Анализ финансовой структуры холдингов различных типов
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ХОЛДИНГОВ 11
1.1 Основные понятия и виды холдингов 11
1.2 Современные методы формирования холдингов
в РФ и за рубежом 29
1.3 Стили управления холдингом.
Преимущества и недостатки холдингов 42
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР ОПЕРАЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО ТИПОВ НА ПРИМЕРЕ ПАО «НК РОСНЕФТЬ» И ПАО «ГАЗПРОМ» 52
2.1 Сравнение методик образования холдингов в РФ и мире 52
2.2 Характеристика ПАО «НК Роснефть»
и анализ финансового состояния предприятия 66
2.3 Характеристика ПАО «Газпром»
и анализ финансового состояния предприятия 94
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ХОЛДИНГОВ
ОПЕРАЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО ТИПОВ 125
3.1 Коэффициентный анализ денежных потоков
ПАО «НК Роснефть» и ПАО «Газпром» 125
3.2 Расчёт чистого финансового потока
для «НК Роснефть» и «Газпром» 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 152
ВВЕДЕНИЕ 8
1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К СОЗДАНИЮ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ХОЛДИНГОВ 11
1.1 Основные понятия и виды холдингов 11
1.2 Современные методы формирования холдингов
в РФ и за рубежом 29
1.3 Стили управления холдингом.
Преимущества и недостатки холдингов 42
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР ОПЕРАЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО ТИПОВ НА ПРИМЕРЕ ПАО «НК РОСНЕФТЬ» И ПАО «ГАЗПРОМ» 52
2.1 Сравнение методик образования холдингов в РФ и мире 52
2.2 Характеристика ПАО «НК Роснефть»
и анализ финансового состояния предприятия 66
2.3 Характеристика ПАО «Газпром»
и анализ финансового состояния предприятия 94
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ХОЛДИНГОВ
ОПЕРАЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО ТИПОВ 125
3.1 Коэффициентный анализ денежных потоков
ПАО «НК Роснефть» и ПАО «Газпром» 125
3.2 Расчёт чистого финансового потока
для «НК Роснефть» и «Газпром» 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 152
Какой из самых важных вопросов задает себе руководство любого предприятия? По какому же пути пойти: приобрести уже имеющееся производство или же создать новое? Создать личную систему продвижения или же приобрести у конкурентов? Грядущим вопросом, который стоит перед управлением, считается состав участников бизнес-проекта и величина денежных средств, которая необходима для действенного управления и становления бизнеса. Вслед за этим задается вопрос о возможности вхождения в уже существующий бизнес.
Покупка уже функционирующего предприятия, во-первых, сберегает время, поскольку там уже установлено все необходимое для производства оборудование, существуют связи с поставщиками и клиентами, работает персонал, который имеет опыт в изготовлении предоставленной ему продукции - таким образом, возможно выиграть от приобретения подобной компании, в отличие от варианта, где необходимо начинать все «с нуля».
Также, все компании стараются прибегнуть к таким инструментам, как слияния, поглощения и реструктуризация, для того чтобы приспособиться к довольно быстро меняющейся среде в условиях глобальной экономии страны.
Одной из самых популярных форм предпринимательских объединений в современной России считаются холдинги, которые формируются буквально во всех наиглавнейших секторах экономики.
Холдинговая компания - это система коммерческих организаций, включающая в себя «управляющую компанию», которая обладает контрольными пакетами акций дочерних фирм. При этом холдинги являются эффективной формой организации предпринимательской деятельности, так как они дают возможность соединять гибкость и мобильность небольших формально самостоятельных организаций и масштаб деятельности крупных корпораций.
Изучение закономерностей возникновения такого явления демонстрирует, что первые холдинги в мире стали создаваться в качестве механизма управления денежным капиталом, то есть холдинг играл роль финансового центра, который управлял денежным состоянием членов рынка, а также в качестве метода восстановления и обновления кооперационных связей между участниками хозяйственного оборота.
В России первые холдинговые компании появились после принятия 3 июля 1991 года Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».
Холдинговые компании рассматривались как адекватная форма разгосударствления крупных предприятий, объединений, концернов с задачей сохранения при этом технологических и кооперационных связей между входящими в них структурными единицами.
Основная масса холдингов в России создавалось в период быстрого накопления капитала без единой стратегии по принципу покупки большого числа активов из самых различных секторов экономики. Первыми навели порядок в управлении активами крупные холдинговые структуры, но до сих пор на рынке большое количество средних компаний, в которых производство пищевых продуктов уживается с торговлей электротехникой и импортом автомобилей.
