🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Проект системы орнаментов на основе русских этнокультурных мотивов

Работа №203031

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дизайн

Объем работы49
Год сдачи2019
Стоимость4490 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И
ФОРМИРОВАНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ МОТИВОВ
1.1 Анализ ситуации
1.1.1 История Челябинского женского Одигитриевского монастыря 9
1.1.2 Особенности происхождения древнерусского орнамента 14
1.1.3 Определение орнамента и его символическое значение 20
1.1.4 Основные виды симметрии и способы создания орнаментальных
композиций в древнерусском искусстве 24
1.2 Анализ аналогов 28
1.2.1 Анализ системы орнаментов в Дмитриевском соборе во Владимире 28
1.2.2 Анализ системы орнаментов в Георгиевском соборе
в Юрьеве-Польске 28
1.2.3 Орнаменты в Пантелеймоновском евангелии 29
1.2.4 Орнаментальные элементы в ювелирных украшениях 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1 Постановка проектных задач 31
2.2 Художественное раскрытие темы
2.2.1 Стилевая концепция орнамента 33
2.2.2 Разработка универсального модуля для создания орнаментальных
композиций 34
2.2.3 Разработка единой системы орнаментов 35
2.2.4 Выбор цветового решения 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Аналоги 44
Приложение 2. Свои разработки 51
Приложение 3. Таблицы 57
Приложение 4. Трансляция орнамента на различных поверхностях 59
Приложение 5. Макет общей компоновки графических планшетов 62.

Актуальность темы исследования. В наши дни обращение к этно¬культурным мотивам в дизайне является «мировым трендом». Орнамент широко используется в текстильном производстве, например, в нарядах от именитых модельеров, в оформлении мебели и деталях интерьера. Немаловажную роль он играет в графическом дизайне. С помощью орнаментальных композиций оформляются обложки и страницы книг, плакаты, упаковка продукции. Несомненно, он популярен и в дизайне экстерьера и интерьера.
Особенность орнамента заключается в том, что он не мыслим вне предмета и имеет прикладные функции. Она затрудняет использование орнамента в оформлении различных предметов, потому что рассчитана под определенную форму. И чтобы решить эту проблему, необходимо оторвать его от какого-либо предмета, разработав такую систему, которая поможет транслировать орнамент на разных поверхностях.
Сегодня существует необходимость разработки коллекции орнаментов для использования их в орнаментальных системах в интерьерах, электронных изданиях, полиграфии. Разработка системы орнаментов на модульной основе является актуальной не только для светских институтов общества, но особенно для Русской Православной Церкви. На сегодняшний день довольно сложно найти систему традиционно-русских орнаментов, которую можно использовать в оформлении православных храмов. Орнаментальные росписи чаще всего разрабатываются под определенный храм с его размерами, формами. Это очень трудоемкий и дорогостоящий процесс и далеко не каждый приход может себе позволить такие затраты. Помимо финансового вопроса возникает еще одна проблема. Орнаменты, разработанные под интерьер одного храма невозможно без искажения перенести в интерьер другого.
Нам необходимо создать такую систему, которая выйдет за пределы декоративно-прикладного искусства. Для этого нужно ее модернизировать. Сделать продуктом дизайна. В этом нам поможет модульная система. Модуль - это сложный узел, выполняющий самостоятельную функцию в техническом устройстве, а также вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть системы. Орнаментальную композицию на модульной основе отличает чётко выраженные элементы, которые нередко можно убирать или добавлять, не разрушая композицию в целом.
Степень разработанности проблемы
В 2016 году студенткой ЮУрГУ Александрой Арнольд был разработан фирменный стиль с использованием орнаментальных элементов для женского Одигитриевского монастыря в городе Челябинск. Вся фирменная графика построена на основе модуля, что позволяет ей, не привязываясь к одному объекту, транслироваться на различных поверхностях. Перед автором данной работы стояла задача разработать только фирменный стиль, что сильно ограничивает наличие орнаментальных элементов.
Другая студентка ЮУрГУ разработала орнаментальную систему на модульной основе также для женского Одигитриевского монастыря в городе Челябинск. Система отличается многообразием элементов и множеством вариаций их использования. Данная система построена опираясь на византийский стиль. В качестве демонстрационного материала, автор работы представила только сувенирную продукцию: кружки, платки, мыло и тд.
Объект исследования - дизайн орнаментальных графических систем.
Предмет исследования - система орнаментов для женского Одигитриевского монастыря в г. Челябинск.
Цель исследования - разработка проекта системы орнаментов для женского Одигитриевского монастыря.
Задачи исследования:
4. На базе изученных литературных источников систематизировать исторические основы древнерусского стиля и сформировать на изученных видах симметрии орнаментальные композиции.
5. Разработать модульную систему для формирования орнаментальных композиций, подходящую для носителей, применяемых русской православной церковью.
Новизна исследования
Разработана единая система орнамента для женского Одигитриевского монастыря, которая опирается на орнаментику древнерусского стиля и является законченной цельной графической системой, которую можно будет транслировать на различные носители, в том числе интегрировать в интерьере и экстерьере.
Теоретическая значимость исследования
Выводы и теоретические положения работы могут быть использованы в дальнейшем изучении орнаментальной системы как в религиозных общинах, так и в графическом дизайне.
Практическая значимость исследования
Результаты работы рекомендуется использовать в качестве оформления женского Одигитриевского монастыря в г. Челябинске. Для трансляции на различные носители, такие как лепнина, ткань, обои, фирменная продукция . Полученные результаты можно оценить, как определенный вклад в дальнейшее изучение орнамента как единой функциональной системы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В исследовании были изучены и проанализированы культурные и художественные характеристики формирования системы орнаментов. Были исследованы стилеобразующие элементы и исторический стиль, а также его проявление в русской православной традиции, с целью творческого переосмысления и использования в орнаментальной системе монастыря.
Изучена история монастыря и выявлена связь между культурным наследием монастырской общины и ее современным состоянием, с точки зрения исторической преемственности. Путем обращения к аналогам оформления орнаментальных систем исторических памятников архитектуры, книжной графики и декоративно-прикаладного искусства воплощающих лучшие традиции древнерусского стиля, было сформировано представление о способах проектирования собственной системы орнаментов.
В результате была разработана единая система орнамента для женского Одигитриевского монастыря, которая опирается на орнаментику древнерусского стиля и является законченной цельной графической системой, которую можно будет транслировать на различные носители, в том числе интегрировать в интерьере и экстерьере.
Результаты работы рекомендуется использовать в качестве оформления женского Одигитриевского монастыря в Челябинске.



