Особенности формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса
|
ВВЕДЕНИЕ
1 Концепция формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого
бизнеса 6
1.1 Роль малого бизнеса в развитии экономики России 6
1.2 Сущность, стратегия и тактика конкурентной борьбы малого
бизнеса 15
1.3 Методы и способы ведения конкурентной борьбы предприятиями
малого бизнеса 25
2 Формирование методических подходов построения модели
конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса 33
2.1 Аналитический инструментарий исследования маркетинговой среды
организации малого бизнеса 33
2.2 Методические подходы оценки конкурентоспособности организации
малого бизнеса 44
2.3 Разработка модели конкурентной борьбы предприятий сферы малого
бизнеса 56
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Концепция формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого
бизнеса 6
1.1 Роль малого бизнеса в развитии экономики России 6
1.2 Сущность, стратегия и тактика конкурентной борьбы малого
бизнеса 15
1.3 Методы и способы ведения конкурентной борьбы предприятиями
малого бизнеса 25
2 Формирование методических подходов построения модели
конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса 33
2.1 Аналитический инструментарий исследования маркетинговой среды
организации малого бизнеса 33
2.2 Методические подходы оценки конкурентоспособности организации
малого бизнеса 44
2.3 Разработка модели конкурентной борьбы предприятий сферы малого
бизнеса 56
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. Многие организации малого бизнеса при выходе на рынок сталкиваются с проблемой конкуренции, в условиях которой сложно выжить и развиваться. Вследствие чего, новички рынка, не имея подходящей им модели конкурентной борьбы, уходят с него, не справившись с более опытными организациями малого бизнеса, крупными организациями и товарами иностранных предприятий.
Но не только новички сталкиваются с проблемой определения главных своих конкурентных преимуществ и успешного конкурентного поведения. Организациям сферы малого бизнеса, существующим на рынке продолжительное время, не удаётся сформировать модель конкурентной борьбы. Такой бизнес не имеет большой разницы от вложенных в деятельность фирмы средств до получаемой прибыли. Такие предприятия постепенно изживают себя и гаснут, набирая множество кредитов и вводя себя в состояние банкротства.
Это подтверждает статистическая информация по количеству субъектов малого бизнеса в России, таким образом в 2015 году количество субъектов малого предпринимательства составляло 242,6 тыс., а уже в 2016 году их количество сократилось на 69,8 тыс., то есть на конец 2016 года в России число малых предпринимательств было 172,8 тыс. субъектов.
Конечно, данные статистики основаны не только на проблеме конкурентного поведения, но такая проблема существует, что и обуславливает необходимость разработки данного исследования.
Экономика рынка и развитие новых форм хозяйствования создают для малых предприятий множество проблем, среди которых можно выделить отсутствие особенностей для формирования конкурентного поведения малого предпринимательства.
Наблюдающиеся во многих странах постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения обуславливают необходимость формирования в структуре малого бизнеса особенностей, которые помогут предпринимателям сформировать собственную модель конкурентного поведения, способную определить главные конкурентные преимущества и помочь занять своё место на рынке.
Острота конкурентной ситуации определяется общей насыщенностью рынка, пересечением зон деятельности предприятий. Поэтому перед малым бизнесом стоит непростая задача - грамотно разработать собственную стратегию конкурентной борьбы.
Степень научной разработанности проблемы. Различные подходы к анализу и оценке конкурентной среды, включая понятия конкуренции, формирование и оценку конкурентоспособности, выявление ключевых факторов успеха предприятия и анализ конкурентов отражены в работах отечественных ученых: Г.Л. Азоев, А.П. Челенков, А.Ю. Юданов, И.В. Долгова, Н.В. Швейко, Ю.Б. Рубин, В.В. Шустов, Бачуриной С.С., Бирмана Л.А., Владимировой И.Л., Грязновой А.Г., Горшкова Р.К., Гумбы Х.М., Дмитриева А.Н., Клейнера Г.Б., Колоколова В.А., Кузнецовой С.А., Лукмановой И.Г., Мазура И.И.
Среди зарубежных авторов следует отметить работы таких ученых, как: М. Портер, Ф. Котлер, Д. Коллис, Р. Урсе, А. Чадлер, А. Бергер, И. Ансофф, Й. Шумпетер, А. Пигу, А. Томпсона, А.ДЖ. Стрикленд, Г. Минсберг, Дж. Кейнс, С. Гошал.
Тема магистерской диссертации: Особенности формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса
Цель МД: Разработать особенности формирования модели конкурентной борьбы для организаций сферы малого бизнеса, обеспечение функционирования выявленных особенностей путем практического применения с последующей оценкой их эффективности..
