АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 12
1. АНАЛИЗ ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИХ ПРАЗДНИКОВ И СИМВОЛИКИ
1.1. Аграрно - языческий календарь
1.1.1. Система русских народных праздников 14
1.1.2. История и семантика праздника Масленица 23
1.1.3 Масленичные обрядовые действия. Ряженье 24
1.1.4 Обрядовая масленичная выпечка 26
1.2. Сравнительный анализ праздников Масленица и Навруз 29
1.2.1 Древние знаки и символы восточнославянских племен России 33
1.2.2. Анализ аграрно - магической символики. Анализ символов воды, земли 35
и зооморфных форм на примере обрядовых украшений наручей 37
1.2.3 Символика культа плодородия. Ромб с крючками 38
1.3. Анализ аналогов для обобщения положительного опыта создания музейных комплексов и общественных пространств 42
2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ ОФОРМЛЕНИЯ
ПРАЗДНИКА МАСЛЕНИЦА
2.1. Разработка логотипа на основе исследуемых символов 61
2.2.Оформление праздника 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Возможность более полного использования славянского язычества в процессе воспитания и образования вызывает необходимость определения потенциала восточнославянского язычества как комплекса знаний, представлений и традиций с точки зрения нравственного, патриотического, эстетического, экологического, трудового воспитания.
Народная культура даёт ключи к ресурсному состоянию. Современное общество ориентировано на потребление, в этом его перекос. Люди потребляют информацию, впечатления, не давая себе времени их переварить, осмыслить и выдать какой-то продукт изнутри. Народная же культура - это культура созидания.
Масленица - один из четырёх важнейших славянских праздников года, приуроченный к Весеннему Равноденствию (Солнцестоянию).
Этот праздник представляет собой историко - культурное и развлекательное мероприятие, являясь одним из ярких и притягательных событий, воссоздающих неповторимый колорит жизни славянского народа.
Проектом предлагается создание рекламно - информационного оснащения праздника, которое будет включать в себя:
- Разработка логотипа мероприятия
- Рекламные баннеры
- Программа мероприятия
- Указатели (как добраться до места)
- Оформление сцены для выступления фольклерных и реконструкционных коллективов.
Основной идеей проекта является создание визуальной среды, притягательной, комфортной и эстетически привлекательной для человека.
Записка является дополнением к графической части дипломного проекта.
Задачи:
В процессе проектирования были поставлены следующие задачи:
- Провести анализ славянской культуры.
- Разработать указатели и условные ориентиры для беспрепятственного ком-фортного перемещения по территории среды.
- Создание единого стилистического решения.
- Формирование общей концепции праздника.
- Изучение славянских символов и значения традиционной славянской символики.
- Выявление возможного потенциала восточнославянского язычества как ценности культуры.
В ходе решения поставленных задач проекта, существует необходимость использования славянской символики не только на свойственных ей носителях, но и на современных источниках информации - интерактивных плакатах, баннерах и т.д
Т.е. задача заключается не в полной реконструкции древних символов, а в грамотном и гармоничном внедрении их в современность.
В ходе работы над ВКР по теме «Рекламно - информационный комплекс праздника Масленица,» был проведен анализ языческих славянских символов, подробно рассмотрены праздничные обычаи и традиции славян; осуществлен анализ аналогов для формирования более полного представления об облике проектируемого объекта; сформулированы основные принципы организации праздника Масленица.
Данные исследования легли в основу концептуальных решений. Было разработано и осуществлено функциональное зонирование праздничной территории, созданы рекламные баннеры, оформлена сцена для выступления фольклерных коллективов. Так же при разработке проекта были определены его характер, функциональная зависимость элементов, установлена оптимальная форма, органически связанная с тематикой и назначением.
Дизайнерское решение базировалось на следующих принципах: эстетичность, обоснованность, целесообразность, удобство в использовании.
Результатом проделанной работы является разработка рекламно - информационного комплекса праздника Масленица, создание комфортных и эстетически приятных условий для осуществления досуговой деятельности человека.