🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Развитие механизмов государственно-частного партнерства в экономике региона (на примере Челябинской области)

Работа №202981

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

региональная экономика

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
1.1 Механизмы государственно-частного партнерства: понятие,
классификация, факторы влияния 10
1.2 Организационно-правовые формы механизма государственно-частного
партнерства 19
1.3 Зарубежный опыт реализации проектов на основе
государственно-частного партнерства 22
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Особенности социально-экономического развития Челябинской области.. 34
2.2 Методика оценки эффективности управления механизмами
государственно-частного партнерства 44
2.2 Анализ эффективности управления механизмами
государственно-частного партнерства в экономике региона (на примере
Челябинской области) 52
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Основные направления совершенствования механизмов государственно-частного партнерства в Челябинской области 67
3.2Оценка эффектов рекомендаций по совершенствованию
механизмов государственно-частного партнерства в Челябинской области.... 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А - Классификация ГЧП-проектов по отраслям 96
Приложение Б - Совокупные понижающие критерии для расчёта значения фактора «Развитие институциональной среды субъекта РФ» 97
Приложение В - Совокупные понижающие критерии для расчёта значения фактора «Нормативно-правовое обеспечение сферы государственно-частногопартнерства в субъекте РФ 98
Приложение Г - Совокупные понижающие критерии для расчёта значения фактора «Опыт реализации проектов государственно¬частного партнерства в субъекте РФ» 99
Приложение Д - Проект закона Челябинской области «О стратегических 100
проектах Челябинской области»
Приложение Е - Список документов, прилагаемых к обращению о стратегическом инвестиционном проекте 109
Приложение Ж - Проект Положения «Об экспертизе материалов, необходимой для определения наличия оснований к принятию решения о стратегическом инвестиционном проекте Челябинской области» 113


