Развитие транспортной отрасли в формате территориального кластера Красноярского края
|
Введение
1 Анализ теории и практики формирования транспортных кластеров 9
1.1 Классификационные признаки форм кластера 9
1.2 Зарубежный и Российский опыт формирования кластеров 17
1.3 Анализ функционирования и условий формирования транспортных
кластеров 34
2 Оценка социально-экономических показателей транспортной отрасли
Красноярского края 40
2.1 Оценка транспортной отрасли Красноярского края 40
2.2 Организационно экономические условия формирования транспортного
кластера в Красноярском крае 51
2.3 SWOT анализ формирования транспортного кластера Красноярского
края 57
3 Разработка концепции автотранспортного кластера 61
3.1 Структура управления автомобильным кластером региона 63
3.2 Механизм финансовой поддержки реализации кластерной политики 71
3.3 Эффективность производственно-экономического внедрения
автотранспортного кластера в регионе 76
Заключение 88
Список использованных источников 90
1 Анализ теории и практики формирования транспортных кластеров 9
1.1 Классификационные признаки форм кластера 9
1.2 Зарубежный и Российский опыт формирования кластеров 17
1.3 Анализ функционирования и условий формирования транспортных
кластеров 34
2 Оценка социально-экономических показателей транспортной отрасли
Красноярского края 40
2.1 Оценка транспортной отрасли Красноярского края 40
2.2 Организационно экономические условия формирования транспортного
кластера в Красноярском крае 51
2.3 SWOT анализ формирования транспортного кластера Красноярского
края 57
3 Разработка концепции автотранспортного кластера 61
3.1 Структура управления автомобильным кластером региона 63
3.2 Механизм финансовой поддержки реализации кластерной политики 71
3.3 Эффективность производственно-экономического внедрения
автотранспортного кластера в регионе 76
Заключение 88
Список использованных источников 90
Формирование кластеров позволяет повысить конкурентоспособность национальной и региональной экономики, а также стимулирует внедрение инноваций. Кластер, представляя собой партнерские отношения, обеспечивает синергетический эффект, так как является суммой потенциалов входящих в него элементов. Кроме того, кластерный подход повышает роль регионов, создавая условия для привлечения инвестиций.
Тема выпускной квалификационной работы актуальна также на федеральном и региональном уровнях, так как концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р, предусматривает создание сети территориально¬производственных кластеров, реализующих конкурентоспособный потенциал территорий и обеспечивающих приток инвестиций в экономику региона.
Однако стоит отметить, что в России кластерная политика только развивается и пока широко не распространена, так как сталкивается с рядом проблем. Тем не менее, кластерный подход очень перспективен, следовательно, можно говорить о необходимости включения кластеров в проекты регионального развития.
В рамках выпускной квалификационной работы рассматривается формирование на территории Красноярского края автотранспортного кластера, который позволит решить проблемы транспортной отрасли, а именно:
- устаревший подвижной состав;
- неквалифицированный персонал;
- несоответствие стандартам качества;
- экологическая проблема: выбросы не соответствуют стандарту ЕВРО-4;
- проблема безопасности дорожного движения;
- неразвитость инфраструктуры;
- недостаточность финансирования и другие.
Создание регионального автотранспортного кластера позволит повысить эффективность функционирования инфраструктурных подсистем. Становится возможным использование интегрированной системы автовокзалов и автостанций, включая автоматизированную систему продажи билетов и интегрированного сервиса.
Необходимость создания подобного кластера также обусловливает лидирующая позиция автомобильного транспорта в общем объеме перевезенных пассажиров. Поэтому автомобильный общественный транспорт является важнейшим элементом транспортной системы Красноярского края.
Таким образом, создание автотранспортного кластера позволит усовершенствовать все виды перевозок и вывести транспортную отрасль края на мировой уровень.
Целью выпускной квалификационной работы является развитие транспортной отрасли в формате территориального кластера Красноярского края.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить классификационные признаки форм кластера;
- изучить и сравнить зарубежный опыт и опыт России в формировании кластеров;
- проанализировать условия формирования транспортных кластеров;
- оценить транспортную отрасль Красноярского края;
- произвести SWOT анализ транспортного кластера Красноярского края;
- определить структуру управления автомобильным кластером региона;
- описать механизм финансовой поддержки реализации кластерной политики;
- определить эффективность производственно-экономического внедрения автотранспортного кластера в регионе.
Тема выпускной квалификационной работы актуальна также на федеральном и региональном уровнях, так как концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р, предусматривает создание сети территориально¬производственных кластеров, реализующих конкурентоспособный потенциал территорий и обеспечивающих приток инвестиций в экономику региона.
