Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тьюторинг как условие формирования культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование»

Работа №20273

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
523
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретические основы использования тьюторинга как условия формирования культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 7
1.1 Психолого-педагогическая сущность культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 7
1.2 Состояние проблемы формирования культурно-досуговой компетенции
студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» в педагогической теории и практике 15
1.3 Тьюторинг: социальное явление и педагогическая категория 34
Выводы по 1 главе 45
2 Реализация тьюторинга как условия формирования культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 46
2.1 Принципы, формы и методы тьюторинга при работе со студентами
бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 46
2.2 Содержание тьюторинга как условия формирования культурно-досуговой
компетенций студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 56
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы сформированности
культурно-досуговой компетенций студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» 64
Выводы по 2 главе 78
Заключение 79
Список использованных источников 81
Приложение А Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности (Н.П. Фетискин) 87
Приложение Б Диагностика для определения когнитивно-деятельностного стиля (Л. Ребекка) 88
Приложение В Тест на определение культурно-ценностных ориентации (Дж. Таусенд) 94


Сегодня, в связи с модернизацией содержания образовательных программ высшей школы, наиболее актуальным становится повышение качества образования, основанное на формировании ключевых компетенций. Очевидно, что совокупность знаний, умений, навыков, тот набор общекультурных и профессиональных компетенций, которые получает студент на выходе из учебного заведения, обеспечивает его конкурентоспособность.
В этой связи требуют более глубокого изучения вопросы соотношения профессиональных знаний и умений студентов, необходим поиск путей повышения эффективности применения теоретических знаний в практической деятельности будущего педагога. Актуальным являются вопросы подготовки специалистов направления «Педагогическое образование» за счет усиления культурно-досуговой направленности во внеучебной деятельности.
Досуг - одна из составляющих жизнедеятельности современного молодого человека, а также важный фактор в формировании культурно-досуговой компетентности будущего специалиста. Несмотря на ограниченность материальных и временных ресурсов, которые испытывают большинство студентов, они находят возможность для саморазвития вне деятельности профессиональной сферы в форме всевозможных хобби, увлечений, интересов. В процессе реализации своих потребностей в сфере досуга студенты приобретают многие профессиональные навыки, получают возможности творческой самореализации и опыт практической работы.
Таким образом, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определяет актуальность темы настоящего исследования и возможность её специального изучения.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать тьюторинг как условие формирования культурно-досуговой компетенции студентов направления подготовки «Педагогическое образование».
Объект исследования: формирование культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование».
Предмет исследования: условия формирования культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование».
Гипотеза исследования: формирование культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» будет более результативным, если тьюторинг предполагает:
- освещение культурно-досуговых ресурсов вуза;
- организацию интерактивных встреч с деятелями культуры и искусства;
- реализацию культурно-досуговых проб.
В соответствии с целью, гипотезой, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
- исследовать теоретические основы использования тьюторинга при формировании культурно-досуговой компетенции у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование»;
- определить критерии сформированности культурно-досуговой компетенции у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование»;
- разработать тьюторинг по формированию культурно-досуговой компетенции у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование»;
- обосновать и реализовать на практике тьюторинг по формированию культурно-досуговой компетенции у студентов бакалавриата направления «Педагогическое образование».
Методологической основой исследования явились: философские и психолого-педагогические концепции, раскрывающие общенаучные категории «компетенция» (Л.А. Борисова, М.В. Головко, И.А. Зимняя, Н.В. Лебедкова, О.М. Морозова и др.), «культурно-досуговая деятельность» ( Г. А. Аванесова
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы; наблюдение и анализ проводимых занятий; опросные методы (анкетирование, беседа); опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий этапы; математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы.
