ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СПОРТИВНО-ИГРОВОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ЭЛЕМЕНТА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДОСУГА
|
Введение
1. Организация работы спортивно-игровой комнаты для физкультурного досуга детей дошкольного возраста 7
1.1. Сущность и специфика организации свободного времени и спортивного
досуга детей дошкольного возраста как социокультурного процесса 7
1.2. Развивающая предметно-пространственная среда физкультурно-спортивной комнаты для детей дошкольного возраста 10
1.3. Эффективные формы и методы организации досуга детей в дошкольном возрасте
2. Организация и методы исследования
2.1. Текущее состояние и перспективы развития досуговой деятельности в г. Красноярске 33
2.2. Учреждения физкультурно-спортивной направленности г. Красноярска
для детей дошкольного возраста 40
2.3. Организация работы спортивно-игровой комнаты
2.4 Особенности проектирования спортивной игровой комнаты в торгово
3 Совершенствование организации физкультурного досуга дошкольников на основе проектного подхода
3.1 Особенности проектирования спортивной игровой комнаты в торгово-развлекательном центре
3.2 Социально-экономический эффект от реализации проекта
3.3 Перспективы развития проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
1. Организация работы спортивно-игровой комнаты для физкультурного досуга детей дошкольного возраста 7
1.1. Сущность и специфика организации свободного времени и спортивного
досуга детей дошкольного возраста как социокультурного процесса 7
1.2. Развивающая предметно-пространственная среда физкультурно-спортивной комнаты для детей дошкольного возраста 10
1.3. Эффективные формы и методы организации досуга детей в дошкольном возрасте
2. Организация и методы исследования
2.1. Текущее состояние и перспективы развития досуговой деятельности в г. Красноярске 33
2.2. Учреждения физкультурно-спортивной направленности г. Красноярска
для детей дошкольного возраста 40
2.3. Организация работы спортивно-игровой комнаты
2.4 Особенности проектирования спортивной игровой комнаты в торгово
3 Совершенствование организации физкультурного досуга дошкольников на основе проектного подхода
3.1 Особенности проектирования спортивной игровой комнаты в торгово-развлекательном центре
3.2 Социально-экономический эффект от реализации проекта
3.3 Перспективы развития проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. При проведении досуга ребенок выполняет различные двигательные задания. Он ведет себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Раскованность и естественность использования двигательных умений и навыков обеспечивает выразительность, артистизм, эстетичность его движений. Физические нагрузки - лучший способ формирования раскованности и красоты движений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение. При этом физкультурный досуг не требует специальной подготовки и подходит для разновозрастной группы.
На сегодняшний день, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние здоровья наших детей катастрофически ухудшается (имеют различные отклонения в физическом развитии, избыточный вес, недостаточно сформированы навыки двигательной активности). При этом в системе образования, в городе Красноярске, существует ряд нерешенных проблем: нехватка педагогических кадров, загруженность дошкольных учреждений, дефицит учреждений физкультурно-спортивной направленности для детей дошкольного возраста. Всё это способствуют гипокинезии - пониженной двигательной активности.
Нельзя забывать, что здоровье человека закладывается в детстве и необходимо сейчас прилагать максимум усилий для развития физкультурно-досуговой деятельности города. В этих условиях назрела необходимость сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Объект исследования: физкультурно-досуговая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - организация предметно-развивающей и предметно-игровой среды физкультурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста.
Цель и задачи исследования. Общая цель диссертационной работы состоит в разработке модели предметно-развивающей среды физкультурного назначения, способствующей разностороннему развитию детей дошкольного возраста и их успешной социализации в обществе. Для конкретизации этой цели потребовалось решить следующие задачи:
- во-первых, рассмотреть особенности организации работы спортивно¬игровой комнаты для физкультурного досуга детей дошкольного возраста;
- во-вторых, проанализировать текущее состояние физкультурно - досуговой деятельности в г. Красноярске и потенциал его развития;
- в-третьих, разработать модель предметно-развивающей среды по разным видам спорта;
- в-четвертых, разработать проект спортивно-игровой комнаты физкультурного назначения для детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: физкультурный досуг дошкольников будет эффективным, если проект спортивно-игровой комнаты будет включать в себя широкий спектр физкультурно-спортивных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом.
Методы исследования: проведение социологического опроса (интервьюирования и анкетирования), анализ документов и материалов, анализ статистических данных, обобщение и интерпретация полученных результатов.