Спад экономического роста, застой доходов бюджета, сокращение инвестиций- всё это заставляет государство искать новые ресурсы для развития инфраструктуры. Одним из способом привлечь инвестиции является государственно-частное партнерства (ГЧП).
Партнерство государства и частным сектором представляет собой механизм, позволяющий правительству инвестировать в государственную инфраструктуру и/или услуги с использованием ресурсов и опыта частного сектора. Для государства это - возможность устранить «узкие места», которые остались из-за отсутствия финансирования, а также привлечь компетентность частных компаний управлять общественной инфраструктурой.
Для правительств, стремящихся расширить инфраструктуру, партнерство между государственным и частным секторами предлагает вариант, лежащий между государственными закупками и приватизацией. В идеале, когда правительствам не хватает авансовых денежных средств, это позволяет повысить компетентность, эффективность и капитал частного сектора для улучшения государственных активов или услуг. Но компании должны предложить хорошо разработанные проекты с компетентным распределением рисков и приемлемой доходностью. Иначе борьба за контракт будет низкой, и государство не будет в состоянии спасти или гарантировать высокое качество услуг, предоставленных населению.
Так правительства развивающихся стран в настоящее время сталкиваются с проблемой удовлетворения спросадля инфраструктурных услуг. С ростом бюджетных ограничений правительства не способны инвестировать в инфраструктуру и поддерживать экономический рост.
Государственно-частное партнерство стало важным экономическим инструментом, внося около 15 процентов от общего объема инвестиций в инфраструктуру только в развивающихся странах.
Существует множество преимуществ, которые можно получить от сотрудничества с частными сектор, некоторые из которых - повышение эффективности в осуществлении, эксплуатации и менеджмент проектов. Проекты в области общественной инфраструктуры часто находятся в стадии технического обслуживания, поскольку государственные учреждения в недостаточном объёме осуществляют ремонтные работы.
В проектах ГЧП часто связывают строительство и текущее обслуживание в единый контракт, посколькуэто стимулирует инвестора к строительству инфраструктурного проекта на высоком качественном уровне, минимизация потребности в техническом обслуживании в течение проектного периода. Кроме того, проекты ГЧП могут способствовать доступу к передовым технологиям и передаче рисков частному сектору. Важность реализации ГЧП, волна структурных реформ, дерегулирование и продвижение концепции ГЧП во многих развивающихся странах подхлестнул шквал частных инвестиций в инфраструктурный сектор.
На ряду с преимуществами механизма, имеют место быть и недостатки. Инфраструктурные проекты часто страдают от серьезной проблемы информационной асимметрии, поскольку проекты часто не имеют предварительного опыта. Большинство проектов ГЧП, таких как платные дороги, зависят от местоположения и инфраструктуры может использоваться только в указанном географическом районе. Оценка прогнозов доходов проекта трудно из- за отсутствия аналогичных проектов в том же географическом районе. Финансовая оценка приватизированного инфраструктурного актива может быть сложной, поскольку трудно для инвесторов оценить осуществимость проекта, учитывая, как правило, большой размер проекта и долго срок действия контракта.
Исследования показывают, что преднамеренное занижение стоимости ипереоценка выгод является одним из основных источников риска в инфраструктурных проектах.
Поэтому втех случаях, когда правительство сталкивается со старением или отсутствием инфраструктуры и нуждаются в более эффективных услугах, партнерство с частным сектором может помочь найти новые решения и обеспечить финансирование.
Помимо модернизации и развития инфраструктуры, потенциал механизмов также связан с повышением эффективности управления государственным имуществом и повышением финансовой доходности государственных экономических активов, но, в отличие от приватизационной политики, без потери государственной собственности на такие объекты.
Таким образом, выявление проблем взаимодействия государства и бизнеса и разработка путей их разрешения является актуальной задачей и требующей пристального внимания.
Актуальность данного исследования обусловлена активным распространением государственно-частного партнерства в России и за рубежом и его эффективности применения, особенно в условиях осложнившейся экономической ситуации и дефицита бюджетных средств.
В связи с этим наша тема развития механизмов государственно-частного партнерства в экономике региона (на примере Челябинской области) очень актуальна.
В этой ситуации особо полезно изучение зарубежного опыта и его применение в экономике Российской Федерации.
Значительный вклад в разработку данной темы внесли российские и зарубежные ученые А.А. Алпатов, С.А. Кочеткова, О.В. Лактюшина, О.Г. Тимчук, Г.А. Маховикова, М.А. Дерябина, В.Г. Варнавский, Е.М. Григорьева, А.В. Белицкая, Р.С. Ильясов, А.С. Еганян, Г.Т. Гафурова, Е.В. Сазонов, Э.Р. Йескомб.
Целью работы является разработка направлений развития механизмов государственно-частного партнерства в экономике региона (на примере Челябинской области).
Объектом исследования является государственно-частное партнерствов экономике региона (на примере Челябинской области). Предмет - развитие механизмов государственно-частного партнерства в экономике региона (на примере Челябинской области).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретико-методологические основыразвитиямеханизма
государственно-частного партнерства;
- проанализировать государственно-частное партнерство в экономике
региона (на примере Челябинской области);
- разработать направления развития механизмов государственно-частного партнерствав Челябинской области.
Основными методами исследованияявляются:анализ литературных, аналитических учебно-методических материалов в рассматриваемой сфере деятельности; также использовались методы сравнения, моделирования, обобщения и статистической обработки .
Исследовательская работа состоит из аннотации, введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений .
Результаты выпускной квалификационной работы имеют практическую значимость и могут применяться в Министерстве экономического развития Челябинской области при разработке методических рекомендаций для инфраструктурных проектов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это особый тип контракта, в соответствии с которым государственный партнер (государственное учреждение) делегирует некоторые из своих собственных обязанностей частному партнеру в соответствии с долгосрочным контрактом, в котором определяются права и обязанности каждой стороны в течение срока, а также механизмы его финансового равновесия, возникающие в результате непредвиденных событий или несоблюдения сторонами.
