Введение 6
1 Обзор конструкций винтовых забойных двигателей 9
1.1 Принцип действия и устройство винтового забойного двигателя 9
1.1.1 Двигателя для наклонно-направленного и горизонтального
бурения 9
1.1.2 Конструкции винтовых забойных двигателей типа Д 10
1.1.3 Анализ статистической информации 16
1.1.4 Факторы, влияющие на износ узлов и деталей 20
1.1.5 Характерные виды износа основных деталей 22
1.1.6 Рабочие органы винтового забойного двигателя 24
1.1.7 Опоры винтовых забойных двигателей 26
1.1.8 Подшипники скольжения в забойных двигателях 27
1.1.9 Подшипники качения в забойных двигателях 28
1.1.10 Сравнительная оценка осевых опор различных типов 29
1.2 Рабочий процесс винтового двигателя 30
1.3 Выводы 33
2 Анализ научно-технической информации 34
2.1 Обзор технической информации 34
2.2 Результат обзора технической информации 43
3 Расчеты основных параметров ВЗД 44
3.1 Техническое задание 44
3.1.1 Основные параметры винтовых забойных двигателей 45
3.1.2 Коэффициент полезного действия забойных двигателей 49
3.1.3 Рабочая характеристика забойного двигателя 50
3.1.4 Оценка технического уровня двигателя Д2-195 52
4 Проект и реализация 57
4.1 Техническое предложение 57
4.1.1 Описание предложения 57
4.1.2 Расчет модернизированного образца 5 9
4.1.2.1 Определение момента для поворота вала ротора 59
4.1.2.2 Расчет на соединение с натягом корпус-втулка 60
4.1.2.3 Расчет на срыв резиновой обкладки от стенок втулки 63
4.1.2.4 Расчет на прочность 64
4.2 Оценка технологичности 66
4.2.1 Оценка металлоемкости модернизированной конструкции 66
4.2.2 Оценка ресурса модернизированной конструкции 68
5 Экономическая часть 70
5.1 Определение стоимости нового образца 70
5.2 Определение общих затрат на ремонт забойного двигателя 71
5.3 Рентабельность внедрения нового двигателя 75
Заключение 77
Список используемой литературы 78
Модернизация парка так называемых «серийных» забойных двигателей, конструкции которых были созданы около сорока лет назад, является, пожалуй, наиболее актуальной проблемой современного отечественного бурения. На протяжении всей своей истории, забойный способ передачи вращения долоту занимал лидирующее положение в нашей стране. Именно винтовыми двигателями были разбурены основные нефтегазовые месторождения Западной Сибири и Урала-Поволжья. Этот вид бурения обеспечивал не менее 80 процентов общего объема проходки при строительстве скважин. Однако в настоящее время картина существенно меняется. На фоне общего снижения объемов бурения, заметно сокращается и доля проходки с использованием забойных двигателей как раз именно из-за довольно низкого ресурса серийных винтовых двигателей.
В последнее время существует ряд причин, на основании которых должна происходить интенсивная модернизация винтовых двигателей:
Для повышения технико-экономических показателей, таких как проходка, стали широко использовать обновленные
высокопроизводительные шарошечные долота с герметизированными маслонаполненными опорами как Российского производства, так и зарубежных производителей, которые нацелены на эффективную работу при заниженных частотах циркуляции.
Для повышения технико-экономических показателей проходки наклонно-направленных и горизонтальных стволов все больше стали применять системы телеметрические, которые эффективны в тандеме с двигателями гидравлическими.
Цель бакалаврской работы - увеличение надёжности и долговечности винтовых забойных двигателей, увеличение работоспособности и прочности резиновой обкладки статора. Для достижения цели необходимо решить задачи: изучить конструкцию оборудования, материалы, рассмотреть возможность применения более современных модернизированных, усовершенствованных материалов в оборудовании.
Модернизация имеющихся серийно выпускаемых двигателей непосредственно в цехах капитального ремонта рабочих пар. В сочетании с высоким уровнем технологичности ремонтных работ, позволяет добиться значительного увеличения ресурса двигателей в целом.
Следует отметить, что никакая модернизация не заменит необходимости создания новых конструкций винтовых двигателей для бурения скважин. Однако высокий уровень технологичности изготовления, обслуживания и ремонта предоставляет сервисным организациям возможность улучшить характеристики эксплуатационные собственных винтовых забойных двигателей без больших затрат на капитальные вложения.
В результате проделанной работы были проанализированы статические данные в области надежности и работоспособности винтовых забойных двигателей. На стадии анализа определены характерные причины отказов забойных двигателей, что позволило разработать меры по повышению ресурса работы двигателей в целом.
В работе разработано техническое предложение по модернизации двигательной секции, которое позволяет увеличить срок службы забойного двигателя вдвое и сэкономить при этом на ремонтных работах более 6-ти миллионов рублей за год.
1 Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя в трёх томах / В. И. Анурьев - М: Машиностроение, 1979 год - 1864с.
2 Багремов Р.А. Буровые машинные комплексы, Учебник для вузов. - М.: Недра, 1988 - 501с. 3. Коваленко В.И., Холодов А.Н. Оборудование для очистки и приготовления буровых растворов. - М.: Недра 1992 - 74с.
3 Булатов А.И. Пеньков А.И. Проселков Ю.И. Справочник по промывке скважин. Справочное пособие - М.: Недра, 1984 год - 317 с.
4 Лобкин А.Н. Обслуживание и ремонт буровых установок: Учебное пособие для учащихся профтехобразования и рабочих на производстве. - М.: Недра, 1985. - 320с.
5 Ильевский А.Л. Буровые машины и механизмы / А.Л. Ильский - М: Недра, 1880 год - 391с.
6 Ильевский А.Л. Миронов Ю.В. Чернобыльский А.Г. Расчет бурового оборудования. Учеб. пособие для вузов. - М: Недра, 1985 - 452с.
7 Муравенко В.А. Муравенко А.Д. Буровые машины и механизмы в двух томах. Справочно-информационное издание - М: Недра, 2002 год - 520 с.
8 Макушкин, Д.О. Расчет и конструирование машин и оборудования нефтяных и газовых промыслов./Д.О. Макушкин.- Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2005.
9 Писаренко Г.С. Справочник по сопротивлению материалов / Г. С. Писаренко - Киев: Нукова Думка - 1975год - 704с.
10 Симонянц С.Л. Проблемы модернизации турбинного бурения. Тюмень: Вектор-Бук, 2003. 136 с.
11 Иоанесян Ю.Р., Попко В.В., Симонянц С.Л. Конструкции и характеристики современных турбобуров. М.: ВНИИОЭНГ, 1986