Однако стоит отметить, что в России кластерная политика только развивается и пока широко не распространена, так как сталкивается с рядом проблем. Тем не менее, кластерный подход очень перспективен, следовательно, можно говорить о необходимости включения кластеров в проекты регионального развития.
В рамках выпускной квалификационной работы рассматривается формирование на территории Красноярского края автотранспортного кластера, который позволит решить проблемы транспортной отрасли, а именно:
- устаревший подвижной состав;
- неквалифицированный персонал;
- несоответствие стандартам качества;
- экологическая проблема: выбросы не соответствуют стандарту ЕВРО-4;
- проблема безопасности дорожного движения;
- неразвитость инфраструктуры;
- недостаточность финансирования и другие.
Создание регионального автотранспортного кластера позволит повысить эффективность функционирования инфраструктурных подсистем. Становится возможным использование интегрированной системы автовокзалов и автостанций, включая автоматизированную систему продажи билетов и интегрированного сервиса.
Необходимость создания подобного кластера также обусловливает лидирующая позиция автомобильного транспорта в общем объеме перевезенных пассажиров. Поэтому автомобильный общественный транспорт является важнейшим элементом транспортной системы Красноярского края.
Таким образом, создание автотранспортного кластера позволит усовершенствовать все виды перевозок и вывести транспортную отрасль края на мировой уровень.
Целью выпускной квалификационной работы является развитие транспортной отрасли в формате территориального кластера Красноярского края.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить классификационные признаки форм кластера;
- изучить и сравнить зарубежный опыт и опыт России в формировании кластеров;
- проанализировать условия формирования транспортных кластеров;
- оценить транспортную отрасль Красноярского края;
- произвести SWOT анализ транспортного кластера Красноярского края;
- определить структуру управления автомобильным кластером региона;
- описать механизм финансовой поддержки реализации кластерной политики;
- определить эффективность производственно-экономического внедрения автотранспортного кластера в регионе.
В выпускной квалификационной работе рассмотрены основные теоретические подходы к определению классификационных признаков форм кластера. Поскольку не существует однозначного понятия кластера, в работе представлена его эволюция. Также, определены основные признаки кластера, такие как: географическая близость, взаимозависимость предприятий, наличие конкуренции, инновационная активность участников кластера.
Сравнение опыта России в формировании кластера и зарубежного опыта позволило выявить слабые и сильные стороны отечественной кластерной политики. К слабым сторонам относятся неразвитость инфраструктуры и сжатые сроки подготовки программы развития кластеров. К сильным сторонам можно отнести эффективное взаимодействие органов исполнительной власти разных уровней. Тем не менее, процессы кластеризации в России активно развиваются и Правительство РФ планирует поддерживать кластеры субсидиями. Однако необходима проработка нормативно-правовой базы.
Далее определены условия формирования автотранспортного кластера в Красноярском крае и дана оценка транспортной отрасли края. Анализ
грузооборота и пассажирооборота показал, что в январе-феврале 2017 г. грузооборот автомобильного транспорта по отношению к предыдущему году увеличился на 5,7% и составил 195,1 млн тонно-километров, пассажирооборот автомобильного транспорта уменьшился на 7,1% и составил 384,6 млн пасс. километров. Результатом проведенного SWOT-анализа стало нахождение средней оценки уровня готовности транспортной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды равной 4,04 по 5-ти бальной шкале.
В ходе работы доказана возможность и необходимость создания кластера для решения выявленных проблем и повышения конкурентоспособности пассажирских перевозок.
Таким образом, достигнута цель выпускной квалификационной работы, а именно, показано развитие транспортной отрасли Красноярского края с помощью применения кластерного подхода. Далее определена структура управления предложенным кластером, описан механизм финансовой поддержки кластерной политики и определена эффективность производственно-экономического внедрения автотранспортного кластера в регионе. Формирование данного кластера позволит Красноярскому краю стать современным инновационным центром, поспособствует развитию инфраструктурных подсистем и, благодаря объединению капитала, опыта и информации, содействует решению проблем транспортной отрасли края.
Экономическая эффективность также заключается в возможности, при создании автотранспортного кластера, повышения рентабельности управления на 2%, экономической эффективности управления на 2 %, а также снижения затратоемкости управления на 1 %, удельного веса затрат на содержание аппарата управления в структуре себестоимости на 1 % и динамики оплаты труда управленческого персонала на 1 %.
