ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические и методические основы анализа и планирования валовой прибыли торгового предприятия
1.1 Валовая прибыль, как основной вид доходов: понятие, сущность, значение и источники формирования
1.2 Методика анализа валовой прибыли предприятия
1.3 Планирование валовой прибыли торгового предприятия: сущность, этапы, методы и их характеристика
3.3 Резервы роста валовой прибыли ООО «Лента» и их экономическое обоснование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
В современных условиях развития рыночных отношений в экономике страны практически все предприятия, в том числе и предприятия торговли, работают в условиях полного экономического расчёта, основанного на таких принципах, как хозяйственная самостоятельность, материальная заинтересованность, материальная ответственность.
Целью предприятия является получение доходов и прибыли, тем самым повышение рентабельности деятельности предприятия. Доходы являются синтетическим показателем и определяются объемом и структурой оптового оборота, уровнем торговой надбавки, эффективностью использования основных и оборотных средств [28].
Валовая прибыль является основным видом доходов торгового предприятия. Она представляет собой сумму выручки от реализации товаров и торговых услуг, определяемая как разница между продажной и покупной стоимостью товаров [6].
Актуальность выбранной темы работы заключается также в том, что по анализу состава доходов (в частности основного их вида - валовой прибыли), их формированию можно сделать вывод о том какие факторы повлияли на результаты деятельности - прибыль или убыток: рост или снижение товарооборота, изменение цен, уровня торговой надбавки и т.д. Кроме того, анализ формирования валовой прибыли предприятия дает возможность сравнить эффективность работы предприятия с другими, наметить пути устранения недостатков и дать рекомендации по совершенствованию его работы. На основании осуществленного анализа проводится планирование валовой прибыли предприятия торговли и разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы организации.
Целью написания работы является анализ и экономическое обоснование резервов роста валовой прибыли в будущем году.
Для достижения поставленной цели в ходе написания работы будут решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические и методические основы анализа и планирования валовой прибыли торгового предприятия;
- дана краткая организационно-экономическая характеристика деятельности объекта исследования;
- осуществлена оценка основных факторов, оказывающих влияние на формирование валовой прибыли;
- проведен анализ объема и состава валовой прибыли предприятия;
- осуществлен факторный анализ валовую прибыль;
- проведено экономическое обоснование выручки на будущий год;
- осуществлено планирование валовой прибыли торгового предприятия с использованием различных методов;
- выявлены резервы роста валовой прибыли в будущем году.
Теоретической базой написания работы послужили труды таких авторов, как Т.И. Берг, К.А. Раицкий, Ю.Ю. Суслова, Н.Н. Терещенко и др., нормативные и законодательные акты Российской Федерации, официальные инструктивно-методические материалы, данные бухгалтерской отчетности предприятия; а так же материалы собственных исследований.
Методической основой написания работы является использование в процессе проводимых исследований совокупности различных методов: абсолютных, относительных величин; факторного анализа; расчетно-аналитического, экономико-статистических, экономико-математического, технико-экономических расчетов и других методов.
Предмет исследования - валовая прибыль.
Объект исследования - ООО «Лента».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа иллюстрирована 16 рисунками, 46 таблицами и 5 приложениями. Список включает 33 источника литературы. Общий объем работы составил 106 страниц без приложений.
Целью написания работы является анализ и экономическое обоснование резервов роста валовой прибыли в будущем году.
Предмет исследования - валовая прибыль.
Объект исследования - ООО «Лента».
Проведенный анализ валовой прибыли и факторов ее определяющих, как основа ее планирования, позволяет сделать следующие выводы:
- За пять лет оборот розничной торговли в сопоставимых ценах ООО «Лента» увеличился на 14 443,1 тыс. руб. в денежной форме или на 10,58% в относительном выражении, а именно с 136 542,3 тыс. руб. в 2011 году до 150 985,4 тыс. руб. в 2015 году. В действующих ценах объем оборот розничной торговли вырос с 136 542,3 тыс. руб. в 2011 году до 220 337,8 тыс. руб. в 2015 году, то есть на 83 795,5 тыс. руб. в денежной форме или на 61,37% в относительном выражении.
