🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ ГЕНРИХА САПГИРА

Работа №203291

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА ГЕНРИХА САПГИРА 9
ЕЕ Обзор творчества 9
Е2. Генрих Сапгир — поэт «лианозовской школы» И
ЕЗ. Исследователи творчества Генриха Сапгира 16
2. ПОЭТИКА ДЕТСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ Г. САПГИРА 21
2.1. Генрих Сапгир как детский поэт 21
2.2. Особенности игровой поэтики детских стихотворений
Генриха Сапгира 25
3. РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 50
3.1. «Стихотворение Г. Сапгира “Смеянцы”» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57

Художественный мир литературного произведения сочетает в себе физические параметры реального мира и духовную сферу внутреннего мира человека. В художественном мире всё связано со всем, даже удаленные элементы разных уровней (композиция, персонажи, темы, мотивы, диакритические знаки нт. п.) обмениваются смысловой энергией, вступают в диалог [3].
Когда говорят о понятии «художественный мир», все произведения автора рассматривают как целостный, единый текст. Значимые отклонения, присущие разным текстам, не снимают единого принципа их порождения — семантической связности, объединяющей произведения в «единый текст». Важные аспекты понятия «художественный мир» связаны с описанием «индивидуальной мифологии» автора, своим «художественным миром» обладают и традиционные литературные жанры. Столкновение индивидуальной мифологии автора с коллективной жанровой мифологией и составляет «художественный мир» конкретного произведения. «Художественный мир» сигнализирует о неразрывности художественного мышления и его реализации, содержания и формы.
Специфика категории «художественный мир» заключается в сочетании статических и динамических моментов, поскольку этот мир возникает в момент порождения поэтического высказывания. В результате становится возможным одновременный анализ как становления текста, так и его результата. Ю. М. Лотман вводит понятие «индивидуальной поэтической номинации», которую можно считать порождающим принципом «индивидуальной мифологии» автора. Ю. Лотман приходит к выводу, что, с точки зрения исследователя, для понимания «поэтического мира» необходимо уловить «...систему отношений, которую поэт устанавливает между основополагающими образами-символами». Под «поэтическим миром» Ю.
Лотман подразумевает «кристаллическую решетку взаимных связей» между этими символами [20].
«Художественный мир» всякого автора всегда определяется жанровыми особенностями его творчества. Жанр может быть понят как «коллективный», обобщенный художественный мир, который появился в результате появления творений писателей разных стран, направлений и эпох. «Память жанра» (термин М. М. Бахтина) и есть та самая целостность, то структурное единство, которое налагается на «индивидуальную мифологию» автора, изменяя ее. «Художественный мир» как таковой возникает в результате встречи «индивидуальной мифологии» и «памяти жанра». Соотношения «памяти жанра» и «индивидуальной мифологии» в каждом столетии меняются.
Генрих Вениаминович Сапгир — поэт редчайшего таланта, на протяжении всего творческого пути менял стиль и искал новые формы высказывания. В ранних (рубежа 1950—1960-х годов) текстах чаще склонялся к социальной сатире, зачастую принимавшей изящные игровые формы. Безупречно владея традиционными методами стихосложения (например, сонетным), в то же время разрабатывал новые, экспериментальные формы. Критики отзывались о нём как о классике современного русского авангарда. «У них в Питере был Бродский, а у нас в Москве — Сапгир» [13], — эта широко известная фраза отражает не только разницу в литературных вкусах двух столиц, но и реальный творческий вес поэта Генриха Сапгира. Андрей Вознесенский называл его великим. А. Битов писал о Г. Сапгире: «кажется, он выходит победителем из самой обреченной борьбы — со временем» [13]. Творения Г. Сапгира публиковались с 1960-х годов на Западе, а в России он был более известен как автор детских книг [12]. Детские стихи Г. Сапгира знают все, и они до сих пор актуальны, так как входят в программу букварей и печатаются во многих детских книжках.
Детская поэзия писателя очень мало изучена, поэтому данная работа является актуальной. Новизна работы состоит в попытке комплексного анализа детского творчества Г. Сапгира.
Цель работы — изучение художественного мира детских стихотворений Г енриха Сапгира.
Объект исследования — поэтика стихотворений Г. Сапгира для детей.
Предмет исследования — идейно-тематическое своеобразие и игровая поэтика детских стихотворений Г. Сапгира.
Для выполнения цели были выполнены следующие задачи:
1. Изучить особенности творческой биографии Г. Сапгира.
2. Охарактеризовать детскую поэзию Г. Сапгира в контексте творчества в целом.
3. Проанализировать игровую поэтику в детских стихотворениях Г. Сапгира.
Теоретической базой исследования являются исследования
Н. Азаровой, А. Анисовой, С. Артемовой, Д. Давыдова, М. П. Двойнишниковой, Ю. Евграфова, А. Житенева, Л. Зубовой, О. Зыряновой, А. Макарова-Кроткова, М. Маурицио, А. Махониновой, Ю. Орлицкого, А. Пугачевой, О. Северской, Т. Ф. Семьян, А. Сорочан, М. Строгановой, Д. Суховей, В. Тучковой, Н. Черных.
Теоретическая значимость заключается в уточнении понятия языковая игра в контексте поэзии Г Сапгира.
Практическая значимость состоит в том, что материал исследования можно использовать в процессе преподавания современной отечественной литературы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, проанализировав стихотворения Г. Сапгира, относящиеся к детской поэзии, можно выделить следующие особенности его художественной манеры:
1. Активное использование выразительных средств, таких как олицетворение («задумалась бумага и все карандаши...»), лексический повтор («Художник, художник»), аллитерация («Ни солнце, ни дождик, ни слона, ни крокодила»), восклицательные предложения («Раз! Два! Три!»), сравнения («Круглолицый, как луна»), эпитеты, неологизмы и др.
2. Абсурдизм.
3. Гротескность и сатиричность.
4. Использование смеха в качестве процесса коммуникации с читателем.
Список направлений, в которые Генрих Сапгир вкладывал свой талант, включает в себя и сценарии к классическим мультфильмам, и стихи, и разнообразные ребусы, содержащиеся в стихах. Некоторые произведения, которые писались для детей, однако, заинтересуют и взрослых. И не только заинтересуют, но и заставят задуматься. Ведь эти творения сложны по форме, они обладают множеством смыслов. Г. Сапгир был очень талантливым и многогранным писателем. Детский поэт и драматург, подпольный авангардист, сюрреалист, сценарист детских мультфильмов. Г. Сапгир писал для кино и для театра, писал «взрослые» детские стихи, за годы работы с детской поэзией, он понял, как устроено детское мышление, что оно похоже на поэтическое. Генрих Сапгир постоянно играет с детьми, все стихотворения написаны так, чтобы завлечь и развлечь ребёнка, они весёлые и сумасшедшие. Он постоянно придумывал новые образы, наделял их душой и раскрывал так, что дети очень быстро к ним привязывались. Даже, казалось бы, страшные образы он описывает так, чтобы не возникло сомнений, что персонаж стихотворения — друг ребенку и проводник в мир детства для взрослого. Таким образом, и герой детской поэзии, и ее адресат ощущают себя центром вселенной, всего мироздания, они выходят на прямой контакт с природой, стихией, окружающим миром. Поэт использовал многие игровые приемы, чтобы дети полюбили поэзию и веселились вместе с ним. Были задействованы такие игровые формы, как: считалки, загадки, дразнилки, перевертыши. Поэзия Г. В. Сапгира наполнена смехом, весельем и радостью. Генрих Сапгир, приглашая ребенка к игре, включает его воображение, предлагая увлекательные игры: физические, логические, ролевые и лингвистические. Игровая поэзия для детей стала отличным полем для экспериментов с игровыми формами детской поэзии и для игровой литературы в целом. Перечисленные особенности мира Г. Сапгира можно описывать и дальше, находить и другие примеры языковой игры. Родители проникаются миром фантазий Г. В. Сапгира и всегда счастливы потратить своё время на чтение стихов и весёлую игру со своими детьми.
В заключение следует конкретизировать, что для так называемых детских стихотворений Г. Сапгира свойственны такие художественные достоинства, как языковая игра, лексические повторы, создание комического эффекта, и игровой дискурс, рассчитанный на сотворчество и развитие мышления. Соединение детского восприятия мира, ассоциативности мышления и алогизма действий создают особый эффект праздника в стихотворениях Г. Сапгира, предназначенных для детей.