Научная новизна диссертационной работы заключается в анализе текущего состояния развития досуговой деятельности города Красноярска и учреждений физкультурно-спортивной направленности для детей дошкольного возраста; в разработке модели предметно-пространственной среды по различным видам спорта для детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проект организации спортивно-игровой комнаты для детей дошкольного возраста может быть реализован в различных помещениях, с использованием разнообразных видов спорта. Удобное расположение спортивно-игровой комнаты в торгово-развлекательном центре, повлияет на узнаваемость и дальнейшую популяризацию реализуемых видов спорта. Тренеры смогут с более раннего возраста выявлять талантливых детей. У детей дошкольного возраста появится возможность активного времяпрепровождения в торгово-развлекательном центре, с использованием физкультурно-досуговой деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные материалы и результаты исследования были опубликованы:
1. Левочкина, Ю.А. Спорт, отдых и игра / Ю.А. Левочкина // Проспект Свободный - 2017 : материалы международной студенческой конференции [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2017. - Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/mn2017
2. Дрягина, Ю.А. Обзор объектов физкультурно-оздоровительного назначения г. Красноярска / Ю.А. Дрягина // Проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства : материалы IV междунар. науч.-практич. интернет- конф. - Чита: Забайкальский гос. ун-т, 2018. - С. 59-63.
3. Дрягина, Ю.А. Развитие индустрии спорта для детей дошкольного возраста в г. Красноярске / Ю.А. Дрягина // Проспект Свободный - 2018 : материалы международной студенческой конференции [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2018. - Режим доступа: http://mn2018.sfu-kras.ru
4. Дрягина, Ю.А. Центры раннего развития для детей в г. Красноярске / Ю.А. Дрягина // Актуальные проблемы современной науки : материалы международной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург: Международный научный центр, 2018. - Режим доступа: http://international-science.com
На сегодняшний день, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние здоровья наших детей катастрофически ухудшается (имеют различные отклонения в физическом развитии, избыточный вес, недостаточно сформированы навыки двигательной активности). При этом в системе образования, в городе Красноярске, существует ряд нерешенных проблем: нехватка педагогических кадров, загруженность дошкольных учреждений, дефицит учреждений физкультурно-спортивной направленности для детей дошкольного возраста. Всё это способствуют гипокинезии - пониженной двигательной активности.
Нельзя забывать, что здоровье человека закладывается в детстве и необходимо сейчас прилагать максимум усилий для развития физкультурно-досуговой деятельности города. В этих условиях назрела необходимость сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Объект исследования: физкультурно-досуговая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - организация предметно-развивающей и предметно-игровой среды физкультурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста.
Цель и задачи исследования. Общая цель диссертационной работы состоит в разработке модели предметно-развивающей среды физкультурного назначения, способствующей разностороннему развитию детей дошкольного возраста и их успешной социализации в обществе. Для конкретизации этой цели потребовалось решить следующие задачи:
- во-первых, рассмотреть особенности организации работы спортивно¬игровой комнаты для физкультурного досуга детей дошкольного возраста;
- во-вторых, проанализировать текущее состояние физкультурно - досуговой деятельности в г. Красноярске и потенциал его развития;
- в-третьих, разработать модель предметно-развивающей среды по разным видам спорта;
- в-четвертых, разработать проект спортивно-игровой комнаты физкультурного назначения для детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: физкультурный досуг дошкольников будет эффективным, если проект спортивно-игровой комнаты будет включать в себя широкий спектр физкультурно-спортивных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом.
Методы исследования: проведение социологического опроса (интервьюирования и анкетирования), анализ документов и материалов, анализ статистических данных, обобщение и интерпретация полученных результатов.
Научная новизна диссертационной работы заключается в анализе текущего состояния развития досуговой деятельности города Красноярска и учреждений физкультурно-спортивной направленности для детей дошкольного возраста; в разработке модели предметно-пространственной среды по различным видам спорта для детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проект организации спортивно-игровой комнаты для детей дошкольного возраста может быть реализован в различных помещениях, с использованием разнообразных видов спорта. Удобное расположение спортивно-игровой комнаты в торгово-развлекательном центре, повлияет на узнаваемость и дальнейшую популяризацию реализуемых видов спорта. Тренеры смогут с более раннего возраста выявлять талантливых детей. У детей дошкольного возраста появится возможность активного времяпрепровождения в торгово-развлекательном центре, с использованием физкультурно-досуговой деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные материалы и результаты исследования были опубликованы:
1. Левочкина, Ю.А. Спорт, отдых и игра / Ю.А. Левочкина // Проспект Свободный - 2017 : материалы международной студенческой конференции [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2017. - Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/mn2017
2. Дрягина, Ю.А. Обзор объектов физкультурно-оздоровительного назначения г. Красноярска / Ю.А. Дрягина // Проблемы развития индустрии туризма и гостеприимства : материалы IV междунар. науч.-практич. интернет- конф. - Чита: Забайкальский гос. ун-т, 2018. - С. 59-63.
