Введение
1. Организация работы спортивно-игровой комнаты для физкультурного досуга детей дошкольного возраста 7
1.1. Сущность и специфика организации свободного времени и спортивного
досуга детей дошкольного возраста как социокультурного процесса 7
1.2. Развивающая предметно-пространственная среда физкультурно-спортивной комнаты для детей дошкольного возраста 10
1.3. Эффективные формы и методы организации досуга детей в дошкольном возрасте
2. Организация и методы исследования
2.1. Текущее состояние и перспективы развития досуговой деятельности в г. Красноярске 33
2.2. Учреждения физкультурно-спортивной направленности г. Красноярска
для детей дошкольного возраста 40
2.3. Организация работы спортивно-игровой комнаты
2.4 Особенности проектирования спортивной игровой комнаты в торгово
3 Совершенствование организации физкультурного досуга дошкольников на основе проектного подхода
3.1 Особенности проектирования спортивной игровой комнаты в торгово-развлекательном центре
3.2 Социально-экономический эффект от реализации проекта
3.3 Перспективы развития проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. При проведении досуга ребенок выполняет различные двигательные задания. Он ведет себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Раскованность и естественность использования двигательных умений и навыков обеспечивает выразительность, артистизм, эстетичность его движений. Физические нагрузки - лучший способ формирования раскованности и красоты движений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение. При этом физкультурный досуг не требует специальной подготовки и подходит для разновозрастной группы.
На сегодняшний день, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние здоровья наших детей катастрофически ухудшается (имеют различные отклонения в физическом развитии, избыточный вес, недостаточно сформированы навыки двигательной активности). При этом в системе образования, в городе Красноярске, существует ряд нерешенных проблем: нехватка педагогических кадров, загруженность дошкольных учреждений, дефицит учреждений физкультурно-спортивной направленности для детей дошкольного возраста. Всё это способствуют гипокинезии - пониженной двигательной активности.
Нельзя забывать, что здоровье человека закладывается в детстве и необходимо сейчас прилагать максимум усилий для развития физкультурно-досуговой деятельности города. В этих условиях назрела необходимость сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Объект исследования: физкультурно-досуговая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - организация предметно-развивающей и предметно-игровой среды физкультурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста.
Цель и задачи исследования. Общая цель диссертационной работы состоит в разработке модели предметно-развивающей среды физкультурного назначения, способствующей разностороннему развитию детей дошкольного возраста и их успешной социализации в обществе. Для конкретизации этой цели потребовалось решить следующие задачи:
- во-первых, рассмотреть особенности организации работы спортивно¬игровой комнаты для физкультурного досуга детей дошкольного возраста;
- во-вторых, проанализировать текущее состояние физкультурно - досуговой деятельности в г. Красноярске и потенциал его развития;
- в-третьих, разработать модель предметно-развивающей среды по разным видам спорта;
- в-четвертых, разработать проект спортивно-игровой комнаты физкультурного назначения для детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: физкультурный досуг дошкольников будет эффективным, если проект спортивно-игровой комнаты будет включать в себя широкий спектр физкультурно-спортивных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом.
Методы исследования: проведение социологического опроса (интервьюирования и анкетирования), анализ документов и материалов, анализ статистических данных, обобщение и интерпретация полученных результатов.
Научная новизна диссертационной работы заключается в анализе текущего состояния развития досуговой деятельности города Красноярска и учреждений физкультурно-спортивной направленности для детей дошкольного возраста; в разработке модели предметно-пространственной среды по различным видам спорта для детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проект организации спортивно-игровой комнаты для детей дошкольного возраста может быть реализован в различных помещениях, с использованием разнообразных видов спорта. Удобное расположение спортивно-игровой комнаты в торгово-развлекательном центре, повлияет на узнаваемость и дальнейшую популяризацию реализуемых видов спорта. Тренеры смогут с более раннего возраста выявлять талантливых детей. У детей дошкольного возраста появится возможность активного времяпрепровождения в торгово-развлекательном центре, с использованием физкультурно-досуговой деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные материалы и результаты исследования были опубликованы:
1. Левочкина, Ю.А. Спорт, отдых и игра / Ю.А. Левочкина // Проспект Свободный - 2017 : материалы международной студенческой конференции [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2017. - Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/mn2017
2. Дрягина, Ю.А. Обзор объектов физкультурно-оздоровительного назначения г. Красноярска / Ю.А. Дрягина // Проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства : материалы IV междунар. науч.-практич. интернет- конф. - Чита: Забайкальский гос. ун-т, 2018. - С. 59-63.