В любом случае, общая тенденция такова, что численность холдингов в России увеличивается, существующие структуры разрастаются, а их значимость в экономике страны повышается. Этот процесс неминуем. Чтобы на равных соперничать с западными компаниями, влиять на рынок и государственные органы, бизнес укрупняется.
Актуальность работы, также подтверждается тем, что государство содействует созданию на каждом привлекательном для страны рынке крупного холдинга, который был создан в результате реформирования целых отраслей экономики, и деятельность которых, имеет значение для населения страны в целом. Вследствие этого в России целесообразно создание холдингов в технологических сферах, сопряженных между собой.
Создание холдинга - это не единовременное мероприятие, а перманентная работа, в ходе которой приобретаются высокорентабельные предприятия и освобождаются от убыточных.
В итоге темой работы явилось изучение холдингов как всеохватывающего явления и анализ финансовой структуры холдингов различного типа.
В рамках данной дипломной работы ставиться несколько задач:
1. Исследование основных этапов построения холдингов;
2. Обобщение всевозможных методик создания холдинговых структур;
3. Выделение сильных и слабых сторон холдингов;
4. Проведение финансового анализа холдингов операционного и финансового типа;
5. Проведение анализа денежных коэффициентов предприятий;
6. Анализ финансовых структур холдингов
7. Выработка предложений по совершенствованию управления холдинговыми компаниями.
Объектом данного исследования являются холдинговые компании.
Предметом исследования являются основные финансовые структуры холдингов различного типа.
Покупка уже функционирующего предприятия, во-первых, сберегает время, поскольку там уже установлено все необходимое для производства оборудование, существуют связи с поставщиками и клиентами, работает персонал, который имеет опыт в изготовлении предоставленной ему продукции - таким образом, возможно выиграть от приобретения подобной компании, в отличие от варианта, где необходимо начинать все «с нуля».
Также, все компании стараются прибегнуть к таким инструментам, как слияния, поглощения и реструктуризация, для того чтобы приспособиться к довольно быстро меняющейся среде в условиях глобальной экономии страны.
Одной из самых популярных форм предпринимательских объединений в современной России считаются холдинги, которые формируются буквально во всех наиглавнейших секторах экономики.
Холдинговая компания - это система коммерческих организаций, включающая в себя «управляющую компанию», которая обладает контрольными пакетами акций дочерних фирм. При этом холдинги являются эффективной формой организации предпринимательской деятельности, так как они дают возможность соединять гибкость и мобильность небольших формально самостоятельных организаций и масштаб деятельности крупных корпораций.
Изучение закономерностей возникновения такого явления демонстрирует, что первые холдинги в мире стали создаваться в качестве механизма управления денежным капиталом, то есть холдинг играл роль финансового центра, который управлял денежным состоянием членов рынка, а также в качестве метода восстановления и обновления кооперационных связей между участниками хозяйственного оборота.
В России первые холдинговые компании появились после принятия 3 июля 1991 года Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».
Холдинговые компании рассматривались как адекватная форма разгосударствления крупных предприятий, объединений, концернов с задачей сохранения при этом технологических и кооперационных связей между входящими в них структурными единицами.
Основная масса холдингов в России создавалось в период быстрого накопления капитала без единой стратегии по принципу покупки большого числа активов из самых различных секторов экономики. Первыми навели порядок в управлении активами крупные холдинговые структуры, но до сих пор на рынке большое количество средних компаний, в которых производство пищевых продуктов уживается с торговлей электротехникой и импортом автомобилей.
В любом случае, общая тенденция такова, что численность холдингов в России увеличивается, существующие структуры разрастаются, а их значимость в экономике страны повышается. Этот процесс неминуем. Чтобы на равных соперничать с западными компаниями, влиять на рынок и государственные органы, бизнес укрупняется.
Актуальность работы, также подтверждается тем, что государство содействует созданию на каждом привлекательном для страны рынке крупного холдинга, который был создан в результате реформирования целых отраслей экономики, и деятельность которых, имеет значение для населения страны в целом. Вследствие этого в России целесообразно создание холдингов в технологических сферах, сопряженных между собой.
Создание холдинга - это не единовременное мероприятие, а перманентная работа, в ходе которой приобретаются высокорентабельные предприятия и освобождаются от убыточных.
В итоге темой работы явилось изучение холдингов как всеохватывающего явления и анализ финансовой структуры холдингов различного типа.
