Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая подготовка лыжников - гонщиков 12 - 13 лет в тренировочном процессе

Работа №20285

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы107
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1446
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Психологическая подготовка лыжников гонщиков 12-13 лет в
тренировочном процессе 6
1.1 Психологическая подготовка в спорте 6
1.2 Особенности психологической подготовки в лыжных гонках 15
1.3 Возрастные особенности психологической подготовки лыжников
гонщиков 22
1.4 Проблемы психологической подготовки лыжников гонщиков 12 -13 лет
в тренировочном процессе 25
2 Организация и методы исследования 31
2.1 Организация исследования 31
2.2 Методы исследования 32
3 Результаты исследования психологической подготовки лыжников
гонщиков 12-13 лет 37
3.1 Анализ результатов исследования 37
3.2 Содержание психологической подготовки лыжников гонщиков 12-13 лет 43
3.3 результаты эксперимента 58
Заключение 65
Практические рекомендации 67
Список использованных источников 69
Приложения А - И 77 - 106


Актуальность: Результат в любых спортивных соревнованиях зависит от физических данных спортсмена, технического мастерства, опыта, выбранной тактики, его эмоционально-волевой зрелости и уровня психологической подготовки.
Физическое состояние спортсмена на момент соревнований является решающим фактором. Однако важно отметить тот факт, что обладая лишь хорошей степенью физической готовности, спортсмен вряд ли добьется успеха. Важно понимать, что высокий результат достижим лишь в том случае, если спортсмен обладает комплексом перечисленных выше факторов на достаточном уровне [45; 77]. Поэтому темой своей работы я выбрала исследование роли психологической подготовки в тренировочном процессе подростков 12 -13 лет.
Одним из направлений совершенствования спортивной подготовки является использование тренером достижений современной спортивной психологии [27].
На сегодняшний день психологическая наука располагает существенным арсеналом методов, технологий и средств, которые в состоянии значительно повлиять на эффективность тренировочного и соревновательного процессов. Достижения психологии используются в спорте достаточно давно, однако, большинство специалистов этой области считают, что спектр возможностей здесь далеко не исчерпан [2; 14; 22].
В литературе по данной тематике преимущественно описывается психологическая подготовка лыжников на более поздних возрастных этапах, а именно этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства [7; 9; 16; 18].
Авторы считают, что психологическая подготовка спортсмена на этих этапах имеет более важное значение, чем на ранних этапах подготовки.
Лишь небольшое число авторов, таких как Л. Д.Бабушкин, И.С.Беленко, С.Н.Блинков и др. описывают психологическую подготовку на этапе ранней специализации спортсмена, а ведь именно в этом возрасте необходимо психологически готовить спортсмена к дальнейшему тренировочному процессу [6; 12; 21; 55].
Важно констатировать тот факт, что психической стороне личности спортсмена в литературе отведена важная роль. Психика определяет ориентацию спортсмена в окружающей среде, его действия и поступки, требующие концентрации внимания, гибкости мышления, скорости переключения психических процессов и мн.др. Такие действия крайне важны для лыжника. Важно отметить, что психика человека формируется на ранних этапах его развития, поэтому наиболее благоприятным периодом для формирования будущих победителей среди лыжников - гонщиков считаем возраст в 12-13 лет [6; 37; 48; 63]. Данный факт обуславливает актуальность рассмотрения вопроса о психологической подготовке лыжников 12 - 13 лет в тренировочном процессе.
Цель работы: разработка содержания психологической подготовки лыжников - гонщиков 12 - 13 лет в тренировочном процессе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности психологической подготовки лыжников гонщиков 12-13 лет;
2. Определить уровень психологической подготовленности лыжников - гонщиков 12-13 лет;
3. Разработать и проверить эффективность содержания психологической подготовки лыжников - гонщиков 12 - 13 лет.
Объект исследования: процесс психологической подготовки лыжников гонщиков 12 - 13 лет.
Предмет исследования: компоненты психологической подготовки лыжников гонщиков в возрасте 12 - 13 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическая подготовка лыжников - гонщиков будет эффективной при соблюдении условий:
• Определения уровня мотивации к занятиям спортом лыжников - гонщиков 12 - 13 лет;
• Определения уровня волевого компонента в частности целеустремленности, инициативности и самостоятельности, настойчивости и упорства;
• Определения уровня эмоционального состояния спортсменов;
• Составления и внедрения в тренировочный процесс содержательного комплекса методических мероприятий лыжников - гонщиков 12 - 13 лет.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• выявлен уровень мотивационного компонента психологической подготовки лыжников - гонщиков 12 - 13 лет
• исследован волевой компонент психологической подготовки лыжников гонщиков 12 - 13 лет.
