Организация передвижных туристических выставок для школьников
|
АННОТАЦИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ПЕРЕДВИЖНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ В
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ 12
1.1 Общая характеристика передвижных тематических выставок 12
1.2 Характеристика внеклассных мероприятий по профориентации 26
1.3 Передвижная тематическая выставка как способ продвижения
туристских специальностей 43
Выводы по главе один 61
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРЕДВИЖНЫХ ТЕМАТИЧЕСКИХ
ВЫСТАВОК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 63
2.1 Организационные вопросы подготовки и оформления передвижной
тематической выставки по туризму для школьников 63
2.2 Технико-экономическое обоснование организации передвижной
тематической выставки по туризму для школьников 71
2.3 Требования БЖД при организации и проведении передвижной
тематической выставки по туризму для школьников 76
Выводы по главе два 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Тематическое разнообразие передвижных выставок 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Ряд этапов подготовительной работы к выставке 102
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Баннеры, иллюстрирующие туристские ресурсы РФ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Деловое письмо 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Образовательные учреждения города Рудного 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Рекламные материалы 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Презентация к ВКР
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Электронная версия выпускной квалифицированной работы
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ПЕРЕДВИЖНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ В
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ 12
1.1 Общая характеристика передвижных тематических выставок 12
1.2 Характеристика внеклассных мероприятий по профориентации 26
1.3 Передвижная тематическая выставка как способ продвижения
туристских специальностей 43
Выводы по главе один 61
2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРЕДВИЖНЫХ ТЕМАТИЧЕСКИХ
ВЫСТАВОК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 63
2.1 Организационные вопросы подготовки и оформления передвижной
тематической выставки по туризму для школьников 63
2.2 Технико-экономическое обоснование организации передвижной
тематической выставки по туризму для школьников 71
2.3 Требования БЖД при организации и проведении передвижной
тематической выставки по туризму для школьников 76
Выводы по главе два 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Тематическое разнообразие передвижных выставок 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Ряд этапов подготовительной работы к выставке 102
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Баннеры, иллюстрирующие туристские ресурсы РФ 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Деловое письмо 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Образовательные учреждения города Рудного 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Рекламные материалы 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Презентация к ВКР
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Электронная версия выпускной квалифицированной работы
В условиях крупных социально-экономических и политических преобразований, происходящих в последние годы в России и мире,
возникает необходимость углубленного анализа современного состояния и разработки новых форм организации и управления
вопросами профориентационной деятельности со школьниками.
К числу таких инновационных форм относится социальнокультурное воспитание молодежи, направленное на использование культурного и оздоровительного потенциала региона. Многие специалисты указывают на возможность формирования в
ходе культурной деятельности подрастающего поколения
гуманистических идеалов и профессиональных ценностей, а также повышения культурных возможностей молодежи. Весьма эффективно культурное воспитание может быть реализовано в ходе широко распространенных в последние годы в нашей стране и в мире массовых культурных детско-юношеских мероприятий: концертов, выставок, конкурсных мероприятий, фестивалей, слетов и т.п.
Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей обновления содержания и форм детских профориентационных программ как средства развития профессиональной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведению базиса личностной культуры, формированию гражданских качеств.
Опыт показывает, что в отношении поиска новых форм массовых мероприятий и праздников ведущую роль часто играют не только учреждения дополнительного образования, Центры и Дворцы детского творчества, но и крупнейшие ВУЗы регионов, которые выступают инициаторами и организаторами культурно-досуговых
программ профориентационной направленности для школьников, в
которых сложилась или складывается целостная система работы в этом направлении, где есть определенная заинтересованность в ориентации будущих студентов на профессиональные ценности выбранной профессии.
По мере углубления в проблематику культурно-досуговой деятельности и погружения в крайне противоречивые условия современной
профориентационной работы со школьниками число вопросов постоянно множится, поскольку нельзя забывать о финансовых, управленческих, организационно-методических и других проблемах. При этом важно помнить: праздник для детей - признак действительной заботы общества о будущем нового поколения.
К категории детских праздников относится многообразие проводимых праздничных форм: фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, передвижные школьные выставки, смотры, конкурсы, концерты, приветствия, утренники, линейки, презентации, церемонии, художественные программы, творческие отчеты и др. Важное значение здесь отводится передвижным тематическим выставкам, которые
влияют на социализацию детей и их профориентационное воспитание, способствуют решению организационно-педагогических и художественнотворческих задач в совместной деятельности детей и взрослых по организации досуга. Выставка всегда представляет собой интерес, так
как здесь, взаимодействуя и дополняя друг друга, участвуют многие средства воздействия на зрителя, ее достоинство - это наглядность, убедительность изображений и натуральных экспонатов. Тематическая передвижная выставка должна обращать на себя внимание не только своей эстетической выразительностью, но и информативностью.