3. Дрягина, Ю.А. Развитие индустрии спорта для детей дошкольного возраста в г. Красноярске / Ю.А. Дрягина // Проспект Свободный - 2018 : материалы международной студенческой конференции [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2018. - Режим доступа: http://mn2018.sfu-kras.ru
4. Дрягина, Ю.А. Центры раннего развития для детей в г. Красноярске / Ю.А. Дрягина // Актуальные проблемы современной науки : материалы международной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург: Международный научный центр, 2018. - Режим доступа: http://international-science.com
Основными особенностями организации работы спортивно-игровой комнаты для физкультурного досуга детей дошкольного возраста, является:
1) Создание развивающей предметно-пространственной среды основанной на принципах: полифункциональности, трансформируемости, вариативности, насыщенности и безопасности.
2) Использование разнообразных форм организации досуга и владение методикой их применения, которые обеспечат достаточную физическую нагрузку и решат задач физического воспитания детей дошкольного возраста.
3) Индивидуальная работа по планированию форм и методов организации досуга детей. Во-первых, для устранения недостатков у детей (например: нарушение осанки, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательных систем). Во вторых, самостоятельные занятия физическими упражнениями (без участия родителей, но под руководством тренера) воспитывают у детей инициативу, активность, организаторские способности, творческую самостоятельность. При этом все формы работы по физическому воспитанию должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга.
4) Взаимодействие педагога, ребенка и родителей. Для вовлечения родителей, необходимо проводить физкультурные праздники, которые являются эффективной формой активного досуга детей.
Для грамотной организации физкультурного досуга детей дошкольного возраста, нами был проведен анализ текущего состояния и перспектив развития досуговой деятельности в городе Красноярске.
Число систематически занимающихся физической культурой и спортом в 2018 г. составило 364 тыс. чел. по г. Красноярску, что составляет 33% от общего числа жителей. По сравнению с экономически развитыми странами, где данный показатель достигает 50-60%, процент занимающихся физической культурой и спортом в городе достаточно низок. Несмотря на невысокий показатель, в городе работают более полторы тысячи спортивных сооружений и организаций, в которых одновременно могут заниматься 350 тысяч горожан.
Анализ учреждений физкультурно-спортивной направленности г. Красноярска для детей дошкольного возраста показал, что наиболее доступным спорт является для жителей Советского района. Здесь, трехлетним детям преподают хореографию, хоккей, ушу, художественную гимнастику, акробатику и футбол. Но это лишь малая часть видов спорта, которые имеют развитие в Красноярске (на 23.03.2018 г. аккредитованными являются 110 федерация по видам спорта). В других районах города, ситуация еще хуже. Самым проблемным является правобережье города.
Совсем не освоенным сегментом для детей дошкольного возраста в г. Красноярске остаются виды спорта: баскетбол, спортивная борьба, легкая атлетика, фитнес-аэробика, бокс, керлинг, боулинг, спортивная аэробика. При численности детей в возрасте до 6 лет равной 90899 человек, и наличии 23 платных и 9 бесплатных кружков в городе Красноярске, иметь здоровых, спортивно развитых детей дошкольного возраста достаточно сложно.
Для решения существующих недостатков, автор разработал модель предметно-развивающей среды физкультурного назначения, представленную в приложении Г. На ее основе была спроектирована спортивно-игровая комната физкультурного назначения для детей дошкольного возраста.
Уникальность проекта заключается в спортивной составляющей спортивно-игровой комнаты. Внедрять проект планируется в торгово-развлекательный центр «Мега» в Ленинском районе г. Красноярска и он рассчитан на детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Занятия будут проходить в виде открытых групп, где родители смогут оставить своего ребенка при посещении торгово-развлекательного центра. В спортивно-игровой комнате будут представлены следующие услуги: спортивные занятия под руководством преподавателя; тематические уроки с интерактивной направленностью; культурно-массовые мероприятия.
Благодаря сокращению количества времени малоподвижных игр (компьютер, гаджеты), впоследствии ожидается уменьшение рисков возникновения гипокинезии, девиантного поведения и ассоциальных интересов. Реализация проекта позволит сплотить членов семьи, даст возможность устранить нарастающие сложности во взаимоотношениях и избежать проблемы в процессе социализации детей дошкольного возраста.