- Наибольший оборот розничной торговли приходится на четвертый квартал, как 2014, так и 2015 года. Это 28,16 и 28,32% соответственно в обоих периодах. Данный факт связан со значительным увеличением продаж продукции к новогодним каникулам. В денежном выражении объем продаж в данный временной отрезок составил 45 732,1 тыс. руб. в базисном году и 62 399,8 тыс. руб. в отчетном году. То есть прирост составил 36,45% в относительной форме.
- Наименьший объем продаж, а именно 22,17% в 2014 году и 22,01% в 2015 году, приходится на второй квартал. Оборот розничной торговли рассматриваемого предприятия в данный отрезок времени составила 36 004,3 тыс. руб. в прошлом году и 48 496,3 тыс. руб. в отчетном году. В динамике она выросла на 34,7% в относительной форме.
- Коэффициент ритмичности развития оборота розничной торговли составил 1, что связано с ростом объема продаж ООО «Лента» во всех анализируемых периодах. Данный уровень показателя является оптимальным.
- Коэффициент равномерности развития оборота розничной торговли по кварталам составил 99,39%, то есть объем продаж ООО «Лента» во временном интервале развивается равномерно.
- Наибольший объем продаж в ООО «Лента» приходится на такую товарную группу, как алкогольные напитки и пиво. Это 20,49% общего объема реализации в 2014 году и 20,63% в 2015 году. Оборот розничной торговли по данной ассортиментной позиции в динамике увеличилась с 33 276,0 до 45 455,7 тыс. руб. в действующих ценах, то есть на 12 179.7 тыс. руб. в денежной форме или на 36,6% в относительном выражении.
- Наименьший объем продаж, а именно 1,76% в базисном периоде анализа и 1,83% в отчетном периоде приходится на такую группу товаров, как «сахар, соль, пищевые масла и жиры». В 2015 году объем продаж по ней составил 4 032,2 тыс. руб. в действующих ценах и 3 600,2 тыс. руб. в сопоставимых ценах, что на 1 173,8 и 741,8 тыс. руб. в денежном выражении или на 41,06 и 25,95% соответственно в двух видах цен больше базисного года.
- Коэффициент структурных сдвигов оборота розничной торговли ООО «Лента» в 2015 году составил 0,25%, то есть столько составляет среднее колебание в удельных весах продаж по отдельным товарным группам в общем объеме оборота. Полученное значение коэффициента является незначительным, что свидетельствует о стабильности ассортимента предприятия.
- За 2013-2015 годы уровень торговых надбавок по предприятию изменился незначительно. Если в 2013 году он составлял 24,33%, то в 2014 году - 21,85%, а в 2015 году - 23,09%. То есть за три года уровень торговых надбавок по предприятию снизился на 1,24%.
- За 2011-2015 годы валовая прибыль предприятия выросла на 77,35% в относительной форме.
- Наибольшую валовую прибыль принесла предприятию такая ассортиментная группа, как «алкогольные напитки и пиво». Это 7 104,4 тыс. руб. в базисном году и 10 182,1 тыс. руб. в отчетном году, что на 3 077,7 тыс. руб. больше прошлого года в абсолютном выражении или на 43,32% в относительной форме. На долю данной группы товаров приходится 24,4% общей величины валовой прибыли в прошлом году и 24,63% в отчетном году.
- Наименьшую валовую прибыль в 2014 году в размере 360,6 тыс. руб. и в 2015 году в сумме 545,9 тыс. руб., рассматриваемое предприятие получило от реализации товарной группы «сахаристые кондитерские изделия, включая шоколад». На долю данной группы товаров приходилось 1,48% общей суммы валовой прибыли предприятия в прошлом году и 1,5% в отчетном году.
