РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ФЕМИНАТИВЫ КАК ПРИМЕР РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА 8
1.1. Экстралингвистические причины образования феминативов 8
1.2. Лингвистические особенности феминативов 16
1.3. Функциональные особенности феминативов 23
2. СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕМИНАТИВОВ В
ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИИ И ИНТЕРНЕТ-ПУБЛИЦИСТИКЕ 32
2.1. Словообразовательные особенности феминативов, представленных в
интернет-общении и интернет-публицистике 32
2.2. Стилистические и экспрессивные особенности феминативов,
представленных в интернет-общении и интернет-публицистике 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А. РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА УРОКА РУССКОГО
ЯЗЫКА НА ТЕМУ «СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЁН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Данная работа посвящена исследованию специфики
функционирования наименований лиц женского пола - феминативов - в интернет-публицистике и на форумах.
Объектом исследования являются феминативы, обозначающие наименования профессиональной деятельности.
Предмет исследования - семантические и грамматические особенности феминативов в интернет-публицистике и на форумах.
Под влиянием политических, социальных и культурных явлений в языке происходят изменения: устаревают какие-либо слова или значения этих слов, образуются неологизмы, меняется тенденция использования определённых единиц языка. В настоящее время получают всё большее распространение наименования женщин по роду деятельности, подчёркивающие женскую самоидентификацию.
Несмотря на то, что в русском языке феминативы образуются с давних времён, они используются носителями языка не так активно, как существительные мужского рода. Более того, в официальной и разговорной речи наблюдается активное использование слов мужского рода в качестве «общего».
Актуальность работы заключается в недостаточной изученности вопросов, связанных с проблемами языкового андроцентризма, языковой асимметрии и образования феминативов в русском языке.
Цель работы - описание специфики функционирования феминативов в интернет-публицистике и на форумах.
Цель определяет следующие задачи:
1. Изучить научную литературу, посвящённую вопросам исследования проблем номинаций женщины по роду деятельности.
2. Описать словообразовательные особенности феминативов.
3. Выявить и проанализировать семантические характеристики феминативов, функционирующих в интернет-общении и интернет- публицистике.
4. Изучить стилистические функции феминативов,
представленных в интернет-публицистике и на форумах.
В работе использовались следующие методы: метод сплошной выборки при отборе примеров использования феминативов для последующего анализа; методика семантического описания при рассмотрении отношений между значением языкового знака и его употреблением; словообразовательный и морфемный анализ при изучении минимальных значащих элементов языка, с помощью которых образуются феминативы; сравнение специфики употребления различных суффиксов в образовании феминативов; стилистический метод при исследовании стилей языка и речи, свойственных феминативным суффиксам и образованиям.
С практической точки зрения, исследование феминативов может быть полезно для понимания проблемы гендерного неравенства в языке и изучения явлений, противостоящих языковому андроцентризму. Работа может представлять интерес для филологов и лингвистов, занимающихся гендерными исследованиями.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Выпускная квалификационная работа получила апробацию в рамках конференции «Язык. Культура. Коммуникации».
Ввиду особенностей исторического развития общества в русском языке наблюдается андроцентризм, в качестве противодействия которому возникли феминативы.
Феминативы могут помочь в решении таких проблем, как невидимость в языке профессиональной значимости женщин, отсутствие в тексте гендерной идентификации, противоречие морфолого-синтаксическим нормам в использовании существительных мужского рода.
Недостатками, присущими феминативам, можно назвать их негативную стилистическую окраску, нарушение эстетического восприятия носителей языка, неудобство в произношении и несоблюдение принципа языковой экономии.
В русском языке для образования феминативов используются суффиксы с семантикой указания на лицо женского пола. При этом не все из «женских» суффиксов являются продуктивными, а феминативы образуются и употребляются непоследовательно.
При анализе языкового материала мы выявили, что наиболее продуктивными являются суффиксы -к(а) и -ш(а), а наименее продуктивными - суффиксы -чиц(а), -их(а), -ис(а) и -унь(я).
По количеству «женских» образований, активно использующихся в разговорной речи и СМИ, представлена тематическая группа «спортивная сфера деятельности». Данный факт предположительно можно объяснить тем, что в спортивной сфере требуется максимальная дифференциация «мужской» и «женской» деятельности.
В отличие от форумов, использование феминативов в СМИ является ограниченным и выборочным. Ограничения связаны со стилистической окрашенностью феминативов, а также незакрепленностью некоторых феминативов в словарях.
Из 180 проанализированных нами феминативов 53 в словарях не зафиксированы. Это указывает на то, что в языке происходит живой процесс, который словари не успевают фиксировать. Некоторые феминативы встречаются в речи, однако официальная лингвистика их не приемлет.
67 проанализированных нами феминативов имеет в словарях помету «разговорное», «просторечное» и / или «ироническое». Это указывает на то, что часто феминативам сопутствует негативная оценочность. Кроме того, «женские» обозначения лингвисты относят к сниженной лексике.
56 слов не имеет помет и может использоваться в нейтральном значении, что указывает на динамичность и развитие языковой системы, а также меняющееся положение женщин в социуме, которое фиксирует язык.