Торговая политика РФ в сельскохозяйственной сфере
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН, КАК ФАКТОРА РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Причины формирования, сущность и классификация СЭЗ в мировой
экономике 10
1.2 Содержание результативности функционирования СЭЗ и основные
каналы влияния на экономику 23
1.3 Методика анализа результативности СЭЗ 28
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ ЛОКАЛИЗАЦИИ СЭЗ НА
ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИКИ БЕЛОРУССИИ
2.1 Анализ видов и основных экономических параметров СЭЗ в
экономике Белоруссии 37
2.2 Оценка результативности функционирования СЭЗ 89
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
МЕХАНИЗМА СЭЗ В ИНТЕРЕСАХ РОСТА ЭКОНОМИКИ
3.1 Ограничения и перспективы СЭЗ в развивающихся странах 123
3.2 Влияние свободных экономических зон Республики Беларусь на 127
развитие регионов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 141
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН, КАК ФАКТОРА РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Причины формирования, сущность и классификация СЭЗ в мировой
экономике 10
1.2 Содержание результативности функционирования СЭЗ и основные
каналы влияния на экономику 23
1.3 Методика анализа результативности СЭЗ 28
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ ЛОКАЛИЗАЦИИ СЭЗ НА
ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИКИ БЕЛОРУССИИ
2.1 Анализ видов и основных экономических параметров СЭЗ в
экономике Белоруссии 37
2.2 Оценка результативности функционирования СЭЗ 89
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
МЕХАНИЗМА СЭЗ В ИНТЕРЕСАХ РОСТА ЭКОНОМИКИ
3.1 Ограничения и перспективы СЭЗ в развивающихся странах 123
3.2 Влияние свободных экономических зон Республики Беларусь на 127
развитие регионов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 141
Актуальность работы состоит в том, что опыт социально-экономических преобразований в мире связан с поиском путей и средств, направленных на достижение стабилизации и последующего экономического роста, как в масштабе экономики страны в целом, так и в отдельных регионах страны и отраслях национального хозяйства. Одним из таких путей и способов, как свидетельствует мировой опыт, является практика создания, функционирования и развития свободных экономических зон (СЭЗ) различных типов.
Мировой опыт доказывает, что практически каждый существующий тип СЭЗ оказывает соответствующее «своему» типу воздействие на ту или иную сторону жизнедеятельности страны, в зависимости от цели и тех задач, которые должны, в соответствии со «своим» профилем, решать СЭЗ конкретного типа.
Свободные экономические зоны способствуют развитию частного бизнеса, поднятию производства, повышению занятости населения, увеличению налоговых поступлений в бюджет региона и страны.
Положительно влияют такие зоны и на мировые хозяйственные связи, увеличивая международный товарооборот, объемы финансового оборота, углубления интеграции, позиционирует страны и их экономики как более открытые.
Причины и время создания свободных экономических зон у каждого государства различаются. В промышленно развитых странах - США, Великобритании, Франции - свободные экономические зоны создавались для расширения внешнеэкономических связей, совершенствования региональной политики, оживление мелкого и среднего бизнеса, выравнивание межрегиональных различий.
В отличие от промышленно развитых стран, в развивающихся странах СЭЗ создавались, в основном, для привлечения иностранного капитала, технологий, модернизации промышленности.
Существует необходимость и потребность в расширении и совершенствовании практики влияния СЭЗ на экономику региона. В связи с чем, целью настоящей работы является разработка теоретико-методологических основ и подхода к определению степени влияния СЭЗ на экономику региона расположения.
Цель и логика исследования обусловили необходимость постановки и реализации следующих основных задач работы:
1) обосновать объективную необходимость, роль и значение создания СЭЗ;
2) разработать методику определения результативности СЭЗ;
3) оценить практику создания и результативность СЭЗ в Республике Беларусь;
4) определить основные проблемы развития СЭЗ;
5) оценить влияние СЭЗ на развитие региона.
В процессе выполнения исследования использовано содержание законов, законодательных и нормативных актов, постановлений Правительства и Указов Президента Республики Беларусь по вопросам социально-экономического развития страны и ее регионов. В работе использовались материалы министерств страны, а также законодательные и нормативные акты органов государственной власти, администрации и органов местной власти областей белорусских СЭЗ.
Мировой опыт доказывает, что практически каждый существующий тип СЭЗ оказывает соответствующее «своему» типу воздействие на ту или иную сторону жизнедеятельности страны, в зависимости от цели и тех задач, которые должны, в соответствии со «своим» профилем, решать СЭЗ конкретного типа.
Свободные экономические зоны способствуют развитию частного бизнеса, поднятию производства, повышению занятости населения, увеличению налоговых поступлений в бюджет региона и страны.
