Введение 3
1. Теоретические основы кредитования малого
бизнеса 5
1.1 Особенности кредитования малого бизнеса 5
1.2 Мировой опыт кредитования малого бизнеса 11
2. Кредитование малого бизнеса в Российской Федерации на
современном этапе 19
2.1 Развитие рынка кредитования малого бизнеса в Российской
Федерации 19
2.2 ПАО «Альфа-банк» на рынке кредитования малого
бизнеса 29
3. Предложение по совершенствованию кредитования малого бизнеса
ПАО «Альфа-банк» 44
3.1 Внедрение кредитного продукта и оценка эффективности
Заключение 48
Список используемых источников 52
Приложение А Услуги, предоставляемые ПАО «Альфа-банком»
Приложение Б Балльные оценки уровня качества услуг
Актуальность Малый бизнес является основой развития мировой экономики, обеспечивает до 60% национального дохода, создает дополнительные рабочие места. Но в России малый бизнес развивается слишком медленно. Главная причина - недостаток финансирования.
В России существует множество программ поддержки малого бизнеса: частные кредиторы, венчурные фонды, кредитные союзы, региональные фонды и банки, но обычному российскому предпринимателю получить деньги на развитие бизнеса практически невозможно.
В мировой практике кредитование малого бизнеса считается одним из самых доходных видов банковской деятельности. В России же данная ситуация противоположная мировой.
Причины сложившейся ситуации - в приоритетах денежно-кредитной и финансовой политике государства, отсутствие залоговых возможностей. Кредитной истории у новых предприятий. Да и жесткие нормативы Банка России, так или иначе, затрудняют выдачу займов. В результате процентная ставка по кредитам для малого бизнеса доходит до 30% годовых, но даже это не останавливает клиентов.
Совокупный спрос на микрокредиты до $10 тыс., по разным оценкам составляет от $5милрд. до $7 милрд. А суммарное предложение для этого рынка оценивается в $300-400 млрд., т.е. не дотягивает и до 10% от потребности.
Точно определить объемы кредитования малого бизнеса очень трудно. На сегодняшний день наиболее активны в предоставлении кредита малому бизнесу региональные банки. Но реализация программ кредитования с привлечением серьезных ресурсов им не по силам.
Главная причина - низкая рентабельность кредитования этого сектора. Операционные расходы, связанные на выдачу маленького и крупного кредитов, мало чем отличается, а отдача, общий вклад в доход банка - несравнимы. Затраты на выдачу одного кредита в $1млн. крупному клиенту более чем на два порядка ниже затрат на выдачу сотни кредитов малым предприятиям по $10тыс. каждый. Кредитования малого бизнеса - это по сути розничная операция.
При нынешнем положении малого бизнеса происходит следующее. Предприниматель предлагает отличный проект. Банкир, в свою очередь изучает предложение и отказывается от предложения. И вполне пригодный проект, в наших условиях, выглядит не убедительно.
Что же делает кредиты малого бизнеса дорогим и неудобным для обеих сторон: банка и заемщика? Во-первых - это особенности бухгалтерской отчетности и анализа баланса, который не может отображать действительности финансовых потоков предприятия. Вторая сложности связана с тем, что малым предприятиям просто нечего предложить в качестве залога.
Отсутствие обеспечения и отсутствие кредитной истории расценивается банками как повышенный риск. Основной риск определяется умением банкира правильно оценить потенциального заемщика. Компенсировать риски банки стараются в первую очередь за счет высоких ставок.
Цель работы - разработать кредитный продукт малому бизнесу для АО «Альфа-Банка»
Задачи:
- провести анализ теоретико-методологических основ формирования и продвижения банковских продуктов и услуг.
- показать развитие рынка кредитования МБ в РФ
- показать позиции ПАО «Альфа-банка» на рынке кредитования МБ
- провести анализ банковских продуктов и услуг ПАО «Альфа-Банка»
- разработать кредитный продукт МБ в ПАО «Альфа-Банке»
- показать эффективность кредитного продукта малому бизнесу.
Предметом выпускной квалификационной работы является процесс разработки новых банковских услуг и продуктов.
Объект - банковские услуги и продукты ПАО «Альфа-Банка».
Во введении подчеркивается актуальность темы, цель и задачи исследования. Первая глава раскрывает теоретические основы кредитования малого и среднего бизнеса. Во второй главе проведен анализ. В третьей главе определены направления повышения эффективности кредитования малого и среднего бизнеса в ПАО «Альфа-банк».
Теоретическую базу работы составляют законодательные, нормативные, инструктивные материалы Банка России по вопросам темы, учебная литература, исследования отечественных и зарубежных специалистов. Информационной базой исследования являлись статистическая информация Федеральной службы статистики, Минфина РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, а также данные интернет-сайтов, финансовая и рабочая информация ПАО «Альфа-банка».
