Методика развития силового компонента боксеров-студентов 17-20 лет массовых разрядов
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 10
ГЛАВА 1 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОГО
КОМПОНЕНТА У БОКСЕРОВ 15
1.1 Характеристика силового компонента в структуре подготовленности
боксеров 15
1.2 Возрастные особенности развития силы боксеров 22
1.3 Методики развития силы у боксеров в различных странах 28
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1 Организация исследования 42
2.2 Методы исследования 42
2.3 Методика развития силового компонента студентов-боксеров 44
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ВВЕДЕНИЕ 10
ГЛАВА 1 СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОГО
КОМПОНЕНТА У БОКСЕРОВ 15
1.1 Характеристика силового компонента в структуре подготовленности
боксеров 15
1.2 Возрастные особенности развития силы боксеров 22
1.3 Методики развития силы у боксеров в различных странах 28
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1 Организация исследования 42
2.2 Методы исследования 42
2.3 Методика развития силового компонента студентов-боксеров 44
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Современный бокс - это ударное единоборство, обусловленное определенными правилами, искусство которого состоит в том, чтобы в поединке с противником наносить удары, не получая их самому.
Как утверждал еще в конце семидесятых годов М.И. Романенко [32], бокс предъявляет высокие требования к физической подготовке спортсменов. Ведущим боксерам приходится участвовать подряд в двух турнирах (с перерывом в три-четыре недели) и провести восемь-девять напряженных боев. На первенствах Европы и Олимпийских играх часто приходится встречаться с потенциальными профессионалами, физически отлично подготовленными, которые рассчитывают на победу, чтобы со званием чемпиона перейти в профессиональный бокс.
Данное утверждение не потеряло своей актуальности и по настоящее время, а может быть, даже, приобрело еще больший смысл. Невозможно представить себе боксера высокого уровня, который бы не был атлетически развит. Спортсмен, показывающий хорошие результаты на ринге, это, как правило, сильный, быстрый, выносливый человек.
Чтобы к возрасту высоких спортивных результатов иметь достаточный уровень физической подготовленности, который бы позволял значительную часть времени тренировок уделять работе над техникой и тактикой, крайне важно, чтобы у детей и в юношеском возрасте закладывалась база.
Каждый, кто занимается спортом профессионально, имеет такие физические качества: сила, скорость, выносливость, ловкость. Независимо от вида спорта, эти качества очень важны, однако, нужно понимать, что, к примеру, в футболе они проявляются по одному, а в боксе - по-другому. Все зависит от того, какие техника и тактика вида спорта.
При проведении поединка в контактных единоборствах между спортсменами, преимущественное количество времени между ними происходит непосредственный физический контакт, что стимулирует значительное напряжение нервов и мышц, а также их ациклический режим. Условия соревновательного поединка требует от спортсменов, чтобы он были хорошо подготовлены, причем подготовка должна быть специальной, и именно силовая подготовка здесь играет важную роль. И это доказано многочисленными исследованиями и наблюдениями педагогов, которые проводились на учебно-тренировочных занятиях, а также во время соревнований.
Как бы разносторонне ни готовился боксер - все равно он остается приверженцем одного из стилей: скоростного или силового. Даже сочетающие в поединках оба стиля боксеры отдают предпочтение одному из стилей просто благодаря своим природным данным. Силовики, или ударники - это боксеры с сильными мускулами и мощными ударами. По стилям они делятся на панчеров - предпочитающих прямой силовой бокс, слаггеров - бойцов одного короткого удара, свомеров - серийных бойцов со взрывной мощностью. Природа заложила в мышцы ударников огромную силу, но это накладывает отпечаток на их быстроту, которая относительно ниже, чем у скоростных боксеров. В тактике противоборства с силовиками очень важно сохранить дистанцию, целесообразно применять скоростной стиль ведения боя с дальней дистанции.
Соревновательной деятельности боксеров различной квалификации присуща специфическая соразмерность показателей физической, технической подготовленности, которая выражается спецификой этих показателей для каждой типологической группы спортсменов (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов).