Типология ГЧП проводится:
по длительности проектов (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные);
- по уровню реализации (региональные, межрегиональные, муниципальные с региональным участием, межмуниципальные, муниципальные);
- по объёму инвестиций (мегапроекты, крупные, средние, малые и
микропроекты);
- по форме финансирования проектов (бюджетные средства, проектный способ, частные инвестиции и т.д.;
- по правовому регулированию (ФЗ № 224, ФЗ № 115, ФЗ № 173, ФЗ № 44 и т.д);
- по праву собственности (с последующей приватизацией или сохранением собственности за государством);
- по источнику дохода по проекту (за счёт средств бюджета или выручки от оказания услуг населению);
- по отраслям инфраструктуры (приложение А);
- по организационно-правовым формам (классические формы, квази-ГЧП и иные формы);
- по степени внедрения механизмов ГЧП в национальную экономику.
Факторами влияния на сферу ГЧП можно выделить: эффективная
административная структура, развитый частый сектор, инвестиционный потенциал.
Организационно-экономический механизм ГЧП организационно -
экономический механизм ГЧП является многоуровневым, формируется под влиянием внешних и внутренних, как регулируемых, так и нерегулирумых факторов, должен обеспечивать согласование интересов стейкхолдеров, а его построение и оптимизация относится к классу многокритериальных задач.
В международной научной литературе отсутствует общепринятое понимание органов управления ГПЧ (орган ГЧП, PPP Unit). К ним относят государственные (агентства, отделы, департаменты), полугосударственные (смешанные компании), а иногда и коммерческие структуры. Мировой банк, например, понимает под таким органом «любую организацию, созданную для осуществления и улучшения ГЧП партнерства... и имеющую мандат на управление проектами ГЧП, часто в различных секторах экономики».
Общество объединённых наций (ООН), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация - организации, в компетенции которых входит исследование и развитие государственно-частного партнерства. Кроме международных организаций существуют
специализированные на уровне страны. Во всех государствах органы ГЧП играют разную роль и статус, но цель у них едина - содействие органам государственной власти в подготовке и реализации проектов ГЧП и упрощение коммуникационных связей между государственным и частным сектором.
За рубежом вариативность способов финансирования ГЧП-проектов следующая. В Великобритании и Германии проектный способ доминирует над остальными, Канада и США участвует в публично-частной кооперации.
На территории Челябинской области наблюдаются положительные тенденции по основным макроэкономическим показателям, которые способствуют росту социально-экономического положения региона.
Таким образом, на основании проведённого анализа можно выделить положительные тренды социально-экономического развития региона в 2018 году:
- индекс промышленного производства увеличился на 0,1%;
- уровень ВРП на душу населения увеличился в 1,1 раза;
- численность безработных на 01.01.2019 г. снизилась на 19,5% по сравнению с уровнем на 01.01.2018 г.;
- реальная заработная плата - на 5,8% (за январь-ноябрь 2018 года);
- снижение доли государственного долга к налоговым и неналоговым доходам до 15% в 2018 году;
- экспорт - на 8,4%, импорт - на 3,9%.
На основании проделанного анализа, можно выделить следующие проблемы:
- недостаточно опыта и низкии □ уровень информированности о практике и возможных формах реализации инвестиционных проектов с госучастием (ГЧП, концессии □, СПИК, КЖЦ и пр.);
- недостаточная квалификация специалистов органов исполнительной власти для подготовкиинициирования инвестиционных проектов с госучастием, особенно с объемом инвестиции□ < 500 млн руб.;
- отсутствие в методике оценки уровня развития ГЧП территориальной
специфики, в частности показатели, характеризующие и оказывающие влияние на социально-экономическое развитие региона: ВРП на душу населения,
численность населения, доля государственного долга к доходам субъекта РФ;
- публичная сторона недостаточно эффективно оценивает и доносит информацию о своих инвестиционных потребностях (инициативах, имуществе) и возможностях (инвестплощадках, льготах и пр.);
- инвестор сталкивается со сложностями при поиске потенциальных партнеров для реализации проектов;
- нет агрегированной □ информации о текущей □ ситуации и трендах рынка (общей □ аналитики и статистики, судебной □ практики, законотворческих инициатив, информации о зарубежных трендах и пр.);
- затянутость и трудоемкость процедуры обоснования эффективности и получения государственной □ поддержки для реализации проектов (бюджетного софинансирования, льгот и преференции );
- потребность в постоянной □ оценке и повышении уровня компетенции □ специалистов на публичной □ и частной □ стороне, с учетом высоких темпов изменении□ и формируемой□ практики.
Подводя итог, необходимо отметить, что органам власти Челябинской области для внедрения и реализации проектов со статусом «стратегического» необходимо принять ряд нормативных правовых документов, в частности: Закон «О стратегических проектах Челябинской области» и Положения «Об экспертизе материалов, необходимой для определения наличия оснований к принятию решения о стратегическом инвестиционном проекте Челябинской области», проекты которых расположены в приложениях Д и Ж соответственно.
Таким образом, в рамках предложенных направлений решения выявленных проблем планируется создание единой информационной платформы «Цифровой советник», а также присвоение инвестиционным проектам статуса «стратегического». Благодаря указанным предложениям Челябинская область сконцентрирует всех стейкхолдеров в одной коммуникационной площадки и получит большое количеств преимуществ для всех участников.
Экономические эффекты:
- улучшение инвестиционной привлекательности для частной стороны;
- увеличение объёма инвестиций в экономику региона;
- положительный инвестиционный имидж Челябинской области.
Социальные эффекты:
- улучшение межведомственного взаимодействия в сфере государственно-частного партнерства;
- создание улучшенной инфраструктуры на территории области;
- перманентное повышение уровня компетенций специалистов публичной и частной стороны в сфере ГЧП;
- транспарентность информации о инвестиционных проектах, готовности публично-правовых образований к взаимодействию и т.д.;
- создание дополнительных рабочих мест;
- создание благоприятных условий для инвесторов.
Также стоит отметить, что предложенные направления совершенствования развития механизмов государственно-частного партнерства в Челябинской области окажут влияние на интегральный показатель оценки уровня развития сферу ГЧП в субъекте Российской Федерации, оценку которого проводит Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Национальным институтом ГЧП.