В работе используются методы сравнительного анализа, метод прогнозирования и обобщения.
В настоящее время наблюдается явное усиление интереса российских банков и повышение их активности в участии в долгосрочном финансировании российской экономики. Достаточно актуальным становится вопрос развития системы специализированных инвестиционных банков, в том числе с государственным участием.
Альфа-Банк, основанный в 1990 году, является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций,представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.
Глобальная бизнес-линия Альфа-банка ориентирована на обслуживание клиентов-юридических лиц, относящихся к категории «малый и средний бизнес».
Для разработки нового предложения по предлагаемому проекту был проведен анализ деятельности Альфа-банка на рынке кредитования МСБ в сравнении с его основными конкурентами.
Согласно данным анализа, следует, что всеми банками за последние пять лет было существенно увеличено количество новых услуг в своем ассортименте. Лидером в области предложения новых продуктов является Сбербанк России, предложивший за пять лет своим клиентам до 20 новых услуг. Банками ПАО «Банк ВТБ» и ПАО «Альфа банк» также уделяется значительное внимание вопросам разработки и предложения новых услуг своим клиентам, общее количество которых за пять лет составило 20 и 18 соответственно. ЗАО «Банк Русский Стандарт» и ПАО АКБ «РОСБАНК» имеют меньшие объемы деятельности по сравнению с конкурентами, а следовательно, имеют меньше возможностей по разработке и предложению в области новых продуктов клиентам.
Согласно рассмотренным позициям Альфа-банка относительно его конкурентов в сфере кредитования малого и среднего бизнеса, следует, что Альфа-банк находится на третьей позиции после Сбербанка и ВТБ по абсолютной и относительной доли рынка и по оценке конкурентоспособности.
Альфа-банк, выступая в первой тройке банков-лидеров по предложению новых продуктов, имеет хорошие возможности для разработки проекта нового кредитного продукта для МСБ.
Суть предлагаемого банковского продукта: владельцам микробизнеса, обслуживающихся в ПАО Альфа-банке может быть предложена услуга по временной выдаче денежных средств по принципу доверительного платежа под залог активов, т.е. n-ная сумма денег будет выдана обратившемуся предпринимателю без оценки финансовой отчетности при условии залога активов предпринимателя с расчетом на то, что она должна быть возвращена банку через определенное время с некоторыми начисленными процентами. Такая услуга является своеобразным инвестиционным кредитом малому бизнесу под залог недвижимости.
Возможности нового продукта «Риск на актив» следующие: продукт «Бизнес-доверие/риск на актив» для клиентов сегмента «Микро и малый бизнес» позволит:
- Повысить уровень потребительских предпочтений
- Улучшить удовлетворенность клиентов.
Ключевые преимущества для клиента:
- Срок рассмотрения заявки (2 фаза) - 1 день
- Пакет документов ~ 10 документов (стандартный пакет ~ 30)
- Анализ бизнеса клиента -минимален / анализируется залог
- Выезд на место бизнеса не проводится / проводится осмотр залога
Предполагается, что уровень того, новый продукт будет влиять на снижение объема продуктов других кредитных продуктов МСБ «Старт- кредит» и «Кредит на развитие» будет пренебрежимо малым, так как:
- требования по залогу по новому продукту жестче (в залог принимается только недвижимость и с увеличенным дисконтом);
- при возможности удовлетворить оборотные и инвестиционные цели стандартными продуктами (Старт на кредит, Кредит на развитие) заемщику не выгодно с точки зрения ценовых условий кредитоваться по продукту «Риск на актив».
Вывод - предлагаемый продукт будет интересен клиентам:
- при сумме более 3 млн руб. - не отслеживается целевое использование;
- при сумме до 3 млн руб. - ставка ниже, чем по «Бизнес-доверию» Сбербанка.
По итогам финансовой оценки проекта был определен финансовый эффект от внедрения разработанных новых кредитных продуктов для ПАО «Альфа-банк». По данным прогноза, объем выданных кредитов увеличится на 29% и принесет банку среднее значение финансового результата 15 000 000 тысяч. рублей, что позволит получить дополнительную прибыль в размере 15 000 тысяч рублей, при этом доходность кредитных вложений (рентабельность) кредитных продуктов возрастет на 6,6%. Реальная доходность кредитных вложений может составить 26,6
1 Митрофанова И.А., Эрентраут А.А. Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. 2012. № 1. Т.1. С.130-135.
2 Бочарова, О.Н. Анализ кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в России: меры создания благоприятных условий / О.Н. Бочарова, С.А. Потокина, О.И. Ланина // Социально-экономические явления и процессы, 2014.- № 3 (61). - С. 9-13.
