Ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА 6
1.1. Понятие транспортных преступлений 6
1.2. Некоторые аспекты квалификации смежных преступлений против здоровья, и безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 11
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА 16
2.1.Объективные признаки преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 16
2.2.Субъективные признаки преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА 6
1.1. Понятие транспортных преступлений 6
1.2. Некоторые аспекты квалификации смежных преступлений против здоровья, и безопасности движения и эксплуатации транспортных средств 11
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА 16
2.1.Объективные признаки преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 16
2.2.Субъективные признаки преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Актуальность темы настоящей работы не вызывает сомнений и обусловлена тем, что автомобильный транспорт играет важную роль в развитии транспортной системы страны. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества.
В этой связи, возникающие негативные последствия, выражаются, с одной стороны, многочисленными изменениями и дополнениями, вносимыми в уголовное законодательство, в частности, в главу о транспортных преступлениях, а с другой стороны, в характере причиняемого вреда здоровью и жизни, а также имущественного ущерба.
Так согласно официальным статистическим данным, за последние три года, дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) совершено: в 2023 году - 132466 ДТП (погибло 14504 чел., ранено 166500 чел.), в 2024 году - 132037 ДТП (погибло 14403 чел., ранено 164154 чел.), в 2025 году, только с начала года – 106599 ДТП (погибло 11452 чел., ранено 132101 чел.) .
Как видим, число таких происшествий не снижается, а по некоторым позициям, имеет тенденцию к увеличению, что дополнительно актуализирует тему настоящего исследования.
Характеризуя в целом уровень изученности темы настоящей работы, можно определить его как достаточно глубокий, в связи с чем, представляется возможным обратить внимание на труды известных специалистов в рассматриваемой сфере, написанных: Н.С. Алексеевым, Ф.А. Гусейновым, М.А. Ефимовым, Б.Л. Зотовым, Б.А. Куриновым, В.В. Лукьяновым, И.Г. Маландиным, И.М. Тяжковой, А.И. Чучаевым и другими. Проблемы автотранспортных преступлений, в разные годы, были предметом диссертаций О.Н. Бондарчик, И.А. Гумерова, Д.А. Никитаса, Д.В. Смирнова, Е.А. Чипуриной, О.Н. Ходасевича и других исследователей. Вместе с этим, динамично развивающиеся технологии, детерминируют возникновение новых современных требований к законодательной основе, регламентирующей возникающие в рассматриваемой сфере отношения, поэтому, необходимость продолжения исследований указанных вопросов, с точки зрения их практической и научной важности, сомнений вызывать не может, чем и объясняется вызванный к ним интерес.
Объектом исследования, являются общественные отношения в сфере обеспечения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта уголовно-правовыми средствами.
Предметом исследования выступают соответствующие нормы действующего отечественного уголовного законодательства, научная литература по исследуемой теме, а также современная практика применения рассматриваемых правовых норм.
Целью настоящей работы является исследование вопросов, связанных с ответственностью за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи:
‒ раскрыть понятие транспортных преступлений;
‒ рассмотреть некоторые аспекты квалификации смежных преступлений против здоровья, и безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
‒ исследовать объективные признаки преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
‒ провести анализ субъективных признаков преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Использованная в настоящей работе методология обусловлена актуальными методами теории познания, а именно: а) имеющими общенаучный характер, среди которых: системно-структурный, диалектический, формально-логический: б) специальные методы, включая формально-юридический, сравнительно-правовой и другие. Применение таких методов дало возможность в полной мере провести анализ объекта и предмета исследования, в контексте их взаимосвязи.
В нормативно-правовую основу исследования вошли: Конституция РФ, действующие кодифицированные акты, федеральные законы. В работе также использованы решения Постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными в настоящем исследовании, и состоит из: введения, основной части, в состав которой вошли две главы, объединяющие четыре параграфа, заключения и библиографического списка использованных источников.
В этой связи, возникающие негативные последствия, выражаются, с одной стороны, многочисленными изменениями и дополнениями, вносимыми в уголовное законодательство, в частности, в главу о транспортных преступлениях, а с другой стороны, в характере причиняемого вреда здоровью и жизни, а также имущественного ущерба.
Так согласно официальным статистическим данным, за последние три года, дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) совершено: в 2023 году - 132466 ДТП (погибло 14504 чел., ранено 166500 чел.), в 2024 году - 132037 ДТП (погибло 14403 чел., ранено 164154 чел.), в 2025 году, только с начала года – 106599 ДТП (погибло 11452 чел., ранено 132101 чел.) .
