Управление агломерационными процессами в регионе (на примере Челябинской области)
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
АГЛОМЕРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕГИОНЕ
1.1 Агломерационные процессы в регионе: содержание, эффекты и
основные факторы развития 10
1.2 Управление агломерационными процессами: субъект, объект, цель,
инструменты и модели 24
1.3 Методика анализа управления агломерационными процессами в
регионе 33
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ АГЛОМЕРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В
РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Особенности социально-экономического развития Челябинской
области, ускоряющие агломерационные процессы 42
2.2 Анализ управления агломерационными процессами в Челябинской
области 59
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ
АГЛОМЕРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Проблемы и рекомендации по совершенствованию управления
агломерационными процессами в Челябинской области 84
3.2 Оценка эффекта от проекта 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 100
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
АГЛОМЕРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕГИОНЕ
1.1 Агломерационные процессы в регионе: содержание, эффекты и
основные факторы развития 10
1.2 Управление агломерационными процессами: субъект, объект, цель,
инструменты и модели 24
1.3 Методика анализа управления агломерационными процессами в
регионе 33
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ АГЛОМЕРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В
РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Особенности социально-экономического развития Челябинской
области, ускоряющие агломерационные процессы 42
2.2 Анализ управления агломерационными процессами в Челябинской
области 59
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ
АГЛОМЕРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Проблемы и рекомендации по совершенствованию управления
агломерационными процессами в Челябинской области 84
3.2 Оценка эффекта от проекта 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 100
В настоящее время изучение агломерационных процессов в регионах Российской Федерации становится все более актуальным. Агломерационные процессы исследуются как представителями науки, так и органами власти.
Необходимость управления процессом агломерирования закрепляется в документах стратегического и территориального планирования на государственном и муниципальном уровнях, например: Стратегия
пространственного развития Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р, подчеркивает значимость управления агломерационными процессами за счет того, что одним из приоритетов пространственного развития является развитие центров экономического роста - агломераций - с увеличением их количества и максимальным рассредоточением по территории Российской Федерации [3].
Объектом исследования являются агломерационные процессы Челябинской области.
Предмет исследования - управление агломерационными процессами в Челябинской области.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретико-методологических основ управления агломерационными процессами в регионе для разработки рекомендаций по совершенствованию управления ими в Челябинской области.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы ставятся следующие задачи:
1) рассмотреть содержание, эффекты и основные факторы развития агломерационных процессов в регионе;
2) определить субъект, объект, цель, инструменты и модели управления агломерационными процессами в регионе;
3) составить методику анализа управления агломерационными процессами в регионе;
4) рассмотреть особенности социально-экономического развития Челябинской области, ускоряющие агломерационные процессы;
5) проанализировать управление агломерационными процессами в Челябинской области;
6) выявить проблемы и сформулировать рекомендации по совершенствованию управления агломерационными процессами в Челябинской области;
7) оценить эффект от внедрения предложенного проекта.
В процессе написания выпускной квалификационной работы базой исследования являлись литература по теории и методологии управления агломерационными процессами в регионе, нормативные и правовые акты Российской Федерации и Челябинской области, статистические данные Росстата и Челябинскстата.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена наличием практических рекомендаций по совершенствованию управления агломерационными процессами в Челябинской области.
Необходимость управления процессом агломерирования закрепляется в документах стратегического и территориального планирования на государственном и муниципальном уровнях, например: Стратегия
пространственного развития Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года № 207-р, подчеркивает значимость управления агломерационными процессами за счет того, что одним из приоритетов пространственного развития является развитие центров экономического роста - агломераций - с увеличением их количества и максимальным рассредоточением по территории Российской Федерации [3].
Объектом исследования являются агломерационные процессы Челябинской области.
Предмет исследования - управление агломерационными процессами в Челябинской области.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретико-методологических основ управления агломерационными процессами в регионе для разработки рекомендаций по совершенствованию управления ими в Челябинской области.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы ставятся следующие задачи:
1) рассмотреть содержание, эффекты и основные факторы развития агломерационных процессов в регионе;
2) определить субъект, объект, цель, инструменты и модели управления агломерационными процессами в регионе;
3) составить методику анализа управления агломерационными процессами в регионе;
4) рассмотреть особенности социально-экономического развития Челябинской области, ускоряющие агломерационные процессы;
5) проанализировать управление агломерационными процессами в Челябинской области;
6) выявить проблемы и сформулировать рекомендации по совершенствованию управления агломерационными процессами в Челябинской области;
7) оценить эффект от внедрения предложенного проекта.
В процессе написания выпускной квалификационной работы базой исследования являлись литература по теории и методологии управления агломерационными процессами в регионе, нормативные и правовые акты Российской Федерации и Челябинской области, статистические данные Росстата и Челябинскстата.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена наличием практических рекомендаций по совершенствованию управления агломерационными процессами в Челябинской области.
Под агломерационными процессами понимают процесс концентрации (или стягивания) экономической активности в регионе (в городе) в динамике, который сопровождается территориальным расширением ядра концентрации (с возможным усложнением последнего), приводящий к появлению агломерации.
Изучение агломерационных процессов проходило в рамках трех основных научных течений - неоклассической теории, новой теории торговли и новой экономической географии. Необходимо отметить, что особое внимание изучению агломерационных процессов уделяется представителями новой экономической географии.
