Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие транспортной отрасли в формате территориального кластера Красноярского края

Работа №20302

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

транспортно-грузовые системы

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1098
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Анализ теории и практики формирования транспортных кластеров 9
1.1 Классификационные признаки форм кластера 9
1.2 Зарубежный и Российский опыт формирования кластеров 17
1.3 Анализ функционирования и условий формирования транспортных
кластеров 34
2 Оценка социально-экономических показателей транспортной отрасли
Красноярского края 40
2.1 Оценка транспортной отрасли Красноярского края 40
2.2 Организационно экономические условия формирования транспортного
кластера в Красноярском крае 51
2.3 SWOT анализ формирования транспортного кластера Красноярского
края 57
3 Разработка концепции автотранспортного кластера 61
3.1 Структура управления автомобильным кластером региона 63
3.2 Механизм финансовой поддержки реализации кластерной политики 71
3.3 Эффективность производственно-экономического внедрения
автотранспортного кластера в регионе 76
Заключение 88
Список использованных источников 90


Формирование кластеров позволяет повысить конкурентоспособность национальной и региональной экономики, а также стимулирует внедрение инноваций. Кластер, представляя собой партнерские отношения, обеспечивает синергетический эффект, так как является суммой потенциалов входящих в него элементов. Кроме того, кластерный подход повышает роль регионов, создавая условия для привлечения инвестиций.
Тема выпускной квалификационной работы актуальна также на федеральном и региональном уровнях, так как концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р, предусматривает создание сети территориально¬производственных кластеров, реализующих конкурентоспособный потенциал территорий и обеспечивающих приток инвестиций в экономику региона.
Однако стоит отметить, что в России кластерная политика только развивается и пока широко не распространена, так как сталкивается с рядом проблем. Тем не менее, кластерный подход очень перспективен, следовательно, можно говорить о необходимости включения кластеров в проекты регионального развития.
В рамках выпускной квалификационной работы рассматривается формирование на территории Красноярского края автотранспортного кластера, который позволит решить проблемы транспортной отрасли, а именно:
- устаревший подвижной состав;
- неквалифицированный персонал;
- несоответствие стандартам качества;
- экологическая проблема: выбросы не соответствуют стандарту ЕВРО-4;
- проблема безопасности дорожного движения;
- неразвитость инфраструктуры;
- недостаточность финансирования и другие.
Создание регионального автотранспортного кластера позволит повысить эффективность функционирования инфраструктурных подсистем. Становится возможным использование интегрированной системы автовокзалов и автостанций, включая автоматизированную систему продажи билетов и интегрированного сервиса.
Необходимость создания подобного кластера также обусловливает лидирующая позиция автомобильного транспорта в общем объеме перевезенных пассажиров. Поэтому автомобильный общественный транспорт является важнейшим элементом транспортной системы Красноярского края.
Таким образом, создание автотранспортного кластера позволит усовершенствовать все виды перевозок и вывести транспортную отрасль края на мировой уровень.
Целью выпускной квалификационной работы является развитие транспортной отрасли в формате территориального кластера Красноярского края.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить классификационные признаки форм кластера;
- изучить и сравнить зарубежный опыт и опыт России в формировании кластеров;
- проанализировать условия формирования транспортных кластеров;
- оценить транспортную отрасль Красноярского края;
- произвести SWOT анализ транспортного кластера Красноярского края;
- определить структуру управления автомобильным кластером региона;
- описать механизм финансовой поддержки реализации кластерной политики;
- определить эффективность производственно-экономического внедрения автотранспортного кластера в регионе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе рассмотрены основные теоретические подходы к определению классификационных признаков форм кластера. Поскольку не существует однозначного понятия кластера, в работе представлена его эволюция. Также, определены основные признаки кластера, такие как: географическая близость, взаимозависимость предприятий, наличие конкуренции, инновационная активность участников кластера.
Сравнение опыта России в формировании кластера и зарубежного опыта позволило выявить слабые и сильные стороны отечественной кластерной политики. К слабым сторонам относятся неразвитость инфраструктуры и сжатые сроки подготовки программы развития кластеров. К сильным сторонам можно отнести эффективное взаимодействие органов исполнительной власти разных уровней. Тем не менее, процессы кластеризации в России активно развиваются и Правительство РФ планирует поддерживать кластеры субсидиями. Однако необходима проработка нормативно-правовой базы.
Далее определены условия формирования автотранспортного кластера в Красноярском крае и дана оценка транспортной отрасли края. Анализ
грузооборота и пассажирооборота показал, что в январе-феврале 2017 г. грузооборот автомобильного транспорта по отношению к предыдущему году увеличился на 5,7% и составил 195,1 млн тонно-километров, пассажирооборот автомобильного транспорта уменьшился на 7,1% и составил 384,6 млн пасс. километров. Результатом проведенного SWOT-анализа стало нахождение средней оценки уровня готовности транспортной системы адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды равной 4,04 по 5-ти бальной шкале.
В ходе работы доказана возможность и необходимость создания кластера для решения выявленных проблем и повышения конкурентоспособности пассажирских перевозок.
Таким образом, достигнута цель выпускной квалификационной работы, а именно, показано развитие транспортной отрасли Красноярского края с помощью применения кластерного подхода. Далее определена структура управления предложенным кластером, описан механизм финансовой поддержки кластерной политики и определена эффективность производственно-экономического внедрения автотранспортного кластера в регионе. Формирование данного кластера позволит Красноярскому краю стать современным инновационным центром, поспособствует развитию инфраструктурных подсистем и, благодаря объединению капитала, опыта и информации, содействует решению проблем транспортной отрасли края.
Экономическая эффективность также заключается в возможности, при создании автотранспортного кластера, повышения рентабельности управления на 2%, экономической эффективности управления на 2 %, а также снижения затратоемкости управления на 1 %, удельного веса затрат на содержание аппарата управления в структуре себестоимости на 1 % и динамики оплаты труда управленческого персонала на 1 %.
Кроме того, интеграция транспортных предприятий Красноярского края позволит повысить ритмичность движения автобусов, увеличить число современных комфортабельных автобусов, улучшить показатели развития маршрутной сети, а также обеспечить современное информационное обслуживание пассажиров. Кластер также может способствовать снижению
75
уровня безработицы и повышению безопасности транспортного обслуживания населения. Еще, на базе кластера может разрабатываться и реализовываться на практике региональная интеллектуальная транспортно-пассажирская система, интегрированная со спутниковой системой навигации и контроля движения автобусов. В транспортно-пассажирской системе применяются инновационные технологии управления, существенно повышающие качество транспортного обслуживания населения
Таким образом, создание автотранспортного кластера на территории Красноярского края позволит использовать в полной мере возможности общественного транспорта в повышении эксплуатационной скорости, росте производительности труда, снижении себестоимости повышении рентабельности пассажирских перевозок и культуры обслуживания пассажиров.



