Введение 3
1 Позиционирование в сфере радиовещания 5
1.1 Эволюция понятия позиционирования 5
1.2 Особенности позиционирования компании в сфере радиовещания 10
1.3 Факторы и тенденции развития рынка радиовещания 21
2 Управление системой позиционирования компании в сфере радиовещания 31
2.1 Моделирование изменений параметров позиционирования компании по этапам жизненного цикла продукта/компании 32
2.2 Формирование системы позиционирования компании на основе целей и
КРІ по целевым группам ( слушатели, рекламодатели) 36
2.3 Обоснование выбора инструментов позиционирования в сфере радиовещания 44
3 Информационное обеспечение позиционирования компании в сфере радиовещания 53
3.1 Формирование системы показателей и выбор способов расчета KPI целевых групп 53
3.2 Определение информационных ресурсов, методов и инструментов сбора данных 60
Заключение 67
Список использованных источников 69
Приложение А - Бланк анкеты для оценки потребностей аудитории слушателей 79
Приложение Б - Бланк анкеты для оценки удовлетворенности
рекламодателя от сотрудничества с радиокомпанией 82
Радио - мощное средство распространения самой разнообразной оперативной информации, пропаганды, просвещения. В настоящее же время информация, в широком понимании этого слова стала товаром. Теперь слушателя нужно завоевать. Это коренным образом изменило содержание текстов, их тематику, формы общения с аудиторией.
У средств массовой информации есть одно абсолютно уникальное свойство, которого нет ни у одного другого продукта: они продают сами себя. Продают всей своей сущностью, всеми своими компонентами - именем, форматом, содержанием. Поэтому СМИ непременно должно обладать яркой индивидуальностью, которая будет проявляться во всех компонентах бренда - в названии, дизайне, идеологии издания, в стиле и содержании текстов или передач.
Позиционирование СМИ - это ответ на вопрос, «какую потребность целевой аудитории мы удовлетворяем своим появлением». В определении рыночной позиции СМИ должна содержаться веская причина, на которую отреагирует целевая аудитория. Авторы концепции позиционирования Эл Райс и Джек Траут считали, что это можно сделать двумя способами: объединив все похожие товары в единую группу, убедив потребителей, что отличия между ними несущественны, либо - убедить покупателей в том, что с появлением новой марки сведения об имеющихся товарах уже можно отбросить за ненадобностью.
Главной особенностью рынка радиовещания является ориентация на 2 вида рынка: В2В и В2С. Взаимосвязь этих двух компонентов определяет устойчивое положение радиостанции н рынке и ее коммерческий успех. Отсутствие управления системой позиционирования компании в сфере радиовещания, приводит к сокращению аудитории слушателей и потере партнерских взаимоотношений.
На разных этапах развития компании параметры стратегии позиционирования должны быть взаимосвязаны с факторами внешней среды и особенностями потребительского восприятия.
Тема магистерской диссертации: Управление системой позиционирования компании в сфере радиовещания.
Целью диссертационного исследования является выявление закономерности позиционирования радиостанции в условиях информационного рынка как универсального инструмента «настройки» радиостанции на взаимоотношение с целевой аудиторией, обозначить основные средства позиционирования, имеющего многовекторный, системный характер.
Объектом диссертационного исследования являются компании в сфере радиовещания
Предметом диссертационного исследования являются процессы управления позиционированием в сфере радиовещания.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- уточнить понятие позиционирования для компании в сфере радиовещания;
- исследовать тенденции развития и выделить закономерности рынка радиовещания в условиях конкуренции;
- установить взаимосвязь между этапами жизненного цикла компании и ключевыми инструментами позиционирования для воздействия на потребителя;
- Разработать систему показателей и определить параметры управления;
- выделить необходимое информационное обеспечение для позиционирования.
Научная новизна результатов исследования состоит в разработке комплекса теоретико-методических положений, обеспечивающих эффективное позиционирование компании в сфере радиовещания.
