СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ КУЛЬТОВОГО КИНО
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ КИНО 11
1.1 Анализ теоретических и эмпирических исследований влияния произведений
искусства на личность 11
1.2 Исследование воздействия кинофильмов: эффекты, механизмы, факторы .. 16
1.3 Переживание субъектов в исследованиях психологии искусства и факторы,
опосредующие переживание 23
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования 30
2.1 Экспериментальный дизайн 31
2.2 Методики исследования 32
2.2.1 Исследование активации головного мозга субъектов - методика диагностики активации и функциональной асимметрии полушарий головного
мозга на активациометре «АЦ 9К» Ю.А. Цагарелли 33
2.2.2 Исследование эффектов воздействия - методика «Психологическая
топология личности» В.Г. Грязевой-Добшинской 35
2.2.3 Методика исследования социально-психологических свойств субъектов
- авторская методика «Ролевые отношения социальных субъектов с творческими личностями» (РОССТЛ) В.Г. Грязевой-Добшинской,
Н.Ю. Бакунчик, В.А. Глуховой, А.С. Мальцевой 38
2.2.4 Исследование стратегических установок выбора жизненного пути субъектов - авторская методика «Типология личностного выбора жизненного
пути» В.Г. Грязевой-Добшинской, А.С. Мальцевой 39
2.2.5 Методика исследования личностных свойств - тест Г. Роршаха 40
2.2.6 Исследование лабильности нервной системы субъектов - методика
критической частоты световых мельканий (КЧСМ) 42
2.3 Методы статистической обработки данных 42
ГЛАВА 3 ВЫЯВЛЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СУЪЕКТОВ И ДИНАКИМИ ИХ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ КУЛЬТОВОГО КИНО 45
3.1Дифференциация субъектов по типу динамики переживания при воздействии культового кино 45
3.2Исследование взаимосвязи динамики и рефлексии переживания субъектов при воздействии культового кино 49
3.3Исследование структуры социально-ролевой идентичности субъектов, дифференцированных по типу динамики переживания при воздействии культового кино 52
3.4 Исследование факторной структуры социально-психологических
характеристик субъектов, дифференцированных по динамике переживания .... 58
ВЫВОДЫ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 88
ПРИЛОЖЕНИЕ В 89
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ КИНО 11
1.1 Анализ теоретических и эмпирических исследований влияния произведений
искусства на личность 11
1.2 Исследование воздействия кинофильмов: эффекты, механизмы, факторы .. 16
1.3 Переживание субъектов в исследованиях психологии искусства и факторы,
опосредующие переживание 23
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования 30
2.1 Экспериментальный дизайн 31
2.2 Методики исследования 32
2.2.1 Исследование активации головного мозга субъектов - методика диагностики активации и функциональной асимметрии полушарий головного
мозга на активациометре «АЦ 9К» Ю.А. Цагарелли 33
2.2.2 Исследование эффектов воздействия - методика «Психологическая
топология личности» В.Г. Грязевой-Добшинской 35
2.2.3 Методика исследования социально-психологических свойств субъектов
- авторская методика «Ролевые отношения социальных субъектов с творческими личностями» (РОССТЛ) В.Г. Грязевой-Добшинской,
Н.Ю. Бакунчик, В.А. Глуховой, А.С. Мальцевой 38
2.2.4 Исследование стратегических установок выбора жизненного пути субъектов - авторская методика «Типология личностного выбора жизненного
пути» В.Г. Грязевой-Добшинской, А.С. Мальцевой 39
2.2.5 Методика исследования личностных свойств - тест Г. Роршаха 40
2.2.6 Исследование лабильности нервной системы субъектов - методика
критической частоты световых мельканий (КЧСМ) 42
2.3 Методы статистической обработки данных 42
ГЛАВА 3 ВЫЯВЛЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СУЪЕКТОВ И ДИНАКИМИ ИХ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПРИ ВОЗДЕЙСТВИИ КУЛЬТОВОГО КИНО 45
3.1Дифференциация субъектов по типу динамики переживания при воздействии культового кино 45
3.2Исследование взаимосвязи динамики и рефлексии переживания субъектов при воздействии культового кино 49
3.3Исследование структуры социально-ролевой идентичности субъектов, дифференцированных по типу динамики переживания при воздействии культового кино 52
3.4 Исследование факторной структуры социально-психологических
характеристик субъектов, дифференцированных по динамике переживания .... 58
ВЫВОДЫ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 88
ПРИЛОЖЕНИЕ В 89
Кинематограф, как индустрия массовой культуры, имеет возможность максимального воздействия на широкую зрительскую аудиторию. Экранная культура стала основным фактором, интенсифицирующим процессы формирования массового сознания и определяющим картину мира каждого отдельного человека. Потребляемый информационный контент становится основным источником знаний об окружающем мире, формирует образ мира, а также является источником научения транслируемым моделям поведения, которые человек реализует. При этом, по мнению Т.С. Воропай, происходит «игра на понижение» - в условиях распространения массовой культуры, элитарная культура оказывается не способной к конкуренции и производству культурного образца, противостоянию примитивизации массовой культуры [27].
