Совершенствование специальных координационных способностей легкоатлетов 13-15 лет
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 14
СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ,
СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
1.1 Особенности физической подготовки легкоатлетов в беге на 14 короткие дистанции
1.2 Подбор средств и методов подготовки легкоатлетов 31
1.3 Содержание средств, развивающих и совершенствующих мышечную 39 выносливость
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1 Организация исследования 43
2.2 Методы исследования 44
ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ 46
ОБСУЖДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 14
СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ,
СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
1.1 Особенности физической подготовки легкоатлетов в беге на 14 короткие дистанции
1.2 Подбор средств и методов подготовки легкоатлетов 31
1.3 Содержание средств, развивающих и совершенствующих мышечную 39 выносливость
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 43
2.1 Организация исследования 43
2.2 Методы исследования 44
ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ 46
ОБСУЖДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность исследования. Подготовка спортсменов в различных видах легкой атлетики это сложный и многолетний процесс, в котором особое значение приобретает формирование умений эффективного ведения соревновательной борьбы на ведущих спортивных форумах (7, 16).
Бег на средние дистанции (800-1500м) является одним из наиболее приоритетных видов легкой атлетики в нашей стране, так как отечественные спортсмены имеют славные традиции достижения высоких места на соревнованиях различного международного ранга (12, 36).
В настоящее время для достижения высоких спортивных результатов в беге на 800 и 1500м не достаточно обладать только рациональной структурой техники бега и высокими показателями скоростной выносливости. Все чаще в беге на средние дистанции отмечается тенденция, при которой определяющим является рациональное распределение сил и возможностей на второй половине дистанции. Анализ специальной научно-методической литературы свидетельствует, что скорость бега на первой половине дистанции существенно ниже, чем на второй. В свою очередь основной задачей бега на первой половине дистанции для многих спортсменов является определение и последующее закрепление в числе лидеров пелотона, что позволяет своевременно совершить маневр для обгона соперника (29, 48, 49)
Однако, это совершение маневров в процессе бега по дистанции обуславливается рядом трудностей, во-первых в условиях контактного бега часто отмечается столкновения спортсменов, приводящие к падениям и как правило выключение из претендентов на высокое место в забеге; во-вторых как правило в забегах часто встречаются спортсмены представляющие одну страну или спортивный клуб, которые в процессе бега преднамеренно блокируют маневры ведущих спортсменов давая возможность своему спортсмену предоставить наиболее оптимальные условия бега (10).
В связи с этим ряд специалистов (19, 31) отмечают, что для
достижения высокой устойчивости спортсмена в процессе совершения маневров на дистанции при беге на 800 и 1500 м необходимо обладать хорошей технической подготовленностью, а также высоким уровнем специфических координационных способностей, которые определяются как возможности индивида и его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию. В свою очередь, среди многообразия различных видов проявления специфических координационных способностей для юных легкоатлетов 13-15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции определяющее значение имеет положение равновесия, которое обеспечивает устойчивость спортсмена в процессе бега по дистанции. Наиболее эффективное совершенствование технической
подготовленности и развитие специфических координационных способностей, специализирующихся в беге на средние дистанции происходит в возрасте 13 -15 лет. В этом возрасте завершается половое созревание подростков, которое положительно сказывается на эффективном формировании равновесия в процессе выполнения двигательного действия, обусловленного функциональным развитием опорно-двигательного аппарата легкоатлетов обеспечивающего взаимодействие с опорой в процессе преодоления дистанции (3).
Эффективная подготовка квалифицированных легкоатлетов специализирующихся в беге на средние дистанции, требует разработки и научного обоснования педагогической технологии развития специфических координационных способностей у юных легкоатлетов 13 - 15, которая представляет весьма актуальную теоретико-методическую проблему для беговых видов легкой атлетики (39).
Гипотеза исследования: предполагалось, что внедрение в учебно - тренировочный процесс юных легкоатлетов 13 -15 лет,
специализирующихся в беге на средние дистанции специализированных комплексов упражнений направленных на развитие специфических координационных способностей, позволит повысить возможности опорно-двигательного аппарата, что обеспечит устойчивость спортсмена при взаимодействии с опорой в процессе преодоления соревновательной дистанции и будет способствовать достижению высоких спортивных результатов.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных легкоатлетов 13-15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции
Предмет исследования - содержание педагогической технологии развития специфических координационных способностей юных легкоатлетов 13-15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции.
Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию развития специфических координационных способностей юных легкоатлетов 13 -15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции.
Задачи исследования:
1 Определить динамику показателей специфических координационных способностей у юных легкоатлетов 13 -15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции.
2 Изучить функциональные особенности опорно -двигательного аппарата у юных легкоатлетов 13 -15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции.
3 Теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию развития специфических координационных способностей юных легкоатлетов 13 -15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции.
Научная новизна исследования:
- определены основные причины снижения спортивных результатов юных легкоатлетов 13 -15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции обусловленные увеличением количества столкновений и падений в процессе бега на второй половине дистанции, что негативно отражается на итоговом распределении мест в забеге;
- впервые выявлено, что увеличение количества столкновений и падений у юных спортсменов в процессе бега на второй половине дистанции обусловлено низким уровнем развитая координационных способностей и функционального состояния опорно -двигательного аппарата;
- установлено, что для эффективного развития специфических
координационных способностей должно отводиться 25% времени, в среднем по 30-45 минут на каждом занятии, что позволяет существенно повысить деятельность различных анализаторов: двигательного,
зрительного, тактильного и слухового, которые способствуют более быстро изменить направление движения в случае возникновения столкновения или падения спортсменов в процессе тактической борьбы на дистанции.
Результаты. Результаты способствуют существенному увеличению показателей равновесия и снижают количество столкновений, а также падений, позволяя спортсмену показывать высокую скорость и темп бега, достигая своих лучших результатов.
Бег на средние дистанции (800-1500м) является одним из наиболее приоритетных видов легкой атлетики в нашей стране, так как отечественные спортсмены имеют славные традиции достижения высоких места на соревнованиях различного международного ранга (12, 36).
В настоящее время для достижения высоких спортивных результатов в беге на 800 и 1500м не достаточно обладать только рациональной структурой техники бега и высокими показателями скоростной выносливости. Все чаще в беге на средние дистанции отмечается тенденция, при которой определяющим является рациональное распределение сил и возможностей на второй половине дистанции. Анализ специальной научно-методической литературы свидетельствует, что скорость бега на первой половине дистанции существенно ниже, чем на второй. В свою очередь основной задачей бега на первой половине дистанции для многих спортсменов является определение и последующее закрепление в числе лидеров пелотона, что позволяет своевременно совершить маневр для обгона соперника (29, 48, 49)
Однако, это совершение маневров в процессе бега по дистанции обуславливается рядом трудностей, во-первых в условиях контактного бега часто отмечается столкновения спортсменов, приводящие к падениям и как правило выключение из претендентов на высокое место в забеге; во-вторых как правило в забегах часто встречаются спортсмены представляющие одну страну или спортивный клуб, которые в процессе бега преднамеренно блокируют маневры ведущих спортсменов давая возможность своему спортсмену предоставить наиболее оптимальные условия бега (10).
В связи с этим ряд специалистов (19, 31) отмечают, что для
достижения высокой устойчивости спортсмена в процессе совершения маневров на дистанции при беге на 800 и 1500 м необходимо обладать хорошей технической подготовленностью, а также высоким уровнем специфических координационных способностей, которые определяются как возможности индивида и его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию. В свою очередь, среди многообразия различных видов проявления специфических координационных способностей для юных легкоатлетов 13-15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции определяющее значение имеет положение равновесия, которое обеспечивает устойчивость спортсмена в процессе бега по дистанции. Наиболее эффективное совершенствование технической
подготовленности и развитие специфических координационных способностей, специализирующихся в беге на средние дистанции происходит в возрасте 13 -15 лет. В этом возрасте завершается половое созревание подростков, которое положительно сказывается на эффективном формировании равновесия в процессе выполнения двигательного действия, обусловленного функциональным развитием опорно-двигательного аппарата легкоатлетов обеспечивающего взаимодействие с опорой в процессе преодоления дистанции (3).
Эффективная подготовка квалифицированных легкоатлетов специализирующихся в беге на средние дистанции, требует разработки и научного обоснования педагогической технологии развития специфических координационных способностей у юных легкоатлетов 13 - 15, которая представляет весьма актуальную теоретико-методическую проблему для беговых видов легкой атлетики (39).
