Формы участия студентов в политическом процессе современной России
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 2
ФОРМЫ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ 4
1.1. Теоретические подходы к исследованию политического процесса 4
1.2. Основы политической социализации 17
1.3. Политическое участие 29
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ
ЮУрГУ 46
2.1. Роль политики в жизни студенческой молодёжи 46
2.2. Воздействие агентов политической социализации на политические
ориентации студенческой молодёжи 60
2.3. Формы политической активности студенческой молодёжи 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93
Приложение 1. Программа социологического исследования 100
Приложение 2. Инструмент социологического исследования 121
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 135
ВВЕДЕНИЕ 2
ФОРМЫ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ 4
1.1. Теоретические подходы к исследованию политического процесса 4
1.2. Основы политической социализации 17
1.3. Политическое участие 29
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ
ЮУрГУ 46
2.1. Роль политики в жизни студенческой молодёжи 46
2.2. Воздействие агентов политической социализации на политические
ориентации студенческой молодёжи 60
2.3. Формы политической активности студенческой молодёжи 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93
Приложение 1. Программа социологического исследования 100
Приложение 2. Инструмент социологического исследования 121
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 135
В развитии современного российского общества студенческая молодежь играет важную роль. Молодые люди являются значимым стратегическим ресурсом и определяют будущее нашей страны. Создание правового государства и гражданского общества невозможно без участия молодого поколения, именно поэтому молодым людям необходимо стремиться к усвоению знаний и навыков в области политики, повышению правовой и политической культуры.
В настоящее время в российском обществе молодежь как социальная группа имеет противоречивый статус. С одной стороны, ее характеризуют как социально незрелую и политически индифферентную группу, с другой - считают социально-инновационным ресурсом и субъектом общественных преобразований. Однако тенденции развития молодежных движений и сообществ таковы, что в последние годы отмечается рост понимания частью молодых людей значимости собственной роли в процессе становления и развития общества. Но на сегодняшний день уровень политического участия молодежи достаточно низок. Представители данной социально- демографической группы видят свое предназначение лишь в качестве электората, но и здесь, тем не менее, высокой активности не наблюдается. Самоорганизация и самореализация молодежи осуществляется также через деятельность различных молодежных объединений, реализацию социальных проектов и инициатив, различные формы молодежного самоуправления, но уровень вовлеченности в них в нашей стране достаточно мал.
Данная проблема давно находится в центре внимания социологов и политологов. Особенности и структура процесса социализации рассматривались в работах П. Бергера, М. Вебера, Э. Гиддингса, Э. Дюркгейма, Т. Лукмана, Р. Мёртона, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, Г. Тарда, Ю. Хабермаса, А. Щюца.
Описанием политической социализации студенческой молодежи занимались Д. Истон, А. Кемпбелл, Д. Марш, Р. Мерельман, Н. Норман, Г. Хаймен.
Проблема политического участия раскрыта в исследованиях
Г. Алмонда, С. Вербы, Р. Дарендорфа, С. Хантингтона, Г. Экштейна.
Объектом исследования являются студенты Южно-Уральского государственного университета. В качестве предмета выступает содержание и особенности участия студентов в политическом процессе современной России.
Целью данной работы выступает изучение форм политического участия студенческой молодежи
Поставленная цель решается с помощью следующих задач: изучение теоретико-методологических основ политического процесса, понятия и структуры политической социализации, а также анализ современных исследований политического участия, выявление роли политики в жизни студенческой молодёжи, исследование воздействия агентов политической социализации на политические ориентации студенческой молодежи, анализ форм активностей студенческой молодёжи.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, трех приложений и списка литературы.
В настоящее время в российском обществе молодежь как социальная группа имеет противоречивый статус. С одной стороны, ее характеризуют как социально незрелую и политически индифферентную группу, с другой - считают социально-инновационным ресурсом и субъектом общественных преобразований. Однако тенденции развития молодежных движений и сообществ таковы, что в последние годы отмечается рост понимания частью молодых людей значимости собственной роли в процессе становления и развития общества. Но на сегодняшний день уровень политического участия молодежи достаточно низок. Представители данной социально- демографической группы видят свое предназначение лишь в качестве электората, но и здесь, тем не менее, высокой активности не наблюдается. Самоорганизация и самореализация молодежи осуществляется также через деятельность различных молодежных объединений, реализацию социальных проектов и инициатив, различные формы молодежного самоуправления, но уровень вовлеченности в них в нашей стране достаточно мал.
Данная проблема давно находится в центре внимания социологов и политологов. Особенности и структура процесса социализации рассматривались в работах П. Бергера, М. Вебера, Э. Гиддингса, Э. Дюркгейма, Т. Лукмана, Р. Мёртона, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, Г. Тарда, Ю. Хабермаса, А. Щюца.