Объект МД: Организации сферы малого бизнеса города Красноярска и Красноярского края.
Предметом МД: Особенности для формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса.
Задачи МД:
— Рассмотреть роль малого бизнеса в развитии экономики России;
— Определить сущность, стратегию и тактику конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса;
— Рассмотреть методы ведения конкурентной борьбы малым бизнесом;
— Сформировать инструментарий для анализа маркетинговой среды для организаций малого бизнеса;
— Разработать особенности формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса;
— Обеспечить функционирование разработанных особенностей посредством практического применения в организацию малого бизнеса и оценки их эффективности.
Научная новизна: Научная новизна заключается в разработке особенностей формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса, определении критериев оценки конкурентоспособности субъектов малого бизнеса и формировании перечня маркетинговых инструментов для построения модели конкурентной борьбы предприятий малого бизнеса.
Но не только новички сталкиваются с проблемой определения главных своих конкурентных преимуществ и успешного конкурентного поведения. Организациям сферы малого бизнеса, существующим на рынке продолжительное время, не удаётся сформировать модель конкурентной борьбы. Такой бизнес не имеет большой разницы от вложенных в деятельность фирмы средств до получаемой прибыли. Такие предприятия постепенно изживают себя и гаснут, набирая множество кредитов и вводя себя в состояние банкротства.
Это подтверждает статистическая информация по количеству субъектов малого бизнеса в России, таким образом в 2015 году количество субъектов малого предпринимательства составляло 242,6 тыс., а уже в 2016 году их количество сократилось на 69,8 тыс., то есть на конец 2016 года в России число малых предпринимательств было 172,8 тыс. субъектов.
Конечно, данные статистики основаны не только на проблеме конкурентного поведения, но такая проблема существует, что и обуславливает необходимость разработки данного исследования.
Экономика рынка и развитие новых форм хозяйствования создают для малых предприятий множество проблем, среди которых можно выделить отсутствие особенностей для формирования конкурентного поведения малого предпринимательства.
Наблюдающиеся во многих странах постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения обуславливают необходимость формирования в структуре малого бизнеса особенностей, которые помогут предпринимателям сформировать собственную модель конкурентного поведения, способную определить главные конкурентные преимущества и помочь занять своё место на рынке.
Острота конкурентной ситуации определяется общей насыщенностью рынка, пересечением зон деятельности предприятий. Поэтому перед малым бизнесом стоит непростая задача - грамотно разработать собственную стратегию конкурентной борьбы.
Степень научной разработанности проблемы. Различные подходы к анализу и оценке конкурентной среды, включая понятия конкуренции, формирование и оценку конкурентоспособности, выявление ключевых факторов успеха предприятия и анализ конкурентов отражены в работах отечественных ученых: Г.Л. Азоев, А.П. Челенков, А.Ю. Юданов, И.В. Долгова, Н.В. Швейко, Ю.Б. Рубин, В.В. Шустов, Бачуриной С.С., Бирмана Л.А., Владимировой И.Л., Грязновой А.Г., Горшкова Р.К., Гумбы Х.М., Дмитриева А.Н., Клейнера Г.Б., Колоколова В.А., Кузнецовой С.А., Лукмановой И.Г., Мазура И.И.
Среди зарубежных авторов следует отметить работы таких ученых, как: М. Портер, Ф. Котлер, Д. Коллис, Р. Урсе, А. Чадлер, А. Бергер, И. Ансофф, Й. Шумпетер, А. Пигу, А. Томпсона, А.ДЖ. Стрикленд, Г. Минсберг, Дж. Кейнс, С. Гошал.
Тема магистерской диссертации: Особенности формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса
Цель МД: Разработать особенности формирования модели конкурентной борьбы для организаций сферы малого бизнеса, обеспечение функционирования выявленных особенностей путем практического применения с последующей оценкой их эффективности..
Объект МД: Организации сферы малого бизнеса города Красноярска и Красноярского края.
Предметом МД: Особенности для формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса.
Задачи МД:
— Рассмотреть роль малого бизнеса в развитии экономики России;
— Определить сущность, стратегию и тактику конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса;
— Рассмотреть методы ведения конкурентной борьбы малым бизнесом;
— Сформировать инструментарий для анализа маркетинговой среды для организаций малого бизнеса;
— Разработать особенности формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса;
— Обеспечить функционирование разработанных особенностей посредством практического применения в организацию малого бизнеса и оценки их эффективности.
Научная новизна: Научная новизна заключается в разработке особенностей формирования модели конкурентной борьбы в сфере малого бизнеса, определении критериев оценки конкурентоспособности субъектов малого бизнеса и формировании перечня маркетинговых инструментов для построения модели конкурентной борьбы предприятий малого бизнеса.