- Наиболее высокий уровень валовой прибыли в 2014 году установлен на товарную группу «алкогольные напитки и пиво». Он составил 21,35%. В динамике он вырос на 1,05% и составил 22,4% в 2015 году. Одновременно уровень торговой надбавки повысился с 27,15% в прошлом году до 28,87% в отчетном году.
- Наименьший уровень валовой прибыли, а именно 14,67% в 2014 году и 15,29% в 2015 году, приходится на такую группу товаров, «хлеб и мучные кондитерские изделия». Уровень торговой надбавки по данной группе товаров повысился с 17,19% в прошлом году до 18,05% в отчетном году.
- Структуру влияния факторов на валовую прибыль ООО «Лента» в отчетном периоде анализа можно признать рациональной, так как оба фактора приводя к повышению оцениваемого показателя.
- Показатели доходности, рассчитанные на основе валовой прибыли, имеют разнонаправленную динамику. Позитивной оценки заслуживает увеличение доходности продаж, доходности использования торговых площадей и торгово-оперативного персонала, а также доходности фонда заработной платы. Одновременно с негативной стороны стоит оценивать динамику доходности текущих затрат и доходности использования имущества предприятия, как основных фондов, так и оборотных средств.
- Большая часть валовой прибыли ООО «Лента», а именно 92,11% в 2014 году и 95,16% в 2015 году, идет на покрытие издержек обращения. Это 26 821,7 тыс. руб. из 29 118 тыс. руб. в базисном году и 39 334,1 тыс. руб. из 41 335,8 тыс. руб. в отчетном году. Соответственно оставшаяся часть валовой прибыли, а именно 7,89% в 2014 году и 4,84% в 2015 году идет на формирование прибыли от продаж. В денежном выражении сумма валовой прибыли, идущая на формирование прибыли от продаж составила 2 001,8 тыс. руб. в отчетном году, что на 294,5 тыс. руб. в денежной форме или на 12,83% в относительном выражении меньше базисном года.
На основе проведенного анализа было осуществлено планирование оборота розничной торговли, как основного показателя, оказывающего влияние на формирование валовой прибыли ООО «Лента».
В результате планирования оборота розничной торговли в качестве оптимального значения был выбран показатель, полученный экономико-статистическим методом (выравниванием динамического ряда по скользящей средней). И в 2016 году объем продаж составит 256 211,0 тыс. руб. Выбор метода будет обусловлен тем, что он учитывает динамику рассматриваемого показателя за ряд лет работы предприятия, а также является одним из самых точных при расчете оборота розничной торговли. Планируемый рост продаж (на 16,28% в относительной форме в действующих ценах или на 5,71% в относительном выражении в сопоставимых ценах, а также на 35 873,2 и 12 581,3 тыс. руб. в денежной форме в обоих видах цен). Одновременно необходимо отметить, что использование такого экономико-статистического метода, как расчет на основе среднегодовых темпов роста, является невозможным. Это связано с выявленной динамикой снижения оборота розничной торговли на протяжении 2012 - 2014 годов. Также использование экономико-математического метода невозможно в связи с большой ошибкой прогноза, недостаточной точностью расчетов с помощью данного метода и их экономической необоснованностью. Значение, полученное экспертным методом, а именно 257 500 тыс. руб. является довольно близким к выбранному показателю. Но все-таки экономико-статистический метод считается более точным.
При планировании оборота розничной торговли по товарным группам в качестве оптимальных выбраны значения, полученные с использованием экономико-статистического метода - выравнивание динамического ряда по скользящей средней (2 способ). При данном способе расчета не отмечается значительных отклонений от показателей отчетного года. Тогда в 2016 году, наибольшим спросом у покупателей также, как и в предыдущих периодах, будет пользоваться такая товарная группа, как «алкогольные напитки и пиво» - 20,56% в структуре оборота розничной торговли. Наименьшим спросом будет пользоваться товарная группа «сахаристые кондитерские изделия, включая шоколад» - 1,49% от общего объема оборота розничной торговли будущего года.