Таким образом, задачи данной магистерской диссертации решены в полном объёме, цель — разработка модели предметно-развивающей среды физкультурного назначения, способствующей разностороннему развитию детей дошкольного возраста и их успешной социализации в обществе - была достигнута.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 03.07.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федер. закон от 04.12.2007 № 329-ФК ред. от 22.11.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. О внесении изменений в стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 05.08.2016 № 422н // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Об утверждении Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования
в городе Красноярске" на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов от 11 ноября 2016 года № 649 (с изменениями от 08.12.2017 № 796) [Электронный ресурс]: Постановление администрации города Красноярска // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
7. О реализации государственной политики в сфере охраны здоровья за
2016 год [Электронный ресурс]: Государственный доклад // Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. - Режим доступа:
https://www.rosminzdrav.ru
8. Методические рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов» [Электронный ресурс]: утверждены совместно Минэкономики РФ, Минфином России, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 г. № ВК 477. // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования [Электронный ресурс]: утв. Госстроем России, Минэкономики РФ, Минфином России, Госкомпромом России 31.03.1994 № 7-12/47. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10. О развитии физической культуры и спорта в муниципальном образовании - город Красноярск Красноярского края за 2011-2016 гг [Электронный ресурс]: Описательный отчет Администрации Красноярска // Официальный сайт администрации города Красноярска. - Режим доступа: http://www.admkrsk.ru
11. О реализации государственных программ красноярского края, реализуемых в 2016 году [Электронный ресурс]: Отчет Администрации Красноярского края // Официальный портал Красноярского края. - Режим доступа: http://www.krskstate.ru
12. Об итогах социально-экономического развития красноярского края на 2016 год [Электронный ресурс]: Отчет Администрации Красноярского края // Официальный портал Красноярского края. - Режим доступа: http://www.krskstate.ru
13. Об исполнении краевого бюджета за 2016 год [Электронный ресурс]: Пояснительная записка к проекту закона красноярского края // Официальный портал Красноярского края. - Режим доступа: http://www.krskstate.ru
14. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
15. Социально-экономического развития города Красноярска на 2018¬2020 годы [Электронный ресурс]: Прогноз Администрации города Красноярска // Официальный сайт администрации города Красноярска. - Режим доступа: http://www.admkrsk.ru
16. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. - Режим доступа: http://www.garant.ru
17. Авдеев, Н. Н. Здоровье как ценность и предмет научного знания / Н. Н. Авдеев, И. И. Ашмарин, Г. Б. Степанова // Мир психологии. Научно-методический журнал. - 2012. - № 2. - С. 69.
18. Агафонова, И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: учебно-методическое пособие / И. Н. Агафонова. - Санкт-Петербург: А111 ІО, 2016. - 82 с.
19. Администрация города Красноярска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admkrsk.ru
20. Алексеенко, Т. Ф. Социализация личности: возможности и риски: учебное пособие / Т. Ф. Алексеенко. - Киев: Педагогическая мысль, 2017. - 244 с.
21. Атлас здоровья в Европе (AtlasofHealthinEurope) / пер. с англ. А. С. Первушина. - М.: Весь Мир, 2014. -120 с.
22. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: учебник / К. Ю. Белая, В. А. Зимонина. - М.: Просвещение, 2015. - 94 с.
23. Бологова, С. С. Индивидуализация предметно-пространственной среды в ДОУ [Электронный ресурс] / С. С. Бологова // Вестник Социальная сеть работников образования. - 2014. - №3. - Режим доступа: http://nsportal.ru
24. Бочарова, Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: учебное пособие / Н. И. Бочарова. - Москва: АРКТИ, 2013. - 29 с.
25. Васильева, С. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста: учебное пособие / С. М. Васильева. - М.: Мозайка-Синтез, 2014. - 68 с.
26. Волчек, К. Е. Развитие муниципально-частного партнерства в сфере
дошкольного образования [Электронный ресурс]: выпускная
квалификационная работа бакалавра: 38.03.04 / К. Е. Волчек. - Красноярск: СФУ, 2016. - 90 с.
27. Главное управление по физической культуре, спорту и туризму администрации города Красноярска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krassport.ru
28. Гультяев, И. И.Социально-культурные условия развития досуговых интересов современной семьи: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / И. И.Гультяев. - М.: 2015. - 24 с.
29. Дворкина, Н. И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр: методические рекомендации / Н. И. Дворкина. - М.: Советский спорт, 2015. - 48 с.
30. Демочко, С. В. Популяризация здорового образа жизни в образовательных учреждениях / С. В. Демочко // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 30. - С. 90-92.
31. Дружинин, В. Е. Психическое здоровье детей / В. Е. Дружинин. - М.: Сфера, 2015. - 212 с.
