🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Риски государственно-частного партнерства

Работа №202832

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы93
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
1. Понятие государственно-частного партнерства 8
1
1. Признаки и принципы государственно-частного партнерства
2 22
1. Отдельные правовые формы государственно-частного партнерства
3 36
II ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РИСКАХ В ГОСУДАРСТВЕННО¬ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
2. Понятие и классификация рисков в праве
1 57
2. Виды рисков в государственно-частном партнерстве
2 65
2. Риски отдельных правовых форм государственно-частного
3 партнерства 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 113



Актуальность темы исследования связана со спецификой развития современных рыночных отношений, стратегией построения конкурентной экономики, а также политикой государства в области регулирования контрактной системы и корпоративных закупок.
Зародившееся еще в XV веке государственно-частное партнерство (далее - ГЧП), в настоящее время является механизмом взаимодействия, хорошо зарекомендовавшим себя в развитых странах и необходимым для применения в Российской Федерации.
Партнерство отражает процессы расширения и усложнения форм взаимодействия государства и бизнеса, причем именно от готовности государства взаимодействовать с бизнесом в сложных посткризисных условиях зависит успешная реализация потенциала ГЧП. Высокая значимость развития ГЧП в России для перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития была обозначена еще в 2008 году в Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Необходимость данного развития продиктована вполне понятными
экономическими и социально-политическими мотивами. Общепризнанно, что одним из основных факторов, оказывающих влияние на уровень
конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, является состояние инфраструктуры тех территорий, где они функционируют. Главным образом это связано с тем, что отсутствие развитой и эффективно функционирующей инфраструктуры приводит к снижению деловой активности хозяйствующих субъектов большинства отраслей экономики. Учитывая, что все вышесказанное невозможно осуществить без комплексного исследования самой сущность явления - ГЧП, - определения наиболее полного понятия, раскрывающего все его признаки, и поиска оптимальных моделей сотрудничества государственного и частного секторов. 
Посредством привлечения хозяйствующих субъектов в проекты ГЧП формируется конкурентная среда, что в свою очередь способствует принятию новых, прогрессивных решений, усовершенствованию и обновлению инфраструктуры.
Исследуя вопрос повышения эффективности проектов ГЧП, стоит отметить, что изучение рисков его участников является важным направлением для достижения данной цели, и позволяет осуществлять прогнозирование и уменьшение вероятности их наступления.
Степень разработанности проблемы. Научно-теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют работы известных ученых - юристов А.В. Багдасаровой, Г. Барроуз, А.В. Белицкой, И.Н. Бернштейна, В.Г. Варнавского, А.В. Венедиктова, А.П.Вихрян, Е.К. Дабагян, С.Л.
Данильченко, Ю.В. Зворыкина, А.В. Карасса, А.В.Клименко, Е.Н.
Комиссаровой, А.В. Конопляник, В.А. Королева, В.В. Котова, В.А. Кузьмина,
Н.В. Курысь, Б.А. Ландау, Т.Е. Мельник, Е.К. Носова, И.В.Понкина, А.И.