Наиболее точной величиной прогноза валовой прибыли будет являться методом технико-экономических расчетов с использованием средней арифметической для определения уровне торговых надбавок на будущий год. Данный метод учитывает динамику рассматриваемого показателя за ряд лет работы предприятия, при этом в разрезе отдельных товарных групп, реализуемых предприятием, то есть учитывается специфика продажи каждой ассортиментной позиции, что повышает точность расчетов. . Но при данном методе планирования уровень валовой прибыл и останется на уровне отчетного года, а именно 18,76%, что является нецелесообразным. Соответственно данный метод не может быть выбран в качестве оптимального. Тогда возьмем значение, полученное с использованием расчетно-аналитического метода. По сравнению с предшествующим периодом анализа показатель увеличится на 7 267,4 тыс. руб. в абсолютном выражении или на 17,58% в относительной форме и составит 48 603,2 тыс. рублей. При этом несколько вырастет уровень реализованных торговых надбавок, а именно с 18,76 до 18,97%. Рост валовой прибыли свидетельствует о целесообразности выбора метода планирования. Также необходимо отметить, что при использовании такого экономико¬статистического метода, как выравнивание динамического ряда по скользящей средней, уровень валовой прибыли значительно вырастет, а именно до 19,19%, что скорее всего является недостижимым в современных условиях функционирования.
В качестве резервов роста валовой прибыли руководству ООО «Лента» предлагается ряд мероприятий.
1. Несмотря на очень широкий ассортимент товаров в ООО «Лента», в реализации отсутствуют детские игрушки. Поэтому рекомендуется расширение ассортимента за счет мягких игрушек фирмы Aurora и конструкторов Lego. Планируемый объем оборота розничной торговли в ООО «Лента» может составить 3 181,4 тыс. рублей. Валовая прибыль составит 631,8 тыс. рублей. В результате роста оборота розничной торговли увеличатся издержки обращения за счет условно-переменной их части, уровень которой в 2015 году составляет 8,22%. Соответственно дополнительные издержки обращения составят 261,5 тыс. рублей. Дополнительных расходов в виде заработной платы в ООО «Лента» возникать не будет. Это связано с тем, что на предприятии торговли в основном применяется такой метод реализации продукции, как самообслуживание. И заработная плата торгово-оперативного персонала не зависит от объема оборота розничной торговли. Прибыль от продаж - 370,3 тыс. рублей.
2. Установка касс самообслуживания. Планируется, что увеличение пропускной способности касс, а также любопытство потенциальных покупателей, позволит получить дополнительную выручку в размере от 1 до 2% от текущего объема продаж, что в денежном выражении составит 3 340,5 тыс. руб. Валовая прибыль - 632,5 тыс. рублей. Стоимость одного кассового терминала самообслуживания NCR SelfServ Checkout - 120 тыс. руб. В каждом гипермаркете планируется установка четырех таких кассы. Соответственно общее количество 16 единиц. Тогда амортизационные отчисления составят 384 тыс. рублей. Одновременно обслуживать четыре терминала самообслуживания может один продавец-консультант в смену c заработной платой 27 тыс. руб. в месяц. Так как кассы самообслуживания будут установлены на место двух обычных касс, то это позволит оптимизировать расходы на оплату за счет сокращения кассиров в количестве двух человек в смену в каждом гипермаркете с заработной платой 16 тыс. руб. в месяц. График работы двухсменный. Тогда экономия на расходах на оплату труда с отчисления во внебюджетные фонды может составить 625,0 тыс. рублей. Одновременно увольняемым работникам будет выплачено выходное пособие в размере одной заработной платы, что с отчислениями во внебюджетные фонды составит 333,3 тыс. рублей. Помимо этого возникнут дополнительные условно-переменные издержки обращения, уровень которых в 2015 году составлял 8,22%. Тогда дополнительные переменные издержки обращения составят 274,6 тыс. рублей. Общая сумма дополнительных издержек обращения - 366,9 тыс. руб. Прибыль от продаж - 265,6 тыс. руб.
