Тьюторинг как условие формирования культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование»
|
Введение
1 Теоретические основы использования тьюторинга как условия формирования культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 7
1.1 Психолого-педагогическая сущность культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 7
1.2 Состояние проблемы формирования культурно-досуговой компетенции
студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» в педагогической теории и практике 15
1.3 Тьюторинг: социальное явление и педагогическая категория 34
Выводы по 1 главе 45
2 Реализация тьюторинга как условия формирования культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 46
2.1 Принципы, формы и методы тьюторинга при работе со студентами
бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 46
2.2 Содержание тьюторинга как условия формирования культурно-досуговой
компетенций студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 56
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы сформированности
культурно-досуговой компетенций студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 64
Выводы по 2 главе 78
Заключение 79
Список использованных источников 81
Приложение А Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности (Н.П. Фетискин) 87
Приложение Б Диагностика для определения когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка) 88
Приложение В Тест на определение культурно-ценностных ориентации (Дж. Таусенд) 94
1 Теоретические основы использования тьюторинга как условия формирования культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 7
1.1 Психолого-педагогическая сущность культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 7
1.2 Состояние проблемы формирования культурно-досуговой компетенции
студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» в педагогической теории и практике 15
1.3 Тьюторинг: социальное явление и педагогическая категория 34
Выводы по 1 главе 45
2 Реализация тьюторинга как условия формирования культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 46
2.1 Принципы, формы и методы тьюторинга при работе со студентами
бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 46
2.2 Содержание тьюторинга как условия формирования культурно-досуговой
компетенций студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 56
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы сформированности
культурно-досуговой компетенций студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 64
Выводы по 2 главе 78
Заключение 79
Список использованных источников 81
Приложение А Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности (Н.П. Фетискин) 87
Приложение Б Диагностика для определения когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка) 88
Приложение В Тест на определение культурно-ценностных ориентации (Дж. Таусенд) 94
Сегодня, в связи с модернизацией содержания образовательных программ высшей школы, наиболее актуальным становится повышение качества образования, основанное на формировании ключевых компетенций. Очевидно, что совокупность знаний, умений, навыков, тот набор общекультурных и профессиональных компетенций, которые получает студент на выходе из учебного заведения, обеспечивает его конкурентоспособность.
В этой связи требуют более глубокого изучения вопросы соотношения профессиональных знаний и умений студентов, необходим поиск путей повышения эффективности применения теоретических знаний в практической деятельности будущего педагога. Актуальным являются вопросы подготовки специалистов направления «Педагогическое образование» за счет усиления культурно-досуговой направленности во внеучебной деятельности.
Досуг - одна из составляющих жизнедеятельности современного молодого человека, а также важный фактор в формировании культурно-досуговой компетентности будущего специалиста. Несмотря на ограниченность материальных и временных ресурсов, которые испытывают большинство студентов, они находят возможность для саморазвития вне деятельности профессиональной сферы в форме всевозможных хобби, увлечений, интересов. В процессе реализации своих потребностей в сфере досуга студенты приобретают многие профессиональные навыки, получают возможности творческой самореализации и опыт практической работы.
Таким образом, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определяет актуальность темы настоящего исследования и возможность её специального изучения.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать тьюторинг как условие формирования культурно-досуговой компетенции студентов направления подготовки «Педагогическое образование».
Объект исследования: формирование культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование».
Предмет исследования: условия формирования культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование».
Гипотеза исследования: формирование культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» будет более результативным, если тьюторинг предполагает:
- освещение культурно-досуговых ресурсов вуза;
- организацию интерактивных встреч с деятелями культуры и искусства;
- реализацию культурно-досуговых проб.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы использования тьюторинга при формировании культурно-досуговой компетенции у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование»;
- определить критерии сформированности культурно-досуговой компетенции у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование»;
- разработать тьюторинг по формированию культурно-досуговой компетенции у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование»;
- обосновать и реализовать на практике тьюторинг по формированию культурно-досуговой компетенции у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование».
