Проектирование экскурсионных программ по Челябинской области для иное трапных туристов
|
АННОТАЦИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЭКСКУРСИОННЫХ ПРОГРАММ
1.1 Понятие экскурсионных программ и методика их составления 10
1.2 Особенности проведения экскурсионных программ для иностранных
туристов 22
1.3 Туристские ресурсы Челябинской области, привлекательные для
туристов из Германии 32
Выводы по главе один 59
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ
ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ
2.1 Разработка и описание модели экскурсионной программы
«Саткинский треугольник» 61
2.2 Технико-экономическое обоснование экскурсионной программы 70
2.3 Обеспечение безопасности туристов на маршруте 79
Выводы по главе два 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Технологическая карта экскурсионной программы ... 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Инструкция по безопасности экскурсантов на маршруте 105
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Фотоматериалы экскурсионной программы 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Баннер «Экскурсия для иностранных туристов» 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Рекламный материал по экскурсионной программе
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Презентация к ВКР
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Электронная версия к ВКР
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ЭКСКУРСИОННЫХ ПРОГРАММ
1.1 Понятие экскурсионных программ и методика их составления 10
1.2 Особенности проведения экскурсионных программ для иностранных
туристов 22
1.3 Туристские ресурсы Челябинской области, привлекательные для
туристов из Германии 32
Выводы по главе один 59
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ
ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ
2.1 Разработка и описание модели экскурсионной программы
«Саткинский треугольник» 61
2.2 Технико-экономическое обоснование экскурсионной программы 70
2.3 Обеспечение безопасности туристов на маршруте 79
Выводы по главе два 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Технологическая карта экскурсионной программы ... 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Инструкция по безопасности экскурсантов на маршруте 105
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Фотоматериалы экскурсионной программы 108
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Баннер «Экскурсия для иностранных туристов» 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Рекламный материал по экскурсионной программе
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Презентация к ВКР
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Электронная версия к ВКР
Челябинская область обладает большими и разнообразными туристскими ресурсами, которые всегда будут привлекать к себе внимание иностранных туристов. По оценкам специалистов, рынок регионального туризма развивается крайне неравномерно: объем выездного туризма несоизмеримо преобладает над объемами въездного и внутреннего туризма, даже несмотря на приоритет развития последнего, провозглашенный Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Значительный вклад в развитие туризма вносит международный туристский обмен, в котором особое внимание всегда уделялось и уделяется въездному иностранному туризму. Именно прием иностранных туристов позволяет отдельно взятым странам добиваться высокого уровня развития своих экономик.
Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью знания и понимания специфики обслуживания иностранных туристов, так как именно от этого зависит успешность работы каждой турфирмы.
Приемом и обслуживанием иностранных туристов в Челябинске и Челябинской области занимается около 20% туристских фирм. В этих фирмах особое внимание уделяется турпродукту, то есть исследованию действительного и постоянного спроса на туристском рынке (исследование моды, привязанности, предпочтений и так далее), на основе которого генерируются идеи относительно нового турпродукта и претворяются в жизнь. Ведь интересный, уникальный продукт - ключевой фактор успеха конкуренции.
Создание привлекательного турпродукта является самым важным средством реализации маркетинговой стратегии. При создании турпродукта необходимо четко понимать, что в действительности будет покупать иностранный турист, ведь он оплачивает не гостиничное размещение, а новые ощущения и знакомство с неизвестным, уют, внимание, располагающую обстановку. Поэтому создание турпродукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, выявления наиболее привлекательных его сторон для иностранных туристов, затем последовательно формируется сам товар - пакет туристских услуг.
В данной выпускной квалификационной работе подробно изучена специфика приема иностранных туристов на территории Российской Федерации (в частности, на территории Челябинской области), согласно нормам и правилам по разработке туристского продукта, предложена экскурсионная программа для иностранных туристов, преимущественно для гостей из Г ермании.
Выбор именно этого направления обусловлен тем, что в настоящее время культурно-познавательный туризм получает все большее развитие. Телевидение и Интернет расширяют кругозор людей. Уже с детских лет человеку становится интересно узнавать быт и культуру жителей других стран. Однако кому-то хочется не просто увидеть на картинке эти пейзажи и сооружения, а побывать самому и лично осмотреть объекты.
Для этой категории людей и предлагается экскурсионная программа «Саткинский треугольник», с помощью которой иностранные туристы смогут воочию увидеть старейшую непрерывно действующую электростанцию, первое и крупнейшее месторождение магнезита в России, уникальное высокогорное озеро, высочайшую точку Челябинской области и прочие, не менее увлекательные объекты. Предполагается, что предлагаемая программа будет пользоваться спросом у иностранных туристов, так как полученные знания расширят и дополнят представления иностранцев о культуре России и Челябинской области, об уникальности русской природы и о мощности российских предприятий.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы являются законодательные акты (Федеральный Закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и др.), приказы госструктур (Приказ Госкомспорта РФ от 08.06.1998 №210 и др.), учебная литература (Третьякова, Т.Н. и др. Особо охраняемые природные территории как объект экологического туризма и др.), энциклопедические издания (Большая Советская энциклопедия, Города России), монографии (Емельянов, Б.В. Экскурсоведение) и другие.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать экскурсионные программы по территории Челябинской области для иностранных туристов.