В целом, при осуществлении предлагаемых мероприятий оборот розничной торговли в будущем году вырастет на 42 395,1 тыс. руб. в денежной форме или на 19,24% в относительном выражении и достигнет 262 732,9 тыс. рублей. Валовая прибыль составит 49 867,5 тыс. руб., что на 20,64% в относительном выражении больше суммы отчетного года. Уровень валовой прибыли вырастет с 18,76 до 18,98%, что будет свидетельствовать о некотором повышении уровня торговых надбавок на реализуемую продукцию. Издержки обращения увеличатся на 13,5% в относительном выражении, в результате чего составят 44 645,4 тыс. руб. при осуществлении рекомендации. Прибыль от продаж составит 5 222,1 тыс. руб., что больше отчетного года на 3 2203 тыс. руб. в денежной форме. Рентабельность продаж достигнет 1,99%, что больше отчетного года на 1,08%. Данная динамика будет свидетельствовать о повышении эффективности основного вида деятельности ООО «Лента», что будет подтверждать обоснованность предлагаемых рекомендаций, направленных на рост валовой прибыли рассматриваемого предприятия.
Помимо этого, при осуществлении предлагаемых мероприятий доходность продаж ООО «Лента» в будущем году может вырасти на 1,1% и составить 19,86% в 2016 году. Также повысится доходность использования торговых площадей до 2,45 тыс. руб. / м2, то есть на 0,42 тыс. руб. / м2в абсолютном выражении. Одновременно с позитивной стороны можно оценивать доходность, приходящуюся на одного работника торгово¬оперативного персонала, которая повысится на 5,33 тыс. руб. / чел. и составит 24,54 тыс. руб. / чел. в будущем году с учетом мероприятий. Также будет отмечаться увеличение в динамике доходности текущих затрат до 1,12 руб., что на 0,07 руб. больше отчетного года. То есть при осуществлении предлагаемых мероприятий будет отмечаться повышение всех показателей доходности изучаемого предприятия ООО «Лента», рассчитанных по валовой прибыли, что будет свидетельствовать о целесообразности предлагаемых мероприятий.
В результате следования стратегии усиления позиций на рынке, а также при осуществлении предлагаемых мероприятий оценка эффективности управления в ООО «Лента» возрастет с 16,8 до 18,8 баллов.
Таким образом, можно сделать вывод, что осуществление предлагаемых мероприятий в ООО «Лента» является целесообразным, как с экономической точки зрения, так и сточки зрения менеджмента.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4ч. Ч.1 [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 №51-ФЗ ред. от 23.05.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015. // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2 Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2ч. Ч.2 [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ ред. от 06.04.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015. // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
3 Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ ред. от 06.04.2015, с изм. от 02.05.2015. // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
4 Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: федер. закон от 08.02.1998 №14-ФЗ ред. от 23.05.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015. // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5 Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 9/99 «Доходы организаций» [Электронный ресурс]: утв. приказом М-ва финансов Рос. Федерации от 06.05.1999 № 32н ред. от 27.04.2012. // Справочная правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
6 Анализ и планирование прибыли предприятия торговли: текст лекций / Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т ; Сост. О. Н. Емельянова. - Красноярск, 2005. - 54с.
7 Арзуманова Т.И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания /Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. - Москва.: Дашко и Ко, 2014. - 274с.
8 Баканов М.И. Экономический анализ в торговле /М.И. Баканов, И. М.
Дмитриева, Л. Р Смирнова. - Москва: Финансы и статистика, 2013. - 400с.
