🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ПОЭТИКА СКАЗОЧНЫХ ПРОЗАИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ А. ПРИСТАВКИНА

Работа №203093

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы137
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 12
ЕЕ Циклизация в литературном процессе 12
1.2. Сказка как литературный жанр: тенденции циклизации сказки 30
1.3. Жанр авторской литературной сказки 40
2. ПОЭТИКА ЦИКЛА А. И. ПРИСТАВКИНА
«СКАЗКИ ПРО ЕЖИКОВ» 46
2.1. Субъектная организация цикла 46
2.2. Ассоциативный фон цикла 54
2.3 Хронотоп сказочного цикла 68
2.4. Заголовочно-финальный комплекс и композиция цикла 70
3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЦИКЛА «СКАЗКИ СТАРОГО БЕРЛИНА» 87
3.1. Хронотоп цикла 87
3.2. Элементы сказочной поэтики цикла 96
4. ПОЭТИКА ЦИКЛА А. ПРИСТАВКИНА «СКАЗКИ НА СЕЛИГЕРЕ» ... 106
4.1. Ассоциативный фон цикла 106
4.2. Интонационно-речевая организация цикла 115
4.3. Заголовочно-финальный комплекс цикла 121
МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 140

Проблема изучения феномена прозаического цикла не теряет своей актуальности на рубеже XX—XXI веков: сегодня уточняется понятие циклизации исследуемых произведений, доминантных и периферийных принципов циклизации, расширяется круг авторов, произведения которых входят в контекст литературной полемики.
Активный процесс циклизации как одной из тенденций современного литературного процесса связан с активизацией жанра литературной сказки, а точнее — сказочного прозаического цикла. В настоящее время данный жанр функционирует в своих многочисленных инвариантах: сказочный роман, сказочная повесть, сказочная миниатюра. Одна из граней этого общего процесса раскрывается в творчестве Анатолия Приставкина.
Имя писателя широко известно не только в России, но и за рубежом.
А. Приставкин — автор многих романов и эссе, в том числе легендарной повести «Ночевала тучка золотая», выдающийся педагог, общественный и культурный деятель, председатель первой в России комиссии по помилованию.
Литературоведы чаще всего относят тексты А. Приставкина к детской литературе, однако это не вполне корректно. Большую часть его творчества составляют крупные эпические произведения (романы, повести, очерки), в то время как малая проза (рассказы и сказки, чаще всего опубликованные с пометой «для детей среднего школьного возраста» [ПО] составляет не более 10% от общего числа текстов. Однако именно они представляют «жемчужину» творческой коллекции писателя: уникальные в эстетическом и художественном плане тексты, обладающие явной тенденцией к циклизации.
Феномен циклизации в творчестве А. Приставкина можно проследить сразу в диахроническом и синхроническом аспектах. Автор входит в литературу в 60—е гг. XX века с циклом рассказов «Военное детство» (1959 г.)/ «Маленькие рассказы» (1962 г.) [111], поэтика которого была изучена нами в рамках выпускной квалификационной работы в 2017 году [Ю6].
Далее в 1964 году автор публикует лирическую повесть «Селигер Селигерович» [112], внутри которой помещает 6 сказок «Черви и паук», «Муравей», «Улитка», «Утенок», «Вороны», «Шурка», которые позже издаются в книге-сборнике «Летающая тетушка» в формате цикла под собственным заголовком «Сказки на Селигере» (2007 г.) [111]. В 1990 г. выходит в печать его латышский дневник «Моя тихая Балтия» [109], где А. И. Приставкин цитирует строки из своего будущего цикла «Сказки про ежиков» [110], который целиком будет опубликован в одной из последних книг автора «Летающая тетушка» (2007 г.) наряду с еще одним циклом «Сказки старого Берлина» [110].