Четкое позиционирование лежит в основе успешной стратегии продвижения товара или услуги компании и позволяет не только продемонстрировать все достоинства товара для потребителя, но и создать четкое различие между товаром компании и продуктами конкурентов. Поэтому необходимо уделять особое внимание этому этапу разработки стратегии продвижения товара или услуги. В сфере радиовещания основным рыночным субъектом в становится крупная медийная структура.
Особенности позиционирования продукта или компании на рынке радиовещания связаны со следующими аспектами:
- особенности продукта - неосязаемость, несохраняемость, неразделимость, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость главный продукт - потребительская информация.
- особенности целевой аудитории - двойственный характер, потому что деятельность радиостанции ориентирована на две целевые аудитории, - слушатели и рекламодатели. Как медианоситель - радио открывает массу возможностей рекламодателю. Под конкретную задачу можно реализовать любой проект, используя различные эфирные инструменты. Главная задача — сделать рекламный продукт интересным, в противном случае, можно лишиться части аудитории.
Проведенный в диссертационном исследовании анализ позволил сделать вывод о необходимости управления системой позиционирования в зависимости от жизненного цикла радиокомпании. Каждая фаза жизненного цикла организации требует определенной организационной структуры и инструментов управления. Для того, чтобы определить на каком этапе жизненного цикла находится компания необходимо следить за объемом продаж рекламы.
Стратегии позиционирования, как правило, не подвергаются частым корректировкам, хотя такое и случается по мере чередования этапов жизненного цикла рынков или в ответ на действия конкурентов, изменение внешних условий или рыночной конъюнктуры. Но, несмотря на это, время от времени следует осуществлять инспекцию стратегии, чтобы своевременно определить изменения потребительских предпочтений или стратегий конкурентов. В качестве инструмента проведения мониторинга разработаны основные KPI по целевым группам в зависимости от стратегических целей организации. Причинно-следственные цепочки демонстрируют взаимозависимости между отдельными стратегическими целями и тем самым информируют о возникновении при достижении целей взаимных эффектах. Знание зависимостей между целями и значимости самих целей способствует формирования единого понимания стратегии и улучшает работу команды. Представленная система сбалансированных показателей, является примерной, и требует адаптации к конкретному предприятию
При разработке темы магистерского исследования была предложена система управления позиционированием компании в сфере радиовещании в зависимости от этапа жизненного цикла компании. Предложены ключевые показатели эффективности радиокомпании и способы их расчета для трех участников рыночного процесса:
- рекламодателей;
- исполнителей (радиокомпании);
- слушателей.
В качестве главного информационного ресурса для определения потребности целевой аудитории радиокомпании, была разработана анкета.
В рамках реализации системного подхода были предложены мероприятия, позволяющие реализовать данный подход на основе адаптации маркетинговых методик к радиовещания.
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от
05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://www.constitution.ru/
2 Гражданский кодекс Российской Федерации //
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142
3 Министерство связи Российской Федерации (официальный сайт) // http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/13/#section-description
4 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018) "О средствах массовой информации" (о СМИ) от 27 декабря 1991 года N 2124-1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
5 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям [Электронный ресурс] : Отраслевые доклады - Режимдоступа: http://www.fapmc.ru/
6 О защите конкуренции [Электронный ресурс] :федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ ред. 01.03.2011 // Справочная правовая система«КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru.
7 О рекламе [Электронный ресурс] :федер. закон от 13.03.2006 № 38- ФЗ ред. 05.04.2011 . - Режим доступа: КонсультантПлюс.
8 О СМИ [Электронный ресурс] :федер. закон от 13.03.2006 № 38- ФЗ ред. 05.04.2011 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant.ru.
9 Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс] :федер. закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ ред. от 03.07.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru.
