Повышение надежности автомобилей применением действенного контроля за техническим состоянием их рулевых механизмов и подвески
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 10
1.1 Актуальность проблемы контроля технического состояния автомобилей в
России 10
1.2 Изменения в проведении технического осмотра транспортных средств, са-
морегулируемые организации 12
1.3 Проведение технического осмотра транспортных средств Российским
Союзом Автостраховщиков
(РСА) 14
1.4 Цели и задачи проекта 15
1.5 Анализ состояния аварийности на автомобильном транспорте .15
1.6 Задачи, решаемые в проекте 19
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙРАЗДЕЛ 21
2.1 Подготовка к работе 21
2.2. Выбор оборудования 21
2.3 Методы и средства контроля подвески и рулевых механизмов .31
2.3.1 Основные схемы подвесок автомобилей 31
2.3.2 Контроль неисправности подвески и рулевого управления .33
2.4 Порядок проведения работ 39
2.4.1 Подготовительный этап 39
2.4.2 Этап технической проверки 40
2.4.3 Заключительный этап 42
2.5 Технологический раздел 43
2.5.1 Исходные данные для технологического расчета 43
2.5.2 Расчет количества постов 44
2.5.3. Расчет количества линий 44
Расчет площади производственной зоны центра контроля 45
2.5.5 Расчет количества экспертов 46
2.6 Методика контроля подвески на люфт-детекторе 48
2.7 Технологическая карта проверки узлов подвески и рулевых механизмов на
люфт - детекторе с гидроприводом 49
3 КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ 53
3.1 Обзор конструкции люфт -
детекторов 53
3.1.1 Люфт - детекторы фирмы «Мюллер - Бем» 5 5
3.1.2 Люфт - детекторы фирмы «Маха» 5 6
3.1.3 Люфт - детекторы фирмы «Раваглиоли» 5 7
3.1.4 Люфт - детекторы фирмы «НовГАРО» 5 8
3.2 Описание и анализ конструкции 5 9
3.3 Выбор материала для использования в качестве подшипников скольжения
в люфт-детекторе 65
3.3.1 Обзор материалов 65
3.3.1.1 Текстолит 65
3.3.1.2 Фторопласт - 4 (Ф4) ТУ-6-05-810-88 ГОСТ 10007-80 66
3.3.1.3 Фторопласт-3 68
3.3.1.4 Полиамиды 69
3.3.1.5 Дисперсно-упрочненные композиционные материалы 70
3.3.3 Вывод и окончательный выбор материала 71
3.4 Обзор гидроаппаратуры 71
3.4.1 Гидростанции 71
3.4.2 Гидроцилиндры 74
3.4.3 Гидрораспределители 76
3.5 Гидравлический расчет 7 8
3.5.1 Расчет штока гидроцилиндра 7 8
3.5.2 Проверочный расчет гидроцилиндра 79
3.6 Кинематический расчет конструкции люфт - детектора 81
3.7 Прочностной расчет 8 2
3.7.1 Расчет опоры скольжения и на смятие 82
3.7.2 Расчет профиля платформы 83
3.7.3 Расчёт ползуна на изгиб 84
3.7.4 Расчёт болта платформы на срез 84
3.7.5 Расчёт сварки 85
3.7.6 Расчет проушины подвижной платформы на изгиб 85
3.7.7 Расчет проушины подвижной платформы на срез 86
3.7.8 Расчет проушины подвижной платформы на смятие 87
3.7.9 Расчет болта ползуна на смятие 87
3.7.10 Расчет нагрузки на штифт 88
3.7.11 Расчет оси стопорного механизма фиксирующего устройства 89
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 90
4.1 Освещение 91
4.2 Вентиляция 92
4.3 Микроклимат производственного помещения 95
4.4 Меры, обеспечивающие защиту от электроопасности 97
4.5 Меры, обеспечивающие защиту от травмирования движущимися частями 98
4.6 Пожарная безопасность 99
4.7 Меры, обеспечивающие защиту от шума и
вибрации 100
4.8 Требования ОТ при работе с люфт-детектором 100
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 102
5.1 Расчет объема инвестиций 102
5.2 Доход от оказания услуг пункта технического осмотра 103
5.3 Текущие расходы за год 105
5.3.1. Заработная плата сотрудников 105
Расчет площади производственной зоны центра контроля 45
2.5.5 Расчет количества экспертов 46
