ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОКАЗАНИЮ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ИНДУСТРИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
1.1 История развития гостиничных услуг в зарубежных странах и России 12
1.2 Понятие и признаки гостиничных услуг 27
1.3 Сертификация гостиничных услуг 40
Глава 2 ДОГОВОРНЫЕ СВЯЗИ В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ 58
Глава 3 ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
3.1 Понятие и юридическая характеристика договора об оказании
гостиничных услуг 74
3.2 Права, обязанности и ответственность сторон договора об оказании
гостиничных услуг 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ИНДУСТРИЯ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
1.1 История развития гостиничных услуг в зарубежных странах и России 12
1.2 Понятие и признаки гостиничных услуг 27
1.3 Сертификация гостиничных услуг 40
Глава 2 ДОГОВОРНЫЕ СВЯЗИ В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ 58
Глава 3 ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
3.1 Понятие и юридическая характеристика договора об оказании
гостиничных услуг 74
3.2 Права, обязанности и ответственность сторон договора об оказании
гостиничных услуг 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109
Актуальность темы диссертационного исследования. «Начиная с древнейшей традиции преломлять хлеб со странниками, оказание гостеприимных услуг людям, оказавшимся по тем или иным причинам вне дома, превращалось по мере развития человеческой цивилизации в профессию для всё большего и большего числа людей, пока не превратилось в подлинную индустрию», - пишет в своей книге «Введение в гостеприимство» Джон Уокер .
Поэтому сегодня под гостеприимством принято понимать как элемент культуры отдельного народа, так и сферу оказания услуг, включающую размещение и питание гостей, проведение экскурсий, конференций, предоставление разного рода социокультурных услуг, в том числе развлекательных.
Под индустрией гостеприимства в настоящее время понимают как сферу деятельности, направленную на обеспечение людей, находящихся вне места их постоянного проживания, жильём, едой и пищей, а также организацию их досуга, так и систему современных производств, предприятий, сервисных учреждений и организаций, специализирующихся на обслуживании приезжающих в данную местность на сравнительно короткий период времени людей с целью отдыха, деловых встреч или с иными личными целями.
В зависимости от исторического периода гостеприимство приобретало разные формы: от безвозмездного предоставления крова путнику к оказанию платных услуг не только в виде ночлега, но и питания, бытовых услуг и различных видов досуга и развлечений.
Главной первостепенной потребностью туриста во время путешествий является временное размещение. Гостиницы удовлетворяют данную потребность, тем самым демонстрируя, что гостиничная индустрия является основной составляющей туристической индустрии. Неудивительно, что основной доход от туризма, а также подавляющее процентное соотношение (до 65 %) всех работников, занятых в сфере туризма, приходится на деятельность по оказанию гостиничных услуг.
Гостиничная индустрия является одним из приоритетных направлений для развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Однако, нормальное функционирование и дальнейшее развитие индустрии оказания гостиничных услуг в значительной степени зависят от того, насколько развито и хорошо прописано законодательство, регулирующее отношения, возникающие в связи с оказанием гостиничных услуг. Модернизация, а также создание новых оптимальных правовых норм регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг способствует их развитию и все новому освоению социального пространства, что представляет собой важнейшую составляющую туристской деятельности. В 2019 г. Российская Федерация перешла на систему обязательной сертификации гостиничных услуг. Было принято несколько новых нормативных правовых актов, регулирующих данный институт. Однако, по-прежнему остались некоторые пробелы в нормативной базе, регулирующих процедуру сертификации в Российской Федерации. В частности, процедуру сертификации гостиничных услуг регулируют два нормативных правовых акта: c одной стороны действует Приказ Минкультуры России от 11 июля 2014 г. № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями», а с другой с 2019 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» от 16 февраля 2019 г. № 158.
Современная российская правовая система, регулирующая деятельность по оказанию гостиничных услуг, созданная для организации эффективного гостиничного бизнеса, дающая базис для организации деятельности гостиниц, способствующая разрешению спорных ситуаций, а также одна из функций которой - защищать права и законные интересы всех участников гостиничной деятельности, развита недостаточно, а зачастую она вызывает довольно много вопросов.
Степень разработанности проблемы. Отдельные вопросы правового регулирования оказания гостиничных услуг освещались в работах Н.А. Баринова, М.И. Брагинского, Д.А. Жмулиной, В.А. Лапач, О.С. Иоффе, JI.B. Санниковой, В.И. Сенчищева, Д.И. Степанова, А.В. Тихомировой, Дж. Р. Уокера, М.Б. Цаликовой, и др. Однако, труды многих из названных ученых создавались достаточно давно, базировались на действовавшей в то время нормативной базе, а потому некоторые их положения требуют пересмотра с учетом современного законодательства.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с оказанием гостиничных услуг.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства и международного права, регулирующие деятельность по оказанию гостиничных услуг, научные теории гражданского и предпринимательского права, касающиеся сферы гостиничных услуг.
