Повышение эффективности транзитных перевозок грузов стран Евразийского экономического союза
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГОЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОЮЗА 11
Выводы по разделу один 27
2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ, ПРОХОДЯЩИЕ ПО
ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА 28
Выводы по разделу два 45
3 МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК СТРАН ЕАЭС 47
Выводы по разделу три 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Приложение А - Презентация Microsoft Power Point 68
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГОЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОЮЗА 11
Выводы по разделу один 27
2 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ, ПРОХОДЯЩИЕ ПО
ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА 28
Выводы по разделу два 45
3 МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК СТРАН ЕАЭС 47
Выводы по разделу три 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Приложение А - Презентация Microsoft Power Point 68
С созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) евразийская интеграция вышла на уникальный для всего постсоветского пространства уровень глубины регионального сотрудничества. Через наднациональный формат ЕАЭС - интегрирующиеся страны стремятся качественно повысить роль региона в мировой экономике в условиях ужесточения глобальной конкуренции, фрагментации глобального производственного процесса и нарастания глобальных рисков. Сотрудничество в области транспорта и логистики является актуальной, но при этом недостаточно исследованной формой сотрудничества в ЕАЭС. Роль транспортно-логистической отрасли в евразийской экономической интеграции является центральной с точки зрения её функции связующего звена в системе мирохозяйственных связей как внутри ЕАЭС, так и транзитом по его территории.
Уникальное расположение ЕАЭС на перекрёстке растущих объёмов торговли «Восток-Запад» и «Север-Юг» является одной из фундаментальных предпосылок наращивания сухопутного транзита по территории ЕАЭС, конкурентным преимуществом которого уже сегодня является скорость перевозки, минимум таможенных формальностей в рамках единой таможенной территории и мультимодальная опция доставки.
Однако, в существующем виде транспортно-логистический комплекс ЕАЭС не способен в полной мере обеспечить повышение эффективности транспортнологистического сотрудничества и, как следствие, всей экономической составляющей евразийской интеграции и требует модернизации, что также обуславливает актуальность данного исследования.
Транспортно-логистическое сотрудничество как одно из направлений евразийской экономической интеграции является недостаточно изученной областью исследования. Во многом это связано с преобладанием в евразийском интеграционном процессе политической воли руководства стран ЕАЭС к экономической интеграции и, как следствие, всё ещё незначительными экономическими итогами интеграции. Сущность транспортно-логистического сотрудничества в мировой экономике как фактора углубления международного разделения труда исследована в работах зарубежных авторов, таких как М. Альфредсон, Р. Баллоу, М. Кристофер, Д. Ламберт, П. Ларсон, Г. Манган, С. Фосетт и С. Хертц. В российской науке этим аспектам посвящены труды С.В. Саркисова, В.И. Сергеева, Т.А. Прокофьевой, И.В. Пустохиной и А.В. Резера. Научно - практический анализ евразийской экономической интеграции присутствует в трудах учёных из стран ЕАЭС, в том числе О.В. Буториной, Л.Б. Вардомского, Е.Ю. Винокурова, С.Ю. Глазьева, Р.С. Гринберга, Н.С. Зиядуллаева, В.Л. Иноземцева, Е.М. Кузьминой, А.Ю. Кнобеля, А.М. Либмана, Т.А. Мансурова, А.Н. Спартака, Б.К. Султанова. В иностранной научной литературе евразийские интеграционные процессы изучены в работах Х. Адомеи, К. Волчук, Р. Драгневой, М. Лаурель, Н. Попеску, Д. Тарра, Д. Шпехлер, М. Шпехлера и К. Хоффман. Отдельные проблемы и перспективы транспортно-логистического сотрудничества в ЕАЭС отмечены в исследованиях Е.Ю. Винокурова, К.Х. Зоидова, А.А. Медкова, А.И. Федоренко и Ю.А. Щербанина. Особенности перехода к единой транспортной политике (ЕТП) ЕАЭС раскрыты Л.О. Бабыниной и Е.С. Громогласовой. Роль и место ЕАЭС в международных транспортных коридорах (МТК) представлены в трудах О.А. Подберёзкиной и Т.А. Прокофьевой.