Описанием политической социализации студенческой молодежи занимались Д. Истон, А. Кемпбелл, Д. Марш, Р. Мерельман, Н. Норман, Г. Хаймен.
Проблема политического участия раскрыта в исследованиях
Г. Алмонда, С. Вербы, Р. Дарендорфа, С. Хантингтона, Г. Экштейна.
Объектом исследования являются студенты Южно-Уральского государственного университета. В качестве предмета выступает содержание и особенности участия студентов в политическом процессе современной России.
Целью данной работы выступает изучение форм политического участия студенческой молодежи
Поставленная цель решается с помощью следующих задач: изучение теоретико-методологических основ политического процесса, понятия и структуры политической социализации, а также анализ современных исследований политического участия, выявление роли политики в жизни студенческой молодёжи, исследование воздействия агентов политической социализации на политические ориентации студенческой молодежи, анализ форм активностей студенческой молодёжи.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, трех приложений и списка литературы.
Подводя итог проделанному исследованию, необходимо отметить, что студенческая молодежь осознает всю значимость политики для нормального функционирования общества, к её функциям студенты относят управление протекающими в обществе процессами, обеспечение прав и свобод граждан. В целом, большинство респондентов согласны с тем фактом, что политика оказывает решающее влияние на жизнь общества, способствует прогрессу, а проблемы политики напрямую касаются жизни граждан. Вместе с тем, респонденты видят свои шансы каким-либо образом повлиять на политику довольно низкими - большинство утверждают, что их влияние на исход политических событий в стране носит минимальный уровень.
Помимо этого, наблюдается разочарованность политическими процессами прошлых лет в России - отсюда вытекает отрицательная оценка нынешней внутренней политики Правительства. Данная отрицательная оценка наблюдается среди респондентов с разным финансовым положением, однако чаще её высказывают студенты с доходами низким и ниже среднего. Причиной такой обратной связи со стороны граждан выступает ряд очень важных проблем - экономический кризис и падение доходов в соответствии с этим, коррумпированность высших должностных лиц и, в целом, слабая заинтересованность органов власти проблемами населения, отсюда происходит жесточайший разрыв и в доходах, и в форме мышления, ко всему прочему добавляется озлобленность населения сложившейся ситуацией, положение в стране перетекает в форму нестабильности. Также из-за этого снижается уровень доверия законодательной и исполнительной ветвям власти, а доверие региональным органам власти перевешивает доверие федеральным.
Все эти обстоятельства напрямую сказываются на самооценке студенческой молодежи её влияния на политику, в дополнение к этому она формируется еще и в зависимости от изменения статуса исследуемого за недавнее время, а также препятствий на пути к самореализации, среди которых 89
выделяются невостребованность молодёжи на рынке труда, дискриминация со стороны старших поколений и отсутствие действенной государственной политики по поддержке молодёжи. Удовлетворение же молодёжной политикой города отмечается на среднем уровне - большинство респондентов считают, что правительство может дать значительно больше ресурсов, чем на данный момент.
В целом, из-за распространения глобальных сетей, информированность в сфере политических событий повышается. Можно выделить три основных группы по глубине погружения в политическую повестку: во-первых, внимательное наблюдение за развитием всех ситуаций в стране (это наивысшая форма вовлечения в политический дискурс); во-вторых, средняя степень проявляемого интереса к политическим событиям, которая проявляется в двух ипостасях: наблюдение только за выдающимися и «громкими» делами (наиболее весомая группа среди всего массива опрашиваемых), а также непреднамеренное наблюдение за развитием событий; в-третьих, отсутствие проявляемого интереса к политике и оттого низкий уровень информированности. Немаловажным является тот факт, что наибольший интерес к политической и экономической жизни страны проявляют те, чья жизнь значительно ухудшилась за последний период, а наиболее низкий уровень заинтересованности выявлен у респондентов, чья жизнь за последний период значительно улучшилась. Оценка происходящих в стране перемен напрямую зависит от изменения положения самого индивида и его семьи - чем лучше живёт человек, тем лучше он отзывается о правительственном курсе внутренней политики.
