ВВЕДЕНИЕ
1 Концепция формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого
бизнеса 6
1.1 Роль малого бизнеса в развитии экономики России 6
1.2 Сущность, стратегия и тактика конкурентной борьбы малого
бизнеса 15
1.3 Методы и способы ведения конкурентной борьбы предприятиями
малого бизнеса 25
2 Формирование методических подходов построения модели
конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса 33
2.1 Аналитический инструментарий исследования маркетинговой среды
организации малого бизнеса 33
2.2 Методические подходы оценки конкурентоспособности организации
малого бизнеса 44
2.3 Разработка модели конкурентной борьбы предприятий сферы малого
бизнеса 56
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. Многие организации малого бизнеса при выходе на рынок сталкиваются с проблемой конкуренции, в условиях которой сложно выжить и развиваться. Вследствие чего, новички рынка, не имея подходящей им модели конкурентной борьбы, уходят с него, не справившись с более опытными организациями малого бизнеса, крупными организациями и товарами иностранных предприятий.
Но не только новички сталкиваются с проблемой определения главных своих конкурентных преимуществ и успешного конкурентного поведения. Организациям сферы малого бизнеса, существующим на рынке продолжительное время, не удаётся сформировать модель конкурентной борьбы. Такой бизнес не имеет большой разницы от вложенных в деятельность фирмы средств до получаемой прибыли. Такие предприятия постепенно изживают себя и гаснут, набирая множество кредитов и вводя себя в состояние банкротства.
Это подтверждает статистическая информация по количеству субъектов малого бизнеса в России, таким образом в 2015 году количество субъектов малого предпринимательства составляло 242,6 тыс., а уже в 2016 году их количество сократилось на 69,8 тыс., то есть на конец 2016 года в России число малых предпринимательств было 172,8 тыс. субъектов.
Конечно, данные статистики основаны не только на проблеме конкурентного поведения, но такая проблема существует, что и обуславливает необходимость разработки данного исследования.
Экономика рынка и развитие новых форм хозяйствования создают для малых предприятий множество проблем, среди которых можно выделить отсутствие особенностей для формирования конкурентного поведения малого предпринимательства.
Наблюдающиеся во многих странах постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения обуславливают необходимость формирования в структуре малого бизнеса особенностей, которые помогут предпринимателям сформировать собственную модель конкурентного поведения, способную определить главные конкурентные преимущества и помочь занять своё место на рынке.
Острота конкурентной ситуации определяется общей насыщенностью рынка, пересечением зон деятельности предприятий. Поэтому перед малым бизнесом стоит непростая задача - грамотно разработать собственную стратегию конкурентной борьбы.
Степень научной разработанности проблемы. Различные подходы к анализу и оценке конкурентной среды, включая понятия конкуренции, формирование и оценку конкурентоспособности, выявление ключевых факторов успеха предприятия и анализ конкурентов отражены в работах отечественных ученых: Г.Л. Азоев, А.П. Челенков, А.Ю. Юданов, И.В. Долгова, Н.В. Швейко, Ю.Б. Рубин, В.В. Шустов, Бачуриной С.С., Бирмана Л.А., Владимировой И.Л., Грязновой А.Г., Горшкова Р.К., Гумбы Х.М., Дмитриева А.Н., Клейнера Г.Б., Колоколова В.А., Кузнецовой С.А., Лукмановой И.Г., Мазура И.И.
Среди зарубежных авторов следует отметить работы таких ученых, как: М. Портер, Ф. Котлер, Д. Коллис, Р. Урсе, А. Чадлер, А. Бергер, И. Ансофф, Й. Шумпетер, А. Пигу, А. Томпсона, А.ДЖ. Стрикленд, Г. Минсберг, Дж. Кейнс, С. Гошал.
Тема магистерской диссертации: Особенности формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса
Цель МД: Разработать особенности формирования модели конкурентной борьбы для организаций сферы малого бизнеса, обеспечение функционирования выявленных особенностей путем практического применения с последующей оценкой их эффективности..
Объект МД: Организации сферы малого бизнеса города Красноярска и Красноярского края.
Предметом МД: Особенности для формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса.