Культура кинопроизведений создает основу для безусловного принятия транслируемых стереотипов, установок, стандартов и моделей поведения. Таким образом, экранная культура кинопроизведений определяет практически все значимые области деятельности индивида, изменяя старые и создавая новые смыслы, а также и преобразует и мифологизируя социальную реальность зрителей. Кинофильмы дают возможность развития идентичности современного человека, являющейся, по мнению К.Э. Разлогова, множественной по определению, и соответствующей характеру современной жизни и доступа к разнообразным культурным сообществам, экранной культуре [96]. В социальной философии кинофильмы рассматриваются М.П. Бузским и Т.В. Овсянниковой как особый вариант организованного пространства социальных коммуникаций, которое влияет на изменение и деформацию культурного пространства [20].
Обладая таким влиянием, кинематограф, особенно культовое кино, оказывается, в силу своего неоднозначного содержания, связанного с обаянием отрицательных персонажей, торжеством агрессивных моделей поведения, чуждых ценностей, мощным средством культурного и инокультурного воздействия, которое не осознается как отдельными зрителями, так и не рефлексируется исследователями и профессионалами.
Современное общество, по мнению M.Castells, характеризует медиатизация и глобализация его информационного пространства, что, по мнению Т.А. Кубрак, А.А. Гостева, Р.М. Токсоналиевой, остро ставит проблему информационнопсихологической безопасности, связанную напрямую с воздействием средств массовой коммуникации [2,33,64,110]. Картина мира, создаваемая СМИ, все больше определяет видение людьми окружающей реальности [116].
Категория переживания является одной из ведущих категорий в общей психологии (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Ф.Е. Василюк) [93,24], возрастной психологии (Л.С. Выготский) [93], социальной психологии (Т.Д. Марцинковская) [72].
Кинофильмы могут оказывать на личность воздействие в широком спектре эффектов: от гармонизирующих, катарсических, до антикатарсических,
катастрофических. Воздействие масс-медиа, по мнению P.M. Valkenburg, J. Peter, J.B. Walther, опосредуется факторами, ограничивающими воздействие любых медиа-продуктов на человека, в том числе индивидуальными особенностями субъектов [8].
Культурной психологией (М.В. Фаликман, М.Коул), рассматриваются нейронные механизмы приобретения культурного опыта и процесс переживания , понимаемый как процесс приобретения культурного опыта, имеющий психофизиологические основания, то есть факторы социокультурной и социально-ролевой идентичности в переживании [113].
Актуальность исследования воздействия культового кино связана с мерой его влияния на формирование смыслов и стандартов поведения зрителей. Переживание как деятельность субъекта, направленная на смыслопорождение, обладает собственной динамикой под воздействием различных внутренних и внешних факторов, в том числе искусства и киноискусства. Переживание затрагивает все уровни психического функционирования от осознаваемого до неосознаваемого, а также все уровни интегральной индивидуальности от психофизиологического до социально-психологического. Восприятие
произведения искусства как решение задачи на личностный смысл актуализирует совокупную работу процессов переживания и рефлексии у субъектов. Смысловая коммуникация с культовыми кинофильмами, подключая массового зрителя к заданной художественной игре, вызывает разнообразные эффекты воздействия: гармонические, катарсические, антикатарсические. стрессовые и шоковые. Исследование этого разнообразия эффектов воздействия, обусловленное свойствами интегральной индивидуальности, и рассмотрение факторов, опосредующих динамику переживания субъектов под воздействием кино, является актуальным.
Наиболее целесообразно исследование динамики переживания субъектов под воздействием культового кино, так как культовое кино, по определению А.В. Павлова, предполагает длительный, неослабевающий со временем, невероятно высокий интерес большой зрительской аудитории [90].
Цель исследования: выявить социально-психологические факторы вариантов динамики переживания субъектов при воздействии культового кино.
Объект исследования: динамика переживания субъектов при воздействии культового кино.
Предмет исследования: социально-психологические факторы, опосредующие динамику переживания субъектов при воздействии культовогокино.
Основная гипотеза исследования:
Динамика переживания субъектов при воздействии культового кино опосредована социально-психологическими факторами.
Частные гипотезы исследования:
1. Динамика переживания субъектов при воздействии культового кино обусловлена комплексом свойств субъектов от психофизиологического до социально-психологического уровня.
2. Динамика переживания субъектов взаимосвязана с рефлексией амбивалентности переживания субъектов при воздействии культового кино.
3. Структура социально-ролевой идентичности субъектов опосредует динамику переживания при воздействии культового кино.
4. Структура социально-психологических ресурсов субъектов опосредует динамику переживания при воздействии культового кино.
Для достижения целей исследования и подтверждения гипотез были выдвинуты следующие задачи:
1. Провести анализ исследований воздействия кино и переживания под воздействием кино на разных уровнях интегральной индивидуальности .
2. Спланировать и провести эксперимент для исследования переживания субъектов при воздействии культового кино.
3. Выявить динамику переживания и рефлексии переживания субъектов при воздействии культового кино на примере сериала «Игра престолов».
4. Выявить комплекс свойств интегральной индивидуальности от психофизиологического до социально-психологического уровня, позволяющий дифференцировать субъектов по типу динамики переживания при воздействии культовых фильмов.