1. Буткевич, Л.М. История орнамента / Л.М. Буткевич. - М.: Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 2008. - 267 с
2. Кириченко, Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII - начала XX века / Е.И. Кириченко. - М.: Издательство «Галарт»; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. - 432 с.
3. Орнамент всех времен и стилей: 2 т. / под ред. Т.И. Хлебнова. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Изд-во «АРТ-РОДНИК», 2011. - Т.1. - 512 с.
4. Макарова, Т.И. Черневое дело Древней Руси / Т.И. Макарова - М.: Изд-во «Наука», 1986. - 156 с.
5. Гагарин, Г.Г. Сборник византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Григорием Гагариным / Г.Г. Гагарин - СПб.: Хромолитография Штадлер и Паттинот, 1887. - 89 с.
6. Кутковский, В. С. Тератология и гротеск как отражение православного и католического мировоззрений в изобразительном искусстве / В.С. Кутковский // Русская история. - 2007. - 24 ноября.
7. Федоров, Ю.А. Беседы о церковном ювелирном искусстве. Беседа 3. Символика цвета в христианском искусстве / Ю.А. Федоров // Московский Ювелир. - 2005. - № 1.
8. Воронина, Т.О. Лицом к свету. Очерк истории Одигитриевского женского монастыря города Челябинска / Т.О. Воронова. - Челябинск: ООО «НБС», 2005. - 86 с.
9. Антипин, Н.А. Православные храмы Челябинска: история и современность / Н.А. Антипин, И.В. Купцов // - Челябинске: Изд-во Авто Граф. - 2015. с. 24 - 27.
10. Ивановская, В.И. Русские орнаменты. / В.И. Ивановская. - Москва: Изд- тво В. Шевчук, 2006, с. 3 - 6.
11. Нечаева, А.М. Челябинские впечатления / А.М. Нечаева. // Исторический вестник. - 1909. - Июль - С. 236-269.
12. Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси [Текст] / А.Б Рыбаков. - Москва: Изд-во Наука, 1 987. - 54 с.
13. Ильин, И.А. Историческая судьба и будущее России / И.А. Ильин. - Москва: Изд-во Рарог, 1992, - 272 с.
14. Луковникова, Е.Л. Древнехристианская изобразительная символика / Е.Л. Луковникова // Православие.ру. -http://www.pravoslavie.ru/archiv/simvolika/simvol
15. Степаненко, В.А. Что есть выражение святая троица с лингвистической
точки зрения: число или слово? / В.А. Степаненко // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: «Лингвистика и межкультурная
коммуникация». - 2013. - Т. 11. - Вып. 1. - С. 63



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