🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

НАУЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КНР

Работа №203652

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 НАУЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА 10
1.1 Мягкая сила и ее каналы трансляции в системе международных
отношений 10
1.2 Научная дипломатия: понятие, основные измерения 18
2 КИТАЙСКАЯ НАУЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ 28
2.1 Инструментарий современной китайской дипломатии в Арктике 28
2.2 Научная дипломатия и укрепление доверия: «Наука Китая» в
Арктическом регионе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Международное участие в арктических экспедициях
Китая (1999-2017) 86


Рассматривая взаимосвязь между наукой и дипломатией, мы подразумеваем научную дипломатию, которая, прежде всего, находится в конкретной области международных отношений, где интересы науки и внешней политики пересекаются. Развитие такого феномена в дипломатической сфере прослеживается уже давно, но данное понятие было введено в оборот относительно недавно. Науке и инновациям в настоящее время уделяется важное внимание. Достижения научно-технического прогресса во многом определяют влияние отдельно взятой страны в международной системе. Однако получение данных достижений возможно только в условиях международного сотрудничества и свободного потока идей и мнений. В этом заключается цель научной дипломатии - способствовать углублению международного сотрудничества в области науки и образования.
Актуальность темы. Актуальность выбранной темы дипломного проекта обусловлена высокой степенью значимости «научной дипломатии» КНР в системе международных отношений в качестве основной стратегии ведения внешней политики страны. Китай на рубеже XX-XXI вв. играет ведущую роль в мировой политике и экономике, и это положение изменило конфигурацию связей глобального и регионального характера. Роль КНР в международной системе постоянно трансформируется, ее влияние беспрестанно усиливается. На сегодняшний день без Китая не обойтись при решении глобальных политических, экономических и международных гуманитарных проблем. Особым приоритетом внешней политики КНР в XXI в. стали геостратегические регионы, которые раньше не привлекали особое внимание государства. Арктика, обладающая огромным геополитическим и геоэкономическим потенциалом, относится к их числу. Пекин высоко оценил перспективы освоения арктического региона для мировой экономики и политики в XXI в., для реализации планов «китайской мечты», которую определили Генсек ЦК КПК и Председатель КНР Си Цзиньпин как «возрождение китайской нации».
Цель работы - определить основной инструментарий научной дипломатии, который использует Китай в Арктическом регионе.
Задачи работы:
- выяснить, через какие каналы трансляции используется мягкая сила в системе международных отношений;
- рассмотреть научную дипломатию в каждом из ее измерений;
- определить основной инструментарий научной дипломатии КНР в Арктике;
- выяснить, какие механизмы для установления доверия использует Китай в Арктике.
Объект исследования - научная дипломатия Китая.
Предмет исследования - инструментарий научной дипломатии КНР в Арктическом регионе.
Хронологическими рамками развития научной дипломатии КНР принято считать период с 1990-х гг. по настоящее время.
В ходе написания выпускной квалифицированной работы были использованы первичные источники - документы, статьи и вторичные источники - научная литература и сетевые ресурсы.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды русских и зарубежных ученых в области научной дипломатии. Среди них следует отметить труды таких авторов, как: М. Д. Романова, В. Я. Панченко, П. А. Беркман, Д. Коупленд, Т. Флинк, М. П. Хаас, Хуйген Ян, другие. Авторы уделяют большое внимание изучению основного инструментария ведения научной дипломатии, раскрывают понятие «научная дипломатия», выделяют и исследуют ее три измерения, а также приводят примеры научной дипломатии мировых держав и сравнивают их механизмы ведения. Вопросами развития особенностей Арктической политики Китая занимаются В. Н. Конышев, А. А. Сергунин, В. П. Журавель.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и достижения цели в работе использован системный подход, заключающийся в комплексном изучении научной дипломатии КНР в Арктическом регионе. Общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, использовались для определения логической структуры исследования от раскрытия понятия «научная дипломатия», рассмотрения его измерений до определения основного инструментария данного канала трансляции «мягкой силы», который использует на практике Китай в Арктике. При написании работы применялись методы прогнозирования и ситуационного анализа способов реализации и развития научной дипломатии КНР в Арктическом регионе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В эпоху ранее невообразимой глобальной взаимосвязанности политика, экономика, наука и технологии, а также серьезные угрозы, такие как изменение климата и ухудшение окружающей среды, регулярно действуют и оказывают драматическое воздействие через национальные границы. Для решения транснациональных глобальных проблем государства выстраивают свои стратегии и используют различный инструментарий ведения международных отношений.