В рамках данной дипломной работы ставиться несколько задач:
1. Исследование основных этапов построения холдингов;
2. Обобщение всевозможных методик создания холдинговых структур;
3. Выделение сильных и слабых сторон холдингов;
4. Проведение финансового анализа холдингов операционного и финансового типа;
5. Проведение анализа денежных коэффициентов предприятий;
6. Анализ финансовых структур холдингов
7. Выработка предложений по совершенствованию управления холдинговыми компаниями.
Объектом данного исследования являются холдинговые компании.
Предметом исследования являются основные финансовые структуры холдингов различного типа.
Развитие мировой экономической системы, процессы глобализации современной национальной экономики обуславливают необходимость постоянной адаптации экономических субъектов к меняющимся условиям деятельности. Процесс адаптации к изменениям внешней среды часто требует от современных российских предприятий расширения и углубления взаимосвязей, что в свою очередь заставляет компании осуществлять поиск дополнительных возможностей повышения эффективности деятельности и пересматривать рамки бизнеса. Одной из форм изменения масштабов и структуры деятельности предприятия и условием реализации отдельных проектов и дополнительных возможностей является интеграция компаний.
Наиболее перспективным направлением развития интегрированного предпринимательства, основанным на использовании имущественной интеграции, на сегодняшний день является формирование так называемых холдинговых структур или холдингов. В течение последних нескольких лет холдинги как форма объединения предприятий с целью ведения совместной деятельности, получили весьма широкое распространение в России с середины 90-х годов, когда контроль над предприятием устанавливался с помощью неимущественных, а зачастую и противозаконных инструментов. Несмотря на правовую неопределенность организационного и налогового статуса холдинговых структур, процессы системного объединения российских предприятий в холдинги охватили подавляющую часть компаний, чьи акции сегодня обращаются на фондовом рынке.
Актуальность проблемы построения и реализации системы финансового планирования и контроля в российских холдингах определяется сложностью разработки механизма финансового планирования и обеспечения сбалансированности системы в процессе его реализации. Следует отметить, что данная проблема финансового управления холдинга не осталась незамеченной в современной финансовой литературе. Решения многих исследователей в рамках данной проблемы направлены на разработку методик построения системы бюджетирования в холдинге как важнейшей основы внутрифирменного финансового планирования и контроля. Однако, несмотря на всю очевидность и серьезность проблемы, управление финансовыми потоками холдинга не должно сводиться только к организации системы бюджетирования в нем, поскольку получение синергетического эффекта создания и функционирования холдинга возможно лишь в результате оптимизации движения финансовых потоков холдинга.
В связи с данными и для минимизации ошибок при планировании финансовых потоков холдинга необходимо проводить тщательный и глубокий анализ деятельности организации, а также внешней среды .
В рамках данной работы нами были проведены следующие процедуры:
• изучены основные понятия и виды холдингов;
• освоены современные методы формирования холдингов в РФ и за рубежом;
• рассмотрены стили управления холдингом;
• дана характеристика операционному холдингу ПАО «НК Роснефть»;
• дана характеристика финансовому холдингу ПАО «Г азпром»;
• анализ финансово-хозяйственной деятельности холдингов;
• коэффициентный анализ денежных потоков холдингов;
• расчёт чистого финансового потока холдингов.
Самой распространенной формой предпринимательских объединений
в современной России являются холдинги.
Формирование холдингов в России происходило в рамках приватизационного законодательства. Холдинги рассматривались как адекватная форма разгосударствления крупных предприятий, объединений, концернов с задачей сохранения при этом технологических связей между входящими в них структурными единицами.
Актуальной задачей российских холдингов сегодня является внедрение современных управленческих технологий. Руководители всех уровней должны понимать, что происходит с бизнесом сейчас, что будет с ним в ближайшее время, каких целей они должны достичь, и какими ресурсами располагают. Принимая решения, руководители разных подразделений должны координировать свои действия и усилия, чтобы вместе идти к намеченной цели.
ПАО «НК Роснефть» - российская нефтегазовая компания. Зарегистрирована в 1994 году в Москве, в 2016 году из открытого акционерного общества реорганизована в публичное. В 2013 году стала крупнейшей в мире компанией - производителем нефти. По данным журнала «Эксперт», в 2017 году занимала третье место среди российских компаний по объёмам выручки. Находится в перечне стратегических предприятий страны.
ПАО «Газпром» - российская энергетическая компания, более 50 % акций которой принадлежит государству. Является холдинговой компанией Группы «Газпром». Непосредственно ПАО «Газпром» осуществляет только продажу природного газа и сдаёт в аренду свою газотранспортную систему. Основные направления деятельности - геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии.