5. Выявить взаимосвязи динамики переживания с рефлексией амбивалентности переживания субъектов при воздействии культового кино.
6. Исследовать структуру социально-ролевой идентичности субъектов в группах, дифференцированных по типу динамики переживания при воздействии культового кино.
7. Исследовать структуру социально-психологических ресурсов субъектов в группах, дифференцированных по типу динамики переживания при воздействии культового кино.
Выборка исследования: 113 человек в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся на разных специальностях ВУЗа, их них 49 юношей и 64 девушек.
Экспериментальный дизайн:
Для исследования динамики переживания субъектов при воздействии культового кино была использована экспериментальная схема с предварительным и итоговым тестированием, позволяющая оценить динамику изменений зависимой переменной.
В качестве экспериментального воздействия была использована 1 серия 1 сезона культового сериала «Игра престолов» (“Game of Thrones”).
В качестве зависимых переменных выступили деятельностно-ситуативная активация головного мозга субъектов (АП) и вызванные проекции рефлексивных структур личности.
Методики исследования: аппаратурно-программный комплекс
«Активациометр 9К» Ю.А. Цагарелли, авторская методика «Психологическая топология личности» В.Г. Грязевой-Добшинской, авторская методика «Типология личностного выбора жизненного пути» В.Г. Грязевой-Добшинской, А.С. Мальцевой, тест Г. Роршаха, авторская методика «Ролевые отношения социальных субъектов с творческими личностями» (РОССТЛ).
Положения, выносимые на защиту:
1. Существуют типы динамики переживания субъектов, которые выявляются при воздействии культового кино: сохранение устойчиво стабильного состояния; динамика от состояния стресса до стабильного состояния к концу просмотра; ригидная гиперактивация (стресс); динамика от состояния шока до стабильного состояния к концу просмотра; ригидная гипоактивация (шок).
2. Типы динамики переживания субъектов, которые дифференцируются при
воздействии культовых фильмов, опосредованы комплексом свойств интегральной индивидуальности от психофизиологического до социальнопсихологического уровня. Функция дифференциации включает
психофизиологические показатели активации головного мозга, и показатели динамики активации в течение просмотра; личностные показатели тревожности, эмпатии как направленности других, идентификации с другими; показатели стратегии выбора жизненного пути; а также такие социально-психологические свойства, как социокультурная установка субъекта культуры «индивидуальность личности», и четкость рефлексии социально-ролевой идентичности субъектов, экзистенциальные ценности «познание», «жизнь», «господство».
3. Взаимосвязи переживания на психофизиологическом уровне и личностном уровне рефлексии амбивалентности переживания при воздействии культового кино, опосредованы типом динамики переживания субъектов. Наиболее выражена взаимосвязь свойств психофизиологического уровня и личностного уровня рефлексии в группе субъектов, с длительной реакцией стресса на воздействие. Наименее выражена взаимосвязь свойств психофизиологического уровня и личностного уровня рефлексии в группе субъектов, совладавших с первоначальной реакцией стресса.
4. У субъектов, дифференцированных по типу переживания при воздействии культового кино, существуют особенности структуры социально-ролевой идентичности. «Позиции Я» в контексте социальных ролей, представляющих групповую иерархию и ресурсы группового развития, являются ресурсами совладания с негативными эффектами переживания. «Я» субъектов в семантическом пространстве социальных ролей имеет более выраженную актуализацию в группах с динамикой переживания от стресса или шока до совладания и стабилизации к концу просмотра, а также в группе с устойчиво стабильным состоянием.
5. У субъектов, дифференцированных по типу переживания при воздействии культового кино, существуют особенности структуры социальнопсихологических ресурсов, связанных с отражением вариантов субъектов культуры. Наиболее длительная реакция шока или стресса связана с социокультурной идентичностью - рефлексией ролевого Я как социального субъекта. Сохранение нормы и совладание со стрессом и шоком связано с отсутствием рефлексии ролевого Я как социального субъекта. Субъекты с устойчиво стабильным состоянием и первоначальной реакцией шока, демонстрируют понимание «индивидуальность личности» в контексте осознания и принятия внешних трудностей жизни. Субъекты с первоначальной реакцией стресса демонстрируют отсутствие взаимосвязей такого субъекта культуры, как индивидуальность личности с осознанием внешних трудностей жизни. Субъекты, совладавшие со стрессом, в семантическом пространстве рефлексируют «Я» только в контексте трудностей жизни. У субъектов, не совладавших со стрессом, отсутствует рефлексия трудности жизни.
Новизна исследования заключается в дифференциальном подходе к эффектам воздействия искусства психофизиологического уровня и опосредованию динамики переживания социально-психологическими факторами: социально-ролевой и социокультурной идентичностью. Впервые
дифференцированы такие эффекты воздействия кино, как шок и стресс, динамика переживания, соотношение психофизиологического и рефлексивного уровня переживания.
Теоретическая значимость исследования. Исследование вносит вклад в концепцию переживания как феномена, включая неосознаваемый, психофизиологический уровень и уровень рефлексии; вклад в концепцию интегральной индивидуальности - соотношения психофизиологического, личностного и социально-психологического уровней исследование переживания.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют дифференцировать субъектов по типу динамики переживания при интенсивном информационном воздействии и выявлять тех, для кого воздействие кино представляет угрозу информационно-психологической безопасности.