10 PowerBranding.ru[Электронный ресурс] - Режим доступа:http://powerbranding.ru
11 FM Альянс группа радиостанций [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://7fm.ru
12 Tvkinoradio [Электронный ресурс] Информационно-справочный портал - Режим gоступа:http://tvkinoradio.ru/
13 Ассоциация Коммуникационных Агентств России (АКАР) [Электронный ресурс] : Информационно-справочный портал - Режим доступа: http://www.akarussia.ru
14 ГПМ Радио [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.gpmradio.ru/
15 Деловой портал B2BIS Бизнес Красноярск [Электронныйресурс]- режим доступа:http://www.b2bis.ш
16 Денежный эфир: сколько зарабатывают радиостанции в России
[Электронный ресурс]: - режим доступа:
http://www.rbc.ru/special/technology_and_media/02/07/2015/559283559a794747fc3 52c2a
17 Индустрия рекламы [Электронный ресурс] : Информационно¬справочный портал - Режим доступа:http://adindustry.ru/
18 Компания решений для брендов [Электронный ресурс]: - Режим доступа: «http: //www.gbs. com.ua/ru/branding/brand-positioning/»
19 Маркетинговое агентство РБК [Электронный ресурс] : Систематизированная база данных готовых исследований - Режим доступа:http://www.research.rbc.ru/
20 Позиционирование бизнеса в условиях конкурентной среды: методическое пособие / Лукина Е.А.. - Москва: МЭСИ, 2014. - 116 с.
21 Радиореклама [Электронный ресурс]: - сайт индустрии рекламы информационно-справочный портал - Режим доступа: http://adindustry.ru/radio- advertising
22 Современные модели управления жизненным циклом компании [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://powerbranding.ru/biznes- analiz/olc-models/
23 Аакер Д. Создание сильных брендов: Пер с англ - М.,2003. - С.-256.
24 Бианки, В.А. Убрать конкурента: PR-атака/А.В. Бианки, А.А. Серавин.-СПб.: Питер, 2007.-239с.
25 Бизнес-статистика [Электронный ресурс] : Готовые обзоры рынков и бизнес-планы BusinesStat - Режим доступа: http://www.businesstat.ru/
26 Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект пресс, 2005. 176 с.
27 Беляев С.В. Коробицын В.И. Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. - М.: НПК «Пласть - 1500», 1995. - 179 с.
28 Браун Дж., Коул У. Эффективный менеджмент на радио и телефидении/Пер.с англ. - М.: Мир, 2001.
29 Брянцева,Е.Н. Стратегический менеджмент : учеб. пособие / Е. Н. Брянцева; Ом. гос. тех. ун-т.-Омск : ОГТУ, 2007. - 95с.
30 Бубукин А.В Брендинг на радио: Важнейшие составляющие успеха. - бренд-менеджмент#1(20) - 2005
31 Бубукин А.В. Эфирные тайны. - Новосибирск: FM-реклама, 2003- С.15
32 Буданцев Ю.П. Информационное общество // Российская политическая энциклопедия: в 2т. Т.1. - М.: РОССПЭН, 1999. - 246 с.
33 БурчаковР. Г. // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2006 .¬№ 6 . - С. 572-577.
34 Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран6 Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 336 с.
35 Вартанова Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. - М.: МедиаМир, 2009. - 488 с.
36 Время работать на радио / под ред. Е.Н. Филимоновых. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. - 189 с.
37 Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации.— 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2005. — 528 с.
38 Голубков Е.П. Предплановые маркетинговые исследования и стратегический анализ // Маркетинг в России и за рубежом.- 2007.-№6.-С.96- 113.
39 Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология / Е. П. Голубков. — М.: Финпресс, 2000. — 464с.
40 Губенко И.В. Стратегические подходы к формированию конкурентоспособности бренда / И.В. Губенко //Современная конкуренция.- 2010.-№5.-С.34.
41 Гуревич С.М. Экономика средств массовой коммуникации. - М.: Аспект Пресс, 2008 - 288с.