Говоря о воздействии агентов политической социализации на политическое ориентирование студенческой молодежи, стоит отметить корреляцию между выбором авторитета в оценке политических событий студентами и их финансовым положением - студенты из наиболее обеспеченных семей тяготеют к выбору своего окружения и, собственно, семьи в прислушивании к их оценке политических событий, респонденты же из малообеспеченных семей выбирают с большей частотой личным авторитетом политических экспертов или лидеров общественного мнения. Такая же зависимость наблюдается в половой структуре - мужчины склонны выбрать политических лидеров в качестве авторитетного мнения, а женщины с большей вероятностью прислушиваются к своим семьям. Стоит упомянуть еще раз, что студенты, отмечающие для себя важность оценки уважаемого ими политика или политического эксперта, являются самой осведомленной категорией опрошенных в событиях политической и экономической жизни страны.
Помимо вопроса, касающегося факторов выбора авторитетной оценки того или иного агента политической социализации респондентами, была выявлена зависимость между частотой обсуждения политических событий в семье или с ближайшим окружением и самостоятельным проявляемым интересом к политической и экономической жизни в России. Здесь также можно выделить три основные группы: первая - регулярно обсуждающие политические события с агентами политической социализации и продолжающие самостоятельно внимательно следить за развитием всех ситуаций в стране; вторая - респонденты, реже обсуждающие политическую жизнь в семье или со знакомыми, составляют группу со средней заинтересованностью в социально-политической структуре; третья - аполитичная категория, полностью игнорирующая тему политики и, соответственно, не обсуждающая эти события со своими близкими.
Избираемые респондентами источники СМИ также оказывают влияние на оценку внутренней политики. Так, респонденты, ссылающиеся на новостные программы телевидения в качестве источника политической информации, склонны положительно оценивать внутреннюю политику страны. Выбравшие же Интернет в качестве приоритетного источника информации студенты крайне негативно относятся к нынешней внутренней политике страны. При этом, оценка развития сложившейся ситуации в стране в будущем также находится под давление тех источников, которые респондент использует для собственной осведомленности и, соответственно, они ему, таким образом, навязывают определенный настрой. Выходит, что в учреждениях, финансируемых из государственного бюджета, отмечается низкая доля критики в сторону внутреннего курса политики правительства, что можно наблюдать в тоне транслируемых этими институтами новостей, с помощью которых они пытаются перевести внимание на другие темы.
Почти треть респондентов принимала когда-либо участие в политической жизни страны, в основном уровень этих мероприятий ограничивался территорией района или города. При этом, была выявлена корреляция - от уровня организации проводимых мероприятий зависит дальнейшее желание молодёжи принимать в них участие - если опыт когда- либо в прошлом был негативным, то вероятность участие в будущем сильно снижается, при этом чем выше уровень проводимого мероприятия, тем выше и удовлетворенность.
Респондентами были отмечены следующие формы активности в общественной и политической жизни региона, в которых они принимали участие: ставили подписи под коллективными обращениями и петициями, жертвовали в благотворительные фонды, участвовали в митингах, демонстрациях и пикетах, а также являлись или являются до сих пор волонтёрами в различных некоммерческих организациях города.
Факторами, побуждающими к активной политической позиции, являются обретение страной политической свободы, получение нового социального статуса, а также интерес к политической деятельности и стремление к приобретению новых знаний. Наоборот же, препятствующими причинами выступили отсутствие доверия к различным политическим организациям, отсутствие интереса к политической деятельности и неверие в возможность принести стране положительную динамику своими действиями.
Помимо этого, наблюдается разочарованность политическими процессами прошлых лет в России - отсюда вытекает отрицательная оценка нынешней внутренней политики Правительства. Данная отрицательная оценка наблюдается среди респондентов с разным финансовым положением, однако чаще её высказывают студенты с доходами низким и ниже среднего. Причиной такой обратной связи со стороны граждан выступает ряд очень важных проблем - экономический кризис и падение доходов в соответствии с этим, коррумпированность высших должностных лиц и, в целом, слабая заинтересованность органов власти проблемами населения, отсюда происходит жесточайший разрыв и в доходах, и в форме мышления, ко всему прочему добавляется озлобленность населения сложившейся ситуацией, положение в стране перетекает в форму нестабильности. Также из-за этого снижается уровень доверия законодательной и исполнительной ветвям власти, а доверие региональным органам власти перевешивает доверие федеральным.
Все эти обстоятельства напрямую сказываются на самооценке студенческой молодежи её влияния на политику, в дополнение к этому она формируется еще и в зависимости от изменения статуса исследуемого за недавнее время, а также препятствий на пути к самореализации, среди которых 89
выделяются невостребованность молодёжи на рынке труда, дискриминация со стороны старших поколений и отсутствие действенной государственной политики по поддержке молодёжи. Удовлетворение же молодёжной политикой города отмечается на среднем уровне - большинство респондентов считают, что правительство может дать значительно больше ресурсов, чем на данный момент.