Традиционно, государства выбирают инструменты жесткой силы в структуре взглядов реал-политики. Между тем ученые начинают признавать, что мир нуждается в изменении старых предположений, так как экономические и политические проблемы больше не могут просто решаться военной мощью или политикой инновации. На сегодняшний день государства придерживаются политике мягкого давления, которая подразумевает использование инструментов мягкой силы.
Мягкая сила - это важный ресурс для ведения международных отношений современности. Мягкая сила является основным элементом ежедневной демократической политики. Данное понятие было введено в оборот профессором Гарвардского университета Дж. Найем в 1990-е гг. Данная форма политической власти позволяет добиться желаемых результатов путем привлекательности ценностей, культуры и государственных целей, на основе добровольного участия. Этот столь важный ресурс распространяется через два канала трансляции: публичная и научная дипломатия.
Термин «публичная дипломатия» является относительно новым; он был предложен в середине 1960-х гг. (1965) Э. Галлионом. По его словам, определение звучит следующим образом: публичная дипломатия - процесс, с помощью которого субъекты международных отношений достигают внешнеполитических целей, оказывая воздействие на иностранную общественность.
Основной целью публичной дипломатии является «оказание влияния на поведение иностранного государства, влияя на отношения своих граждан». Выделяют и две другие более мелкие цели: повышение осведомленности о внешней политики правительства, культурных ценностей и политических акций среди зарубежной аудитории через их деятельность в сфере публичной дипломатии, а также развитие долгосрочных, стабильных и взаимовыгодных отношений между различными заинтересованными сторонами публичной дипломатии. Однако в глобальный информационный век ученые рассматривают данный вид дипломатии как средство содействия мягкой силы для национальных государств.
В современном мире глобальные проблемы, такие как изменение климата, продовольственная безопасность, энергетическая безопасность, пандемии и другие требует международного научного сотрудничества между разными странами.
В этом отношении традиционные внешнеполитические инструменты и методы, основанные на межгосударственных отношениях, не способны справиться с этими проблемами. Существует также потребность в научных знаниях и экспертизах в процессах формирования внешней политики в современном мире.
Научная дипломатия - это использование научного сотрудничества между странами для решения общих проблем и построения конструктивных международных партнерских отношений. Данная концепция приобрела сегодня большое значение. По некоторым данным, это направление уже практиковалось, например, между учеными США и Советского Союза в годы холодной войны, но не было названо таковым. Согласно некоторым другим ресурсам, это довольно новая концепция, которая была впервые разработана двумя крупными организациями: AAAS (США) и Королевское общество (Великобритания), и широко использовалась в англоязычном мире.
Вышесказанные организации определили три категории научной дипломатии, реализующиеся в ключевых практиках, которые иллюстрируют их: поддержка науки дипломатических компетенций, информирование целей внешней политики с научными рекомендациями (наука в дипломатии), оказание дипломатами поддержки науке и ученым, содействие международному сотрудничеству в области науки (дипломатия для науки), использование научных объединений для улучшения международных отношений между государствами (наука для дипломатии). Данные направления отражают различные применения научной дипломатии на внутреннем, двустороннем и многостороннем уровнях. Суть всех этих трех явлений - непосредственное участие людей с научным мировоззрением в исправлении несовершенства мира с помощью научных знаний.
Научная дипломатия развивается с целью улучшения международного научного сотрудничества во всем мире, привлечения «лучших умов» для того, чтобы повлиять на общественное мнение, используя силу науки.
Дипломатия продвигает интересы страны путем «мягкого давления». Поэтому концепция «научной дипломатии» реализуется развитыми странами в качестве одного из каналов трансляции «мягкой силы». Доверие к ученым находится на высоком уровне. В то время как классическая и военная дипломатия вызывают намного меньше доверия у людей. Отношения между учеными даже в период холодной войны не ухудшались, и возможно, остаются последним связующим звеном в межгосударственных отношениях. Причиной тому служит тот факт, что ученые лучше других понимают масштабы вызовов и угроз, суть природы и общества, обладают большей устойчивостью к идеологиям. Они обладают иммунитетом к пиар-технологиям, пропаганде, которые конструируют так называемую альтернативную реальность.
