АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 7
1.1 Состав имитатора 7
1.2 Измерение времени срабатывания 10
1.3 Установка имитатора 11
1.4 Выявленные недостатки 15
1.5 Дополнительные виды испытаний 18
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ИМИТАТОРА 24
2.1 Требования к конструкции и компонентам 24
2.2 Компоненты имитатора 32
2.3 Компоновочное решение 44
2.4 Требования к режимам эксплуатации 51
3 РАСШИРЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИК ИСПЫТАНИЙ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ИМИТАТОРА 56
3.1 Испытание на время срабатывания тормозной системы 56
3.2 Определение эффективности торможения 65
3.3 Определение потребления энергии тормозными системами с АБС.. .73
3.4 Проверка отсутствия блокировки колёс тормозной системой с АБС. 77
3.5 Испытание на использование силы сцепления при работе АБС 79
3.6 Испытание накопителей энергии 81
3.7 Определение момента нарастания тормозного усилия 85
3.8 Испытание на аварийное торможение при падении давления 88
4 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 93
5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 105
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью расширения возможностей имеющейся на кафедре передвижной лаборатории исследований автомобильной, дорожно-строительной и специальной техники в вопросах проведения испытаний колёсных транспортных средств, в том числе в отношении характеристик торможения. Имеющаяся лаборатория, имея в своём составе спутниковый комплекс определения параметров движения, в состоянии определять, в том числе, характеристики торможения механических транспортных средств, но не имеет специализированного оборудования для определения тормозных свойств прицепов и полуприцепов.
Действующий на территории России технический регламент [1] Таможенного союза Евразийского экономического союза, определивший требования к безопасности колесных транспортных средств, содержит в том числе требования к характеристикам торможения прицепов и полуприцепов различной грузоподъёмности. В связи с этим появилась необходимость в проведении ряда испытаний, выявляющих соответствие их тормозных систем требованиям указанного технического регламента. Для расширения возможностей лаборатории была выявлена необходимость в создании испытательной установки «Имитатор пневматических управляющих магистралей», позволяющей проводить определение времени срабатывания пневматической тормозной системы прицепов с пневматической управляющей магистралью, соответствующей требованиям технического регламента.
В соответствии с этим в задании на выпускную квалификационную работу были поставлены следующие задачи:
- расширить возможности лаборатории исследований автомобильной, дорожно-строительной и специальной техники, спроектировав и изготовив имитатор управляющих пневматических магистралей, предназначенный для испытания двухпроводных пневматических тормозных систем с пневматическим управле-
нием, применяемых на прицепах и полуприцепах, в соответствии с требованиями технического регламента;
- одновременно с проектированием усовершенствовать схему имитатора для расширения его возможностей по получению данных о протекающих в тормозных системах процессах;
- расширить применяемость имитатора сверх определенного в техническом регламенте вида испытаний.
Поставленные цели предполагают решение как задачи конструирования усовершенствованного имитатора, так и детальную проработку методик испытаний согласно требований регламента [1], в которых имитатор выступил бы как неотъемлемая часть испытательного комплекса, расширяя возможности лаборатории, упрощая и облегчая работу испытателей, а также повышая точность и достоверность данных, получаемых при испытаниях.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы решены задачи расширения возможностей лаборатории исследований автомобильной, дорожностроительной и специальной техники:
- переработана и адаптирована для использования в исследовательских, доводочных и сертификационных испытаниях рекомендованная регламентирующими документами схема имитатора пневматических управляющих магистралей, предназначенного для испытаний двухпроводных пневматических тормозных систем с пневматическим управлением, применяемых на прицепах и полуприцепах;
- расширены возможности имитатора в плане получения информации о протекающих в тормозных системах прицепов процессах за счёт применения цифрового оборудования;
- разработаны методики испытаний с применением имитатора, количество видов испытаний увеличено с одного до восьми;
- изготовлен работающий образец имитатора;
- имитатор аттестован в органах метрологии и признан пригодным для применения в качестве испытательного оборудования для проведения пневматических испытаний прицепов и полуприцепов с пневматической тормозной системой по техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
Имитатор успешно применялся на серии испытаний полуприцепов марок СЗАП (г. Ставрополь), ЧМЗАП (г. Челябинск), «Грюнвальд» (г. Калининград), «Спецприцеп» (г. Тверь).