🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Работа №202945

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы225
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ 15
Е1 КАТЕГОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И
ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 15
1.1.1 Категория сознания в психологии 15
1.1.2 Понятие «экологическое сознание» в категориальном аппарате
психологии 22
1.1.3 Подходы к определению экологического сознания в отечественной и
зарубежной психологии 27
1.1.4 Структура, функции и типология экологического сознания личности 35
1.1.5 Возрастные закономерности развития экологического сознания личности 51
1.2 КАТЕГОРИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 57
1.2.1 Категория «личность» в психологии 57
1.2.2 Изучение личностной зрелости в отечественной и зарубежной психологии 63
1.2.3 Структура личностной зрелости 69
1.2.4 Модель личностной зрелости И. А. Шляпниковой 73
1.3 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТНОЙ
ЗРЕЛОСТИ 78
1.3.1 Экологическое сознание и эго-идентичность 78
1.3.2 Экологическое сознание в структуре личностной зрелости 83
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 88
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 93
3.1 Структурные особенности экологической личностной зрелости 103
3.2 Структура экологической личностной зрелости в молодости (24 - 33 года) 109
3.3 Структура экологической личностной зрелости в средней взрослости (34 -
43 лет) 116
3.4 Структура экологической личностной зрелости в поздней взрослости (44 -
60 лет) 121
3.5 Анализ различий в экологической личностной зрелости в разные периоды
развития (юность и взрослость) 126
3.6 Анализ различий в экологической личностной зрелости в группах с разными
статусами эго-идентичности 134
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 148
ПРИЛОЖЕНИЕ А 161

Актуальность избранной тематики данной научно-исследовательской работы остро ощутима в условиях современного мира, охваченного экологическим кризисом, который для современного общества очевиден и признается одной из приоритетных глобальных проблем. При этом существует огромное количество технических и технологических решений проблемы экологического кризиса, которые, тем не менее, не воплощаются вовсе или воплощаются при наличии серьезного тормозящего сопротивления со стороны определенных социально- экономических структур. Причиной такого сопротивления многие исследователи считают отсутствие у современной личности особой системы отношений и ценностей, направленных на весь окружающий мир и выходящих за пределы рамок своего «Я». Этот особый комплекс учеными обозначается категорией экологического сознания личности.
В условиях современного этапа развития обозначенной области психологической науки целенаправленное и достоверное формирование экологического сознания личности с использованием специализированных методических приемов чрезвычайно затруднительно. Для раскрытия механизмов формирования любого психического новообразования личности следует прежде решить описать понятие данного новообразования, его основные и специфические свойства, его уникальные функции. Также следует связать новообразование с уже известными феноменами и вписать его в интегральную структуру личности. Серьезной трудностью является как раз то, что выше описанный алгоритм подведения научной мысли к вопросу формирования экологического сознания личности изобилует на данном этапе развития науки теоретическими пробелами.
Действительно, экологическое сознание изучалось многими исследователями в рамках категорий «экологическое сознание», «экологические ценности», «экологическое отношение», дано множество определений сущности феномена, выделены его функции, разработаны инструменты для диагностики особенностей 8
феномена и даже разрабатывались программы развития экологического сознания. Однако, современным исследованиям не хватает аспектов методологии системного подхода в вопросах определения места экологического сознания в структуре личности и связей с другими феноменами психической реальности. Так, до сих пор не придавалось особого значения проблеме соотношения экологического сознания и личностной зрелости как системного качества личности, интегрирующего все возрастные новообразования. Хотя многие исследователи доказывали взаимосвязи экологического сознания с ценностями, которые составляют личностный компонент личностной зрелости. Также пока не существует также данных о том, какую роль в формировании экологического сознания выполняют процессы эго-идентичности личности - рефлексивного компонента личностной зрелости.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема феноменологии особой системы отношений и ценностей, направленных на весь окружающий мир, в современной психологии с каждым годом все больше привлекает исследователей.
Большинство исследований в этой области проводились в рамках понятия «экологическое сознание личности», особенно в отечественной психологии (А.В. Гришин, С.Д. Дерябо, О.Н. Ефимова, Н.В. Лапчинская, С.В. Морозова, В.И. Панов). Другие исследователи оперировали понятиями «экологическая компетентность» (А.В. Гагарин, С.А. Мудрак). В.А. Ясвин, разработавший несколько диагностических и коррекционных методик по этому направлению, в своих исследованиях оперирует понятием «отношение к природе».