Однако точка зрения авторов, указывающих на необходимость достаточного уровня развития силового компонента боксеров, кажется нам неоспоримой. В связи с этим совершенствование методики развития силового компонента у боксеров студентов 17-20 лет массовых разрядов является актуальной и требующей детальной проработки.
Цель исследования разработка и обоснование методики развития силового компонент боксеров-студентов 17-20 лет массовых разрядов.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс развития силового компонента студентов-боксеров массовых разрядов.
Предмет исследования - развития силового компонента студентов- боксеров массовых разрядов.
Гипотеза исследования - предлагаемая методика развития силового компонента студентов-боксеров будет успешной при условии того, что она будет нацелена на формирование силы во время учебно-тренировочного процесса; будут определены и учтены педагогические условия, а также содержание учебно-тренировочного процесса как основы физической подготовки студентов; будет разработана и внедрена методическая база развития силового компонента боксеров и на её основе подготовлены методические рекомендации.
Для проверки эффективности гипотезы исследования требуется решение следующих задач:
4) Изучить состояние проблемы развития силового компонента у боксеров.
5) Разработать методику развития силового компонента у боксеров студентов 17-20 лет массовых разрядов.
6) Разработать и обосновать методику развития силового компонента у боксеров студентов 17-20 лет массовых разрядов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ документации, анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования: г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 62, физкультурно-спортивный клуб Южно-Уральского государственного университета.
Этапы исследования:
Первый этап - поисково-аналитический: изучение и анализ учебной и научно-методической литературы по проблеме исследования, составление литературного обзора.
Второй этап - опытно-экспериментальный: разработка и внедрение методики развития силового компонента при проведении занятий по боксу для экспериментальной группы и доказательство ее эффективности.
Третий этап - итоговый: обработка и обобщение полученных в ходе исследования данных, формулировка и конкретизация выводов, положений исследования, оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями выпускающей кафедры и Университета.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Теоретическая значимость. Полученные теоретические и
экспериментальные результаты вносят вклад в организацию развития силового компонента боксеров студентов 17-20 лет массовых разрядов, в теорию и методику повышения уровня спортивного мастерства боксёров массовых разрядов;
Практическая значимость. Результаты исследования позволяют в процессе физической подготовки боксеров студентов массовых разрядов применять более эффективную авторскую методику.
Во введении говорится об актуальности и новизне исследуемой темы, объекте и предмете исследования, представлены цели и задачи работы.
В первой главе представлен литературный обзор о сущности и понятии силы в различных подходах авторов. Кроме того иследуется методика развития силового компонета различных авторских методик в боксе российских и зарубежных авторов.
Во второй главе говорится об организации педагогического эксперимента при исследовании силового компонента студентов-боксёров, представлены методы исследовательской работы, а также методики, развивающие силу студентов.
В третьей главе даётся анализ полученных результатов, их интер- притация. Указываются причины произошедших изменений в обследуемых группах сравнения с представлением эффективных методик воздействия. Оценивается эффективность разработанной группы методик развития силового компонента в учебно-тренировочном процессе.
В заключении представлены краткие выводы по результатам проведенного исследования, а также показана практическая применимость полученных результатов.
Как утверждал еще в конце семидесятых годов М.И. Романенко [32], бокс предъявляет высокие требования к физической подготовке спортсменов. Ведущим боксерам приходится участвовать подряд в двух турнирах (с перерывом в три-четыре недели) и провести восемь-девять напряженных боев. На первенствах Европы и Олимпийских играх часто приходится встречаться с потенциальными профессионалами, физически отлично подготовленными, которые рассчитывают на победу, чтобы со званием чемпиона перейти в профессиональный бокс.
Данное утверждение не потеряло своей актуальности и по настоящее время, а может быть, даже, приобрело еще больший смысл. Невозможно представить себе боксера высокого уровня, который бы не был атлетически развит. Спортсмен, показывающий хорошие результаты на ринге, это, как правило, сильный, быстрый, выносливый человек.