2.6 Методика контроля подвески на люфт-детекторе 48
2.7 Технологическая карта проверки узлов подвески и рулевых механизмов на
люфт - детекторе с гидроприводом 49
3 КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ 53
3.1 Обзор конструкции люфт -
детекторов 53
3.1.1 Люфт - детекторы фирмы «Мюллер - Бем» 5 5
3.1.2 Люфт - детекторы фирмы «Маха» 5 6
3.1.3 Люфт - детекторы фирмы «Раваглиоли» 5 7
3.1.4 Люфт - детекторы фирмы «НовГАРО» 5 8
3.2 Описание и анализ конструкции 5 9
3.3 Выбор материала для использования в качестве подшипников скольжения
в люфт-детекторе 65
3.3.1 Обзор материалов 65
3.3.1.1 Текстолит 65
3.3.1.2 Фторопласт - 4 (Ф4) ТУ-6-05-810-88 ГОСТ 10007-80 66
3.3.1.3 Фторопласт-3 68
3.3.1.4 Полиамиды 69
3.3.1.5 Дисперсно-упрочненные композиционные материалы 70
3.3.3 Вывод и окончательный выбор материала 71
3.4 Обзор гидроаппаратуры 71
3.4.1 Гидростанции 71
3.4.2 Гидроцилиндры 74
3.4.3 Гидрораспределители 76
3.5 Гидравлический расчет 7 8
3.5.1 Расчет штока гидроцилиндра 7 8
3.5.2 Проверочный расчет гидроцилиндра 79
3.6 Кинематический расчет конструкции люфт - детектора 81
Лист
] 23.05.01.2018.892.00.00 ПЗ |Т
3.7 Прочностной расчет 8 2
3.7.1 Расчет опоры скольжения и на смятие 82
3.7.2 Расчет профиля платформы 83
3.7.3 Расчёт ползуна на изгиб 84
3.7.4 Расчёт болта платформы на срез 84
3.7.5 Расчёт сварки 85
3.7.6 Расчет проушины подвижной платформы на изгиб 85
3.7.7 Расчет проушины подвижной платформы на срез 86
3.7.8 Расчет проушины подвижной платформы на смятие 87
3.7.9 Расчет болта ползуна на смятие 87
3.7.10 Расчет нагрузки на штифт 88
3.7.11 Расчет оси стопорного механизма фиксирующего устройства 89
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 90
4.1 Освещение 91
4.2 Вентиляция 92
4.3 Микроклимат производственного помещения 95
4.4 Меры, обеспечивающие защиту от электроопасности 97
4.5 Меры, обеспечивающие защиту от травмирования движущимися частями 98
4.6 Пожарная безопасность 99
4.7 Меры, обеспечивающие защиту от шума и
вибрации 100
4.8 Требования ОТ при работе с люфт-детектором 100
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 102
5.1 Расчет объема инвестиций 102
5.2 Доход от оказания услуг пункта технического осмотра 103
5.3 Текущие расходы за год 105
5.3.1. Заработная плата сотрудников 105
Лист
] 23.05.01.2018.892.00.00 ПЗ Г6“
5.3.2. Затраты по охране труда 107
5.3.3 Амортизационные отчисления 108
5.3.4Затраты на электроэнергию 110
5.3.5 Затраты на тепловую энергию и воду 110
5.3.7 Прочие расходы 111
5.4. Экономическая эффективность проекта 112
5.4.1. Прибыль балансовая 112
5.4.3 Прибыль чистая 112
5.4.4 Рентабельность проекта 113
5.4.5 Срок окупаемости проекта 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 115
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 10
1.1 Актуальность проблемы контроля технического состояния автомобилей в
России 10
1.2 Изменения в проведении технического осмотра транспортных средств, са-
морегулируемые организации 12
1.3 Проведение технического осмотра транспортных средств Российским
Союзом Автостраховщиков
(РСА) 14
1.4 Цели и задачи проекта 15
1.5 Анализ состояния аварийности на автомобильном транспорте .15
1.6 Задачи, решаемые в проекте 19
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙРАЗДЕЛ 21
2.1 Подготовка к работе 21
2.2. Выбор оборудования 21
2.3 Методы и средства контроля подвески и рулевых механизмов .31
2.3.1 Основные схемы подвесок автомобилей 31
2.3.2 Контроль неисправности подвески и рулевого управления .33
2.4 Порядок проведения работ 39
2.4.1 Подготовительный этап 39
2.4.2 Этап технической проверки 40
2.4.3 Заключительный этап 42