Все произведения А. Приставкина — «факт сопротивления безжалостности, бесчеловечности» [107]. Как писатель гуманист, прежде всего, все свои циклы он подчинял одной идее — «не могу предать!» [107]. В «Маленьких рассказах» через своих героев автор продемонстрировал, что суровость и жестокость войны не может заставить человека предать священное желание жить. Далее эта идея транспонировалась в повесть «Селигер Селигерович» и вставной цикл «Сказки на Селигере», где отчетливо прозвучала мысль о том, что Родина — опорная ценность в русской культурной традиции — не может предаваться человеком, независимо от обстоятельств, в которых он порой вынужден делать нравственный выбор, что само озеро Селигер — есть некое «зеркало памяти», в которое человек смотрит, чтобы периодически напоминать себе о простых заветах: не предавать человека в себе, уважать Родину.
От концептуальной метафоры «человеческий коридор» в «Маленьких рассказах» [111], ставшей одной из главных причин, побудивших Приставкина к творчеству (суметь открыть дорогу для жизни детям на войне), своими произведениями А. Приставкин выстроил настоящий «литературный гуманистический коридор». Читатель из книги в книгу кочует вместе с единым тематико-проблематическим концептом идей (быть нравственно честным человеком, делать добро «Сказки про ежиков» [110], служить ближним, любить природу «Сказки на Селигере» [110], жить и любить, уметь удивляться и радоваться малому «Сказки старого Берлина» [110], быть человеком особенно тогда, когда это кажется невозможным «Маленькие рассказы» [111]). Каждый раз эти идеи трансформируются и по-новому объемно представляют авторское мировоззрение, что в свою очередь формирует единый контекст творчества автора, рождает СВЕРХтекс и позволяет нам говорить о внутренних рифмах и концептуальных макроциклах в сознании автора
Рассматривая поэтику циклов малой прозы автора, стоит отметить, что сказки — сквозное явление авторского творчества. Начав с «малоформатных» жанров — «Военное детство» и «Маленькие рассказы» (1959 г., 1962 г.), — автор преимущественно работал в крупных формах: ему принадлежат документальные повести «Мои современники» (1959 г.), «Костры в тайге» (1964 г.), «Страна Лэпия» (1960 г.), роман «Голубка» (1967 г.), повести «Солдат и мальчик» (1970 г.), «Ночевала тучка золотая» (1987 г.), «Кукушата» (1988 г.) и т. д.
Сказочные циклы стали «пограничным» явлением авторского творчества: публикация первого сказочного цикла «Сказки на Селигере» в 1964 году в девятом номере журнала «Юность» [112] в самом начале литературной деятельности, работа над циклом «Сказки про ежиков» [ИЗ], в основной период с 1980—1990 гг., затем подведение жизненных итогов в последнем цикле «Сказки старого Берлина» [110] в 2007 за год до смерти писателя.
А. И. Приставкин внес значительный вклад в развитие литературной сказки XXI, но следует заметить, что в повестку литературоведческих дискуссий попасть этому автору до сих пор не удавалось. Системное изучение и описание поэтики авторского прозаического сказочного цикла А. Приставкина еще не было предметом специального исследования. Это позволяет заключить, что новизна данной работы — в возможности впервые представить целостное восприятие сказочного мира писателя, а также ввести циклы «Сказки про ежиков» [110], «Сказки старого Берлина» [110], «Сказки на Селигере» [110] в научный оборот, рассмотрев их художественные особенности, семантику и поэтику в контексте развития литературной сказки XXI века.
Объектом нашего исследования является поэтика сказочных прозаических циклов А. И. Приставкина «Сказки про ежиков», «Сказки старого Берлина», «Сказки на Селигере». Актуальность исследования обусловлена концептуальным содержанием материала, важностью задачи обозначить место цикла сказок писателя в его эстетической системе, в границах литературного процесса XX века и представить на ее основе новые разработки, служащие дальнейшему научному изучению жанра литературной авторской сказки в XXI веке.