Объект выпускной квалификационной работы - экскурсионное проектирование.
Предметом является технология проектирования экскурсионных программ для иностранных туристов.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить понятия «экскурсия» и «экскурсионная программа»;
- выявить особенности проведения экскурсионных программ для иностранных туристов;
- охарактеризовать туристские ресурсы на территории Челябинской области, наиболее аттрактивные для немецкой аудитории (немецких туристов);
- обосновать модель экскурсионной программы «Саткинский треугольник»;
- провести технико-экономическое обоснование экскурсионной программы и обоснование безопасности туристов на маршруте.
Методы исследования - анализ документов, сравнительный анализ, синтез, социологический метод, экономический, а также метод контроля качества.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее результаты расширяют понимание специфики работы сотрудников турфирм с иностранными туристами, утверждают необходимость развития данного вида туризма в Челябинской области, а также могут служить основой для разработки культурно-познавательных туров и экскурсионных программ.
Апробация экскурсионной программы состоялась в рамках международной летней школы экономики и спортивного менеджмента на базе Уральского государственного университета физической культуры совместно с Йенским университетом имени Фридриха Шиллера (Германия). В составе экскурсионной группы были гости из Федеративной Республики Германия, ведущие профессора в области экономики спорта и спортивного менеджмента. Это профессор, доктор
Франк Дауман - заведующий кафедрой спортивной экономики и медицинской
Йенском университете имени Фридриха Шиллера, специалист в
области анализа спортивных рынков, в вопросах допинга, управления качеством в спортивных организациях, а также в маркетинге спорта и профессор, доктор
Питер Туи - профессор менеджмента и экономики услуг в Международном университете прикладных наук Bad Honnef, управляющий директор Partner Group, преподаватель Йенского университета имени Фридриха Шиллера, специалист в области экономики и менеджмента в спорте.
Структура выпускной квалификационной работы отражает общую логику исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список из 61 источника, 7 приложений.
Сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Значительный вклад в развитие туризма вносит международный туристский обмен, в котором особое внимание всегда уделялось и уделяется въездному иностранному туризму. Именно прием иностранных туристов позволяет отдельно взятым странам добиваться высокого уровня развития своих экономик.
Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью знания и понимания специфики обслуживания иностранных туристов, так как именно от этого зависит успешность работы каждой турфирмы.
Приемом и обслуживанием иностранных туристов в Челябинске и Челябинской области занимается около 20% туристских фирм. В этих фирмах особое внимание уделяется турпродукту, то есть исследованию действительного и постоянного спроса на туристском рынке (исследование моды, привязанности, предпочтений и так далее), на основе которого генерируются идеи относительно нового турпродукта и претворяются в жизнь. Ведь интересный, уникальный продукт - ключевой фактор успеха конкуренции.
Создание привлекательного турпродукта является самым важным средством реализации маркетинговой стратегии. При создании турпродукта необходимо четко понимать, что в действительности будет покупать иностранный турист, ведь он оплачивает не гостиничное размещение, а новые ощущения и знакомство с неизвестным, уют, внимание, располагающую обстановку. Поэтому создание турпродукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, выявления наиболее привлекательных его сторон для иностранных туристов, затем последовательно формируется сам товар - пакет туристских услуг.
В данной выпускной квалификационной работе подробно изучена специфика приема иностранных туристов на территории Российской Федерации (в частности, на территории Челябинской области), согласно нормам и правилам по разработке туристского продукта, предложена экскурсионная программа для иностранных туристов, преимущественно для гостей из Г ермании.
Выбор именно этого направления обусловлен тем, что в настоящее время культурно-познавательный туризм получает все большее развитие. Телевидение и Интернет расширяют кругозор людей. Уже с детских лет человеку становится интересно узнавать быт и культуру жителей других стран. Однако кому-то хочется не просто увидеть на картинке эти пейзажи и сооружения, а побывать самому и лично осмотреть объекты.