3 Банковское дело / под ред. О.И. Лаврушина. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 311 с.
4 Большаков С.В. Основы управления финансами. - М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2010. - 368 с.
5 Бычков В.П., Жилкина А.Н., Демент С.Е. Банковское дело: управление кредитной организацией. Практикум. - М. : ДАШКОВ И К, 2010. - 314 с.
6 Вострикова Л. Г. Банковская система: Учебник для вузов. - М. : Юстицинформ, 2009. - 570 с.
7 Деньги. Финансы: учеб. пособие для вузов / под ред. Е. Ф. Жукова. - М.
: Юнити-Дана, 2009. - 310 с.
8 Жарковская Е.П. Банковское дело. - М. : Феникс, 2010. - 476 с.
9 Захаров В.С. Проблемы банков Хакасии // Деньги и кредит. - 2009. - №1. - С 6.
10 Крохина Ю. А. Банковское дело. - М.: Проспект, 2009. - 600 с.
11 Крючкова О.Н., Попов Е.В. Классификация методов ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №4. - С. 32.
12 Миляков Н.В. Финансы. -М. : ИНФРА-М, 2010. - 432 с.
13 Мурадова С.Ш., Алексеева Е.В. Банковское дело. Учебное пособие.- М. : Финансы, 2011. - 248 с.
14 Нурзат О.А., Смулов А.М. Банковское кредитование в период кризиса и после: объемы, стратегия, перспективы // Бизнес и банки. - 2010. - № 8 (989). - С. 15-17.
15 Парыгина В. А. Финансы, деньги и кредит: Учебное пособие. - М.: Элит, 2010. - 580 с.
16 Самойлов А.П. Финансы, деньги и кредит. - М. : Эксмо, 2010. - 358
17 Семергей В. Банки и реальный сектор экономики: по разные стороны баррикад // Новая Российская Империя. - 2012. - №6.- С. 5-7.
18 Черебедова А.В. Особенности кредитования субъектов малого и
среднего бизнеса // Вестник Омского университета. Серия: Экономика, 2011. -№ 3. - С. 182-186.
19 Кравченко, Л.Н. Кредитование предприятий малого бизнеса: проблемы и пути решения / Л.Н. Кравченко, М.В. Шевченко // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, 2014. - № 5. - С. 124-128.
20 Магомедова, С.А. Зарубежный опыт кредитования малого и среднего бизнеса // Экономика. Бизнес. Банки, 2014. - Т. 3. - С. 88-97.
21 Максимчук, Е.В. Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в условиях низких темпов роста экономики / Е.В. Максимчук, А.А. Суворова // Социально-гуманитарные знания, 2014. - № 8. - С. 288-296.
22 Ермаков, Д.Н. Экономико-правовые аспекты совершенствования механизмов кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации / Д.Н. Ермаков, Б.А. Брыков // Право и государство: теория и практика, 2014. - № 11 (119). - С. 85-88.
23 Банки и банковское дело/под ред. И.Т.Балабанова. - СПб.: Питер, 2014. - 304 с.
24 Банковское дело: учебник / под ред. Г. Г. Коробовой. - М. : Экономист, 2016. - 751 с
25 Белоглазова Г. Н. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка: учебник / Г. Н. Белоглазова, Л. П. Кроливецкая. - М. : Юрайт, 2017. - 522 с.
26 Внуков Н. А. Договор потребительского кредита как вид потребительского договора / Н. А. Внуков // Право и экономика, 2017. № 4. С. 21-25.
27 Банкинг в информационной экономике: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» (степень - магистр) / B.C. Аксенов, Ю.Н. Нестеренко, A.B. Осиповская и др.; под общ. ред. B.C. Аксенова; РГГУ М.: Экономика, 2012. 351 с.
28 Пономарев А.Ю. Управление рисками кредитования малого бизнеса // Банковское дело. - 2015. - № 5. - С. 78-82.
29 Арцыбашева А.А. Особенности процесса кредитования малых предприятий // Банковские услуги. - 2016. - № 2. - С. 25-31.
30 Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. - Минск: Книжный дом, 2014. - 272 с.
31 Тавасиев А.М. Мазурина Т.Ю. Бычков В.П. Банковское кредитование: Учебник. / Под ред. А.М. Тавасиева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 656с.
32 Лысаковская Е. В. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование. 2006. № 5. С. 261.
33 Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколовой. - М. : Проспект, 2016. - 352 с.
34 Федеральный Закон Российской Федерации от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
35 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: фед. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.
36 Журнал «Российское предпринимательство» [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://bgscience.ru/ioumals/rp/.
37 http: //www. kreditbusiness. ru/kreditovanie
38 https://online.sberbank.ru
39 https://alfabank.ru/
40 http: //www.cbr.ru/