Материалом нашего исследования являются сказочные прозаические циклы А. И. Приставкина — «Сказки про ежиков» [ПО], «Сказки старого Берлина» [ПО], «Сказки на Селигере» [ПО], до сих пор не являвшиеся объектом научного осмысления.
Предметом исследования являются жанроформирующие и жанромоделирующие факторы сказочных прозаических циклов.
Цель научной работы — определение биографических и художественных истоков сказочных циклов, выявление циклообразующих элементов, обусловливающих художественную целостность данного сверхжанрового образования.
Для достижения поставленной цели необходимо комплексно решить следующие задачи:
1) обобщить и систематизировать имеющийся в современном литературоведении опыт осмысления проблемы жанра литературной сказки как особого литературного явления;
2) описать литературно-сказочный контекст, в котором происходило становление А. И Приставкина как сказочника;
3) исследовать сказочные прозаические циклы как сверхжанровое единство особого типа;
4) выявить доминантные признаки сказочного цикла;
5) обосновать использование А. И. Приставкиным циклической формы как способа сверхжанровой организации текста;
6) ввести в литературоведческий оборот художественный материал, прежде не являвшийся предметом научной рецепции.
Теоретическую базу исследования составляют работы, в которых изучается феномен прозаического цикла, среди них научные труды таких ученых, как: М. Н. Дарвин, О. Г. Егорова, Л. Е. Ляпина, Е. В. Пономарева,
B. А. Сапогов, И. В. Фоменко и др.; становление и функционирование жанра литературной сказки XX—XXI века: Д. Н. Ващенко, Е. Ю. Геймбух,
C. Н. Еремеев, О. И. Зворыгина, Л. В. Калачина, М. Н. Липовецкий, Л. В. Овчинникова, Е. В. Пономарева, В. Я. Пропп и др.; особенности функционирования теоретической модели жанра: Ю. П. Агеева, М. М. Бахтин, Н. В. Барковский, А. Н. Веселова, М. М. Гиршман, Л. Д. Гутрина, А. В. Козлова, Н. Н. Кундаева, А. В. Кубасов, Н. Л. Лейдерман, А. В. Тагильцев, Н. Д. Тамарченко, Л. В. Чернец и др.
При проведении научного исследования был использован комплекс общенаучных методов, включая описательный метод, а также методы лингвистического и жанрового литературоведческого анализа.
Апробация результатов научного исследования проводилась на международных, всероссийских и региональных конференциях, среди них:
• XXIV Международная научно-практическая конференция «Мифологическое и историческое в русской литературе XX—XXI веков. Шешуковские чтения» (Москва, МПГУ — 2019);
• Международная научно-практическая конференция «Славянская филология и культура в интеллектуальном контексте времени» (Ростов-на- Дону, ЮФУ — 2019);
• Международная конференция «Актуальные проблемы филологии» (Екатеринбург, УрГПУ — 2019);
• XIV Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Язык. Культура. Коммуникация» (Челябинск, ЮУрГУ — 2019);
• Международная студенческая очно-заочная научно-практическая конференция «Русская литература глазами современной молодежи» (Магнитогорск, МГТУ — 2018);
После представления и защиты работы были признаны лучшими, а также отмечены дипломами и благодарственными письмами; по материалам конференций имеются публикации в четырех российских научных сборниках [60; 64; 66; 67].
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объём работы составляет 144 страницы, библиографический список включает 153 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


А. И. Приставкин — создатель нескольких сказочных прозаических циклов: «Сказки про ежиков», «Сказки старого Берлина», «Сказки на Селигере». Впервые в данной работе эти произведения рассматриваются в качестве цикла как динамического образования (от цикла к циклу). Подробный экскурс в историю и теорию циклизации позволяет сделать выводы о том, что художественные единства А. Приставкина максимально отвечают требованиям цикла: СВЕРХжанровые единства представляют СВЕРХтексты, состоящие их нескольких компонентов, связанных между собой единой тематикой, сквозными персонажами, они подчинены общей интонации и ритму. Наибольшая связь между ними обнаружена на уровне хронотопа, субъектной организации и ассоциативного фона. Уровень заголовочно-финального комплекса отчетливо акцентирует единство только двух циклов «Сказки про ежиков» и «Сказки на Селигере».