Цель диссертационного исследования - комплексное изучение теоретических и практических проблем правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг, поиск путей их разрешения и формулирование предложений по совершенствованию российского законодательства и судебно-арбитражной практики по рассмотрению и разрешению судебных споров связанных с оказанием гостиничных услуг.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи: периодизация истории возникновения и развития индустрии оказания гостиничных услуг; определение понятия «гостиничные услуги», раскрытие его содержания; анализ правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг; рассмотрение норм, регулирующих институт сертификации гостиничных услуг, а также поиск проблем, которые могут возникнуть при переходе на обязательную сертификацию; изучение особенностей договора об оказании гостиничных услуг, прав и обязанностей сторон, а также ответственности сторон по данному договору; исследование международноправового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг и зарубежного регулирования по вопросам сертификации гостиничных услуг.
Методологическую основу исследования составили частнонаучными методы исследования, такие как историко-правовой, системноструктурный, социально-правовой, сравнительно-правовой, конкретносоциологический, статистический и др.
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили научные труды Н.А. Баринова, М.И. Брагинского, Д.А. Жмулиной, В.А. Лапача, О.С. Иоффе, JI.B. Санниковой,
В.И. Сенчищева, Д.И. Степанова, А.В. Тихомировой, Дж. Р. Уокера, М.Б. Цаликовой, и др.
Нормативную базу исследования включает в себя международноправовые акты, Конституцию Российской Федерации, действующие и отмененные российские нормативные правовые акты, нормативные правовые акты зарубежных стран.
Эмпирическую основу исследования составили анализ судебноарбитражной практики.
Научная новизна исследования состоит в постановке актуальных вопросов, проведении целостного, комплексного исследования правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг.
В работе содержатся выводы относительно понятия гостиничной услуги и договора на оказание гостиничных услуг; проанализированы процедуры сертификации гостиничных услуг в зарубежных странах; произведена систематизация нарушений законодательства в сфере предоставления гостиничных услуг; рассмотрены права и обязанности сторон по договору об оказании гостиничных услуг; сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в сфере предоставления гостиничных услуг в России.
В соответствии с поставленными задачами исследования были получены следующие научные результаты, обладающие новизной и выносимые на защиту.
1. «Г остиничные услуги» - это совокупность услуг по обеспечению посредством оказания комплекса услуг временного проживания в гостинице, а также сопутствующих услуг, предоставляемых гостиницей потребителю в соответствии с договором. Эти услуги оказываются посредством предоставления номера в гостинице или места в номере гостиницы.
Предложены признаки «гостиничных услуг»: 1) комплексность, то есть это совокупность услуг; 2) исполнитель (гостиница) обладает специальными навыками и знаниями в данной сфере; 3) предоставляются в любое время суток; 4) невозможность установления качества оказанных гостиничных услуг на практике.
С целью актуализации законодательства автором высказано предложение о включении в Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации нормы следующего содержания: « в комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице входят следующие обязательные услуги: а) предоставление номера; б) услуги по уборке номера; в) услуги хранения ценностей, багажа, вещей потребителя; г) услуги питания; д) иные услуги, которые гостиница обязана оказывать в соответствии со своей категорией.
2. Сделан вывод о двойственной природе гостиницы, как: а) имущественного комплекса (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания гостиничных услуг, обладающий свидетельством о присвоении той или иной категории»; б) субъекта предпринимательства в составе гостиничной цепи или самостоятельного субъекта.
3. Автор, изучив вопрос о сертификации (классификации) гостиничных услуг, предлагает критерии: а) функциональные (критерии обслуживания, требования к обслуживающему персоналу, доступность в любой момент); б) материальные (требования к территории, требования к номеру, требования к наличию стоянки). Данные критерии могут быть использованы в процедуре аккредитации.
4. Автором выявлена следующая структура договоров, опосредующих до осуществления деятельности по оказанию гостиничных услуг, возникающим между:
1) гостиницей как субъектом предпринимательства и потребителем по поводу:
а) бронирования;
б) заключения договора об оказании гостиничных услуг;
2) гостиницей и системой бронирования;
3) гостиницей и иными субъектами предпринимательства, арендующими гостиничные номера для своих работников и (или) для осуществления своей предпринимательской деятельности;
4) гостинице и иными субъектами предпринимательства, обеспечивающими нормальное осуществление гостиничной деятельности.