32. Дрягина, Ю. А. Обзор объектов физкультурно-оздоровительного назначения г. Красноярска по состоянию на 1 января 2018 г. / Ю. А. Дрягина // Проблемы развития индустрии туризма и гостеприимств: материалы IV Международной научно-практической студенческой конференции. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2018. - С. 59-63.
33. Дрягина, Ю. А. Развитие индустрии спорта для детей дошкольного возраста в г. Красноярске / Ю. А. Дрягина // Проспект Свободный - 2018: материалы международной студенческой конференции [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2018. - Режим доступа: http://mn2018.sfu-kras.ru
34. Дрягина, Ю.А. Центры раннего развития для детей в г. Красноярске / Ю.А. Дрягина // Актуальные проблемы современной науки : материалы международной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург: Международный научный центр, 2018. - Режим доступа: http://international-science.com
35. Жилов, Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. Д. Жилов, Е. Н. Назарова. - М.: Академия, 2016. - 256 с.
36. Зацепина, М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности
дошкольников / М. Б. Зацепина // Теория и практика социокультурного развития личности: материалы Всероссийской научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - Коломна-Егорьевск: Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. - Режим доступа: http://
http://mpgu.su
37. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие / И. Ю. Исаева. - Москва: Флинта, 2014. - 226 с.
38. Казин, Э. В. Адаптация здоровья / Э. В. Казин. - М.: Феникс, 2013. - 257 с.
39. Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р. А. Кирьянова // Детство- Пресс. - 2014. - С. 25-26.
40. Кленов, Н.В. Культурно-досуговая сфера УДОД / Н.В. Кленов // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - №7. - С. 12-18.
41. Колбанов, В. В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях / В. В. Колбанов // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - 2016. - С. 139-140.
42. Комарова, Т. С. Проблемы воспитания детей от рождения до школы: учебное пособие / Т. С. Комарова. - Москва: Изд-во МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. - 331 с.
43. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. -607 с.
44. Коник, К.П. Роль современной досуговой деятельности в процессе социализации школьника младшего возраста [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная работа бакалавра: 51.03.03 / К. П. Коник. - Красноярск: СФУ, 2016. - 121 с. - Режим доступа: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/27518
45. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) [Электронный ресурс]. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2016. - 32 с. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru
46. Красноярская государственная служба занятости «Центр занятости населения города Красноярска» / Основные показатели, характеризующие состояние рынка труда в городе Красноярске [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krasczn.ru
47. Красноярский край территория развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krskinvest.ru/pages/passport
48. Левочкина, Ю.А. Спорт, отдых и игра / Ю.А. Левочкина // Проспект Свободный - 2017: материалы международной студенческой конференции [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2017. - Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/mn2017
49. Литвинова, С.Н. Организация досуга детей и подростков
[Электронный ресурс]: методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей / С.Н. Литвинова // Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, 2016. - 35 с. - Режим доступа: http://dopedu.ru
50. Макаренко, В.Г. Педагогическое управление физкультурным образованием детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... док. пед. наук : 13.00.02 / В. Г. Макаренко. - Челябинск, 2013. - 52 с.
51. Миронова, Р. М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Р. М. Миронова. - Минск: Нарасвета, 2014. -176 с.
52. Михайлова-Свирская, Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста / Л. В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2015. - 127 с.
53. Михайлова-Свирская, Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада / Л.В. Свирская. - М.: Просвещение, 2015. - 95 с.
54. Новиков, Н.А. Использование подвижных игр и игровых упражнений в работе с детьми раннего возраста / А.Н. Новикова. - Магнитогорск: Просвещение, 2014 - 6 с.
55. Опарина, Н. А. Замысел и воплощение мероприятия зрелищного досуга / Н. А. Опарина // Я вхожу в мир искусств. - 2014. - № 1. - 40-71 с.
56. Опарова, Н. А. Роль игры в формировании навыков общения у детей дошкольного возраста / Н. А. Опарова, А. С. Дмитриева, В. В. Богданова, Е. Б. Дранкович, Т. Ф. Громова, А. Ю. Живоглядова // Молодежь и наука: сборник материалов X Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014. - Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2014/directions.html.
57. Павлов, С.В. Досуговые практики городских подростков в современной России: социологический анализ: автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / С.В. Павлов. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2013. - 30 с.