В целом, из-за распространения глобальных сетей, информированность в сфере политических событий повышается. Можно выделить три основных группы по глубине погружения в политическую повестку: во-первых, внимательное наблюдение за развитием всех ситуаций в стране (это наивысшая форма вовлечения в политический дискурс); во-вторых, средняя степень проявляемого интереса к политическим событиям, которая проявляется в двух ипостасях: наблюдение только за выдающимися и «громкими» делами (наиболее весомая группа среди всего массива опрашиваемых), а также непреднамеренное наблюдение за развитием событий; в-третьих, отсутствие проявляемого интереса к политике и оттого низкий уровень информированности. Немаловажным является тот факт, что наибольший интерес к политической и экономической жизни страны проявляют те, чья жизнь значительно ухудшилась за последний период, а наиболее низкий уровень заинтересованности выявлен у респондентов, чья жизнь за последний период значительно улучшилась. Оценка происходящих в стране перемен напрямую зависит от изменения положения самого индивида и его семьи - чем лучше живёт человек, тем лучше он отзывается о правительственном курсе внутренней политики.
Говоря о воздействии агентов политической социализации на политическое ориентирование студенческой молодежи, стоит отметить корреляцию между выбором авторитета в оценке политических событий студентами и их финансовым положением - студенты из наиболее обеспеченных семей тяготеют к выбору своего окружения и, собственно, семьи в прислушивании к их оценке политических событий, респонденты же из малообеспеченных семей выбирают с большей частотой личным авторитетом политических экспертов или лидеров общественного мнения. Такая же зависимость наблюдается в половой структуре - мужчины склонны выбрать политических лидеров в качестве авторитетного мнения, а женщины с большей вероятностью прислушиваются к своим семьям. Стоит упомянуть еще раз, что студенты, отмечающие для себя важность оценки уважаемого ими политика или политического эксперта, являются самой осведомленной категорией опрошенных в событиях политической и экономической жизни страны.
Помимо вопроса, касающегося факторов выбора авторитетной оценки того или иного агента политической социализации респондентами, была выявлена зависимость между частотой обсуждения политических событий в семье или с ближайшим окружением и самостоятельным проявляемым интересом к политической и экономической жизни в России. Здесь также можно выделить три основные группы: первая - регулярно обсуждающие политические события с агентами политической социализации и продолжающие самостоятельно внимательно следить за развитием всех ситуаций в стране; вторая - респонденты, реже обсуждающие политическую жизнь в семье или со знакомыми, составляют группу со средней заинтересованностью в социально-политической структуре; третья - аполитичная категория, полностью игнорирующая тему политики и, соответственно, не обсуждающая эти события со своими близкими.
Избираемые респондентами источники СМИ также оказывают влияние на оценку внутренней политики. Так, респонденты, ссылающиеся на новостные программы телевидения в качестве источника политической информации, склонны положительно оценивать внутреннюю политику страны. Выбравшие же Интернет в качестве приоритетного источника информации студенты крайне негативно относятся к нынешней внутренней политике страны. При этом, оценка развития сложившейся ситуации в стране в будущем также находится под давление тех источников, которые респондент использует для собственной осведомленности и, соответственно, они ему, таким образом, навязывают определенный настрой. Выходит, что в учреждениях, финансируемых из государственного бюджета, отмечается низкая доля критики в сторону внутреннего курса политики правительства, что можно наблюдать в тоне транслируемых этими институтами новостей, с помощью которых они пытаются перевести внимание на другие темы.
Почти треть респондентов принимала когда-либо участие в политической жизни страны, в основном уровень этих мероприятий ограничивался территорией района или города. При этом, была выявлена корреляция - от уровня организации проводимых мероприятий зависит дальнейшее желание молодёжи принимать в них участие - если опыт когда- либо в прошлом был негативным, то вероятность участие в будущем сильно снижается, при этом чем выше уровень проводимого мероприятия, тем выше и удовлетворенность.
Респондентами были отмечены следующие формы активности в общественной и политической жизни региона, в которых они принимали участие: ставили подписи под коллективными обращениями и петициями, жертвовали в благотворительные фонды, участвовали в митингах, демонстрациях и пикетах, а также являлись или являются до сих пор волонтёрами в различных некоммерческих организациях города.
Факторами, побуждающими к активной политической позиции, являются обретение страной политической свободы, получение нового социального статуса, а также интерес к политической деятельности и стремление к приобретению новых знаний. Наоборот же, препятствующими причинами выступили отсутствие доверия к различным политическим организациям, отсутствие интереса к политической деятельности и неверие в возможность принести стране положительную динамику своими действиями.





