Особенности межличностных отношений у юношей из полных и неполных семей
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ЮНОШЕЙ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 9
1.1 Понятие межличностных отношений, характеристика, функции 9
1.2 Психологические особенности юношеского возраста и особенности
межличностных отношений в юношеском возрасте 21
1.3 Психологические особенности юношей в неполных
семьях 31
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования 40
2.2 Методы и методики исследования 41
2.3 Организация и этапы исследования 49
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 51
3.1 Исследование особенностей субъективной оценки межличностных отношений
и стилевых особенностей межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных семей 51
3.2 Исследование особенностей субъективной оценки межличностных отношений
и стилевых особенностей межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из неполных семей 64
3.3 Исследование связи между показателями субъективной оценки межличностных
отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных семей 77
3.4 Исследование связи между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в
конфликтных ситуациях у юношей из неполных семей 85
3.5 Исследование значимости различий между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из
полных и неполных семей 91
ВЫВОДЫ 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ЮНОШЕЙ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 9
1.1 Понятие межличностных отношений, характеристика, функции 9
1.2 Психологические особенности юношеского возраста и особенности
межличностных отношений в юношеском возрасте 21
1.3 Психологические особенности юношей в неполных
семьях 31
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования 40
2.2 Методы и методики исследования 41
2.3 Организация и этапы исследования 49
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 51
3.1 Исследование особенностей субъективной оценки межличностных отношений
и стилевых особенностей межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных семей 51
3.2 Исследование особенностей субъективной оценки межличностных отношений
и стилевых особенностей межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из неполных семей 64
3.3 Исследование связи между показателями субъективной оценки межличностных
отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных семей 77
3.4 Исследование связи между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в
конфликтных ситуациях у юношей из неполных семей 85
3.5 Исследование значимости различий между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из
полных и неполных семей 91
ВЫВОДЫ 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
Актуальность. Исследования по психологии семьи носят массовый характер как в нашей стране, так и за рубежом. Также возрастает интерес к неполной семье как предмету психологического исследования. Однако сегодня исследования неполных семей на отечественном пространстве немногочисленны и часто носят прикладной характер. Не существует однозначного мнения о влиянии неполной семьи на становление личности ребенка. Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме показал недостаточность исследований неполных семей. Иногда фактор семьи учитывается как сопутствующий в исследованиях, посвященных другим вопросам.
Проблема стилевых особенностей межличностного общения была подробно изучена в работах Т.Е. Аргентовой, Г.А. Берулавы, Л.И. Вассермана, В.А.
Горяниной, Е.А. Климова, В.Н. Куницыной, В.В. Латынова и В.С. Мерлина На основании теоретического обзора имеющихся психологических исследований нами исследованы особенности межличностных отношений у юношей из полных и неполных семей.
Цель: исследовать особенности межличностных отношений у юношей из полных и неполных семей.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности субъективной оценки межличностных отношений и стилевые особенности межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных семей.
2. Исследовать особенности субъективной оценки межличностных отношений и стилевые особенности межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из неполных семей.
3. Исследовать связи между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных семей.
4. Исследовать связи между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из неполных семей.
5. Исследовать значимость различий между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных и неполных семей.
Объект исследования - особенности межличностных отношений.
Предмет исследования - особенности межличностных отношений у юношей из полных и неполных семей.
Выборка исследования представлена юношами мужского и женского пола из полных и неполных семей. Общий объем выборки составит 80 человек, среди них 44 юноши, воспитывающиеся в полной семье и 36 юношей, воспитывающихся в неполной семье.
Гипотезы исследования:
1. Существуют значимые взаимосвязи между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных семей.
2. Существуют значимые взаимосвязи между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из неполных семей.
3. Существуют значимые различия между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных и неполных семей.
Методики исследования: методика «Стиль поведения в конфликте» (авторы К. Томас, Р. Килманн, в адаптации Н.В. Гришиной), методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО, автор: С.В. Духновский), «Шкала субъективного переживания одиночества» (автор: С.В. Духновский), методика ДМО Т. Лири «Стиль межличностных отношений» (автор: Т. Лири, в адаптации Л.Н. Собчик).
Методы математической обработки данных: первичные описательные статистики, метод ранговой корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни.
Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы в практике психологического консультирования неполных семей, лиц юношеского возраста, а также педагогами образовательных учреждений и социальных служб с целью профилактической и коррекционной работы, направленной на формирование адекватных способов межличностного взаимодействия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, рекомендаций и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам исследования особенностей межличностных отношений у юношей из полных и неполных семей. Вторая глава включает в себя описание методов и приемов исследования. Третья глава основана на анализе результатов эмпирического исследования.
Проблема стилевых особенностей межличностного общения была подробно изучена в работах Т.Е. Аргентовой, Г.А. Берулавы, Л.И. Вассермана, В.А.
Горяниной, Е.А. Климова, В.Н. Куницыной, В.В. Латынова и В.С. Мерлина На основании теоретического обзора имеющихся психологических исследований нами исследованы особенности межличностных отношений у юношей из полных и неполных семей.
Цель: исследовать особенности межличностных отношений у юношей из полных и неполных семей.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности субъективной оценки межличностных отношений и стилевые особенности межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных семей.
2. Исследовать особенности субъективной оценки межличностных отношений и стилевые особенности межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из неполных семей.
3. Исследовать связи между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных семей.
4. Исследовать связи между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из неполных семей.
5. Исследовать значимость различий между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных и неполных семей.
Объект исследования - особенности межличностных отношений.
Предмет исследования - особенности межличностных отношений у юношей из полных и неполных семей.
Выборка исследования представлена юношами мужского и женского пола из полных и неполных семей. Общий объем выборки составит 80 человек, среди них 44 юноши, воспитывающиеся в полной семье и 36 юношей, воспитывающихся в неполной семье.
Гипотезы исследования:
1. Существуют значимые взаимосвязи между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных семей.
2. Существуют значимые взаимосвязи между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из неполных семей.
3. Существуют значимые различия между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных и неполных семей.
Методики исследования: методика «Стиль поведения в конфликте» (авторы К. Томас, Р. Килманн, в адаптации Н.В. Гришиной), методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО, автор: С.В. Духновский), «Шкала субъективного переживания одиночества» (автор: С.В. Духновский), методика ДМО Т. Лири «Стиль межличностных отношений» (автор: Т. Лири, в адаптации Л.Н. Собчик).
Методы математической обработки данных: первичные описательные статистики, метод ранговой корреляции Спирмена, U-критерий Манна-Уитни.
Практическая значимость: полученные данные могут быть использованы в практике психологического консультирования неполных семей, лиц юношеского возраста, а также педагогами образовательных учреждений и социальных служб с целью профилактической и коррекционной работы, направленной на формирование адекватных способов межличностного взаимодействия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, рекомендаций и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам исследования особенностей межличностных отношений у юношей из полных и неполных семей. Вторая глава включает в себя описание методов и приемов исследования. Третья глава основана на анализе результатов эмпирического исследования.
На сегодняшний день исследование особенностей межличностных отношений у юношей из полных и неполных семей является крайне актуальным и значимым на практике. Психологам важно иметь возможность заранее распознать проблему и принять необходимые меры по профилактике нарушений межличностного взаимодействия юношей.
В рамках данного исследования исследованы особенности субъективной оценки межличностных отношений и стилевые особенности межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных семей; исследованы особенности субъективной оценки межличностных отношений и стилевые особенности межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из неполных семей; исследованы связи между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных семей; исследованы связи между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из неполных семей; исследована значимость различий между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных и неполных семей.
Таким образом, поставленная в рамках иследования цель достигнута, задачи решены.
Результаты исследования рекомендуется использовать в практике психологического консультирования неполных семей, лиц юношеского возраста, а также педагогами образовательных учреждений и социальных служб с целью профилактической и коррекционной работы, направленной на формирование адекватных способов межличностного взаимодействия.
В рамках данного исследования исследованы особенности субъективной оценки межличностных отношений и стилевые особенности межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных семей; исследованы особенности субъективной оценки межличностных отношений и стилевые особенности межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из неполных семей; исследованы связи между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных семей; исследованы связи между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из неполных семей; исследована значимость различий между показателями субъективной оценки межличностных отношений и стилевыми особенностями межличностных отношений и поведения в конфликтных ситуациях у юношей из полных и неполных семей.
Таким образом, поставленная в рамках иследования цель достигнута, задачи решены.
Результаты исследования рекомендуется использовать в практике психологического консультирования неполных семей, лиц юношеского возраста, а также педагогами образовательных учреждений и социальных служб с целью профилактической и коррекционной работы, направленной на формирование адекватных способов межличностного взаимодействия.