Базовыми исследованиями в рамках данного научного течения стали исследования П. Кругмана, который объяснял существование агломераций и наличие значительных потоков тем, что фирмы работают при возрастающей отдаче и в условиях несовершенной конкуренции на товарном рынке, а в качестве третьей переменной - размер рынка.
Важно отметить, что агломерационный процесс, приводящий к появлению агломерации, вызывает агломерационный эффект, который подразумевает экономическую выгоду от подобной концентрации экономической активности.
Под агломерационными эффектами понимают эффекты двух типов - кластеризации / локализации (MAR-эффекты) и урбанизации (Джейкобс-эффекты).
Изучение агломерационных процессов в рамках неоклассической теории подчеркивает роль первичных факторов - факторов производства, природных ресурсов и технологий. Исследователь Д.А. Изотов выделяет в рамках моделей новой экономической географии следующие факторы: квалифицированный и неквалифицированный труд, капитал и технологии.
На сегодняшний день агломерационный процесс должен быть управляемым, представляя собой единство двух сторон - объекта и субъекта управления.
В Российской Федерации объектом управления являются
административно-территориальные структуры муниципального уровня, а субъектом - органы государственной власти Российской Федерации, отвечающие за законодательное регулирование, исходя из государственных задач и интересов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, определяющие вопросы поддержки с учетом особенностей регионов, и органы местного самоуправления, учитывающие особенности муниципальных образований.
Основной целью управления агломерационными процессами является повышение уровня и качества жизни населения агломераций за счет усиления положительных и нейтрализации отрицательных агломерационных эффектов.
Для достижения цели управления агломерационными процессами регионов Российской Федерации используются административно -распорядительные, экономические и социально-психологические инструменты.
В настоящее время предлагаются в мировой практике существует целый ряд различных моделей управления развитием агломераций, которые можно разделить на «унитарные» (централизованные) и «конфедеративные» (фрагментированные).
В рамках действующего законодательства на территории Российской Федерации целесообразны следующие модели управления:
- Ассоциация муниципальных образований.
- Формирование бюджетного учреждения.
- Автономная некоммерческая организация.
Для анализа управления агломерационными процессами в регионе предлагается методика, которая включает три группы показателей: первая группа - показатели, характеризующие агломерационный процесс, вторая группа - сравнительная характеристика по основным показателям социально - экономического развития ядра агломерации и региона, третья группа - показатели, характеризующие агломерацию.
В ходе анализа были выявлены проблемы, которые влияют на управление агломерационными процессами, а также предложены возможные пути решения.
В качестве проектного решения предлагаем разработать
организационно-управленческий механизм внедрения проекта «Строительство автомобильной дороги «Сатка - Миасс».
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута.
Изучение агломерационных процессов проходило в рамках трех основных научных течений - неоклассической теории, новой теории торговли и новой экономической географии. Необходимо отметить, что особое внимание изучению агломерационных процессов уделяется представителями новой экономической географии.
Базовыми исследованиями в рамках данного научного течения стали исследования П. Кругмана, который объяснял существование агломераций и наличие значительных потоков тем, что фирмы работают при возрастающей отдаче и в условиях несовершенной конкуренции на товарном рынке, а в качестве третьей переменной - размер рынка.
Важно отметить, что агломерационный процесс, приводящий к появлению агломерации, вызывает агломерационный эффект, который подразумевает экономическую выгоду от подобной концентрации экономической активности.
Под агломерационными эффектами понимают эффекты двух типов - кластеризации / локализации (MAR-эффекты) и урбанизации (Джейкобс-эффекты).
Изучение агломерационных процессов в рамках неоклассической теории подчеркивает роль первичных факторов - факторов производства, природных ресурсов и технологий. Исследователь Д.А. Изотов выделяет в рамках моделей новой экономической географии следующие факторы: квалифицированный и неквалифицированный труд, капитал и технологии.
На сегодняшний день агломерационный процесс должен быть управляемым, представляя собой единство двух сторон - объекта и субъекта управления.
В Российской Федерации объектом управления являются
административно-территориальные структуры муниципального уровня, а субъектом - органы государственной власти Российской Федерации, отвечающие за законодательное регулирование, исходя из государственных задач и интересов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, определяющие вопросы поддержки с учетом особенностей регионов, и органы местного самоуправления, учитывающие особенности муниципальных образований.
Основной целью управления агломерационными процессами является повышение уровня и качества жизни населения агломераций за счет усиления положительных и нейтрализации отрицательных агломерационных эффектов.
Для достижения цели управления агломерационными процессами регионов Российской Федерации используются административно -распорядительные, экономические и социально-психологические инструменты.
В настоящее время предлагаются в мировой практике существует целый ряд различных моделей управления развитием агломераций, которые можно разделить на «унитарные» (централизованные) и «конфедеративные» (фрагментированные).
В рамках действующего законодательства на территории Российской Федерации целесообразны следующие модели управления:
- Ассоциация муниципальных образований.
- Формирование бюджетного учреждения.
- Автономная некоммерческая организация.
Для анализа управления агломерационными процессами в регионе предлагается методика, которая включает три группы показателей: первая группа - показатели, характеризующие агломерационный процесс, вторая группа - сравнительная характеристика по основным показателям социально - экономического развития ядра агломерации и региона, третья группа - показатели, характеризующие агломерацию.
В ходе анализа были выявлены проблемы, которые влияют на управление агломерационными процессами, а также предложены возможные пути решения.
В качестве проектного решения предлагаем разработать
организационно-управленческий механизм внедрения проекта «Строительство автомобильной дороги «Сатка - Миасс».
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута.