Чтобы к возрасту высоких спортивных результатов иметь достаточный уровень физической подготовленности, который бы позволял значительную часть времени тренировок уделять работе над техникой и тактикой, крайне важно, чтобы у детей и в юношеском возрасте закладывалась база.
Каждый, кто занимается спортом профессионально, имеет такие физические качества: сила, скорость, выносливость, ловкость. Независимо от вида спорта, эти качества очень важны, однако, нужно понимать, что, к примеру, в футболе они проявляются по одному, а в боксе - по-другому. Все зависит от того, какие техника и тактика вида спорта.
При проведении поединка в контактных единоборствах между спортсменами, преимущественное количество времени между ними происходит непосредственный физический контакт, что стимулирует значительное напряжение нервов и мышц, а также их ациклический режим. Условия соревновательного поединка требует от спортсменов, чтобы он были хорошо подготовлены, причем подготовка должна быть специальной, и именно силовая подготовка здесь играет важную роль. И это доказано многочисленными исследованиями и наблюдениями педагогов, которые проводились на учебно-тренировочных занятиях, а также во время соревнований.
Как бы разносторонне ни готовился боксер - все равно он остается приверженцем одного из стилей: скоростного или силового. Даже сочетающие в поединках оба стиля боксеры отдают предпочтение одному из стилей просто благодаря своим природным данным. Силовики, или ударники - это боксеры с сильными мускулами и мощными ударами. По стилям они делятся на панчеров - предпочитающих прямой силовой бокс, слаггеров - бойцов одного короткого удара, свомеров - серийных бойцов со взрывной мощностью. Природа заложила в мышцы ударников огромную силу, но это накладывает отпечаток на их быстроту, которая относительно ниже, чем у скоростных боксеров. В тактике противоборства с силовиками очень важно сохранить дистанцию, целесообразно применять скоростной стиль ведения боя с дальней дистанции.
Соревновательной деятельности боксеров различной квалификации присуща специфическая соразмерность показателей физической, технической подготовленности, которая выражается спецификой этих показателей для каждой типологической группы спортсменов (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов).
Однако точка зрения авторов, указывающих на необходимость достаточного уровня развития силового компонента боксеров, кажется нам неоспоримой. В связи с этим совершенствование методики развития силового компонента у боксеров студентов 17-20 лет массовых разрядов является актуальной и требующей детальной проработки.
Цель исследования разработка и обоснование методики развития силового компонент боксеров-студентов 17-20 лет массовых разрядов.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс развития силового компонента студентов-боксеров массовых разрядов.
Предмет исследования - развития силового компонента студентов- боксеров массовых разрядов.
Гипотеза исследования - предлагаемая методика развития силового компонента студентов-боксеров будет успешной при условии того, что она будет нацелена на формирование силы во время учебно-тренировочного процесса; будут определены и учтены педагогические условия, а также содержание учебно-тренировочного процесса как основы физической подготовки студентов; будет разработана и внедрена методическая база развития силового компонента боксеров и на её основе подготовлены методические рекомендации.
Для проверки эффективности гипотезы исследования требуется решение следующих задач:
4) Изучить состояние проблемы развития силового компонента у боксеров.
5) Разработать методику развития силового компонента у боксеров студентов 17-20 лет массовых разрядов.
6) Разработать и обосновать методику развития силового компонента у боксеров студентов 17-20 лет массовых разрядов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ документации, анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Экспериментальная база исследования: г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 62, физкультурно-спортивный клуб Южно-Уральского государственного университета.
Этапы исследования:
Первый этап - поисково-аналитический: изучение и анализ учебной и научно-методической литературы по проблеме исследования, составление литературного обзора.
Второй этап - опытно-экспериментальный: разработка и внедрение методики развития силового компонента при проведении занятий по боксу для экспериментальной группы и доказательство ее эффективности.