Гипотеза исследования: предполагалось, что внедрение в учебно - тренировочный процесс юных легкоатлетов 13 -15 лет,
специализирующихся в беге на средние дистанции специализированных комплексов упражнений направленных на развитие специфических координационных способностей, позволит повысить возможности опорно-двигательного аппарата, что обеспечит устойчивость спортсмена при взаимодействии с опорой в процессе преодоления соревновательной дистанции и будет способствовать достижению высоких спортивных результатов.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных легкоатлетов 13-15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции
Предмет исследования - содержание педагогической технологии развития специфических координационных способностей юных легкоатлетов 13-15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции.
Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию развития специфических координационных способностей юных легкоатлетов 13 -15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции.
Задачи исследования:
1 Определить динамику показателей специфических координационных способностей у юных легкоатлетов 13 -15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции.
2 Изучить функциональные особенности опорно -двигательного аппарата у юных легкоатлетов 13 -15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции.
3 Теоретически разработать и экспериментально обосновать педагогическую технологию развития специфических координационных способностей юных легкоатлетов 13 -15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции.
Научная новизна исследования:
- определены основные причины снижения спортивных результатов юных легкоатлетов 13 -15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции обусловленные увеличением количества столкновений и падений в процессе бега на второй половине дистанции, что негативно отражается на итоговом распределении мест в забеге;
- впервые выявлено, что увеличение количества столкновений и падений у юных спортсменов в процессе бега на второй половине дистанции обусловлено низким уровнем развитая координационных способностей и функционального состояния опорно -двигательного аппарата;
- установлено, что для эффективного развития специфических
координационных способностей должно отводиться 25% времени, в среднем по 30-45 минут на каждом занятии, что позволяет существенно повысить деятельность различных анализаторов: двигательного,
зрительного, тактильного и слухового, которые способствуют более быстро изменить направление движения в случае возникновения столкновения или падения спортсменов в процессе тактической борьбы на дистанции.
Результаты. Результаты способствуют существенному увеличению показателей равновесия и снижают количество столкновений, а также падений, позволяя спортсмену показывать высокую скорость и темп бега, достигая своих лучших результатов.
Анализ и обобщение данных специальной научно-методической литературы, а также результаты педагогического наблюдения соревновательной деятельности в течение всего соревновательного периода годичного тренировочного цикла юных легкоатлетов 13 -15 лет, специализирующиеся в беге на средние дистанции, свидетельствуют об устойчивой тенденции увеличения общего количества столкновений и падений на дистанции, в ходе ключевых стартов, что обусловлено низким уровнем развития специфических координационных способностей (изменение направления движения и состояние равновесия). Отсутствие экспериментальных исследований, по изучаемой проблеме, актуализирует необходимость разработки и внедрения в тренировочный процесс юных легкоатлетов 13-15 лет, специализирующихся в беге на средние дистанции педагогической технологии развития специфических координационных способностей.
В результате внедрения в тренировочный процесс юных легкоатлетов экспериментальной группы экспериментальной методики воспитания специфических координационных способностей к концу эксперимента существенно снизилось количество столкновений и падений в процессе бега по дистанции в 25,0 ± 4,8 и 9,8 ± 2,6 раза соответственно (р < 0,05).
Проведенный формирующий педагогический эксперимент, позволил установить, что в результате внедрения в тренировочный процесс юных легкоатлетов ЭГ технологии развития специфических координационных способностей к концу эксперимента удалось существенно снизить количество столкновений и падений в процессе бега по дистанции на 25,0±4,8 и 9,8±2,6 раз, соответственно (р<0,05).
В результате внедрения экспериментальной технологии тренировочный процесс юных легкоатлетов ЭГ, специализирующихся в беге на 800 и 1500 м к концу эксперимента в результате достоверного снижения количества столкновений и падений существенно удалось улучшить результаты в соревновательном упражнении на 10,0±1,4 и 11,0±2,1 с, соответственно (Р<0,05).
Проведенное исследование позволяет заключить, что внедрение в тренировочный процесс юных легкоатлетов 13 -15 лет,
специализирующихся в беге на средние дистанции 800 и 1500м педагогической технологии развития специфических координационных способностей позволяет существенно снизить количество столкновений и падений в процессе бега по дистанции и тем самым обеспечивает достижение высоких спортивных результатов.