База научного исследования - Институт педагогики, психологии и социологии СФУ. Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами первого курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Тьютор», г. Красноярск. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 44 человека. Исследование выполнялось с 2014 по 2016 годы. В ходе исследования был проведен анализ культурно-досуговых сфер СФУ.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы студентами вуза при написании курсовых и бакалаврских работ, методический материал может стать основой при организации внеучебной деятельности студентов в вузе.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями; использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, их адекватностью предмету, цели и задачам исследования; разносторонней проверкой теоретических положений и практических рекомендаций, а также реальными положительными результатами опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы в институте педагогики, психологии и социологии СФУ (г Красноярск); участия в работе методических семинаров магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Менеджмент образовательных инноваций»; обсуждения материалов и результатов исследования на заседании кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования ИППС СФУ.
Результаты исследований были представлены на Всероссийских и международных конференциях: VIII Всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: соотношение индивидуального и коллективного в обучении», Международной научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука: проспект Свободный», III Международной научно¬образовательном форуме «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» и др.
Основные положения диссертации отражены в публикациях научных статей и тезисов.
Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социокультурная среда предоставляет сегодня большие возможности для разнообразия досуговой деятельности, но при этом создает проблемную ситуацию, связанную с эффективным использованием досугового потенциала для развития культурно-досуговой компетенции личности.
Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту, к числу важнейших общекультурных (универсальных) компетенций выпускника относится владение культурой мышления, способность анализировать мировоззренческие проблемы, понимать значение культуры как формы человеческого существования, иметь представление об основах, ходе и тенденциях человеческой цивилизации, о месте человека в истории.
Будущему профессионалу уже на студенческой скамье необходимо овладеть технологией социальной коммуникации, достижениями мирового и отечественного художественного наследия, сформировать собственную позицию по отношению к художественным практикам современности. То есть, речь идет не о простом обогащении студента разнообразными сведениями о культуре, а о формировании личности, имеющей собственный культурный образ и облик, способной к саморазвитию, умению адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, реализовывать себя в конкурентном мире, вносить творческий вклад в культуру.
Позитивные результаты, полученные в итоге исследования, позволяют признать теоретическую и практическую значимость разработанного тьюторинга как условия формирования культурно-досуговой компетенции студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование».
Подтверждением позитивных результатов являются приведенные в диссертационной работе данные, выраженные в таблицах и диаграммах.
Результаты исследования позволили сформулировать конкретные
рекомендации:
- Целесообразно освещать культурно-досуговых ресурсов вуза.
- Целесообразно организовать для студентов встречи с деятелями культуры и искусства, выходы в музеи и театры и др.
- Целесообразно организовывать культурно-досуговые пробы.
Проведенное исследование лишь один из подходов в разработке перспективной теоретической и практической проблемы, не претендует на полноту раскрытия всех аспектов поднятой проблемы.



1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие / Г. А. Аванесова. — Москва : Аспеки Пресс, 2006.— 233
2. Александрова, Е. А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока : монография / Е. А. Александрова, Е. А. Андреева. - М. : СФК-Офис, 2013. - 156 с.
3. Алтунин, А.В. Психологические особенности молодых людей, имеющих установку на повышенный уровень самореализации, в условиях интенсивной личностно значимой деятельности : автореф. дис. ... кандидата псих. наук : 19.00.01 / Алтунин Алексей Валерьевич. - М., 2012. - 22 с.
4. Анциферов, Н. П. Пути изучения города как социального организма : науч. изд. / Н. П. Анциферов. - Л. : «Сеятель» Е. В. Высоцкого, 1926. - 148 с.
5. Ариарский, М. А. Прикладная культурология : учебник / М. А. Ариарский. - СПб.: Издательство «Эго», 2001. - 288 с.
6. Атласова, О. М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Атласова Ольга Михайлова. - СПб, 1995. - 24 с
7. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3 - 13.
8. Батышев, В. В. Энциклопедия профессионального образования : учебное пособие / В. В. Батышев. - М.: Российская Академия образования, ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 488 с
9. Бекузарова, Н. В. Культурно-досуговая деятельность и ее организация студентами СФУ / Н. В. Бекузарова, А. В. Смоленцева // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». - 2015. - № 5. ( № 1816 в Перечне российских рецензируемых научных журналов)
10. Белицкая, Е. В. Тьюторская система обучения в современном образовании Англии : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Белицкая Евгения Викторовна. - Волгоград, 2012. - 24 с.