Методологической основой исследования явились: философские и психолого-педагогические концепции, раскрывающие общенаучные категории «компетенция» (Л.А. Борисова, М.В. Головко, И.А. Зимняя, Н.В. Лебедкова, О.М. Морозова и др.), «культурно-досуговая деятельность» ( Г. А. Аванесова
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы; наблюдение и анализ проводимых занятий; опросные методы (анкетирование, беседа); опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий этапы; математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
База научного исследования - Институт педагогики, психологии и социологии СФУ. Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами первого курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», г. Красноярск. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 44 человека. Исследование выполнялось с 2014 по 2016 годы. В ходе исследования был проведен анализ культурно-досуговых сфер СФУ.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы студентами вуза при написании курсовых и бакалаврских работ, методический материал может стать основой при организации внеучебной деятельности студентов в вузе.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями; использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, их адекватностью предмету, цели и задачам исследования; разносторонней проверкой теоретических положений и практических рекомендаций, а также реальными положительными результатами опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в институте педагогики, психологии и социологии СФУ (г Красноярск); участия в работе методических семинаров магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Менеджмент образовательных инноваций»; обсуждения материалов и результатов исследования на заседании кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования ИППС СФУ.
Результаты исследований были представлены на Всероссийских и международных конференциях: VIII Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: соотношение индивидуального и коллективного в обучении», Международной научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука: проспект Свободный», III Международной научно¬образовательном форуме «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» и др.
Основные положения диссертации отражены в публикациях научных статей и тезисов.
Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка, приложений.
В этой связи требуют более глубокого изучения вопросы соотношения профессиональных знаний и умений студентов, необходим поиск путей повышения эффективности применения теоретических знаний в практической деятельности будущего педагога. Актуальным являются вопросы подготовки специалистов направления «Педагогическое образование» за счет усиления культурно-досуговой направленности во внеучебной деятельности.
Досуг - одна из составляющих жизнедеятельности современного молодого человека, а также важный фактор в формировании культурно-досуговой компетентности будущего специалиста. Несмотря на ограниченность материальных и временных ресурсов, которые испытывают большинство студентов, они находят возможность для саморазвития вне деятельности профессиональной сферы в форме всевозможных хобби, увлечений, интересов. В процессе реализации своих потребностей в сфере досуга студенты приобретают многие профессиональные навыки, получают возможности творческой самореализации и опыт практической работы.
Таким образом, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определяет актуальность темы настоящего исследования и возможность её специального изучения.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать тьюторинг как условие формирования культурно-досуговой компетенции студентов направления подготовки «Педагогическое образование».
Объект исследования: формирование культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование».
Предмет исследования: условия формирования культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование».
Гипотеза исследования: формирование культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» будет более результативным, если тьюторинг предполагает:
- освещение культурно-досуговых ресурсов вуза;
- организацию интерактивных встреч с деятелями культуры и искусства;
- реализацию культурно-досуговых проб.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы использования тьюторинга при формировании культурно-досуговой компетенции у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование»;
- определить критерии сформированности культурно-досуговой компетенции у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование»;
- разработать тьюторинг по формированию культурно-досуговой компетенции у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование»;
- обосновать и реализовать на практике тьюторинг по формированию культурно-досуговой компетенции у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование».
Методологической основой исследования явились: философские и психолого-педагогические концепции, раскрывающие общенаучные категории «компетенция» (Л.А. Борисова, М.В. Головко, И.А. Зимняя, Н.В. Лебедкова, О.М. Морозова и др.), «культурно-досуговая деятельность» ( Г. А. Аванесова
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы; наблюдение и анализ проводимых занятий; опросные методы (анкетирование, беседа); опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий этапы; математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
База научного исследования - Институт педагогики, психологии и социологии СФУ. Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами первого курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», г. Красноярск. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 44 человека. Исследование выполнялось с 2014 по 2016 годы. В ходе исследования был проведен анализ культурно-досуговых сфер СФУ.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы студентами вуза при написании курсовых и бакалаврских работ, методический материал может стать основой при организации внеучебной деятельности студентов в вузе.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями; использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, их адекватностью предмету, цели и задачам исследования; разносторонней проверкой теоретических положений и практических рекомендаций, а также реальными положительными результатами опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в институте педагогики, психологии и социологии СФУ (г Красноярск); участия в работе методических семинаров магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Менеджмент образовательных инноваций»; обсуждения материалов и результатов исследования на заседании кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования ИППС СФУ.