Названные авторские циклы представляют дидактические сказки об отношении к природе, животным, самому себе: они объединены за счет присутствия в каждом из них сквозных персонажей. В цикле «Сказки про ежиков» — это ежик Коля и ежик Юра; в цикле «Сказки старого Берлина» — автор, его дочь Машенька и Дядя Томас; в цикле «Сказки на Селигере» — биографический автор.
Единство внутри каждого цикла достигается за счет соединения сразу нескольких типов хронотопа: биографического, психологического, топографического, идиллического и игрового, где главенствующим становится топос детства, составляющий нерасторжимое художественнофилософское единство, отражающее наиболее важные аспекты художественной антропологии поэтического мира автора. Основу пространственной структуры занимает образ ребенка (личности, способной познать все совершенство мира, быть безусловно счастливой, жить в гармонии с миром), который на контрасте противопоставлен образу взрослого, живущего в профанном, жестоком мире. Образ ребенка представлен сразу в трех категориях: анималистический образ (ежики), реальный образ (дочь Мария Приставкина) и образ-ощущение (детский взгляд на мир).
Христианская антропология создает своеобразие циклического творчества А. И. Приставкина, в основании которой лежит дихотомия жизнь — смерть, дуализм человеческой природы. Все герои проходят жизненный цикл (от детства к взрослению), ищут ответы на извечные философские вопросы, учатся жить, находясь в особом пространстве сказки: волшебном лесу (цикл «Сказки про ежиков»), сказочном старом городе Берлине (цикл «Сказки старого Берлина»), на сакральном озере Селигер (в цикле «Сказки на Селигере»), где проходят своеобразную «инициацию».
Опираясь на структурные элементы поэтики волшебной сказки, обязательные элементы которой представлены функциями действующих лиц, а факультативные — особым местом действия, фольклоризированными образами героев, сказочными атрибутами, системой фольклорных мотивов, специфическим ритмом, — автор создает особый сказочный мир, в котором одну из главных ролей играет субъектное начало. Оно проявляется через добродушную авторскую иронию, артистизм автора, где «я» писателя восходит к формуле «я» сказителя в фольклорной традиции. Автор то перевоплощается в героя-рассказчика, то становится повествователем, то сливается воедино с голосами других персонажей, активно используя прием несобственно-прямой речи, посредством которого происходит трансляция трех сознаний и голосов: учителя, родителя, друга.
Интонационно-речевая организация, ассоциативный фон в совокупности с вышеуказанными жанромоделирующими принципами отражают специфику художественного мира автора через позиции циклообразования и сказки как особого жанра.
Жанровая матрица литературной сказки А. Приставкина имеет фольклорно-мифологическую основу. Категория «памяти жанра», выдвинутая М. Н. Липовецким в качестве «реальной продуктивной формулы» [79], обусловливает наличие сказочных принципов в поэтике циклов: становления сюжета за счет действия функций персонажа, особого конфликта, специфической атмосферы рассказывания, функционирования волшебной, фантазийной стихии, яркой фабульности, условности хронотопа, особой сегментации текста, своеобразного ритма и композиции.
В ходе исследования мы обнаружили общие и специфические черты трех сказочных прозаических циклов. Фольклорная первооснова наблюдается в каждом из циклов в разных вариациях: цикл «Сказки про ежиков» представляет собой инвариант волшебной сказки, где два персонифицированных героя (ежики Юра и Коля, изначально представленных в образе «глупых детей») реализуют 15 функций, предложенных
В. Я. Проппом в качестве сюжетообразующей основы сказочного канона. Главные из них — функции отлучки и недостачи. Реконструкция первоосновы меняется за счет нарушения хронологического порядка функций сказочных персонажей, изменения категории сказочного испытания, которое теперь представляется в виде прохождения урока «сказки жизни». Упорядочивание реальности происходит не благодаря помощи волшебных предметов, а посредством действия героев, их личностных трансформаций. За счет обращения писателя к будничной жизни происходит жанровое расширение сказки: сюжет строится на детской игре «догони меня» — история с ловлей бабочек, пчел и кузнечиков либо на соперничестве героев — агональный тип сюжета представлен в сказках «На огороде», «Рыбалка», «Кто наловил рыбы».