5. Автор доказывает, что отношения, возникающие по бронированию номера или места в номере гостиницы, являются гражданско-правовыми организационно-предпосылочными, направленными на заключение договора об оказании гостиничных услуг.
6. Автором отстаивается, что договор об оказании гостиничных услуг - это соглашение, в соответствии с которым гостиница обязуется оказать гостиничные услуги потребителю, а потребитель обязуется оплатить оказанные услуги, а также соблюдать правила гостиницы. Гостиница, как субъект предпринимательства обязуется посредством имущественного комплекса оказать гостиничные услуги потребителю, а потребитель обязуется их оплатить. Правовой режим данного договора включает в себя нормы, посвященные оказанию специфических услуг, предоставляемых гостиницей по договору с потребителем.
7. По своей природе договор об оказании гостиничных услуг является смешанным договором, включающим в себя элементы различных договоров. Во-первых, в состав гостиничных услуг в первую очередь входит комплекс услуг по обеспечению временного проживания, а именно предоставление гостиничного номера. Данный элемент делает договор об оказании гостиничных услуг похожим на договор аренды недвижимости и договор коммерческого найма жилого помещения. Во-вторых, согласно п. 3 Правил предоставления гостиничных услуг перечень сопутствующих услуг определяется исполнителем. Однако, в самих правилах законодатель указывает на «обязательные» сопутствующие услуги: а) в соответствии с ст. 925 ГК РФ, п. 31, п. 34 Правил предоставления гостиничных услуг исполнитель определяет порядок хранения вещей, то есть это элемент договора хранения; б) в соответствии с п. 27 Правил предоставления гостиничных услуг исполнитель обязан предоставить без дополнительной платы услуги по доставке корреспонденции, адресованной потребителю, что является услугами связи; 3) в соответствии с Порядком классификации гостиниц гостиницы категорий от 3 звёзд и выше обязаны предоставлять услуги питания (возможность выбора любого из вариантов предоставляемого питания) и другие условия. На основе этого мы делаем вывод, что договор об оказании гостиничных услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг, включающий себя элементы договоров аренды, договоров хранения, общественного питания и др.
8. Автор акцентирует внимание на публичность договора и отстаивает необходимость включения нормы об обязанности гостиницы заключить договор об оказании гостиничных услуг с каждым обратившимся, но при этом высказывает мнение о возможности внесения в локальные документы оснований для отказа в заключении договора с лицами в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения, агрессивными по отношению к окружающим.
Анализ международных норм и практики о сертификации в сфере оказания гостиничных услуг позволяет сделать вывод о направленности данного института на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, сохранности их имущества, защиты окружающей среды. При этом автором доказывается невозможность введения общей международной унифицированной системы сертификации гостиниц ввиду: 1) наличия у каждой страны собственной хорошо разработанной систему классификации гостиниц; 2) наличия проблемы создания единой терминологии и качественных и количественных критериев, которые охватывали бы весь спектр типов отелей, их характеристик и стандартов, а также национальное законодательство каждой страны;
3) если будет достигнуто согласие относительно единой классификации гостиниц, возникает проблема с затратами на обучение персонала и подготовкой квалифицированных инспекторов для поддержки работы этой системы;
4) специфики менталитета каждой страны.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в работе выводы и предложения создают научнопрактическую базу для дальнейших исследований в данном направлении и для деятельности органов государственной власти, могут быть использованы при совершенствовании действующего законодательства, при разработке нормативных правовых актов.
Практическая значимость исследования. Разработанные в ходе исследования теоретические положения по усовершенствованию законодательства в сфере гостиничных услуг могут быть использованы для дальнейшего изучения и применения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении ими деятельности по оказанию гостиничных услуг.
Структура и объем диссертационного исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, включающих 6 параграфов и заключения. Диссертация изложена на 116 страницах машинописного текста, библиография включает 147 наименований.
Основные выводы и положения, содержащиеся в магистерской диссертации, отражены в следующих публикациях:
1. Богомолов, А.В. К вопросу определения понятия «гостиничные услуги» / А.В. Богомолов // Современные проблемы юридической науки: Материалы XIV международной научно-практической конференции молодых исследователей (Юридический институт Южно-Уральского государственного университета, 12-13 мая 2018 г.). В 2-х частях. Ч. I. Челябинск: Цицеро, 2017. С. 327-328.
2. Богомолов, А.В. Качество гостиничных услуг / А.В. Богомолов // Современные проблемы юриспруденции (Сборник научных трудов магистрантов и аспирантов). Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. С. 7678.