Задачи МД:
— Рассмотреть роль малого бизнеса в развитии экономики России;
— Определить сущность, стратегию и тактику конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса;
— Рассмотреть методы ведения конкурентной борьбы малым бизнесом;
— Сформировать инструментарий для анализа маркетинговой среды для организаций малого бизнеса;
— Разработать особенности формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса;
— Обеспечить функционирование разработанных особенностей посредством практического применения в организацию малого бизнеса и оценки их эффективности.
Научная новизна: Научная новизна заключается в разработке особенностей формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса, определении критериев оценки конкурентоспособности субъектов малого бизнеса и формировании перечня маркетинговых инструментов для построения модели конкурентной борьбы предприятий малого бизнеса.
В ходе прохождения производственной практики был проведен анализ малого бизнеса в городе Красноярск, результатами которого стало следующее заключение: малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в переходный период. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость.
Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, малый бизнес имеет ряд достоинств:
- сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
- массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
- ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
- мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
- быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
- способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
- коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
- быструю адаптацию на внешнем рынке;
- углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
- значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.
Наряду с достоинствами малому бизнесу присущи и некоторые недостатки. Это:
- более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
- высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
- сосредоточенность малого бизнеса в крупных городах (Практически невозможно создать и развивать малый бизнес в небольшом населенном пункте или городе, где работает только одно крупное предприятие. Если мастерская по ремонту обуви, одежды или бытовой техники в крупном населенном пункте может приносить заметную прибыль, то в небольшом городе, вероятнее всего, подобный бизнес будет рентабельным, но не слишком прибыльным);
- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
- трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
- неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Малому бизнесу сложно успешно конкурировать по всем направлениям своей деятельности — от себестоимости и качества своей продукции, до рекламы и сервисного обслуживания. Однако малому бизнесу вполне по силам выбрать один или два аспекта, которые являются его наиболее сильной стороной его деятельности и которые станут его конкурентным преимуществом.
К стратегии фронтальной атаки могут прибегать только крупные бизнесы с достаточно прочными позициями на рынке.
Стратегии набегов, фланговой атаки позволяют не распылять ресурсы, а достичь конкурентных превосходств на важном направлении. Как правило, малому бизнесу лучше остановить свой выбор на стратегии набегов. По мере роста малого бизнеса и укреплений его позиций на рынке можно сменить стратегию.
Пассивные стратегии конкурентной борьбы (за исключением франчайзинга, но только с надежной, устойчивой на рынке компанией) не носят для малого бизнеса устойчивого характера. И, рано или поздно, малому бизнесу придется прибегнуть к упреждающим стратегиям.
Какую бы стратегию не выбрал малый бизнес, стратегия и тактика конкурентной борьбы должны быть неразделимы и тактика должна вытекать из стратегии.
1. Административно-управленческий портал «Aup.ru»
[Электронный ресурс]. - Стратегический менеджмент. Режим доступа: [http: //www.aup .ru/books/m24/].
2. Академия рынка: маркетинг. - М.: Экономика, 1993. -210с.
3. Алешина, И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров/ И.Алешина; - М., 1997. -198с.
4. Амблер, Т. Практический маркетинг/Т.Амблер; - СПб: Питер, 1999. -230с.
5. Анисимов А.В., Апопченко Т.Ю., Савон Д.Ю. Экологический менеджмент, Изд-во КноРус, 2013 г.
6. Афанасьев, М. Корпоративное управление глазами директората / М. Афанасьев // Вопросы экономики, - 2004. - № 5. - С.23-36
7. Байетт, Д.Г. Путеводитель по царству мудрости: Лучшие идеи мастеров управления: пер. с англ. / Д.Г. Байетт, Д.Т. Байетт. - М.: ЗАО «ОлимпБизнес», 2002. - 416 с.;
8. Байетт, Д.Г. Путеводитель по царству мудрости: Лучшие идеи мастеров управления: пер. с англ. / Д.Г. Байетт, Д.Т. Байетт. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. - 416 с.;
9. Баканов, М., Ващекин, Н. Информационное обеспечение коммерческой деятельности / М. Баканов, Н. Ващекин // Маркетинг, - 1996. - № 3. - С.43-56.
10. Балдоржиев, Д.Д. Экономическая теория: Учеб.пособие / Д.Д. Балдоржиев.- Смоленск, 2012. - 396 с.
11. Безопасность жизнедеятельности: учеб.- метод. Пособие к лаборат. И практ. Работам / В.А. Моисеев, Н.И. Чепелев; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2005. - 258с.