Газпром и Роснефть - два флагмана российской экономики. Обе эти компании работают в нефтегазовом секторе, важность которого для Российской Федерации трудно переоценить. Газпром и Роснефть являются лидерами по добыче в России газа и нефти, а кроме этого эти компании являются вертикально интегрированными и занимаются не только добычей полезных ископаемых, но и их транспортировкой и переработкой. Также Газпром и Роснефть активно ведут геолого-разведочную деятельность.
Компания Газпром была основана в 1993 году и на сегодняшний день является самой крупной газовой компанией в мире. Запасы природного газа российского гиганта оцениваются в 36 трлн. куб. метров. Это составляет 17% мировых запасов и 72% общероссийских. Кроме этого, Газпром располагает запасами нефти емкостью 3.3 млрд. тонн.
Роснефть, как и Газпром была основана в 1993 году, сегодня это крупнейшая публичная компания в мире по объемам нефтедобычи. Запасы компании составляют более 4.1 млрд. тонн нефти. Также компания располагает запасами природного газа в размере около 2 трлн. куб. метров и является третьей компанией в России по объемам газодобычи.
В 2018 году оборот обоих холдингов превысил 5 трлн. рублей. Оборот Газпрома составил 5 179 млрд. рублей, оборот Роснефти - 6 988 млрд. рублей. Необходимо отметить, что оба российских нефтегазовых гиганта с каждым годом наращивают обороты. Лучше это получается у Роснефти, по сравнению с 2014 годом, ее оборот вырос на 62,1%, тогда как Газпром увеличил выручку всего на 29,8%. Роснефть, показывает очень хорошие результаты по обороту, в 2017 году холдингу впервые удалось обогнать Газпром по этому показателю. Разница в денежном показателе составила 1 788 млрд. руб. в денежном
эквиваленте и 34,5 в процентном. Ну а если взять суммарную выручку за 5 лет, то здесь Газпром также проигрывает, более чем внушительное - разница составляет 2 170 трлн. руб.
Что касается чистой прибыли компаний, то в 2018 году Роснефть отстала от Газпрома более чем в 2 раза. При этом, прибыль Роснефти увеличилась по сравнению с 2017 годом на 232%, у Газпрома на 830%.
Исходя из анализа, 2018 год вышел для Газпрома успешным в плане прибыли. По показателю общей прибыли за последних 5 лет более чем в 1,4 раза, что в денежном эквиваленте составляет почти 600 млрд. рублей.
При оценке чистого финансового потока было определено значения за каждый год отчётного периода для «НК Роснефть» и для ПАО «Газпром». Показатель продемонстрировал, что оба холдинга в плане инвестиционной привлекательности демонстрируют хороший результат и имеют положительное значение ЧФП в каждом году.
Наиболее перспективным направлением развития интегрированного предпринимательства, основанным на использовании имущественной интеграции, на сегодняшний день является формирование так называемых холдинговых структур или холдингов. В течение последних нескольких лет холдинги как форма объединения предприятий с целью ведения совместной деятельности, получили весьма широкое распространение в России с середины 90-х годов, когда контроль над предприятием устанавливался с помощью неимущественных, а зачастую и противозаконных инструментов. Несмотря на правовую неопределенность организационного и налогового статуса холдинговых структур, процессы системного объединения российских предприятий в холдинги охватили подавляющую часть компаний, чьи акции сегодня обращаются на фондовом рынке.
Актуальность проблемы построения и реализации системы финансового планирования и контроля в российских холдингах определяется сложностью разработки механизма финансового планирования и обеспечения сбалансированности системы в процессе его реализации. Следует отметить, что данная проблема финансового управления холдинга не осталась незамеченной в современной финансовой литературе. Решения многих исследователей в рамках данной проблемы направлены на разработку методик построения системы бюджетирования в холдинге как важнейшей основы внутрифирменного финансового планирования и контроля. Однако, несмотря на всю очевидность и серьезность проблемы, управление финансовыми потоками холдинга не должно сводиться только к организации системы бюджетирования в нем, поскольку получение синергетического эффекта создания и функционирования холдинга возможно лишь в результате оптимизации движения финансовых потоков холдинга.
В связи с данными и для минимизации ошибок при планировании финансовых потоков холдинга необходимо проводить тщательный и глубокий анализ деятельности организации, а также внешней среды .