Савельева, В.Е. Сазонова, С.А. Сосна, Л.С. Таля, Ю. Тена, С.С.Трачука, В.А. Фильченкова, В.В Шведова, Н.А. Шевелевой, Г.Ф.Шершеневича, В.Н. Шретера, Т.В. Юрьевой, В.И. Якунина и др.
Историю возникновения ГЧП отразили в своих исследованиях:
И.Н. Бернштейн, А.В. Венедиктов, А.П. Вихрян, А.В. Карасс, Н.В. Курысь, Б.А. Ландау, Е. Носов, И.В. Понкин, И.В. Резниченко, М.О. Рейхель, В.Е. Сазонов, Л.С.Таль, В.Н. Шретер, Т.В. Юрьева.
В.Ф. Попондопуло, Н.А. Шевелевой, Л.М. Иголкиной, рассмотрены правовые аспекты ГЧП в России и за рубежом.
Особенности государственно-частного партнерства как
организационного альянса между государством и бизнесом или же юридически закрепленной формы взаимодействия этих субъектов рассматриваются в работах К.А. Антоновой, А.В. Белицкой, В.Г. Варнавского, А.В. Клименко, В.А. Королева.
И.О. Баранова, С.И. Бик, В.А. Кузьмин, А.С. Радзиевский, В.В Шведов - рассмотрели опыт реализации проектов ГЧП в различных странах.
Не умаляя значимости проведенных авторами исследований, заметим, что на сегодняшний день отсутствует комплексное исследование рисков, которые несут участники ГЧП; не создана система и классификация рисков ГЧП. Кроме того, труды многих из названных ученых создавались достаточно давно, базировались на действовавшей в то время нормативной базе, а потому некоторые их положения требуют пересмотра в связи с вступлением в силу Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать риски участников отдельных правовых форм ГЧП, их систематизация и классификация, а также поиск способов их минимизации.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
1) комплексно исследовать и проанализировать историю возникновения, становления и развития ГЧП в России и за рубежом и дать определение понятию ГЧП;
2) выделить признаки и принципы ГЧП, выявить их недостатков;
3) проанализировать различные формы ГЧП;
4) дать определение понятию рисков в праве и классифицировать их;
5) изучить различные классификации рисков участников ГЧП и разработать авторскую классификацию данных рисков;
6) исследовать риски участников отдельных правовых форм ГЧП.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере ГЧП и распределения рисков между его участников.
Предметом исследования выступают нормы российского законодательства, а также законодательства зарубежных стран,
правоприменительная практика о ГЧП и отдельных его правовых формах, а также доктринальные исследования по теме исследования.
Методологической основой работы являются формально¬юридический и системный метод, методы сравнительно-правового анализа и др.
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили научные труды А.В. Багдасаровой, Г. Барроуз, А.В. Белицкой, И.Н. Бернштейна, В.Г. Варнавского, А.В. Венедиктова, А.П.Вихрян, Е.К. Дабагян, С.Л. Данильченко, Ю.В. Зворыкина, А.В. Карасса,
А.В.Клименко, Е.Н. Комиссаровой, А.В. Конопляник, В.А. Королева, В.В.
Котова, В.А. Кузьмина, Н.В. Курысь, Б.А. Ландау, Т.Е. Мельник, Е.К.

