудвилл в составе НМА организации;
- 2 главы, где рассматривается характеристика организации в целом, а также дается оценка технико-экономического состояния организации ПАО «НК «Роснефть» и текущей стоимости НМА;
- 3 главы, где предлагаются мероприятия по повышению показателя гудвилл, а также рыночной стоимости организации, а затем производится расчет эффекта от предложенных мероприятий
Таким образом НМА это актив, не имеющий осязаемой формы, но имеющий возможность приносить прибыль. Cуществуют некоторые подходы к оценке НМА такие как бухгалтерский и налоговый. В бухгалтерском понимании гудвилл возникает только при покупке фирмы. Его стоимость определяется как превышение стоимости покупки над приобретенным интересом в справедливой стоимости идентифицируемых приобретенных активов и обязательств по состоянию на дату совершения операции обмена. В налоговом подходе согласно п.3 статьи 257 Налогового кодекса РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). На практике же НМА, как правило, оцениваются в контексте определения стоимости «действующего предприятия», т.е. стоимости бизнеса, или в составе «предприятия как имущественного комплекса», продаваемого и покупаемого как единое целое.
Важным составляющим НМА организации выступает гудвилл или деловая репутация. Гудвилл — неосязаемый основной капитал, активы как разность между ценой предприятия в целом и ценой реального основного капитала. Отрицательный неосязаемый актив представляет собой разницу между продажной и балансовой стоимостью предприятия.
Деловая репутация является частью рыночной стоимости компании. Положительная репутация становится необходимым условием для достижения фирмой устойчивого и продолжительного делового успеха. В России, по мнению многих экспертов, управление деловой репутацией все более становится ценнейшим стратегическим орудием конкурентной борьбы.
В практике зарубежных стран термин «деловая репутация» трактуется как разница между стоимостью компании (или ценой реализации, с которой согласны и покупатель, и продавец) и стоимостью (или суммой рыночных цен) ее активов в отдельности.
Таким образом, можно сделать вывод о важности деловой репутации в деятельности компании. Международный опыт говорит о том, что от роста деловой репутации напрямую зависят прибыли получаемые компанией.
В ходе исследования были изучены методы, позволяющие оценить гудвилл или деловую репутацию организации.
Исходя из анализа баланса организации можно сделать вывод, что 2015 году происходит умеренный рост внеоборотных активов (105%) и значительный рост оборотных активов (151%). Тогда как в 2014 г. Был значительный рост внеоборотных активов (149%) и еще более высокий рост оборотных активов (172%). Подобные тенденции характерны для предприятий нефтегазовой отрасли, а также свидетельствуют о расширении производственных возможностей предприятия и увеличении капитального строительства, что следует из роста среднегодовой стоимости основных средств: в 2015 г. (2015 г. к 2013 г. - 120%); 114% в 2014 г. и 105.
В целом исходя из анализа финансовых показателей можно сделать вывод о финансовой устойчивости организации ПАО «НК «Роснефть».
Кроме того, значительное внимание уделяется нематериальным активам. В период с 2013 по 2015 гг. происходит рост нематериальных активов на 217 %. Наибольший рост наблюдается в период 2013-2014 года на 210%. Так же происходит увеличение доли нематериальных активов в структуре внеоборотных активов в 2014 на 0,07 % и составляет о 26%, а затем небольшое снижение в 2015 году и составляет 0,22%.
С помощью метода избыточно прибыли был рассчитан показатель гудвилл на основе сравнения рыночной стоимости организации и среднеотраслевой рыночной стоимости. Исходя из расчетов можно сделать вывод, что в период 2013-2014 гг. происходит рост данного показателя, но в 2015 году произошло падение гудвилл на 4%, что можно связать с нестабильностью экономической ситуации и значительным увеличением заемных средств в балансе организации.
В ходе исследования было выявлено, что наиболее сильно на величину показателя гудвилл и на рыночную стоимость организации оказывает влияние показатель чистой прибыли. Был предложен ряд мероприятий по повышению данного показателя, а соответственно и по повышению гудвилл и рыночной стоимости. Наиболее эффективными оказались мероприятия:
- совершенствование технологий;
- повышение производительности труда;
- соблюдение режима экономии;
- социальные программы и благотворительность.
Так же был сделан вывод о том, что компания ПАО «НК «Роснефть» активно осуществляет деятельность по внедрению мероприятий по повышению экономической эффективности. Данные мероприятия в будущем могут способствовать повышению чистой прибыли, а, следовательно, и показателя гудвилл.
Для достижения поставленной цели, решены следующие задачи:
- дана краткую характеристику предприятию ПАО «НК «Роснефть», а также изучить основные направления его деятельности;
- изучена структуру нематериальных активов, а также методы их оценки;
- рассмотрен гудвилл в составе нематериальных активов;
- исследованы методы расчета гудвилл;
- предложены мероприятия по повышению показателя гудвилл;
- оценены предложенные мероприятие с точки зрения экономической эффективности.
1 Козырев А.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. - М.: РИЦ ГШ ВC РФ,2003.- 398 с.