12. Белецкая, И.И. Конкурентоспособность в ее современной трактовке // Актуальные проблемы экономики. - 2004. - №10(40);
13. Белецкая, И.И. Конкурентоспособность в ее современной трактовке //Актуальные проблемы экономики. - 2004. - №10(40);
14. Белов Г.В. Экологический менеджмент предприятия: учебное пособие, изд-во Логос, 2006, 240 с.
15. Библиотека «Корпоративный менеджмент» [Электронный ресурс]. - Маркетинг. Режим доступа:
[http: //www.cfin.ru/marketing/goldkat/1.shtml].
16. Бобков А.Л., Бобков Л.В. Экономия ресурсов как фактор повышения конкурентоспособности промышленности России. — М.: Дашков и К , 2010. — 147 с.
17. Бодренко, О.Н. Планирование продвижения товара на рынок / О.Н. Бодренко // Маркетинг, - 2001. -№ 8. - С.14-21.
18. Болт, Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом/Г.Дж. Болт; - М.: Экономика,- 1991. -120с.
19. Борисов, Е. Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е. Ф. Борисов. - М.:Юрайт - Издат, 2009. - 316 с.
20. Борисов, С. Конкурентоспособность и малый бизнес // Бизнес- эурнал. -2005. - № 6;
21. Борисов, С. Конкурентоспособность и малый бизнес // Бизнес- эурнал. -2005. - № 6;
22. Брулев, Е.С Управление конкурентоспособностью предприятий. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. экон. ун-та, 2006, - 425 с.;
23. Брулев, Е.С Управление конкурентоспособностью предприятий.Екатеринбург: Изд-во Урал.гос. экон. ун-та, 2006, - 425 с.;
24. Васильев, Г. А. Рекламный маркетинг: [учебное пособие] / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. - Москва: Вузовский учебник, 2011. - 274 с.
25. Вачугов, Д.Д. Основы менеджмента: Учеб.для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березина, Н.А. Кислякова и др. - М.: Высшая школа, 2003. -276 с.;
26. Вачугов, Д.Д. Основы менеджмента: Учеб.для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е.Березина, Н.А. Кислякова и др. - М.: Высшая школа, 2003. - 276 с.;
27. Ващекин, Н. О системе маркетинговой информации / Н. Ващекин // Маркетинг, - 1996. - № 1. - С.8-14.
28. Гермагенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. -М.: Русспартнер, 2004.
29. Гладких, И. В. Маркетинг: кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ / С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. менеджмента; [под.ред. И. В. Гладких]. - 2-е издание. - Санкт-Петербург: Высшая школа менеджмента, 2010. - 339 с.
30. Глинн Дж., Маркова В., Перкинс Д. Стратегия бизнеса, 2-е изд — Новосибирск: ИЭиОПП СО PAH. CanterburyBusinessSchool, 2012.
31. Глушаков, В.Е. Маркетинг: поиск, создание, удержание и развитие взаимоотношений с клиентами: (идеи, решения, советы) / В. Е. Глушаков. - Минск: Издательский центр БГУ, 2011. - 109 с.
32. Глущенко И.И. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия. - М.: АПК и НПРО, 2011. - 128 с.
33. Голубков Е.П. Основы маркетинга. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2009
34. Горегляд, В.П. Инновационный путь развития / В.П. Гореглядов // Эко. -2005. - №12. - с.20-22;
35. Горегляд, В.П. Инновационный путь развития / В.П. Гореглядов// Эко. -2005. - №12. - с.20-22;
36. Грани конкурентоспособности: государство, регион,
предприятие, товар / Под ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: СИБПРИНТ, 2008. — 186 с.
37. Гремяченская, М.А. Проблемы технико-экономического обоснования инвестиционных проектов / М.А. Гремяченская, О.В.
Мяснянкина// Вестник Воронежского государственного технического университета. -2009. - Т. 5. - № 1
38. Данилина, А. Управление сбытом продукции / А. Данилина// Российская экономика,-2002 - № 9. - С.23-29.
39. Данько Т. П. Управление маркетингом: Учебник. - 2-е изд.
40. Данько, Т. П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: учебник: [для студентов высших учебных заведений] / Т. П. Данько, М. П. Голубев. - Москва: ИНФРА-М, 2011. - 414 с.
41. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. /Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Карпуревского. СПб.: Питерком, 2009
42. Еляков, А.Д. Современная информационная революция / А.Д. Еляков //Социс, -2004 - № 8. - С. 6-11.
