МОДЕРНИЗАЦИЯ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ГАЗ-3307
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 9
1.1 Назначение сцепления 9
1.2 Требование к сцеплению 9
1.3 Анализ основных типов сцепления 10
1.4 Обоснование применения модернизированного сцепления 20
2 КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ 23
2.1 Анализ проектируемой модели сцепления 23
2.2. Описание работы и функций элементов сцепления 24
2.3 Прочностной расчет элементов сцепления 34
2.4 Технология сборки и обслуживания сцепления 57
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 61
3.1Служебное назначение и конструкция детали 61
3.2 Анализ технологичности детали 62
3.3 Технологический процесс изготовления детали 65
3.4 Расчет и нормирование технологических операций 66
4 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 76
4.1 Организационный раздел 76
4.2 Затраты по смете квалификационной работы 78
4.3 Экономическое обоснование 84
5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 89
5.1 Требования безопасности, предъвляемые к конструкции сцепления 89
5.2 Требования безопасности, предъяляемые к конструкции сцепления 90
5.3 Мероприятия по созданию безопасных условий экплуатации, ремонта 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98
ВВЕДЕНИЕ 6
1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 9
1.1 Назначение сцепления 9
1.2 Требование к сцеплению 9
1.3 Анализ основных типов сцепления 10
1.4 Обоснование применения модернизированного сцепления 20
2 КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ 23
2.1 Анализ проектируемой модели сцепления 23
2.2. Описание работы и функций элементов сцепления 24
2.3 Прочностной расчет элементов сцепления 34
2.4 Технология сборки и обслуживания сцепления 57
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 61
3.1Служебное назначение и конструкция детали 61
3.2 Анализ технологичности детали 62
3.3 Технологический процесс изготовления детали 65
3.4 Расчет и нормирование технологических операций 66
4 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 76
4.1 Организационный раздел 76
4.2 Затраты по смете квалификационной работы 78
4.3 Экономическое обоснование 84
5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 89
5.1 Требования безопасности, предъвляемые к конструкции сцепления 89
5.2 Требования безопасности, предъяляемые к конструкции сцепления 90
5.3 Мероприятия по созданию безопасных условий экплуатации, ремонта 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98
Грузовые автомобили являются транспортными средствами,
предназначенным для перевозки грузов.
Среднетоннажные грузовые автомобили семейства ГАЗ отличаются универсальностью, выносливостью, способны работать в любых дорожных условиях городской и сельской местности с самыми разнообразными ландшафтами, поэтому их можно встретить на всех дорогах России и СНГ. Среднетоннажные грузовики ГАЗ просты в эксплуатации и обслуживании, рассчитаны на эксплуатацию в различных климатических условиях при температурах окружающей среды от минус 40 до 50 °С. Они могут работать в средних широтах, в условиях Крайнего Севера и в странах с тропическим климатом. Эти автомобили являются базовыми моделями, т.е. основными среди семейств автомобилей, собираемых главным образом из одинаковых агрегатов. На основе каждой базовой модели выпускают ряд ее модификаций, удовлетворяющих определенным требованиям и условиям эксплуатации и таким образом отличающих модификации от базовой модели. Особенностями каждого семейства рассматриваемых автомобилей ГАЗ являются их компоновка, высокая степень унификации деталей, узлов, агрегатов и отсутствие точек смазывания шасси, благодаря чему сокращаются время и трудоемкость технического обслуживания.
К основным направлениям развития конструкций грузовых автомобилей следует отнести:
- уменьшение массы (за счет применения пластмасс, более тонкого проката и
проката из сплавов на основе алюминия);
- улучшение передачи крутящего момента;
- увеличение надежность узлов и агрегатов
Однако все эти усовершенствования смогут быть в полной мере реализованы только при достижении высокого технического уровня трансмиссии автомобиля.Трансмиссия - совокупность механизмов и агрегатов для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам машины. Трансмиссия заднеприводного автомобиля включает последовательно располложенные муфту сцепления, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал и полуоси. Посредством трансмиссии происходит изменение направления и величины вращающего момента.Основным звеном для передачи вращающего момента от коленвала двигателя к коробке перемены передач является муфта сцепления. Сцепление предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач, а также предохранения элементов трансмиссии от перегрузок.
Среднетоннажный грузовой автомобиль ГАЗ-3307, представленный на рисунке 1, имеет сцепление однодисковое, сухое, рычажное, с периферийными пружинами, гасителем крутильных колебаний.
Рисунок 1 - Среднетоннажный грузовой автомобиль ГАЗ-3307
Известны недостатки муфты сцепления с периферийными пружинами: -снижение нажимного усилия и передаваемого момента трения вплоть до
наступления пробуксовывания сцепления в процессе эксплуатации;деформацию и уменьшение осевого усилия, а, следовательно, коэффициента запаса сцепления;
- возрастание усилия на педаль, необходимое для удержания сцепления в выключенном положении;
- сложность конструкции и сравнительно большая номенклатура деталей;
- значительные габаритное размеры и масса сцепления.
Цель квалификационной работы - совершенствование конструкции муфты сцепления среднетоннажного грузового автомобиля ГАЗ-3307.
Задачи квалификационной работы:
- анализ тенденции развития муфт сцепления автомобилей;
- выбор и обоснование перспективной конструкции муфты сцепления;
- разработка и расчет конструкции усовершенствованной муфты сцепления.
предназначенным для перевозки грузов.