В рамках данной работы нами были проведены следующие процедуры:
• изучены основные понятия и виды холдингов;
• освоены современные методы формирования холдингов в РФ и за рубежом;
• рассмотрены стили управления холдингом;
• дана характеристика операционному холдингу ПАО «НК Роснефть»;
• дана характеристика финансовому холдингу ПАО «Г азпром»;
• анализ финансово-хозяйственной деятельности холдингов;
• коэффициентный анализ денежных потоков холдингов;
• расчёт чистого финансового потока холдингов.
Самой распространенной формой предпринимательских объединений
в современной России являются холдинги.
Формирование холдингов в России происходило в рамках приватизационного законодательства. Холдинги рассматривались как адекватная форма разгосударствления крупных предприятий, объединений, концернов с задачей сохранения при этом технологических связей между входящими в них структурными единицами.
Актуальной задачей российских холдингов сегодня является внедрение современных управленческих технологий. Руководители всех уровней должны понимать, что происходит с бизнесом сейчас, что будет с ним в ближайшее время, каких целей они должны достичь, и какими ресурсами располагают. Принимая решения, руководители разных подразделений должны координировать свои действия и усилия, чтобы вместе идти к намеченной цели.
ПАО «НК Роснефть» - российская нефтегазовая компания. Зарегистрирована в 1994 году в Москве, в 2016 году из открытого акционерного общества реорганизована в публичное. В 2013 году стала крупнейшей в мире компанией - производителем нефти. По данным журнала «Эксперт», в 2017 году занимала третье место среди российских компаний по объёмам выручки. Находится в перечне стратегических предприятий страны.
ПАО «Газпром» - российская энергетическая компания, более 50 % акций которой принадлежит государству. Является холдинговой компанией Группы «Газпром». Непосредственно ПАО «Газпром» осуществляет только продажу природного газа и сдаёт в аренду свою газотранспортную систему. Основные направления деятельности - геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии.
Газпром и Роснефть - два флагмана российской экономики. Обе эти компании работают в нефтегазовом секторе, важность которого для Российской Федерации трудно переоценить. Газпром и Роснефть являются лидерами по добыче в России газа и нефти, а кроме этого эти компании являются вертикально интегрированными и занимаются не только добычей полезных ископаемых, но и их транспортировкой и переработкой. Также Газпром и Роснефть активно ведут геолого-разведочную деятельность.
Компания Газпром была основана в 1993 году и на сегодняшний день является самой крупной газовой компанией в мире. Запасы природного газа российского гиганта оцениваются в 36 трлн. куб. метров. Это составляет 17% мировых запасов и 72% общероссийских. Кроме этого, Газпром располагает запасами нефти емкостью 3.3 млрд. тонн.
Роснефть, как и Газпром была основана в 1993 году, сегодня это крупнейшая публичная компания в мире по объемам нефтедобычи. Запасы компании составляют более 4.1 млрд. тонн нефти. Также компания располагает запасами природного газа в размере около 2 трлн. куб. метров и является третьей компанией в России по объемам газодобычи.
В 2018 году оборот обоих холдингов превысил 5 трлн. рублей. Оборот Газпрома составил 5 179 млрд. рублей, оборот Роснефти - 6 988 млрд. рублей. Необходимо отметить, что оба российских нефтегазовых гиганта с каждым годом наращивают обороты. Лучше это получается у Роснефти, по сравнению с 2014 годом, ее оборот вырос на 62,1%, тогда как Газпром увеличил выручку всего на 29,8%. Роснефть, показывает очень хорошие результаты по обороту, в 2017 году холдингу впервые удалось обогнать Газпром по этому показателю. Разница в денежном показателе составила 1 788 млрд. руб. в денежном
эквиваленте и 34,5 в процентном. Ну а если взять суммарную выручку за 5 лет, то здесь Газпром также проигрывает, более чем внушительное - разница составляет 2 170 трлн. руб.
Что касается чистой прибыли компаний, то в 2018 году Роснефть отстала от Газпрома более чем в 2 раза. При этом, прибыль Роснефти увеличилась по сравнению с 2017 годом на 232%, у Газпрома на 830%.
Исходя из анализа, 2018 год вышел для Газпрома успешным в плане прибыли. По показателю общей прибыли за последних 5 лет более чем в 1,4 раза, что в денежном эквиваленте составляет почти 600 млрд. рублей.
При оценке чистого финансового потока было определено значения за каждый год отчётного периода для «НК Роснефть» и для ПАО «Газпром». Показатель продемонстрировал, что оба холдинга в плане инвестиционной привлекательности демонстрируют хороший результат и имеют положительное значение ЧФП в каждом году.