Как видим, число таких происшествий не снижается, а по некоторым позициям, имеет тенденцию к увеличению, что дополнительно актуализирует тему настоящего исследования.
Характеризуя в целом уровень изученности темы настоящей работы, можно определить его как достаточно глубокий, в связи с чем, представляется возможным обратить внимание на труды известных специалистов в рассматриваемой сфере, написанных: Н.С. Алексеевым, Ф.А. Гусейновым, М.А. Ефимовым, Б.Л. Зотовым, Б.А. Куриновым, В.В. Лукьяновым, И.Г. Маландиным, И.М. Тяжковой, А.И. Чучаевым и другими. Проблемы автотранспортных преступлений, в разные годы, были предметом диссертаций О.Н. Бондарчик, И.А. Гумерова, Д.А. Никитаса, Д.В. Смирнова, Е.А. Чипуриной, О.Н. Ходасевича и других исследователей. Вместе с этим, динамично развивающиеся технологии, детерминируют возникновение новых современных требований к законодательной основе, регламентирующей возникающие в рассматриваемой сфере отношения, поэтому, необходимость продолжения исследований указанных вопросов, с точки зрения их практической и научной важности, сомнений вызывать не может, чем и объясняется вызванный к ним интерес.
Объектом исследования, являются общественные отношения в сфере обеспечения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта уголовно-правовыми средствами.
Предметом исследования выступают соответствующие нормы действующего отечественного уголовного законодательства, научная литература по исследуемой теме, а также современная практика применения рассматриваемых правовых норм.
Целью настоящей работы является исследование вопросов, связанных с ответственностью за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие основные задачи:
‒ раскрыть понятие транспортных преступлений;
‒ рассмотреть некоторые аспекты квалификации смежных преступлений против здоровья, и безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
‒ исследовать объективные признаки преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта;
‒ провести анализ субъективных признаков преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Использованная в настоящей работе методология обусловлена актуальными методами теории познания, а именно: а) имеющими общенаучный характер, среди которых: системно-структурный, диалектический, формально-логический: б) специальные методы, включая формально-юридический, сравнительно-правовой и другие. Применение таких методов дало возможность в полной мере провести анализ объекта и предмета исследования, в контексте их взаимосвязи.
В нормативно-правовую основу исследования вошли: Конституция РФ, действующие кодифицированные акты, федеральные законы. В работе также использованы решения Постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными в настоящем исследовании, и состоит из: введения, основной части, в состав которой вошли две главы, объединяющие четыре параграфа, заключения и библиографического списка использованных источников.
Таким образом, основываясь на результатах исследования, можно сформулировать следующие обобщающие выводы.
Развитие транспорта, объектов транспортной инфраструктуры, формирование высокотехнологических комплексов обслуживания и организации движения способствуют решению задач общественной жизни. Однако, положительные стороны динамичного и системного совершенствования транспортного комплекса привносят с собой нежелательные последствия, о которых свидетельствуют, с одной стороны, характер причиняемого вреда здоровью и жизни и имущественного ущерба, а с другой – многочисленные изменения и дополнения, вносимые в уголовное законодательство, в частности в главу о транспортных преступлениях.
Объект преступления в теории уголовного права определяется как охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым преступным посягательством причиняется вред либо создается реальная угроза его причинения. В доктрине уголовного права ведутся споры по поводу понятия и классификаций транспортных преступлений. Учеными сгенерированы множество трактов понятия «транспортное преступление», однако наиболее верным на наш взгляд является понимание данных преступлений как предусмотренных уголовным законом общественно опасных, виновных деяния (действие или бездействие), посягающих на безопасную работу транспорта в сфере его движения и эксплуатации. Что касается классификаций, то они в большей степени носят теоретический характер и важны для лучшего понимания сути данных преступлений, однако не составляют существенной ценности для их квалификации.
Таким образом, можно отметить, что законодатель во все времена с особым вниманием относился к дорожно-транспортным преступлениям. Это связано с тем, что любое транспортное средство является источником повышенной опасности и требует особого обращения. В связи с этим за любые нарушения на транспорте всегда следовала строгая ответственность. Сейчас эта сфера также активно развивается, требует доработок, которые являются результатом развития дорожно-транспортной сферы.