Научная дипломатия интересна как для дипломата, так и для исследователя (ученого). Когда после долгих и сложных переговоров дипломаты достигают успешных результатов в создании крупных международных исследовательских инфраструктур, наука, несомненно, побеждает. Кроме того, исследователи, как правило, очень хотят, чтобы дипломатические сети оказывали им поддержку в их международной научной работе, или даже спрашивают себя о прямом участии посольств для успешного завершения своих проектов. Их новаторская роль на территориях за пределами национальных границ дает им возможность влиять на управление, как мы видели на примере арктического континента. Наконец, благодаря научному опыту и структурам взаимодействия между наукой и общественной политикой, наука решительно подтверждает свою социальную полезность и способность влиять на основные общественные решения, в том числе экологические. Дипломатия выигрывает от опоры на науку, как и наука от опоры на дипломатию. Но чтобы обеспечить наличие симметричных преимуществ и повысить эффективность подхода научной дипломатии в целом, необходимо собрать дальнейшее наблюдение за конкретными ситуациями и углубиться в анализ.
В дипломной работе было рассмотрено одно из измерений научной дипломатии - «наука для дипломатии», в контексте роли Китая в Арктическом регионе. Китай является активным участником, строителем и инвестором в арктических отношениях, который приложил большие усилия, чтобы внести свой вклад в развитие данного региона. Китай тесно связан с трансрегиональными и глобальными проблемами в Арктике, особенно в таких областях, как изменение климата, окружающая среда, научные исследования, использование маршрутов судоходства, разведка и эксплуатация ресурсов, безопасность и глобальное управление. КНР пользуется свободой или правами научных исследований, навигации, перелетов, рыболовства, прокладки подводных кабелей и трубопроводов, разведки и разработки ресурсов в открытом море, в Районе и других соответствующих морских областях, а также в некоторых особых местах Северного Ледовитого океана. Будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, Китай выполняет важную миссию совместного содействия миру и безопасности в Арктике. Все вышесказанное осуществляется на основе таких принципов, как уважение, сотрудничество, беспроигрышный результат и устойчивость. Китай использует особый инструментарий, который включает в себя научные исследования, улучшение способности и возможности использования прикладных арктических технологий, усиление технологических инноваций, защита окружающей среды, использование ресурсов и развитие морских маршрутов в регионе, а также внесение вклада в экономическое и социальное развитие.
Более того, одним из основных инструментов китайской научной дипломатии является установление и укрепление доверия между странами, которое имеет свои механизмы реализации: 1) обмен научными ресурсами; 2) долгосрочные взаимодействия между учеными; 3) укрепление институтов, основанных на знаниях; и 4) побочные эффекты.
Научную дипломатию можно рассмотреть как совместную практику, которая укрепляет и переплетает два типа доверия, актуальных для международных отношений: (1) «Процессуальное доверие» вытекает из совместных исследований, то есть «доверяет общему и вечному процессу создания новых знаний». Научная дипломатия укрепляет общие ожидания международных участников, которые ценят научно обоснованную политику, основанную на законных (например, региональных) институтах, процедурах и объективном опыте. (2) Научная дипломатия может трансформировать процессуальное доверие в «общее взаимное доверие». Это помогает ученым, а также политикам, бизнес-сообществам и общественности воспитывать веру в надежность объективности, общих правил и взаимного поведения между государствами, несмотря на крайне неопределенные условия.
Китай является неотъемлемой частью системы международных отношений в Арктическом регионе. Присоединение Китая к арктическому диалогу создает иную политическую реальность, которая побуждает региональных акторов к более тесному взаимодействию как на двусторонней, так и многосторонней основе, что в результате будет способствовать выработке емкого и сбалансированного механизма освоения и сбережения уникальной Арктики.
Информационное бюро Государственного совета Китайской Народной Республики опубликовало документ под названием «Арктическая политика Китая» («Белая книга») 26 января 2018 г. Этот документ является основой для стратегии Китая в Арктике и его стремления построить Полярный шелковый путь в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Документ содержит в себе основные политические цели КНР в Арктике, а также в нем закреплены основные принципы и направления арктической политики государства.
Заинтересованность Китая в Арктике носит долговременный характер, поскольку ресурсы и судоходные маршруты способны существенно расширить стратегические преимущества Китая, в том числе в конкурентной борьбе в АТР. В связи с этим Китай не отступит от достигнутых результатов в Арктическом регионе и продолжит принимать активное участие в арктической политике.