В ходе прохождения производственной практики был проведен анализ малого бизнеса в городе Красноярск, результатами которого стало следующее заключение: малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в переходный период. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость.
Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, малый бизнес имеет ряд достоинств:
- сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
- массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
- ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
- мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
- быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
- способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
- коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
- быструю адаптацию на внешнем рынке;
- углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
- значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.
Наряду с достоинствами малому бизнесу присущи и некоторые недостатки. Это:
- более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
- высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
- сосредоточенность малого бизнеса в крупных городах (Практически невозможно создать и развивать малый бизнес в небольшом населенном пункте или городе, где работает только одно крупное предприятие. Если мастерская по ремонту обуви, одежды или бытовой техники в крупном населенном пункте может приносить заметную прибыль, то в небольшом городе, вероятнее всего, подобный бизнес будет рентабельным, но не слишком прибыльным);
- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
- трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
- неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Малому бизнесу сложно успешно конкурировать по всем направлениям своей деятельности — от себестоимости и качества своей продукции, до рекламы и сервисного обслуживания. Однако малому бизнесу вполне по силам выбрать один или два аспекта, которые являются его наиболее сильной стороной его деятельности и которые станут его конкурентным преимуществом.
К стратегии фронтальной атаки могут прибегать только крупные бизнесы с достаточно прочными позициями на рынке.
Стратегии набегов, фланговой атаки позволяют не распылять ресурсы, а достичь конкурентных превосходств на важном направлении. Как правило, малому бизнесу лучше остановить свой выбор на стратегии набегов. По мере роста малого бизнеса и укреплений его позиций на рынке можно сменить стратегию.
Пассивные стратегии конкурентной борьбы (за исключением франчайзинга, но только с надежной, устойчивой на рынке компанией) не носят для малого бизнеса устойчивого характера. И, рано или поздно, малому бизнесу придется прибегнуть к упреждающим стратегиям.
Какую бы стратегию не выбрал малый бизнес, стратегия и тактика конкурентной борьбы должны быть неразделимы и тактика должна вытекать из стратегии.
Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, малый бизнес имеет ряд достоинств:
- сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
- массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
- ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
- мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
- быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
- способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
- коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
- быструю адаптацию на внешнем рынке;
- углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
- значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.
Наряду с достоинствами малому бизнесу присущи и некоторые недостатки. Это:
- более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
- высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
- сосредоточенность малого бизнеса в крупных городах (Практически невозможно создать и развивать малый бизнес в небольшом населенном пункте или городе, где работает только одно крупное предприятие. Если мастерская по ремонту обуви, одежды или бытовой техники в крупном населенном пункте может приносить заметную прибыль, то в небольшом городе, вероятнее всего, подобный бизнес будет рентабельным, но не слишком прибыльным);
- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
- трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
- неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Малому бизнесу сложно успешно конкурировать по всем направлениям своей деятельности — от себестоимости и качества своей продукции, до рекламы и сервисного обслуживания. Однако малому бизнесу вполне по силам выбрать один или два аспекта, которые являются его наиболее сильной стороной его деятельности и которые станут его конкурентным преимуществом.
К стратегии фронтальной атаки могут прибегать только крупные бизнесы с достаточно прочными позициями на рынке.
Стратегии набегов, фланговой атаки позволяют не распылять ресурсы, а достичь конкурентных превосходств на важном направлении. Как правило, малому бизнесу лучше остановить свой выбор на стратегии набегов. По мере роста малого бизнеса и укреплений его позиций на рынке можно сменить стратегию.
Пассивные стратегии конкурентной борьбы (за исключением франчайзинга, но только с надежной, устойчивой на рынке компанией) не носят для малого бизнеса устойчивого характера. И, рано или поздно, малому бизнесу придется прибегнуть к упреждающим стратегиям.
Какую бы стратегию не выбрал малый бизнес, стратегия и тактика конкурентной борьбы должны быть неразделимы и тактика должна вытекать из стратегии.
Подобные работы
- Маркетинговая деятельность в сфере малого бизнеса
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ ООО «СФЕРА СМ»)
Бакалаврская работа, организация и планирование работы предприяти. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Институциональная среда, как условие совершенствования экономических отношений в малом бизнесе
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2007 - Разработка стратегии продвижения предприятия малого бизнеса в социальных сетях на примере компании ИП Кельманов К.Е. «Консультационный центр»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - МАРКЕТИНГ НА ПРЕДПРИЯТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы развития малого бизнеса в регионе и пути их решения
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018