1. Ямилов, Р. М. Понятие кластера как субъекта рыночных отношений // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2015. - №1.
2. Фатеев, В. С. Кластеры, кластерный подход и его использование как инструмента регулирования развития национальной и региональной экономики //Эканоміка. Сацыялогія. Біялогія. - 2012. - №. 2. - С. 131.
3. Белоцерковская, Е. М. О сущности экономического понятия «кластер»/ Белоцерковская Е. М., Белоцерковская Н. В., Калиева О. М., Шептухин М. В. // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 228-233.
4. Самострокова, Е. С. Классификация кластеров предприятий // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.1. — С. 141-143.
5. Меньшенина, И. Г. Региональные кластеры как форма территориальной организации экономики //Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. Екатеринбург. - 2009.
6. Самострокова, Е. С. Классификация кластеров предприятий // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.1. - С. 141-143.
7. Костюченко, Е. А. Анализ зарубежного опыта формирования и использования кластерных структур в региональном развитии. - 2014.
8. Правительство России [Электронный ресурс]: Новости. - Точка доступа: http://government.ru
9. Гохберг, Л. М. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития / под. ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2015. - 92 с. - 300 экз. - ISBN 978-5-7598-1277-7 (в обл.).
10. Котлярова, С. Н. Практика формирования кластеров в регионах России //Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - №. 24.
11. Бочкова, Е. В. Построение кластерной модели экономики: зарубежный и российский опыт //ББК 65.01 А 437. - 2014.
12. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо от 26.12.2ОО8г. № 20615-АК/Д19).
13. Миролюбова, Т. В. Кластерная политика в европейских странах и в России: сравнительный анализ/ Миролюбова Т. В., Афонина А. Г. // Вестник ПГУ. Серия: Экономика, 2011. №1 - С.37-44.
14. Бортник, И. М. и др. Становление инновационных кластеров в России: итоги первых лет поддержки //Инновации. - 2015. - №. 7. - С. 26-36.
15. Российская кластерная обсерватория [Электронный ресурс]: Кластеры в России. - Точка доступа: http://cluster.hse.ru
16. Центр кластерного развития в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]: Кластер «Транспортное и инфраструктурное строительство». - Точка доступа: http://spbcluster.ru
17. Грязев, М. В. Региональные кластеры автотранспортных предприятий: инновационность и синергизм/ Грязев М. В., Васин С. А., Шахов А. Ю., Сидельников Ю. А. // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - №7.
18. Комплексный план транспортного обслуживания населения Красноярского края на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок.
19. Терещенко, К. В. Анализ современного состояния транспортной инфраструктуры Красноярского края / Терещенко К. В., Мельников М. В., Гильц Н. Е // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014. - Т. 2. - №. 10.
20. Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 510-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие транспортной системы»»
21. Управление Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс]: Транспорт и связь. - Точка доступа: http://krasstat.gks.ru
22. Постановление от 9 ноября 2016 года № 633 об утверждении муниципальной программы «Обеспечение пассажирских перевозок транспортом общего пользования в городе Красноярске на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов»
23. Зандер, Е. В. Развитие транспортной инфраструктуры как необходимое условие социально-экономического развития региона //Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика МФ Решетнева. - 2011. - №. 1.
24. Распоряжение Министерства транспорта РФ от 31.01.2017 № НА-19-р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
25. Распоряжение Правительства Красноярского края «Об утверждении отраслевой программы «Развитие транспорта Красноярского края на 2017 - 2019 годы»»