1 Alexeeva, O. The Snow Dragon: China’s Strategies in the Arctic / O. Alexeeva, F. Lasserre // China perspectives. - 2012. - № 3. - P. 31-38 [Электронный ресурс]. URL: https://arcticyearbook. com/images/yearbook/2012/3.Alexeeva_and_Lassere.pdf (дата обращения: 17.04.2019).
2 Anckorn, J. F. Emergency Preparedness Response Plan (Slip) / J. F. Anckorn // Krumovgrad Gold Project, Bulgaria: 2014. - P. 3-18 [Электронный ресурс]. URL: https://s21. q4cdn. com/589145389/files/doc_documents/EN/2017/12/Emergency- Preparedness-and-Response-Plan.pdf (дата обращения: 13.04.2019).
3 Antarctic Treaty, opened for signature 1 December 1959, UNTS 71 / Peace resource center: USA, Washington D.C., 1961. - Vol. 402 [Электронный ресурс]. URL: http://hrlibrary.umn.edu/peace/docs/antarcticnuc.html (дата обращения: 5.12.2018).
4 Arctic Contaminants Action Program (ACAP), Arctic Contaminants Action Program (ACAP) / Arctic Council Secretariat. - 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/1382 (дата обращения: 15.04.2019).
5 Arctic Migratory Birds Initiative (AMBI) / Conservation of Arctic Flora and Fauna (CAFF), 2015-2019. - 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.caff.is/arctic- migratory-birds-initiative-ambi (дата обращения: 13.04.2019).
6 Arctic Monitoring Assessment Programme (AMAP). - 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.amap.no (дата обращения: 15.04.2019).
7 Babst, S. For an assessment of the challenges NATO has encountered in this regard / S. Babst // Reinventing NATO's Public Diplomacy, Research Paper, NATO Defense College. - 2008. - № 41 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/en/nat olive/index.htm (дата обращения: 19.10.2018).
8 Barrett, S. On the Theory and Diplomacy of Environmental Treaty-Making
/ S. Barrett // Environmental and Resource Economics, Kluwer Academic Publishers: Netherlands, 1998. - Vol. 11, Issue 3-4. - P. 317-333 [Электронный ресурс]. URL: https://link.springer.com/article/10.1023/A: 1008243528330 (дата обращения:
3.12.2018) .
9 Berkman, P. A. Could science diplomacy be the key to stabilizing international relations / P. A. Berkman // The Conversation: USA, Washington D.C., 2018. - 18 April [Электронный ресурс]. URL: https://theconversation.com (дата обращения: 18.09.2018).
10 Berkman, P. A. Science Diplomacy: Antarctica, Science and the Government of International Spaces / P. A. Berkman // Smithsonian institution scholarly press: USA, Washington D.C, 2011. - P. 1-75.
11 Bertelsen, R. G. Knowledge-Based Institutions in Sino-Arctic Engagement: Lessons for the Belt and Road Initiative / R. G. Bertelsen, Ping Su // Mayer M. (eds) Rethinking the Silk Road. Palgrave Macmillan: Singapore. - 2017. - 8 November.
- P. 147-160 [Электронный ресурс]. URL: https://link.springer.com/chapter/2F978- 981-10-5915-5_9 (дата обращения: 21.04.2019).
12 Chandler, D. Epigenetic estimation of age in humpback whales / D. Chandler, S. N. Jarman, A. M. Polanowski, J. Robbins // Molecular Ecology Resources. - 2014.
- P. 976-987 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc- articles/PMC4314680/ (дата обращения: 3.12.2018).
13 Chang, G. G. China’s Arctic Play / G. G. Chang // TheDiplomat, Features: China, Beijing, 2010. - 9 March [Электронный ресурс]. URL: https://thediplomat.com/2010/ 03/chinas-arctic-play/ (дата обращения: 17.04.2019).
14 China plans to be Global R&D Leader / R&D Magazine, 2018 R&D Global Funding Forecast Resources: USA, New York, 2018. - P. 22-23 [Электронный ресурс]. URL: https: //digital. rdmag. com/researchanddevelopment/_global_r_d_funding_forecast? (дата обращения: 17.04.2019).
15 China wants to be a polar power / The Economist: Beijing, China. - 2018.
- 14 April [Электронный ресурс]. URL: https://www.economist.com/china/2018/04/1 4/china-wants-to-be-a-polar-power (дата обращения: 17.04.2019).
..128


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