Третий этап - итоговый: обработка и обобщение полученных в ходе исследования данных, формулировка и конкретизация выводов, положений исследования, оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с требованиями выпускающей кафедры и Университета.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Теоретическая значимость. Полученные теоретические и
экспериментальные результаты вносят вклад в организацию развития силового компонента боксеров студентов 17-20 лет массовых разрядов, в теорию и методику повышения уровня спортивного мастерства боксёров массовых разрядов;
Практическая значимость. Результаты исследования позволяют в процессе физической подготовки боксеров студентов массовых разрядов применять более эффективную авторскую методику.
Во введении говорится об актуальности и новизне исследуемой темы, объекте и предмете исследования, представлены цели и задачи работы.
В первой главе представлен литературный обзор о сущности и понятии силы в различных подходах авторов. Кроме того иследуется методика развития силового компонета различных авторских методик в боксе российских и зарубежных авторов.
Во второй главе говорится об организации педагогического эксперимента при исследовании силового компонента студентов-боксёров, представлены методы исследовательской работы, а также методики, развивающие силу студентов.
В третьей главе даётся анализ полученных результатов, их интер- притация. Указываются причины произошедших изменений в обследуемых группах сравнения с представлением эффективных методик воздействия. Оценивается эффективность разработанной группы методик развития силового компонента в учебно-тренировочном процессе.
В заключении представлены краткие выводы по результатам проведенного исследования, а также показана практическая применимость полученных результатов.
1) Множество факторов в их совокупности являются основой силовых способностей человека. В зависимости от того, какие движения делаются и в каких условиях, зависит их вклад непосредственно в механическую силу, которая проявляется внешне, отсюда и выплывают силовые способности разных видов.
2) Силовые способности в специальной литературе могут быть таких видов: собственно-силовые, скоростно-силовые и силовая выносливость. Чир касается первых, то они проявляются в больше мере при активизации процессов, в ходе которых напрягаются мышцы, а это стимулирует отягощение внешнее предметное или другое.
3) При непосредственной подготовке молодых спортсменов стоят такие главные задачи: укрепить мышц всего двигательного аппарата, выработать у них умение проявлять динамические и статические усилия при разных условиях. Не менее важны и силовые упражнения, которые действуют на отдельные группы мышц (важные, в зависимости от вида спорта) избирательно. Это упражнения, структура и характер которых подобны проявлениям нервно-мышечных усилий с основным (соревновательным) упражнением. Также это могут быть упражнения для развития групп мышц, нагрузка от которых будет, когда будет выполняться соревновательное упражнение.
4) При занятиях боксом двигательные качества проявляются в комплексе А вот интегральный силовой показатель, который непосредственно показывает, насколько физически подготовлен спортсмен, здесь отсутствует. Успех соревновательная работа будет иметь только в том случае, если силовые и скоростно-силовые способности будут рационально соотноситься между собой. Крайне важно, чтобы в процессе тренировки они совершенствовались, причем постоянно. Данные уровни у каждого спортсмена разного технико-тактического типа по-разному сочетаются. К примеру, если это спортсмен-универсал - они одни, игрок - другие, темповик - третьи, нокаутер - четвертые.
5) Нами была разработана программа по боксу для развития силового компонента для студентов экспериментальной группы сроком на 3 месяца. Контрольная группа занималась по стандартной программе по боксу, составленной Федерацией бокса. Программа, которая была разработана, основана на нормативных требованиях по физической и спортивно-технической подготовке спортсменов, которые было получено из научно-методических материалов и рекомендаций в части непосредственной подготовки спортсменов резерва за последние годы. В экспериментальной группе упражнения направленные на повышение уровня силового компонента выполнялись 2 раза в неделю (вторник, суббота). Остальные дни экспериментальная группа тренировалась по стандартной программе. Также студенты проводили 1 раз в неделю в тренажерном зале (четверг).
6) Анализ полученных в эксперименте данных свидетельствует о явном превалировании в подготовке студентов экспериментальной группы скоростно-силовых и силовых кондиций, с одновременным недостаточным проявлением качеств быстроты (100м) и выносливости (1000м). Этот факт даёт основание полагать, что в программе, направленной на повышение уровня развития физических качеств студентов, недостаточно чётко были учтены моменты по развитию беговых кондиций на скорость и выносливость, что можно проверить в наших будущих научно¬педагогических экспериментальных работах.