2 Рейли Р., Швайс Р. Оценка нематериальных активов Пер. с англ. М.: Квинто-консалтинг, 2005.—792с.
3 Азгальдов Г., Нематериальные активы и интеллентуальная собственность: проблемы и решения / Г. Азгальдов, Н. Карпова. - М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2006. - 400 с.
4 Козырев А. Н., Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности / А. Н. Козырев, В. Л. Макаров. - М.: Интерреклама, 2003. - 352 с.
5 Луговой В. А., Учет основных средств, нематериальных активов, долгосрочных инвестиций: Методика и практикум / В. А. Луговой. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 176 с.
6 Орлова Н. C., Порядок учета и рекомендации, по стоимостной оценке, объектов интеллектуальной стоимости: Методическое пособие / I I.C. Орлова, Г. В. Бромберг, Г. М. Cоловьева. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2000. - 92 с.
7 Cмирнов C. А., Оценка интеллектуальной собственности / Под ред. СА. Cмирнова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 352 с.
8 Азгальдов Г.Г. Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов. М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2006. 399 с.
9 Аксенов А.П. Нематериальные активы: структура, оценка, управление: учебник. М.: Финансы и статистика, 2007. 192 с
10 А. Джеймс Р. Хитчнер. Оценка стоимости нематериальных активов. М.: Маросейка, 2008. 146 с.
11 Домодаран А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 1339 с.
12 Шпилевская Е.В., Медведева О.В. Основы оценки стоимости нематериальных активов. М.: Феникс, 2011. 224 с.
13 Рейли Р, Швайс Р. Оценка нематериальных активов. М.: Квинто- Консалтинг, 2005. 792 с.
14 Костин А. Актуальные вопросы оценки и управления нематериальными активами // Имущественные отношения в РФ. 2004. 264 с.
15 Козырев А.Н. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003. 368 с.
16 Шарков Ф. И., Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: Учебное пособие / Ф. И. Шар-ков. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; 2010. — 272 с.
17 Баланин В.В., Основы оценки бизнеса / В.В. Балакин, В.В. Григорьев. - М.: Дело, 2009. - 384 с.
18 Валдайцев С. В. Оценка бизнеса: учеб. / С. В. Валдайцев. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2004. - 360 с.
19 Гущина И.Э., Деловая репутация организации: учет и налогообложение / И.Э.Гущина // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. - 2008. -134 с.
20 Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия / С.В. Валдайцев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 720 с.
21 Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. - М.: Омега - Л, 2007. - 266с.
22 Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. --СПб.: Издательство «Питер», 2000.—224 с.
23 Важенина И.С. Имидж и репутация организации: экономическое содержание, формирование и оценка // Маркетинг в России и за рубежом.— 2010. - 142 с.
24 Козлова Н.П.. Формирование положительного имиджа и деловой репутации компании // Вестн. Астраханского гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. - 2011. - 71 с.
25 Чумиков А. Н. Реклама и связи с общественностью. Имидж, репутация, бренд. М. : Аспект Пресс, 2012.—160 с.
26 Пономарева А. М. Основы рекламной деятельности: организация, планирование, оценка эффективности: учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2010.—176
27 Чумиков А. Н. Реклама и связи с общественностью. Имидж, репутация, бренд. М. : Аспект Пресс, 2012.—160 с.
28 Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг.—М.: Дашков и Ко, 2011.—330 с.
29 Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеров.—М.: Тандем, 2011.—250 с.
30 Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие.—М.: Аспект Пресс, 2010.—223 с.
31 Богданов Е., Зазыкин В. Психологические основы "Паблик рилейшнз".—CDG.: Питер, 2012—208 с.
32 Есипов В. А., Маховикова Г.П., Терехова В.В. Оценка бизнеса.—М.: Питер, 2006, 416с.
33 Ершова Е.А. Гудвилл бизнеса. М.: □татут, 2013. 223 с.
34 Иванов А.Е., Cаломатина Е.Ю. Гудвилл в финансовой отчетно- сти: сравнительный анализ национальных норм // Международный бухгалтерский учет. 2014. - 105 с.
35 Кузубов СА. Развитие концептуальных подходов к измерению гудвилл в исторической перспективе. Часть 1. // Корпоративные фи- нансы. 2014. №3. C. 94-102 с.
36 Сколов Я.В., Пятов М.Л. Гудвил: «новая» категория бухгалтер- ского учета // Бухгалтерский учет. 1997. №2. C. 46-50.
37 Уколова Н.А. Загадки гудвила // Финансы и бизнес. 2005. №1. C. 68¬78 с.
38 Грязнова А.Г., Оценка бизнеса: Учебное пособие. / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. - Изд. 2-е, перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 736 с.
39 Десмонд Г. Руководство по оценке бизнеса / Г. Десмонд, Р. Келли. - Пер. с англ. - М.: РОО Акад. Оценки, 1996. - 262 с.
40 Елисеев В.М. Гудвилл: проблема оценки и отражения в отчетности / В.М. Елисеев // Вопросы оценки. - 2004.—№1. - с. 25-37.
41 Есипов В.А. Оценка бизнеса: Учебное пособие / В.А. Есипов, Г.П. Маховикова, В.В. Терехова. - 2-е изд. - CDG.: Питер, 2006. -464 с.