Однако организационно-технологические основы организации и проведения подобных мероприятий не стало предметом специального исследования ученых и специалистов. Между тем, отсутствие таких научно-технологических разработок серьезно тормозят развитие новых подходов к организации профориентационных мероприятий для школьников.
Это определяет актуальность анализа современного состояния и разработки методики организации и проведения передвижных тематических выставок, в том числе по туризму.
Таким образом, актуальность работы определяется тем, что передвижная туристическая выставка дает возможность школьникам, не только познакомится с богатствами истории и культуры края, но и способствовать повышению общей культуры детей, воспитанию их жизненной позиции, гражданственности, патриотизма, любви к малой родине, толерантности, дружелюбия и коммуникабельности к малым
народностям, населяющим регион, позволяет определиться с выбором будущей профессии.
Рассматривая степень изученности проблемы, следует отметить недостаточное освещение данного вопроса в литературе и источниках. Теоретической базой для нашего исследования послужили работы по организации и информационным возможностям передвижных выставок Т.В. Филоненко и др., виды передвижных выставок и их тематика представлены в учебниках по выставочной деятельности Л.Г. Стровского, А.Н. Назаренко, В.В. Волина, В.П, Борисов, И.А. Диденко и др.
Организационные вопросы подготовки и оформления передвижных тематических выставок представлены в работах Р.Р. Клике, А.Ф. Ковалева, С.И. Пономарькова и др. Психолого-педагогический аспект проведения выставочных мероприятий для школьников рассматривается в работах Э.В. Соколова, Н.А. Дмитриева, К.Д. Ушинского и Н.Н. Захарова. Вопросы выставочной анимации приведены в учебных пособиях А.Д. Сазонова, В.А. Аптекмана, Н.Г. Гусева и др.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка и проведение передвижной тематической выставки по туризму для школьников в рамках профориентационной работы.
Объект выпускной квалификационной работы - особенности организации передвижной тематической выставки для школьников.
Предмет выпускной квалификационной работы - методика подготовки и проведения передвижной тематической выставки по туризму для школьников.
Задачи выпускной квалификационной работы:
• определить значение передвижных тематических выставок в профессионально-ориентированном воспитании школьников;
• выявить особенности организации и проведения передвижной тематической выставки для школьников;
• разработать и провести передвижную тематическую выставку по туризму для школьников г. Рудного в рамках профориентационной работы.
В работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: анализ литературы, синтез, сравнение, обобщение, наблюдение, конкретизация, анкетирование.
Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ г. Рудного (Казахстан): средняя школа №1, гимназия №2, средняя школа №3,
школа-лицей №4, гимназия №5, школа-гимназия №10.
Новизна работы заключается в том, что:
• разработаны методические рекомендации по организации и проведению передвижных тематических выставок для школьников;
• разработаны рекламные материалы для организации и проведения передвижных тематических выставок по туризму в школах города.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практической конференции и выставке, проводимых на базе Выставочного центра ЮУрГУ. А так же в школах города Рудного при проведении презентаций и выставочных мероприятий по туризму.
Структура работы отражает общую логику исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения и презентацию на CD-диске.
возникает необходимость углубленного анализа современного состояния и разработки новых форм организации и управления
вопросами профориентационной деятельности со школьниками.
К числу таких инновационных форм относится социальнокультурное воспитание молодежи, направленное на использование культурного и оздоровительного потенциала региона. Многие специалисты указывают на возможность формирования в
ходе культурной деятельности подрастающего поколения
гуманистических идеалов и профессиональных ценностей, а также повышения культурных возможностей молодежи. Весьма эффективно культурное воспитание может быть реализовано в ходе широко распространенных в последние годы в нашей стране и в мире массовых культурных детско-юношеских мероприятий: концертов, выставок, конкурсных мероприятий, фестивалей, слетов и т.п.
Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей обновления содержания и форм детских профориентационных программ как средства развития профессиональной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведению базиса личностной культуры, формированию гражданских качеств.
Опыт показывает, что в отношении поиска новых форм массовых мероприятий и праздников ведущую роль часто играют не только учреждения дополнительного образования, Центры и Дворцы детского творчества, но и крупнейшие ВУЗы регионов, которые выступают инициаторами и организаторами культурно-досуговых
программ профориентационной направленности для школьников, в
которых сложилась или складывается целостная система работы в этом направлении, где есть определенная заинтересованность в ориентации будущих студентов на профессиональные ценности выбранной профессии.