Для этой категории людей и предлагается экскурсионная программа «Саткинский треугольник», с помощью которой иностранные туристы смогут воочию увидеть старейшую непрерывно действующую электростанцию, первое и крупнейшее месторождение магнезита в России, уникальное высокогорное озеро, высочайшую точку Челябинской области и прочие, не менее увлекательные объекты. Предполагается, что предлагаемая программа будет пользоваться спросом у иностранных туристов, так как полученные знания расширят и дополнят представления иностранцев о культуре России и Челябинской области, об уникальности русской природы и о мощности российских предприятий.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы являются законодательные акты (Федеральный Закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и др.), приказы госструктур (Приказ Госкомспорта РФ от 08.06.1998 №210 и др.), учебная литература (Третьякова, Т.Н. и др. Особо охраняемые природные территории как объект экологического туризма и др.), энциклопедические издания (Большая Советская энциклопедия, Города России), монографии (Емельянов, Б.В. Экскурсоведение) и другие.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать экскурсионные программы по территории Челябинской области для иностранных туристов.
Объект выпускной квалификационной работы - экскурсионное проектирование.
Предметом является технология проектирования экскурсионных программ для иностранных туристов.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить понятия «экскурсия» и «экскурсионная программа»;
- выявить особенности проведения экскурсионных программ для иностранных туристов;
- охарактеризовать туристские ресурсы на территории Челябинской области, наиболее аттрактивные для немецкой аудитории (немецких туристов);
- обосновать модель экскурсионной программы «Саткинский треугольник»;
- провести технико-экономическое обоснование экскурсионной программы и обоснование безопасности туристов на маршруте.
Методы исследования - анализ документов, сравнительный анализ, синтез, социологический метод, экономический, а также метод контроля качества.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее результаты расширяют понимание специфики работы сотрудников турфирм с иностранными туристами, утверждают необходимость развития данного вида туризма в Челябинской области, а также могут служить основой для разработки культурно-познавательных туров и экскурсионных программ.
Апробация экскурсионной программы состоялась в рамках международной летней школы экономики и спортивного менеджмента на базе Уральского государственного университета физической культуры совместно с Йенским университетом имени Фридриха Шиллера (Германия). В составе экскурсионной группы были гости из Федеративной Республики Германия, ведущие профессора в области экономики спорта и спортивного менеджмента. Это профессор, доктор
Франк Дауман - заведующий кафедрой спортивной экономики и медицинской
Йенском университете имени Фридриха Шиллера, специалист в
области анализа спортивных рынков, в вопросах допинга, управления качеством в спортивных организациях, а также в маркетинге спорта и профессор, доктор
Питер Туи - профессор менеджмента и экономики услуг в Международном университете прикладных наук Bad Honnef, управляющий директор Partner Group, преподаватель Йенского университета имени Фридриха Шиллера, специалист в области экономики и менеджмента в спорте.
Структура выпускной квалификационной работы отражает общую логику исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список из 61 источника, 7 приложений.
Под экскурсионным обслуживанием понимается организация и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовном и нравственным ценностям, накопления знаний, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания. Организация экскурсионного обслуживания происходит с учетом широкого круга вопросов, включающих в себя соблюдение международных правовых актов регулирования туристической деятельности и соответствующих стандартов, а также общих положений правовой базы регулирования туристической деятельности в России, обеспечение безопасности, права и обязанности экскурсантов и так далее.
В организации экскурсионного обслуживания значительная роль принадлежит экскурсоводу. К нему предъявляются не только специальные квалификационные требования, но и личностные: способности, терпение, эмоциональность, эрудиция, интуиция и др. А для экскурсовода, работающего с иностранными гостями, требования становятся еще более жесткими.
Сегодня туристский рынок Челябинской области требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности. Неограниченные возможности для организации этой деятельности предоставляет огромный историко-культурный и природный потенциал области. Однако существуют серьезные проблемы, которые необходимо решать:
- существующая на данный момент материально-техническая база туризма по большей части устарела и остро нуждается в реконструкции;
- наличие нереализованных возможностей внутренних туристических ресурсов, которые оцениваются специалистами в 50 миллионов долларов в год. Новые туристические комплексы смогут создать дополнительные рабочие места;
- рост цен на услуги, главным образом, транспортные, и несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг.
Существует несколько перспективных направлений развития экскурсионного туризма в Челябинской области. Сюда можно отнести разработки авторских экскурсий по городам области, а также составление тематических экскурсионных туров, к примеру, посещение археологического комплекса «страны городов», включающее 20 памятников начала второго тысячелетия до нашей эры.
В Челябинской области есть все необходимые предпосылки для дальнейшего развития новых форм экскурсионного обслуживания. Для этого необходимо:
- привлекать к работе молодых специалистов, создавать прогрессивную систему туристского образования, повышать квалификацию персонала туристских фирм и предприятий туристской отрасли;
- привлекать как российских, так и зарубежных инвесторов;
- обеспечивать безопасность отдыха и оздоровления населения;
- совершенствовать нормативно-правовую базу туризма на региональном и муниципальном уровнях;
- создавать новые, более интересные и доступные маршруты для всех категорий граждан;
- развивать систему информационной поддержки туризма с использованием сети INTERNET.