«Сказки старого Берлина» представляют собой аллюзивное поле для прочтения классического фольклорного сюжета — путешествие героя в идеальную страну в модернизированном варианте: не на ковре-самолете, а на обычной машине. Автор не ограничивается только сказочной столицей своего цикла (Берлином), он расширяет пространство, включая туда новые реальные и сказочные миры: Россия, Москва, Вавилон, «Уголок Семи Сараев», «Рыбачий остров» и т. д. В данном цикле нивелируется категория «случайного чудесного», волшебник и его волшебные действия больше не являются тайной, они происходят закономерно, согласно причинно-следственным связям.
Цикл «Сказки на Селигере», на первый взгляд, в наименьшей степени ориентирован на фольклор. Он не описывает обязательных для волшебной сказки чудес, однако сюжетно реализует традиционный сказочный мотив переправы из царства живых в царство мертвых и обратно, совершаемое на лодке. Конфликту двух начал в человеке (доброму — существующему в согласии с природой и злому — находящемуся в оппозиции к ней) подчинены реальный и фантастический миры цикла. Основанный на приемах монтажа «клип-стиль» (терминология Е. В. Пономаревой) иллюстрирует сочетание высокого и низкого, прозаического и библейского, реализует свое начало в рамках цикла как монтажной структуры и сказки, как гротескной модели мира.
Фольклорная первооснова выявляет особую роль хронотопа, ассоциативного фона и интонационно-речевой организации, которые являются главными связующими элементами циклов. Особая атмосфера сказочности рождается за счет лирической тональности, поэтической метафоризации, ритма, прозиметрической структуры текстов, выражающейся в синтезе эпической и лирической структуры, явной ориентации на стиховое начало, повторов на всех уровнях текста. Отдельно выделяется композиционный ритм циклов «Сказки про ежиков», который создается за счет особого строения сюжетов, представляющих инвариант предыдущей сказки, основанный на повторение зачинов, а также роли обрамляющей рамы цикла, которая проявляется на уровне ЗФК. Особо подчеркивается роль посвящения (факультативного элемента ЗФК).
В цикле «Сказки на Селигере» единство на уровне ЗФК формируется за счет пролога, однотипных заглавий, графического расположения текстов (все они — импрессии, не превышающие в объеме одной страницы, что свидетельствует их тяготение к миниатюрности), а также особой семантики первой и последней строки, которые рождают алогизм и абсурдность, заложенные в жанровом подзаголовке «сказки-небылицы».
Таким образом, мы приходим к выводу, что творчеству А. Приставкина присуща монтажная природа, за счет которой вся его проза представляет собой гипертекст, с другой стороны оно характеризуется наличием внутренних рифм: повторяемость тем и сюжетов, а иногда даже повторяемость текстов (сказочные зачины из цикла «Сказки про ежиков» в повести-дневнике «Моя Тихая Балтия»: “Однажды теплым летним днем ежик Коля вышел на улицу и увидел...” [ПО, с. 95]). Многочисленные интертекстуальные переклички, ориентация на «память жанра» волшебной сказки создают большое контекстное поле цикла, а также работают на расширение читательского кругозора.
А. И. Приставкин продолжает одну из главных традиции русской классической литературы — антропоцентризм: все его герои показаны в важные минуты своей жизни, они преодолевают испытания, проходят разные этапы своего духовного становления, которые неразрывно связаны с вхождением в православный мир. Именно поэтому конфликт, рождающийся на границах реального и сказочного мира, больше не сказочный, а драматический.