Поэтому сегодня под гостеприимством принято понимать как элемент культуры отдельного народа, так и сферу оказания услуг, включающую размещение и питание гостей, проведение экскурсий, конференций, предоставление разного рода социокультурных услуг, в том числе развлекательных.
Под индустрией гостеприимства в настоящее время понимают как сферу деятельности, направленную на обеспечение людей, находящихся вне места их постоянного проживания, жильём, едой и пищей, а также организацию их досуга, так и систему современных производств, предприятий, сервисных учреждений и организаций, специализирующихся на обслуживании приезжающих в данную местность на сравнительно короткий период времени людей с целью отдыха, деловых встреч или с иными личными целями.
В зависимости от исторического периода гостеприимство приобретало разные формы: от безвозмездного предоставления крова путнику к оказанию платных услуг не только в виде ночлега, но и питания, бытовых услуг и различных видов досуга и развлечений.
Главной первостепенной потребностью туриста во время путешествий является временное размещение. Гостиницы удовлетворяют данную потребность, тем самым демонстрируя, что гостиничная индустрия является основной составляющей туристической индустрии. Неудивительно, что основной доход от туризма, а также подавляющее процентное соотношение (до 65 %) всех работников, занятых в сфере туризма, приходится на деятельность по оказанию гостиничных услуг.
Гостиничная индустрия является одним из приоритетных направлений для развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Однако, нормальное функционирование и дальнейшее развитие индустрии оказания гостиничных услуг в значительной степени зависят от того, насколько развито и хорошо прописано законодательство, регулирующее отношения, возникающие в связи с оказанием гостиничных услуг. Модернизация, а также создание новых оптимальных правовых норм регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг способствует их развитию и все новому освоению социального пространства, что представляет собой важнейшую составляющую туристской деятельности. В 2019 г. Российская Федерация перешла на систему обязательной сертификации гостиничных услуг. Было принято несколько новых нормативных правовых актов, регулирующих данный институт. Однако, по-прежнему остались некоторые пробелы в нормативной базе, регулирующих процедуру сертификации в Российской Федерации. В частности, процедуру сертификации гостиничных услуг регулируют два нормативных правовых акта: c одной стороны действует Приказ Минкультуры России от 11 июля 2014 г. № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями», а с другой с 2019 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» от 16 февраля 2019 г. № 158.
Современная российская правовая система, регулирующая деятельность по оказанию гостиничных услуг, созданная для организации эффективного гостиничного бизнеса, дающая базис для организации деятельности гостиниц, способствующая разрешению спорных ситуаций, а также одна из функций которой - защищать права и законные интересы всех участников гостиничной деятельности, развита недостаточно, а зачастую она вызывает довольно много вопросов.
Степень разработанности проблемы. Отдельные вопросы правового регулирования оказания гостиничных услуг освещались в работах Н.А. Баринова, М.И. Брагинского, Д.А. Жмулиной, В.А. Лапач, О.С. Иоффе, JI.B. Санниковой, В.И. Сенчищева, Д.И. Степанова, А.В. Тихомировой, Дж. Р. Уокера, М.Б. Цаликовой, и др. Однако, труды многих из названных ученых создавались достаточно давно, базировались на действовавшей в то время нормативной базе, а потому некоторые их положения требуют пересмотра с учетом современного законодательства.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с оказанием гостиничных услуг.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства и международного права, регулирующие деятельность по оказанию гостиничных услуг, научные теории гражданского и предпринимательского права, касающиеся сферы гостиничных услуг.
Цель диссертационного исследования - комплексное изучение теоретических и практических проблем правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг, поиск путей их разрешения и формулирование предложений по совершенствованию российского законодательства и судебно-арбитражной практики по рассмотрению и разрешению судебных споров связанных с оказанием гостиничных услуг.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи: периодизация истории возникновения и развития индустрии оказания гостиничных услуг; определение понятия «гостиничные услуги», раскрытие его содержания; анализ правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг; рассмотрение норм, регулирующих институт сертификации гостиничных услуг, а также поиск проблем, которые могут возникнуть при переходе на обязательную сертификацию; изучение особенностей договора об оказании гостиничных услуг, прав и обязанностей сторон, а также ответственности сторон по данному договору; исследование международноправового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг и зарубежного регулирования по вопросам сертификации гостиничных услуг.
Методологическую основу исследования составили частнонаучными методы исследования, такие как историко-правовой, системноструктурный, социально-правовой, сравнительно-правовой, конкретносоциологический, статистический и др.