1. Арзамасцева, И. Н. «Век ребенка» в русской литературе 1900—1930 годов : монография / И. Н. Арзамасцева. — М. : Прометей, 2003. — 404 с.
2. Ахметзянова, Л. М. Языковая игра в поэтике А. Введенского / Л. М. Ахметзянова. —М., 2017. — 15 с.
3. Базылев, О. С. Художественный мир произведения как метод самовыражения автора / О. С. Базылев. — М., 2007. — С. 92—93.
4. Беседа с Анатолием Кудрявицким о Генрихе Сапгире. Не здесь и не сейчас. [Электронный ресурс]. — С-П, 2000. Октябрь. — URL: http://kudryavitsky.narod.ru/interview.html (дата обращения: 24.05.2019).
5. Бергсон А. Смех / А. Бергсон. — М. : Искусство, 1992. — 21 с.
6. Бражникова, С. А. Образный строй поэзии Даниила Хармса : ВКР / С. А. Бражникова. — Пермь, 2017. — 46 с.
7. Великий Генрих. Сапгир и о Сапгире : антология / Т. Г. Михайловская и др. — М. : РГГУ, 2003. — 372 с.
8. Власть слова [Электронный ресурс] // Вавилон : тексты и авторы. — URL: http://www.vavilon.ru/texts/sapgir_memo.html (дата обращения: 10.04.2018).
9. Генрих Сапгир — творчество поэта [Электронный ресурс]. — URL : http://sapgir.narod.ru/ (дата обращения: 10.04.2018).
10. Генрих Сапгир [Электронный ресурс] // Вавилон : тексты и авторы. — URL : http://www.vavilon.ru/texts/sapgirO.html (дата обращения: 10.04.2018).
11. Глезер, А. М. Интервью с Генрихом Сапгиром : собр. соч. : в 4 т. / А. М. Глезер. — М. : Третья волна, 1999. — Т. 2. — С. 5—14.
12. Двойнишникова, М. П. Система жанров лирики Генриха Сапгира : дис. ... канд. филол. наук/М. П. Двойнишникова. —Челябинск, 2011. — 199 с.
13. Детская литература XX века : учеб, пособие / Т. А. Бахор и др. — Красноярск : Изд-во СФУ, 2017. — 90 с.
14. Казарина, Т. В. Три эпохи русского литературного авангарда / Т. В. Казарина. — Самара : Изд-во СамГУ, 2004. — 620 с.
15. Кропивницкий, Е. Л. Портрет Г. Сапгира / Е. Л. Кропивницкий // Арион. — 1997. — № 2. — С. 5—7.
...34

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