2.5 Технологический раздел 43
2.5.1 Исходные данные для технологического расчета 43
2.5.2 Расчет количества постов 44
2.5.3. Расчет количества линий 44
Расчет площади производственной зоны центра контроля 45
2.5.5 Расчет количества экспертов 46
2.6 Методика контроля подвески на люфт-детекторе 48
2.7 Технологическая карта проверки узлов подвески и рулевых механизмов на
люфт - детекторе с гидроприводом 49
3 КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ 53
3.1 Обзор конструкции люфт -
детекторов 53
3.1.1 Люфт - детекторы фирмы «Мюллер - Бем» 5 5
3.1.2 Люфт - детекторы фирмы «Маха» 5 6
3.1.3 Люфт - детекторы фирмы «Раваглиоли» 5 7
3.1.4 Люфт - детекторы фирмы «НовГАРО» 5 8
3.2 Описание и анализ конструкции 5 9
3.3 Выбор материала для использования в качестве подшипников скольжения
в люфт-детекторе 65
3.3.1 Обзор материалов 65
3.3.1.1 Текстолит 65
3.3.1.2 Фторопласт - 4 (Ф4) ТУ-6-05-810-88 ГОСТ 10007-80 66
3.3.1.3 Фторопласт-3 68
3.3.1.4 Полиамиды 69
3.3.1.5 Дисперсно-упрочненные композиционные материалы 70
3.3.3 Вывод и окончательный выбор материала 71
3.4 Обзор гидроаппаратуры 71
3.4.1 Гидростанции 71
3.4.2 Гидроцилиндры 74
3.4.3 Гидрораспределители 76
3.5 Гидравлический расчет 7 8
3.5.1 Расчет штока гидроцилиндра 7 8
3.5.2 Проверочный расчет гидроцилиндра 79
3.6 Кинематический расчет конструкции люфт - детектора 81
3.7 Прочностной расчет 8 2
3.7.1 Расчет опоры скольжения и на смятие 82
3.7.2 Расчет профиля платформы 83
3.7.3 Расчёт ползуна на изгиб 84
3.7.4 Расчёт болта платформы на срез 84
3.7.5 Расчёт сварки 85
3.7.6 Расчет проушины подвижной платформы на изгиб 85
3.7.7 Расчет проушины подвижной платформы на срез 86
3.7.8 Расчет проушины подвижной платформы на смятие 87
3.7.9 Расчет болта ползуна на смятие 87
3.7.10 Расчет нагрузки на штифт 88
3.7.11 Расчет оси стопорного механизма фиксирующего устройства 89
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 90
4.1 Освещение 91
4.2 Вентиляция 92
4.3 Микроклимат производственного помещения 95
4.4 Меры, обеспечивающие защиту от электроопасности 97
4.5 Меры, обеспечивающие защиту от травмирования движущимися частями 98
4.6 Пожарная безопасность 99
4.7 Меры, обеспечивающие защиту от шума и
вибрации 100
4.8 Требования ОТ при работе с люфт-детектором 100
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 102
5.1 Расчет объема инвестиций 102
5.2 Доход от оказания услуг пункта технического осмотра 103
5.3 Текущие расходы за год 105
5.3.1. Заработная плата сотрудников 105
Расчет площади производственной зоны центра контроля 45
2.5.5 Расчет количества экспертов 46
2.6 Методика контроля подвески на люфт-детекторе 48
2.7 Технологическая карта проверки узлов подвески и рулевых механизмов на
люфт - детекторе с гидроприводом 49
3 КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ 53
3.1 Обзор конструкции люфт -
детекторов 53
3.1.1 Люфт - детекторы фирмы «Мюллер - Бем» 5 5
3.1.2 Люфт - детекторы фирмы «Маха» 5 6
3.1.3 Люфт - детекторы фирмы «Раваглиоли» 5 7
3.1.4 Люфт - детекторы фирмы «НовГАРО» 5 8
3.2 Описание и анализ конструкции 5 9
3.3 Выбор материала для использования в качестве подшипников скольжения
в люфт-детекторе 65
3.3.1 Обзор материалов 65
3.3.1.1 Текстолит 65
3.3.1.2 Фторопласт - 4 (Ф4) ТУ-6-05-810-88 ГОСТ 10007-80 66
3.3.1.3 Фторопласт-3 68
3.3.1.4 Полиамиды 69
3.3.1.5 Дисперсно-упрочненные композиционные материалы 70
3.3.3 Вывод и окончательный выбор материала 71
3.4 Обзор гидроаппаратуры 71
3.4.1 Гидростанции 71
3.4.2 Гидроцилиндры 74
3.4.3 Гидрораспределители 76
3.5 Гидравлический расчет 7 8
3.5.1 Расчет штока гидроцилиндра 7 8