Однако, только наличие этих важных условий не может обеспечить качественное развитие экскурсионного туризма. Для успешного его развития необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства. На сегодняшний день разработаны областные целевые программы по развитию туристско-рекреационной деятельности в области. Задачи, которые ставят эти программы и стратегии, заключаются в формировании представления о Южном Урале как о благоприятном для туризма регионе, привлечении российских и иностранных инвестиций для строительства и реконструкции туристских объектов, интеграции области в систему российского туристского рынка и развитие международного сотрудничества в сфере туризма и отдыха.
Комплексная оценка рекреационных ресурсов показывает, что природный и историко-культурный материал Челябинской области позволяет организовать многоплановое и содержательное обслуживание различных контингентов российских и иностранных туристов на самом высоком уровне, значительно увеличить доходы, как российского федерального бюджета, так и бюджетов республик, краев, областей и округов, сделать туризм важным источником валютных поступлений.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены понятия «экскурсия» и «экскурсионная программа», а также основные принципы, методики и технологии организации экскурсий, выявлены особенности проведения экскурсионных программ для иностранных туристов, охарактеризованы туристские ресурсы на территории Челябинской области, наиболее привлекательные для немецких туристов (туристов из Германии), обоснована модель экскурсионной программы «Саткинский треугольник», проведено технико-экономическое обоснование программы и особенности обеспечения безопасности туристов на маршруте.
В организации экскурсионного обслуживания значительная роль принадлежит экскурсоводу. К нему предъявляются не только специальные квалификационные требования, но и личностные: способности, терпение, эмоциональность, эрудиция, интуиция и др. А для экскурсовода, работающего с иностранными гостями, требования становятся еще более жесткими.
Сегодня туристский рынок Челябинской области требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности. Неограниченные возможности для организации этой деятельности предоставляет огромный историко-культурный и природный потенциал области. Однако существуют серьезные проблемы, которые необходимо решать:
- существующая на данный момент материально-техническая база туризма по большей части устарела и остро нуждается в реконструкции;
- наличие нереализованных возможностей внутренних туристических ресурсов, которые оцениваются специалистами в 50 миллионов долларов в год. Новые туристические комплексы смогут создать дополнительные рабочие места;
- рост цен на услуги, главным образом, транспортные, и несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг.
Существует несколько перспективных направлений развития экскурсионного туризма в Челябинской области. Сюда можно отнести разработки авторских экскурсий по городам области, а также составление тематических экскурсионных туров, к примеру, посещение археологического комплекса «страны городов», включающее 20 памятников начала второго тысячелетия до нашей эры.
В Челябинской области есть все необходимые предпосылки для дальнейшего развития новых форм экскурсионного обслуживания. Для этого необходимо:
- привлекать к работе молодых специалистов, создавать прогрессивную систему туристского образования, повышать квалификацию персонала туристских фирм и предприятий туристской отрасли;
- привлекать как российских, так и зарубежных инвесторов;
- обеспечивать безопасность отдыха и оздоровления населения;
- совершенствовать нормативно-правовую базу туризма на региональном и муниципальном уровнях;
- создавать новые, более интересные и доступные маршруты для всех категорий граждан;
- развивать систему информационной поддержки туризма с использованием сети INTERNET.
Однако, только наличие этих важных условий не может обеспечить качественное развитие экскурсионного туризма. Для успешного его развития необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства. На сегодняшний день разработаны областные целевые программы по развитию туристско-рекреационной деятельности в области. Задачи, которые ставят эти программы и стратегии, заключаются в формировании представления о Южном Урале как о благоприятном для туризма регионе, привлечении российских и иностранных инвестиций для строительства и реконструкции туристских объектов, интеграции области в систему российского туристского рынка и развитие международного сотрудничества в сфере туризма и отдыха.
Комплексная оценка рекреационных ресурсов показывает, что природный и историко-культурный материал Челябинской области позволяет организовать многоплановое и содержательное обслуживание различных контингентов российских и иностранных туристов на самом высоком уровне, значительно увеличить доходы, как российского федерального бюджета, так и бюджетов республик, краев, областей и округов, сделать туризм важным источником валютных поступлений.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены понятия «экскурсия» и «экскурсионная программа», а также основные принципы, методики и технологии организации экскурсий, выявлены особенности проведения экскурсионных программ для иностранных туристов, охарактеризованы туристские ресурсы на территории Челябинской области, наиболее привлекательные для немецких туристов (туристов из Германии), обоснована модель экскурсионной программы «Саткинский треугольник», проведено технико-экономическое обоснование программы и особенности обеспечения безопасности туристов на маршруте.