Среди зарубежных исследований популярны понятия «экологическая обеспокоенность» (Schultz W., Shriver С., Tabanico J.J., Khazian A., Dunlap R.E., Van Liere, Greenwald A.G., Banaji M.R., Armocky S.). Большинство зарубежных исследователей также ставят в соотношение «обеспокоенности» понятие «мировоззрение» в аспекте отношений «процесс-результат», соответственно.
Примечательно, что в зарубежных и отечественных исследованиях все внимание уделялось эмпирическому изучению особенностей экологического сознания и отношения к природе, поэтому на настоящем этапе развития этого направления имеется внушительный базис эмпирического материала. Вместе с этим, меньше всего внимания уделялось теоретическому построению концепции экологического сознания, а это важно, чтобы в перспективе разрабатывать программы развития, методики подбора персонала и т.д.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости учета аспектов методологии системного подхода для выявления места и роли экологического сознания в интегрированной структуре личности. С учетом аспектов системного подхода предполагается, что экологическое сознание дополняет и расширяет личностную зрелость до экологической личностной зрелости.
Поэтому цель данного исследования: выявить структурные взаимосвязи экологического сознания с личностной зрелостью.
Объектом исследования является личностная зрелость.
Предметом исследования являются структурные взаимосвязи экологического сознания и личностной зрелости.
Задачи:
1) теоретически обосновать интеграцию экологического сознания как новообразования в структуру личностной зрелости;
2) изучить структуру экологической личностной зрелости;
3) исследовать различия в структуре экологической личностной зрелости на различных возрастных этапах;
4) исследовать зависимость проявления экологической личностной зрелости от статусов эго-идентичности личности.
Гипотеза исследования: экологическое сознание дополняет и расширяет личностную зрелость до экологической личностной зрелости, которая имеет свою определенную структуру и возрастную специфику.
10
Теоретико-методологическая основа исследования. Основные общенаучные принципы: принцип детерминизма (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); принцип системности (Б.Г. Ананьев, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, Л.С. Выготскоий, Д.Б. Эльконин); принцип развития (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Общепсихологическая основа работы: положения системного подхода к исследованию личности (Б.Ф. Ломов), положения о преемственности и непрерывности психики в целом (О.А. Аллахвердова, Б.С. Братусь, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Ушаков).
Частные научные концепции: теория субъектификации природных объектов (В.А. Левин, С.Д. Дерябо), концепция экологического сознания В.И. Панова, концепция динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека (Е.Л. Солдатова), концепция личностной зрелости (И.А. Шляпникова).
Методы исследования
В соответствии с целью и задачами исследования применялись следующие методы: теоретический анализ, методы поперечных срезов, статистические методы.
Для диагностики экологического сознания и компонентов личностной зрелости были выбраны следующие методики:
1) «Опросник экологического сознания» В.И. Панова - для диагностики особенностей экологического сознания;
2) «Тест статусов и структуры эго-идентичности» Е.Л. Солдатовой - для диагностики рефлексивного компонента личностной зрелости;
3) Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина - для диагностики личностного компонента личностной зрелости;
4) «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО Д.А. Леонтьева) - для диагностики функционального компонента личностной зрелости.
Методы статистической обработки и анализа данных включили: методы описательной статистики, корреляционный анализ, парный критерий Уилкоксона, критерий Фридмана, Т-критерий Стьюдента. Расчеты осуществлялись с помощью компьютерных программ «ST ATI STIC А» и «SPSS».
Этапы исследования
Решение поставленных задач осуществлялось в четыре этапа, охватывающих период с 2014 по 2018 гг.
I этап - 2014 - 2018 гг. Анализ основных теорий и подходов к изучению экологического сознания, определение методологических основ изучения проблемы, эмпирическое исследование отдельных аспектов проблемы взаимосвязи экологического сознания и личностной зрелости.
II этап - 2016 г. теоретическое моделирование конструкта, постановка целей и задач исследования, формулирование гипотез, определение психодиагностических критериев личностной зрелости, подбор диагностического инструментария, проведение пилотажного исследования.
III этап - 2016-2018 гг. Сбор, обработка, обобщение и интерпретация эмпирических данных.
IV этап - 2018 г. Подведение итогов эмпирического исследования, уточнение отдельных теоретических положений
Эмпирическая база исследования. Всего на различных этапах исследования приняли участие 242 человека. В их числе: студенты различных факультетов Южно-Уральского Государственного университета в возрасте от 18 до 23 лет и работающие люди в возрасте от 24 до 60 лет. Среди участников исследования 135 были женского пола и 107 мужского пола.