Методологическими основаниями исследования выступают: концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, культурная психология М.В. Фаликман, М.Коула, которая рассматривает нейронные механизмы приобретения культурного опыта и процесс переживания, понимаемые как процесс приобретения культурного опыта, имеющий психофизиологические основания. Теоретическим основанием работы выступает персонологический анализ искусства В.Г. Грязевой-Добшинской.
Культура кинопроизведений создает основу для безусловного принятия транслируемых стереотипов, установок, стандартов и моделей поведения. Таким образом, экранная культура кинопроизведений определяет практически все значимые области деятельности индивида, изменяя старые и создавая новые смыслы, а также и преобразует и мифологизируя социальную реальность зрителей. Кинофильмы дают возможность развития идентичности современного человека, являющейся, по мнению К.Э. Разлогова, множественной по определению, и соответствующей характеру современной жизни и доступа к разнообразным культурным сообществам, экранной культуре [96]. В социальной философии кинофильмы рассматриваются М.П. Бузским и Т.В. Овсянниковой как особый вариант организованного пространства социальных коммуникаций, которое влияет на изменение и деформацию культурного пространства [20].
Обладая таким влиянием, кинематограф, особенно культовое кино, оказывается, в силу своего неоднозначного содержания, связанного с обаянием отрицательных персонажей, торжеством агрессивных моделей поведения, чуждых ценностей, мощным средством культурного и инокультурного воздействия, которое не осознается как отдельными зрителями, так и не рефлексируется исследователями и профессионалами.
Современное общество, по мнению M.Castells, характеризует медиатизация и глобализация его информационного пространства, что, по мнению Т.А. Кубрак, А.А. Гостева, Р.М. Токсоналиевой, остро ставит проблему информационнопсихологической безопасности, связанную напрямую с воздействием средств массовой коммуникации [2,33,64,110]. Картина мира, создаваемая СМИ, все больше определяет видение людьми окружающей реальности [116].
Категория переживания является одной из ведущих категорий в общей психологии (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, Ф.Е. Василюк) [93,24], возрастной психологии (Л.С. Выготский) [93], социальной психологии (Т.Д. Марцинковская) [72].
Кинофильмы могут оказывать на личность воздействие в широком спектре эффектов: от гармонизирующих, катарсических, до антикатарсических,
катастрофических. Воздействие масс-медиа, по мнению P.M. Valkenburg, J. Peter, J.B. Walther, опосредуется факторами, ограничивающими воздействие любых медиа-продуктов на человека, в том числе индивидуальными особенностями субъектов [8].
Культурной психологией (М.В. Фаликман, М.Коул), рассматриваются нейронные механизмы приобретения культурного опыта и процесс переживания , понимаемый как процесс приобретения культурного опыта, имеющий психофизиологические основания, то есть факторы социокультурной и социально-ролевой идентичности в переживании [113].
Актуальность исследования воздействия культового кино связана с мерой его влияния на формирование смыслов и стандартов поведения зрителей. Переживание как деятельность субъекта, направленная на смыслопорождение, обладает собственной динамикой под воздействием различных внутренних и внешних факторов, в том числе искусства и киноискусства. Переживание затрагивает все уровни психического функционирования от осознаваемого до неосознаваемого, а также все уровни интегральной индивидуальности от психофизиологического до социально-психологического. Восприятие
произведения искусства как решение задачи на личностный смысл актуализирует совокупную работу процессов переживания и рефлексии у субъектов. Смысловая коммуникация с культовыми кинофильмами, подключая массового зрителя к заданной художественной игре, вызывает разнообразные эффекты воздействия: гармонические, катарсические, антикатарсические. стрессовые и шоковые. Исследование этого разнообразия эффектов воздействия, обусловленное свойствами интегральной индивидуальности, и рассмотрение факторов, опосредующих динамику переживания субъектов под воздействием кино, является актуальным.
Наиболее целесообразно исследование динамики переживания субъектов под воздействием культового кино, так как культовое кино, по определению А.В. Павлова, предполагает длительный, неослабевающий со временем, невероятно высокий интерес большой зрительской аудитории [90].
Цель исследования: выявить социально-психологические факторы вариантов динамики переживания субъектов при воздействии культового кино.
Объект исследования: динамика переживания субъектов при воздействии культового кино.
Предмет исследования: социально-психологические факторы, опосредующие динамику переживания субъектов при воздействии культовогокино.
Основная гипотеза исследования:
Динамика переживания субъектов при воздействии культового кино опосредована социально-психологическими факторами.
Частные гипотезы исследования:
1. Динамика переживания субъектов при воздействии культового кино обусловлена комплексом свойств субъектов от психофизиологического до социально-психологического уровня.
2. Динамика переживания субъектов взаимосвязана с рефлексией амбивалентности переживания субъектов при воздействии культового кино.
3. Структура социально-ролевой идентичности субъектов опосредует динамику переживания при воздействии культового кино.
4. Структура социально-психологических ресурсов субъектов опосредует динамику переживания при воздействии культового кино.
Для достижения целей исследования и подтверждения гипотез были выдвинуты следующие задачи:
1. Провести анализ исследований воздействия кино и переживания под воздействием кино на разных уровнях интегральной индивидуальности .