Положительно влияют такие зоны и на мировые хозяйственные связи, увеличивая международный товарооборот, объемы финансового оборота, углубления интеграции, позиционирует страны и их экономики как более открытые.
Причины и время создания свободных экономических зон у каждого государства различаются. В промышленно развитых странах - США, Великобритании, Франции - свободные экономические зоны создавались для расширения внешнеэкономических связей, совершенствования региональной политики, оживление мелкого и среднего бизнеса, выравнивание межрегиональных различий.
В отличие от промышленно развитых стран, в развивающихся странах СЭЗ создавались, в основном, для привлечения иностранного капитала, технологий, модернизации промышленности.
Существует необходимость и потребность в расширении и совершенствовании практики влияния СЭЗ на экономику региона. В связи с чем, целью настоящей работы является разработка теоретико-методологических основ и подхода к определению степени влияния СЭЗ на экономику региона расположения.
Цель и логика исследования обусловили необходимость постановки и реализации следующих основных задач работы:
1) обосновать объективную необходимость, роль и значение создания СЭЗ;
2) разработать методику определения результативности СЭЗ;
3) оценить практику создания и результативность СЭЗ в Республике Беларусь;
4) определить основные проблемы развития СЭЗ;
5) оценить влияние СЭЗ на развитие региона.
В процессе выполнения исследования использовано содержание законов, законодательных и нормативных актов, постановлений Правительства и Указов Президента Республики Беларусь по вопросам социально-экономического развития страны и ее регионов. В работе использовались материалы министерств страны, а также законодательные и нормативные акты органов государственной власти, администрации и органов местной власти областей белорусских СЭЗ.
Как показывает мировой опыт, свободные экономические зоны обладают
значительным потенциалом для эффективного решения многих социальноэкономических задач, которые стоят перед любой страной, в том числе и перед
Республикой Беларусь.
Наиболее значительные выводы по работе следующие:
1. Основываясь на мировой опыт, сделаем вывод, что одним из способов
выхода национальной экономики стран из кризисного состояния, является
практика создания, функционирования и развития СЭЗ различных типов. Особую
роль и значение СЭЗ имеют для депрессивных регионов, где сложилась сложная
социально-экономическая ситуация и, одновременно, имеются определенные
сформировавшийся ранее достаточно высокий потенциал социальноэкономического, научно-технического, ресурсного и другого развития.
2. Объективная необходимость, роль и значение СЭЗ состоит в том, что:
СЭЗ являются мощным фактором ускорения социально-экономического,
научно-технического, технико-технологического, организационного и кадрового
совершенствования национальной экономики;
СЭЗ выступают связующим звеном между передовым мировым опытом
хозяйствования и жизнедеятельности и настоящим состоянием развития отраслей
национального хозяйства страны с целью обеспечения его выхода на мировой
уровень, достижения экономического и социального прогресса в обществе и
государстве;
СЭЗ являются своеобразным "эталоном" прогрессивных форм организации
производства, труда и управления, развития и внедрения современной,
соответствующей мировому уровню техники и технологии;
СЭЗ являются "стандартом" решения задач социально-культурного и
коммунально-бытового обслуживания живущих и работающих на ее территории,
а также ее гостей; деятельность СЭЗ является условием насыщения внутреннего
(национального) рынка высококачественными товарами, работами;
СЭЗ – источник поступления иностранных инвестиций, идущих на цели
развития национальной экономики, и, одновременно, активизатор вовлечения в
хозяйственный оборот всех видов местных ресурсов (финансовых, трудовых,
материальных, природных);
СЭЗ стимулируют деловую активности;
СЭЗ – территория развития нового экономического мышления,
формирования новых черт социальной психологии и других явлений,
свойственных человеку и характерных для условий функционирования рыночной
экономики;
СЭЗ являются местом отработки практики реализации задач социальноэкономической и другой политики государства;
СЭЗ ускоряют внедрение достижений научно-технического прогресса во
всех сферах жизнедеятельности общества и государства;
СЭЗ – источник создания экспортного потенциала национальной экономики
и поступления валютной выручки;
СЭЗ увеличивают доходность и занятость населения страны.
3. Первые СЭЗ в Республике Беларусь созданы более 20 лет назад, с целью
более интенсивного привлечения на эти территории иностранных и
отечественных инвестиций, передовых технологий, выйти на мировой рынок и
закрепиться на нем, активизировав региональное развитие. Практика
использования этой новой для нас формы деятельности показала в целом
позитивные результаты. Этому способствовало в значительной степени создание
благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов,
использование существующих производственных мощностей и формирование за
счет бюджетов всех уровней рыночной инфраструктуры, правильный выбор местоположения, определение оптимальных размеров и специализации СЭЗ, учет
региональных местных возможностей.
