Психологическая подготовка лыжников - гонщиков 12 - 13 лет в тренировочном процессе
|
Введение 3
1 Психологическая подготовка лыжников гонщиков 12-13 лет в
тренировочном процессе 6
1.1 Психологическая подготовка в спорте 6
1.2 Особенности психологической подготовки в лыжных гонках 15
1.3 Возрастные особенности психологической подготовки лыжников
гонщиков 22
1.4 Проблемы психологической подготовки лыжников гонщиков 12 -13 лет
в тренировочном процессе 25
2 Организация и методы исследования 31
2.1 Организация исследования 31
2.2 Методы исследования 32
3 Результаты исследования психологической подготовки лыжников
гонщиков 12-13 лет 37
3.1 Анализ результатов исследования 37
3.2 Содержание психологической подготовки лыжников гонщиков 12-13 лет 43
3.3 результаты эксперимента 58
Заключение 65
Практические рекомендации 67
Список использованных источников 69
Приложения А - И 77 - 106
1 Психологическая подготовка лыжников гонщиков 12-13 лет в
тренировочном процессе 6
1.1 Психологическая подготовка в спорте 6
1.2 Особенности психологической подготовки в лыжных гонках 15
1.3 Возрастные особенности психологической подготовки лыжников
гонщиков 22
1.4 Проблемы психологической подготовки лыжников гонщиков 12 -13 лет
в тренировочном процессе 25
2 Организация и методы исследования 31
2.1 Организация исследования 31
2.2 Методы исследования 32
3 Результаты исследования психологической подготовки лыжников
гонщиков 12-13 лет 37
3.1 Анализ результатов исследования 37
3.2 Содержание психологической подготовки лыжников гонщиков 12-13 лет 43
3.3 результаты эксперимента 58
Заключение 65
Практические рекомендации 67
Список использованных источников 69
Приложения А - И 77 - 106
Актуальность: Результат в любых спортивных соревнованиях зависит от физических данных спортсмена, технического мастерства, опыта, выбранной тактики, его эмоционально-волевой зрелости и уровня психологической подготовки.
Физическое состояние спортсмена на момент соревнований является решающим фактором. Однако важно отметить тот факт, что обладая лишь хорошей степенью физической готовности, спортсмен вряд ли добьется успеха. Важно понимать, что высокий результат достижим лишь в том случае, если спортсмен обладает комплексом перечисленных выше факторов на достаточном уровне [45; 77]. Поэтому темой своей работы я выбрала исследование роли психологической подготовки в тренировочном процессе подростков 12 -13 лет.
Одним из направлений совершенствования спортивной подготовки является использование тренером достижений современной спортивной психологии [27].
На сегодняшний день психологическая наука располагает существенным арсеналом методов, технологий и средств, которые в состоянии значительно повлиять на эффективность тренировочного и соревновательного процессов. Достижения психологии используются в спорте достаточно давно, однако, большинство специалистов этой области считают, что спектр возможностей здесь далеко не исчерпан [2; 14; 22].
В литературе по данной тематике преимущественно описывается психологическая подготовка лыжников на более поздних возрастных этапах, а именно этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства [7; 9; 16; 18].
Авторы считают, что психологическая подготовка спортсмена на этих этапах имеет более важное значение, чем на ранних этапах подготовки.
Лишь небольшое число авторов, таких как Л. Д.Бабушкин, И.С.Беленко, С.Н.Блинков и др. описывают психологическую подготовку на этапе ранней специализации спортсмена, а ведь именно в этом возрасте необходимо психологически готовить спортсмена к дальнейшему тренировочному процессу [6; 12; 21; 55].
Важно констатировать тот факт, что психической стороне личности спортсмена в литературе отведена важная роль. Психика определяет ориентацию спортсмена в окружающей среде, его действия и поступки, требующие концентрации внимания, гибкости мышления, скорости переключения психических процессов и мн.др. Такие действия крайне важны для лыжника. Важно отметить, что психика человека формируется на ранних этапах его развития, поэтому наиболее благоприятным периодом для формирования будущих победителей среди лыжников - гонщиков считаем возраст в 12-13 лет [6; 37; 48; 63]. Данный факт обуславливает актуальность рассмотрения вопроса о психологической подготовке лыжников 12 - 13 лет в тренировочном процессе.
Цель работы: разработка содержания психологической подготовки лыжников - гонщиков 12 - 13 лет в тренировочном процессе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности психологической подготовки лыжников гонщиков 12-13 лет;
2. Определить уровень психологической подготовленности лыжников - гонщиков 12-13 лет;
3. Разработать и проверить эффективность содержания психологической подготовки лыжников - гонщиков 12 - 13 лет.
Объект исследования: процесс психологической подготовки лыжников гонщиков 12 - 13 лет.
