АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ 9
1.1 История подготовки по специальности «Клиническая психология»
в России 9
1.2 Практика подготовки клинических психологов в зарубежных
странах 10
1.3 Проблемы, вызванные существованием «университетской» и
«медвузовской» моделями подготовки 16
2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1 Цель, задачи, объект и предмет исследования 18
2.2 Методы исследования 18
3 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
3.1 Требования к информации, размещенной на сайтах образовательных
учреждений 20
3.2 Описание критериев, алгоритма и результатов исследования 21
3.3 Анализ результатов исследования 32
ВЫВОДЫ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А 45
Актуальность исследования.
Проблема качественных кадров преподавателей в системе высшего образования России стоит уже давно и довольно остро. Данная проблематика не обошла стороной и множество кафедр по всей стране, как в медицинских вузах, так и в «классических» университетах, подготавливающих клинических психологов. Каждый год выпускается множество специалистов из кафедр, где отсутствуют (или имеется дефицит) компетентные, качественные кадры как в области психологии, в целом, так и в клинической психологии, в частности. Разумеется, это не может не отразиться на качестве подготовленности будущих специалистов, которая, в свою очередь, отражается на психическом здоровье в целом в стране. Необходимо отметить, что данная проблематика в большей мере, но не во всей, касается образовательные учреждения, подведомственные Министерства здравоохранения. Из-за нехватки профильных преподавателей, базовое образование которых является специальность «Клиническая психология», на кафедры привлекаются сотрудники смежных областей, а то и вовсе никак из других. Имеются определенные требования, закрепленные на законодательном уровне, накладываемые на образовательные учреждения, Министерства образования, о качестве кадров профессорско-преподавательского состава, которые регулярно игнорируются. Таким образом, проблема качества подготовки и научно-педагогической аттестации кадров преподавателей в России для образовательных учреждений, разной ведомственной принадлежности, ведущих подготовку по клинической психологии стоит давно и остро.
Объект исследования: система информации об организации и
обеспеченности учеными кадрами профессорско-преподавательский состава образовательных учреждений, ведущих подготовку специальности «Клиническая психология».
Предмет исследования: система требований к обеспеченности учеными кадрами профессорско-преподавательский состава образовательных учреждений, ведущих подготовку специальности «Клиническая психология».
Цель исследования: анализ информации на сайтах образовательных учреждений, различной ведомственной принадлежности, ведущих подготовку по специальности «Клиническая психология».
Задачи исследования:
1. Выявление общей картины о подготовке и научно-педагогической
аттестации кадров преподавателей по всей России.
2. Выявление дифференцированной ситуации о подготовке и научнопедагогической аттестации кадров преподавателей по всей России в образовательных учреждениях, разной ведомственной принадлежности.
3. Анализ сайтов образовательных учреждений на предоставление необходимой и законодательно закрепленной информации об организации и обеспеченности учеными кадрами профессорско-преподавательский состава.
4. Разработка системы критериев оценки информации (см. объект).
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы (индукция и дедукция).
2. Интерпретационно-описательный метод.
3. Методы анализа и систематизации информации на электронных носителях и среде «Интернет».
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивалась наличием теоретическо-методологических оснований исследования;
непротиворечивостью теоретических данных; адекватными методами исследования.
Научная новизна исследования: были выделены основные тенденции и организация подготовки ученых кадров профессорско-преподавательского состава и специалистов, в вузах различной ведомственной принадлежности.
Данная работа направлена на сравнение «классической и «медвузовской» подготовки клинических психологов, в контексте рассмотрения профессорско- преподавательского состава. Проведенная работа позволила выявить, что «классическая» модель имеет преимущество над «медвузовской», и что, в целом, из стен университетов выходят более качественные и подготовленные клинические психологи.
Анализ литературы показал, слабую освещенность в научном мире и заинтересованность в более глубоком и детальном исследовании «классической» и «медвузовкой» моделей.