3. Дрягина, Ю.А. Развитие индустрии спорта для детей дошкольного возраста в г. Красноярске / Ю.А. Дрягина // Проспект Свободный - 2018 : материалы международной студенческой конференции [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2018. - Режим доступа: http://mn2018.sfu-kras.ru
4. Дрягина, Ю.А. Центры раннего развития для детей в г. Красноярске / Ю.А. Дрягина // Актуальные проблемы современной науки : материалы международной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург: Международный научный центр, 2018. - Режим доступа: http://international-science.com
Основными особенностями организации работы спортивно-игровой комнаты для физкультурного досуга детей дошкольного возраста, является:
1) Создание развивающей предметно-пространственной среды основанной на принципах: полифункциональности, трансформируемости, вариативности, насыщенности и безопасности.
2) Использование разнообразных форм организации досуга и владение методикой их применения, которые обеспечат достаточную физическую нагрузку и решат задач физического воспитания детей дошкольного возраста.
3) Индивидуальная работа по планированию форм и методов организации досуга детей. Во-первых, для устранения недостатков у детей (например: нарушение осанки, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательных систем). Во вторых, самостоятельные занятия физическими упражнениями (без участия родителей, но под руководством тренера) воспитывают у детей инициативу, активность, организаторские способности, творческую самостоятельность. При этом все формы работы по физическому воспитанию должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга.
4) Взаимодействие педагога, ребенка и родителей. Для вовлечения родителей, необходимо проводить физкультурные праздники, которые являются эффективной формой активного досуга детей.
Для грамотной организации физкультурного досуга детей дошкольного возраста, нами был проведен анализ текущего состояния и перспектив развития досуговой деятельности в городе Красноярске.
Число систематически занимающихся физической культурой и спортом в 2018 г. составило 364 тыс. чел. по г. Красноярску, что составляет 33% от общего числа жителей. По сравнению с экономически развитыми странами, где данный показатель достигает 50-60%, процент занимающихся физической культурой и спортом в городе достаточно низок. Несмотря на невысокий показатель, в городе работают более полторы тысячи спортивных сооружений и организаций, в которых одновременно могут заниматься 350 тысяч горожан.
Анализ учреждений физкультурно-спортивной направленности г. Красноярска для детей дошкольного возраста показал, что наиболее доступным спорт является для жителей Советского района. Здесь, трехлетним детям преподают хореографию, хоккей, ушу, художественную гимнастику, акробатику и футбол. Но это лишь малая часть видов спорта, которые имеют развитие в Красноярске (на 23.03.2018 г. аккредитованными являются 110 федерация по видам спорта). В других районах города, ситуация еще хуже. Самым проблемным является правобережье города.
Совсем не освоенным сегментом для детей дошкольного возраста в г. Красноярске остаются виды спорта: баскетбол, спортивная борьба, легкая атлетика, фитнес-аэробика, бокс, керлинг, боулинг, спортивная аэробика. При численности детей в возрасте до 6 лет равной 90899 человек, и наличии 23 платных и 9 бесплатных кружков в городе Красноярске, иметь здоровых, спортивно развитых детей дошкольного возраста достаточно сложно.
Для решения существующих недостатков, автор разработал модель предметно-развивающей среды физкультурного назначения, представленную в приложении Г. На ее основе была спроектирована спортивно-игровая комната физкультурного назначения для детей дошкольного возраста.
Уникальность проекта заключается в спортивной составляющей спортивно-игровой комнаты. Внедрять проект планируется в торгово-развлекательный центр «Мега» в Ленинском районе г. Красноярска и он рассчитан на детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Занятия будут проходить в виде открытых групп, где родители смогут оставить своего ребенка при посещении торгово-развлекательного центра. В спортивно-игровой комнате будут представлены следующие услуги: спортивные занятия под руководством преподавателя; тематические уроки с интерактивной направленностью; культурно-массовые мероприятия.