9 Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: учебное пособие. / И.Т. Балабанов - Москва: Финансы и статистика, 2012.-130с.
10 Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело. / Л.А. Брагин. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 313с.
11 Валевич Р. П. Экономика торгового предприятия / Р. П. Валевич, Г.А. Давыдова. - Минск: Вышейшая школа, 2012. - 301с.
12 Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия): учебное пособие /И. И. Веретенникова, И. В. Сергеев: - Москва: Юрайт, 2014. - 672с.
13 Волков О.И. Экономика предприятия. Курс лекций /О. И. Волков, В.К. Скляренко. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 288с.
14 Гребнева А.И. Экономика торгового предприятия: учебник / А.И. Гребнева. - Москва: Экономика, 2013. - 238с.
15 Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): учебное пособие /В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьменко. - Москва: КноРУС, 2012. - 408с.
16 Иванов Г.Г. Экономика торгового предприятия / Г.Г. Иванов. - Москва: Академия, 2013. - 320с.
17 Камаев В. Д. Основы экономической теории: учебник / В.Д. Камаев. - Москва: МГТУ им. Баумана, 2011. - 760с.
18 Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - Москва: Новое знание, 2014. - 512с.
19 Раицкий К.А. Экономика и управление в организациях торговли / К.А. Раицкий. - Москва: Аспект Пресс, 2013. - 192с.
20 Романенко И.В. Экономика предприятия / И.В. Романенко. - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 352с.
21 Самойлович В.Г. Экономика предприятия /В. Г. Самойлович, Е. К.Телушкина. - Москва: Академия, 2012. - 224с.
22 Смирнова А. М. Оборот розничной торговли торгового предприятия: Методическое пособие для студентов специальности 06.08.20 «Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания» / А. М. Смирнова: КГТЭИ; Кафедра экономики торговли. - Красноярск, 1998. - 101с.
23 Соловьева Н.А. Анализа результатов хозяйственно-финансовой деятельности торговых организаций: Учебное пособие / Н.А. Соловьева, Т.А. Цыркунова; Красноярский государственный торгово-экономический институт. - Красноярск, 2004 - 96с.
24 Суслова Ю. Ю. Экономика торгового предприятия: расчетно-аналитическая работа / Ю. Ю. Суслова; Краснояр. гос. торг-экон. ин-т. - Красноярск, 2003. - 76с.
25 Терещнко Н.Н. Доходы и прибыль предприятия торговли: учеб. пособие / Н.Н. Терещнеко, Ю.Ю. Суслова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2004. - 272с.
26 Терещенко Н.Н. Практикум по анализу и планированию расходов торгового предприятия: учеб. пособие / Н.Н. Терещенко; Краснояр. гос. торг.- экон. ин-т. - Красноярск, 2004. - 144с.
27 Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества / А.М. Фридман. - Москва: Дашков и Ко, 2012. - 656с.
28 Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник / Под ред. А.Н. Соломатина. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 560с.
29 Экономика предприятия торговли: учеб. пособие, В 2ч. Ч.1 / Ю. А. Александров [и др.]; Краснояр. торг.-эконом. ин-т. - Красноярск, 2002. - 258с.
30 Экономика предприятия торговли: учеб. пособие, В 2ч. Ч.2 / Ю. А. Александров [и др.]; Краснояр. торг.-эконом. ин-т. - Красноярск, 2002. - 171с.
31 Экономика торгового предприятия и ПМП: Методические указания по выполнению экономического раздела дипломных работ (проектов) / Т. И. Берг.; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, - 2006. - 56с.
32 Экономика фирмы: учебник / Под ред.В. Я. Горфинкеля. - Москва: Юрайт, 2011. - 688с.
33 Юров, В.Ф. Прибыль в рыночной экономике: вопросы теории и практики / В.Ф. Юров. - Москва: Финансы и статистика, 2013. - 144с.