2. Спланировать и провести эксперимент для исследования переживания субъектов при воздействии культового кино.
3. Выявить динамику переживания и рефлексии переживания субъектов при воздействии культового кино на примере сериала «Игра престолов».
4. Выявить комплекс свойств интегральной индивидуальности от психофизиологического до социально-психологического уровня, позволяющий дифференцировать субъектов по типу динамики переживания при воздействии культовых фильмов.
5. Выявить взаимосвязи динамики переживания с рефлексией амбивалентности переживания субъектов при воздействии культового кино.
6. Исследовать структуру социально-ролевой идентичности субъектов в группах, дифференцированных по типу динамики переживания при воздействии культового кино.
7. Исследовать структуру социально-психологических ресурсов субъектов в группах, дифференцированных по типу динамики переживания при воздействии культового кино.
Выборка исследования: 113 человек в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся на разных специальностях ВУЗа, их них 49 юношей и 64 девушек.
Экспериментальный дизайн:
Для исследования динамики переживания субъектов при воздействии культового кино была использована экспериментальная схема с предварительным и итоговым тестированием, позволяющая оценить динамику изменений зависимой переменной.
В качестве экспериментального воздействия была использована 1 серия 1 сезона культового сериала «Игра престолов» (“Game of Thrones”).
В качестве зависимых переменных выступили деятельностно-ситуативная активация головного мозга субъектов (АП) и вызванные проекции рефлексивных структур личности.
Методики исследования: аппаратурно-программный комплекс
«Активациометр 9К» Ю.А. Цагарелли, авторская методика «Психологическая топология личности» В.Г. Грязевой-Добшинской, авторская методика «Типология личностного выбора жизненного пути» В.Г. Грязевой-Добшинской, А.С. Мальцевой, тест Г. Роршаха, авторская методика «Ролевые отношения социальных субъектов с творческими личностями» (РОССТЛ).
Положения, выносимые на защиту:
1. Существуют типы динамики переживания субъектов, которые выявляются при воздействии культового кино: сохранение устойчиво стабильного состояния; динамика от состояния стресса до стабильного состояния к концу просмотра; ригидная гиперактивация (стресс); динамика от состояния шока до стабильного состояния к концу просмотра; ригидная гипоактивация (шок).
2. Типы динамики переживания субъектов, которые дифференцируются при
воздействии культовых фильмов, опосредованы комплексом свойств интегральной индивидуальности от психофизиологического до социальнопсихологического уровня. Функция дифференциации включает
психофизиологические показатели активации головного мозга, и показатели динамики активации в течение просмотра; личностные показатели тревожности, эмпатии как направленности других, идентификации с другими; показатели стратегии выбора жизненного пути; а также такие социально-психологические свойства, как социокультурная установка субъекта культуры «индивидуальность личности», и четкость рефлексии социально-ролевой идентичности субъектов, экзистенциальные ценности «познание», «жизнь», «господство».
3. Взаимосвязи переживания на психофизиологическом уровне и личностном уровне рефлексии амбивалентности переживания при воздействии культового кино, опосредованы типом динамики переживания субъектов. Наиболее выражена взаимосвязь свойств психофизиологического уровня и личностного уровня рефлексии в группе субъектов, с длительной реакцией стресса на воздействие. Наименее выражена взаимосвязь свойств психофизиологического уровня и личностного уровня рефлексии в группе субъектов, совладавших с первоначальной реакцией стресса.
4. У субъектов, дифференцированных по типу переживания при воздействии культового кино, существуют особенности структуры социально-ролевой идентичности. «Позиции Я» в контексте социальных ролей, представляющих групповую иерархию и ресурсы группового развития, являются ресурсами совладания с негативными эффектами переживания. «Я» субъектов в семантическом пространстве социальных ролей имеет более выраженную актуализацию в группах с динамикой переживания от стресса или шока до совладания и стабилизации к концу просмотра, а также в группе с устойчиво стабильным состоянием.
5. У субъектов, дифференцированных по типу переживания при воздействии культового кино, существуют особенности структуры социальнопсихологических ресурсов, связанных с отражением вариантов субъектов культуры. Наиболее длительная реакция шока или стресса связана с социокультурной идентичностью - рефлексией ролевого Я как социального субъекта. Сохранение нормы и совладание со стрессом и шоком связано с отсутствием рефлексии ролевого Я как социального субъекта. Субъекты с устойчиво стабильным состоянием и первоначальной реакцией шока, демонстрируют понимание «индивидуальность личности» в контексте осознания и принятия внешних трудностей жизни. Субъекты с первоначальной реакцией стресса демонстрируют отсутствие взаимосвязей такого субъекта культуры, как индивидуальность личности с осознанием внешних трудностей жизни. Субъекты, совладавшие со стрессом, в семантическом пространстве рефлексируют «Я» только в контексте трудностей жизни. У субъектов, не совладавших со стрессом, отсутствует рефлексия трудности жизни.
Новизна исследования заключается в дифференциальном подходе к эффектам воздействия искусства психофизиологического уровня и опосредованию динамики переживания социально-психологическими факторами: социально-ролевой и социокультурной идентичностью. Впервые
дифференцированы такие эффекты воздействия кино, как шок и стресс, динамика переживания, соотношение психофизиологического и рефлексивного уровня переживания.