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили научные труды Н.А. Баринова, М.И. Брагинского, Д.А. Жмулиной, В.А. Лапача, О.С. Иоффе, JI.B. Санниковой,
В.И. Сенчищева, Д.И. Степанова, А.В. Тихомировой, Дж. Р. Уокера, М.Б. Цаликовой, и др.
Нормативную базу исследования включает в себя международноправовые акты, Конституцию Российской Федерации, действующие и отмененные российские нормативные правовые акты, нормативные правовые акты зарубежных стран.
Эмпирическую основу исследования составили анализ судебноарбитражной практики.
Научная новизна исследования состоит в постановке актуальных вопросов, проведении целостного, комплексного исследования правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг.
В работе содержатся выводы относительно понятия гостиничной услуги и договора на оказание гостиничных услуг; проанализированы процедуры сертификации гостиничных услуг в зарубежных странах; произведена систематизация нарушений законодательства в сфере предоставления гостиничных услуг; рассмотрены права и обязанности сторон по договору об оказании гостиничных услуг; сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в сфере предоставления гостиничных услуг в России.
В соответствии с поставленными задачами исследования были получены следующие научные результаты, обладающие новизной и выносимые на защиту.
1. «Г остиничные услуги» - это совокупность услуг по обеспечению посредством оказания комплекса услуг временного проживания в гостинице, а также сопутствующих услуг, предоставляемых гостиницей потребителю в соответствии с договором. Эти услуги оказываются посредством предоставления номера в гостинице или места в номере гостиницы.
Предложены признаки «гостиничных услуг»: 1) комплексность, то есть это совокупность услуг; 2) исполнитель (гостиница) обладает специальными навыками и знаниями в данной сфере; 3) предоставляются в любое время суток; 4) невозможность установления качества оказанных гостиничных услуг на практике.
С целью актуализации законодательства автором высказано предложение о включении в Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации нормы следующего содержания: « в комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице входят следующие обязательные услуги: а) предоставление номера; б) услуги по уборке номера; в) услуги хранения ценностей, багажа, вещей потребителя; г) услуги питания; д) иные услуги, которые гостиница обязана оказывать в соответствии со своей категорией.
2. Сделан вывод о двойственной природе гостиницы, как: а) имущественного комплекса (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания гостиничных услуг, обладающий свидетельством о присвоении той или иной категории»; б) субъекта предпринимательства в составе гостиничной цепи или самостоятельного субъекта.
3. Автор, изучив вопрос о сертификации (классификации) гостиничных услуг, предлагает критерии: а) функциональные (критерии обслуживания, требования к обслуживающему персоналу, доступность в любой момент); б) материальные (требования к территории, требования к номеру, требования к наличию стоянки). Данные критерии могут быть использованы в процедуре аккредитации.
4. Автором выявлена следующая структура договоров, опосредующих до осуществления деятельности по оказанию гостиничных услуг, возникающим между:
1) гостиницей как субъектом предпринимательства и потребителем по поводу:
а) бронирования;
б) заключения договора об оказании гостиничных услуг;
2) гостиницей и системой бронирования;
3) гостиницей и иными субъектами предпринимательства, арендующими гостиничные номера для своих работников и (или) для осуществления своей предпринимательской деятельности;
4) гостинице и иными субъектами предпринимательства, обеспечивающими нормальное осуществление гостиничной деятельности.
5. Автор доказывает, что отношения, возникающие по бронированию номера или места в номере гостиницы, являются гражданско-правовыми организационно-предпосылочными, направленными на заключение договора об оказании гостиничных услуг.
6. Автором отстаивается, что договор об оказании гостиничных услуг - это соглашение, в соответствии с которым гостиница обязуется оказать гостиничные услуги потребителю, а потребитель обязуется оплатить оказанные услуги, а также соблюдать правила гостиницы. Гостиница, как субъект предпринимательства обязуется посредством имущественного комплекса оказать гостиничные услуги потребителю, а потребитель обязуется их оплатить. Правовой режим данного договора включает в себя нормы, посвященные оказанию специфических услуг, предоставляемых гостиницей по договору с потребителем.