Объективные признаки преступлений, предусмотренных главой 27, вызывают много споров среди ученых. В частности, особый интерес вызывает определение объекта преступления. Так стоит согласиться, что выделение в качестве непосредственного объекта правил эксплуатации транспортных средств не является целесообразным, так как первоочередной целью законодателя является защита жизни и здоровья населения.
Что касается объективной стороны, то дорожно-транспортные преступления могут обладать как материальным составом, так и формальным. При этом большинство статей данной главы имеют последствия, что связано с важностью охраны человека, его здоровья и жизни, лишь некоторые преступления обладают такой общественной опасностью, чтобы влечь уголовную ответственность уже за сам факт совершения деяния.
Обращаясь к гл. 27 УК РФ, отметим, что в данном случае речь идет о преступлениях, совершаемых гражданскими лицами, т.е. не военнослужащими и не против интересов военной службы. К примеру, ст. 263 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, морского и внутреннего водного, воздушного транспорта и метрополитена.
Исходя из анализов субъективных признаков, можно сделать вывод о том, что статьи, предусмотренные главой 27 УК РФ, включают разнообразие субъектов, от общего с разным возрастным цензом, до специального, обладающего особым статусом и обязанностями.
Что касается форм вины, то в данной главе также наблюдается разнообразие – в ней содержаться преступления, которые могут совершаться с разными формами вины, а также с двумя формами вины – с умыслом в нарушении правил дорожного движения и неосторожностью в причинении вреда.
Развитие транспорта, объектов транспортной инфраструктуры, формирование высокотехнологических комплексов обслуживания и организации движения способствуют решению задач общественной жизни. Однако, положительные стороны динамичного и системного совершенствования транспортного комплекса привносят с собой нежелательные последствия, о которых свидетельствуют, с одной стороны, характер причиняемого вреда здоровью и жизни и имущественного ущерба, а с другой – многочисленные изменения и дополнения, вносимые в уголовное законодательство, в частности в главу о транспортных преступлениях.
Объект преступления в теории уголовного права определяется как охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым преступным посягательством причиняется вред либо создается реальная угроза его причинения. В доктрине уголовного права ведутся споры по поводу понятия и классификаций транспортных преступлений. Учеными сгенерированы множество трактов понятия «транспортное преступление», однако наиболее верным на наш взгляд является понимание данных преступлений как предусмотренных уголовным законом общественно опасных, виновных деяния (действие или бездействие), посягающих на безопасную работу транспорта в сфере его движения и эксплуатации. Что касается классификаций, то они в большей степени носят теоретический характер и важны для лучшего понимания сути данных преступлений, однако не составляют существенной ценности для их квалификации.
Таким образом, можно отметить, что законодатель во все времена с особым вниманием относился к дорожно-транспортным преступлениям. Это связано с тем, что любое транспортное средство является источником повышенной опасности и требует особого обращения. В связи с этим за любые нарушения на транспорте всегда следовала строгая ответственность. Сейчас эта сфера также активно развивается, требует доработок, которые являются результатом развития дорожно-транспортной сферы.
Объективные признаки преступлений, предусмотренных главой 27, вызывают много споров среди ученых. В частности, особый интерес вызывает определение объекта преступления. Так стоит согласиться, что выделение в качестве непосредственного объекта правил эксплуатации транспортных средств не является целесообразным, так как первоочередной целью законодателя является защита жизни и здоровья населения.
Что касается объективной стороны, то дорожно-транспортные преступления могут обладать как материальным составом, так и формальным. При этом большинство статей данной главы имеют последствия, что связано с важностью охраны человека, его здоровья и жизни, лишь некоторые преступления обладают такой общественной опасностью, чтобы влечь уголовную ответственность уже за сам факт совершения деяния.
Обращаясь к гл. 27 УК РФ, отметим, что в данном случае речь идет о преступлениях, совершаемых гражданскими лицами, т.е. не военнослужащими и не против интересов военной службы. К примеру, ст. 263 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, морского и внутреннего водного, воздушного транспорта и метрополитена.
Исходя из анализов субъективных признаков, можно сделать вывод о том, что статьи, предусмотренные главой 27 УК РФ, включают разнообразие субъектов, от общего с разным возрастным цензом, до специального, обладающего особым статусом и обязанностями.
Что касается форм вины, то в данной главе также наблюдается разнообразие – в ней содержаться преступления, которые могут совершаться с разными формами вины, а также с двумя формами вины – с умыслом в нарушении правил дорожного движения и неосторожностью в причинении вреда.