Результаты соревновательной деятельности юных легкоатлетов 13 -15 лет, специализирующиеся в беге на средние дистанции (800 и 1500м) в течение годичного тренировочного цикла, позволили установить, что:
- у юных спортсменов учебно-тренировочных групп (углубленной специализации) отмечается достоверная тенденция ухудшения спортивных результатов в беге на 800 и 1500м, которые соответствуют III - взрослому разряду - 2,12 и 4,18 с, соответственно (р<0,05);
- отмечается увеличение общего количества столкновений и падений в процессе бега по дистанции на открытых (стадионы) и закрытых (манеж) помещениях, которые имеют достаточно высокие показатели;
- наибольшее количество столкновений и падений на всех фиксируемых нами соревнованиях юные спортсмены 13 -15 лет, совершают в процессе бега на второй половине дистанции 800 и 1500м, что обусловлено выполнением маневров в пелатоне для совершения финишного ускорения (р<0,05).
Результаты анализа и обобщения экспериментальных данных, а также положительный опыт внедрения педагогической технологии развития специфических координационных способностей в практику юных легкоатлетов 13-15 лет экспериментальной группы, специализирующихся в беге на средние дистанции к концу эксперимента позволяет существенно снизить количество столкновений и падений в процессе бега по дистанции на 25,0 и 9,8 раз, соответственно (р<0,05) и тем самым улучшить соревновательные результаты в беге на 800 и 1500м - на 10,0 и 11,0 с, соответственно (р<0,05), что отражает ее высокую эффективность.
В результате внедрения в тренировочный процесс юных легкоатлетов экспериментальной группы экспериментальной методики воспитания специфических координационных способностей к концу эксперимента существенно снизилось количество столкновений и падений в процессе бега по дистанции в 25,0 ± 4,8 и 9,8 ± 2,6 раза соответственно (р < 0,05).
Проведенный формирующий педагогический эксперимент, позволил установить, что в результате внедрения в тренировочный процесс юных легкоатлетов ЭГ технологии развития специфических координационных способностей к концу эксперимента удалось существенно снизить количество столкновений и падений в процессе бега по дистанции на 25,0±4,8 и 9,8±2,6 раз, соответственно (р<0,05).
В результате внедрения экспериментальной технологии тренировочный процесс юных легкоатлетов ЭГ, специализирующихся в беге на 800 и 1500 м к концу эксперимента в результате достоверного снижения количества столкновений и падений существенно удалось улучшить результаты в соревновательном упражнении на 10,0±1,4 и 11,0±2,1 с, соответственно (Р<0,05).
Проведенное исследование позволяет заключить, что внедрение в тренировочный процесс юных легкоатлетов 13 -15 лет,
специализирующихся в беге на средние дистанции 800 и 1500м педагогической технологии развития специфических координационных способностей позволяет существенно снизить количество столкновений и падений в процессе бега по дистанции и тем самым обеспечивает достижение высоких спортивных результатов.
Результаты соревновательной деятельности юных легкоатлетов 13 -15 лет, специализирующиеся в беге на средние дистанции (800 и 1500м) в течение годичного тренировочного цикла, позволили установить, что:
- у юных спортсменов учебно-тренировочных групп (углубленной специализации) отмечается достоверная тенденция ухудшения спортивных результатов в беге на 800 и 1500м, которые соответствуют III - взрослому разряду - 2,12 и 4,18 с, соответственно (р<0,05);
- отмечается увеличение общего количества столкновений и падений в процессе бега по дистанции на открытых (стадионы) и закрытых (манеж) помещениях, которые имеют достаточно высокие показатели;
- наибольшее количество столкновений и падений на всех фиксируемых нами соревнованиях юные спортсмены 13 -15 лет, совершают в процессе бега на второй половине дистанции 800 и 1500м, что обусловлено выполнением маневров в пелатоне для совершения финишного ускорения (р<0,05).
Результаты анализа и обобщения экспериментальных данных, а также положительный опыт внедрения педагогической технологии развития специфических координационных способностей в практику юных легкоатлетов 13-15 лет экспериментальной группы, специализирующихся в беге на средние дистанции к концу эксперимента позволяет существенно снизить количество столкновений и падений в процессе бега по дистанции на 25,0 и 9,8 раз, соответственно (р<0,05) и тем самым улучшить соревновательные результаты в беге на 800 и 1500м - на 10,0 и 11,0 с, соответственно (р<0,05), что отражает ее высокую эффективность.