7. По своей природе договор об оказании гостиничных услуг является смешанным договором, включающим в себя элементы различных договоров. Во-первых, в состав гостиничных услуг в первую очередь входит комплекс услуг по обеспечению временного проживания, а именно предоставление гостиничного номера. Данный элемент делает договор об оказании гостиничных услуг похожим на договор аренды недвижимости и договор коммерческого найма жилого помещения. Во-вторых, согласно п. 3 Правил предоставления гостиничных услуг перечень сопутствующих услуг определяется исполнителем. Однако, в самих правилах законодатель указывает на «обязательные» сопутствующие услуги: а) в соответствии с ст. 925 ГК РФ, п. 31, п. 34 Правил предоставления гостиничных услуг исполнитель определяет порядок хранения вещей, то есть это элемент договора хранения; б) в соответствии с п. 27 Правил предоставления гостиничных услуг исполнитель обязан предоставить без дополнительной платы услуги по доставке корреспонденции, адресованной потребителю, что является услугами связи; 3) в соответствии с Порядком классификации гостиниц гостиницы категорий от 3 звёзд и выше обязаны предоставлять услуги питания (возможность выбора любого из вариантов предоставляемого питания) и другие условия. На основе этого мы делаем вывод, что договор об оказании гостиничных услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг, включающий себя элементы договоров аренды, договоров хранения, общественного питания и др.
8. Автор акцентирует внимание на публичность договора и отстаивает необходимость включения нормы об обязанности гостиницы заключить договор об оказании гостиничных услуг с каждым обратившимся, но при этом высказывает мнение о возможности внесения в локальные документы оснований для отказа в заключении договора с лицами в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения, агрессивными по отношению к окружающим.
Анализ международных норм и практики о сертификации в сфере оказания гостиничных услуг позволяет сделать вывод о направленности данного института на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, сохранности их имущества, защиты окружающей среды. При этом автором доказывается невозможность введения общей международной унифицированной системы сертификации гостиниц ввиду: 1) наличия у каждой страны собственной хорошо разработанной систему классификации гостиниц; 2) наличия проблемы создания единой терминологии и качественных и количественных критериев, которые охватывали бы весь спектр типов отелей, их характеристик и стандартов, а также национальное законодательство каждой страны;
3) если будет достигнуто согласие относительно единой классификации гостиниц, возникает проблема с затратами на обучение персонала и подготовкой квалифицированных инспекторов для поддержки работы этой системы;
4) специфики менталитета каждой страны.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в работе выводы и предложения создают научнопрактическую базу для дальнейших исследований в данном направлении и для деятельности органов государственной власти, могут быть использованы при совершенствовании действующего законодательства, при разработке нормативных правовых актов.
Практическая значимость исследования. Разработанные в ходе исследования теоретические положения по усовершенствованию законодательства в сфере гостиничных услуг могут быть использованы для дальнейшего изучения и применения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении ими деятельности по оказанию гостиничных услуг.
Структура и объем диссертационного исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, включающих 6 параграфов и заключения. Диссертация изложена на 116 страницах машинописного текста, библиография включает 147 наименований.
Основные выводы и положения, содержащиеся в магистерской диссертации, отражены в следующих публикациях:
1. Богомолов, А.В. К вопросу определения понятия «гостиничные услуги» / А.В. Богомолов // Современные проблемы юридической науки: Материалы XIV международной научно-практической конференции молодых исследователей (Юридический институт Южно-Уральского государственного университета, 12-13 мая 2018 г.). В 2-х частях. Ч. I. Челябинск: Цицеро, 2017. С. 327-328.
2. Богомолов, А.В. Качество гостиничных услуг / А.В. Богомолов // Современные проблемы юриспруденции (Сборник научных трудов магистрантов и аспирантов). Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. С. 7678.
За последние годы в России достигнуты значительные успехи в развитии индустрии гостиничных услуг: существенно увеличилось число иностранных туристов, повысилась загрузка отелей и др. Однако, не стоит останавливаться на достигнутом и довольствоваться только тем, что мы имеем. Нужно понимать, что каждый новый период развития бизнеса помимо успехов порождает и новые проблемы.
Исходя из анализа точек зрения авторов, можно сделать вывод, что все признаки услуг имеются и у гостиничных услуг. Однако можно выделить следующие признаки, присущие исключительно гостиничным услугам: комплексность, то есть это совокупность услуг; исполнитель (гостиница) обладает специальными навыками и знаниями в данной сфере; предоставляются в любое время суток; относительная «невозможность» установления качества оказанных гостиничных услуг.
Исходя из неясности понятия «гостиничные услуги», мы считаем нужным включить в Правила предоставления гостиничных услуг норму, раскрывающую перечень обязательного комплекса услуг по обеспечению временного проживания в гостинице.
В юридической литературе предлагается ввести общую международную унифицированную систему. На наш взгляд, создание такой системы невозможно так как: 1) многие страны имеют собственную хорошо разработанную систему классификации гостиниц, известную на рынке. Такие страны не хотят вступать в единую систему классификации; 2) возникает проблема создания единой терминологии и качественных и количественных критериев, которые охватывали бы весь спектр типов отелей, их характеристик и стандартов, а также национальное законодательство каждой страны; 3) если будет достигнуто согласие относительно единой классификации гостиниц, возникает проблема с затратами на обучение персонала и подготовкой квалифицированных инспекторов для поддержки работы этой системы.