Резниченко, М.О.Рейхель, В.М. Савельева, В.Е. Сазонова, С.А. Сосна, Л.С.
Таля, Ю. Тена, С.С.Трачука, В.А. Фильченкова, В.В Шведова, Н.А.
Шевелевой, Г.Ф.Шершеневича, В.Н. Шретера, Т.В. Юрьевой, В.И. Якунина и др.
Эмпирическая база исследования. В работе проанализированы нормативно-правовые акты Российской Федерации, иностранные акты, материалы правоприменительной практики.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в комплексном исследовании института ГЧП и рисков присущих отдельным формам ГЧП, а именно были выявлены риски характерные для большинства проектов и риски свойственные отдельным формам ГЧП, что является основой, на которую можно опираться при планировании сотрудничества и минимизации рисков.
В результате проведенного исследования сформулированы следующие положения, выносимые на защиту:
1. Доказано, что в научном обороте и законодательстве целесообразнее использовать термин «государственно-частное партнерство», а не публично-частное партнерство или же частно-государственное партнерство, поскольку данный термин наиболее полно раскрывает сущность данного понятия и отражает его признаки. При этом, под ГЧП следует понимать - юридически оформленное на определенный срок, носящее партнерский характер, основанное на объединении вкладов и распределении рисков, сотрудничество публичного и частного партнеров в целях решения государственных и общественно-значимых задач, осуществляемое путем реализации инвестиционных проектов в отношении определенных законом объектов, находящихся в сфере публичного интереса и контроля.
2. Определено, что система принципов ГЧП представлена такими принципами, как: учет общественного мнения о необходимости реализации проектов или программ на ГЧП на конкретных территориях; открытость и доступность информации о ГЧП, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну; невмешательство государства в сферу ответственности частного партнера; обеспечение конкуренции; свобода заключения соглашения; отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом; добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению; стимулирование и гарантии; справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения; ответственность за исполнение условий контракта; ориентация на получение измеряемого результата (количественного или качественного); стабильность контракта ГЧП и одновременно возможности его изменения и адаптации; возмездность. Что позволить понять сущность ГЧП и поможет правильно его применять.
3. Доказано, что наиболее привлекательными для инвесторов выступают такие формы ГЧП, как: концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в особых экономических зонах.
4. Установлено, что конструкция концессионного соглашения, как одной из наиболее распространенных форм ГЧП, целиком и полностью соответствует модели гражданско-правового договора.
5. Под риском участников ГЧП можно понимать уровень возможной опасности при реализации проекта на условиях ГЧП, измеряемой вероятностью увеличения затрат на проект, возникновения потерь, ущерба, убытков.
6. Автором выделены риски, характерные для всех форм ГЧП. В качестве таковых следует назвать: политические и административные, правовые, финансовые и валютные, коммерческие, инвестиционные, экологические и социальные, а также риски проектирования, строительства и эксплуатации.
7. Определены специальные риски, характерные для отдельных форм ГЧП. Так риски КС целесообразнее разделять на четыре группы: риски, связанные со строительством; эксплуатационные; финансовые и иные риски. Риски СРП проявляются на разных стадиях реализации проекта, так к основным из них на стадии поисков относятся: риск неоткрытия месторождения; риск открытия нерентабельного месторождения. На стадии разведки: риск отклонения от оптимальной стратегии разведки. На стадии разработки: риск потерь, вызываемых неточным определением объема геологических запасов и коэффициента нефтеизвлечения; риск строительства и ввода в эксплуатацию объектов (скважин) с низкими качественными характеристиками; риск, вызываемый изменениями условий рынка сбыта нефти и нефтяного газа; риск возникновения форс-мажорных ситуаций. Для осуществления хозяйственной деятельности в ОЭЗ характерны риски: отраслевые, страновые и региональные, финансовые, правовые, операционные, экологические, имущественные, инвестиционные и коммерческие.
Теоретическая значимость результатов исследования.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в предложенной автором классификации рисков ГЧП и отдельных его правовых форм, а также их систематизации.
Практическая значимость исследования. Разработанные в ходе исследования теоретические положения могут быть использованы для дальнейшего изучения и применения в области подготовки, разработки, реализации проектов ГЧП.
По теме диссертационного исследования автором были опубликованы 7 статей:
1. Сычева, С.И. Понятие государственно-частного партнерства / С.И. Сычева // материалы XVII международной научно-практической конференции «Проблемы экономики, организации и управления в Мире» Прага. 07.10. 2016 г. Проблемы экономики, организации и управления в Мире. Прага: World Press, 2016. С. 154-155.
2. Сычева, С.И. Государственно-частное партнерство как форма регулирования экономики / С.И. Сычева // материалы XVII международной научно-практической конференции «Проблемы экономики, организации и управления в России и мире» Прага. 27.04. 2018 г. Проблемы экономики, организации и управления в Мире. Прага: World Press, 2016. С. 206-207.
3. Сычева, С.И. Принципы государственно-частного партнерства / С.И. Сычева // Современные проблемы юридической науки: Сборник статей XIV Международной конференции молодых исследователей. (Юридический институт Южно-Уральского государственного университета, 11-12 мая 2018 г.). в 2-х частях. Ч. I. Челябинск: Цицеро, 2017. C. 357-358.
4. Сычева, С.И. Модели государственно-частного партнерства / С.И. Сычева // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки», 2018. № 4. С.761-764.
5. Сычева, С.И. Анализ принципов государственно-частного партнерства / С.И. Сычева // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». 2018. № 9. С.660-662.
6. Сычева, С.И. Риски государственно-частного партнерства/ С.И. Сычева // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». 2018 . № 9. С. 538-545.
7. Сычева, С.И. Риски участников государственно-частного
партнерства (на примере соглашений об осуществлении
предпринимательской деятельности в особых экономических зонах) / С.И. Сычева // Современные проблемы юриспруденции: сборник научных трудов магистрантов и аспирантов. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. С. 145-149.