Методы повышения эффективности транзитного потенциала стран ЕАЭС отражены В.П. Мешалкиным и С.А. Хапилиным. Перспективы сопряжения ЕАЭС с китайским «Экономическим поясом Шёлкового пути» (ЭПШП) рассмотрены в работах С.Г. Лузянина, А.С. Скриба и Вань Цинсуна.
В ходе анализа обозначены основные транспортные коридоры по классификации различных международных объединений, основные их преимущества и недостатки, выработаны рекомендации по повышению их эффективности.
По территории ЕАЭС проходит сеть важнейших трансконтинентальных международных транспортных коридоров в составе автомобильных и железных дорог, внутренних водных путей и воздушных трасс. Однако существующие «разрывы» в транспортных коммуникациях Союза не позволяют всем его участникам использовать имеющийся потенциал для выстраивания оптимальных логистических цепочек и повышения эффективности внутренних и международных грузовых перевозок, а в некоторых случаях приводят к транспортной изолированности отдельных государств. Ликвидация «разрывов» в транспортной инфраструктуре между странами ЕАЭС обеспечит оптимизацию затрат на логистику, расширит их возможности для международного сотрудничества, в том числе для привлечения инвестиций в трансграничные транспортные проекты.
Транспортные системы ЕАЭС могут обеспечить кратчайшие трансконтинентальные связи между Европой и Азией, поэтому их интеграция не только приведёт к увеличению объёмов транзитных перевозок, но и будет активно содействовать развитию всех стран Евразийского континента. Многие страны и региональные экономические блоки заинтересованы в сотрудничестве с Союзом, в том числе для совместного развития международных трансграничных транспортных коридоров по линиям "Запад-Восток" и "Север-Юг", а также в рамках проекта Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП).
Перспективы и содержание такого сотрудничества в значительной мере будут определяться наличием разного рода барьеров, усложняющих процесс пересечения национальных границ транспортными средствами.
Упрощение таможенных и пограничных процедур на внешних границах ЕАЭС снизит потери бизнеса на «трансграничные барьеры», увеличит объёмы международной торговли и транзитных перевозок по территории Союза.
Уникальное расположение ЕАЭС на перекрёстке растущих объёмов торговли «Восток-Запад» и «Север-Юг» является одной из фундаментальных предпосылок наращивания сухопутного транзита по территории ЕАЭС, конкурентным преимуществом которого уже сегодня является скорость перевозки, минимум таможенных формальностей в рамках единой таможенной территории и мультимодальная опция доставки.
Однако, в существующем виде транспортно-логистический комплекс ЕАЭС не способен в полной мере обеспечить повышение эффективности транспортнологистического сотрудничества и, как следствие, всей экономической составляющей евразийской интеграции и требует модернизации, что также обуславливает актуальность данного исследования.
Транспортно-логистическое сотрудничество как одно из направлений евразийской экономической интеграции является недостаточно изученной областью исследования. Во многом это связано с преобладанием в евразийском интеграционном процессе политической воли руководства стран ЕАЭС к экономической интеграции и, как следствие, всё ещё незначительными экономическими итогами интеграции. Сущность транспортно-логистического сотрудничества в мировой экономике как фактора углубления международного разделения труда исследована в работах зарубежных авторов, таких как М. Альфредсон, Р. Баллоу, М. Кристофер, Д. Ламберт, П. Ларсон, Г. Манган, С. Фосетт и С. Хертц. В российской науке этим аспектам посвящены труды С.В. Саркисова, В.И. Сергеева, Т.А. Прокофьевой, И.В. Пустохиной и А.В. Резера. Научно - практический анализ евразийской экономической интеграции присутствует в трудах учёных из стран ЕАЭС, в том числе О.В. Буториной, Л.Б. Вардомского, Е.Ю. Винокурова, С.Ю. Глазьева, Р.С. Гринберга, Н.С. Зиядуллаева, В.Л. Иноземцева, Е.М. Кузьминой, А.Ю. Кнобеля, А.М. Либмана, Т.А. Мансурова, А.Н. Спартака, Б.К. Султанова. В иностранной научной литературе евразийские интеграционные процессы изучены в работах Х. Адомеи, К. Волчук, Р. Драгневой, М. Лаурель, Н. Попеску, Д. Тарра, Д. Шпехлер, М. Шпехлера и К. Хоффман. Отдельные проблемы и перспективы транспортно-логистического сотрудничества в ЕАЭС отмечены в исследованиях Е.Ю. Винокурова, К.Х. Зоидова, А.А. Медкова, А.И. Федоренко и Ю.А. Щербанина. Особенности перехода к единой транспортной политике (ЕТП) ЕАЭС раскрыты Л.О. Бабыниной и Е.С. Громогласовой. Роль и место ЕАЭС в международных транспортных коридорах (МТК) представлены в трудах О.А. Подберёзкиной и Т.А. Прокофьевой.