На основе анализ международной практики сертификации в сфере оказания гостиничных услуг мы делаем вывод о направленности данного института на обеспечение безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности их имущества, защиты окружающей среды, а также призваны отображать определенную степень качества услуг, оказываемых данной гостиницей.
С 1 января 2019 г., согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии», сертификация гостиниц стала обязательной процедурой. За предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, установленной положением о классификации гостиниц с 1 июля 2019 г. предусмотрена административная ответственность поэтапно: с 1 июля 2019 г. - для гостиниц, у которых больше 50 номеров; с 1 января 2020 г. - для гостиниц, у которых больше 15 номеров; с 1 января 2021 г. - для всех гостиниц.
В настоящий момент на практике возникла проблема, связанная с регулированием процедуры сертификации. С одной стороны действует Приказ Минкультуры России от 11 июля 2014 г. № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями».
С другой стороны, с 2019 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» от 16 февраля 2019 № 158. Данный акт посвящен регулированию следующих вопросов: порядок классификации гостиниц; положение устанавливает форму свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, требования о доведении до потребителей информации о присвоенной гостинице категории, включая требования к размещению, содержанию и форме информационного знака о присвоенной гостинице категории, порядок представления аккредитованной организацией сведений о классифицированных ею гостиницах. Документ был принят с целью доведения до потребителей достоверной информации о соответствии гостиницы той или иной категории, а также для повышения конкурентоспособности гостиниц и их привлекательности.
Существует ряд проблем, которые могут негативно сказаться при переходе «на рельсы» обязательной сертификации гостиниц.
Первая проблема связана с положением о необходимости независимой оценки персонала по профстандартам. Во-первых, профстандарты разработаны не для всех должностей, не везде есть органы, проводящие оценку. Во - вторых, эта процедура довольно дорогая даже для крупных гостиниц.
Также стоит отметить, что в законодательстве предусмотрен довольно большой перечень документов. Как отмечает Никифорова И.В., опыт применения обязательной сертификации гостиниц в Калининграде перед Чемпионатом мира по футболу 2018 г., проблемы у гостиниц возникают в части подготовки документов, касающихся пожарной безопасности, соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических норм и правил, требований охраны окружающей среды». Как правило, это связано с низкой правовой грамотностью владельцев гостиниц.
На основе проведенного нами анализа можно выделить следующие договорные отношения в сфере оказания гостиничных услуг: между гостиницей и потребителем; между гостиницей и корпоративным контрагентом; между гостиницей и туристической компанией; между гостиницей и субъектами предпринимательской деятельности; между гостиницей и системой бронирования гостиничных номеров.
На наш взгляд, следует дополнить п.3. Правил предоставления оказания гостиничных услуг следующим понятием: «договор об оказании гостиничных услуг - это соглашение, в соответствии с которым исполнитель обязуется оказать гостиничные услуги потребителю, а потребитель обязуется оплатить оказанные услуги, а также соблюдать правила гостиницы».
Согласимся с тем, что этот договор является одним из видов договора возмездного оказания услуг.
Что касается юридической характеристики данного договора, в науке большинство авторов придерживаются мнения, что договор об оказании гостиничных услуг обладает следующими признаками: возмездный, взаимный, консенсуальный, публичный, двусторонний, особый субъектный состав, договор присоединения.
На наш взгляд, с целью устранить пробел, лишающий договор об оказании услуги публичности, мы предлагаем внести норму, указывающую на обязанность исполнителя заключить договор с потребителем. При этом необходимо учесть п. 5 Правил предоставления гостиничных услуг, обязывающий гостиницу иметь свидетельство о присвоении соответствующей категории.
Г остиницы играют огромную роль в большинстве стран, поскольку они предоставляют возможности для проведения деловых встреч, совещаний и конференций, а также для отдыха и развлечений. Помимо этого, гостиницы предоставляют рабочие места.
Исходя из анализа точек зрения авторов, можно сделать вывод, что все признаки услуг имеются и у гостиничных услуг. Однако можно выделить следующие признаки, присущие исключительно гостиничным услугам: комплексность, то есть это совокупность услуг; исполнитель (гостиница) обладает специальными навыками и знаниями в данной сфере; предоставляются в любое время суток; относительная «невозможность» установления качества оказанных гостиничных услуг.
Исходя из неясности понятия «гостиничные услуги», мы считаем нужным включить в Правила предоставления гостиничных услуг норму, раскрывающую перечень обязательного комплекса услуг по обеспечению временного проживания в гостинице.