Анализ развития силового компонента студентов-боксеров из экспериментальной и контрольной групп позволил выявить особенности развития ее отдельных элементов. В каждой из выделенных групп было проведено одинаковое тестирование. В результате были выведены средние арифметические показатели по каждому из показателей оценки эффективности предложенной методики развития силового компонента боксеров.
7) Разработанная методика развития силового компонента студентов- боксеров показала высокую эффективность и может быть рекомендована для использования в практике подготовки боксеров-юношей.
8) В качестве практических рекомендаций можно рекомендовать представленную методику развития физических качеств как эффективное средство подготовки к сдаче норм ГТО.
2) Силовые способности в специальной литературе могут быть таких видов: собственно-силовые, скоростно-силовые и силовая выносливость. Чир касается первых, то они проявляются в больше мере при активизации процессов, в ходе которых напрягаются мышцы, а это стимулирует отягощение внешнее предметное или другое.
3) При непосредственной подготовке молодых спортсменов стоят такие главные задачи: укрепить мышц всего двигательного аппарата, выработать у них умение проявлять динамические и статические усилия при разных условиях. Не менее важны и силовые упражнения, которые действуют на отдельные группы мышц (важные, в зависимости от вида спорта) избирательно. Это упражнения, структура и характер которых подобны проявлениям нервно-мышечных усилий с основным (соревновательным) упражнением. Также это могут быть упражнения для развития групп мышц, нагрузка от которых будет, когда будет выполняться соревновательное упражнение.
4) При занятиях боксом двигательные качества проявляются в комплексе А вот интегральный силовой показатель, который непосредственно показывает, насколько физически подготовлен спортсмен, здесь отсутствует. Успех соревновательная работа будет иметь только в том случае, если силовые и скоростно-силовые способности будут рационально соотноситься между собой. Крайне важно, чтобы в процессе тренировки они совершенствовались, причем постоянно. Данные уровни у каждого спортсмена разного технико-тактического типа по-разному сочетаются. К примеру, если это спортсмен-универсал - они одни, игрок - другие, темповик - третьи, нокаутер - четвертые.
5) Нами была разработана программа по боксу для развития силового компонента для студентов экспериментальной группы сроком на 3 месяца. Контрольная группа занималась по стандартной программе по боксу, составленной Федерацией бокса. Программа, которая была разработана, основана на нормативных требованиях по физической и спортивно-технической подготовке спортсменов, которые было получено из научно-методических материалов и рекомендаций в части непосредственной подготовки спортсменов резерва за последние годы. В экспериментальной группе упражнения направленные на повышение уровня силового компонента выполнялись 2 раза в неделю (вторник, суббота). Остальные дни экспериментальная группа тренировалась по стандартной программе. Также студенты проводили 1 раз в неделю в тренажерном зале (четверг).
6) Анализ полученных в эксперименте данных свидетельствует о явном превалировании в подготовке студентов экспериментальной группы скоростно-силовых и силовых кондиций, с одновременным недостаточным проявлением качеств быстроты (100м) и выносливости (1000м). Этот факт даёт основание полагать, что в программе, направленной на повышение уровня развития физических качеств студентов, недостаточно чётко были учтены моменты по развитию беговых кондиций на скорость и выносливость, что можно проверить в наших будущих научно¬педагогических экспериментальных работах.
Анализ развития силового компонента студентов-боксеров из экспериментальной и контрольной групп позволил выявить особенности развития ее отдельных элементов. В каждой из выделенных групп было проведено одинаковое тестирование. В результате были выведены средние арифметические показатели по каждому из показателей оценки эффективности предложенной методики развития силового компонента боксеров.
7) Разработанная методика развития силового компонента студентов- боксеров показала высокую эффективность и может быть рекомендована для использования в практике подготовки боксеров-юношей.
8) В качестве практических рекомендаций можно рекомендовать представленную методику развития физических качеств как эффективное средство подготовки к сдаче норм ГТО.





