Введение 6
1 Теоретические аспекты использования товарно-материальных
запасов на предприятии 9
1.1 Понятие и сущность товарно-материальных запасов 9
1.2 Методы оценки товарно-материальных запасов 17
1.3 Система управления обеспеченностью товарно-материальными
запасами 24
2 Анализ использования товарно-материальных запасов на предприятии 33
2.1 Анализ обеспеченности предприятия товарно-материальными
запасами 33
2.2 Анализ эффективности использования товарно-материальных запасов 41
2.3 Анализ потребности предприятия в товарно-материальных запасах 46
3 Мероприятия повышения эффективности использования товарно¬материальных запасов предприятия 52
3.1 Снижение нормативов расхода товарно-материальных запасов 52
3.2 Экономия масел за счет их повторного использования 55
3.3 Направления по улучшению учета товарно-материальных запасов 59
Заключение 63
Список использованных источников 64
Оказание качественной транспортной услуги требует использование надежного подвижного состава, поддержание которого в таком состоянии невозможно без материально-технического обеспечения. Организация материально-технического обеспечения на автотранспортном предприятии играет важную роль. Она должна обеспечивать производство необходимыми материальными ресурсами, осуществлять контроль за их потреблением и использованием. Отличительной особенностью транспорта от других отраслей материального производства является то, что в результате транспортного процесса (перевозки) нового продукта в виде особой вещи не создается. Продукцией транспорта является сам материальный процесс перемещения грузов и пассажиров, осуществляемый при помощи транспортных средств. В результате транспортного процесса с перевозимыми грузами происходит особая материальная перемена - изменения их местонахождения в пространстве и во времени.
Одним из важных условий улучшения использования подвижного состава автомобильного транспорта, повышения его технической готовности является своевременное и бесперебойное обеспечение автотранспортного предприятия топливом, запасными частями, шинами, гаражным и ремонтным оборудованием. Горюче-смазочные материалы (ГСМ) являются одной из основных статей расходов при эксплуатации автотранспорта. Поступление ГСМ в организацию и их оприходование материально ответственным лицом осуществляется на основании документа, выписанного поставщиком. Поэтому немаловажно как можно лучше автоматизировать рабочее место бухгалтеров, диспетчеров и работников склада для наиболее удобной и точной и менее трудоемкой работы.
Актуальность данной работы состоит в том, что от рационального использования материально-технических средств зависит точное выполнение производственных показателей, лучшее использования подвижного состава, ритмичная работа предприятия, повышение производительности труда. Экономичное использование ресурсов, сокращение их расхода снижает себестоимость перевозок. Нормы расхода материалов закладывают основу для определения потребности в материалах на изготовление единицы продукции с последующим составлением плана закупки материальных ресурсов и выработки стратегии экономного расходования материальных ресурсов.
Проблема работы заключается в том, что большинство предприятий пренебрегают развитием материальной базы, обучением водителей практическим навыкам выявления причин и способам устранения перерасхода топлива и смазочных материалов, что ведет к стремительному росту затрат. Опытный водитель, владеющий навыками экономичного вождения автопоезда, может реально снизить расход топлива до 15%. Перерасход ресурсов происходит и по причине того, что на автотранспортных предприятиях в большинстве случаев отсутствуют современные системы контроля и экономии топлива, вследствие чего невозможно отследить нарушения водителя при движении автомобиля и его заправке. Отсутствие современных складов и механизированных складских площадок ведет к существенным потерям сырья и материалов из-за несоблюдения надлежащих условий их хранения. Эти потери списываются на издержки предприятия, что отражается на себестоимости.
Объектом исследования является Саянский филиал государственного предприятия Красноярского края «Дорожно-эксплуатационная организация», сокращенное фирменное название которого ГП «Край ДЭО» (АТП), основным видом деятельности которого является выполнение комплекса работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений.
Предметом исследования является организация обеспечения процесса материально-технического обеспечения и пути его совершенствования.
Целью работы является повышение эффективности использования товарно-материальных запасов Саянского филиала ГП «Край ДЭО».
Для выполнения поставленной цели следует выполнить задачи:
- раскрыть сущность товарно-материальных запасов (ТМЗ), методы их оценки;
- изучить систему материально-технического обеспечения предприятия;
- рассчитать важнейшие показатели обеспеченности предприятия материальными ресурсами;
- рассчитать потребность предприятия в ГСМ и автомобильных шинах;
- выявить основные проблемы рационального использования материальных ресурсов на предприятии;
- предложить мероприятия, повышающие эффективность использования ТМЗ и пути экономии материальных ресурсов, предупреждающие перерасход ГСМ.
В ходе решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и синтез, моделирование, классифицирование, методы сравнения и обобщения, метод абсолютных разниц, расчетный метод, метод укрупнения, вертикальный и горизонтальный анализ.
Первичной информацией для данного исследования послужили устав предприятия, отчет о финансовой деятельности, документация о материально-техническом снабжении и материальных затратах.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что ее выводы и предложенные мероприятия могут быть использованы Саянским филиалом ГП «Край ДЭО» в целях улучшения работы материально¬технического снабжения и более рационального использования ГСМ и автомобильных шин.
Производственный процесс на автотранспортном предприятии состоит из 3х стадий: обращение денежных средств, применение средств труда и выполнение работ и оказание услуг с их помощью. Главной особенностью автомобильного транспорта является отсутствие стадии готовой продукции. Контроль материальных ресурсов ведется службой материально¬технического снабжения.
Для улучшения учета, хранения и расхода товарно-материальных ценностей предприятию следует создать службу топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), входящую в состав производственного отдела.