Таким образом, в ходе анализа исследуемых произведений
А. И. Приставкина было доказано, что сказки «Сказки про ежиков», «Сказки на Селигере», «Сказки старого Берлина» — это циклические единства. Ориентация на фольклор, жанровый синкретизм, система сквозных мотивов и образов органично сочетаются с индивидуально авторской концепцией, особым ритмическим строем, свойственным писателю. Принципы циклизации проявлены на всех уровнях текста. Ориентация А. Приставкина на русскую литературную традицию: «сказки жизни» М. М. Пришвина, романтической сказки В. Крапивина и автобиографической сказки Д. Н. Мамимна-Сибиряка, а также сказочной традиции А. Неверова, К. Федина, Ю. Коваля и внимание к традиции немецких сказок Гофмана и братьев Гримм — делают художественный мир цикла объемным, глубоким и интересным. Все три цикла считаем авторскими, первичными, содержательными прозаическими сказочными циклами со сквозным персонажем.
Работа, безусловно, оставляет перспективы изучения как в более узком направлении (анализ поэтики отдельных сказок), так и в контексте историколитературной общности (тенденции циклизации прозы А. И. Приставкина


1. D’hoker, Е., Van den Bossche, В. Cycles, Recueils, Macrotexts. The Short Story Collection in a Comparative Perspective / E. D’hoker,
B. Van den Bossche. —Interferences litteraires/Literaire interferenties, 2014.
2. Friedrich, W. Vier amerikanische Erzahlungszyklien / W. Friedrich. — Munchen, 1953.
3. Ingram, F. L. Representative Short Story of the Twentieth Century. Studies in a Literary Genre. Mouton / F. L. Ingram& — The Hague - Paris, 1971. — 97 p.
4. Lang, L. Der Zyklus bei George und Rilke : Diss. / L. Lang. — Erlangen, 1948. —45 p.
5. Lunden, R. The united stories of America : studies in the short story composite / R. Lunden. — Amsterdam - Atlanta : GA : Robopi, 1999. — 125 p.
6. Muller, J. Das Zyklische Prinzip in der Lyrik / J. Muller // Germanich — Romanische Monatsschrift. XX. — 1932. - Bd. XX. — S. 58—70.
7. Mustard, H. M. The Lyric Cycle in German Literature / H. M. Mustard. — New York, 1946. — 46 p.
8. Sloane, D. Aleksandr Blok and the Dynamics of the Lyric Cycle / D. Sloane. — Columbus, Ohio : Slavica Publishers, 1988. — 379 p.
9. Tale [Electronic resource] // Ofxord Learner’s Dictionaries. — https://clck.ru/GUbYP (date of the application : 29.04.2019).
10. Wellek, R. Theory of literature / R. Wellek, A. Warren. — Penguin Book, 1956. — 328 p.
11. Zipes, J. The Oxford Companion to Fairy Tales / J. Zipes. — Oxford, 2015.
12. Аверинцев, С. С. Историческая подвижность категории жанра /
C. С. Аверинцев. —М. : Л., 1986. — 114 с.
13. Агеева, Ю. П. Заголовочно-финальный комплекс как формообразующий элемент в поэтике прозаических микроциклов / Ю. П. Агеева // Известия Уральского федерального университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2014. — Вып. 2. — № 1 (124). — С. 255—264.
14. Агеева, Ю. П. Микроцикл К. Федина «Сказочки» как особая литературная форма / Ю. П. Агеева // Наука ЮУрГУ. Серия «Социальногуманитарные науки». — 2014. — № 66. — С. 292—296.
15. Агеева, Ю. П. Поэтика прозаических микроциклов в русской малой прозе 20—х годов XX века: дис. ... канд. филол. наук / Ю. П. Агеева. — Екатеринбург, 2014. — 173 с.
..153

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