11. Богданович, М. В. Иностранные университеты : науч. Изд. /М. В. Богданович, А. А. Барбарига, Н. В. Федорова. - Москва, 1899. - 301 с.
12. Болотов, В. А. Теория и практика реформирования педагогического образования в условиях социальных перемен: автореф. дис. . докт. пед. Наук : 13.00.08 / Болотов Виктор Александрович. - СПб, 2001. - 43 с
13. Бусыгина, А.Л. Профессия - профессор. - Самара: Изд-во Самар. ГПУ,1999. - 198 с
14. Васильева, Е. Н. Тьюторство как механизм непрерывного профессионального образования педагога : учебное пособие // Е. Н. Васильева. - Москва ИНФРА-М, 2006. - 366 с.
15. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. - М.: Флинта, 1998. - 240 с.
16. Габдулхаков, В. Ф. Одаренный ребенок и талантливый педагог: индикаторы профессионального мастерства педагога в контексте детерминантов одаренности и девиации : монография / В. Ф. Габдулхаков. - Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. - 258 с.
17. Габдулхаков, В. Ф. Тьюторинг творческой деятельности: компоненты педагогической технологии: монография / В. Ф. Габдулхаков. - М.: НПО «МОДЭК» - 2013. - 250 с.
18. Государственная программа Российской федерации «Развитие
образования» на 20013-2020 годы [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства России от 15 апреля 2014 г. № 295 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=197638
19. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы : учеб. пособие для вузов /
М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович - Мн. Тесей, 2003. - 383 с.
20. Клибанов, А. И. Духовная культура средневековой Руси. Материалы к курсу «Культура Древней Руси»: пособие для студентов высших учебных заведений / А. И. Клибанов. - Москва : А.О. Аспект Пресс, 1994. - 31 с.
21. Ковалева, Т. М. Тьюторство в открытом образовательном пространстве: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения : монография / Т. М. Ковалева. - М. : Academia, 2011. - 248 с.
22. Ковалева, Т. М. Тьюторство как ресурс для системы РО Д.Б. Эльконина -
В.В. Давыдова : монография / Т. М. Ковалева, М. Ю. Чередилина. - М. : Авторский Клуб, 2015. - 56 с.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогика : учеб. пособие для вузов / Г. М. Коджаспирова. - М.: Юрайт, 2015. — 719 с.
24. Колокольникова, З.У Формирование профессионально-личностных компетенций студента педвуза во внеучебной деятельности (на примере телестудии) / З.У. Колокольникова, А. В. Смоленцева // Сборник статей по материалам IX Международной научно-практической конференции - Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения» [Электронный ресурс]. — Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева , 2014. — Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23459255
25. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 года № 1662-р // Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа: http: //www.ifap .ru/ofdocs/rus/rus006. pdf
26. Кошман, Л. В. Очерки русской культуры. Конец XIX - начало ХХ века. Т.
1. Общественно-культурная среда : учебное пособие /Л. В. Кошман. - М.: МГУ,2011. -880 с.
27. Кошман, Л. В. Культурное пространство русского города XIX - начала XX вв. К вопросу о креативности исторической памяти [Электронный ресурс] /
Л. В. Кошман // NB: Культуры и искусства. - 2013. - № 2. - Режим доступа: http://e-notabene.ru/ca/article_639.html
28. Медведева, А. В. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства [Электронный ресурс] / А. В. Медведева, И. Б. Клюбина // Дальневосточный федеральный университет. - 2014. - Режим доступа: http://uss.dvfu.ru/struct/publish_center/index.php?p=epublications.
29. Мезенцева, О. И. Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога : монография / О. И. Мезенцева, Е. В. Кузнецова. - Новосибирск, 2013. - 158 с.
30. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособности личности : учеб. пособие / Л. М. Митина. - Москва : НПО «МО- ДЭК», 2002. - 400 с.
31. Могилянский, Н. М. Областной или местный музей как тип культурного учреждения : учебник / Н. М. Могилянский. - Москва, 1917. - 405 с.
32. Мосалев, Б.Г. Досуг : учебное пособие / Б. Г. Мосалев. - М.: МГУК, 2003. - 85 с.