По мере углубления в проблематику культурно-досуговой деятельности и погружения в крайне противоречивые условия современной
профориентационной работы со школьниками число вопросов постоянно множится, поскольку нельзя забывать о финансовых, управленческих, организационно-методических и других проблемах. При этом важно помнить: праздник для детей - признак действительной заботы общества о будущем нового поколения.
К категории детских праздников относится многообразие проводимых праздничных форм: фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, передвижные школьные выставки, смотры, конкурсы, концерты, приветствия, утренники, линейки, презентации, церемонии, художественные программы, творческие отчеты и др. Важное значение здесь отводится передвижным тематическим выставкам, которые
влияют на социализацию детей и их профориентационное воспитание, способствуют решению организационно-педагогических и художественнотворческих задач в совместной деятельности детей и взрослых по организации досуга. Выставка всегда представляет собой интерес, так
как здесь, взаимодействуя и дополняя друг друга, участвуют многие средства воздействия на зрителя, ее достоинство - это наглядность, убедительность изображений и натуральных экспонатов. Тематическая передвижная выставка должна обращать на себя внимание не только своей эстетической выразительностью, но и информативностью.
Однако организационно-технологические основы организации и проведения подобных мероприятий не стало предметом специального исследования ученых и специалистов. Между тем, отсутствие таких научно-технологических разработок серьезно тормозят развитие новых подходов к организации профориентационных мероприятий для школьников.
Это определяет актуальность анализа современного состояния и разработки методики организации и проведения передвижных тематических выставок, в том числе по туризму.
Таким образом, актуальность работы определяется тем, что передвижная туристическая выставка дает возможность школьникам, не только познакомится с богатствами истории и культуры края, но и способствовать повышению общей культуры детей, воспитанию их жизненной позиции, гражданственности, патриотизма, любви к малой родине, толерантности, дружелюбия и коммуникабельности к малым
народностям, населяющим регион, позволяет определиться с выбором будущей профессии.
Рассматривая степень изученности проблемы, следует отметить недостаточное освещение данного вопроса в литературе и источниках. Теоретической базой для нашего исследования послужили работы по организации и информационным возможностям передвижных выставок Т.В. Филоненко и др., виды передвижных выставок и их тематика представлены в учебниках по выставочной деятельности Л.Г. Стровского, А.Н. Назаренко, В.В. Волина, В.П, Борисов, И.А. Диденко и др.
Организационные вопросы подготовки и оформления передвижных тематических выставок представлены в работах Р.Р. Клике, А.Ф. Ковалева, С.И. Пономарькова и др. Психолого-педагогический аспект проведения выставочных мероприятий для школьников рассматривается в работах Э.В. Соколова, Н.А. Дмитриева, К.Д. Ушинского и Н.Н. Захарова. Вопросы выставочной анимации приведены в учебных пособиях А.Д. Сазонова, В.А. Аптекмана, Н.Г. Гусева и др.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка и проведение передвижной тематической выставки по туризму для школьников в рамках профориентационной работы.
Объект выпускной квалификационной работы - особенности организации передвижной тематической выставки для школьников.
Предмет выпускной квалификационной работы - методика подготовки и проведения передвижной тематической выставки по туризму для школьников.
Задачи выпускной квалификационной работы:
• определить значение передвижных тематических выставок в профессионально-ориентированном воспитании школьников;
• выявить особенности организации и проведения передвижной тематической выставки для школьников;
• разработать и провести передвижную тематическую выставку по туризму для школьников г. Рудного в рамках профориентационной работы.
В работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: анализ литературы, синтез, сравнение, обобщение, наблюдение, конкретизация, анкетирование.
Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ г. Рудного (Казахстан): средняя школа №1, гимназия №2, средняя школа №3,
школа-лицей №4, гимназия №5, школа-гимназия №10.
Новизна работы заключается в том, что:
• разработаны методические рекомендации по организации и проведению передвижных тематических выставок для школьников;
• разработаны рекламные материалы для организации и проведения передвижных тематических выставок по туризму в школах города.
Апробация результатов исследования осуществлялась на научно-практической конференции и выставке, проводимых на базе Выставочного центра ЮУрГУ. А так же в школах города Рудного при проведении презентаций и выставочных мероприятий по туризму.
Структура работы отражает общую логику исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения и презентацию на CD-диске.