42 Ивачев И. Деловая репутация юридического лица и ее гражданско-правовая защита / И. Ивачев // Финансовая газета. - 2006.—№13. - C. 10-11.
43 Козлова Н.П. Ценность положительного имиджа репутации компании / Н.П. Козлова // Экономические системы.—№2. - 2010. - C. 49-52.
44 Коршунов А. Деловая репутация - мишень для конкурентов А. Коршунов // Экономика и жизнь. - 2005.—№10. - C. 8.
45 Коупленд Т. Cтоимость компаний: оценка и управление / Т. Коупленд, Т. Коллер, ДЖ. Мурин. - 2-е изд.: пер. с англ. - М.: ЗАО «Олим-Бизнес», 2002. - 565 с.
46 Куликов А.А. Деловая репутация: международный и российский стандарты / А.А. Куликов // Международный бухгалтерский учет. - 2007.—№5.- C. 25-30.
47 Лашхия В.Ю. Определение деловой репутации компании методом опционов / В.Ю. Лишхия // Финансовая газета. - 2001.—№18. - C. 23-27.
48 Макеева Н. Деловая репутация фирмы / Н. Макеева // Расчет. - 2007.— №1. - C. 2-5.
49 Орлов А. Деловая репутация - категория комплексная / А. Орлов // Рынок ценных бумаг. - 2004.—№11. - C. 35-39.
50 Панченко Т. отражение деловой репутации при приобретении предприятия как имущественного комплекса / Т. Панченко // Финансовая газета. - 2005.—№21. - C. 5-10.
51 Пешкова О.А. Защита деловой репутации и других нематериальных благ юридических лиц / О.А. Пешкова // Правовые вопросы. - 2005.—№1. - С. 18-25.
52 Просвирина И.И. Категория гудвилла в практике учета и оценки / И.И. просвирина // Финансовый менеджмент. - 2006.—№1. - С. 21-25.
53 Сальникова Л. Цена деловой репутации / Л. Сальникова // Практическая бухгалтерия. - 2005.—№11. - С. 25-32.
54 Самсонов В. Как оценить гудвилл / В. Самсонов. С. Харченко // Финансовый директор. - 2004.- №2. - С. 9-15.
55 История компании [Электронный ресурс]:// Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». - Режим достуnа:https://www.rosneft.ru/about/history/
56 «Роснефть» сегодня [Электронный ресурс]: // Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». - Режим доступа:https://www.rosneft.ru/about/Glance/
57 Корпоративное управление [Электронный ресурс]: // Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». - Режим доступа: https://www.rosneft.ru/governance/
58 Реализация инвестиционной программы в 2014 г. [Электронный
ресурс] / ПАО «НК «Роснефть». - Режим доступа:
http://www.rosneft.ru/docs/report/2014/2014/investment.html.
59 Общие сведения о ПАО «НК «Роснефть» [Электронный ресурс]:
официальный сайт компании—Режим доступа:
https://www.rosneft.ru/business/Upstream/Overview/
60 Устав публичного акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть» (новая редакция) с изменениями: №1 (утверждены Общим собранием акционеров 15.06.2016, Москва [Электронный ресурс] : Устав и внутренние документы // Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть». - Режим доступа: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/rosneft_charter(2).pdf
61 Хапасы и ресурсы ПАО «НК «Роснефть» [Электронный ресурс]:
официальный сайт компании—Режим доступа:
https://www.rosneft.ru/business/Upstream/Reserves/
62 Анализ руководством финансового состояния и результатов деятельности компании за 12 месяцев 2013 г. // ОАО «НК «Роснефть». - Москва, 2013.
63 Аудиторское заключение ПАО «НК «Роснефть» за 2015 год
[Электронный ресурс]: официальный сайт компании—Режим доступа±Цр://кдо.гсЬ.ги/2015/otchet/mrsksib-ar2014-rus.pdf
64 Годовой отчет ОАО «НК «Роснефть» за 2014 год // ОАО «Роснефть». - Москва, 2015.
65 Анализ руководством финансового состояния и результатов деятельности компании за 12 месяцев 2014 г. // ОАО «НК «Роснефть». - Москва, 2014.
66 Электронная версия годового отчета за 2015 год [Электронный
ресурс]: Отчетность и презентации //Официальный сайт ПАО «НК «Роснефть».- Режим доступа:
https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/a_report_2015.pdf
67 Ковалев, А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия - изд. 4-е, исправл. и доп. / А.И. Ковалев , В.П.Привалов - М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.-600 с.
68 Cавицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс.—4-е изд., испр.—М.: ИНФРА-М, 2007.—320 с.
69 Маркарьян Э.А. и др. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, СЭ. Маркарьян.— Ростов н/Д.: Феникс, 2008.—576 с.
70 Бригхем Ю. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2т. / Ю. Бригхем, Л. Гапенски / Пер. с англ. Под ред. В.В. Ковалева. - CDG.: Экономическая школа, 1997. - Т.1. - 498 с.
71 Бадокина Е. А. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие- Cыктывкар.: 2005. -143 с.