42 Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, оформление и оценка эффективности - М.: Консалтинговая группа «Имидж Контакт: Изд. Дом «Инфра - М», 2003. - 268с.
43 Демина И.Р Трансформация медиасистемы: человеческий потенциал // журнал известия байкальского государственного университета Иркутск, 2010
44 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М.:Мысль, 1994.
45 Евстафьев В.А. Журналистика и реклама: основы взаимодействия. - М.:2001. - С.250.
46 Иваницикий В.Л. Основы бизнесмоделирования СМИ. - М.: Аспект Пресс, 2010 - 254 с.
47 Индустрия рекламы [Электронный ресурс] : Информационно¬справочный портал - Режим доступа:http://adindustry.ru/
48 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Экспресс-курс.- 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб.: Питер, 2006. —464c.
49 Котлер Ф. Основы маркетинга: /Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг; Пер. с англ. - 2-е европ. Изд. - М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 1152с.
50 Красноярск в цифрах: стат. справочник/ Красноярский краевой ком. гос. статистики.- Красноярск, 2013.-26с.
51 Красноярский край в цифрах: Стат. сб./ Красноярский краевой ком. гос. статистики.- Красноярск: Красноярскстат, 2013.-143с.
52 Кревенс Д. Стратегический маркетинг - М: 2008. - С. 512
53 Курочкина А.А. Экономические эффекты проведения международных спортивных мероприятий в регионах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 6 [Электронный ресурс] - Режим gостуnа:http:/^konomika.snauka.ш/2017/06/14935
54 Курс MBA по маркетингу/ Чарльз Шив. - М.: Альпина Паблишер, 2003. - 716 с.
55 Лащук О.Р. Термин «формат» в массовой коммуникации // Вестн.Моск. ун-та. Сер.10. Журналистика. -№6. - С.14 - 21
56 Лукашова Е.В. Проблемы ценностного сегментирования российского потребительского рынка//Маркетинг в России и за рубежом. -2007. - №1(57). - С.3-10.
57 Лукашова Е.В. Проблемы ценностного сегментирования российского потребительского рынка//Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - №1(57). - С.3-10.
58 Магомедов Ш. Ассортиментная политика торгового предприятия//Маркетинг. - 2009. - №1(104). - С.51-60.
59 Манн, И. Маркетинг без бюджета. 50 работающих инструментов/ И. Манн.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.-288 с.
60 Маркетинг: учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-560.
61 Маркетинг 21 века/Филип Котлер. - СПб.: Нева НеваЭкономикс, 2005. - 425 с.
62 Маркетинг: новые технологии в России/ В. М. Терещенко. - СПб.: Питер, 2001. - 415 с.
63 Маркетинг-менеджмент и стратегии/ Питер Дойль. - СПб.: Питер бук, 2002. - 538 с.
64 Маркетинг/ Б.А. Соловьев. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 382
65 Маркетинговые стратегии и конкурентное позиционирование/ ГрэмХулей. - Днепропетровск.: Баланс-Бизнес Букс, 2005. - 774 с.
66 Маркетинговое планирование - практическое руководство по разработке/ МэрианБерк Вуд. - М.: Вильямс, 2005. - 299 с.
67 Махмутова Г.С. Алгоритм сегментации рынка и отбора целевых сегментов//Маркетинг. - 2006. - №1. - С.44-57
68 Махмутова Г.С., Махмутов И.И. Анализ и классификация методов сегментации//Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - №1. - С. 35-46
69 Мельникова, Н.А. Медиапланирование: стратегическое и тактическое планирование рекламных кампаний /Н. А. Мельникова.-М.: Дашков и К°, 2010.-177с.
70 Мельникова, Н.А. Медиапланирование: стратегическое и тактическое планирование рекламных кампаний /Н. А. Мельникова.-М.: Дашков и К°, 2010.-177с.