• изучено эмоциональное состояния спортсменов;
• составлено содержание психологической подготовки лыжников гонщиков 12 - 13 лет.
• определена результативность разработанного содержания психологической подготовки лыжников - гонщиков 12 - 13 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории физического воспитания в разделе «Спортивная тренировка» в частности, психологическая подготовка юных спортсменов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные данные психологической подготовки лыжников - гонщиков 12 - 13 лет могут быть использованы в тренировочном и соревновательном процессе спортсменов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1) Лыжные гонки - один из самых трудозатратных, наиболее экстремальных с точки зрения прилагаемых усилий видов спорта. На фоне предельного уровня аэробных нагрузок возрастает роль мотивационного фактора, волевых усилий, умения справляться с нарастающим чувством усталости. Высокое значение психологической составляющей деятельности лыжника раскрывается в тесном взаимодействии с другими системообразующими компонентами спортивной подготовленности.
Возраст 12-13 лет является переходным из этапа начальной специализации в этап спортивной подготовки. Для спортсменов это очень сложный период, так как происходит увеличение нагрузки и интенсивности, а так же начинается половое созревание, которое сказывается на психологический настрой к занятиям. Это все влияет на мотивацию к тренировочным занятиям. Часто спортсмены не готовы ко многим трудностям которые встречаются и в дальнейшем это приводит к снижению результативности или вообще ухода из спорта.
В связи с этим в возрасте 12-13 лет необходимо включать психологическую подготовку в тренировочный процесс и она должна составлять 5 - 7%.
2) Нами был проведен опрос спортсменов в возрасте 10-15 лет. В ходе анкетирования мы выявили, что психологическая подготовка у лыжников гонщиков находится на низком уровне. Высокой мотивацией к занятиям спортсмены практически не обладают, очень большой процент показателей находится на отметке неустойчивого интереса к спорту. Тоже самое касается и волевого компонента. Единственный компонент, который находится на хорошем уровне это эмоциональный компонент. Но одного эмоционального компонента очень мало для достижения успеха. Необходимо уделить внимание волевому и мотивационному компонентам,
3) Разработанное нами содержание психологической подготовки помогло повысить показатели волевого и мотивационного компонента у испытуемых, так как нами была разработана методика на развитие некоторых психологических компонентов. В нее мы ввели различного рода мотивирующие беседы с подростками, провели психологические игры и тренинги., провели занятие со знаменитыми спортсменами в ходе которого юные спортсмены пообщались с профессионалами и спросили советы для достижения успехов в спортивной карьере.
Составили конкретное описание используемого нами содержания психологической подготовки. Спортсмены, вошедшие в «группу испытуемых», а именно в экспериментальную группу, стали более осознано подходить к тренировочному процессу и у них повысились не только мотивация и волевой компонент, но и результаты на соревнованиях, они стали себя увереннее чувствовать.



1. Авдеев, А. А.. Исследование двигательных способностей лыжников- гонщиков при подготовке к спринтерским дистанциям: теория и практика физической культуры / А.А. Авдеев, Ю.А.Поварещенкова. - 2009. - № 11. - С. 37-38.
2. Алексеев, А. В. Преодолей себя: психологическая подготовка в спорте / А.В. Алексеев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 351 с.
3. Алябьев, А.Н. Особенности физиологии, психологии и педагогики в лыжном спорте / А.Н. Алябьев, В.Л. Марищук, В.Н. Цыган. - Спб.: ВМедА, 2008.- 128с.
4. Андреева, О. В. Программирование тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков на основе комплексного контроля: Автореф. канд. пед. наук. / Андреева Ольга Владимировна - Челябинск, 2010. - 32 с.
5. Ахатов, AM. Психологическая подготовка спортсменов: учебно - методическое пособие/ А.М. Ахатов, НВ.Работин. - КамГАФКСиТ, 2012 - 56с.
6. Бабушкин, Г.Д Формирование спортивной мотивации/Г. Д. Бабушкин, Е.Г.Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2000. - 132 с.
7. Баранов, А. Г. Психологические резервы оптимизации спортивной деятельности / А. Г. Баранов // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С. 29.