3.5.2 Проверочный расчет гидроцилиндра 79
3.6 Кинематический расчет конструкции люфт - детектора 81
Лист
] 23.05.01.2018.892.00.00 ПЗ |Т
3.7 Прочностной расчет 8 2
3.7.1 Расчет опоры скольжения и на смятие 82
3.7.2 Расчет профиля платформы 83
3.7.3 Расчёт ползуна на изгиб 84
3.7.4 Расчёт болта платформы на срез 84
3.7.5 Расчёт сварки 85
3.7.6 Расчет проушины подвижной платформы на изгиб 85
3.7.7 Расчет проушины подвижной платформы на срез 86
3.7.8 Расчет проушины подвижной платформы на смятие 87
3.7.9 Расчет болта ползуна на смятие 87
3.7.10 Расчет нагрузки на штифт 88
3.7.11 Расчет оси стопорного механизма фиксирующего устройства 89
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 90
4.1 Освещение 91
4.2 Вентиляция 92
4.3 Микроклимат производственного помещения 95
4.4 Меры, обеспечивающие защиту от электроопасности 97
4.5 Меры, обеспечивающие защиту от травмирования движущимися частями 98
4.6 Пожарная безопасность 99
4.7 Меры, обеспечивающие защиту от шума и
вибрации 100
4.8 Требования ОТ при работе с люфт-детектором 100
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 102
5.1 Расчет объема инвестиций 102
5.2 Доход от оказания услуг пункта технического осмотра 103
5.3 Текущие расходы за год 105
5.3.1. Заработная плата сотрудников 105
Лист
] 23.05.01.2018.892.00.00 ПЗ Г6“
5.3.2. Затраты по охране труда 107
5.3.3 Амортизационные отчисления 108
5.3.4Затраты на электроэнергию 110
5.3.5 Затраты на тепловую энергию и воду 110
5.3.7 Прочие расходы 111
5.4. Экономическая эффективность проекта 112
5.4.1. Прибыль балансовая 112
5.4.3 Прибыль чистая 112
5.4.4 Рентабельность проекта 113
5.4.5 Срок окупаемости проекта 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 115
ПРИЛОЖЕНИЕ
Автомобильный транспорт играет ключевую роль в социальноэкономическом развитии Российской Федерации.
В настоящее время транспортный парк Российской Федерации составляет 40 млн. единиц автомототехники, из которых 32 млн. составляют легковые и грузовые автомобили, автобусы и прицепы .
Отмечаемый в последние годы устойчивый рост численности автопарка в нашей стране неизбежно ведет к интенсификации движения на автомобильных дорогах, и увеличению в связи с этим, опасности для жизни и здоровья населения и окружающей природной среды, а, следовательно, ведёт к необходимости совершенствования государственного регулирования в данной сфере.
Техническое состояние транспортных средств в последние годы существенно ухудшилось, что создает проблемы с безопасностью дорожного движения и охраной окружающей среды. Примерно 500 тыс. человек в мире погибают ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Результаты зарубежных исследований свидетельствуют о том, что на лечение раненых в ДТП уходит 1-3% валового национального продукта каждой страны независимо от уровня ее экономического развития.
В 2017 году в дорожно-транспортных происшествиях на российских дорогах погибли 33 тыс 308 человека, ранены более 292 тыс человек.
По результатам отечественных и зарубежных исследований, выполненных с выездом на место происшествия методически и технически подготовленных специалистов, доля ДТП, в которых технические неисправности были основной или сопутствующей причиной возникновения таких происшествий достигает 14-20%. Эти значения существенно превышают официальные данные (35%) органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в сфере дорожного движения и учет сведений о ДТП.
Для поддержания необходимого технического состояния и повышение надежности транспортных средств в эксплуатации необходимо применение специального оборудования для контроля технического состояния автомобиля.