26. Терещенко, К. В. Анализ современного состояния транспортной инфраструктуры Красноярского края / Терещенко К. В., Мельников М. В.,
27. Фаер, М. Е. Анализ развития транспортных услуг в городе Красноярск / Фаер М.Е., Матвеева К.А., Гильц Н.Е. // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. №9 С.211-212.
28. Немецкий кластерный портал [Электронный ресурс]: Кластеры Германии. - Точка доступа: https://www.clusterportal-bw.de
29. Европейская кластерная платформа для совместной работы [Электронный ресурс]: Кластерные организации Европы. - Точка доступа: http://www.clustercollaboration.eu
30. Лебединская, Ю. С. Принципиальная структура экономического кластера для развития региона // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №5-2.
31. Васин, Н. С. Влияние кластеризации на устойчивость функционирования предприятий // Региональная экономика: теория и практика.
2014. №48.
32. Программа развития Красноярского края до 2030 г.
33. Голоскоков, В. Н. Интеграционные преобразования транспортного комплекса в условиях глобализации экономики // Экономические отношения. — 2011. — № 1 (1). — с. 39-57.
34. Фрейдман, О. А. Современные тенденции развития транспортно-логистических кластеров // Известия ВолгГТУ. 2014. №4 (131) С.144-151.
35. Прокофьева, Т. А. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры в азиатской части России - стратегическое направление реализации транзитного потенциала страны в системе евроазиатских МТК, д.э.н., профессор Государственного университета «Высшая школа экономики», Главный научный сотрудник ОАО «ИТКОР, Президент Ассоциации «ЛОГИНВЕСТ», Вице-президент Национальной логистической ассоциации (НЛА) России.
36. Программа развития инновационного кластера в ЗАТО Железногорск.
37. Инновационная Россия 2020. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Проект) [Электронныйресурс]. - Точка доступа: http://www.economy.gov.ru
38. Макаров, Е. И. Расчеты характеристик уровня системности в транспортно-логистическом кластере / Макаров Е. И., Гамов А. Н. // ИВД. 2014. №1 С.13.
39. Магомедов, А. М. Оценка развития транспортной инфраструктуры региона // Управленческий учет. - 2014. - № 4. - С. 57-62.
40. Лебединская, Ю. С. Принципиальная структура экономического кластера для развития региона // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - №5.
41. Сидельников, Ю. А. Оценка устойчивости партнерских отношений внутри регионального автотранспортного кластера / Ю. А. Сидельников, A. C. Васин, А. Ю. Шахов // Материалы Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы». Часть 6. - Тамбов. 2011. - С. 38-39
42. Программа государственной поддержки развития Инновационного кластера информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области на период 2013-2017 годов, утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 20.09.2013 № 399-п
43. Абашкин, В. Кластерная политика в России: от теории к практике / Абашкин В., Бояров А., Куценко Е. // Форсайт. Т. 6., 2012. № 3. С. 16-27.
44. Постановление «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры, спорта и туризма в городе Красноярске» на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов»
45. Отраслевые стандарты системного менеджмента [Электронный ресурс]: Стандарты. - Точка доступа: http://www.ohsas.su/page-12.html
46. Golyand, I. L. Ensuring sustainable development of the regional passenger transport systems on the basis of economically sound tariffs for transportation services / I. L. Golyand, K. A. Mukhina, K. N. Zakharin, J. A. Hegai // Journal of Applied Economic Sciences, Volume XII, Issue 2(48), Spring 2017.
47. Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. 03.01.2017. Минтранс России.
48. Самаруха, В. И. Формирование интегрированных кластеров в регионе / В.И. Самаруха, И. С. Николаева. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. - 191 с.
49. Национальный стандарт «Территориальные кластеры»
50. Адамова, К. З. Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики // Вестник СГТУ. 2009. №1 С.173-178.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