1. О внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской
Федерации: Федеральный закон от29.06.2018 № 173-ФЗ (ред. 29.06.2018 г.)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
2. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон № 224-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
3. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федер^ьныи закон № 223-ФЗ (ред. от 29.07.2018)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
4. О защите конкуренции - Федеральный закон № 135-ФЗ (ред. от 08.01.2019) Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон № 44-ФЗ(ред. от 01.05.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
6. О концессионных соглашениях: ФедерэдьныиП закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
7. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон № 39- ФЗ(ред.от 25.12.2018)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
8. Об утверждении методики расчета значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, в отношении которых Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за предоставление информации о достигнутых значениях показателей: Приказ Минэкономразвития России от 15 мая 2014 г. №266[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
9. Об утверждении перечней показателей оценки эффективности деятельности и методик определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года) (вместе с «Методикой определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности»): распоряжение Правительства РФ от 10.04.2014 г. № 570-р (ред. от 18.10.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
10. Государственная программа Челябинской □ области "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской □ области" на 2016 - 2020 годы: постановление Правительства Челябинской□ области от 16 декабря 2015 г. N 623-П (в редакции от 18.05.2018 г.№ 190-П) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
11. О передаче полномочий в подведомственные организации - Приказ Министерства экономического развития Челябинской области № 346 от 13.12.2017 г [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
12. О Правительстве Челябинской области: Закон Челябинской области № 57- ЗО [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:www.consultant.ru
13. О создании Совета при Губернаторе Челябинской области по улучшению
инвестиционного климата: распоряжение Губернатора Челябинской области от 24.10.2012 № 1300-р (в редакции от 14.10.2016 г. № 1070-р) [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
14. О составе Совета при Губернаторе Челябинской области по улучшению инвестиционного климата, внесении изменения в распоряжение Губернатора Челябинской области от 24.10.2012 г. №1300-р: распоряжение Губернатора Челябинской области от 14.10.2016 №1070-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
15. О ставке налога на имущество: Закон Челябинской области от 25.11.2016 №449-ЗО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru...89


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