Кроме того, интеграция транспортных предприятий Красноярского края позволит повысить ритмичность движения автобусов, увеличить число современных комфортабельных автобусов, улучшить показатели развития маршрутной сети, а также обеспечить современное информационное обслуживание пассажиров. Кластер также может способствовать снижению
75
уровня безработицы и повышению безопасности транспортного обслуживания населения. Еще, на базе кластера может разрабатываться и реализовываться на практике региональная интеллектуальная транспортно-пассажирская система, интегрированная со спутниковой системой навигации и контроля движения автобусов. В транспортно-пассажирской системе применяются инновационные технологии управления, существенно повышающие качество транспортного обслуживания населения
Таким образом, создание автотранспортного кластера на территории Красноярского края позволит использовать в полной мере возможности общественного транспорта в повышении эксплуатационной скорости, росте производительности труда, снижении себестоимости повышении рентабельности пассажирских перевозок и культуры обслуживания пассажиров.
Сравнение опыта России в формировании кластера и зарубежного опыта позволило выявить слабые и сильные стороны отечественной кластерной политики. К слабым сторонам относятся неразвитость инфраструктуры и сжатые сроки подготовки программы развития кластеров. К сильным сторонам можно отнести эффективное взаимодействие органов исполнительной власти разных уровней. Тем не менее, процессы кластеризации в России активно развиваются и Правительство РФ планирует поддерживать кластеры субсидиями. Однако необходима проработка нормативно-правовой базы.
Далее определены условия формирования автотранспортного кластера в Красноярском крае и дана оценка транспортной отрасли края. Анализ
грузооборота и пассажирооборота показал, что в январе-феврале 2017 г. грузооборот автомобильного транспорта по отношению к предыдущему году увеличился на 5,7% и составил 195,1 млн тонно-километров, пассажирооборот автомобильного транспорта уменьшился на 7,1% и составил 384,6 млн пасс. километров. Результатом проведенного SWOT-анализа стало нахождение средней оценки уровня готовности транспортной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды равной 4,04 по 5-ти бальной шкале.
В ходе работы доказана возможность и необходимость создания кластера для решения выявленных проблем и повышения конкурентоспособности пассажирских перевозок.
Таким образом, достигнута цель выпускной квалификационной работы, а именно, показано развитие транспортной отрасли Красноярского края с помощью применения кластерного подхода. Далее определена структура управления предложенным кластером, описан механизм финансовой поддержки кластерной политики и определена эффективность производственно-экономического внедрения автотранспортного кластера в регионе. Формирование данного кластера позволит Красноярскому краю стать современным инновационным центром, поспособствует развитию инфраструктурных подсистем и, благодаря объединению капитала, опыта и информации, содействует решению проблем транспортной отрасли края.
Экономическая эффективность также заключается в возможности, при создании автотранспортного кластера, повышения рентабельности управления на 2%, экономической эффективности управления на 2 %, а также снижения затратоемкости управления на 1 %, удельного веса затрат на содержание аппарата управления в структуре себестоимости на 1 % и динамики оплаты труда управленческого персонала на 1 %.
Кроме того, интеграция транспортных предприятий Красноярского края позволит повысить ритмичность движения автобусов, увеличить число современных комфортабельных автобусов, улучшить показатели развития маршрутной сети, а также обеспечить современное информационное обслуживание пассажиров. Кластер также может способствовать снижению
75
уровня безработицы и повышению безопасности транспортного обслуживания населения. Еще, на базе кластера может разрабатываться и реализовываться на практике региональная интеллектуальная транспортно-пассажирская система, интегрированная со спутниковой системой навигации и контроля движения автобусов. В транспортно-пассажирской системе применяются инновационные технологии управления, существенно повышающие качество транспортного обслуживания населения
Таким образом, создание автотранспортного кластера на территории Красноярского края позволит использовать в полной мере возможности общественного транспорта в повышении эксплуатационной скорости, росте производительности труда, снижении себестоимости повышении рентабельности пассажирских перевозок и культуры обслуживания пассажиров.
Подобные работы
- Исследование потенциала сетевого взаимодействия авиакомпаний на региональном рынке авиауслуг
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Арктика как регион сотрудничества России со странами ЕАЭС: в поисках оптимальной модели интернационализации промышленного потенциала на принципах государственно-частного партнерства
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2022 - Арктика как регион сотрудничества России со странами ЕАЭС: в поисках
оптимальной модели интернационализации промышленного потенциала
на принципах государственно-частного партнерства
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИРМЕННОГО СЕРВИСА
ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Особенности регионального сотрудничества Сибирского федерального округа и регионов Китая
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика и управление. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2025