Проведенный выше анализ эффективности шести белорусских СЭЗ, как
территорий со специальным правовым и таможенным режимами, показал, что они
в своих регионах стали подлинными «точками роста», содействуют активизации
научно-технического обмена, позитивно влияют на внешнеторговый баланс не
только регионов, но и страны, помогают решать проблемы занятости и
повышения жизненного уровня населения. Кроме того, опыт практической
работы свободных экономических зон позволил дать, образно говоря, «зеленый
свет» более совершенным формам развития территорий со специальным
правовым режимом: «Парк высоких технологий», Белорусско-китайский
технопарк «Великий камень» и другим направлениям активизации
инновационной, инвестиционной и предпринимательской активности в
Республике Беларусь.
значительным потенциалом для эффективного решения многих социальноэкономических задач, которые стоят перед любой страной, в том числе и перед
Республикой Беларусь.
Наиболее значительные выводы по работе следующие:
1. Основываясь на мировой опыт, сделаем вывод, что одним из способов
выхода национальной экономики стран из кризисного состояния, является
практика создания, функционирования и развития СЭЗ различных типов. Особую
роль и значение СЭЗ имеют для депрессивных регионов, где сложилась сложная
социально-экономическая ситуация и, одновременно, имеются определенные
сформировавшийся ранее достаточно высокий потенциал социальноэкономического, научно-технического, ресурсного и другого развития.
2. Объективная необходимость, роль и значение СЭЗ состоит в том, что:
СЭЗ являются мощным фактором ускорения социально-экономического,
научно-технического, технико-технологического, организационного и кадрового
совершенствования национальной экономики;
СЭЗ выступают связующим звеном между передовым мировым опытом
хозяйствования и жизнедеятельности и настоящим состоянием развития отраслей
национального хозяйства страны с целью обеспечения его выхода на мировой
уровень, достижения экономического и социального прогресса в обществе и
государстве;
СЭЗ являются своеобразным "эталоном" прогрессивных форм организации
производства, труда и управления, развития и внедрения современной,
соответствующей мировому уровню техники и технологии;
СЭЗ являются "стандартом" решения задач социально-культурного и
коммунально-бытового обслуживания живущих и работающих на ее территории,
а также ее гостей; деятельность СЭЗ является условием насыщения внутреннего
(национального) рынка высококачественными товарами, работами;
СЭЗ – источник поступления иностранных инвестиций, идущих на цели
развития национальной экономики, и, одновременно, активизатор вовлечения в
хозяйственный оборот всех видов местных ресурсов (финансовых, трудовых,
материальных, природных);
СЭЗ стимулируют деловую активности;
СЭЗ – территория развития нового экономического мышления,
формирования новых черт социальной психологии и других явлений,
свойственных человеку и характерных для условий функционирования рыночной
экономики;
СЭЗ являются местом отработки практики реализации задач социальноэкономической и другой политики государства;
СЭЗ ускоряют внедрение достижений научно-технического прогресса во
всех сферах жизнедеятельности общества и государства;
СЭЗ – источник создания экспортного потенциала национальной экономики
и поступления валютной выручки;
СЭЗ увеличивают доходность и занятость населения страны.
3. Первые СЭЗ в Республике Беларусь созданы более 20 лет назад, с целью
более интенсивного привлечения на эти территории иностранных и
отечественных инвестиций, передовых технологий, выйти на мировой рынок и
закрепиться на нем, активизировав региональное развитие. Практика
использования этой новой для нас формы деятельности показала в целом
позитивные результаты. Этому способствовало в значительной степени создание
благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов,
использование существующих производственных мощностей и формирование за
счет бюджетов всех уровней рыночной инфраструктуры, правильный выбор местоположения, определение оптимальных размеров и специализации СЭЗ, учет
региональных местных возможностей.
Проведенный выше анализ эффективности шести белорусских СЭЗ, как
территорий со специальным правовым и таможенным режимами, показал, что они
в своих регионах стали подлинными «точками роста», содействуют активизации
научно-технического обмена, позитивно влияют на внешнеторговый баланс не
только регионов, но и страны, помогают решать проблемы занятости и
повышения жизненного уровня населения. Кроме того, опыт практической
работы свободных экономических зон позволил дать, образно говоря, «зеленый
свет» более совершенным формам развития территорий со специальным
правовым режимом: «Парк высоких технологий», Белорусско-китайский
технопарк «Великий камень» и другим направлениям активизации
инновационной, инвестиционной и предпринимательской активности в
Республике Беларусь.