Структура и объем диссертационного исследования. Работа состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов и заключения. Диссертация изложена на 99 страницах машинописного текста, библиография включает 146 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Государственно-частное партнерство зародилось еще в XV веке, а свое современное понимание термин ГЧП получил в США в 1950 - е годы. Развитие ГЧП в разных странах имело свои особенности, однако в рамках ГЧП реализовывались именно проекты в отдельных отраслях (строительство железных дорог, каналов, городских инфраструктур), далее такие правоотношения стали распространяться и на отдельные масштабные проекты, и на сегодняшний день продолжает активно развиваться, что вызывает огромный интерес к данным отношениям и делает их обсуждение актуальным и перспективным.
Учитывая новизну и важность данных отношений, а также тот факт, что практика и методология ГЧП в современном его понимании находится лишь на стадии формирования необходимо отметить, что в научном обороте и законодательстве целесообразнее и правильнее использовать термин ГЧП, т.е. юридически оформленное на определенный срок, носящее партнерский характер, основанное на объединении вкладов и распределении рисков, сотрудничество публичного и частного партнеров в целях решения государственных и общественно-значимых задач, осуществляемое путем реализации инвестиционных проектов в отношении определенных законом объектов, находящихся в сфере публичного интереса и контроля. Поскольку данное определение, наиболее полно раскрывает сущность данного понятия и отражает его признаки.
Можно говорить о том, что статья 4 Закона о ГЧП и МЧП содержит неполный перечень принципов ГЧП, что не позволяет в полном объеме определить содержание исследуемых отношений. Поэтому ее необходимо доработать и дополнить некоторыми, уже названными нами принципами.
В рамках рассмотрения отдельных форм ГЧП самой популярной являются концессионные соглашения, их конструкция целиком и полностью соответствует модели частно-правового договора, и это позволяет говорить о КС как об отдельном, самостоятельном гражданско-правовом договоре особого рода.
Из-за желания государства оставаться собственником своих ресурсов, на базе КС возникло СРП. Общим для КС и СРП является то, что они - инвестиционные проекты, осуществляя которые инвестор действует за свой счет и на свой риск. Различаются же они тем, что по КС инвестору принадлежит право собственности на всю произведенную им продукцию и полученные доходы, из которых он платит государству за предоставленные исключительные права, а по СРП инвестору принадлежит только определенная часть произведенной продукции, остальное - государству. Также различны сферы действия рассматриваемых договоров. действие СРП ограничивается поиском, разведкой и добычей минерального сырья, а концессионный договор может быть заключен в любой сфере экономики. И также, имеет место быть еще одно различие, по порядку поступления доходов в казну: при концессиях - сразу после заключения договора, при СРП - после получения первой продукции.
Создание и функционирование ОЭЗ служит достижению социально-значимых целей: развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции, что активно поддерживается государством.
Сам риск известен юридической практике со времен осознания социальной и индивидуальной значимости права. Наибольшее внимание этой проблеме уделялось в теории гражданского права, а говоря непосредственно о ГЧП, то под риском здесь подразумеваеся -уровень возможной опасности при реализации проекта на условиях ГЧП, измеряемой вероятностью увеличения затрат на проект, возникновения потерь, ущерба, убытков. Также риски рассматриваются и как препятствие для успешного завершения проекта, и как возможность ускорить его работу и завершение.
На всех стадиях ГЧП, от стадии предложения и согласования проекта, до заключительных действий в рамках партнерства могут присутствовать риски.
И основываясь на проведенном анализе, был выделен перечень общих рисков, характерных для ГЧП. Их три вида: риски проектирования, строительства и эксплуатации. Но независимо от этапа проекта ГЧП присутствуют такие риски, как: политические и административные, правовые, финансовые и валютные, коммерческие, инвестиционные, экологические и социальные.
В работе установлено, что для различных форм ГЧП характерны свои риски, которые преобладают в той или иной степени и исходя из этого сделан вывод, что невозможно определить риски, характерные для всех форм ГЧП, и наиболее правильнее было бы рассматривать риски отдельно взятых соглашений.
Так риски КС целесообразнее разделять на четыре группы: риски, связанные со строительством; эксплуатационные; финансовые и иные риски.
Риски СРП проявляются на разных стадиях реализации проекта, так к основным из них на стадии поисков относятся: риск неоткрытия месторождения; риск открытия нерентабельного месторождения. На стадии разведки: риск отклонения от оптимальной стратегии разведки. На стадии разработки: риск потерь, вызываемых неточным определением объема геологических запасов и коэффициента нефтеизвлечения; риск строительства и ввода в эксплуатацию объектов (скважин) с низкими качественными характеристиками; риск, вызываемый изменениями условий рынка сбыта нефти и нефтяного газа; риск возникновения форс - мажорных ситуаций.
Для осуществления хозяйственной деятельности в ОЭЗ характерны риски: отраслевые, страновые и региональные, финансовые, правовые, операционные, экологические, имущественные, инвестиционные и коммерческие.
Таким образом были выявлены риски характерные для большинства проектов и риски свойственные отдельным формам ГЧП, что является основой, на которую можно опираться при планировании сотрудничества и минимизации рисков.



1 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
2 Гражданский кодекс РФ (Ч. II) от 26.01.1996 г. № 14 -ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
3 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 18.07.2017 г. № 178-ФЗ // РГ. 2017. № 120.
4 Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07. 2015 г. № 224 -ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27. Ст. 4294.
5 Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе» от 28 ноября 2011 г № 335-ФЗ // РГ. 2011. № 125.
6 Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах» от 21 ноября 2011 г. № 380-ФЗ // РГ. 2011. № 120.
7 Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 г. № 275-ФЗ // РГ. 2007. № 120.
8 Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10.01.2006 г. № 16-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 280.
9 Федеральный закон «Об особых экономических зонах Российской Федерации» от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 30 (Ч. 2). Ст. 3127.
10 Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 30 (Ч. II). Ст. 3126.
11 Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 30 (Ч. I). Ст. 3105.
12 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ // Российская газета. 2002. № 16.
13 Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 33 (Ч. I). Ст. 3431.
14 Федеральный закон «Об особой экономической зоне Магаданской области» от 31.05.1999 г. № 104-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2807.
15 Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» от 21.07.1997г. № 112-ФЗ // Российская газета. 25.07.1997. № 142. Ст. 7...146


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