43. Емельянова Л.А. Психология конкуренции и конкурентоспособности. — М.: Изд-во МГОУ, 2008. — 441 с.
44. Жарников Д. С. Маркетинговые коммуникации: учебник: [для студентов высших учебных заведений / Д. С. Жарников и др.; под ред. И. Н. Красюк]. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 270 с.
45. Журавлева, Е.Л. Управление конкурентоспособностью //Региональная экономика. - 2007. - № 8(47)
46. Журавлева, Е.Л. Управление конкурентоспособностью //Региональная экономика. - 2007. - № 8(47)
47. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления
48. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие. -М.: Инфра-М, 2001.
49. Закон Азербайджанской Республики «О государственной помощи малому предпринимательству», 04.06.1999;
50. Иванов С.В. Оценка и формирование конкурентоспособности системы управления компанией : монография. — Калининград: Аксиос, 2008.— 127 с.
51. Инновация и конкурентоспособность предприятий: [инновации: компетенции, организационный механизм, стратегия, бизнес-модель, ресурсы, культура] / Под ред. Н.А. Кравченко. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2010. — 322 с.
52. Йеннер, Т. Маркетинговое планирование / Томас Йеннер; [пер. с нем. О. А. Шипиловой; науч. ред. О. С. Абрамовой]. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2010. - 274 с.
53. Калюжнова, Н. Я. Маркетинг: общий курс: учебное пособие: [для студентов высших учебных заведений] / под ред. Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона. - 4-е издание, стереотипное. - Москва: Омега-Л, 2010. - 474 с.
54. Карпова, С. В. Практикум по международному маркетингу: [учебное пособие для студентов] / С. В. Карпова; Фин. акад. - Москва: КНОРУС, 2010. - 198 с.
55. Кеворков, В. В. Практикум по маркетингу: [учебное пособие для студентов] / В. В. Кеворков, Д. В. Кеворков. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: КноРус, 2010. - 541 с.
56. Кержановский, Л. Коммуникации на предприятии / Л. Кержановский // Вопросы экономики, -2002. - № 4. - С.6-12.
57. Китова, О.В. Управление эффективностью маркетинга: методология и проектное моделирование: учебное пособие: [для студентов высших учебных заведений] / О. В. Китова; Федерал.агентство по образованию, ГОУ ВПО «Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова». - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 326 с.
58. Клименко Т.В. Качество и конкурентоспособность в системе управления предприятием. — М.: Изд-во РЗИТЛП, 2008. — 149 с.
59. Кныш М. И. Конкурентные стратегии: - Спб, 2008. - 284 с.
60. Князева И.В. Антимонопольная политика в России - М.: "Эксмо" 2009
61. Кожевников, Н.Н. основы антикризисного управления предприятиями:учеб.пособие для студентов вузов / Н.Н. Кожевников, Е.И. Борисов, А.Г.Зубкова и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -276 с.;
62. Косолапова М.В., Свободин В.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник,М. 2011
63. Косолапова М.В., Свободин В.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник , М. 2011
64. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. -СПб.: Питерком, 2009.
65. Котлер, Ф. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе / Филипп Котлер, АйвенСетиаван, ХермаванКартаджайя; пер. с англ. А. Ю. Заякина. - Москва: Альпина Бизнес Букс: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 223 с.
66. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент/Ф. Котлер; - СПб: Питер Ком, - 1999. -234с.
67. Котлер, Ф. Маркетинг от А доЯ: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер; пер. с англ.: [Т. В. Виноградова, А. А. Чех, Л. Л. Царук; ред. М. Суханова]. - Четвертое издание. - Москва: Альпина Паблишер, 2012. - 209 с.
68. Котлер, Ф. Основы маркетинга/Ф. Котлер; - М.: Прогресс, - 1993. -136с.
69. Кошелева Т.Н. Стратегия развития малого инновационногопредпринимательства. - СПБ: ГУАП, 2009.
70. Кравцова, А.С. Рекламная стратегия фирмы / А.С. Кравцова//Социс-2005, - № 2. - С.9-15.
71. Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства): учебник / Н.Ю.Круглова. - М.: КНОРУС, 2010. - 544 с.
72. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг М.Г. Теория и 85 ситуаций. М.: ЮНИТИ-Дана, 2009,
73. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник/Л.М. Куликов. - М.: ТК.Велби, Издательство Проспект, 2010. - 432с.