При проведении технических осмотров на пунктах, оснащенных контрольно-диагностическим оборудованием, выявляется в 2-3 раза больше технически неисправных автомобилей, чем при их визуальном осмотре.
Считается целесообразным на станциях технического обслуживания и технических центрах организовать участки с оборудованием по контролю за техническим состоянием автомобилей, что позволит вовремя выявлять еще никак не проявившие себя неисправности и вовремя заменять необходимые запчасти [2].
Целью работы является повышение надежности автотранспортного средства, за счет применения специального контрольного оборудования на пунктах технического осмотра. Так же в дипломном проекте проведена организация пункта технического осмотра с таково рода оборудованием.
В настоящее время транспортный парк Российской Федерации составляет 40 млн. единиц автомототехники, из которых 32 млн. составляют легковые и грузовые автомобили, автобусы и прицепы .
Отмечаемый в последние годы устойчивый рост численности автопарка в нашей стране неизбежно ведет к интенсификации движения на автомобильных дорогах, и увеличению в связи с этим, опасности для жизни и здоровья населения и окружающей природной среды, а, следовательно, ведёт к необходимости совершенствования государственного регулирования в данной сфере.
Техническое состояние транспортных средств в последние годы существенно ухудшилось, что создает проблемы с безопасностью дорожного движения и охраной окружающей среды. Примерно 500 тыс. человек в мире погибают ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Результаты зарубежных исследований свидетельствуют о том, что на лечение раненых в ДТП уходит 1-3% валового национального продукта каждой страны независимо от уровня ее экономического развития.
В 2017 году в дорожно-транспортных происшествиях на российских дорогах погибли 33 тыс 308 человека, ранены более 292 тыс человек.
По результатам отечественных и зарубежных исследований, выполненных с выездом на место происшествия методически и технически подготовленных специалистов, доля ДТП, в которых технические неисправности были основной или сопутствующей причиной возникновения таких происшествий достигает 14-20%. Эти значения существенно превышают официальные данные (35%) органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в сфере дорожного движения и учет сведений о ДТП.
Для поддержания необходимого технического состояния и повышение надежности транспортных средств в эксплуатации необходимо применение специального оборудования для контроля технического состояния автомобиля.
При проведении технических осмотров на пунктах, оснащенных контрольно-диагностическим оборудованием, выявляется в 2-3 раза больше технически неисправных автомобилей, чем при их визуальном осмотре.
Считается целесообразным на станциях технического обслуживания и технических центрах организовать участки с оборудованием по контролю за техническим состоянием автомобилей, что позволит вовремя выявлять еще никак не проявившие себя неисправности и вовремя заменять необходимые запчасти [2].
Целью работы является повышение надежности автотранспортного средства, за счет применения специального контрольного оборудования на пунктах технического осмотра. Так же в дипломном проекте проведена организация пункта технического осмотра с таково рода оборудованием.
В данной выпускной квалификационной работе для повышения надежности автотранспортных средств выполнен конструкторский и технологический расчет пункта технического осмотра автомобилей. В результате рассчитаны посты и число контролёров, определён график работы и выбрано технологическое оборудование.
В конструкторской части была проведена разработка конструкции люфт- детектора для проверки подвески и рулевых механизмов легковых автомобилей с максимальной нагрузкой на ось 15 т. В качестве прототипа люфт-детектора была взята схема стенда «MAHA».
В проекте проведен анализ существующих конструкций люфт- детекторов, разработана конструкция люфт-детектора для производства. Представлены кинематический, прочностной расчеты. Были разработаны основные сборочные чертежи узлов стенда, его деталей. Разработаны рекомендации по безопасности жизнедеятельности.
Экономический эффект от проекта пункта технического осмотра составил 1 681 157 руб. Срок окупаемости около 1,2 лет.
В конструкторской части была проведена разработка конструкции люфт- детектора для проверки подвески и рулевых механизмов легковых автомобилей с максимальной нагрузкой на ось 15 т. В качестве прототипа люфт-детектора была взята схема стенда «MAHA».
В проекте проведен анализ существующих конструкций люфт- детекторов, разработана конструкция люфт-детектора для производства. Представлены кинематический, прочностной расчеты. Были разработаны основные сборочные чертежи узлов стенда, его деталей. Разработаны рекомендации по безопасности жизнедеятельности.
Экономический эффект от проекта пункта технического осмотра составил 1 681 157 руб. Срок окупаемости около 1,2 лет.