Теоретическая значимость исследования. Исследование вносит вклад в концепцию переживания как феномена, включая неосознаваемый, психофизиологический уровень и уровень рефлексии; вклад в концепцию интегральной индивидуальности - соотношения психофизиологического, личностного и социально-психологического уровней исследование переживания.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют дифференцировать субъектов по типу динамики переживания при интенсивном информационном воздействии и выявлять тех, для кого воздействие кино представляет угрозу информационно-психологической безопасности.
Методологическими основаниями исследования выступают: концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, культурная психология М.В. Фаликман, М.Коула, которая рассматривает нейронные механизмы приобретения культурного опыта и процесс переживания, понимаемые как процесс приобретения культурного опыта, имеющий психофизиологические основания. Теоретическим основанием работы выступает персонологический анализ искусства В.Г. Грязевой-Добшинской.
1. Переживание как деятельность, направленная на смыслопорождение, обладает своей динамикой, и затрагивает все уровни интегральной индивидуальности. Решение задачи на смысл требует решать совокупной работы процессов переживания и рефлексии.
2. Спланирован и проведен эксперимент для исследования переживания субъектов при воздействии культового кино с использованием экспериментальной схема с предварительным и итоговым тестированием, позволяющей оценить динамику изменений.
3. Выявлены типы динамики рефлексии переживания субъектов при воздействии культового кино на примере сериала «Игра престолов»: сохранение устойчиво стабильного состояния; динамика от состояния стресса до стабильного состояния к концу просмотра; ригидная гиперактивация (стресс); динамика от состояния шока до стабильного состояния к концу просмотра; ригидная гипоактивация (шок).
4. Выявлен комплекс свойств от психофизиологического до социально- психологического уровня, позволяющий дифференцировать субъектов по типу динамикипереживания при воздействии культовых фильмов. В функцию дифференциации субъектов на группы по типу динамики переживания при воздействии культового кино вносят вклад показатели разных уровней интегральной индивидуальности, от психофизиологического, до социальнопсихологического. Из психофизиологических показателей наибольший вклад в дифференциацию субъектов вносят деятельностно-ситуативные показатели активации перед просмотром и в процессе просмотра, а также показатели динамики активации в течении просмотра. Также весомый вклад в определение типа динамики переживания вносят индивидуально-типологические характеристики активации полушарий головного мозга и правого полушария, в частности. Среди личностных показателей, наиболее весомый вклад вносят показатели тревожности и эмпатии как направленности на человека, идентификации с другими (тест Г. Роршаха). Среди показателей стратегии выбора жизненного пути, вклад в уравнение дифференциации субъектов по типу динамики переживания вносит шкала рефлексии и поддержки внутренней сложности. Среди социально-психологических свойств, наибольший вклад вносят ценность познания и социокультурная установка «индивидуальность личности». Также в уравнение вошел показатель четкости рефлексии социально-ролевой идентичности субъектов.
5. Выявлены взаимосвязи динамики переживания и динамики рефлексии амбивалентности переживания субъектов при воздействии культового кино в группах субъектов, дифференцированных по типу динамики переживания. Выявлены прямые взаимосвязи динамики переживания и динамики рефлексии амбивалентности переживания для субъектов с сохранением устойчиво стабильного состояния, первоначальной реакцией стресса или шока и их сохранением, а также для субъектов с первоначальной реакцией шока и ее преодолением. Так, субъекты со слабо выраженной динамикой переживания, остающиеся в своем стабильном состоянии, сохраняют уровень динамики рефлексии амбивалентности отражения структур деятельности, их динамики и стабилизации. Для субъектов с первоначальной реакцией стресса и ее сохранением до конца просмотра, переживание стресса связано с повышением амбивалентности переживания эмоций (от радости до страдания), стремлений (от достижения до бегства). Субъекты с первоначальной реакцией шока и ее сохранением до конца просмотра, переживание шока связано со снижением амбивалентности переживания ведущих эмоциональных переживаний любви - агрессии по отношению к другим. Субъекты с первоначальной реакцией шока и ее преодолением, при возвращении к стабильному состоянию в большей степени рефлексируют амбивалентность переживания своего психического состояния, восприятия себя как отдельного целого и части коллективного целого.
Субъекты с динамикой переживания от состояния стресса до стабильного состояния к концу просмотра демонстрируют отсутствие взаимосвязи динамики переживания и динамики рефлексии амбивалентности переживания.
6. Выявлено своеобразие идентичности и ее места в контексте других социальных ролей при сравнении структуры социально-ролевой идентичности субъектов, дифференцированных по типу переживания при воздействии культового кино.
Я субъектов со стабильно устойчивым состоянием является наиболее актуализированным в контексте других социальных ролей. Я субъектов в группах с динамикой переживания от стресса или шока до совладания и стабилизации к концу просмотра, имеет большую силу и актуализацию в семантическом пространстве по сравнению с группами, не совладавшими со стрессом или шоком к концу просмотра. В группах с первоначальной реакцией стресса, выявлены различия в положении «Я» в социальной иерархии субъектов, совладавших и не совладавших со стрессом. «Я» субъектов, совладавших со стрессом при наличии в семантическом пространстве высоко статусных ролей, также имеет статусное положение в социальной иерархии. «Я» субъектов, не совладавших со стрессом при наличии в семантическом пространстве высоко статусных ролей, является низко статусным.