74. Лайдинов Н.В. Предварительное тестирование рекламной продук-ции//Маркетинг в России и за рубежом. 2001, №5.
75. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/ Пер. с фр. СПб.: Наука, 2006
76. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Маркетинговые стратегии для российских компаний. - М.: ГУ ВШЭ, 2014. - 184 с.
77. Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. - М.: Юрайт-М, 2003. - 224 с.;
78. Магомедов М.Д., Алексейчева Е.Ю., Костин И.Б. Экономика организации (предприятия), 2017
79. Магомедов М.Д., Алексейчева Е.Ю., Костин И.Б. Экономика организации(предприятия), 2013
80. Макконнел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. - М.: Республика, 2010. - 799 с.
81. Мальцев А. А. Маркетинг: теория и практика: Учеб.пособие
82. Маркетинг / Р.Б. Ноздрева, Г. Д. Крылова, М. И. Соколова, В.Ю. Грачев. - М.: Юристъ, 2000. -345с.
83. Маркетинг журнал «4Р» [Электронный ресурс]. - Трудности маркетинга услуг и способы их преодоления. Режим доступа: [http: //4p.ru/main/theory/151870/? sphrase_id=3990070].
84. Маркетинг. - М.: Издательство МГУК,- 1999. -220с.
85. Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика"", 2009. - 362с.
86. Маршалл А. Принципы экономической науки, т. 1. Пер. с англ.
87. Марычев Н. Двигатель торговли // Журнал «Нижегородский бизнес» №8(08) 2013. — С. 76—77с.
88. Международный маркетинг: Учеб.пособие / Н.И.Перцовский,И.А.Спиридонов, С.В.Барсукова; Под ред. Н.И.Перцовского
89. Методические основы оценки конкурентоспособности в малом бизнесе с целью ее повышения / Под общ. ред. В.А. Романова. — Шахты (Ростовская обл.): Изд-во ЮРГУЭС, 2008. — 158 с.
90. Минченкова О.Ю. Повышение конкурентоспособности организации на основе управления знаниями. — М.: Изд-во ГУУ, 2008. — 222 с.
91. Моисеева Н. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы / Н.Моисеева, М.Конышева // Маркетинг
92. Молочников Н.Р., Пономарева Т.Г. Развитие многоуровневой конкурентоспособности. — СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008. — 97 с.
93. Мукосеев Д.В. Экономическая сущность и критерии определения малого предпринимательства Мукосеев Д.В. Экономическая сущность и критерии определения малого предпринимательства// Современные научные исследования и инновации. 2012.
94. Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности.Учебное пособие/В.М. Набатников. - Ростов-на Д.: Феникс, 2011 - 256 с.
95. Нагапетьянц, Н. А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие: [для студентов высших учебных заведений / Н. А. Нагапетьянц и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н. А. Нагапетьянца. - Второе издание, переработанное и дополненное. - Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 280 с.
96. Образцова О.И. Статистика предприятий и бизнес-статистика: учебное пособие, СПБ 2011
97. Образцова О.И. Статистика предприятий и бизнес-статистика: учебноепособие, СПБ 2011
98. Ожегов С.И. и Шведкова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
99. Онофрейчук, О.Д. Реклама, как средство продвижения товара/О.Д. Онофрейчук// Вопросы экономики, -2004. - № 5. - С.21-27.
100. Охрана труда: учебник / Девисилов В.А. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум, 2009. - 496 с.
101. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности/ А.П. Панфилова; - СПб, -1999. -277с.
102. Петров А.Н. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2007.
103. Печенкин А. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А.Печенкин, В.Фомин // Маркетинг. - 2010. - N 2.
104. Попадюк Т.Г. Конкурентоспособность в новой экономике: вопросы управления. — М.: МГСУ, 2008. — 200 с.
105. Попов Е. Актуальные вопросы маркетинга // Маркетинг. - 2011
106. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2009.
107. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ - М.: Издательский дом
108. Портер М.Ю. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов : «Альпина Паблишер», 2011. — 454 с
109. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
110. Практический маркетинг. Кн.4. Общение с вашими потребителями: Учеб.пособие. М.: Междунар.ин-т менеджмента, 2000
111. Пурсик В.М., Тулиева Н.И. Маркетинг: ключ к успеху. М.: Русь- Инфо, 2001
112. Решетько Н.И. Разработка методических подходов к выбору конкурентной стратегии развития предпринимательских структур. Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 29 ноября 2017г.: Часть 18. Тамбов, 2017.