Достоверность результатов, полученных в работе, обеспечивалась соответствием структуры и содержания текста положениям теории экологического сознания и нормативно-возрастной теории личностной зрелости, выбором теоретических и эмпирических методов исследования в соответствии с поставленными целями и задачами, использованием валидных и надежных
12
диагностических средств, идентичностью условий в экспериментальной и контрольной группах, использованием методов математической статистики и специализированных программ статистической обработки данных.
Научная новизна исследования
Описаны статистически достоверные структурные взаимосвязи экологического сознания и личностной зрелости. Описано и обосновано место экологического сознания в структуре личностной зрелости. Сформулирована и описана категория «экологическая личностная зрелость».
Теоретическая значимость исследования
В результате теоретико-эмпирического исследования с позиции нормативновозрастной теории личностной зрелости обоснованы структурные взаимосвязи экологического сознания и личностной зрелости. Таким образом, описано место и роль экологического сознания личности в структуре личностной зрелости.
Практическая значимость исследования определяется тем, что установленные в ходе исследования факты могут быть использованы для разработки программ развития и коррекции экологического сознания личности как в формате тренингов личностного роста, так и в формате программ профессионального самоопределения и профессионального совершенствования личности.
Установленные взаимосвязи можно использовать как основу для разработки различных учебно-воспитательных программ образовательных учреждений, в т.ч. как основу программ развития компетенций ФГОС ВО.
Положения, выносимые на защиту
Экологическое сознание является структурным компонентом личностной зрелости. При этом экологическое сознание наиболее тесно взаимосвязано с ее личностным и рефлексивным компонентами.
Включение экологического сознания в личностную зрелость приводит к появлению феномена более высокого порядка - экологической личностной зрелости, который характеризует определенный уровень личностного роста.
13
Структура экологической личностной зрелости имеет свою специфику на каждом возрастном этапе.
Направленность и содержание экологической личностной зрелости зависят от статуса эго-идентичности личности, т.к. эго-идентичность является интегрирующим компонентом личностной зрелости. Личность с достигнутой эгоидентичностью будет более экологически личностно зрелой.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Отраженные в диссертации научные положения соответствуют области исследования специальности 19.00.01 - «Общая психология, психология личности, история психологии»: [...] Детерминанты, определяющие психическую жизнь и поведение человека; сознание и познавательные процессы; Сознание. Мировоззрение и смысложизненное самоопределение. Рефлексивные процессы; Структура личности. [...] Духовно-нравственная сфера личности. Соотношение внешнего и внутреннего мира человека. Направленность личности, жизненные и ценностные ориентации. Самосознание и самооценка. Образ Я. Идентичность личности. Поступок как личностная категория. Самоактуализация личности. Личностная зрелость.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Список литературы включает 141 источник. Из них 21 на английском языке. Диссертация содержит 1 приложение, 17 таблиц и 4 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современная социокультурная ситуация актуализирует психологические исследования, посвященные проблемам, связанным с развитием экологического мировоззрения. Настоящая работа посвящена проблеме взаимосвязи экологического сознания с личностной зрелостью.
Под сознанием в данной работе понимается высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественноисторическому существу. Экологическое сознание в данной работе понимается как форма сознания личности, его направленность. Содержание экологического сознания составляет совокупностью когниций и эмоций, результирующая сила которых выражается в определенном субъективном отношении к природе, в том числе и в готовности к реализации соответствующих стратегий деятельности, связанной с природой.
В наиболее общем представлении можно сказать, что большинство авторов традиционно выделяет в экологическом сознании три компонента: когнитивный, эмотивный и конативный. Между всеми аспектами экологического сознания существует причинно-следственная связь.
Развитие экологического сознания происходит посредством процесса субъектификации природных объектов. Под субъектификацией понимается наделение объектов и явлений мира способностью осуществлять специфически субъектные функции, а именно способность обеспечивать воспринимающему переживание собственной личностной динамики, выступать опосредствующим элементом при построении им системы своих отношений с миром, открываться как субъект совместной деятельности и общения.
Теоретический анализ подходов к изучению личностной зрелости позволил предположить, что экологическое сознание личности наиболее тесно связано с такими элементами структуры зрелости, как сформированность ценностносмысловой сферы личности; сформированное самосознание и уровень рефлексии; эмпатия и позитивное отношение к миру; ответственность. Гипотезы о 145
взаимосвязи данных параметров с экологическим сознанием личности были проверены в данной работе.
Личностная зрелость состоит из трех компонентов: личностного (ценности, направленность), рефлексивного (достигнутая эго-идентичность), функционального (способность личности к самоорганизации, осмысленность жизни).