Важное значение отводится передвижным тематическим выставкам, которые влияют на социализацию детей и их профориентационное воспитание, способствуют решению организационно-педагогических и художественнотворческих задач в совместной деятельности детей и взрослых по организации досуга. Выставка всегда представляет собой интерес, так как здесь, взаимодействуя и дополняя друг друга, участвуют многие средства воздействия на зрителя, ее достоинство - это наглядность, убедительность изображений и натуральных экспонатов. Тематическая передвижная выставка должна обращать на себя внимание не только своей эстетической выразительностью, но и информативностью. Между тем, отсутствие таких научно-технологических разработок серьезно тормозят развитие новых подходов к организации профориентационных мероприятий для школьников.
Это определило актуальность анализа современного состояния и разработки методики организации и проведения передвижных тематических выставок, в том числе по туризму.
Цель выпускной квалификационной работы была достигнута, а также были решены все задаи.
Следует отметить, что выставки, которым было посвящено наше исследование, можно отнести к передвижным тематическим выставкам, как одной из инновационных форм профориентационной деятельности со школьниками. Так передвижная выставка, дает возможность не только познакомиться с определенной тематикой выставки, но и что немаловажно, познакомиться с ней не выходя из стен школы. Тематическая выставка представляет собой как бы последовательное наглядное раскрытие определенной темы показом разнообразных экспонатов - натуральных, иллюстративных, документальных. Сочетание убедительности экспонатов с художественным их преподнесением зрителю делает выставки действенным познавательным инструментом в профориентационной работе со школьниками.
Таким образом, выставка это не только инструмент маркетинговых коммуникаций, в рамках нашего исследования выставки помогают школьникам определиться с выбором будущей профессии.
Разработка передвижных тематических выставок является важным звеном в организации профориентационной работы для школьников. Важно учесть все факторы, начиная с места проведения и заканчивая безопасностью для жизни школьников.
В рамках нашего исследования мы рассмотрели этапы подготовки передвижной туристической выставки, обозначили цель организации и проведения этой выставки, подготовили все необходимое для представления выставки, так как нам была важна реакция подростков, изучили аспекты безопасности жизнедеятельности, при организации и проведении выставки, а также технико-экономическое обоснование организации передвижной тематической выставки для школьников по туризму.
Был проведен экономический расчет на выполнение данного проекта, построены таблицы расчетов. Отпускная цена предприятия на разработку данного исследования и проведения составила 5 600 рублей 00 копеек.
Также в разделе БЖД рассмотрены нормы, предусмотренные СанПИН, СНиП, для потенциальных опасных и вредных факторов при выполнении работы и были перечислены меры устранения этих факторов и средства защиты.
Это определило актуальность анализа современного состояния и разработки методики организации и проведения передвижных тематических выставок, в том числе по туризму.
Цель выпускной квалификационной работы была достигнута, а также были решены все задаи.
Следует отметить, что выставки, которым было посвящено наше исследование, можно отнести к передвижным тематическим выставкам, как одной из инновационных форм профориентационной деятельности со школьниками. Так передвижная выставка, дает возможность не только познакомиться с определенной тематикой выставки, но и что немаловажно, познакомиться с ней не выходя из стен школы. Тематическая выставка представляет собой как бы последовательное наглядное раскрытие определенной темы показом разнообразных экспонатов - натуральных, иллюстративных, документальных. Сочетание убедительности экспонатов с художественным их преподнесением зрителю делает выставки действенным познавательным инструментом в профориентационной работе со школьниками.
Таким образом, выставка это не только инструмент маркетинговых коммуникаций, в рамках нашего исследования выставки помогают школьникам определиться с выбором будущей профессии.
Разработка передвижных тематических выставок является важным звеном в организации профориентационной работы для школьников. Важно учесть все факторы, начиная с места проведения и заканчивая безопасностью для жизни школьников.
В рамках нашего исследования мы рассмотрели этапы подготовки передвижной туристической выставки, обозначили цель организации и проведения этой выставки, подготовили все необходимое для представления выставки, так как нам была важна реакция подростков, изучили аспекты безопасности жизнедеятельности, при организации и проведении выставки, а также технико-экономическое обоснование организации передвижной тематической выставки для школьников по туризму.
Был проведен экономический расчет на выполнение данного проекта, построены таблицы расчетов. Отпускная цена предприятия на разработку данного исследования и проведения составила 5 600 рублей 00 копеек.
Также в разделе БЖД рассмотрены нормы, предусмотренные СанПИН, СНиП, для потенциальных опасных и вредных факторов при выполнении работы и были перечислены меры устранения этих факторов и средства защиты.