Предмет исследования: компоненты психологической подготовки лыжников гонщиков в возрасте 12 - 13 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическая подготовка лыжников - гонщиков будет эффективной при соблюдении условий:
• Определения уровня мотивации к занятиям спортом лыжников - гонщиков 12 - 13 лет;
• Определения уровня волевого компонента в частности целеустремленности, инициативности и самостоятельности, настойчивости и упорства;
• Определения уровня эмоционального состояния спортсменов;
• Составления и внедрения в тренировочный процесс содержательного комплекса методических мероприятий лыжников - гонщиков 12 - 13 лет.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• выявлен уровень мотивационного компонента психологической подготовки лыжников - гонщиков 12 - 13 лет
• исследован волевой компонент психологической подготовки лыжников гонщиков 12 - 13 лет.
• изучено эмоциональное состояния спортсменов;
• составлено содержание психологической подготовки лыжников гонщиков 12 - 13 лет.
• определена результативность разработанного содержания психологической подготовки лыжников - гонщиков 12 - 13 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории физического воспитания в разделе «Спортивная тренировка» в частности, психологическая подготовка юных спортсменов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные данные психологической подготовки лыжников - гонщиков 12 - 13 лет могут быть использованы в тренировочном и соревновательном процессе спортсменов.
Физическое состояние спортсмена на момент соревнований является решающим фактором. Однако важно отметить тот факт, что обладая лишь хорошей степенью физической готовности, спортсмен вряд ли добьется успеха. Важно понимать, что высокий результат достижим лишь в том случае, если спортсмен обладает комплексом перечисленных выше факторов на достаточном уровне [45; 77]. Поэтому темой своей работы я выбрала исследование роли психологической подготовки в тренировочном процессе подростков 12 -13 лет.
Одним из направлений совершенствования спортивной подготовки является использование тренером достижений современной спортивной психологии [27].
На сегодняшний день психологическая наука располагает существенным арсеналом методов, технологий и средств, которые в состоянии значительно повлиять на эффективность тренировочного и соревновательного процессов. Достижения психологии используются в спорте достаточно давно, однако, большинство специалистов этой области считают, что спектр возможностей здесь далеко не исчерпан [2; 14; 22].
В литературе по данной тематике преимущественно описывается психологическая подготовка лыжников на более поздних возрастных этапах, а именно этапе совершенствования спортивного мастерства и этапе высшего спортивного мастерства [7; 9; 16; 18].
Авторы считают, что психологическая подготовка спортсмена на этих этапах имеет более важное значение, чем на ранних этапах подготовки.
Лишь небольшое число авторов, таких как Л. Д.Бабушкин, И.С.Беленко, С.Н.Блинков и др. описывают психологическую подготовку на этапе ранней специализации спортсмена, а ведь именно в этом возрасте необходимо психологически готовить спортсмена к дальнейшему тренировочному процессу [6; 12; 21; 55].
Важно констатировать тот факт, что психической стороне личности спортсмена в литературе отведена важная роль. Психика определяет ориентацию спортсмена в окружающей среде, его действия и поступки, требующие концентрации внимания, гибкости мышления, скорости переключения психических процессов и мн.др. Такие действия крайне важны для лыжника. Важно отметить, что психика человека формируется на ранних этапах его развития, поэтому наиболее благоприятным периодом для формирования будущих победителей среди лыжников - гонщиков считаем возраст в 12-13 лет [6; 37; 48; 63]. Данный факт обуславливает актуальность рассмотрения вопроса о психологической подготовке лыжников 12 - 13 лет в тренировочном процессе.
Цель работы: разработка содержания психологической подготовки лыжников - гонщиков 12 - 13 лет в тренировочном процессе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности психологической подготовки лыжников гонщиков 12-13 лет;
2. Определить уровень психологической подготовленности лыжников - гонщиков 12-13 лет;
3. Разработать и проверить эффективность содержания психологической подготовки лыжников - гонщиков 12 - 13 лет.
Объект исследования: процесс психологической подготовки лыжников гонщиков 12 - 13 лет.
Предмет исследования: компоненты психологической подготовки лыжников гонщиков в возрасте 12 - 13 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическая подготовка лыжников - гонщиков будет эффективной при соблюдении условий:
• Определения уровня мотивации к занятиям спортом лыжников - гонщиков 12 - 13 лет;
• Определения уровня волевого компонента в частности целеустремленности, инициативности и самостоятельности, настойчивости и упорства;
• Определения уровня эмоционального состояния спортсменов;
• Составления и внедрения в тренировочный процесс содержательного комплекса методических мероприятий лыжников - гонщиков 12 - 13 лет.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• выявлен уровень мотивационного компонента психологической подготовки лыжников - гонщиков 12 - 13 лет
• исследован волевой компонент психологической подготовки лыжников гонщиков 12 - 13 лет.
• изучено эмоциональное состояния спортсменов;
• составлено содержание психологической подготовки лыжников гонщиков 12 - 13 лет.