Развитое экологическое сознание и личностная зрелость как феномены, характеризующие психологический рост человека, складываются в систему более высокого порядка, которую было предложено называть экологической личностной зрелостью. Достигнутая эго-идентичность выполняет интегрирующую функцию в структуре личностной зрелости. Экологическое сознание в структуру личностной зрелости также интегрируется посредством эгоидентичности личности. Данная интеграция становится возможной, благодаря свойству «субъектности», которое является общим сущностным ядром для изучаемых феноменов.
Факторный и корреляционный анализы показали, что экологическая личностная зрелость, состоит из четырех компонентов: достигнутая эгоидентичность, взаимодействие с природой, осмысленности жизни, ценностей.
Исследование структуры экологической личностной зрелости в разные периоды взрослости показало, что в молодости усиление элементов личностной зрелости входит в частичное противоречие с экологическим компонентом: становится сложнее придерживаться позиции невмешательства в природную среду, а также взаимодействовать с природой. В средней взрослости модель экологической личностной зрелости соответствует общей модели и состоит их тех же компонентов, находящихся в аналогичных связях друг с другом.
В структуре экологической личностной зрелости в поздней зрелости к ценностям относится и экологическая ответственность, но несмотря на это, остальные элементы экологического сознания оказались не включенными в структуру в целом.
При анализе возрастных различий в различных компонентах экологической личностной зрелости было обнаружено, что в юности люди менее склонны к антропоцентрическому типу экологического сознания, сильнее сочувствуют природной среде и сильнее оценивают негативное влияние человека на природу. По мере взросления люди в большей мере подвержены антропоцентрическому типу экологического сознания, отдают предпочтение социальной среде перед природной и техногенной. Однако в поздней взрослости более значимой становится потребность в единении с природой, а также растет экологическая ответственность, т.е. осведомленность человек о необходимых природоохранных мерах на разных уровнях: от персонального до международного.
При изучении различий в экологической личностной зрелости в группах с разными статусами эго-идентичности было выявлено, что в группе с автономным статусом эго-идентичности, по сравнению с группой с диффузным статусом, респонденты в большей мере переживают эффекты положительного воздействия природы на человека и негативного воздействия человека на природу, а также сильнее ощущают свою экологическую ответственность на уровне близкой среды обитания и на региональном уровне. В то время как индивиды с предрешенной эго-идентичностью сильнее проявляют чувство экологической ответственности в целом, а также на государственном и международном уровнях.
Проведенное исследование экологического сознания и его взаимосвязи с личностной зрелостью позволило выделить категорию экологической личностной зрелости.
Дальнейшие исследования могут быть посвящены описанию феноменологии экологической личностной зрелости, а также разработке методики, позволяющей диагностировать этот феномен.



1. 1-я - 4-я Российские конференции по экологической психологии. Тезисы. М., 1996, 2000, 2003, 2005. - 160 с, 181 с, 139 с, 380 с, 334 с.
2. Абульханова, К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии / К.А. Абульханова // Психология. - 2005. - Т. 2. - № 4. - С. 3-22.
3. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.
4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001.-288 с.
5. Анцыферова, Л.И. Психология формирования и развития личности / Л.И. Анцыферова // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 207-213.
6. Аутлева, А.Н. Сущность экологического сознания / А.Н. Аутлева // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2005. - № 3. - С. 29-31.
7. Беляев, С.А. Экологическая психология: учебно-методический комплекс / С.А. Беляев. - Минск: Издательство МНУ, 2009. - 203 с.
8. Бенко, Е.В. Субъективное благополучие человека, переживающего нормативный кризис развития личности: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е.В. Бенко. - Челябинск, 2017. - 183 с.
9. Беркут, В.П. Феномен экологического сознания: социально-философский анализ: дис. ...д-ра. филос. наук / В.П. Беркут. - М., 2002. - 293 с.
10. Биджиева, Р.У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма: дис. ... канд. философ, наук / Р.У. Биджиева. - М., 1981. - 169 с.
11. Божович, Л .И. Проблемы формирования личности / Л .И: Божович. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-352 с.
12. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А.А. Бодалев. - М.: Флинта; Наука, 1998. - 168 с.
13. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика/А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПб: Изд-во «Речь», 2000. - 440 с.
14. Большой толковый психологический словарь Т.2 П-Я; Пер. с англ. /
A. Ребер. - ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2003. - 560 с.
15. Братусь, Б.С. Аномалии; личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.
..141


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