Управление социально-экономическим развитием территории (на примере Канашевского сельского поселения Челябинской области)
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Социально-экономическое развитие муниципального
образования 10
1.2 Управление социально-экономическим развитием муниципального
образования: цели, инструменты и модели 14
1.3Методика оценки эффективности социально-экономического
развития муниципального образования 24
2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАНАШЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
2.1 Особенности социально - экономического развития Канашевского
сельского поселения 29
2.2 Анализ эффективности социально - экономического
развития Канашевского сельского поселения 34
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАНАШЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
3.1 Направления совершенствования социально - экономического развития
Канашевского сельского поселения 39
3.2 Расчет эффективности внедрения мероприятия на СПК «Калуго -
Соловьевское»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ВВЕДЕНИЕ 8
1 СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Социально-экономическое развитие муниципального
образования 10
1.2 Управление социально-экономическим развитием муниципального
образования: цели, инструменты и модели 14
1.3Методика оценки эффективности социально-экономического
развития муниципального образования 24
2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАНАШЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
2.1 Особенности социально - экономического развития Канашевского
сельского поселения 29
2.2 Анализ эффективности социально - экономического
развития Канашевского сельского поселения 34
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАНАШЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
3.1 Направления совершенствования социально - экономического развития
Канашевского сельского поселения 39
3.2 Расчет эффективности внедрения мероприятия на СПК «Калуго -
Соловьевское»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
На сегодняшний день одним из приоритетов в развитии страны, в целом и отдельных муниципальных образований, является ориентированность на нужны населения, его мнение и интересы. И роль органов местного самоуправления в процессе развития возрастает. Требуется их активное участие в управлении социально-экономическим развитием муниципального образования наравне с органами государственной власти. Под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, увязанными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.
Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Актуальность темы исследования определяется огромной ролью социально-экономического развития муниципального образования в жизни российского общества. Оно дает возможность перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.
Целью ВКР является изучение понятия социально-экономического развития муниципального образования, методик с помощью которых оценивается эффективность социально-экономического развития.
Эта цель определила конкретные задачи ВКР:
1. Раскрыть понятие социально-экономического развития муниципального образования.
2. Выделить основные классификации, инструменты и модели управления социально-экономическим развитием муниципального образования.
3. Определить особенности социально - экономического развития Канашевского сельского поселения.
4. Определить основные направления совершенствования социально - экономического развития Канашевского сельского поселения
Объект - администрация Канашевского сельского поселения.
Предмет - социально - экономическое развитие и управление муниципальным образованием Канашевским сельским поселением.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения теорий отечественных авторов в области социально-экономического и устойчивого развития.
Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Актуальность темы исследования определяется огромной ролью социально-экономического развития муниципального образования в жизни российского общества. Оно дает возможность перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.
Целью ВКР является изучение понятия социально-экономического развития муниципального образования, методик с помощью которых оценивается эффективность социально-экономического развития.
Эта цель определила конкретные задачи ВКР:
1. Раскрыть понятие социально-экономического развития муниципального образования.
2. Выделить основные классификации, инструменты и модели управления социально-экономическим развитием муниципального образования.
3. Определить особенности социально - экономического развития Канашевского сельского поселения.
4. Определить основные направления совершенствования социально - экономического развития Канашевского сельского поселения
Объект - администрация Канашевского сельского поселения.
Предмет - социально - экономическое развитие и управление муниципальным образованием Канашевским сельским поселением.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения теорий отечественных авторов в области социально-экономического и устойчивого развития.
Под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, увязанными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.
Совокупность форм, методов и инструментов управления социально-экономическими процессами на мезоуровне является сложной системой. Необходимо учитывать, что в каждом конкретном муниципальном образовании может применяться свой набор инструментов, способов, приемов решения тех или иных задач и достижения целей. В практической деятельности, как правило, используются не отдельные инструменты и рычаги, а некая их совокупность, сочетание нескольких, наиболее эффективных в той или иной обстановке. Изменяющиеся условия функционирования порождают все новые и новые инструменты и способы воздействия на социально-экономические процессы на муниципальном уровне. Поэтому современный механизм управления социально-экономическими процессами на муниципальном уровне должен предполагать поиск, апробирование и внедрение в практику местной деятельности эффективных социально-экономических и организационно¬правовых приемов, наиболее соответствующих складывающейся ситуации и ведущих к достижению намеченных целей.
На сегодня в России не существует общепризнанной методики оценки социально-экономического развития муниципальных образований.
В данной работе используется методика оценки сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований,
разработанная Г.А. Сульдиной и А.М. Хамидулиной, основанная на использовании следующих параметров развития территорий:
1) географическое положение и природно- ресурсный потенциал;
2) трудовые ресурсы;
3) результативность функционирования экономики;
4) финансовые ресурсы;
5) демографические показатели;
6) социальная сфера.
Канашевское сельское поселение является муниципальным образованием, входит в состав Красноармейского муниципального района Челябинской области.
В состав Канашевского сельского поселения входят населенные пункты: село Канашево, село Калуга-Соловьевка, село Пашнино, село Таукаево, деревня Анфалово, деревня Калиновка, деревня Берсеневка. Административным центром муниципального образования «Канашевское сельское поселение» является село Канашево.
Главным инструментом проведения социальной, финансовой и инвестиционной политики на территории муниципального образования является районный бюджет.
В Канашевском сельском поселении наблюдается снижение численности населения в 2015 на 1,82 % по сравнению с 2014г. Происходит, скорее всего, из-за сокращения рабочих мест и невозможности устроиться на новое место в связи с кризисом в стране, так же тем, что большая часть населения работает в Челябинск, что приводит к окончательному переезду в город. Что бы население не уезжало из села следует создавать новые рабочие места, давать субсидии на строительство жилья, предпринимателям создавать дополнительные льготные условия, для детей строить секции и кружки.