33. Педагогическая акмеология / А. К. Маркова [и др.]. - Екатеринбург,2012. - 424 с.
34. Пилипчевская, Н. В. Тьюторская деятельность: теория и практика : учебно-методическое пособие / Н. В. Пилипчевская. - Красноярск : Красноярс. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева, 2009. - 136 с.
35. Пиралова, О. Ф. Современное обучение инженеров профессиональным дисциплинам в условиях многоуровневой подготовки : учебное пособие / О. Ф. Пиралова. - М.: Издательство «Академия Естествознания», 2009. - 87 с.
36. Полукаров, В. В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды : учебное пособие / В. В. Полукаров. - М.: Моделирование воспитательных систем: теория-практика, 1995. - 118 с.
37. Проблемы и перспективы развития системы образования в условиях реформ / Ж. А. Бейсембаева [и др.] - М., 2014. - 225 с.
38. Профессия «Тьютор» / Т. М. Ковалева [и др.]. - Тверь, 2012. - 246 с.
39. Смоленцева, А. В. Сформированность культурно-досуговой компетенции - основа формирования инициативы и самостоятельности у студентов / А. В. Смоленцева // Международная научная конференция «Молодежь и наука: проспект Свободный-2016». Режим доступа:http://conf.sfu-kras.ru/mn2016
40. Смоленцева, А. В. Тьюторинг: социальное явление и педагогическая категория / А. В. Смоленцева, Е. Ф. Пивоварова // Международная научная конференция «Молодежь и наука: проспект Свободный», посвященная 70- летию Великой Победы /отв. ред. О. А. Краев — Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2015 Режим доступа:http://nocmu.sfu-kras.ru/direction/ -.pdf
41. Смоленцева, А. В. Досуг как способ формирования культурно-досуговой компетенции / А. В. Смоленцева // Международный научно-исследовательский журнал. Сборник по результатам XXXVII заочной научной конференции International Research Journal. Часть 4, №3 (34). - Екатеринбург, 2015
42. Смолянинова, О. Г. Компетентностный подход в педагогическом образовании в контексте использования мультимедиа : монография / О. Г. Смолянинова. - Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 2006. - 172 с..
43. Тислянкова, Н. И. Формирование культурно-досуговой компетенции у студентов в открытом профессиональном образовании / СИСП. - 2012. -№9. -С.76 - 82
44. Тонконогая, Е. П. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ / Е. П. Тонконогая. - М.: Педагогика, 1989. - 127 с.
45. Тьюторский дневник: методическое приложение к программе повышения квалификации «Обеспечение уровня общего образования средствами образовательных программ» / Л. Н.Антропянская, Н. В. Муха, Ф. У. Мухамедова, М. А. Подоплекина, Д. В. Расколенко, О. Ю. Яновская - Томск, 2004. - 365 с.
46. Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической конференции : научный сборник / Перм.гос.гуманит.-пед. ун-т. ; ред. Л. А. Косолапова. - Пермь: ПГГПУ, 2012. - 205 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 04 декабря 2015 г. № 1426. // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - Режим доступа:http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94
48. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп : учебное пособие / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М. : Институт Психотерапии, 2002. - 337 с.
49. Шевченко, С. А. Формирование культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Шевченко Светлана Алексеевна. - Волгоград, 2008, - 35 с.
50. Valerian, F. Gabdulhakov. Indicators of professional skill of the teacher in the context of the determinants of gifted and deviation / Albert V. Gabdulhakov, Valerian F. Gabdulhakov // Modern scientific achievements: materials of the international scientifically-practical conference. - Prague, 2013. Page 34-45.
51. Valerian, F. Gabdulhakov. Tutor as a technology for the development of creativity / Albina V. Gabdulhakova, Valerian F. Gabdulhakov.// Modern scientific achievements: materials of the international scientifically-practical conference. - Prague, 2013. Page 124-130.
52. Valerian, F. Gabdulhakov. Design of technology of personification / Venera T. Boltayeva, Valerian F. Gabdulhakov. // Modern scientific achievements: materials of the international scientifically-practical conference. - Prague, 2013. Page 54-49.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