8. Барышев, АВ. Развитие готовности студентов вуза физической культуры к воспитанию волевых качеств юных спортсменов: диссертация, кандидат пед.наук: 13.00.04 / А.В. Барышев. Челябинск 2010. - 123с
9. Баталов, А.Г. Модельно - целевой способ построения спортивной подготовки спортсменов высокой квалификации в зимних циклических видах спорта: теория и практика физической культуры / АГ.Баталов. - 2007. - № 11. - С. 46-52.
10. Баталов, А.Г. Современная соревновательная деятельность в лыжных гонках. Актуальные вопросы подготовки лыжников - гонщиков высокой квалификации: материалы Всероссийской научно -практической конференции, 17 - 20 мая, 2011 г. / науч. ред. Ермакова В.В. и др. - Смоленск: Смоленская гос. акад. физкультуры, спорта и туризма и др. - 2011. - С. 10-15.
11. Беленко, И. С. Психофизиологические особенности у юных спортсменов игровых видов спорта разного возрастного периода развития и тренированности / И. С. Беленко // Вести. Томского гос. пед. ун-та. - 2009. - № 3 (81). -С. 54-57.
12. Блинков, С. Н. Индивидуализация физического воспитания школьников 12-14 лет на основе учета структуры моторики: Автореф.канд. пед. Наук: 13.00.04 / Блинков Сергей Николаевич. - Москва, 2009. - 216 с.
13. Бутин, И.М. Лыжный спорт / И.М.Бутин. - Москва, 2009. - 368 с.
14. Веракса, А.Н. Профессия «спортивный психолог» // Национальный психологический журнал. - 2012. - № 1 (7). - С. 134-138.
15. Веракса, А.Н. Символ как средство познавательной деятельности // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - с. 62 - 70.
16. Вилюнас, В.К. Теория деятельности и проблема мотивации / В.К. Вилюнас, АН. Леонтьев. - Москва: МГУ, 2000. - 200с.
17. Высочин, Ю.В. Физиологические механизмы защиты, повышение устойчивости и физической работоспособности в экстремальных условиях спортивной и профессиональной деятельности : диссертация ... д-ра мед.наук: / Высочин Юрий Владимирович. - Ленинград, 2004. - 550 с.
18. Вяльбе, Е.В. Система соревнований и структура этапа непосредственной подготовки к главному старту высококвалифицированных лыжников-гонщиков :дис. ... канд. пед. Наук: 13.00.04 / Вяльбе Елена Валерьевна. - Москва, 2007. - 126 с.
19. Вяткин, Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях / Б.АВяткин. - Москва, 2005. - 112 с
20. Гелецкий, В.М. Реферативные, курсовые и выпускные квалификационные работы. - Красноярск: СФУ, 2004.
21. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: Учебное пособие / Е. Н. Гогунов. - Москва: Академия, 2004. - 224 с.
22. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов - Москва: Физкультура и спорт, 2006. - 208с.
23. Гордон, С.М. Оценка психологической подготовленности спортсмена: Метод.разраб. для слушат. ВШТ и факульт. усовершенств./ С.МТордон, Л.Т.Ямпольский. - Москва: ГЦОЛИФК, 2009. -24 с.
24. Грецов, А.Г. Лучшие упражнения для обучения саморегуляции: Учебно - методическое пособие. / А.Г.Грецов. Под общей редакцией проф. Евсеева С.П. - СПб.,СПбНИИ физической культуры, 2015 - 44с.
25. Грецов, А.Г. Лучшие упражнения для сплочения команды: учебно - методическое пособие. / АГ.Грецов. - СПб.,СПбНИИ физической культуры, 2015 - 44с.
26. Гридин, Л.А. Методы исследования фармакологической коррекции физической работоспособности человека / Л.А. Гридин, под ред. академика РАН И.Б. Ушакова. - Москва: Медицина, 2007. - 104 с.
27. Ермолаева, М. В.. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / М.В.Ермолаева. - Москва, 2015. - 63 с.
28. Захаров, АД. Психологическая подготовка лыжников / А.Д. Захаров. - Москва: Физкультура и спорт, 2016. - 104 с.
29. Захаров, П.Я. Базовые и новые физкультурно-спортивные виды: лыжный спорт: учебно-метод. комплекс для вузов / П.Я.Захаров. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2011. - 139 с.