В группах с первоначальной реакцией шока, выявлен специфический фактор «статусные женщины», а также различия в положении «Я» в социальной иерархии субъектов, совладавших и не совладавших с шоком. «Я» субъектов, совладавших с шоком при наличии в семантическом пространстве высоко статусных женских ролей, является низко статусным. «Я» субъектов, не совладавших со стрессом при наличии в семантическом пространстве женских высоко статусных ролей, также является высоко статусным.
У субъектов групп, дифференцированных по типу динамики переживания при воздействии культового кино, выявлена специфика представленности роли криэйтора в семантическом пространстве. Субъектысо стабильно устойчивым состоянием и субъекты, совладавшие со стрессом, демонстрируют наличие роли криэйтора в своем семантическом пространстве. Субъекты, не совладавшие со стрессом и субъекты, совладавшие с шоком, демонстирируют идентичность с ролью криэйтора. У субъектов, не совладавших с шоком, роль криэйтора отсутствует в семантическом пространстве.
У субъектов групп, дифференцированных по типу динамики переживания при воздействии культового кино, выявлена специфика представленности роли спасателя в семантическом пространстве. У субъектов с устойчиво стабильным состоянием, а такжесубъектов, не совладавших с переживанием стресса и шока к концу просмотра, роль спасателя представлена в семантическом пространстве группы. У субъектов, совладавших с переживанием стресса и шока к концу просмотра, роль спасателя либо является невостребованной, либо отсутствует в структуре семантического пространства.
7. Выявлено своеобразие структуры взаимосвязей четкости рефлексии социально-ролевой идентичности, и социокультурных установок и экзистенциальных ценностей при сравнении факторной структуры социальнопсихологических ресурсов субъектов, дифференцированных по типу переживания при воздействии культового кино.
Рефлексия социально-ролевой идентичности субъектов со стабильно устойчивым состоянием и субъектов с динамикой переживания от стресса или шока до совладания и стабилизации к концу просмотра, не связана с осознанием себя, как субъекта культуры, своей социокультурной идентичности. Напротив, у субъектов, не совладавших со стрессом или шоком к концу просмотра, рефлексия социально-ролевой идентичности связана с осознанием себя как субъекта культуры за счет продвижения в социальной иерархии.
У субъектов с устойчиво стабильным состоянием, а также у субъектов с первоначальной реакцией шока, индивидуальность личности отстаивается в контексте трудностей жизни. В семантическом пространстве субъектов фиксируется понимание, что трудный мир характеризует такого субъекта культуры, как индивидуальность личности. Субъекты с первоначальной реакцией стресса демонстрируют отсутствие взаимосвязей такого субъекта культуры, как индивидуальность личности с осознанием внешних трудностей жизни. Субъекты, совладавшие со стрессом, в семантическом пространстве рефлексируют «Я» только в контексте трудностей жизни. У субъектов, не совладавших со стрессом, отсутствует рефлексия трудности жизни.
2. Спланирован и проведен эксперимент для исследования переживания субъектов при воздействии культового кино с использованием экспериментальной схема с предварительным и итоговым тестированием, позволяющей оценить динамику изменений.
3. Выявлены типы динамики рефлексии переживания субъектов при воздействии культового кино на примере сериала «Игра престолов»: сохранение устойчиво стабильного состояния; динамика от состояния стресса до стабильного состояния к концу просмотра; ригидная гиперактивация (стресс); динамика от состояния шока до стабильного состояния к концу просмотра; ригидная гипоактивация (шок).
4. Выявлен комплекс свойств от психофизиологического до социально- психологического уровня, позволяющий дифференцировать субъектов по типу динамикипереживания при воздействии культовых фильмов. В функцию дифференциации субъектов на группы по типу динамики переживания при воздействии культового кино вносят вклад показатели разных уровней интегральной индивидуальности, от психофизиологического, до социальнопсихологического. Из психофизиологических показателей наибольший вклад в дифференциацию субъектов вносят деятельностно-ситуативные показатели активации перед просмотром и в процессе просмотра, а также показатели динамики активации в течении просмотра. Также весомый вклад в определение типа динамики переживания вносят индивидуально-типологические характеристики активации полушарий головного мозга и правого полушария, в частности. Среди личностных показателей, наиболее весомый вклад вносят показатели тревожности и эмпатии как направленности на человека, идентификации с другими (тест Г. Роршаха). Среди показателей стратегии выбора жизненного пути, вклад в уравнение дифференциации субъектов по типу динамики переживания вносит шкала рефлексии и поддержки внутренней сложности. Среди социально-психологических свойств, наибольший вклад вносят ценность познания и социокультурная установка «индивидуальность личности». Также в уравнение вошел показатель четкости рефлексии социально-ролевой идентичности субъектов.