• определена результативность разработанного содержания психологической подготовки лыжников - гонщиков 12 - 13 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении теории физического воспитания в разделе «Спортивная тренировка» в частности, психологическая подготовка юных спортсменов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные данные психологической подготовки лыжников - гонщиков 12 - 13 лет могут быть использованы в тренировочном и соревновательном процессе спортсменов.
1) Лыжные гонки - один из самых трудозатратных, наиболее экстремальных с точки зрения прилагаемых усилий видов спорта. На фоне предельного уровня аэробных нагрузок возрастает роль мотивационного фактора, волевых усилий, умения справляться с нарастающим чувством усталости. Высокое значение психологической составляющей деятельности лыжника раскрывается в тесном взаимодействии с другими системообразующими компонентами спортивной подготовленности.
Возраст 12-13 лет является переходным из этапа начальной специализации в этап спортивной подготовки. Для спортсменов это очень сложный период, так как происходит увеличение нагрузки и интенсивности, а так же начинается половое созревание, которое сказывается на психологический настрой к занятиям. Это все влияет на мотивацию к тренировочным занятиям. Часто спортсмены не готовы ко многим трудностям которые встречаются и в дальнейшем это приводит к снижению результативности или вообще ухода из спорта.
В связи с этим в возрасте 12-13 лет необходимо включать психологическую подготовку в тренировочный процесс и она должна составлять 5 - 7%.
2) Нами был проведен опрос спортсменов в возрасте 10-15 лет. В ходе анкетирования мы выявили, что психологическая подготовка у лыжников гонщиков находится на низком уровне. Высокой мотивацией к занятиям спортсмены практически не обладают, очень большой процент показателей находится на отметке неустойчивого интереса к спорту. Тоже самое касается и волевого компонента. Единственный компонент, который находится на хорошем уровне это эмоциональный компонент. Но одного эмоционального компонента очень мало для достижения успеха. Необходимо уделить внимание волевому и мотивационному компонентам,
3) Разработанное нами содержание психологической подготовки помогло повысить показатели волевого и мотивационного компонента у испытуемых, так как нами была разработана методика на развитие некоторых психологических компонентов. В нее мы ввели различного рода мотивирующие беседы с подростками, провели психологические игры и тренинги., провели занятие со знаменитыми спортсменами в ходе которого юные спортсмены пообщались с профессионалами и спросили советы для достижения успехов в спортивной карьере.
Составили конкретное описание используемого нами содержания психологической подготовки. Спортсмены, вошедшие в «группу испытуемых», а именно в экспериментальную группу, стали более осознано подходить к тренировочному процессу и у них повысились не только мотивация и волевой компонент, но и результаты на соревнованиях, они стали себя увереннее чувствовать.
Возраст 12-13 лет является переходным из этапа начальной специализации в этап спортивной подготовки. Для спортсменов это очень сложный период, так как происходит увеличение нагрузки и интенсивности, а так же начинается половое созревание, которое сказывается на психологический настрой к занятиям. Это все влияет на мотивацию к тренировочным занятиям. Часто спортсмены не готовы ко многим трудностям которые встречаются и в дальнейшем это приводит к снижению результативности или вообще ухода из спорта.
В связи с этим в возрасте 12-13 лет необходимо включать психологическую подготовку в тренировочный процесс и она должна составлять 5 - 7%.
2) Нами был проведен опрос спортсменов в возрасте 10-15 лет. В ходе анкетирования мы выявили, что психологическая подготовка у лыжников гонщиков находится на низком уровне. Высокой мотивацией к занятиям спортсмены практически не обладают, очень большой процент показателей находится на отметке неустойчивого интереса к спорту. Тоже самое касается и волевого компонента. Единственный компонент, который находится на хорошем уровне это эмоциональный компонент. Но одного эмоционального компонента очень мало для достижения успеха. Необходимо уделить внимание волевому и мотивационному компонентам,
3) Разработанное нами содержание психологической подготовки помогло повысить показатели волевого и мотивационного компонента у испытуемых, так как нами была разработана методика на развитие некоторых психологических компонентов. В нее мы ввели различного рода мотивирующие беседы с подростками, провели психологические игры и тренинги., провели занятие со знаменитыми спортсменами в ходе которого юные спортсмены пообщались с профессионалами и спросили советы для достижения успехов в спортивной карьере.
Составили конкретное описание используемого нами содержания психологической подготовки. Спортсмены, вошедшие в «группу испытуемых», а именно в экспериментальную группу, стали более осознано подходить к тренировочному процессу и у них повысились не только мотивация и волевой компонент, но и результаты на соревнованиях, они стали себя увереннее чувствовать.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 12-14 ЛЕТ С ПРИМЕНЕНИЕМ СТАТОДИНАМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НАЧИНАЮЩИХ ЛЫЖНИКОВ 12-13 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2012 - СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ОСНОВЕ
ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5940 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ -ГОНЩИКОВ 15-17 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 15-17 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ
ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 17-18 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Методика развития специальной выносливости у лыжников - гонщиков 14-16 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЫЖНИКОВ - ГОНЩИКОВ 13-14 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