Результаты исследований были представлены на Всероссийских и международных конференциях: VIII Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: соотношение индивидуального и коллективного в обучении», Международной научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука: проспект Свободный», III Международной научно¬образовательном форуме «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» и др.
Основные положения диссертации отражены в публикациях научных статей и тезисов.
Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка, приложений.
Социокультурная среда предоставляет сегодня большие возможности для разнообразия досуговой деятельности, но при этом создает проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием досугового потенциала для развития культурно-досуговой компетенции личности.
Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту, к числу важнейших общекультурных (универсальных) компетенций выпускника относится владение культурой мышления, способность анализировать мировоззренческие проблемы, понимать значение культуры как формы человеческого существования, иметь представление об основах, ходе и тенденциях человеческой цивилизации, о месте человека в истории.
Будущему профессионалу уже на студенческой скамье необходимо овладеть технологией социальной коммуникации, достижениями мирового и отечественного художественного наследия, сформировать собственную позицию по отношению к художественным практикам современности. То есть, речь идет не о простом обогащении студента разнообразными сведениями о культуре, а о формировании личности, имеющей собственный культурный образ и облик, способной к саморазвитию, умению адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, реализовывать себя в конкурентном мире, вносить творческий вклад в культуру.
Позитивные результаты, полученные в итоге исследования, позволяют признать теоретическую и практическую значимость разработанного тьюторинга как условия формирования культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование».
Подтверждением позитивных результатов являются приведенные в диссертационной работе данные, выраженные в таблицах и диаграммах.
Результаты исследования позволили сформулировать конкретные
рекомендации:
- Целесообразно освещать культурно-досуговых ресурсов вуза.
- Целесообразно организовать для студентов встречи с деятелями культуры и искусства, выходы в музеи и театры и др.
- Целесообразно организовывать культурно-досуговые пробы.
Проведенное исследование лишь один из подходов в разработке перспективной теоретической и практической проблемы, не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы.
Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту, к числу важнейших общекультурных (универсальных) компетенций выпускника относится владение культурой мышления, способность анализировать мировоззренческие проблемы, понимать значение культуры как формы человеческого существования, иметь представление об основах, ходе и тенденциях человеческой цивилизации, о месте человека в истории.
Будущему профессионалу уже на студенческой скамье необходимо овладеть технологией социальной коммуникации, достижениями мирового и отечественного художественного наследия, сформировать собственную позицию по отношению к художественным практикам современности. То есть, речь идет не о простом обогащении студента разнообразными сведениями о культуре, а о формировании личности, имеющей собственный культурный образ и облик, способной к саморазвитию, умению адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, реализовывать себя в конкурентном мире, вносить творческий вклад в культуру.
Позитивные результаты, полученные в итоге исследования, позволяют признать теоретическую и практическую значимость разработанного тьюторинга как условия формирования культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование».
Подтверждением позитивных результатов являются приведенные в диссертационной работе данные, выраженные в таблицах и диаграммах.
Результаты исследования позволили сформулировать конкретные
рекомендации:
- Целесообразно освещать культурно-досуговых ресурсов вуза.
- Целесообразно организовать для студентов встречи с деятелями культуры и искусства, выходы в музеи и театры и др.
- Целесообразно организовывать культурно-досуговые пробы.
Проведенное исследование лишь один из подходов в разработке перспективной теоретической и практической проблемы, не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы.