71 Механизм формирования системы позиционирования товара на рынке Н.А. Остапенко. Весник МДУ имени А.А. Кудряшова.2016.№1(47).С.18- 23
72 Муромкина, И.И. Маркетинговые факторы успеха на региональном потребительском рынке / И.И. Муромкина //Маркетинг, №1, 2007,с.22.
73 Муромкина, И.И. Маркетинговые факторы успеха на региональном потребительском рынке / И.И. Муромкина //Маркетинг, №1, 2007,с.22.
74 Налоговый кодекс РФ (Принят Государственной думой 22.11.2004 г. с изменениями и дополнениями ) // СПС «Консультант»от01февраля 2017 г.
75 Николаева, М.А. Собственные торговые марки: учеб. пособие/M.A. Николаева, С.А. Калугина.- М.: ОЦПКРТ, 2008. -56с.
76 Новиченкова Л. Управление корпоративной репутацией: от системы к резкльтату. - [Электронный ресурс]: - Режим
доступа: https://www.ippnou.ru/print/003132/
77 Новое позиционирование/ Эл Райс, Джек Траут. - СПб.: Питер, 2002. - 189 с.
78 Новости радио OnAir [Электронный ресурс] : Информационно-справочный портал - Режим доступа:http://onair.ru/
79 Основы маркетинга/ Сара Уайт. - М.: АСТ Астрель, 2004. - 424 с.
80 Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник.- М.: Омега-Л,2003.-656с.
81 Понятие целевого сегмента [Электронный архив] - Режим доступа: http://www.nicemanagement.ru/
82 Попова, Ю.Ф. Стратегический и операционный маркетинг: учеб. пособие / Ю.Ф.Попова; Сыктывкарский гос. ун-т.—Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2008.—101 с.
83 Поведение потребителей/ Н. Г. Федько. - РнД.: Феи, 2001. - 351 с.
84 Позиционирование: битва за узнаваемость/ Эл Райс, Джек Траут. - СПб.: Питер, 2004. - 249 с.
85 Позиционирование бизнеса в условиях конкурентной среды: методическое пособие / Лукина Е.А.. - Москва: МЭСИ, 2014. - 116 с.
86 Портер М. Конкурентная стратегия - М: 2005. - С. 73
87 Практика сегментирования рынка/ А. Г. Костерин. - СПб.: П-Принт, 2002. - 284 с.
88 Практический маркетинг/ Т. Амблер. - Спб.: Питер, 2001. - Крофт М.Д. Сегментирование рынка/ М.Д. Крофт - СПб.: Питер, 2000. - 128 с.
89 Практическое руководство по сегментированию рынка/ Салли Дибб. - М.: Инфра, 2002. - 239 с.
90 Практический маркетинг/ Т. Амблер. - Спб.: Питер, 2001. - Крофт М.Д. Сегментирование рынка/ М.Д. Крофт - СПб.: Питер, 2000. - 128 с.
91 Предпринимательство: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандера. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 581с.
92 Предпринимательство: Учебник/Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 448с.
93 Радиовещание в 2016 году. Состояние, тенденции и перепективы развития // Отраслевой доклад. - М., 2013 - 97с.
94 Радио: музыкальное , новостное, общественное / под ред. В.А. Сухаревой, А.А. Аллахверова. - Фонд независимого радиовещания, 2001. - 224 с.
95 Раскатова Е.Р. формат радиостанции Методическая разработка. - Тольятти, 2004. - 33 с.
96 Романов,А.А. Маркетинговые коммуникации /А. А. Романов,А.В. Панько; Ин-т менеджмента МЭСИ.-М.: Эксмо, 2006.-427 с.
97 Современное радиовещание воценках журналистов и исследователей // Сборник материалов заседаний круглых столов в рамках конференции «Журналистика» (2004-2011) / Под ред. Болотовой Л.Д. - М.: Факультет жуоналистики МГУ, 2011. - 152с.