30. Ильин, Е.П. Психофизиологические аспекты изучения монотонной деятельности // Охрана труда при выполнении монотонной работы: тематич. сб. - Москва, 2000. - C. 32-37.
31. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. И доп. / Е.ПИльин. - Санкт - Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 486 с.: ил.
32. Ильин, Е.П. психология спорта / Е.П.Ильин. - Санкт - Петербург, 2009. - 352 с.
33. Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей: сборник научных трудов. Федеральное агентство по образованию РФ; ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно - дорожная академия (СибАДИ)». Омск, 2016. - 104с.
34. Коренберг, В. Б. Спортивная метрология: учебник / В. Б. Коренберг.
- Москва: Физическая культура - 2008. - 368 с.
35. Кузьмин, Е.Б. Педагогические условия формирования спортивной мотивации волейболистов 15-16 лет: диссертация кандидата пед.наук: 13.00.04 / Е.Б. Кузьмин. Набережные челны 2009. - 203 с.
36. Леонтьев, А.Н. Мотивы и эмоции: Курс лекций / А.Н.Леонтьев. - Москва: Наука, 2008.- 230 с.
37. Лобашова, А. И. Индивидуализация спортивной подготовки у юных лыжников-гонщиков на этапе начальной - спортивной подготовки: автореф. канд. пед. наук: 13.00.04 / А.И. Лобашова. - Челябинск, 2007. - 25 с.
38. Ловягина, А.Е. Проблемы психологической помощи в спортивном отборе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. - 2013. - Вып. 1.- С. 35-39.
39. Лыжный спорт. / под ред. Евстратова Е. Д., Сергеева Б.И. М., 2014. - 319 с.
40. Лыжный спорт. / под ред. Манжосов В.Н., Маркин В.П. М., 2012. - 71 с.
41. Лыжные гонки: Программа для детско -юношеских спортивных
школ, специализированных детско -юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. - М.: ФиС,2013.
42. Манжосов, В.Н. Тренировка лыжника-гонщика (Очерки теории и методики) / В.Н. Манжосов. - Москва : Физкультура и спорт, 2004. - 95 с.
43. Маришук, В.Л. методики психодиагностики в спорте / В.Л. Маришук. - Москва: Просвещение, 2009. - 256 с.
44. Маришук, В.Л. Перераспределение функциональных резервов в организме спортсмена как показатель стресса // Стресс и тревога в спорте: междунар. сб. науч. статей / сост. Ю.Л. Ханин. - Москва : Физкультура и спорт, 2003. - 288 с.
45. Михайлова, С.В. Повышение эффективности подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков на основе психологического контроля :дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / С.В. Михайлова.- Челябинск, 2006. - 153 с.
46. Мельников, М.В. Психология: учебник для институтов физической культуры/ М.В. Мельников. - Москва: Физкультура и спорт, 2011. - 336с.
47. Набатникова, М. Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов / М. Я. Набатникова. - Москва: Физкультура и спорт, 2000. — 280 с.
48. Некрасов В. П. Психорегуляция в подготовке спортсменов./ В.П. Некрасов, НА. Худадов. — Москва: Физкультура и спорт, 2004. — 154 с.
49. Новикова, Н.Б. Биомеханический анализ техники классического хода молодых лыжников-гонщиков в спринте и на длинной дистанции // Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации: материалы Всероссийской научно -практической конференции, 17-20 мая, 2011 г. / Н.Б. Новикова. науч. ред.: Ермакова В.В. - Смоленск : Смоленская гос. акад. физкультуры, спорта и туризма и др. - 2011. - 208 с.
50. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под об. ред. М.Я. Набатниковой. - Москва: Физкультура и спорт, 2006. - 280 с.
51. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. - Москва: Астрель, 2006. - 863 с.
52. Поварицин, Ю.А. Волевая подготовка лыжника-гонщика / Ю.АПоварицин. - Москва, 2003. - 128 с.
53. Попов, А. Л. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов. - 3-е изд./ А.Л. Попов. - Москва: Московский психолого - социальный институт: Флианта, 2009 - 152 с.
54. Попов, Г. Н. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация [Текст] / Г. Н. Попов, О. 3. Ширенкова: Вести. Томского гос. пед. ун-та. -2007. - № 5 (68). - С. 83-86.
55. Приказ Минспорта России от 14.03.2013 № 111 "Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2013 N 28765)
56. Психология Физической культуры и спорта: учебник для вузов физической культуры / под ред. Профессора Г.Д.Бабушкина, профессора В.НСмоленцевой.- Омск: СибГУФК, 2008.-308с.