5. Выявлены взаимосвязи динамики переживания и динамики рефлексии амбивалентности переживания субъектов при воздействии культового кино в группах субъектов, дифференцированных по типу динамики переживания. Выявлены прямые взаимосвязи динамики переживания и динамики рефлексии амбивалентности переживания для субъектов с сохранением устойчиво стабильного состояния, первоначальной реакцией стресса или шока и их сохранением, а также для субъектов с первоначальной реакцией шока и ее преодолением. Так, субъекты со слабо выраженной динамикой переживания, остающиеся в своем стабильном состоянии, сохраняют уровень динамики рефлексии амбивалентности отражения структур деятельности, их динамики и стабилизации. Для субъектов с первоначальной реакцией стресса и ее сохранением до конца просмотра, переживание стресса связано с повышением амбивалентности переживания эмоций (от радости до страдания), стремлений (от достижения до бегства). Субъекты с первоначальной реакцией шока и ее сохранением до конца просмотра, переживание шока связано со снижением амбивалентности переживания ведущих эмоциональных переживаний любви - агрессии по отношению к другим. Субъекты с первоначальной реакцией шока и ее преодолением, при возвращении к стабильному состоянию в большей степени рефлексируют амбивалентность переживания своего психического состояния, восприятия себя как отдельного целого и части коллективного целого.
Субъекты с динамикой переживания от состояния стресса до стабильного состояния к концу просмотра демонстрируют отсутствие взаимосвязи динамики переживания и динамики рефлексии амбивалентности переживания.
6. Выявлено своеобразие идентичности и ее места в контексте других социальных ролей при сравнении структуры социально-ролевой идентичности субъектов, дифференцированных по типу переживания при воздействии культового кино.
Я субъектов со стабильно устойчивым состоянием является наиболее актуализированным в контексте других социальных ролей. Я субъектов в группах с динамикой переживания от стресса или шока до совладания и стабилизации к концу просмотра, имеет большую силу и актуализацию в семантическом пространстве по сравнению с группами, не совладавшими со стрессом или шоком к концу просмотра. В группах с первоначальной реакцией стресса, выявлены различия в положении «Я» в социальной иерархии субъектов, совладавших и не совладавших со стрессом. «Я» субъектов, совладавших со стрессом при наличии в семантическом пространстве высоко статусных ролей, также имеет статусное положение в социальной иерархии. «Я» субъектов, не совладавших со стрессом при наличии в семантическом пространстве высоко статусных ролей, является низко статусным.
В группах с первоначальной реакцией шока, выявлен специфический фактор «статусные женщины», а также различия в положении «Я» в социальной иерархии субъектов, совладавших и не совладавших с шоком. «Я» субъектов, совладавших с шоком при наличии в семантическом пространстве высоко статусных женских ролей, является низко статусным. «Я» субъектов, не совладавших со стрессом при наличии в семантическом пространстве женских высоко статусных ролей, также является высоко статусным.
У субъектов групп, дифференцированных по типу динамики переживания при воздействии культового кино, выявлена специфика представленности роли криэйтора в семантическом пространстве. Субъектысо стабильно устойчивым состоянием и субъекты, совладавшие со стрессом, демонстрируют наличие роли криэйтора в своем семантическом пространстве. Субъекты, не совладавшие со стрессом и субъекты, совладавшие с шоком, демонстирируют идентичность с ролью криэйтора. У субъектов, не совладавших с шоком, роль криэйтора отсутствует в семантическом пространстве.
У субъектов групп, дифференцированных по типу динамики переживания при воздействии культового кино, выявлена специфика представленности роли спасателя в семантическом пространстве. У субъектов с устойчиво стабильным состоянием, а такжесубъектов, не совладавших с переживанием стресса и шока к концу просмотра, роль спасателя представлена в семантическом пространстве группы. У субъектов, совладавших с переживанием стресса и шока к концу просмотра, роль спасателя либо является невостребованной, либо отсутствует в структуре семантического пространства.
7. Выявлено своеобразие структуры взаимосвязей четкости рефлексии социально-ролевой идентичности, и социокультурных установок и экзистенциальных ценностей при сравнении факторной структуры социальнопсихологических ресурсов субъектов, дифференцированных по типу переживания при воздействии культового кино.
Рефлексия социально-ролевой идентичности субъектов со стабильно устойчивым состоянием и субъектов с динамикой переживания от стресса или шока до совладания и стабилизации к концу просмотра, не связана с осознанием себя, как субъекта культуры, своей социокультурной идентичности. Напротив, у субъектов, не совладавших со стрессом или шоком к концу просмотра, рефлексия социально-ролевой идентичности связана с осознанием себя как субъекта культуры за счет продвижения в социальной иерархии.
У субъектов с устойчиво стабильным состоянием, а также у субъектов с первоначальной реакцией шока, индивидуальность личности отстаивается в контексте трудностей жизни. В семантическом пространстве субъектов фиксируется понимание, что трудный мир характеризует такого субъекта культуры, как индивидуальность личности. Субъекты с первоначальной реакцией стресса демонстрируют отсутствие взаимосвязей такого субъекта культуры, как индивидуальность личности с осознанием внешних трудностей жизни. Субъекты, совладавшие со стрессом, в семантическом пространстве рефлексируют «Я» только в контексте трудностей жизни. У субъектов, не совладавших со стрессом, отсутствует рефлексия трудности жизни.





