АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 11
1.1 Исторический экскурс и современный взгляд на органическое расстройство личности 11
1.2 Клинико-психологическая структура органического расстройства личности 15
1.3 Особенности личности пациентов с органическим расстройством
личности 17
1.4 Диагностика органического расстройства личности 19
1.5 Дифференциальная диагностика органического расстройства
личности 23
1.6 Экспертная оценка органического расстройства личности при
судебной экспертизе 26
2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1 Объект и предмет, цели и задачи исследования 32
2.2 Материалы исследования 34
2.3 Методы и методики исследования 35
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
3.1 Анализ результатов экспериментально-психологических показателей у несовершеннолетних с органическим расстройством личности 37
3.2 Анализ результатов экспериментально-психологических показателей у совершеннолетних с органическим расстройством личности 45
3.3 Сравнительный анализ результатов экспериментально-
психологических показателей у несовершеннолетних и совершеннолетних с органическим расстройством личности 52
3.4 Анализ клинико-психологических показателей органического
расстройства личности у несовершеннолетних 60
3.5 Анализ клинико-психологических показателей органического расстройства личности у совершеннолетних 64
3.6 Сравнительный анализ клинико-психологических показателей у несовершеннолетних и
совершеннолетних 66
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
Проблема исследования органического расстройства личности на сегодняшний день актуальна не только в связи с его высокой распространенностью в общей структуре психических заболеваний, но и с отмечаемым ростом данного нарушения, что связано с разнообразием патогенных воздействий на человека. Органическое расстройство личности оказывает влияние на все сферы жизни человека. Нарушается социальная интеграция в общество, что в свою очередь может сказываться на ограниченной годности в военных службах и нарушением способности к трудовой деятельности.
В связи с высокой распространенностью противоправного поведения у лиц с ОРЛ встает вопрос о проведении судебной экспертизы с целью определения способности к осознанию и руководству своими действиями (вменяемости). Для достижения данной цели необходимо учитывать особенности экспериментально - психологических и клинико-психологических показателей у лиц с ОРЛ.
Объект исследования: психологический статус обвиняемых с ОРЛ,
проходящих судебную психолого-психиатрическую экспертизу.
Предмет исследования: возрастные особенности экспериментально
психологических и клинико-психологических показателей ОРЛ у обвиняемых, проходящих судебную психолого-психиатрическую экспертизу.
Цель работы: выделение обусловленных возрастными показателями
информативно-сравнительных данных о статусе обвиняемых в связи с задачами возрастной дифференциальной психодиагностики.
Задачи работы:
1) изучение теоретико-методологических основ психодиагностики ОРЛ;
2) теоретический анализ клинико-психологических характеристик ОРЛ;
3) исследование особенностей клинико-психологических и экспериментально - психологических показателей у совершеннолетних с ОРЛ, проходящих судебную психолого-психиатрическую экспертизу;
4) определение особенностей экспериментально-психологических и клиникопсихологических показателей ОРЛ у совершеннолетних обвиняемых, проходящих судебную психолого-психиатрическую экспертизу;
5) сравнительный анализ возрастных особенностей экспериментально - психологических и клинико-психологических показателей ОРЛ у обвиняемых, направленных на судебную психолого-психиатрическую экспертизу.
Гипотеза исследования: возрастные особенности присущие лицам подросткового возраста с ОРЛ отличаются от таковых у взрослых, проходящих КСППЭ, и связаны с особенностями формирования познавательной, эмоционально-личностной, интеллектуально-мнестической характеристик в детско-подростковом возрасте, осложненных повреждением головного мозга различного
Исследование особенностей экспериментально-психологических и клиникопсихологических показателей у несовершеннолетних и совершеннолетних лиц с ОРЛ позволило выявить различия не только в контексте возрастного аспекта, но и с учетом экспертной оценки способности подэкспертных осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
Одним из наиболее значимых нарушений при ОРЛ является снижение интеллектуально-мнестических по органическому типу, что проявляется в снижении интеллектуальных способностей (уровень интеллекта соответствует пограничной зоне); отмечается снижение всех видов памяти и нарушение внимания (особенно способностей к распределению и переключению внимания). В эмоциональной сфере отмечается лабильность, неконтролируемость и колебания эмоциональных реакций, проявления импульсивности и агрессии в поведении. В мотивационной сфере также отмечаются явления неустойчивости. Страдает способность к поддержанию длительной целенаправленной деятельности, отмечаются процессы истощаемости и неравномерного темпа деятельности. В поведении присутствует планомерность, и отмечаются тенденции к противоправному и экстремальному поведению. Практически все описанные нарушения в той или иной мере присутствуют у всех групп испытуемых, но отмечаются и вариации в зависимости от возрастного аспекта и решений экспертных комиссий, которые наиболее подробно рассмотрены и описаны в данной работе. В связи с этим, практическая значимость может определяться вынесением критериев возрастных норм ОРЛ при судебной психологопсихиатрической экспертизе.
Актуальность проблемы изучения ОРЛ, связанная с малоизученностью и дискуссионностью мнений по этому вопросу требует дальнейшего изучения данной проблематики.