57. Психология: учеб.для ин-тов физ. культуры [Текст] / под ред. В. П. Мельникова. - Москва: Физкультура и спорт, 2005. - 367 с.
58. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом / под ред. Профессора Г.Д.Бабушкина. - Омск: СибГУФК, 2012. - 360с.
59. Пуни, А.Ц. Опыт изучения влияния лыжных соревнований на психику лыжников // Теория и практика физ. Культуры./ АЦ. Пуни. - 2010. - №12. - 68с.
60. Пуни, А.Ц. Волевая подготовка в спорте / А.Ц. Пуни. - Москва, 2010. - 154 с.
61. Раменская, Т.П. Специальная подготовка лыжника / Т.П. Раменская. - Москва, 2006. - 208с.
62. Раменская, Т. И. Лыжный спорт [Текст]. Учебник / Т. И. Раменская, А. Г. Баталов. - Москва: Физическая культура, 2005. - 320 с.
63. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта. Учебник для вузов / А.В. Родионов. - Москва: Академический проект; Фонд «Мир», 2004.-576с
64. Сальников, В. А. Возрастные и индивидуальные особенности физического развития на различных этапах спортивного совершенствования : дис . д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. А. Сальников. - Санкт - Петербург, 2007. - 406 с.
65. Серова, Л.К. Психология личности спортсмена / Л.К. Серова. - Москва: Советский спорт, 2007. - 116 с.
66. Сопов, В.Ф. Влияние индивидуальных особенностей личности и методов психологического воздействия на психическое состояние в условиях монотонной деятельности : дис. ... канд. псих.наук / В.Ф. Сопов. - Ленинград, 2008. - 183 с.
67. Сопов, В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В. Ф. Сопов. - Москва: Акад. Проект, 2005. - 128 с.
68. СТО 4.2-07-20014 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. - Введ. 39.12.2013. - Красноярск: ИПК СФУ, 2014. - 60 с.
69. Фомин, Л. М. Эффективность занятий эмоционального характера в процессе подготовки юных лыжников гонщиков (12-13, 14-15 лет) [Текст]: Дис... канд. пед. наук / Л. М. Фомин. - Москва. 2012. - 200 с.
70. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. - Москва: физкультура и спорт, 2000. - 209 с.
71. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для вузов. - 3-е изд. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: АкадемиХекхаузен X. Мотивация и деятельность. - Москва: Филин, 2010. - 84 с.
72. Шайхтдинов, Р.З. Личность и волевая готовность в спорте / Р.З. Шайхтдинов. - Москва, 2001. - 112 с.
73. Шумилин, А.П. Психолого -педагогическое обеспечение подготовки дзюдоистов к соревнованиям в системе многолетней спортивной тренировки : монография / А.П.Шумилин. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. - 320с.
74. Шумилин, А. П. Психолого - педагогическое обеспечение подготовки дзюдоистов к соревнованиям: учебно - метод. Пособие / А. П. Шумилин - Красноярск: ИПК СФУ, 2010. - 120с.
75. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. - Москва: Физкультура и спорт, 2009. - 300 с.
76. Яценко, Л.Г. Влияние сократительных и релаксационных характеристик мышц на рост спортивной квалификации лыжников и биатлонистов // Педагогико -психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2009. - № 3 (12). - С. 15.
77. Яковлев, Б. П. Психологическая нагрузка спорте / Б. П. Яковлев // теоретические и практические аспекты. - Великие Луки, 2002. - 195 с.
78. Bouchard C. Genetic determination of endurance performance // Endurance in sport. Blackwell Scientific Publications, 2011. - P. 149-159.
79. Frederic E.C. Economy of movement and endurance // Endurance in sport. Blackwell scientific publication, 2013. - P. 179-188.
80. Тарханова, А.Н. Некоторые вопросы о психологической подготовке лыжников 12 - 13 лет в тренировочном процессе [Электронный ресурс] / А.Н. Тарханова // Электронный сборник материалов международной конференции студентов аспирантов и молодых ученых «ПРОСПЕКТ -СВОБОДНЫЙ 2016» . - 2016 - Режим доступаhttp://nocmu.sfu-kras.ru/digest2016.
81. научная библиотека СФУ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bik.sfu-kras.ru/
82. научная электронная библиотека [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ru.
83. Федеральный портал российского профессионального образования [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://edu.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