В юридической литературе предлагается ввести общую международную унифицированную систему. На наш взгляд, создание такой системы невозможно так как: 1) многие страны имеют собственную хорошо разработанную систему классификации гостиниц, известную на рынке. Такие страны не хотят вступать в единую систему классификации; 2) возникает проблема создания единой терминологии и качественных и количественных критериев, которые охватывали бы весь спектр типов отелей, их характеристик и стандартов, а также национальное законодательство каждой страны; 3) если будет достигнуто согласие относительно единой классификации гостиниц, возникает проблема с затратами на обучение персонала и подготовкой квалифицированных инспекторов для поддержки работы этой системы.
На основе анализ международной практики сертификации в сфере оказания гостиничных услуг мы делаем вывод о направленности данного института на обеспечение безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности их имущества, защиты окружающей среды, а также призваны отображать определенную степень качества услуг, оказываемых данной гостиницей.
С 1 января 2019 г., согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии», сертификация гостиниц стала обязательной процедурой. За предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, установленной положением о классификации гостиниц с 1 июля 2019 г. предусмотрена административная ответственность поэтапно: с 1 июля 2019 г. - для гостиниц, у которых больше 50 номеров; с 1 января 2020 г. - для гостиниц, у которых больше 15 номеров; с 1 января 2021 г. - для всех гостиниц.
В настоящий момент на практике возникла проблема, связанная с регулированием процедуры сертификации. С одной стороны действует Приказ Минкультуры России от 11 июля 2014 г. № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями».
С другой стороны, с 2019 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» от 16 февраля 2019 № 158. Данный акт посвящен регулированию следующих вопросов: порядок классификации гостиниц; положение устанавливает форму свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, требования о доведении до потребителей информации о присвоенной гостинице категории, включая требования к размещению, содержанию и форме информационного знака о присвоенной гостинице категории, порядок представления аккредитованной организацией сведений о классифицированных ею гостиницах. Документ был принят с целью доведения до потребителей достоверной информации о соответствии гостиницы той или иной категории, а также для повышения конкурентоспособности гостиниц и их привлекательности.
Существует ряд проблем, которые могут негативно сказаться при переходе «на рельсы» обязательной сертификации гостиниц.
Первая проблема связана с положением о необходимости независимой оценки персонала по профстандартам. Во-первых, профстандарты разработаны не для всех должностей, не везде есть органы, проводящие оценку. Во - вторых, эта процедура довольно дорогая даже для крупных гостиниц.
Также стоит отметить, что в законодательстве предусмотрен довольно большой перечень документов. Как отмечает Никифорова И.В., опыт применения обязательной сертификации гостиниц в Калининграде перед Чемпионатом мира по футболу 2018 г., проблемы у гостиниц возникают в части подготовки документов, касающихся пожарной безопасности, соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических норм и правил, требований охраны окружающей среды». Как правило, это связано с низкой правовой грамотностью владельцев гостиниц.
На основе проведенного нами анализа можно выделить следующие договорные отношения в сфере оказания гостиничных услуг: между гостиницей и потребителем; между гостиницей и корпоративным контрагентом; между гостиницей и туристической компанией; между гостиницей и субъектами предпринимательской деятельности; между гостиницей и системой бронирования гостиничных номеров.
На наш взгляд, следует дополнить п.3. Правил предоставления оказания гостиничных услуг следующим понятием: «договор об оказании гостиничных услуг - это соглашение, в соответствии с которым исполнитель обязуется оказать гостиничные услуги потребителю, а потребитель обязуется оплатить оказанные услуги, а также соблюдать правила гостиницы».
Согласимся с тем, что этот договор является одним из видов договора возмездного оказания услуг.
Что касается юридической характеристики данного договора, в науке большинство авторов придерживаются мнения, что договор об оказании гостиничных услуг обладает следующими признаками: возмездный, взаимный, консенсуальный, публичный, двусторонний, особый субъектный состав, договор присоединения.
На наш взгляд, с целью устранить пробел, лишающий договор об оказании услуги публичности, мы предлагаем внести норму, указывающую на обязанность исполнителя заключить договор с потребителем. При этом необходимо учесть п. 5 Правил предоставления гостиничных услуг, обязывающий гостиницу иметь свидетельство о присвоении соответствующей категории.
Г остиницы играют огромную роль в большинстве стран, поскольку они предоставляют возможности для проведения деловых встреч, совещаний и конференций, а также для отдыха и развлечений. Помимо этого, гостиницы предоставляют рабочие места.