Среднетоннажные грузовые автомобили семейства ГАЗ отличаются универсальностью, выносливостью, способны работать в любых дорожных условиях городской и сельской местности с самыми разнообразными ландшафтами, поэтому их можно встретить на всех дорогах России и СНГ. Среднетоннажные грузовики ГАЗ просты в эксплуатации и обслуживании, рассчитаны на эксплуатацию в различных климатических условиях при температурах окружающей среды от минус 40 до 50 °С. Они могут работать в средних широтах, в условиях Крайнего Севера и в странах с тропическим климатом. Эти автомобили являются базовыми моделями, т.е. основными среди семейств автомобилей, собираемых главным образом из одинаковых агрегатов. На основе каждой базовой модели выпускают ряд ее модификаций, удовлетворяющих определенным требованиям и условиям эксплуатации и таким образом отличающих модификации от базовой модели. Особенностями каждого семейства рассматриваемых автомобилей ГАЗ являются их компоновка, высокая степень унификации деталей, узлов, агрегатов и отсутствие точек смазывания шасси, благодаря чему сокращаются время и трудоемкость технического обслуживания.
К основным направлениям развития конструкций грузовых автомобилей следует отнести:
- уменьшение массы (за счет применения пластмасс, более тонкого проката и
проката из сплавов на основе алюминия);
- улучшение передачи крутящего момента;
- увеличение надежность узлов и агрегатов
Однако все эти усовершенствования смогут быть в полной мере реализованы только при достижении высокого технического уровня трансмиссии автомобиля.Трансмиссия - совокупность механизмов и агрегатов для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам машины. Трансмиссия заднеприводного автомобиля включает последовательно располложенные муфту сцепления, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал и полуоси. Посредством трансмиссии происходит изменение направления и величины вращающего момента.Основным звеном для передачи вращающего момента от коленвала двигателя к коробке перемены передач является муфта сцепления. Сцепление предназначено для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач, а также предохранения элементов трансмиссии от перегрузок.
Среднетоннажный грузовой автомобиль ГАЗ-3307, представленный на рисунке 1, имеет сцепление однодисковое, сухое, рычажное, с периферийными пружинами, гасителем крутильных колебаний.
Рисунок 1 - Среднетоннажный грузовой автомобиль ГАЗ-3307
Известны недостатки муфты сцепления с периферийными пружинами: -снижение нажимного усилия и передаваемого момента трения вплоть до
наступления пробуксовывания сцепления в процессе эксплуатации;деформацию и уменьшение осевого усилия, а, следовательно, коэффициента запаса сцепления;
- возрастание усилия на педаль, необходимое для удержания сцепления в выключенном положении;
- сложность конструкции и сравнительно большая номенклатура деталей;
- значительные габаритное размеры и масса сцепления.
Цель квалификационной работы - совершенствование конструкции муфты сцепления среднетоннажного грузового автомобиля ГАЗ-3307.
Задачи квалификационной работы:
- анализ тенденции развития муфт сцепления автомобилей;
- выбор и обоснование перспективной конструкции муфты сцепления;
- разработка и расчет конструкции усовершенствованной муфты сцепления.
При выполнении дипломного проекта проводился анализ конструкции сцеплений.
На основании проведенных в дипломном проекте анализу расчету выбранной конструкции сцепления с диафрагменной пружиной, можно сделать следующие основные выводы, что данная конструкция и ее параметры вполне соответствует требованиям, предъявляемым к муфтам сцеплений грузового автомобиля с грузоподъемностью 4,5 тонн. Также данная конструкция позволяет уменьшить осевой габарит, гораздо улучшена технологичность и облегчено центрирование сцепления, что подтверждает очевидное преимущество перед однотипной и ранее рассмотренной конструкцией сцепления. Надежная работа сцепления зависит от ряда факторов, такие как правильная эксплуатация и своевременное техническое обслуживание. Разработан технологический процесс детали с минимальным изменением его конструкции.
Выбранный в результате сравнительного анализа вариант конструкции отличается меньшей металлоемкостью, а так же повышенной надежностью.
Организация мер безопасности увеличивает травмобезопасность при обслуживании сцепления позволяет уменшить количество несчастных случаев.
Перспективными направлением являютсяинтегрированные в общую систему использование новых материалов и устройств. Однако,их большая стоимость, а также высокая стоимостьремонтаи обслуживания, пока сдерживают их распространение. Поэтому рациональнее точечно изменять конструкцию устройств, выявляя их недостатки,чтопозволит максимально использовать преимущества новых материалов и уменьшить недостатки существующих систем сцеплений. В целом разработанный проект может быть рекомендован для внедрения в производство
На основании проведенных в дипломном проекте анализу расчету выбранной конструкции сцепления с диафрагменной пружиной, можно сделать следующие основные выводы, что данная конструкция и ее параметры вполне соответствует требованиям, предъявляемым к муфтам сцеплений грузового автомобиля с грузоподъемностью 4,5 тонн. Также данная конструкция позволяет уменьшить осевой габарит, гораздо улучшена технологичность и облегчено центрирование сцепления, что подтверждает очевидное преимущество перед однотипной и ранее рассмотренной конструкцией сцепления. Надежная работа сцепления зависит от ряда факторов, такие как правильная эксплуатация и своевременное техническое обслуживание. Разработан технологический процесс детали с минимальным изменением его конструкции.
Выбранный в результате сравнительного анализа вариант конструкции отличается меньшей металлоемкостью, а так же повышенной надежностью.
Организация мер безопасности увеличивает травмобезопасность при обслуживании сцепления позволяет уменшить количество несчастных случаев.
Перспективными направлением являютсяинтегрированные в общую систему использование новых материалов и устройств. Однако,их большая стоимость, а также высокая стоимостьремонтаи обслуживания, пока сдерживают их распространение. Поэтому рациональнее точечно изменять конструкцию устройств, выявляя их недостатки,чтопозволит максимально использовать преимущества новых материалов и уменьшить недостатки существующих систем сцеплений. В целом разработанный проект может быть рекомендован для внедрения в производство