Направления совершенствования социально - экономического развития Канашевского сельского поселения могут быть различными, например:
- создание условий для развития малого предпринимательства через помощь в привлечении льготных кредитов на проекты ,значимые для развития поселения и организации новых рабочих мест;
- улучшение демографической ситуации в поселении;
- развитие социальной инфраструктуры поселения, повышение качества и доступности социальных услуг для населения;
- повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
- использование сельскохозяйственных угодий, которые не используются;
- развитие социальной инфраструктуры поселения, повышение качества и доступности социальных услуг для населения и другие.
В данной работе мы рассмотрели вариант увеличение поголовья КРС СПК «Калуга-Соловьеское», что повлечет за собой новые рабочие и места, а также увеличение налоговых отчислений в бюджет.
Произведя расчеты мы определили, что 100 коров дают 750 т молока в год. При условии, что цена молока и себестоимость останутся неизменными, то прибыль от проданного молока возрастет на 177 % и составит 5335,2 тыс.руб.
При расчете был использован показатель надоя 7500кг, но при правильном питании и содержании можно добиться показателей в 8500-9000 кг молока с одной коровы и как следствие уменьшить себестоимость 1т молока, т.к. корова будет потреблять тот же объем корма, останется неизменным количество рабочих, не изменятся затраты на электроэнергию и содержание основных средств. Но при этом увеличится выручка, так как вырастит удой от одной коровы и это приведет к увеличению чистой прибыли от продажи молока. Снижение затрат и увеличение прибыли это одна из главных целей любого предпринимателя.
Совокупность форм, методов и инструментов управления социально-экономическими процессами на мезоуровне является сложной системой. Необходимо учитывать, что в каждом конкретном муниципальном образовании может применяться свой набор инструментов, способов, приемов решения тех или иных задач и достижения целей. В практической деятельности, как правило, используются не отдельные инструменты и рычаги, а некая их совокупность, сочетание нескольких, наиболее эффективных в той или иной обстановке. Изменяющиеся условия функционирования порождают все новые и новые инструменты и способы воздействия на социально-экономические процессы на муниципальном уровне. Поэтому современный механизм управления социально-экономическими процессами на муниципальном уровне должен предполагать поиск, апробирование и внедрение в практику местной деятельности эффективных социально-экономических и организационно¬правовых приемов, наиболее соответствующих складывающейся ситуации и ведущих к достижению намеченных целей.
На сегодня в России не существует общепризнанной методики оценки социально-экономического развития муниципальных образований.
В данной работе используется методика оценки сбалансированности социально-экономического развития муниципальных образований,
разработанная Г.А. Сульдиной и А.М. Хамидулиной, основанная на использовании следующих параметров развития территорий:
1) географическое положение и природно- ресурсный потенциал;
2) трудовые ресурсы;
3) результативность функционирования экономики;
4) финансовые ресурсы;
5) демографические показатели;
6) социальная сфера.
Канашевское сельское поселение является муниципальным образованием, входит в состав Красноармейского муниципального района Челябинской области.
В состав Канашевского сельского поселения входят населенные пункты: село Канашево, село Калуга-Соловьевка, село Пашнино, село Таукаево, деревня Анфалово, деревня Калиновка, деревня Берсеневка. Административным центром муниципального образования «Канашевское сельское поселение» является село Канашево.
Главным инструментом проведения социальной, финансовой и инвестиционной политики на территории муниципального образования является районный бюджет.
В Канашевском сельском поселении наблюдается снижение численности населения в 2015 на 1,82 % по сравнению с 2014г. Происходит, скорее всего, из-за сокращения рабочих мест и невозможности устроиться на новое место в связи с кризисом в стране, так же тем, что большая часть населения работает в Челябинск, что приводит к окончательному переезду в город. Что бы население не уезжало из села следует создавать новые рабочие места, давать субсидии на строительство жилья, предпринимателям создавать дополнительные льготные условия, для детей строить секции и кружки.
Направления совершенствования социально - экономического развития Канашевского сельского поселения могут быть различными, например:
- создание условий для развития малого предпринимательства через помощь в привлечении льготных кредитов на проекты ,значимые для развития поселения и организации новых рабочих мест;
- улучшение демографической ситуации в поселении;
- развитие социальной инфраструктуры поселения, повышение качества и доступности социальных услуг для населения;
- повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
- использование сельскохозяйственных угодий, которые не используются;
- развитие социальной инфраструктуры поселения, повышение качества и доступности социальных услуг для населения и другие.
В данной работе мы рассмотрели вариант увеличение поголовья КРС СПК «Калуга-Соловьеское», что повлечет за собой новые рабочие и места, а также увеличение налоговых отчислений в бюджет.
Произведя расчеты мы определили, что 100 коров дают 750 т молока в год. При условии, что цена молока и себестоимость останутся неизменными, то прибыль от проданного молока возрастет на 177 % и составит 5335,2 тыс.руб.
При расчете был использован показатель надоя 7500кг, но при правильном питании и содержании можно добиться показателей в 8500-9000 кг молока с одной коровы и как следствие уменьшить себестоимость 1т молока, т.к. корова будет потреблять тот же объем корма, останется неизменным количество рабочих, не изменятся затраты на электроэнергию и содержание основных средств. Но при этом увеличится выручка, так как вырастит удой от одной коровы и это приведет к увеличению чистой прибыли от продажи молока. Снижение затрат и увеличение прибыли это одна из главных целей любого предпринимателя.