Благодаря сокращению количества времени малоподвижных игр (компьютер, гаджеты), впоследствии ожидается уменьшение рисков возникновения гипокинезии, девиантного поведения и ассоциальных интересов. Реализация проекта позволит сплотить членов семьи, даст возможность устранить нарастающие сложности во взаимоотношениях и избежать проблемы в процессе социализации детей дошкольного возраста.
Таким образом, задачи данной магистерской диссертации решены в полном объёме, цель — разработка модели предметно-развивающей среды физкультурного назначения, способствующей разностороннему развитию детей дошкольного возраста и их успешной социализации в обществе - была достигнута.
1) Создание развивающей предметно-пространственной среды основанной на принципах: полифункциональности, трансформируемости, вариативности, насыщенности и безопасности.
2) Использование разнообразных форм организации досуга и владение методикой их применения, которые обеспечат достаточную физическую нагрузку и решат задач физического воспитания детей дошкольного возраста.
3) Индивидуальная работа по планированию форм и методов организации досуга детей. Во-первых, для устранения недостатков у детей (например: нарушение осанки, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательных систем). Во вторых, самостоятельные занятия физическими упражнениями (без участия родителей, но под руководством тренера) воспитывают у детей инициативу, активность, организаторские способности, творческую самостоятельность. При этом все формы работы по физическому воспитанию должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга.
4) Взаимодействие педагога, ребенка и родителей. Для вовлечения родителей, необходимо проводить физкультурные праздники, которые являются эффективной формой активного досуга детей.
Для грамотной организации физкультурного досуга детей дошкольного возраста, нами был проведен анализ текущего состояния и перспектив развития досуговой деятельности в городе Красноярске.
Число систематически занимающихся физической культурой и спортом в 2018 г. составило 364 тыс. чел. по г. Красноярску, что составляет 33% от общего числа жителей. По сравнению с экономически развитыми странами, где данный показатель достигает 50-60%, процент занимающихся физической культурой и спортом в городе достаточно низок. Несмотря на невысокий показатель, в городе работают более полторы тысячи спортивных сооружений и организаций, в которых одновременно могут заниматься 350 тысяч горожан.
Анализ учреждений физкультурно-спортивной направленности г. Красноярска для детей дошкольного возраста показал, что наиболее доступным спорт является для жителей Советского района. Здесь, трехлетним детям преподают хореографию, хоккей, ушу, художественную гимнастику, акробатику и футбол. Но это лишь малая часть видов спорта, которые имеют развитие в Красноярске (на 23.03.2018 г. аккредитованными являются 110 федерация по видам спорта). В других районах города, ситуация еще хуже. Самым проблемным является правобережье города.
Совсем не освоенным сегментом для детей дошкольного возраста в г. Красноярске остаются виды спорта: баскетбол, спортивная борьба, легкая атлетика, фитнес-аэробика, бокс, керлинг, боулинг, спортивная аэробика. При численности детей в возрасте до 6 лет равной 90899 человек, и наличии 23 платных и 9 бесплатных кружков в городе Красноярске, иметь здоровых, спортивно развитых детей дошкольного возраста достаточно сложно.
Для решения существующих недостатков, автор разработал модель предметно-развивающей среды физкультурного назначения, представленную в приложении Г. На ее основе была спроектирована спортивно-игровая комната физкультурного назначения для детей дошкольного возраста.
Уникальность проекта заключается в спортивной составляющей спортивно-игровой комнаты. Внедрять проект планируется в торгово-развлекательный центр «Мега» в Ленинском районе г. Красноярска и он рассчитан на детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Занятия будут проходить в виде открытых групп, где родители смогут оставить своего ребенка при посещении торгово-развлекательного центра. В спортивно-игровой комнате будут представлены следующие услуги: спортивные занятия под руководством преподавателя; тематические уроки с интерактивной направленностью; культурно-массовые мероприятия.
Благодаря сокращению количества времени малоподвижных игр (компьютер, гаджеты), впоследствии ожидается уменьшение рисков возникновения гипокинезии, девиантного поведения и ассоциальных интересов. Реализация проекта позволит сплотить членов семьи, даст возможность устранить нарастающие сложности во взаимоотношениях и избежать проблемы в процессе социализации детей дошкольного возраста.
Таким образом, задачи данной магистерской диссертации решены в полном объёме, цель — разработка модели предметно-развивающей среды физкультурного назначения, способствующей разностороннему развитию детей дошкольного возраста и их успешной социализации в обществе - была достигнута.