58. Пак, Е. Р. Качество жизни населения региона как объект прикладного социального анализа: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 [Электронный ресурс] / Е. Р. Пак. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com
59. Панков, Д.А. Финансовый анализ и планирование деятельности спортивной организации: учеб, пособие. - М.: Новое знание, 2015. - 208 с.
60. Пича, В.М. Культура досуга / В.М. Пича, И.В. Бестужева-Лады. - Киев: Издательство при Киевском гос. университете, 2013 г. - 191 с.
61. Плешаков, А. Н. Платные услуги в сфере физической культуры и спорта / А. Н. Плешаков // Теория и практика физической культуры. - 2014 г. - № 5. - С. 73.
62. Пономарёв, В. Д. Педагогика формирования игровой культуры досуга: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.05 [Электронный ресурс] / В. Д. Пономарёв. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.dissercat
63. Попов, С. В. Валеология в школе и дома / С.В. Попов. Санкт- Петербург: Союз, 2017. - 253 с.
64. Пресс-выпуск численности населения на 1 января 2018 года / Управление федеральной службы государственной статистики по красноярскому краю, республике Хакасия и республике Тыва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru
65. Пулькина, Т.В. Методическое обеспечение взаимодействия детского сада и семьи в организации досуга детей дошкольного возраста: магистер. дис. ... 44.04.01 / Т.В. Пулькина. - Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2017. - 92 с.
66. Роньжина, Л.Е. Физкультурный досуг «цветок здоровья» - одна из форм активного отдыха детей / Л.Е. Роньжина // В сборнике: Ступень в педагогическую науку материалы VII Международного форума работников образования: сборник научных трудов. Центр научной мысли. - 2016. - С. 40¬43.
67. Скитёва, Е.И. Управление предоставлением услуг культуры детскому населению в крупном городе: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Е.И.Скитёва. - Спб.: Государственный инженерно-экономический университет, 2014. - 19 с.
68. Скобельцина, К.Н. Социально-психологические особенности родительской позиции при организации досуга современного дошкольника: Автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.05 /
К.Н.Скобельцина. - М.: Московский государственныйуниверситет, 2014. - 38 с.
69. Солодков, А. С. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга / А. С. Солодков, Е. М. Есина // Физическая культура: воспитание, образование тренировка. - 2016. - № 12. - С. 14.
70. Статистическая отчётность 1-ФК и 5-ФК за 2011 - 2016 гг.
[Электронный ресурс] // Спортивный портал Красноярского края. -
Красноярск. - Режим доступа: http://www.kraysport.ru/
71. Страковская, В. П. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 до 14 лет / В. П. Страковская. - М.: Терра-Спорт, 2014. - 115 с.
72. Тарахтеева, А. Н. Особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в детском саду компенсирующего вида в зависимости от педагогических установок взрослых [Электронный ресурс] / А. Н. Тарахтеева // Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященная 385- летию со дня основания г. Красноярска. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2013. - Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/
73. Усманов, И. Г. Ритмическая гимнастика / И. Г. Усманов // Тенденции формирования науки нового времени: материалы Международной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - № 7. - С 203-207. - Режим доступа: https://zapdoc.site
74. Холбоева, Г. У. Содержание и методика проведения физкультурных досугов в дошкольных учреждениях / Г. У. Холбоева // Вестник современных наук. - 2016. - № 6-2 (18). - С. 131-133.
75. Цымбалова, Л. Н. Подвижные игры для детей / Л. Н. Цымбалова. - М. - Ростов-на-Дону: ИКЦ Март, 2014. - 192 с.
76. Шамсутдинова, Д. В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности / Д. В. Шамсутдинова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № специальный. - С. 147.
77. Шаповалова, О. М. Экспериментальное исследование по изучению уровня сформированное™ ценностей здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении / О. М. Шаповалова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 1. - С. 107-109.
78. Шешелко, О. Б. Веселые физминутки / О. Б. Шешелко // Нальная школа. - 2015. - № 7. - С 9-14.
79. Яфаева, В.Г. Формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере интеллектуального развития детей 3 - 7 лет: в системе дополнительного профессионального образования : Автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.08 / В.Г.Яфаева. - М.: Московский государственныйгуманитарный университетам. М.А. Шолохова, 2015. - 38 с.
80. Goncharova, O.M. Leisure antiquity in the light of entertainment culture: naumachia / O.M. Goncharova. - Kiev: Kyiv National University of Culture and Arts, 2015. - P. 3-10.
81. Shlyapkina, M.V., Khasanova G.B. (Eds.). Social education of preschool children by means of leisure. -Kazan: Kazan national research technological university, 2016. - P. 333-338.