Методы повышения эффективности транзитного потенциала стран ЕАЭС отражены В.П. Мешалкиным и С.А. Хапилиным. Перспективы сопряжения ЕАЭС с китайским «Экономическим поясом Шёлкового пути» (ЭПШП) рассмотрены в работах С.Г. Лузянина, А.С. Скриба и Вань Цинсуна.
В ходе анализа обозначены основные транспортные коридоры по классификации различных международных объединений, основные их преимущества и недостатки, выработаны рекомендации по повышению их эффективности.
По территории ЕАЭС проходит сеть важнейших трансконтинентальных международных транспортных коридоров в составе автомобильных и железных дорог, внутренних водных путей и воздушных трасс. Однако существующие «разрывы» в транспортных коммуникациях Союза не позволяют всем его участникам использовать имеющийся потенциал для выстраивания оптимальных логистических цепочек и повышения эффективности внутренних и международных грузовых перевозок, а в некоторых случаях приводят к транспортной изолированности отдельных государств. Ликвидация «разрывов» в транспортной инфраструктуре между странами ЕАЭС обеспечит оптимизацию затрат на логистику, расширит их возможности для международного сотрудничества, в том числе для привлечения инвестиций в трансграничные транспортные проекты.
Транспортные системы ЕАЭС могут обеспечить кратчайшие трансконтинентальные связи между Европой и Азией, поэтому их интеграция не только приведёт к увеличению объёмов транзитных перевозок, но и будет активно содействовать развитию всех стран Евразийского континента. Многие страны и региональные экономические блоки заинтересованы в сотрудничестве с Союзом, в том числе для совместного развития международных трансграничных транспортных коридоров по линиям "Запад-Восток" и "Север-Юг", а также в рамках проекта Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП).
Перспективы и содержание такого сотрудничества в значительной мере будут определяться наличием разного рода барьеров, усложняющих процесс пересечения национальных границ транспортными средствами.
Упрощение таможенных и пограничных процедур на внешних границах ЕАЭС снизит потери бизнеса на «трансграничные барьеры», увеличит объёмы международной торговли и транзитных перевозок по территории Союза.
В научно-исследовательской работе получены следующие основные результаты, совокупность которых свидетельствует о достижении поставленной цели и решении сформулированных задач исследования:
- представлены основные сведения о Евразийском экономическом союзе;
- проанализированы состояние и тенденции развития транзитных грузовых перевозок;
- определены основные направления повышения эффективности транзитных грузовых перевозок стран-членов Евразийского экономического союза;
- выполнен анализ существующих международных транспортных коридоров, проходящих через территории государств-членов Евразийского экономического союза;
- выработаны рекомендации по повышению эффективности транзитных перевозок грузов;
- отмечены меры, разработанные и предлагаемые к внедрению Евразийской экономическая комиссия на развитие с целью увеличения транзитного потенциала стран-членов ЕАЭС.
- представлены основные сведения о Евразийском экономическом союзе;
- проанализированы состояние и тенденции развития транзитных грузовых перевозок;
- определены основные направления повышения эффективности транзитных грузовых перевозок стран-членов Евразийского экономического союза;
- выполнен анализ существующих международных транспортных коридоров, проходящих через территории государств-членов Евразийского экономического союза;
- выработаны рекомендации по повышению эффективности транзитных перевозок грузов;
- отмечены меры, разработанные и предлагаемые к внедрению Евразийской экономическая комиссия на развитие с целью увеличения транзитного потенциала стран-членов ЕАЭС.