113. Решетько Н.И. Разработка методических подходов к выбору конкурентной стратегии развития предпринимательских структур. Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по мат- ламМеждунар. науч.-практ. конф. 29 ноября 2013 г.: Часть 18. Тамбов, 2013.
114. Решетько Н.И. Функции и уровни управления конкурентоспособностью предпринимательских структур. Сборник научных трудов по материалам 94 международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы образования и науки», Тамбов, 30 декабря 2017 г.
115. Решетько Н.И. Функции и уровни управления конкурентоспособностьюпредпринимательских структур. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы образования и науки», Тамбов, 30 декабря 2013 г.
116. Росситер Дж. Р., Персли Л. Реклама и продвижение товаров: пер. с англ. / Под ред. Л.А. Волковой. СПб.: Питер, 2001 Попов Е.В.
117. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. Ред. Г.Я.Кипермана
118. Сафиуллин Н.З., Сафиуллин Л.Н. Конкурентоспособность: теория и методология. — Казань: Центр инновационных технологий, 2008. — 162 с.
119. Сендидис, Ц., Френбейгер В., Родцолл К. Реклама: теория и практика. -М.:Пргресс, 2008.
120. Спиридонов И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА
121. Степанов Л.В. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка. — Воронеж: Научная книга, 2010. — 203 с.
122. Степусь А.Ф. Система обеспечения ценностной конкурентоспособности предприятия. — Ижевск: Удмуртский ун-т, 2008. — 227 с.
123. Сурнина Е.А., Иванова В.А. Исследование методов оценки конкурентоспособности товара и разработка модели для управления конкурентоспособностью. — Екатеринбург; Ижевск: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2009. — 88 с.
124. Томпсон, А.А., Стрикленд, А.Дж. Стратегический менеджмент. /
A. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд - М.: Вильямс, 2009. - 307с.
125. Ултургашева О.Г. Приоритетные стратегии
конкурентоспособности предприятий. — Красноярск: Изд-во Красноярского гос. аграрного ун-та, 2008. — 199 с.
126. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. - Спб.: Питер, 2009.
127. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации
128. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 26.07.2017)
129. Ферару Г.С. Экологический менеджмент, Изд-во Феникс, 2012 г.
130. Филобокова Л.Ю. Обоснование концепции рыночной устойчивости и конкурентоспособности малого предпринимательства. — Ростов-на-Дону: РИНХ, 2008. — 191 с.
131. Фомин, П.Б. Учет факторов неопределенности и рисков в технико-экономическом обосновании инновационных проектов / П.Б. Фомин, В.З.Черняк // Экономика и предпринимательство. - 2013.
132. Фомин, П.Б. Учет факторов неопределенности и рисков в техникоэкономическом обосновании инновационных проектов / П.Б. Фомин,
B. З. Черняк // Экономика и предпринимательство. - 2017.
133. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка.-М.: Финансы и статистика, 2010. - 528с.
134. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование
135. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие / Г.И. Шепеленко. - Ростов- на-Дону. - Москва: Феникс: МарТ, 2010
136. Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие / Г.И. Шепеленко. - Ростов- на-Дону. -Москва: Феникс: МарТ, 2010
137. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993;
138. Эванс, Дж. М., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 2007
139. Экономика: Учебник / Под ред. Р.П. Колосовой. - М.: Норма, 2011. - 345 с.
140. Экономика: Учебное пособие / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2009.- 896 с.
141. Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. - Библиотека маркетолога. Режим доступа: [http://www.marketing.spb.ru/].
142. Hill C. W. L., Jones G. R. Strategic Management.Boston: HonghtonMcfflin Co,1992.
143. Meffert H. Marketing: Grundlagen der Absatzpolitik.Wiesbaden: Gabler, 1993;
144. Mercer D. Marketing.Oxford,UK: Blackwell Pb., 1992;
145. The Journal of Public Sector Management «Optimum» [Электронный ресурс]. -Marketing in government. Режим доступа: [http://www.optimumonline.ca/pdf728-4/marketing.pdf].
146. Thompson A. A., Strickland A.I. SrategicManagement.Homewoodll.: IrwinInc., 1990.