98 Соловьев, Б.А. Маркетинг: учебник/ Б.А.Соловьев.-М.:ИНФРА- М,2008.-383 с.
99 Соловьева А.И. Методика сегментирования рынка пассажирских автотранспортных услуг// Вестник ИНЖЭКОНа. - 2008. - №3(22). - С. 447¬450.
100 Социально-экономическое положение Красноярского края в 2016 году [Электронный ресурс] : Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - Режим достуnа:www.krasstat.gks.ru
101 Система средств массовой коммуникации России . Учебное пособие для ВУЗов / под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект прес, 2005. - 382 с.
102 Стратегический менеджмент. / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС,2012
103 Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/ Ж.Ж. Ламбен. - СПб.: Наука, 1996. - 589 с.
104 Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс,2011
105 Таганов Д.И. Сегментирование потребителей на основе иерархического кластерного анализа//маркетинг в России и за рубежом. - 2005.- №2. - С.32-42
106 Телерадиоэфир: история и современность / под ред. Засурского Я.Н.
- М.: Аспект Пресс, 2005. - 239 с.
107 Телерадиоэфир: история и современность / под ред. Качкаевой А.Г..
- М.: Аспект Пресс, 2008. - 400с.
108 Траут Дж., Райс Э. Позиционирование: битва за умы/Дж. Траут, Э. Райс. - СПб.: Питер, 2007. - 336с
109 Траут, Дж, Райс, Э Маркетинговые войны. Юбилейное издание: пер. с англ. / Джек Траут, Эл Райс// Деловой бестселлер - СБб.: Питер, 2010.¬304с.
110 Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. Учебник для вузов. 5¬е издание.-СПб.: Питер, 2008.-368с.: ил.- Серия «Учебник длявузов».
111 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям [Электронный ресурс] : Отраслевые доклады - Режимдоступа: http://www.fapmc.ru/
112 Фиров Н.В. Методологические основы оценки конкурентоспособности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 22. - С. 2 -9.
113 Фирсенко, С.С. Товарная политика предприятия : учеб. пособие / С.С. Фирсенко, Е.В. Щербенко ; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т.-Красноярск,2008. -277с.
114 Шевченко Д.А. Маркетинг как философия бизнеса часть 1// Электронный ресурс] - Режим доступа:http://7fm.ru
115 Школы стратегий. Стратегия сафари/ Генри Минуберг. - СПб.: Питер, 2001. - 330 с
116 Фокина Е.В. Оценка конкурентоспособности предприятия и характеристика ее уровня // Учет и статистика. - 2011. - № 23. - С. 53 -60.
117 Фокс, Д.Д. Конкурентные преимущества в денежном выражении: пер. с англ. /Д. Д. Фокс, Р.К. Грегори.-М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.-294 с.
118 Швец А., Швец М. Анализ ассортиментной политики предприятия//Маркетинг. - 2007. - №2(93). - С.50-60.
119 Экономическая стратегия фирмы: учеб. пособие/Под ред. А.П. Градова. - 3-е изд., испр. - СПб.: Спец-Лист, 2000. - 589с.
120 Экономическая теория: Учебник/Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА- М, 2013. - 714с.
121 Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика.: Учебник для вузов/А.Ю.Юданов; Спб.: Питер, 2008.-356с.
122 Юрашев В. Количественные показатели контроля конкурентоспособности торговой марки//Маркетинг. - 2002. - №6. - С.55-58.
123 Юрьев В.Н. Кульков И.А Информационные системы в маркетинговой деятельности. - М.: изд-во Университет «Синергия»,2006
124 Юшкова Л.В. Конкурентный анализ товарных рынков и услуг: учебное пособие/Л.В.Юшкова; Краснояр.гос.торг.-эконом.ин-т.-Красноярск, 2008.-294с.
125 100 приемов эффективного брендинга/ Ян Эллвуд. - СПб.: Питер Питерпринт, 2002. - 368 с.